по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2022
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 07-10-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2022
Образование
Винокурова О.С. - Уровень выбытия на российском рынке высшего образования и пути его снижения c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.38313

EDN: LXCDGQ

Аннотация: Предмет исследования – показатель выбытия в высшем образовании, указывающий на количество поступивших и не окончивших учебные заведения студентов. Цель – увеличение количества выпускников вузов при заданном количестве образовательных учреждений и студентов. Использован эмпирический метод: изучены документы и экспертные оценки. Метод получения информации: открытые статистические базы и аналитические исследования по соответствующей тематике. Проанализированы методика ОЭСР при составлении статистических баз данных и уровни образования в России. Выделены различия между «третичным» и «высшим образованием». Рассмотрено положение России по уровню грамотности населения среди стран ОЭСР: отмечен скромный показатель уровня «высшего образования» населения России при одновременно высоком показателе «третичного образования». Акцентирована важность снижения показателя выбытия в условиях прямой зависимости между уровнем «высшего образования» и развитием страны и общества. Рассмотрены основные причины выбытия: экономические и индивидуальные. Новизна заключается в формулировке определения показателя выбытия и его целевых значений. Предложены рекомендации для достижения обозначенной цели исследования, среди которых дополнительное информирование абитуриентов, повышение гибкости учебных планов и образовательных программ и популяризация и доступность образовательных кредитов. Обоснована важность использования термина выбытие в официальных источниках и ужесточения критериальных показателей,используемых в целях аккредитационного мониторинга. Сделан вывод о необходимости продолжения изучения показателя выбытия с целью повышения уровня высшего образования.
Педагогика
Волошин Д.В., Степанова Д.Ю. - Подготовка тюремного персонала в материалах пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества (к IV-му международному тюремному конгрессу 1890 г.) c. 14-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.36440

EDN: LYKMFC

Аннотация: В статье рассматриваются историко-педагогические аспекты деятельности пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества, направленные на обеспечение кадрового пополнения тюремного персонала в рассматриваемый период, и оформленные в виде подготовительных работ к IV-му международному тюремному конгрессу, состоявшемуся в российской столице в 1890 г. Методологическую основу исследования составили совокупности концептуальных положений педагогической и исторической наук, а также общенаучные методы познания - объективности, научности и историзма, системного подхода, логического анализа и синтеза, основанные на вариативности историко-педагогического процесса. Такой подход основан на взаимной интеграции предметных полей трех наук – педагогики, истории и юриспруденции.   Научная новизна рассматривается нами исходя из приоритета введения в научный оборот ранее не исследованного фактического материала первоисточника. Представленная работа является одной из первых попыток раскрыть историко-педагогическое наследие Санкт-Петербургского юридического общества (его пенитенциарной комиссии) в подготовке к IV-му международному тюремному конгрессу, прошедшему в Санкт-Петербурге в 1890 г., определить роль этой комиссии в теоретическом обосновании необходимости подготовки тюремного персонала в России.Обращение к ранее не изученной педагогами–исследователями деятельности пенитенциарной комиссии Санкт-Петербургского юридического общества в 1890 г. позволяет актуализировать вопросы прошлого, увидеть с новых сторон деятельность известных российских ученых (напр., председателя пенитенциарной комиссии – И. Я. Фойницкого), помочь понять важнейший начальный этап в теоретическом обосновании необходимости подготовки тюремного персонала в России.
Развивающиеся педагогические технологии
Назарова Л.Р. - Аспекты формирования креативных компетенций студентов-дизайнеров (на примере Школы дизайна НИУ ВШЭ) c. 22-48

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.36149

EDN: LZWTJI

Аннотация: Предметом исследования является описание и анализ решения практико-ориентированных задач в бакалавриате в условиях стремительно меняющегося рынка профессий (на примере веб-ресурса Школы дизайна НИУ ВШЭ). Методология. На примере Школы дизайна НИУ ВШЭ описан и проанализирован компетентностный подход к реализации практико-ориентированного образования в дизайнерской сфере. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследования и обобщение научных идей и взглядов; опрос (интервьюирование); беседа, прямое и косвенное наблюдение. Научная новизна. Основой образовательной модели обучения дизайнеров в Школе дизайна НИУ ВШЭ является веб-ресурс Школы дизайна НИУ ВШЭ, объединяющий «Карту креативных компетенций», «Студенческое портфолио» и «Лабораторию дизайна». НИУ ВШЭ рассматривает Лабораторию дизайна как творческую площадку для проведения производственной практики студентов и площадку для решения практико-ориентированных задач цифрового общества. Практическая значимость. Приведён краткий анализ основ двух образовательных моделей: Баухауз (Германия, г. Веймар, 1923 г.) и Школы Дизайна НИУ ВШЭ (РФ, г. Москва, 2021 г.). Результаты. Проведены параллели применения практико-ориентированного подхода Баухауса в обучении Школы дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров-бакалавров для цифрового общества.
Фу Л. - Особенности развития профессиональной индивидуальности китайских студентов в российских художественных вузах c. 49-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.38441

EDN: MAUXSM

Аннотация: В статье дан сравнительный анализ роли профессиональной индивидуальности будущего художника-педагога в профессиональном образовании Китая и России с целью построения эффективного процесса подготовки китайских специалистов в российских вузах. В соответствии с этим дается российская и китайская трактовка понятий: «профессиональная индивидуальность» и «индивидуальный образовательный маршрут». Предметом исследования становится изучение роли разработки образовательного маршрута в процессе подготовки художественных кадров. Гипотеза исследования состоит в том, что для успешного достижения педагогических целей в работе со студентами-китайцами необходимо учитывать варианты построения в вузах КНР индивидуальных образовательных маршрутов. Здесь также обоснована необходимость составления образовательных маршрутов в художественных вузах с учетом этнокультурной и этнопсихологической особенностей учащихся, говорящих на китайском языке, что является залогом развития индивидуальности в профессии и последующей адаптации к реалиям родной страны. Подобные исследования ранее не предпринимались на русском языке в отношении студентов из Китая, обучающихся в условиях современного российского вуза, специализирующегося на художественных специальностях. Данные материалы могут использоваться при составлении учебных планов и образовательных программ в художественных и педагогических вузах России, учитываться при дальнейших исследованиях вопроса адаптации иностранных студентов.
Воспитание и его формы
Баринова С.Г. - Актуальные вопросы нормативно-правовой основы отечественного воспитания c. 60-68

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.3.36901

EDN: MANGJZ

Аннотация: Важные изменения в законодательстве последних лет требуют внимания со стороны практикующих педагогов. Компетентное использование нормативной и законодательной базы необходимо для достижения планируемых результатов воспитания. Социально-педагогические вызовы современному отечественному воспитанию порождены глобальными изменениями в обществе, которые вызывают необходимости трансформаций не только в образовании, но также и в смежных ему сферах и институтах (культура, управление, семья и т. д.). Соответственно, всё это требует своего нормативно-правового осмысления и оформления не только в образовательном процессе, но и во всех сферах жизни. Основными теоретико-методологическими подходами к рассмотрению актуальных вопросов отечественного воспитания в контексте государственной политики выступают системный и комплексный. Государственная политика демонстрирует активное и системное выстраивание воспитательного процесса: актуализируются проработки важнейших понятий, соотношение с вызовами современности, проектирование будущего сегодняшних детей для новых изменяющихся условий, чётко прослеживается линия построения безопасной жизни юных поколений. Законодательно закрепляются содержательные и ценностные основы воспитания, принцип единой системы воспитания и образования, на государство возлагается обязанность создавать условия для самоопределения и социализации, способствующие воспитанию в детях лучших моральных и гражданских качеств. Новый механизм организации воспитательной работы включает рабочие программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Закон нацелен на всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное формирование обучающихся, развитие в них чувства патриотизма, гражданственности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.