по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2022
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 04-07-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2022
«Учитель, перед именем твоим…»
Баклыский П.В., Баклыская Л.Е. - Евгений Сашко: человек, художник, педагог c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.35317

Аннотация: Предметом исследования является биография и научно-педагогическая деятельность хабаровского преподавателя рисунка Евгения Вячеславовича Сашко, особенности его личности как человека и педагога. Рассматриваются этапы становления, основные виды творческой деятельности педагога в историческом контексте становления архитектурного образования на Дальнем Востоке и развития методов и технологий художественной подготовки архитекторов и дизайнеров на базе Тихоокеанского государственного университета. Впервые предпринята попытка воссоздать целостный творческий портрет Е. В. Сашко, в сферу интересов которого входили декоративно-прикладное искусство, педагогическая работа, художественное творчество. Он мог плодотворно сочетать художественное творчество и умение преподавать, совмещая разнообразные сферы деятельности. Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением метода анализа научных и методических трудов, обобщение педагогических наблюдений за учебно-творческой деятельностью, личных воспоминаний авторов, бесед с родственниками, анкетирования и опроса коллег и учеников. Научная новизна связана с вовлечением в научный оборот биографических источников и учебно-методических работ Е. В. Сашко (в частности, в области методики архитектурного рисунка), имеющее, в основном, прикладное значение для обучения и воспитания молодых специалистов в Тихоокеанском государственном университете и других вузах соответствующего профиля, их профессионального роста и развития. Результатами исследования являются выводы, отражающие конкретный вклад Сашко Е.В в развитие художественно-графической подготовки специалистов. Методика архитектурного рисунка, одним из основных разработчиков которой являлся Е.В. Сашко, по сей день служит базой всех программ художественной подготовки студентов в Тихоокеанском государственном университете
Актуальный вопрос
Рязанов С.С. - Педагогическое сопровождение развития гражданской зрелости студенческой молодежи c. 17-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38061

Аннотация: Статья направлена на разрешение противоречия между обозначенными в программных документах требованиями к выпускникам вуза, характеризующими их готовностью к активному проявлению гражданской позиции и качеств граждански-зрелой личности, и недостаточной разработанностью проблем педагогического сопровождения формирования гражданской зрелости студенческой молодежи. Целью исследования является выявление эффективных средств педагогического сопровождения развития гражданской зрелости студенческой молодежи. Теоретический анализ проведен на основе интеграции положений двух методологических подходов: личностно-ориентированного и деятельностного. В результате теоретического анализа сделан вывод о том, что гражданская зрелость основана на научном мировоззрении, идейной убежденности в важности реализации своих гражданских прав и обязанностей, их воплощения в конкретных делах и поступках. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении компонентов гражданской зрелости: гражданского сознания, гражданских чувств, гражданской активности и гражданского поведения. В ходе проведенного исследования констатированы значимые положительные корреляции всех компонентов гражданской зрелости между собой и значимые отрицательные корреляции данных компонентов с уровнем дисфункциональных установок личности. Констатирована роль субъектности обучающихся как ключевого атрибута гражданской зрелости. В качестве методического результата в статье обоснованы уровни и направления педагогического сопровождения развития гражданской зрелости студенческой молодежи в условиях вуза, выделены его направления и целевые ориентиры.
Образование
Слепцов Ю.А. - Обучение эвенскому языку в кочевом лагере: проблемы и решения c. 28-34

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38248

Аннотация: Предметом исследования является обучение детей в кочевом лагере для коренных малочисленных народов; проведен анализ трудностей, с которыми организаторы столкнулись в первые годы работы кочевого лагеря при изучении родного языка детьми-эвенами. Для образовательной системы малокомплектных общеобразовательных школ, кочевой лагерь является новой формой организации временного объединения в летние каникулы как неразрывная система обучения родному эвенскому языку в естественных кочевых условиях. Первые годы работы показали, что дети с трудом осваивают родной язык. Одной из причин является то, что в общеобразовательных школах их учили эвенскому языку, основанному на ольском говоре, который момские эвены не понимают. Учитывая вышеперечисленное, в кочевом лагере учили эвенский язык на местном говоре. Выводом полученным в ходе исследования являтся - в лагерь набирались дети, которые в силу объективных причин не располагали возможностью выехать в оленеводческие бригады, и тем самым не имели представления о традиционном образе жизни своего народа. Опыт работы с 2000 г. показал положительную динамику в области обучения родного эвенского языка, национальной культуры. Многие воспитанники кочевого лагеря после окончания средней общеобразовательной школы поступили в различные средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения и впоследствии пополнили ряды учителей в общеобразовательных школах, воспитателей дошкольного образования, работников культуры.
Педагогика
Жоусянь О. - Сравнительный анализ китайской и российской цифровой образовательной среды в сфере высшего образования (на примере Московского педагогического государственного университета и Пекинского государственного педагогического университета) c. 35-46

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38286

Аннотация: Предметом исследования являются цифровые образовательные среды китайских и российских университетов. Объектом исследования являются элементы цифровой образовательной среды современного образовательного постранства. Автор предпринимает попытку сравнить цифровые образовательные среды в России и Китае. С этой целью выделяется несколько элементов цифровой образовательной среды и производится их сравнение. Также автор уделяет внимание понятию цифровизации образовательной среды и описанию её важных аспектов. Автор наглядно показывает, каким образом реализуются принципы цифровой образовательной среды на практике китайского и российского университетов, а также делает выводы в конце статьи. Новизна исследования заключается в том, что китайская и российкая цифровые образовательные среды в сравнительном аспекте исследуются впервые. Основными выводами исследования являются: 1. цифровая образовательная среда играет важную роль для китайских и российских вузов, что проявляется в развитии цифровых технологий, ресурсов и других важных элементов среды; 2. в российских и китайских вузах развитие цифровой образовательной среды происходит в течение нескольких десятилетий и носит противоречивый характер: с одной стороны, достигнуты положительные результаты, с другой, существуют области, которые еще предстоит улучшить и скорректировать.
Образование
Канныкин С.В. - Воспитательно-образовательные функции бега в педагогической системе П.Ф. Лесгафта c. 47-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.35822

EDN: LCZTHB

Аннотация: Предметом исследования являются педагогически значимые функции бега и беговых упражнений, выступающих базовыми компонентами системы физического образования, созданной Петром Францевичем Лесгафтом (1837-1909). Прояснение воспитательного и познавательного потенциала беговых практик для формирования физических способностей, ума, характера и нравственных качеств обучающихся в свете гуманистических идеалов П.Ф. Лесгафта составляет цель предлагаемой научной работы. Автор обращает внимание на глубину постижения великим российским педагогом историко-теоретических и прикладных аспектов многообразных беговых упражнений, их системных отношений не только с другими видами физической активности, но и со школьным комплексом естественных дисциплин, а также воспитательным процессом в целом. Практическая значимость статьи проявляется в ее направленности на повышение качества преподавания физической культуры в образовательных учреждениях. В качестве приемов исследования были выбраны историко-антропологический подход, ряд общенаучных (систематизация, обобщение, сравнение) и теоретических методов (анализ литературы по проблеме исследования, терминологический анализ). В соответствии с разработанной П.Ф. Лесгафтом концепцией многомерной корреляции физического и интеллектуально-духовного развития установлено, что в качестве учебного упражнения бег без поворотов (экплетридзейн) формирует мышечное чувство пространства; длительный бег, бег с препятствиями и бег с отягощениями приучают к настойчивости действий; скоростной бег – к сосредоточенной деятельности, требующей значительного напряжения в короткий период; бег с факелом развивает координацию действий верхних и нижних конечностей; бег на носках способствует изяществу движений; бег в «партийных» играх приучает к дисциплинированности и ответственности перед командой; бег с метрономом развивает чувство времени. Также беговые упражнения готовят юношей к воинской службе, а в отношении школьников обоих полов выполняют рекреационную функцию и развивают навык нахождения оптимального соотношения преодолеваемого расстояния, времени и затраченных сил.
Педагогика
Маликов Р.Ш., Галиакберова А.А. - Педагогическая деятельность просветителя конца XIX – начала ХХ в. Габдуллы Тукая и борьба за обновление образования c. 63-70

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.37812

EDN: LDHTWI

Аннотация: Предметом настоящего исследования является деятельность непревзойденного татарского просветителя конца XIX – начала ХХ в. Габдуллы Тукая (26 апреля 1886 – 15 апреля 1913) по составлению учебников и учебных пособий для начальной школы по литературному чтению, а также его критические взгляды на систему обучения в старометодных школах и медресе, отраженных в стихотворениях. В ходе исследования проанализированы его деятельность как методиста, школьного учителя, а также стихотворения, в которых отражается описание процесса и результатов образования в старометодных школах и медресе. В ходе исследования использовались теоретические методы, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления, анализа и синтеза, абстрагирования. Новизна исследования является в том, что анализирована деятельность просветителя в качестве школьного учителя, а также по составлению учебников и учебных пособий, выделены критические мысли о состоянии образования молодежи в современных ему учебных заведениях и необходимости обновления содержания, методов и средств обучения. Для анализа отобраны такие стихотворения, как «Что рассказывают шакирды, вышедшие из медресе», «Деревенское медресе», «Отец и ребенок», «Утешение», в которых наиболее ярко отражаются взгляды просветителя на систему обучения начала ХХ в. в старометодных школах и медресе. Статья может быть использована в процессе изучения истории педагогической мысли и образования в средних и высших педагогических учебных заведениях, а также заинтересовать широкого круга читателей.
Современные стратегии и модели образования
Тараскина Я.В., Орбодоева Л.М. - Педагогические условия реализации дистанционного обучения (на примере онлайн платформ Zoom и Microsoft Teams) c. 71-81

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.35648

EDN: LKAWRM

Аннотация: Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современной жизни. В условиях пандемии коронавируса, в которых многие страны находятся и по сей день, онлайн платформы были и остаются одними из важнейших средств организации процесса обучения. В нашей стране в образовательных учреждениях было реализовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Предметом исследования является изучение педагогических условий реализации дистанционного обучения на основе онлайн платформ Zoom и Microsoft Teams. Для выявления оптимальных условий организации дистанционного обучения в рамках исследования был проведен письменный опрос в виде анкетирования. К основным методам исследования относятся: обзор научной литературы, наблюдение, опрос.   В настоящее время все большую актуальность приобретают проблемы интеграции различных обучающих курсов в синхронном и асинхронном форматах, разработки научно-методического сопровождения в виде пособий, рекомендаций по работе с онлайн платформами. Новизна исследования заключается в изучении оптимальных педагогических условий реализации дистанционного обучения, основанного на онлайн платформах. Авторы приходят к выводу о том, что обучение на основе дистанционных образовательных технологий способствует реализации современных образовательных парадигм таких, как личностно-ориентированное образование, индивидуализация траектории учебной деятельности, компетентностный подход, самообразование и саморазвитие обучающихся, проектное и исследовательское обучение.
Философия и педагогика
Розин В.М. - Конституирование смысла образования и культурно-семиотической среды ‒ мейнстрим революции в современной педагогике c. 82-91

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38073

EDN: LYZBQC

Аннотация: В статье рассматриваются две основные темы: сделана попытка охарактеризовать смысл современного образования и ввести понятие культурно-семиотической среды, концепт которой предложен автором и группой методологов и практиков педагогики. Кратко поясняется представление о смысле образования, более подробно задается процесс смыслообразования. Характеризуя этот процесс, автор анализирует один кейс и показывает, что смыслообразование позволяет разрешать проблемные ситуации за счет построения нарративов (схем, метафор, символов и др.) и новой предметности; в результате создается новая реальность, а также условия для новой деятельности. Чтобы задать смысл современного образования, вводится понятие образовательной среды (как формируемой в образовании, связанной с педагогической коммуникацией, семиотически нагруженной).   Кроме того, описывается современная ситуация в сфере образовании. Ведущей позицией педагога становится не управление и формирование, а сопровождение личности, стимулирование и озадачивание её, подсказки и помощь, организация условий и пространства для активности и творчества учащегося, совместный поиск решений, демонстрация собственной позиции и работы, готовность вместе с учащимися обсуждать проблемы и ряд других моментов, лежащих в рамках той же действительности. Разбираются четыре потребности в образовании, которые формируют соответствующие педагогические аудитории: «всеобщее» образование, «специализированное», «по интересам» и «миссионерское». Делается вывод, что смысл образования представляет собой сложное поле смыслов, предполагающее со стороны педагогики и науки обустройство культурно-семиотической среды, а со стороны личности продумывание, выбор и поступки. Сложность построения подобной среды двойного назначения (обеспечивающей формирование усредненного типа человека и сопровождение разных типов личности) в том, что она должна работать на четыре указанные типы образования, знакомить развивающегося молодого человека с основными типами проблемных ситуаций, формировать компетенции, необходимые для их разрешения.
Воспитание и его формы
Розин В.М. - Можно ли «воспитанием» Золушку превратить в принцессу? c. 92-99

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.38245

EDN: LZGHUG

Аннотация: В статье обсуждается ситуация с воспитанием в современной культуре и педагогике, ставится вопрос о причинах снижения интереса к воспитанию и возможности его возрождения в ближайшей перспективе. Рассматриваются смыслы воспитания (широко понимаемое образование, управляемое развитие, включение в культуру). Анализируются два условия мыслимости традиционного понимания воспитания. Во-первых, это принцип «гносеологической прозрачности» (в соответствии с ним педагог знает законы развития учащегося и требования, которые к нему будут предъявляться на выходе образования-воспитания), позволяющий определить цели и содержание образования-воспитания, а также методы воспитания. Во-вторых, «детерминистический» принцип: развитие молодого человека можно направить в желательном для государства, общества и школы направлении, блокировав одновременно активность учащегося, ведущую в неправильном направлении. Утверждается, что в настоящее время оба эти условия не выполняются, что образует проблему для воспитания. Социальная реальность все чаще мыслится как плюралистическая, сложная и неопределенная; и детерминация в сфере образования все меньше получается, напротив, на щит подымаются принципы вариативности, необходимость учитывать разные типы личности и расходящиеся траектории их развития и эволюции. Рассматриваются установки новой концепции воспитания, учитывающей современные вызовы времени и социальность. По мнению автора, воспитание должна удовлетворять «средовому подходу», «персоналистическому» и «рефлексивно-концептуальному».
Дидактика
Гущин А.Н. - Цифровая дидактика: системные основания и образ будущего c. 100-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.35657

EDN: MFFOKP

Аннотация: Статья посвящена системному обоснованию процесса электронного обучения. Для описания целенаправленного процесса используется язык кибернетики. Использование языка кибернетики позволяет выделить все компоненты системы управления процессом образования. В классическом случае это педагог, имеющий цель управления и достигающий этой цели. С появлением компьютерных технологий система управления процессом усложняется – в нее включаются информационно-коммуникационные технологии. На основе кибернетической модели обучения как целенаправленного процесса рассматривается эволюция процесса взаимодействия в образовании от классического образования в форме «человек-человек», затем к форме «человек-компьютер-человек» и далее к форме «человек-обучающая среда». Одновременно с этим рассматривается эволюция дидактического содержания процеса образования. Основными выводами приведенного исследования являются: вывод о наличии фундаментального противоречия между конечными возможностями воздействия компьютера как части системы управления образовательным процессом и бесконечным множеством поведенческих реакций обучаемого. Показано, каким образом данное противоречие разрешается на системном уровне путем, с одной стороны, упрощения самого электронного курса, но при этом увеличения разнообразия количества курсов. Показано, что на этом уровне развитие электронного обучения и содержание цифровой дидактики может быть охарактеризовано как «ученик- преподаватель – алгоритм обучения». Далее делается прогноз о том, что увеличение разнообразия электронных курсов приведет к созданию персональной обучающей среды, цель управления которой будет маркетинговая: максимально удовлетворить потребности клиента в обучении. Сделан вывод, что цифровая дидактика будет построена на принципах геймификации.
Индивидуальный подход в образовании
Прайзендорф Е.С. - Половая идентичность девочек и мальчиков младшего подросткового возраста c. 116-133

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.2.35661

EDN: MLXAZJ

Аннотация: Предмет исследования — когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты половой идентичности девочек и мальчиков младшего подросткового возраста. Целью исследования стало изучение содержательных характеристик когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов половой идентичности девочек и мальчиков младшего подросткового возраста и выявление взаимосвязи между этими структурными компонентами. Автор подробно анализирует особенности половой идентичности девочек и мальчиков младшего подросткового возраста. Половая идентичность представляет собой сложную динамическую структуру, которая начинает свое формирование в раннем детстве, а к подростковому возрасту, ввиду психологических особенностей данного периода, достигает нового, значительного уровня, что определяет необходимость ее подробного изучения именно в данный возрастной период. Методология исследования: культурно-историческая теория психического развития человека Л.С. Выготского, возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, концептуальные позиции и основные положения в исследовании половой проблематики отечественных и зарубежных психологов В.Е. Кагана, И.С. Клециной, Н.Ю. Флотской и др.Эмпирическая база исследования представлена 30 девочками и 30 мальчиками подросткового возраста из полных семей. Возраст участвующих составил 12-13 лет. Впервые теоретически обосновано и эмпирически доказано существование различий в качественных и количественных показателях, определяющих структуру половой идентичности девочек и мальчиков младшего подросткового возраста. Подростки обоего пола не испытывают трудностей с построением половозрастной последовательности и идентификации своего настоящего половозрастного статуса, адекватно идентифицируют себя в соответствии с полом и возрастом. Девочки-подростки в большей степени, чем мальчики соответствуют гендерным стереотипам. Для девочек и мальчиков характерно восприятие родительского воздействия как непоследовательного, неустойчивого и в целом непонятного для подростка. Поведенческий компонент половой идентичности младших подростков обоего пола характеризуется неопределенностью, недифференцированностью, сочетанием в поведении как женских, так и мужских качеств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.