по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 17-03-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Современные стратегии и модели образования
Асадуллин Р.М., Дорофеев А.В., Левина И.Р. - Диагностика цифровых компетенций педагога c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37153

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития цифровых компетенций педагога и представлен инструментарий для их оценки и самооценки. Предметом исследования выступает процесс диагностики цифровых компетенций педагога. Предпринята попытка структурировать основные показатели сформированности цифровых компетенций учителя и провести их уровневую дифференциацию. Представлена матрица развития цифровых компетенций, которая может стать целевым ориентиром для качественного управления учебной деятельностью обучающихся в цифровом образовательном пространстве. Матрица выступает теоретической моделью для проведения диагностики уровня сформированности IT-компетенций педагога в условиях сельских и малокомплектных школ. В ней представлено три уровня развития цифровых компетенций. Педагог в своем профессиональном развитии непрерывно проходит три стадии, которые условно можно обозначить как «Применение – Адаптация – Разработка». Соответственно, можно говорить о трех уровнях развития IT-компетенцией учителя, реализуемой в следующих видах профессиональной деятельности: работа с информационными ресурсами; управление процессом обучения, воспитания и развития; разработка электронных учебных материалов, создание образовательной среды и противодействие деструктивным течениям в интернете; самоуправление профессиональным становлением педагога. Критерии разработаны в соответствии с выделенными видами профессиональной деятельности учителя. Уровень развития IT-компетенций выявляется посредством анализа педагогических ситуаций, когда педагогу предлагается выбрать одну из трех стратегий поведения, которые связаны соответственно с общепользовательской, общепедагогической и предметно-методической компетенцией. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения №073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ (по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)».
Просвещение
Скороходова С.И. - Мост над пропастью: к вопросу о судьбе духовного наследия русской эмиграции в современной России c. 18-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37317

Аннотация: Статья посвящена проблеме духовной преемственности поколений, без решения которой невозможно экстраполировать наше будущее. Утверждается, что потомки русских эмигрантов — тонкий мостик через исторический разлом, отделяющий нас от дореволюционной России, объективные маркёры, не деформированные «новой инкубаторной идеологией». Автор раскрывает духовные основы жизни восточного русского зарубежья в разные исторические периоды на основании общения с М.П. Таут, бывшей репатрианткой из Харбина, опираясь на документы из ее личного архива, которые она любезно предоставила, публикации из журналов и газет, выпущенных потомками русских эмигрантов в настоящее время.     Основной принцип исследования - опора на исторические источники. Обосновывается, что через восстановление связи поколений начнется движение вперед при сохранении многовековых ценностей Русской цивилизации и открытости к технологической модернизации XXI века. Автор убеждает в том, что в эпоху наступления западного глобализма, угрожающего национальной идентичности и исторической целостности России, важно выстроить собственный путь развития, восприняв опыт выживания и духовное наследие русского мира за рубежом. Сделан вывод о том, что необходимо активно изучать документы, находящиеся в личных архивах потомков репатриантов, так как они являются кладезем жизненного опыта, источником национального самопознания.
Современные стратегии и модели образования
Соколова О.В., Львовский В.А., Знаменская О.В., Долгодворова Е.Ю. - К построению модели формирования читательской грамотности в ходе преподавания учебных предметов в основной школе c. 31-51

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37396

Аннотация: Цель исследования ― развитие методологических оснований для повышения качества обучения в основной школе. Объект исследования: формирование читательской грамотности у учащихся 5-7 классов при освоении разных учебных предметов. Предмет исследования: системообразующие связи и отношения учебно-предметных и метапредметных задач, текстов, ситуаций и целей чтения в контексте учебной деятельности, экспликация которых позволяет построить целостную модель формирования читательской грамотности как универсальной метапредметной способности ученика. Особое внимание уделяется вкладу каждого учебного предмета в процесс формирования читательских умений с учетом их специфики. Основные методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ текстового окружения школьника в учебном пространстве; классификация, структурирование, обобщение. Новизна подхода состоит в системном рассмотрении вклада изучения разных предметов в формирование читательской грамотности, в методологическом подходе, согласно которому для определения вклада учебного предмета в формирование читательской грамотности исследуется специфика учебной деятельности. В основу модели формирования читательской грамотности положено представление о сложной взаимосвязи предметных и метапредметных результатов обучения. Обнаружено, что формирование читательских умений в разных предметных областях подчиняется ряду общих принципов, но существенно зависит от содержания предметной дисциплины и типа поставленных в ее рамках учебных задач. Предполагается, что само предметное обучение может и должно быть построено таким образом, чтобы обеспечивать следующий шаг развития метапредметных умений. Был проанализирован текстовый потенциал четырех учебных предметов, предложена типология учебно-предметных задач, направленных на формирование читательской грамотности, определены основные компоненты модели и сформулированы требования к ней. Модель позволит методистам и учителям анализировать учебный процесс, разрабатывать учебно-предметные задачи, при решении которых, без введения внешних по отношению к предмету процедур достигаются как предметные, так и метапредметные результаты.
Педагогическая психология
Агиенко М.И., Наумов А.А., Салташ Д., Карпенко Е.П. - Педагогические ресурсы формирования оптимистического мировоззрения студентов в современном вузе c. 52-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.35037

Аннотация: Актуальность данной статьи определяется необходимостью выработки у студентов мотивации к работе и получению знаний в современной ситуации упрощения механизма отбора абитуриентов. Объектом исследования является процесс повышения учебной мотивации студентов в вузе. Предметом исследования является взаимосвязь оценивающих реплик педагога с уровнем учебной мотивации студентов. Цель статьи – оценить мотивационный по-тенциал отдельных возможных высказываний педагога, обращенных к студенту. Нормой мотивационного потенциала считается соответствие параметрам оптимистического мировоззрения. Метод оценки соответствия предполагает совпадение с параметрами оптимистической атрибуции жизненных событий, описанными в работах М. Селигмана (параметры персонализации/локуса контроля, устойчивости/постоянства и генерализации). Новизна исследования заключается в применении метода прогнозирования влияния различных реплик преподавателя на психологическое состояние студента с учетом параметров атрибуции, свойственной состоянию выученной беспомощности. Как показывают результаты исследования, самые распространенные реплики преподавателя укрепляют пессимистический стиль объяснения успехов и неудач студентов, особенно тех, кто находится в состоянии выученной беспомощности, следовательно, сохраняют учебную мотивацию на низком уровне, свойственном этому состоянию. Под педагогическими ресурсами в данной работе понимается психологический потенциал участников образовательного процесса, средства педагогического воздействия, а также особенности образовательной среды, обеспечивающие условия формирования оптимистичной личности. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, заинтересованных в обогащении арсенала их педагогического воздействия на обучающихся, в тактичном осуществлении индивидуального подхода к студентам, сохранении и укреплении их здоровья, развитии отношений, построенных на взаимном уважении каждой из сторон педагогического акта.
Личность и личностный рост
Свилина О.А. - Оценка влияния структурной организации мотивации достижения спортсменов на результативность их деятельности c. 68-76

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37599

Аннотация: Предметом исследования являются психологические закономерности динамических проявлений мотивации достижения спортсмена индивидуальных видов спорта, особенности ее трансформации с учетом профессионального развития и влияния на самоэффективность. Объектом исследования является мотивация достижения спортсменов индивидуальных видов спорта. Автор осуществляет попытку поиска и эмпирической оценки влияния структурной организации мотивации достижения спортсменов на эффективность их профессионального развития и достижений. Опираясь на методы номотетического анализа данных о мотивации достижения более 500 спортсменов, а также результативности их достижений осуществляется построение системы независимых уравнений, обеспечивающих возможность анализа влияния базовых опорных мотивационных факторов (ориентация на эго, решение задач и материальные ценности) на эффективность спортсменов соответствующей профессионально-возрастной группы. Основными выводами проведенного исследования являются выявленные закономерности, определяющие результативность спортсмена в зависимости от структурной организации мотивации достижения. На основе построенной системы независимых уравнений определен уровень чувствительности достижений к структуре исследуемых мотивов спортсменов индивидуальных видов спорта. Установлено, что степень результативности спортсмена в наибольшей степени чувствительна к изменению фактора «Ориентация на решение задач». Однако по мере профессионального развития степень влияния этого фактора начинает снижаться и балансироваться с мотивом «Материальные факторы». Новизна исследования заключается в проведенной модернизации существующих подходов и алгоритмов к исследованию мотивации достижения (подходы Р.А. Пилояна, Е. П. Ильина, А.Ц. Пуни и др.) в рамках использования динамического анализа трехмерной структуры мотивации («эго», «задачи», «материальные факторы») применительно к спортсменам индивидуальных видов спорта. Это позволило обосновать необходимость использования такого рода математико-статистических моделей, которые бы позволили предвидеть результативность спортсмена в зависимости от настройки структурной организации исследуемых опорных мотивов применительно к каждой профессиональной группе.
Образование
Шайхисламова Н.Б., Булатбаева А.А., Акбаева Г.М., Абилдаев Б.Ж. - Формирование конкурентоспособности будущих педагогов в системе университетского образования c. 77-87

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37583

Аннотация: Цель статьи - теоретико-практическое обоснование процесса формирования конкурентоспособности будущего педагога. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение, моделирование, глубинное интервьюирование. Результаты исследования: определена сущность конкурентоспособности будущего педагога, представлена разработанная модель процесса формирования искомого качества, результаты диагностики. По результатам изучения сформированности конкурентоспособности будущих педагогов сделан вывод о необходимости разработки и внедрения целостной модели формирования искомого качества через наставничество и коуч техники, развитие персональных качеств в тренинговом обучении, развитие системы профессионального консультирования и профориентации. Авторами дается определение конкурентоспособности будущего педагога, обосновываются некоторые условия его формирования. Процесс глобализации и изменчивость окружающей среды сегодня требуют, чтобы общество обеспечивало устойчивость для себя и своей окружающей среды на протяжении всей жизни. Поэтому в настоящее время меняется парадигма конкурентоспособности личности и специалиста. Для выпускников актуально не только достижение академических результатов, но и то, как они могут учитывать вероятный уровень конкуренции на рынке труда и быть готовыми гибко реагировать на эти изменения. Авторы статьи, анализируя психолого-педагогическую литературу, приходят к тому, что наряду с развитием профессиональных качеств необходимо развитие привычки к лидерству, аналитических способностей, вовлеченности в общественную жизнь, активной гражданской позиции, как конкурентных преимуществ специалиста.
Педагогика
Авдеева Н.А., Аравина Т.И. - Развитие сотрудничества в профессиональном образовании c. 88-102

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37656

Аннотация: Статья посвящена научно-прикладному исследованию практики совершенствования профессионального образования в высшем учебном заведении в сотрудничестве участников отношений в сфере образования. Были применены методы междисциплинарного анализа литературы и нормативно-правовых документов, метод анализа педагогического опыта, общенаучные методы систематизации, обобщения, сравнения, классификации. Разработаны и реализуются новые программы высшего профессионального образования по подготовке бакалавров и магистров по направлению «Лингвистика» на кафедре иностранных языков профессиональной коммуникации Владимирского государственного университета во взаимодействии с организациями-партнерами на основе положений отечественной педагогики сотрудничества, закрепленных в современном законодательстве. Представлены актуальные профессиональные компетенции бакалавров направления 45.03.02 - Лингвистика, разработанные в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта 04.015 "Специалист в области перевода". Структурированы индикаторы их достижения, согласно уровням квалификации, обозначенным профессиональным сообществом. Особое значение придается актуальности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Предложена модель маршрута, в основу которой положены различные формы развития сотрудничества в сфере профессионального образования в высшем учебном заведении. Результаты исследования показывают необходимость развития сотрудничества, учитывающего интересы и потребности всех субъектов образовательной деятельности. В практике кафедры оно реализуется через совместную с работодателями подготовку бакалавров, получение ими дополнительной квалификации, продолжение обучения в магистратуре с перспективой педагогической деятельности.
Актуальный вопрос
Сагитов С.Т., Дорофеев А.В., Мустаев А.Ф., Калимуллина Г.И. - Структурно-функциональная модель единого образовательного пространства развития профессиональных компетенций педагога c. 103-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37638

Аннотация: Статья подготовлена в рамках проекта «Разработка модели единого образовательного пространства организаций дошкольного и общего образования г. Уфы с углубленным изучением башкирского языка», реализуемого в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Предмет исследования – моделирование образовательного пространства организаций дошкольного и общего образования для развития профессиональных компетенций педагога. Структурно-функциональная модель единого образовательного пространства разработана на основе принципов многомерности, горизонтального обучения, персонификации, событийности, субъектности, непрерывного повышения профессионального мастерства, преемственности, управляемого развития и постобучаемого сопровождения. В модели представлены и описаны: компоненты образовательного пространства (субъекты, технологии, события и явления, организации-партнеры, ресурсное обеспечение); функции (диагностика профессиональных дефицитов педагога, формирование карты профессиональных дефицитов, определение точек роста педагога и построение его индивидуального образовательного маршрута); механизм реализации функций (автоматизированная оценка предметных и методических компетенций, определение уровня профессиональных компетенций, построение индивидуального образовательного маршрута). В статье раскрываются особенности функционирования Центра научно-методического сопровождения педагогических работников. Представлено описание научно-исследовательского и методического блоков, а также мобильного учебного блока и блока высокотехнологичных средств обучения. Разработаны научно-теоретические основы управления единым образовательным пространством организаций дошкольного и общего образования для повышения уровня профессионального мастерства педагогов. Основной эффект, достигаемый при реализации предложенной модели, – это интеграция и координация педагогов организаций дошкольного и общего образования в рамках единого образовательного пространства. Инновационная образовательная среда непрерывного повышения квалификации педагогических работников способствует их профессиональному становлению и карьерному «лифту»
Современные стратегии и модели образования
Minasyan E.T. - HYBRID LEARNING INCORPORTED IN HIGHER EDUCATION GENERATES MORE INFORMAL LEARNING c. 116-125

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.34937

Abstract: E-learning with its diverse forms and wide-ranging applications has gone forward changing globally teaching and learning strategies in tertiary education. Technology-enhanced learning has progressed both from enhancements of innovative technologies, amendments in educational sphere and integration of international designs in learning environment. The article analyses the interaction of blended learning models aiming to promote the most effective curriculum design to serve the learners’ requirements, their life experiences and the opportunities and limitations of the particular learning setting. The subject of the study is to get the insight of the newly emerged catchword micro-blended learning, which is abundantly used in educational sphere with its interwoven constituent parts. The research is based on empirical studies conducted by contemporary scholars, comparative analyses of diverse modes of teaching and learning and practical implications of micro-blended learning strategies. The study outcomes imply that technological enhancements and inconsistencies in scholastic environment dictate the emergence and evolvement of blended learning styles which pursue the goal to increase the insufficient language practice through informal self-study. The authors assume that the synergistic cycle of micro blended learning applied in the design of in-company produced textbooks suits directly the requirements of undergraduate and postgraduate learners. The research findings can be helpfully applied in educational sphere for designing and introducing e-learning schemes.
Типы обучения
Флеров О.В. - Развитие неформального и информального обучения иностранным языкам в 2010-х годах c. 126-142

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.35523

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье выступают неформальное и информальное обучение как образовательные практики альтернативные освоению основных образовательных программ, реализуемых в институциональных педагогических условиях. Предметом выступает процесс обучения и освоения иностранного языка соответствующим образом. Особое внимание уделяется информационно-коммуникативным условиям цифровой среды, образовавшейся в 2010-х годах и механизму их влияния на внеинституциональное освоение языков. Такое лингвообразование рассматривается как процесс, активно развивающийся не только на основе сугубо педагогического понимания значимости построения образовательных маршрутов на протяжении всей жизни, но и за счёт объективных информационных реалий, влияющих на специфику существования окружающего нас знания как «продукта» освоения информации. В качестве методологии исследования применяется междисциплинарный информационно-коммуникативный и педагогический анализ, демонстрирующий естественное изменение процесса обучения иностранным языкам в условиях трансформации информационно-языковой среды. Исследование носит дедуктивный характер, при котором автор от обоснования общей роли неформального и информального образования в жизни современного человека переходит к конкретным условиям, влияющим на освоение иностранных языков подобным образом. На основе полученного материала в итоговой части анализируются конкретные тенденции и противоречия развития неформального и информального обучения иностранным языкам и его взаимодействия с институциональной педагогической практикой. Делается вывод о том, что потенциал внеинституционального освоения иностранных языков сегодня явно выше чем даже десятилетие назад, и за счёт его активного раскрытия возможно достичь взаимодополнения с формальным обучением для достижении синергетического эффекта в процессе непрерывного образования личности. Новизна работы состоит в углублении общих идей о роли внеинституциональных образовательных практик в развитии личности через призму одной дисциплины с выявлением конкретных тенденций их развития на определённом временном отрезке с учётом условий трансформации информационно-коммуникативной среды.
Новые методики и технологии
Алдошина М.И. - Условия проектирования эффективных профессиональных образовательных программ в современном университете c. 143-154

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.35155

Аннотация: Автором рассматриваются аспекты формирования профессиональных и ключевых личностных компетенций и их особенности в современном цифровом обществе и университетском образовании, отражаемые при проектировании профессиональных образовательных программ. Автором актуализируется необходимость обновления образовательных профессиональных программ, рассматривается сущность и особенности формирования профессиональных компетенций в университетах современной России на цифровом этапе развития цивилизации, особенности индивидуализации образовательного процесса в эпоху цифровизации и распространения дистанционных технологий. В статье выстраиваются приоритеты влияния кадровых, материально-технических и содержательных проблем. Предметом данной статьи являются условия разработки эффективных профессиональных образовательных программ в университетском образовании. Объектом – проектирования профессиональных образовательных программ.    В ситуации современного этапа цифрового развития общества и этапа развития профессионального образования особенно актуальна проблема формирования профессиональных компетенций в университетском образовании.Методологическим основанием статьи выступает компетентностный подход, рассматривающий результаты учебных действий студентов через компетенции. Основная проблема статьи - рассмотрение условий проектирования эффективных профессиональных образовательных программ и технологий их практической реализации в университете по формированию комплекса профессионально-личностных компетенций студентов в условиях цифровизации университетского образования и распространения дистанционного образования. Необходимость обновления образовательных профессиональных программ определяется особенностями современного профессионального образования, уровня компетентности и подготовленности субъектов в нем, учитывая кадровые, материально-технические и содержательно-технологические условия современного личностно-ориентированного профессионального образовательного маршрута каждого студента, позволяющего согласовывать и гармонизировать разрозненные личностные и аксиологические детерминанты цифрового этапа развития университетского образования в обществе.
Гущин А.Н. - Опыт анализа цифрового следа студента в LMS Moodle c. 155-166

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.35514

Аннотация: Опыт анализа цифрового следа студента в системе управления обучением (LMS) Moodle. Анализ цифрового следа производится в раках курса "Управление проектом". Курс по управлению проектом является актуальным курсом для будущих студентов архитектурных специальностей, в связи требованиями профессионального стандарта. Источником данных послужили отзывы студентов о курсе, а также данные анкеты. Анкета заполняется слушателями в обязательном порядке. Вопросы анкеты представляют собой вопросы постпроектного анализа от методики разработки проектов MSF (Microsoft FrameWork Solutions). В отличии от анкеты, отзыв о курсе оставляется по желанию, содержание отзывов ничем не регламентировано. К основному выводу проведенного исследования можно отнести вывод о том, что анализ цифрового следа позволяет выделить и определить те навыки, умения и тот опыт, который получают слушатели при прохождении курса. Таким образом анализ цифрового следа служит независимым подтверждением правильности решения о том, какие компетенции должен формировать курс. Также анализ цифрового следа позволяет сделать вывод о том, формирует ли учебный курс те умения и навыки, которые требуются профессиональными стандартами по данной специальности. Самостоятельную ценность представляет методика анализа цифрового следа, продемонстрированная в настоящем исследовании.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.