по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 17-09-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Историзм как принцип
Вишленкова С.Г., Мариниченко А.И. - Возможности биографического подхода в историко-педагогическом изучении наследия русской эмиграции c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33493

Аннотация: Статья посвящена исследованию специфики использования биографического подхода в изучении наследия таких известных представителей русской эмиграции ХХ века, как П. М. Бицилли, Н. А. Ганца и С. И. Гессена. Предметом исследования в статье является возможность использования биографического подхода в процессе изучения педагогической мысли и образования российского зарубежья. В ходе анализа работ последних лет прослеживается эффективность реализуемого подхода в историко-педагогических исследованиях. Объектом являются посвященные П. М. Бицилли, Н. А. Ганцу и С. И. Гессену книги, опубликованные в 2018–2000-х гг., представляющие либо биографические, либо теоретические исследования с серьезным биографическим компонентом. Исходя из принципов междисциплинарности и комплексного анализа научного и историко-образовательного процесса, авторы определяют биографический метод как один из основополагающих для изучения образовательного пространства российского зарубежья и педагогического наследия его участников. Характерное для анализируемых книг использование архивного материала, разнообразных документов, малодоступной периодики, введение в научный оборот новых сведений личного характера не только заметно дополняют сегодняшние представления о личности ученого, оказывающегося в центре исследования, но и уточняют картину педагогической жизни эмиграции в целом. Представленный в статье обзор публикаций дает возможность по-новому оценить научный потенциал биографического подхода, персонализации педагогической истории российского зарубежья, наметить дальнейшие пути изучения этого феномена.
Образование
Захарова О.В., Суворова Л.Г., Захаров А.В. - Особенности экологического неформального образования c. 10-28

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33617

Аннотация: Целью статьи является выявление наиболее значимых с точки зрения посетителей и экспертов характеристик экологической образовательной программы. Объектом исследования является неформальное экологическое образование, а предметом программа неформального экологического образования, реализуемая на этнографическом стойбище «Увăс Мир хот» (Дом Северных людей). Особое внимание уделяется содержательным и формальным характеристикам исследуемой программы. Вкладом авторов в исследование темы является выделение характеристик программы эффективно воздействующих на посетителей и меняющих их отношение к окружающей среде. На первом этапе осуществлен анализ теоретических исследований, посвященных современному экологическому образованию и выделены базовые характеристики. На втором этапе проанализированы содержательные и формальные характеристики образовательной программы. На третьем этапе проанализированы три вида отзывов, которые позволили выявить наиболее эффективные характеристики образовательной программы. Новизна исследования заключается в комплексном методе исследования, предполагающем анализ нескольких видов отзывов для определения наиболее эффективных характеристик образовательной программы, а также в описании уникальной площадки, на которой реализуется программа. Теоретическая значимость исследования связана с поиском оптимального набора содержательных и формальных характеристик образовательных программ, формирующих ответственное экологическое поведение. Сделан вывод, что экологическое образование невозможно в старой образовательной парадигме, поэтому предлагается вариант неформального дополнительного экологического образования, основанного на мудрости коренных народов и содержащего элементы присущие современному экологическому образованию. Однако ряд характеристик нуждается в дальнейшей доработке. Содержательные характеристики не получили отражения в отзывах, хотя формальные характеристики экологического образования фиксируются (эмоциональное и эстетическое воздействие, неформальный характер, вовлеченность в обсуждаемые проблемы, игровой характер мероприятий). Анализ экспертизы, проведенный специалистами-педагогами, показывает наличие почти всех характеристик образовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования рассматриваемой программы, и программ экологического образования в целом.
Пеша А.В., Евплова Е.В. - Надпрофессиональные компетенции педагога XXI века c. 29-46

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33247

Аннотация: Цифровизация и развитие знаниевой экономики, формирование и распространение новой дидактики — технологической, в основе которой лежит дидактический тетраэдр, приводят к изменению требований общества к развитию компетенций педагогов. Данные тенденции актуализировали выбор предмета исследования, направленного на изучение актуальности формирования надпрофессиональных компетенций будущих педагогов. Цель исследования — на основе контент-анализа предыдущих исследований провести эмпирическое исследование мнений студентов педагогических вузов относительно значимости, самооценки и оценки возможностей развития надпрофессиональных компетенций XXI века, необходимых современному педагогу. Методы исследования: контент-анализ российских и зарубежных исследований по предмету исследования, онлайн-опрос. В онлайн-опросе приняло участие 150 студентов из трех педагогических вузов — ФГБОУ ВО УрГПУ, ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ, ФГАОУ ВО РГППУ.   В статье дано авторское определение понятия «надпрофессиональные компетенции», сделан обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. Авторами раскрыты результаты пилотажного исследования среди студентов педагогических университетов Урала. В результате исследования, на основе собранных мнений студентов, были составлены профили надпрофессиональных компетенций студентов по 7 направлениям подготовки в двух перспективах — самооценка уровня развития компетенций студентов и оценка важности компетенций на рынке труда. Полученные результаты оценки возможностей развития надпрофессиональных компетенций в вузе и представленные в данной работе свидетельствует наличие возможностей для совершенствования образовательного процесса.
Педагогика
Юй Я. - Теоретические основы обучения актеров в театральных школах Китая c. 47-53

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33386

Аннотация: Статья посвящена работе со студентами и в русской и в китайской театральных школах, которая выстраивается, исходя из элементов актерского творчества, определенных «системой Станиславского», как ведущей теоретической основы в подготовке начинающих актеров. Автор отмечает, что в качестве помощи в процессах обучения актеров используются приемы и методы воспитания актера, применявшиеся Всеволодом Мейерхольдом и Николаем Демидовым. Опираясь на внутренние и зарубежные эксперименты, профессоры руководствуются одновременно своим личным многолетним творческим опытом и теорией актерского искусства, они стремятся сделать этот курс сформированным на солидной научной теории и практике. Автор констатирует, что обучение актеров в Китае проходит по системе Мейерхольда с упором на изложение самоконтроля актера, тренировкой контролем над телом, голосовым управлением, эмоциональной контролем, ориентацией на манипуляцию персонажем, в сочетании со случайными движениями тела в качестве основы. Профессиональная подготовка в процессе обучения актерскому мастерству в театральных школах Китая основана на базовом профессиональном познании навыков с целью улучшения профессиональной осведомленности законов физического движения тела, эмоционального контроля, познания характера персонажа и его интерпретации в представлении с целью предоставления студентам навыков актерского мастерства.
Развивающиеся педагогические технологии
Садыкова Э.Ф., Мирюгина Т.А. - Особенности организации образовательного экологического геокешинга для учащихся общеобразовательных школ c. 54-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33625

Аннотация: Предметом исследования являются особенности организации образовательного геокешинга экологической направленности для учащихся общеобразовательных школ. В настоящее время востребованным трендом развития современного образования является модель открытого, неформального образования. Одним из форм организации работы с учащимися неформального образования является образовательный геокешинг. В статье особое внимание уделено достижению целей экологического образования с помощью деятельностного подхода. Авторы считают, что знания в области экологического состояния среды своего обитания учащимся целесообразно получать через вовлеченность, и делать это нестандартными формами взаимодействия. В качестве примера рассмотрен опыт организации и реализации городского проекта «Экологический геокешинг» для учащихся общеобразовательных школ на территории города Тобольска. Рассмотрены особенности основных этапов проведения игры: ее цель, форма проведения, краткое содержание подготовки организаторов и участников игры, приведены задания испытаний на примере экологических станций и др. По мнению авторов в ходе проведения подобных мероприятий происходит осмысление учащимися ценности сохранения среды своего обитания; непосредственное участие учащихся на всех этапах игры является мощным мотиватором познавательной деятельности учащихся, в процессе которой решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи экологического образования. Методические рекомендации, изложенные в статье, могут быть использованы учителями при разработке материалов подобных мероприятий.
Ермаков Д.С. - Применение методики «Мировое кафе» в педагогических исследованиях c. 63-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33694

Аннотация: Современные трансформации в педагогической теории и практике вызывают интерес к инновационным методикам. Значительным познавательным потенциалом в плане исследовательской деятельности обладает разработанная в конце XX в. методика проведения неформальной сфокусированной дискуссии «Мировое кафе» (англ. World café), которая может применяться для решения сложных вопросов и комплексных проблем, интеграции точек зрения специалистов из разных областей, планирования групповой работы, подведения итогов, обмена опытом и т.п. Сегодня эта методика пользуется популярностью во всём мире. Предмет исследования – история создания, функциональные возможности и особенности применения «Мирового кафе» в педагогических исследованиях. В статье изложен краткий очерк истории возникновения данной методики. Обобщены основные принципы и правила её проведения. Раскрыты особенности применения «Мирового кафе» в научно-педагогических целях как качественного метода исследования социально-конструктивистского направления, который облегчает диалог, открывает доступ к знаниям и мнениям широкого спектра участников, способствует взаимному обучению, а также выступает источником ценных данных. Приведены и проанализированы зарубежные и отечественные примеры применения «Мирового кафе» для решения указанных выше задач. Представлена характеристика рассматриваемой методики в сопоставлении с такими способами получения качественных данных, как индивидуальное интервью и фокус-группа, выявлены сравнительные преимущества и недостатки.
Философия и педагогика
Розин В.М. - Понимание культурно-семиотической среды в тьюторской концепции образования c. 74-87

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33526

Аннотация: В статье ставится задача построения дискурса культурно-семиотической среды для тьюторской концепции образования. Для этого анализируется кейс из образовательной практики, в том числе и автора, касающийся открытия ребенком изображения рисунка. В процесс такого открытия различаются три фазы: образование проблемной ситуации, ее разрешение за счет построения схемы, освоение реальности с вторичными предметами. Автор интерпретирует этот материал в рамках семиотического подхода, который он трактует по-новому, расширительно, включая в семиотику не только знаки и знаковые системы, но и схемы, иконы, символы, произведения искусства.   Обсуждается культурно-семиотическая среда, за счет которой происходит развитие психики молодого человека, при этом помимо семиотических средств различаются коммуникация, разрешение проблемной ситуации, подтверждение построенного объяснения результатами всего процесса. Автор анализирует позицию тьютора, как принципиально отличающуюся от образовательной позиции педагогики формирования. Во второй части статьи он предлагает семиотическую версию генезиса культуры, в которой различает три разных плана ‒ собственно семиотический, социальный и антропологический, в котором складывается личность. Заканчивается статья характеристикой современной ситуации в культуре и образовании и размышлением о месте и задачах в ней тьюторского движения.
Дидактика
Суворова Н.Н., Новикова Т.А. - Развитие активного мышления в процессе преподавания языковых дисциплин в вузе c. 88-96

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33270

Аннотация: Предметом исследования является формирование у студентов неязыковых специальностей навыков построения речи, соответствующей нормам русского литературного языка. Объектом - процесс преподавания языковых дисциплин с использованием метода "шпаргалки". Целью исследования была проверка эффективности описанного метода преподавания. Методологическим обоснованием методов педагогического исследования являются деятельностный, личностный и системный подходы. Методы педагогического исследования: эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности студентов, наблюдение, беседа), методы обработки данных (математические, статистические). В качестве метода изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях был проведен педагогический эксперимент и описаны его результаты. Описанный в данной статье метод «шпаргалки» применительно к изучению языковых дисциплин не только структурирует знания учащихся, помогает им запомнить материал в полном объеме, легко воспроизвести его, но и развивает творческие способности будущих инженеров даже в области познания и развития навыков построения собственной литературно и нормированно оформленной речи. Научной новизной является соединение языкового материала и умений будущих инженеров представлять информацию в виде схем, таблиц, систем. Это дает нам возможность использовать этот метод при изучении не только выделенных языковых тем, но и целых дисциплин.
Индивидуальный подход в образовании
Никулова Г.А., Боброва Л.Н. - Гендерные аспекты проявления стилей учения на фоне цифровизации образования c. 97-111

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33338

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей работы является процесс трансформации индивидуальных особенностей и предпочтений участников образовательного процесса в условиях информатизации образования. Предмет представленного исследования – гендерно-стилевые особенности студентов и преподавателей на фоне цифровизации. Проведен анализ гендерных аспектов образовательного процесса и тенденций гендерной дифференциации. Особое внимание уделено роли информационных технологий в достижении гендерного равенства и важности учета стилевой ориентации обучающихся. Цель исследования – определение наличия гендерных различий стилевых предпочтений участников учебного процесса на фоне его информатизации и цифровизации с целью выработки способов учета индивидуальных предпочтений при организации и формировании дизайна учебной среды.   Стилевой профиль респондентов определялся на основе модели Д. Колба по методике П. Хони и А. Мамфорда, адаптированного авторами статьи: включены вопросы, фиксирующие стилевую ориентацию преподавателей и студентов по отношению к IT-сфере. Для количественной оценки проявления стилей учения использовался метод семантического дифференциала, позволяющий выразить степень своего согласия/несогласия с предложенным высказыванием. Полученные данные дают представление об особенностях сформированности стилевых предпочтений в приобретении знаний у преподавателей и студентов по гендерному признаку. Результаты исследования указывают на более выраженные гендерные различия в стилях учения старшего поколения (преподавателей) и нивелирование их у молодого поколения. Доминирующими для большинства респондентов стали стили учения теоретической направленности (мыслительный и теоретический), что можно связать с влиянием вовлеченности в IT-сферу. Полученные результаты указывают на необходимость привлечения внимания к отсутствию гармоничного развития стилей учения студентов и позволяют определить дальнейшие направления исследования – сравнительный анализ стилевой ориентации участников учебного процесса на основе возрастных показателей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.