по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 09-01-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Актуальный вопрос
Киржаева В.П., Осовский О.Е., Мариниченко А.И. - Педагогическая псевдономастика российского зарубежья в исследовательском поле современной истории образования: к постановке проблемы c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31292

Аннотация: Предметом исследования в статье является потенциал педагогической псевдономастики (науки о псевдонимах участников педагогического процесса) как инструмента междисциплинарного изучения педагогической истории русской эмиграции 1920-х - начала 1930-х гг. Объектом является система псевдонимов, представленных в эмигрантских изданиях педагогической направленности и смежной тематики. Опираясь на современные исследования псевдонимов русского зарубежья, авторы предлагают своего рода "педагогический фильтр", дающий возможность выделить среди вымышленных имен те, которые принадлежат известным педагогогам эмиграции и уточнить тем самым реальный объем опубликованного ими. Опираясь на принципы междисциплинарного подхода и требования комплексного исследования, авторы используют традиционные и новые методы, в частности, сравнительно-исторический, биографический, приемы контент-анализа и сплошной выборки, элементы психологического метода и метода "микроистории"(К. Гинзбург). Новизна исследования заключается в том, что впервые сформулированы предмет и задачи педагогической псевдономастики как возможного инструмента изучения педагогической истории российского зарубежья и выявления новых данных, дополняющих биографию и библиографию педагогов-эмигрантов. В ходе анализа публикаций в эмигрантских изданиях, архивных материалов сделан вывод о важности фактора вымышленного имени для уточнения места автора в педагогическом пространстве эмиграции, для понимания редакционной политики освещавших педагогическую тематику изданий, иерархии представленных в них жанров. В научный оборот вводятся неизвестные ранее архивные документы, псевдонимы и их атрибуции.
Ростовцева М.В., Лутошкина В.Н., Машанов А.А. - Комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31352

Аннотация: Статья посвящена вопросам комплексного сопровождения спортивно-одаренных детей, поднимаются вопросы, связанные с проблемой определения одаренности и неоднозначностью трактовки этого феномена в научной литературе. Рассматриваются основные направления в изучении одаренности: факторы развития одаренности, структурно-функциональное направление, процессуально-генетическое моделирование. Предлагается комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, предполагающий симбиоз трех основных направлений: диагностическое, направленное на выявление и фиксацию основных показателей физических, психофизиологических, психологических, социальных и иных значимых характеристик ребенка. Формирующе – коррекционное направление предполагает комплекс мероприятий с целью формирования необходимых личностных характеристик и параметров и их развития и коррекции в соответствии с условиями и требованиями конкретного вида спортивной деятельности. Профилактическое направление, которое включает не только своевременное предупреждение и выявление возможных трудностей в подготовке спортсменов, но и учет возможных факторов влияния, зон риска, наступления «критических» моментов. В работе использованы методы исторического анализа литературы, обобщения, классификации, сравнения, а также системный и структурный подходы Проведен анализ и классификация существующих научных направлений по исследованию одаренности. Предложен авторский комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, включающий три основных направления работы: диагностическое, формирующе-коррекционное и профилактическое, что позволит осуществлять системную деятельность по отбору, психолого-педагогическому сопровождению детей на всех этапах их спортивной подготовки.
Образование
Тлявсин И.Б. - Формирование технологической дисциплины на уроках технологии c. 20-26

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31210

Аннотация: В статье исследуются особенности использования образовательных технологий на уроках технологии в общеобразовательной школе. Раскрывается сущность технологической дисциплины на уроках технологии, которая способствует развитию образовательного процесса. Раскрывается важность обучения ученика исследуемому предмету, поскольку раскрываются определенные навыки и качества у обучающегося. Предметом работы является технологическая дисциплина на уроках технологии. Целью работы является формирование технологической дисциплины на уроках технологии. Основными методами работы являются: анализ, синтез, сравнительный анализ в области педагогики. Результатом работы является определение особенностей формирования технологической дисциплины на уроках технологии. Научная новизна характеризуется тем, что формирование технологической дисциплины на уроках технологии способствует совершенствованию образовательного процесса, который на данный момент находится на стадий активного развития. Были сформулированы выводы о важности формирования технологической дисциплины на уроках технологии с целью развития определенных навыков и способностей у учащихся.
Челнокова Т.А. - Социальная компетентность участников образовательных отношений – основа развития инклюзивного образования c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31349

Аннотация: Новым явлением в системе российского образования становится практическая реализация идей инклюзии в практике деятельности образовательных организаций. Активное развитие процессов образовательной инклюзии непосредственным образом затрагивает проблему социальных компетенций включенных в единое пространство субъектов образовательных отношений. Cоциальное взаимодействие субъектов образовательных отношений выступает объектом настоящего исследования. В качестве предмета исследования определены социальные компетенции лиц, вовлеченных в систему образовательных отношений.Целью статьи является выявление и описание социальных компетенций участников образовательных отношений, необходимых для развития системы инклюзивного образования. Методологической основой выступает социокультурный подход к изучению исследуемого явления, актуализирующий необходимость интеграции знаний в области социологии, социальной психологии в педагогическое исследование. Автор обращается к понятиям социологии и проектирует их содержание с учетом специфики образования как педагогического явления. В статье пред-ставлено авторское понимание социальных компетенций актуальных для всех участников образовательных отношений, возникающих в инклюзивной среде и определяющих ее развитие. Интеграция теоретических положений социологической науки в область педагогической практики, стоящей перед задачей преобразований, представляет новизну исследования.
Актуальный вопрос
Ростовцева М.В., Ковалев В.Н., Машанов А.А., Лутошкина В.Н. - Психолого – педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей. c. 34-42

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.30626

Аннотация: Статья посвящена вопросу психолого-педагогического сопровождения детей в спорте. Выделяются этапы психолого-педагогического сопровождения: 1. спортивный отбор с использованием психолого-педагогических механизмов и средств.2. Непрерывное сопровождение в процессе спортивной подготовки. 3. Мониторинг изменений психолого-педагогических характеристик. Подробно рассматриваются особенности первого этапа - спортивного отбора, выделяются основные психолого-педагогические характеристики спортсмена, которые следует учитывать на данном этапе: нейродинамические, эмоциональные, познавательные, личностную направленность и особенности межличностного взаимодействия ребенка В качестве основных методологических инструментов исследования выступили: анализ и контент-анализ научной литературы, обобщение. классификация. Выделены основные направления психолого-педагогического сопровождения спортивно-одаренных детей: диагностическое, консультационное, мониторинговое. Делается вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка – сложный, комплексный многоаспектный процесс, подразумевающий непрерывный совместный путь педагога-психолога и спортсмена в течение всей жизни. Основная задача современной российской высшей школы заключается в подготовке спортивных психологов-тьютеров, обладающих всеми необходимыми компетенциями для сопровождения таких детей.
Розин В.М., Пурыничева Г.М., Овсяницкая Е.А. - Преподавание философии в педагогических и технических университетах (проблемы и направления решений) c. 43-58

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31850

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания философии в педагогических и технических вузах. Анализируются изменения, происходящие в педагогике и образовании: потеря смысла образования, неэффективность педагогики знаний, окукливание преподавания предметов и воспитания, изменение институциональной ситуации (школа уже не является единственным образовательным институтом), новое понимание человека и мышления. Рассматриваются и трансформации, происходящие в инженерии: выдвижение на первый план разных видов технологии, новые способы реализации и внедрения в промышленность технических проектов, переход к междисциплинарным и трансдисциплинарным исследованиям и разработкам. В связи с этими трансформациями предлагаются и возможные нововведения в техническое образование. К ним, например, относятся преподавание философии техники, основы технологии и проектирования, курса продвижения в промышленность технических изобретений и проектов, логики минимизации негативных последствий научно-технического развития, основ междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований и разработок. В исследовании реализована следующая методология: ситуационный и сравнительный анализ, постановка проблем, критика сложившейся практики, формулирование предложений, направленных на изменение ситуации и развитие педагогического дела в рассматриваемых двух областях образования. В результате исследования показано, что стандартные рекомендованные программы преподавания фактически не содержат философской специфики. Кроме того, они построены исходя из формальных критериев. Как следствие, преподаватели философии, с одной стороны, формально составляют и свои программы, а с другой ‒ практически их не придерживаются. И все это фоне существенного сокращения часов и практических занятий, отводимых на философию.
Розин В.М. - Приоритеты инженерного образования, ориентированного на инновационную экономику России c. 59-64

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31211

Аннотация: В статье намечаются приоритеты, позволяющие сделать следующий шаг в развитии инженерного образования, ориентированного на инновационную экономику. Критически оценивается состояние инновационной экономики России. Анализируется предложение Л.Г.Голубковой по созданию малых конструктивных бюро и их ассоциации как одно из направлений преодоления проблем инновационной экономики. Рассматриваются, с одной стороны, недостатки отечественного инженерного образования, с другой ‒ требования, предъявляемые к нему трендами мировой экономики. Автор предлагает меры в инженерном образовании, которые бы могли способствовать развитию инновационной экономики России (два уровня приоритетов, новый тип содержаний обучения, методологическое и игровое сопровождение). В работе была реализована следующая методология: постановка проблем, ситуационный и компаративный анализ, сценарный подход, исследование состояния в инновационной, мировой и отечественной экономике, анализ альтернативных решений. В результате проведенного исследования удалось диагнозировать неудовлетворительное состояние инновационной экономики России, указать два основных недостатка инженерного отечественного образования (несовременное понимание техники и сокращение социальных дисциплин), охарактеризовать вызовы и тренды мировой экономики, обсудить предложения, направленные развитие инженерного образования, ориентированного на инновационное развитие Росиии.
Образование
Егоров С.Ю. - Механизмы и практики профессионализации работников в системах евангельского богословского образования c. 65-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.27661

Аннотация: Предметом данного исследования являются принципы и практика обеспечения профессионального роста преподавателей и административных работников российских евангельских образовательных организаций. Исследовательский интерес представляют как жизненные стратегии работников, приводящие их в профессиональную сферу и побуждающие в ней остаться, так и механизмы адаптации и поддержки, используемые духовными образовательными организациями. В контексте широкой дискуссии о повышении качественного уровня высшего образования в России представляется особенно ценным сравнить опыт, накопленных в рамках государственной системы образования, с аналогичным опытом частных образовательных систем, в частности – с опытом богословского образования. Целью исследования является комплексное сравнение светского и евангельского богословского образования в вопросах моделей, этапов, принципов и механизмов профессионализации работников высшего образования. Методология исследования базируется на системном подходе в сочетании с методами психологии труда и социальной психологии. Это позволяет проводить системный анализ соответствующей практики с учетом специфических особенностей изучаемой проблематики. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые жизненные траектории и специфика профессионализации работников систем евангельского богословского образования были подвергнуты обстоятельному системному изучению, при котором учитывается как российская практика, так и релевантный мировой опыт. Проведенная работа позволила выявить типовые шаблоны поведения, а также наиболее значимые проблемы профессионального роста работников сферы высшего богословского образования в сравнении с аналогичными явлениями в светском образовании. В светских образовательных системах подобные данные нашли свое обсуждение, благодаря чему и стало возможным проведение сравнения с реалиями богословского образования.
Педагогика
Гребенникова В.М., Бонкало Т.И., Руденко Е.Ю. - Особенности развития у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья качеств конкурентоспособной личности c. 76-85

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.30706

Аннотация: На основе результатов теоретического анализа, определяют качества личности, которые обеспечивают ей конкурентоспособность на рынке труда. Основной целью исследования стало выявление тех проблем высшего образования, от решения которых зависит успешность построения целостной системы профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основе реализации инклюзивного подхода, ориентированного на создание общества равных возможностей. В настоящее время система высшего инклюзивного образования, предполагающая совместное обучение студентов как с инвалидностью и ОВЗ, так и без инвалидности и ОВЗ, еще только начинает формироваться. Более того, в России еще нет единой целостной научно обоснованной теории инклюзивного высшего образования, раскрывающей его закономерности и принципы, а также формы, средства, методы и условия реализации приоритетных направлений образовательной политики в инклюзивной образовательной среде. Статья содержит результаты эмпирического исследования особенностей развития у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам высшего образования, конкурентообспечивающих качеств личности В настоящее время, в связи с реализацией государственной социальной политики, направленной на построение общества равных возможностей, актуализировалась проблема профессионального образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для организации эмпирического исследования, ориентированного на выявление особенностей и динамики развития у студентов с инвалидностью и ОВЗ качеств конкурентоспособной личности, были сформированы исследовательские выборки, состоящие из обучающихся младших и старших курсов, имеющих и не имеющих инвалидность и ОВЗ.
Современные стратегии и модели образования
Кабрин В.И. - Становление потенциала креативного лидерства трансфессионалов в образовательных пространствах магистратуры c. 86-97

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.30766

Аннотация: Автор рассматривает возможности формирования нового типа личности трансфессионала, в качестве базовых компетенций которого выделяются культура творческой коммуникации и потенциал креативного лидерства. Отмечается, что цифровой контекст постиндустриального образования, резко расширяя его трансфессиональные горизонты, создает и новые опасности его ослабления в сферах активного воображения, творческой интуиции, интеллектуальной инициативы, эмоциональной эмпатии, открытости к неизвестному и неопределенному. Но именно эти качества формируют и интегрируются в базовых личностных компетенциях трансфессионала. На основе нового синтеза холистического и ноэтического подходов выявляются возможности образования трансфессионалов в форме современной магистратуры, где открываются пути формирования его базовых компетенций. Показано, что этому способствуют индивидуализированные образовательные программы трансфессионально-ориентированных преподавателей и студентов, использующих свободу выбора новой профессии. Акцент делается на систематическое использование активных методов раскрытия творческого потенциала личности трансфессионала. Установлено, что метод коллективного творчества с универсальной межпредметной трансфессиональной направленностью, методы активного воображения и динамической медитации, трансфессиональные научные экспедиции по исследованию сложных проблем с множеством неизвестных расширяют креативные состояния сознания и раскрепощают интуицию, воображение и эмпатию. Научная новизна работы заключается в новом методологическом синтезе холистического и ноэтического подходов к разработке методов актуализации креативных состояний сознания, формирования культуры творческой коммуникации и потенциала креативного лидерства. На основе предлагаемой методологии и методов раскрывается возможность построения экспериментальных проектов трансфессиональных магистратур.
Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. - Культурный ландшафт в контексте формирования культурно-экологической образовательной среды c. 98-106

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31556

Аннотация: Предметом исследования являются результаты осмысления и анализа эволюционного развития представлений об образовательной среде в исследованиях отечественных и зарубежных ученых и роль культурного ландшафта в ее формировании. Подчеркивается актуальность обращения к реальной среде жизнедеятельности личности, прежде всего, материализующей идеи сотворчества человека и природы, диалога культур. Вектор расширения образовательной среды связан с культурным ландшафтом, имеющим высокий образовательный потенциал. Культурный ландшафт в настоящем исследовании рассматривается как продукт экологической культуры и источник ее развития в контексте культурно-экологической образовательной среды. Определены возможности формирования такой среды в образовании школьников. Методологические основания исследования составили средовые идеи, идеи сотворчества человека и природы в культурном ландшафте, культурно-экологический подход. Научной новизной являются обоснование роли образовательной среды в контексте культурно-экологической парадигмы. Авторами сформулировано понятие культурно-экологической образовательной среды. В генерализованном виде описаны ее содержательные и технологические аспекты, обеспечивающие пробуждение экологических чувств, конституирование эколого-ориентированных смыслов, побуждение к эколого-созидательным поступкам, как основания последовательного становления экологической культуры обучающихся. Сделан вывод о том, что экологическая культура как многомерное качество личности не может быть сформирована в рамках «выхолощенного» учебного содержания и изолированного пространства образовательного учреждения.
Типы обучения
Куланина С.В. - Самообразование и его роль в процессе подготовки бакалавров педагогического образования c. 107-114

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.30355

Аннотация: Статья посвящена изучению роли самообразования на процесс подготовки бакалавров педагогического образования. Предмет исследования: самообразование и его роль в процессе подготовки бакалавров педагогического образования. Проведен теоретический анализ степени разработанности проблемы. Разработана и реализована Модель самообразования в процессе подготовки бакалавров педагогического образования, включающая в свою сферу диагностику, личностное самообразование, соединяющее общеобразовательное самообразование, методическое самообразование и психолого-педагогическое самообразование. Обозначена конечная цель реализации Модели – сформированность самообразовательной компетенции и бакалавров педагогического образования. Использован комплекс методов исследования: теоретические – анализ научных педагогических исследований по изучаемой проблеме; моделирование; эмпирические – математическая обработка результатов исследования. Научная новизна связана с полученными эмпирическими данными о самооценке студентами педагогического вуза мотивации к самообразовательной деятельности., а также определении и обосновании роли самообразования в процессе подготовки бакалавров педагогического образования. Цель исследования построена на основе теоретико-методологического обоснования роли самообразования в процессе подготовки бакалавров педагогического образования. Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в вузе. Обоснованы необходимые организационно-педагогические условия, отраженные в Модели, способствующие самообразовательному процессу. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что самообразование играет важную, первостепенную роль в процессе подготовки бакалавров педагогического образования. Полученные результаты исследования и реализации Модели открывают новое проблемное поле исследований: выявление аутопсихологических оснований формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров-педагогов.
Развивающиеся педагогические технологии
Охлопкова Д.К., Пономарева Т.Н. - Социально-педагогические технологии использования средств школьного музея в профессиональном самоопределении старшеклассников в сельском социуме (на примере опыта работы школьных музеев Томпонского и Мегино-Кангаласского улусов) c. 115-124

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31466

Аннотация: Предметом исследования являются социально-педагогические технологии профессионального самоопределения старшеклассников в сельском социуме с использованием средств школьного музея. Авторы рассматривают формирование профессионального самоопределения у старшеклассников в ходе освоения жизненного самоопределения, осмысления личного нравственного опыта, а также при взаимодействии с окружающими людьми, социальными институтами. Работа школьных музеев дает возможность учащимся пройти профессиональную пробу в трудовой деятельности: опыт в исследовательской деятельности, в экскурсоводческом деле, в которых приобретаются коммуникативные, речевые навыки, навыки делового общения, творческого мышления, самостоятельного поиска научной информации. Использован комплекс взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение), эмпирические методы, а также методы социально-педагогического подхода (методы реализации потенциала сельского социума: взаимодействие, согласование, сотрудничество); методы разрешения проблем личности (включение в деятельность, рекомендации по оказанию социально-педагогической помощи и др.). Научная новизна исследования заключается в обосновании выводов о том, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуализируется в условиях модернизации образования, на фоне роста социальных проблем. Определены перспективы дальнейшего изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьных музеев. Основными выводами проведенного исследования является то, что внедрение инновационных социально-педагогических технологий использования средств школьных музеев способствует повышению уровня формирования профессионального самоопределения у старшеклассников в сельском социуме.
Педагогическая психология
Панов В.И., Капцов А.В., Колесникова Е.И. - Дидактические и психодидактические аспекты моделирования становления субъектности студента вуза c. 125-135

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31093

Аннотация: Предметом в данной работе являются закономерности стадий становления субъектности студента вуза с точки зрения экопсихологической (онтологической) модели (Панов, 2019). Целью работы является определение дидактических основ становления стадий субъектности и исследование результатов формирующего эксперимента с их применением. Стадии становления субъектности (субъект мотивации, «Наблюдатель», «Подмастерье», «Ученик», «Критик», «Мастер», «Творец») определяют специфику освоения индивидом учебных действий. Под моделированием стадий (формирующий эксперимент) в данной работе понимается целенаправленное воздействие на отдельные стадии становления субъектности с использованием специальных психолого-педагогических условий с целью их развития. Принципы моделирования сформулированы с точки зрения психодидактического подхода в сочетании с общедидактическими принципами применительно к процессу формирования компетенций студента вуза. В эксперименте принимало участие 210 человек. Контрольная группа составила 150 человек, экспериментальная – 60 человек. Результаты эксперимента показали изменения показателей отдельных стадий становления субъектности. Впервые констатированы изменения в структуре стадий становления субъектности с помощью вычисления коэффициента связности. Выявлены корреляции изменений стадий субъектности с личностными ценностями в различных жизненных сферах. Научная новизна состоит в том, что на основании данных эмпирического исследования показана возможность включения развития ценностной сферы в психодидактические условия, обеспечивающие формирование и прохождение стадий субъектности студентов вуза в соответствии с экопсихологической моделью
Новые методики и технологии
Гузова А.В., Дедова О.В., Иволина Т.В. - Языковая подготовка как средство повышения уровня социально-культурного развития у студентов неязыковых вузов c. 136-145

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31253

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является программа обучения студентов неязыковых вузов, направленная на социально-культурное развитие. Цель работы - составление программы по повышению социально-культурного развития в процессе обучения будущих специалистов неязыковых вузов английскому языку. В статье представлены блоки программы, направленные на повышение уровня социально-культурного развития. Выделятся такие виды речевой деятельности, как слушание, устная речь, чтение, письмо. В рамках каждого блока представлены виды деятельности, которые помогут студентам повысить социально-культурный уровень В качестве методологии работы выбирается проектирование. Рассматриваются причины недостаточного владения студентами английским языком (нежелание студентов психологически идентифицировать себя с представителями мирового сообщества, неготовность педагогов применять в своей деятельности инновационные педагогические технологии, отсутствие эффективной методики преодоления психологических проблем при изучении иностранного языка). Новизна заключается в том, что в статье впервые предложен комплексный подход повышения социально-культурного уровня студентов на основе всех видов речевой деятельности с учетом профессиональной ориентации. Становится очевидным, что правильно подобранный учебный материал и комплекс упражнений, позволяющий сформировать не только коммуникативную компетенцию, но и повысить социально-культурный уровень, а также методика работы оказываются весьма плодотворными в рамках иноязычного образования в неязыковом вузе.
Алексеева Е.Е., Кривошапкина О.М. - Результаты анализа эссе старшеклассников по проблеме деградации «вечной» мерзлоты c. 146-154

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31462

Аннотация: Предметом исследования являются общие представления старшеклассников школ Якутии о многолетнемерзлых горных породах (ММГП), а также их эмоциональный отклик на проблему деградации мерзлотных ландшафтов.Гипотеза исследования состояла в том, что визуализация реального факта деградации «вечной» мерзлоты будет являться «опорой» для учащихся, поэтому они смогут лучше продемонстрировать свои знания, приобретенные на уроках географии по теме «Многолетняя мерзлота», а также видеофильм с реальной проблемой, а не учебник, вызовет эмоциональный отклик на проблему деградации ММГП в Центральной Якутии. В отличие от традиционной формы, настоящее исследование предполагало показ учащимся видеофильма, снятого в селе Сылан Чурапчинского района Якутии с помощью беспилотного летательного аппарата. После просмотра видео учащиеся написали эссе - собственное мнение об увиденном. Обработка экспериментальных материалов происходила с помощью аналитического программного продукта SPSS Base Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка исследования общих представлений старшеклассников школ республики о ММГП и их эмоционального отклика на проблему деградации «вечной» мерзлоты, полученного с помощью визуализации (просмотра видеофильма) о реальном факте разрушений сельского ландшафта. В результате исследования гипотеза подтвердилась не полностью, так как только 17% учащихся смогли подобрать название видеофильму, раскрывающее суть процесса. Однако, несмотря на неполное понимание происходящего в видеофильме, около 60% респондентов испытывали соответствующий просмотренному эмоциональный отклик (чувство опасности и недоумения), и более 60% посчитали необходимым принятие каких-либо мер по разрешению сложившейся ситуации.
Фаритов А.Т. - 3D-моделирование и прототипирование во внеурочной деятельности учащихся в школе c. 155-167

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31700

Аннотация: В статье автором рассмотрен вопрос применения 3D-прототипирования в образовательном процессе. Сегодня технология 3D-печати стала доступной для большинства образовательных учреждений. Использование во внеурочной деятельности способствует переориентации учащихся с виртуальной среды на исследование реального мира, разработки собственных материальных предметов, формированию инженерной компетенции, развитию творческих способностей, математического мышления, ранней профориентации. Новые стандарты требуют от государственной образовательной системы разработки принципов освоения основ проектной деятельности, в частности, обретения инженерных навыков. 3D-прототипирование позволяет по-новому применить технологию проектного обучения во внеурочной деятельности. Разработка и внедрение программ внеурочной деятельности в форме проекта ориентируют учащихся на развитие коммуникативных навыков, креативного мышления, интереса к обучению, приобретение навыков пространственного мышления и понимания конверсии 2D в 3D, проявлению самостоятельности в выполнении заданий и самоорганизации. В качестве объекта исследования выступает 3D-моделирование и прототипирование. Представленные результаты получены посредством первичного содержательного контент-анализа тематической научной литературы, обобщения и структурирования собранной информации в единую систему. Основные методы исследования представлены совокупностью общенаучных (описание, сравнение, обобщение) и частно-научных (описательный контент-анализ) методов. Научная новизна заключается в описании этапов введения технологии 3D-печати в образовательный процесс. Автором рассмотрена возможность применения технологий объёмной печати во внеурочной деятельности учащихся основного общего образования. По итогам проведенного исследования определено содержание педагогического обеспечения процесса применения технологии 3D-прототипирования в общеобразовательный процесс во внеурочной деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.