по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 16-02-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Актуальный вопрос
Авакова О.В. - Методика обучения студентов неязыкового вуза профессиональной терминологии c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.26222

Аннотация: Автором поднимается проблема обучения профессиональной терминологии студентов неязыкового вуза экономической направленности. В статье определена роль профессиональной терминологии в процессе обучения языку для специальных целей и подтверждается мысль о том, что правильная организация методического обеспечения способствует повышению уровня общеучебных и профессиональных компетенций студентов-экономистов на практических занятиях, а также поможет студентам приобрести навыки корректного восприятия и использования терминологического массива своей профессиональной отрасли. Автор подчеркивает, что профессиональная сторона языковой подготовки студентов-экономистов проявляется во владении специальным понятийным аппаратом. Для решения поставленных в ходе исследования задач были использованы следующие методы научного познания: метод теоретического анализа литературы по теме исследования; эмпирические – анкетирование студентов, обобщение педагогического опыта, беседы с преподавателями и студентами; наблюдение за процессом обучения студентов неязыкового вуза профессиональной терминологии, тестирование. Новизна исследования определяется выбором поставленных задач и самого объекта исследования. Автором определена и обоснована компенсаторная компетенция как эффективное средство усвоения, пополнения и хранения профессиональной терминологии в процессе чтения литературы по специальности в условиях неязыкового вуза. Автором сделан вывод, что усвоение профессиональной терминологии может быть эффективным, если разработана структура методической работы, обеспечивающей последовательность усложнения заданий по овладению и закреплению профессиональной терминологии.
Образование
Егоров С.Ю. - Теоретические основы и практика организации образовательного процесса в системах евангельского богословского образования c. 8-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.27650

Аннотация: Предметом данного исследования являются установки философии образования, на которых базируется образовательный процесс в различных программах евангельского богословского образования. Основное внимание уделено тому, как зафиксированные в нормативных и декларативных документах представления об образовательной деятельности влияют на непосредственную практику в данной сфере. Несмотря на наличие различных документов, описывающих компоненты философии образования, в евангельском сообществе пока не существует единой доктрины образовательной деятельности. Более того, программы разного уровня нередко реализуются в соответствии с различными установками. При этом имеет место и широкий диапазон схожих установок, позволяющий говорить о целостности богословского образования. В качестве основного подхода для данного исследования была избрана методология мягких систем, развитие которой началось в Ланкастерском Университете Питером Чеклендом и его коллегами. Эта методология позволяет реконструировать представления об образовании, существующие в официальных документах и в непосредственной практике, а также проводить их сопоставительный анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые различные аспекты философии богословского образования, используемой в российских системах евангельского образования, были подвергнуты обширному системному анализу. Автор на основе значительного массива данных показывает каким образом те или иные установки из философии образования, проявляются в различных компонентах программ разного уровня и направленности. Полученные научные результаты позволяют, с одной стороны, формулировать рекомендации по развитию данной профессиональной сферы, а с другой, способствовать развитию эффективной государственной политики по отношению к богословскому образованию.
Современные стратегии и модели образования
Скляренко С.А. - Российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования на примере реализации программы двойных дипломов по направлению подготовки "Музыкознание и музыкально-прикладное искусство" c. 20-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.24407

Аннотация: Предметом исследования является российско-китайское сотрудничество в сфере высшего образования. Объектом исследования является программа двойных дипломов по направлению подготовки "Музыкознание и музыкально-прикладное искусство" реализуемых Московским государственным институтом культуры и Тяньцзиньским педагогическим университетом. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как текущая проблематика в реализации данной программы. Особое внимание уделяется указание на суть возникающих проблем, во многом сформировавшиеся в связи с перманентной реформой системы высшего образования в России Методологией исследования явилась совокупность полевого и кабинетного исследований, последнее из которых как ретроспективного, так и конъюнктурного характера Основными выводами проведенного исследования являются необходимость всестороннего расширения и усиления программы сотрудничества в сфере высшего образования между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, и в первую очередь по направлению подготовки Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Особым вкладом автора в исследование темы является сочетание полевого формата проведенного исследования со значительным добавлением кабинетных наработок, как ретроспективного, так и конъюнктурного характеров. Новизна исследования заключается в рассмотрения проблематики сотрудничества в сфере высшего образования по направлению подготовки Музыкознание и музыкально-прикладное искусство.
Воспитание и его формы
Грицай Л.А. - Гуманистические представления о процессе родительского воспитания детей в наследии В.А. Сухомлинского c. 31-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.23901

Аннотация: Предметом исследования является концепция родительского воспитания В.А. Сухомлинского. Анализируются основные работы автора, посвященные родительской педагогике. Предлагается модель процесса родительского воспитания на основе трудов Сухомлинского. Данная модель включает в себя: объект - процесс становления личности ребенка в семье на основе гуманистических представлений о развитии личности, предмет – педагогические идеи ученого о воспитании детей в семье, а также пять содержательных компонентов. Особый акцент делается на изучении гуманистической сущности данной модели. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения историко-педагогического процесса и спецификой исследования. Данная специфика определила в качестве основополагающих выбор следующих методов: общенаучные методы: логический анализ общенаучной литературы и нормативно-правовых первоисточников, систематизация и обобщение теоретических данных и фактов; выявление тенденций и закономерностей, схематизация, систематизация, концептуализация, педагогическое моделирование; методы общегуманитарных наук: контекстуальный, историографический, источниковедческий, литературоведческий анализ; методы историко-педагогического исследования: периодизация, классификация. Научная новизна исследования заключается в том, что автором были расширены представления о гуманистическом содержании представлений о родительском воспитании в наследии В.А. Сухомлинского. Также автором статьи была предложена модель процесса родительского воспитания на основе трудов Сухомлинского, выделены ее объект, предмет и основные компоненты.
Блейх Н.О. - Европейско-кавказские параллели рыцарского воспитания в феодальную эпоху (IX – XIX вв.) c. 37-43

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.26755

Аннотация: В статье рассмотрены европейско-кавказские параллели рыцарского воспитания в феодальную эпоху IX – XIX веков. В ней повествуется о том, что рыцарство как на Западе, так и на Кавказе в этот период становится превалирующим образом жизни, требующим не только мастерства сражения, но и известного стиля морально-этического и социального поведения, который сам собой не мог появиться. Он усваивался в процессе воспитания. Особое внимание обращается на выявлении особенностей Рыцарского кодекса чести европейских и горских народов. При написании статьи использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ исторических, этнографических, педагогических, философских, литературных и фольклорных источников; сравнительно-сопоставительный анализ научных материалов. Делаются выводы, что рыцарство в «северокавказском перформансе» являло собой замечательный пример построения достаточно живучей и гибкой модели поведения, необходимой во времена военного времени. К тому же данная модель влияла на горский социум сверху донизу, трансформируя его традиции с не менее большей силой, чем это делали заповеди и уставы западной католической церкви. Поэтому Рыцарский кодекс горских народов с его воспитательными постулатами можно считать существенным культурным достижением, сокровищницей мудрости для современной педагогической науки.
Мораль и нравственность
Салтыкова М.В. - Формирование «естественного» патриотизма учащихся вуза как актуальная педагогическая технология безопасности личности в условиях глобальной нестабильности c. 44-53

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.23761

Аннотация: Автор рассматривает современные тенденции развития: гибридные войны, модель VUKA, информационно-сетевое воздействие - разрушающие ментальную сферу, самосознание народа, его национальную и культурную идентичность. Определены технологии и перспективные направления формирования воспитательного процесса в образовательных учреждениях МЧС России. Сформулированы требования к модернизации процесса воспитания патриотизма у обучающихся. Приведены примеры вариантов диагностических работ и методических разработок для проведения учебно-воспитательной работы в вузе по выявлению и формированию этнокультурных и идеологических ценностей, закрепленных менталитетом как средством национального самосознания и способом создания традиционной картины мира в категориях и формах русского языка. Методология исследования базируется на том, что феномен патриотизма, в целом, имеет полипарадигмальный и междисциплинарный характер. Однако автор придерживается этнофункционального (кросскультурного) подхода, который является современной операционализацией гуманистической парадигмы в отечественной педагогике. Основными выводами исследования является актуализация понятия "естественный" патриотизм - чувство, которое не прививается, а зарождается само собой, следовательно, требуется выстраивать процесс патриотического воспитания, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что является основой обновления воспитательного процесса. Автор рассматривает воспитание патриотизма не как общественно-исторического явления, но, главным образом, как естественного чувства любви к Родине.
Новые методики и технологии
Ростовцева М.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе c. 54-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.25460

Аннотация: Предметом исследования является разработанный автором пилотный механизм психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в вузе, который предполагает многоступенчатое психолого-педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ, начиная со школы и до окончания вуза, и включает взаимодействие со средними школами по информационному взаимодействию и выявлению учащихся с ОВЗ, мониторинг их поступления в вуз и создание адаптивных образовательных ресурсов; создание медицинского центра для медицинского сопровождения учащихся, создание доступной социальной среды, через включение учащихся с ОВЗ во внеучебные мероприятия, программы, акции и т.п., психолого-педагогическую работу со студентами, направленную на формирование толерантности и принятия; работу с педагогами через организацию курсов повышения квалификации по проблемам инклюзивного образования В работе использованы принципы научно-методологических подходов: системного, деятельностного, структурного, личностно-ориентированного. Использованы методы анализа и сравнения, а также метод моделирования. Основным результатом исследования является разработка комплексного механизма психолого-педагогического споровождения студентов с ОВЗ и его апробация в системе высшего образования, что расширяет психолого-педагогическую методологическую базу обучения студентов с ОВЗ, углубляет представление о проблемах инклюзивного образования, через комплексное взаимодействие информационной, медицинской, культурной, образовательной, воспитательной структур вуза.
Эффективность обучения
Яровенко Т.В. - Изучение Имени Прилагательного на уроках русского языка как иностранного c. 61-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.25719

Аннотация: Статья посвящена проблеме обучению русской грамматики на занятиях русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день правильная подача учебного материала является залогом успешного усвоения русской грамматики. Большие трудности в понимании вызывает Имя Прилагательное, так как в родных языках иностранцев в большинстве случаев оно отличается от русского, либо мало используется в их родной речи. Практика показывает, что иностранцы используют лишь те лексические единицы, которые есть по аналогии в их родном языке. Цель исследования, выработать и апробировать методику подачи учебного материала, способствующую успешному усвоению изучаемой темы. Методология исследования основана на анализе и наблюдении, которые: позволили выделить автору типичные ошибки, допускаемые, курсантами в ходе построения речевых конструкций. Выводы: 1. В процессе изучения темы: Имя прилагательное. На первом этапе идет изучение понятия прилагательного, на какие вопросы отвечает, род Имени Прилагательного. Второй этап – это изучение окончаний прилагательных в зависимости от рода. Третий этап – согласование прилагательного с существительным. Только после закрепления полученных навыков переходить к изучению склонений Имени Прилагательного. 2. Преподавателю для себя важно усвоить, что слова, которые он использует в ходе объяснения грамматического материала, на начальном этапе обучения должны быть минимальными. Все слова произносить четко, медленно и не использовать в своей лексике большой арсенал лингвистических терминов, которые вызывают трудности в восприятии русского языка у студентов не филологических специальностей.
Историзм как принцип
Шик С.В. - Проблемный характер подросткового возраста (последняя треть XIX – начало XX в.) как результат контрреформы средней школы Толстого – Делянова c. 68-82

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.27630

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей образовательной охранительно-дискриминационной политики и её влияние на учащихся, что позволяет проанализировать особенности становления подросткового возраста как культурно-исторического феномена. Либеральный Устав 1864 г. представлял угрозу режиму, поскольку готовил взрослеющего человека к большей самостоятельности и независимости, что давало шанс социальной мобильности для всех слоев населения, открывало новые карьерные перспективы. Контрреформа средней школы, наоборот, ограничивала доступность образования, ужесточала сам процесс обучения, вела к проблемному характеру подросткового возраста. Рассматривается содержание Устава гимназий и прогимназий 1871 г., Устав реальных училищ 1872 г., правила и наказания для учащихся, циркуляры министров, усилия по изменению образовательной политики. Особое внимание уделяется изучению влияния охранительно-дискриминационной курса на искажение течения подросткового возраста. Основной метод исследования – историко-педагогическая реконструкция подросткового возраста. Частными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, научно-педагогических статей, историко-педагогических работ, психолого-педагогических исследований детства. Новизна исследования заключается в том, что проблемный характер течения подросткового возраста рассмотрен как результат охранительно-дискриминационной политики. Утверждается, что подавление важнейших потребностей подросткового возраста, таких как самопознание, поиск себя, развитие эмоционально-волевой сферы, ориентация на будущее вело к дефициту самопонимания и проявлялось в эмоциональном истощении, демотивации к деятельности и/либо девиантном поведении учащихся.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.