по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 21-09-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
Актуальный вопрос
Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. - Типы ценностно-смыслового отношения к взяточничеству у учащихся ВУЗов и работающих молодых людей c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.27223

Аннотация: В данной статье излагаются результаты эмпирического исследования, предметом которого выступило психологическое отношение к взяточничеству у 120 студентов вузов (19-22 года) и 102 работающих молодых людей (22-34 лет), а целью - изучение содержания типов ценностно-смыслового отношения к взяточничеству у студентов ВУЗа и работающих молодых людей. Отношение к взяточничеству мы рассматриваем как разновидность ценностно-смыслового или целесредственного психологического отношения, в котором взяточничество (взятка) презентируется в сознании субъекта как занимающее место цели или средства в реализации им тех или иных потребностей и ценностей. Исследование проводилось с помощью следующих методов: опрос (анкетирование), контент-анализ, тестирование; статистические методы обработки данных. По ведущему содержанию трактовок взяточничества установлены типы отношения: Инструментальная ценность, Деловая экономическая сделка. Рассмотрено содержание компонентов каждого из типов отношения; предложены эмпирические критерии полноты осознания, структурированности и сформированности отношения к взяточничеству. Показаны различия в структурированности и сформированности каждого из типов отношений у студентов и работающих молодых людей. Новизна результатов исследования усматривается в изучении и установлении типов отношения к взяточничеству у студентов и работающей молодежи, в рассмотрении на базе концепции отношений В. Мясищева вопроса о сформированности отношения к взяточничеству у молодых людей, в предложении эмпирических критериев сформированности изучаемого отношения; в установлении для каждого из типов отношения содержания того или иного компонента, ослабляющего само отношение. Полученные результаты могут найти применение в практике антикоррупционного воспитания молодежи.
Образование
Еныгин Д.В. - История возникновения мультикультурного образования в мировой педагогике c. 12-17

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.23368

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является феномен мультикультурного образования. Предмет исследования - история возникновения и развития данного явления в мировой педагогике. Автор особое внимание уделяет анализу истоков мультикультурного образования и прослеживает преемственность идей в работах ученых разных стран мира. Интересным моментом является то, что автор рассматривает не только исторические аспекты эволюции ключевого понятия исследования, но и показывает социальные особенности возникновения мультикультурного образования в онтогенезе в различных странах мира. В качестве основного метода научного исследования был использован анализ. Вспомогательными методами стали сравнительный и описательный, а также метод синтеза. Основными выводами статьи являются утверждения о том, что мультикультурное образование имеет длительную историю своего развития, начиная с проблем дискриминации афроамериканского населения. Характерным является то, что с каждым периодом своего развития данное педагогические явление расширялось и дополнялось новыми фактами и особенностями, что и послужило причиной такого количества разночтений в трактовке ключевого понятия данного исследования
Современные стратегии и модели образования
Розин В.М. - Анализ пропедевтического университетского курса «Введение в философию» c. 18-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.27053

Аннотация: В статье рассматриваются и сравниваются между собой два курса «Введение в философию», Анатолия Ахутина и автора. Выделяются сходные и различные особенности этих курсов. Разводятся познавательный и педагогический аспекты обоих курсов. Различие курсов объясняется принадлежностью авторов к разным философским школам, а также тем, что они придерживались разных методологических установках. В частности, автор вышел из Московского методологического кружка и развивает гуманитарный и культурологический вариант методологии, а А.Ахутин последователь В.С. Библера и М.Хайдеггера. В работе реализована следующая методология: сравнительный и ситуационный анализ, постановка проблем, формулирование положений, проливающих свет на особенности построения курсов «Введение в философию». В результате исследования удалось понять, как авторы создавали свои курсы, в чем они схожи и чем различаются, какие проблемы приходится решать при построении таких курсов. Так в обоих курсах ведется исследование природы философии и ее становления, и одновременно авторы вовлекают студентов в реальность философии и ее изучения.
Развивающиеся педагогические технологии
Корепанова М.Г. - Опыт формирования социальной активности школьников в сельской местности с помощью музея c. 28-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.22961

Аннотация: В данной статье автор всесторонне изучает проблему развития социальной активности у школьников в сельской местности. Для успешной реализации педагогического процесса, социализации учащихся и обретения ими навыков социальной активности, осознания своего места в обществе, семье, мире требуется создание необходимых педагогических условий. Автор исследует педагогические условия, которые могут на разных уровнях обеспечить успешный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирования гармоничной и социально-ответственной личности, осознано готовой к профессиональному определению. Исследование педагогических условий осуществляется на основе материалов школьного музея (на примере музея истории Каракулинской школы). Проводится педагогический эксперимент по подтверждению эффективности реализации выявленных условий. Описан опыт социальной деятельности педагогов и школьников в сельской местности. В ходе исследования выявлены следующие организационно-педагогические условия развития социальной активности учащихся сельской школы: включение обучающихся в активную поисково-исследовательскую краеведческую деятельность; обеспечение педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; информационная поддержка учащихся; развитие чувства сопричастности к социально-политическим событиям средствами школьного музея; создание актива музея, ориентированного на социум.
Хороших П.П., Носко И.В. - Формирование коммуникативной толерантности средствами социально-коммуникативного тренинга: педагогический эксперимент c. 37-45

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.26451

Аннотация: Статья посвящена исследованию механизмов формирования коммуникативной толерантности. Авторами отмечено, что коммуникативная толерантность является одной из ключевых компетенций педагога ввиду того, что современная парадигма образования как системы основана на субъектно-личностном подходе. Авторами отмечено, что одном из самых эффективных методов формирования изучаемого феномена могут служить интерактивные методы обучения, в том числе социально-коммуникативный тренинг.В статье представлено общее описание разработанного тренинга для студентов педагогического направления подготовки. В основе экспериментальной части работы лежит сравнительный метод и классический педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Для оценки начального уровня изучаемого феномена, а также изучения динамики после проведения формирующего этапа была разработана батарея тестов, состоящая из признанных, валидных методик. В работе подробно описаны результаты контрольного и констатирующего этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группе, что подтверждает возможность использования разработанного социально-коммуникативного тренинга как эффективного способа формирования такой компетенции, как коммуникативная толерантность. В работе представлен сравнительный анализ результатов и статистическая обработка полученных данных.
Педагогическая психология
Костригин А.А. - «В наше время, педагогически направленное»: студенческие психолого-педагогические штудии в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге c. 46-64

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.22753

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы изучения истории российского психологического зарубежья в конце XIX – начале XX вв. Дается классификация психологический направлений в российском научном зарубежье. Акцентируется внимание на психолого-педагогической и педологической проблематике, разрабатываемой русскими психологами, педагогами и философами в эмиграции в Праге (Чехословакия), а именно – в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского (РПИ). Среди этих ученых имена А.Л. Бема, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.И. Лапшина, В.М. Левитского, Н.О. Лосского, А.В. Маклецова, С.А. Острогорского, С.О. Серополко, Г.Я. Трошина и др. Впервые публикуются учебные планы по некоторым дисциплинам, входящим в круг психолого-педагогических вопросов. Автор сосредоточивается на творчестве В.В. Зеньковского и его научной школе пражского периода. Представителями данной школы считаются студенты, которые обучались у В.В. Зеньковского в РПИ. Предметом данного историко-психологического исследования являются рефераты студентов РПИ по педагогической и детской психологии (найденные в архивных материалах). Методами данного исследования являются анализ продуктов деятельности (архивные материалы), источниковедческий анализ и проблемологический анализ (психолого-педагогическая и педологическая проблематика). Предложена авторская модель структуры психологической науки в русском научном зарубежье: умозрительная, интроспективная и экспериментальная психология. Проанализированы рефераты студентов по педагогической и детской психологии. Работы позволяют выделить некоторые направления осмысления психолого-педагогической и педологической проблематики: изучение продуктом творчества детей и их применение в познании детской души и педагогике; изучение детских вопросов как процесс становления мышления и речи; личность воспитателя и педагога, ее влияние на становление детской личности; детская религиозность; детская речь; дневник матери и его применение в педологии; детская ложь и характер ребенка. Автор считает, что история российского психологического зарубежья является перспективной областью научных исследований.
Эффективность обучения
Фесенко О.П. - Эффективность метода тренинга при изучении русского языка как родного (на примере освоения вузовской дисциплины «Русский язык и культура речи») c. 65-73

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.25523

Аннотация: Тренинг как метод активного обучения в рамках вузовского курса «Русский язык и культура речи» рассматривается в качестве средства формирования коммуникативной и речевой компетенций. Цель исследования – описать возможности использования данного метода и его результативность на базе Омского автобронетанкового инженерного института (1 курс). Предмет исследования - эффективность технологии тренинга при обучении русскому языку и культуре речи в вузе (на примере военного вуза). Участниками педагогического эксперимента стали 250 курсантов. Основной метод – педагогический эксперимент. В учебных группах в течение учебного года применялись разработанные автором тренинговые упражнения (ролевые игры и дискуссии) и тренинговые занятия, некоторые из которых описаны в статье. Метод тренинга охватывал практически все основные темы дисциплины: «Нормы русского литературного языка», «Функциональные стили русского литературного языка», «Пласты национального языка», «Военная риторика». Результаты свидетельствуют о том, что освоение учебной программы и формирование коммуникативной и речевой компетенций оказывается более продуктивным с использованием тренинга как метода активизации познавательной деятельности, поскольку позволяет организовать учебный процесс, максимально приблизив его к будущей профессиональной деятельности обучающихся в аспекте, связанном с речевым взаимодействием.
Игры взрослых
Флеров О.В. - Интенсификация обучения взрослых иностранному языку (психолого-педагогический и содержательно-методический анализ) c. 74-86

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.23147

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье является обучение взрослых иностранному языку как один из наиболее распространённых видов их дополнительного образования. Предметом исследования служит интенсификация данного процесса. В статье уделяется существенное внимание взаимосвязи его психолого-педагогических и методических аспектов, которая раскрывается на фоне специфики иноязычного знания и социально-психологических особенностей взрослого контингента обучающихся. Одновременное рассмотрение проблемы с позиций педагогической психологии и практической методики обучения языкам позволяет раскрыть достаточно прочную научно-методическую базу интенсивного обучения языку, которая сегодня учреждениями дополнительного образования (курсами) всё чаще заменяется на псевдоэффективные сверхбыстрые методики, делающие эффективной скорее рекламу обучения, нежели сам образовательный процесс. В первой части статьи автор рассматривает основные постулаты интенсивного обучения в отечественной психолого-педагогической науке. Вторая часть посвящена тому, какое применение эти положения находят в лингводидактике, при этом специфика иноязычного знания выступает основой в поиске данных взаимосвязей. Рассматривается теория Г. А. Китайгородской как фундаментальная концепция интенсивного обучения языку в отечественной науке. В третьей части исследование принимает ещё более узкоспециализированный характер: интенсивное обучение рассматривается не с общих лингводидактических позиций, а с позиций работы с конкретной аудиторией. Положения теории интенсивного обучения находят преломление в андрагогике на двух уровнях: психолого-педагогическом и методическом. В такой взаимосвязи эти положения приобретают характер практических рекомендаций, т.к. метод обучения языку рассматривается не в идеале, а с учётом особенностей тех людей, к которым он применяется, а также трудностей образовательного процесса. Подобная структура исследования позволяет говорить о том, что оно носит аналитико-синтетический характер. Новизна статьи состоит в том, что весьма узкоспециализированный вопрос, обозначенный в её названии, рассматривается системно, начиная с самых общих, наиболее известных положений педагогики, педагогической психологии и лингводидактики. Междисциплинарная взаимосвязь этих постулатов и применение их к особенностям конкретного образовательного процесса позволяют показать достаточно прочную научно-методическую базу интенсификации обучения иностранному языку взрослых, которая в современной практике используется не полностью. Основные выводы автора сводятся к тому, что интенсивное обучение взрослых следует строить вокруг особенностей такого общения, в котором экономически активные люди участвуют большую часть времени. Учёт этих особенностей позволяет изучающим язык быстро адаптироваться к процессу обучения (без чего невозможна интенсификация) и обуславливает его на организационном (выбор форм) и содержательном уровнях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.