по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 18-06-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Педагогическая психология
Ларин Н.А. - Взаимосвязь межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов, работающих с мигрантами c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25515

Аннотация: Данная статья посвящена описанию результатов научно-исследовательской работы и раскрывает особенности взаимосвязей межкультурной компетентности и эмоционального выгорания педагогов при работе с мигрантами. Статья содержит описание феномена - эмоциональное выгорание и межкультурной компетентности педагогов. Так же в статье описаны основные выводы о результатах работы, которые говорят о том, что существует взаимосвязь между аффективно-мотивационным компонентом межкультурной компетентности педагога и уровнем деперсонализации, а так же общим уровнем выгорания. В рамках нашего исследования, мы провели провели исследование среди 64 педагогов, в 6 общеобразовательных учреждениях. Для исследования эмоционального выгорания мы использовали методику MBI. Для исследования межкультурной компетентности мы использовали экспресс-опрос межкультурной компетентности М.Ю. Чибисова, Т.М. Иванова, М.В. Корнилова. На первый взгляд, эмоциональное выгорание и межкультурная компетентность педагогов средних общеобразовательных организаций - это разные, не связанные между собой понятия. Но так как в своей работе педагог, сталкивается с детьми-мигрантами, что может приводить к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Это может оказать влияние на эмоциональное состояние педагога и, как следствие, на эмоциональное выгорание.
Васильева Ю.С., Колесникова Е.И., Хафиятуллина Э.Р. - Индивидуальные и личностные факторы формирования билингвизма студентов вуза c. 8-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26290

Аннотация: В данной работе нами поставлена цель выявления взаимосвязей уровня сформированности билингвизма с индивидуально-психологическими и личностными характеристиками студента вуза. Объектом исследования является билингвизм как академическая успеваемость студентов вуза по дисциплине «Английский язык» в сочетании с самооценкой имеющегося и желательного уровня овладения родным и иностранным языком, предметом – возраст начала изучения языка, индивидуальные психофизиологические (особенности межполушарных отношений головного мозга) и психологические (личностные качества и ценности, уровень интеллектуального развития) характеристики личности студента Компетенция саморазвития диагностировалась с помощью анкеты, критерий сформированности билингвистической компетентности - как академическая успеваемость. Биологические особенности диагностировались оригинальной методикой моторных проб. Личностные качества исследовались с помощью опросника Р. Кеттелла 16PF (форма С), личностные ценности - методикой АНЛ 4.2, общий уровень интеллектуальных способностей - с помощью Прогрессивных матриц Равена. Проводился корреляционный и детерминантный анализ отдельно для студентов с различными межполушарными отношениями с их личностными качествами и ценностями, с оценками академической успеваемости Выдвинутые гипотезы исследования подтверждены: результаты овладения компетенцией билингвизма студентами вуза имеют психологическую обусловленность. Чем в более раннем возрасте начали изучение английского языка, тем более высокий балл на экзамене получают. Студенты с преобладанием левого полушария, получившие оценки 3 по английскому языку в отличие от хорошистов и отличников обладают меньшим нормоконтролем и более суровые, жесткие. Студентам-амбидекстрам для удовлетворительных оценок достаточно среднего уровня интеллектуального развития, они более конформны. Для правополушарных студентов не выявлено статистически значимых различий в личностных качествах и ценностях.
Образование
Ростовцева М.В., Догадаев О.Н., Жигаев И.Г., Васильева Т.Б., Петров И.А. - Проблемы инклюзивного образования в оценке педагогов средних школ c. 22-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26351

Аннотация: предметом исследования является изучение проблем инклюзивного образования в условиях средних школ. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение мнения педагогов о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе перехода на инклюзивные формы обучения и воспитания. Опрошено 87 педагогов пяти средних школ города Красноярска. Представлены результаты проведенного исследования и выявлено, что трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе инклюзивного образования, касаются недостатка профессиональных навыков, не владения методическими средствами для проведения уроков в смешанных группах, психологической неготовностью педагогов к новообразованиям Исследование проведено с помощью анкетного опроса. В качестве инструмента исследования была разработана авторская анкета «Трудности педагогов в процессе инклюзивного образования». Теоретико-методологической базой исследования послужил личностно-ориентированный подход Результаты проведенного исследования выявили ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в процессе инклюзивного образования. Они касаются, прежде всего, недостатка профессиональных навыков, отсутствие целенаправленной политики со стороны руководства школы в области просвещения по данной проблеме обучения и воспитания, не владение методическими средствами для проведения уроков в смешанных группах, психологической неготовностью педагогов к новообразованиям. Предложены рекомендации административно-управленческому аппарату школы и муниципальным органам власти, которые касаются предоставления возможности всем участникам образовательного процесса принять полноценное участие в обучении и воспитании, обеспечить полноценное взаимодействие и заботу друг о друге. В этой связи требуется пересмотр и подготовка нового методического обеспечения образовательного процесса, а также качественное изменение условий дополнительной профессиональной подготовки педагогов в условиях инклюзии
Педагогика
Слепцов Ю.А., Неустроев Н.Д. - Традиционное воспитание детей малочисленных народов Севера - эвенов в условиях кочевого лагеря c. 31-37

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26435

Аннотация: В статье рассматривается применение традиционного воспитания эвенов в кочевом лагере для детей коренных малочисленных народов Севера. Особенности содержания, форм и методов педагогических условий организации традиционного воспитания детей коренных малочисленных народов Севера в кочевом лагере. Кочевой лагерь – это новая форма организации временного детского коллектива во время летних каникул в естественных природных условиях, где более устойчиво и концентрированно отражаются самобытная жизнь и деятельность коренных малочисленных народов Севера (кочующие оленеводческие бригады, тайга, пастбища, реки, озера и т.д.), как основа традиционного воспитания детей; обеспечивается более действенное и результативное развитие этнического самосознания ребят, как носителей языка и культуры родного народа, представителей северного этноса. В ходе работы кочевого лагеря применяются различные методы народной педагогики, в ходе которого дети изучают национальные игры, танцы и шитье, обычаи и обряды. Кочевой лагерь - новая поисковая форма временного детского коллектива в летний период школьных каникул. Разработана и апробирована концептуальная модель деятельности кочевого лагеря, а также комплексная программа по традиционному этническому воспитанию детей коренных малочисленных народов Севера, как носителей языка и культуры родного народа.
Современные стратегии и модели образования
Пахарева И.В. - Инновационные подходы к формированию графической компетентности студента ВУЗа c. 38-47

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25403

Аннотация: В статье обосновывается актуальность разработки методики организации образовательного процесса на основе инновационных подходов, обеспечивающей качественную подготовку студентов ВУЗа в контексте формирования графической компетентности. Отмечается необходимость применения инноваций в сфере образования как средства модернизации системы подготовки и повышения качества обучения. Рассматриваются причины появления, цель и ценность инновации в контексте внедрения в процесс формирования графической компетентности студента ВУЗа. Описываются сущность компетентностного подхода, категории профессиональной и графической компетентности. Рассматриваются противоречия существующей педагогической практики преподавания инженерно-графических дисциплин в рамках профессиональной подготовки студентов. Предметом исследования является процесс изучения инженерно-графических дисциплин в ВУЗе. Методами исследования являются: изучение и анализ педагогической, научно-методической литературы, посвященной вопросам обучения, нормативной базы в части требований к качеству высшего образования; терминологический анализ понятий инновация, компетентностный подход, компетентность, направленный на раскрытие их сущности; анализ педагогического опыта преподавания инженерно-графических дисциплин в ФГБОУ ВО ВятГУ в контексте формирования графической компетентности; анкетирование и тестирование обучаемых. В результате проведенного исследования выявлены задачи организации процесса изучения инженерно-графических дисциплин: специфики организации учебных материалов, коммуникации студента и преподавателя, использования современных программных продуктов и технологий проектирования в рамках обучения, сопровождения рабочих мест обучения компьютерному проектированию. Предложены средства их решения с целью модернизации системы графической подготовки в ВУЗе. Результаты исследования обозначают необходимость реализации инновационных подходов в подготовке будущих инженерных кадров и инициируют разработку инновационной методики для организации процесса формирования графической компетентности студентов ВУЗа.
Развивающиеся педагогические технологии
Разорвина А.С. - Развитие мелкой моторики в совместной деятельности взрослого и ребенка в условиях семьи c. 48-52

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25726

Аннотация: Статья рассматривает актуальную проблему развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Педагогам детских садов необходимо информировать родителей об этой проблеме и путях ее решения в условиях семьи, т.к. не все родители обладают достаточными знаниями по детской психологии. Кроме решения основной задачи по развитию мелкой моторики рук эти занятия помогают решить множество других воспитательных задач и приносят значительную пользу не только детям, но и родителям, и педагогам. Автор обосновывает необходимость развития моторных навыков в первую очередь для успешной учебной деятельности ребенка на основании исследований педагогов, психологов, биологов и медиков. В заключение статьи автор предлагает варианты интересных совместных занятий детей и родителей для развития мелкой моторики и способы поделиться своими достижениями в коллективе. Работа над развитием мелкой моторики в условиях семьи может рассматриваться как фактор формирования эффективного родительства и способствовать сплочению семьи.В статье отражены результаты экспериментального исследования автора в подготовительной группе детского сада.
Педагогическая психология
Чвякин В.А., Козилова Л.В. - Структура социальных ориентаций среди современных старшеклассников как ценностное основание в процессе их воспитания c. 53-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.25676

Аннотация: Предметом исследования являются социальные ориентации личности старшеклассников. Особое внимание уделяется выявлению комплекса социальных ориентаций с учетом их рыночной, потребительской, накопительской, рецептивной, гедонистической и профессионально – психологической мотивации. Социогенез личности - это процесс, в структуре которого социальным ориентациям придается важное значение. Социальные ориентации представляют собой направленность личности, которая формируется в подростковом возрасте. Такая направленность личности не всегда осознанна, но для старшеклассника такие жизненные ориентиры являются индивидуальной ценностью. Концепция Э. Фромма о социальных характерах, концепция о ценностных ориентациях М. Рокича, теория установок Д.Н. Узнадзе, теория социальных ролей Р. Линтон и Дж. Г. Мид. Методика диагностики социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; методика «ценностные ориентации» М. Рокича. 1. Среди учащихся старших классов часто встречается профессионально – психологический тип социальной ориентации. 2. За исключением профессионально – психологической , остальные ориентации – неконструктивные и являются следствием дефекта социализации личности по причине неблагоприятного социального развития старшеклассников. У 7% и 14% обследованных старшеклассников выявлены гедонистические мотивы, которые детерминируют стремление личности к получению наслаждения (соответственно возрасту). Потребительские мотивы доминируют у 15% и 18%, соответственно. 3. У старшеклассников выражена устремленность к рыночному типу самореализации личности (20%). Это подтверждается их желанием зарабатывать собственные деньги. Выявление структуры социальных ориентаций у старшеклассников с учетом их рыночной, потребительской, накопительской, рецептивной, гедонистической и профессионально – психологической мотивации в комплексе проводится впервые.
Новые методики и технологии
Чуйкова Э.С. - Как измерить результаты подготовки студентов в курсе "Академическое письмо" c. 61-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26225

Аннотация: Предметом данной статьи является процесс оценивания качественных изменений в деятельности студентов при обучении академическому письму на английском языке. Наращивание грамотности академической письменной речи происходит параллельно с увеличением доли самостоятельности в работе, расширением «жанрового репертуара» письменной деятельности на иностранном языке, развитием профессиональной мотивации. Данные изменения рассматриваются в качестве критериев оценки результативности всего курса в целом. Если обратиться к вопросу оценивания результатов каждой конкретной письменной работы, то традиционно качество академических текстов студентов, изучающих английский язык как иностранный, оценивается по критериям, разработанным международными институтами тестирования, например, IELTS (академический модуль). Однако данная балльная система позволяет судить, в основном, о грамотности созданного текста. Она не дает полного представления о том, в какой степени в тексте осуществляется переход от культуры письменной речи на родном языке к культуре письменной речи на изучаемом языке. В статье предпринята попытка включить традиционные блоки оценивания «содержание», «организация» и «языковая грамотность» академического текста в систему оценки такого его качества, как аутентичность. Делается вывод о том, что аутентичность академического текста на иностранном языке определяется тремя основными критериями. Аутентичность академического текста тем больше, чем выше оригинальности содержания и чем точнее соблюдены требований к академической грамотности, и, наоборот, снижается за счет числа сбоев, вызванных переходом на другой язык и работой в поле иноязычной культуры. Данные критерии конкретизируются и систематизируются в статье.
Индивидуальный подход в образовании
Кряклина Т.Ф. - Использование этнопедагогических знаний в российской системе школьного образования (опыт экспериментальной работы в малокомплектной школе с. Иванкино Томской области) c. 68-77

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.24991

Аннотация: Предметом исследования является экспериментальная работа по использованию этнопедагогических знаний селькупов в малокомплектной школе с. Иванкино Томской области в 1993 – 1996 г.г. Объектом исследования является снятие отчуждения народностей Севера от своей традиционной культуры в системе школьного образования. Автор подробно рассмотрел такие аспекты темы, как особенности этнопедагогических знаний и их роли в становлении личности детей народностей Севера. Особое внимание уделяется анализу содержания учебных программ, необходимости приобщения школьников к традиционным видам деятельности и способам ее выполнения, традиционным культурным ценностям. Основным методом исследования является экспериментальная работа по использованию этнопедагогических знаний селькупов в содержании и методах обучения, приобщения их к традиционной культуре и традиционным видам деятельности. Новизна исследования заключается в том, что проанализирована экспериментальная работа по использованию этнопедагогических знаний конкретного этноса – селькупов в малокомплектной школе и ее результаты, на основании которых сделаны выводы. Основными выводами, проведенного исследования, являются: подтверждение идеи о необходимости включения в содержание школьного образования детей, проживающих в регионах традиционного расселения народностей Севера, элементов традиционной культуры и традиционных видов деятельности посредством таких учебных предметов как национальный язык, история, историческое краеведение, традиционный труд, традиционные танцы и музыка и т.д.; предложение о создании модели малокомплектной школы для детей народностей Севера, включающей элементы их традиционной культуры и ценностей, которые не нарушали бы единства российского образовательного пространства.
Коммуникация как процесс
Розин В.М. - К построению теории вопрошания c. 78-89

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26172

Аннотация: В статье представлен первый этап построения теории вопрошания. В ее основание автор кладет предложенное им в предыдущей статье различение доличностных и личностных форм вопрошания. Высказывается предположение о том, что вопрошание не представляет собой целого, что такое целое задают «сфера вопрошания», представляющая собой особую практику коллективного действия и «коммуникация вопрошания». Рассматриваются три кейса (сократовское вопрошание в работах Платона, вопрошание в «Исповеди» св. Августина и вопрошание в работе следователя). Их анализ позволил охарактеризовать сферу вопрошания и коммуникацию вопрошания безотносительно к кейсам, уже как новые понятия. В частности, в коммуникации вопрошания автор предлагает различать ситуацию вопрошания и процесс вопрошания. В работе была реализована следующая методология исследования: постановка проблем, анализ кейсов, построение идеальных объектов и описывающих их понятий, типологическое описание. В результате удалось наметить методологическую программу построение теории вопрошания. Различить понятия "сфера вопрошания" и "коммуникация вопрошания". Получить на материале анализа трех кейсов (сократовское вопрошание в работах Платона, вопрошание в «Исповеди» св. Августина и вопрошание в работе следователя) их первые характеристики.
Историзм как принцип
Шик С.В. - У истоков подросткового возраста: реформа среднего образования в России 1864 г. c. 90-98

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.24661

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей реформы среднего образования в России 1864 г., вызывающих возникновение и особенности становления подростничества. В основе исследования лежит предположение, что с этой реформы берет свои истоки подростковый возраст. Историко-педагогический анализ позволяет уяснить причины неблагоприятного, часто девиантного протекания данного возраста, понять недостаточность одностороннего педагогического воздействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как содержание Устава гимназий и прогимназий, аргументы участников дискуссий. Особое внимание уделяется процессу вычленения нового возрастного периода. Основными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, рецензий, научно-педагогических статей, посвященных реформе 1864 г., а также историко-педагогических работ, психолого-педагогических исследований детства. Новизна исследования заключается в том, что зарождение подростничества рассмотрено в контексте реформы 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий создавалась система массового (доступного) среднего образования, предполагающая длительный период обучения, сегрегацию учащихся по календарным возрастам. У учащихся возникала новая внесемейная среда жизни, разрушались привычные ориентиры понимания мира и себя, что вело к возникновению подросткового возраста. Вместе с тем декларируемое общечеловеческое образование подменялось формальным подходом, в итоге подростковый возраст начал формироваться преимущественно с негативных моментов как перманентный подростковый кризис.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.