по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 21-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Педагогическая психология
Кузьмина А.С. - Трансформация параметров самоотношения студентов на разных этапах обучения в вузе c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.25574

Аннотация: В статье рассмотрены результаты исследования трансформации содержательной структуры самоотношения студентов. Исследование построено по типу лонгитюдного исследования. Доказано, что в период обучения в вузе происходит изменение структуры самоотношения студентов. Проанализированы факторные модели самоотношение студентов на первом, втором, третьем и четвертом курсах обучения в вузе. Цель работы — выявление особенностей трансформации параметров самоотношения студентов на различных этапах обучения в вузе. Объект исследования: самоотношение студентов. Предмет исследования: процесс трансформации параметров самоотношения личности студентов на различных этапах обучения в вузе. Методология исследования: Методология исследования: деятельностный подход С. Л. Рубнштейн, теория отношений В. Н. Мясищева, концепция самоотношения С. Р. Пантилеева, В. В. Столина. Тест-опросник самоотношения» С.Р. Пантилеева, В.В. Столина, методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, адаптированный вариант Т.А. Крюковой), самоактуализационный тест (САТ) Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз. Методы математико-статистического анализа полученных данных: анализ средних значений, однофакторный дисперсионный анализ, эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент). Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00. Новизна исследования. В статье показана трансформация содержательной структуры параметров самоотношения студентов в период обучения в вузе. Основные выводы по работе: Трансформация параметров самоотношения у студентов с первого по четвертый (выпускной) курс определяется социальной ситуацией развития, обусловленной единством обучения и воспитания.
Образование
Мельникова Л.А., Мкртчян Н.М., Метелкина Ж.С. - Культурно-образовательная среда колледжа в личностном и профессиональном становлении будущих педагогов. c. 12-18

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22396

Аннотация: В данной статье раскрываются особенности организации культурно-образовательной среды профессионального становления будущих учителей педагогического колледжа с опорой на уникальную культурно-историческую ситуацию, в которой развивается это образовательное учреждение, на традиции и культуру Верхнего Дона, широко представленных в научной и художественной литературе, историю казачества и народных промыслов. Такая опора оказалась возможной благодаря подвижнической деятельности педагогов, разработке регионального модуля содержания подготовки учительских кадров и системной организации образовательного процесса в колледже. Основная методология исследования связана с проектированием культурно-развивающей образовательной среды профессионального и личностного становления студентов:разработкой соответствующего содержания образования, организацией среды профессионального развития, насыщение среды жизнедеятельности культурными событиями и включение обучающихся в культурную жизнь региона. Новизна исследования состоит в том, что в статье показано, каким образом культурно-образовательная среда личностного и профессионального развития будущих учителей выстраивается в конкретном образовательном учреждении, какие культурные события включени в образовательный процесс и каким образом погружение субъектов воспитания в культурные события региона дает максимальный образовательный эффект.
Педагогика
Ларина Л.Ю. - Программа наблюдений за состоянием речевой компетенции у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза c. 19-27

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.23955

Аннотация: Предметом нашего исследования является изучение речевой компетенции дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Подробно рассматриваются такие аспекты, как условия и показатели наблюдения речевой компетенции у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Особое внимание уделяется трактовке понятия "речевая компетенция" дошкольника и описанию компонентов речевой компетенции, которые необходимо исследовать у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: фонетико-фонологического, лексического, грамматического и текстового. Метод наблюдений позволяет исследовать речевую компетенцию дошкольника 6 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в нескольких различных ситуациях, что даёт более полную картину о практическом использовании речи у данной категории детей. Мы описали задачи, процедуру, условия и систему оценок наблюдений за речевой компетенцией дошкольников 6 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общении со сверстниками и взрослыми.Мы предлагаем наблюдать за состоянием указанных компетенций у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общении с взрослыми и сверстниками. Наблюдение за речевыми компетенциями дошкольников 6 лет с ЗПР церебрально-органического генеза в общении с взрослыми мы предлагаем проводить в нескольких ситуациях: 1) в ситуации, когда взрослый не предлагает общения; 2) когда взрослый выражает расположение к общению; 3) в ситуации, когда взрослый предлагает общение, организуя деятельность ребёнка, предлагает поиграть, почитать, поговорить. В статье впервые разграничены компоненты речевой компетенции дошкольников 6 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: фонетико-фонологический, лексический, грамматический и текстовый компоненты и разработана программа наблюдений за детьми данной категории. Таким образом, для исследования речевой компетенции необходимо определить особенности применения речи в различных ситуациях. Указанная задача решается при использовании метода наблюдений. Для эффективного наблюдения за речевой компетенцией дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза мы определили его задачи, процедуру, условия и критерии оценок.
Ценности и цели образования
Прядко И.П., Лебедев И.М. - Российское строительное образование в эру инноваций: социокультурный и педагогический аспект c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22378

Аннотация: В настоящей работе предлагается оценка преобразований российской высшей школы, направленных на встраивание последней в Болонский процесс. Анализ проводимых преобразований дан с точк. зр. потребностей подготовки специалистов в строительной отрасли. В статье проанализированы выводы, которые делают представители преподавательского состава различных вузов строительного профиля. В числе факторов, вызывающих обеспокоенность со стороны российского педагогического сообщества, называют невысокий уровень знаний о задачах реформирования и неосведомленность относительно мер по улучшению системы образования. В исследовании рассмотрены результаты социологического опроса, проведенного среди преподавателей и студентов строительных специальностей, обучающихся в Москве и Московской области. Анкетный опрос показал, что достижению цели реформирования отечественной системы образования по Болонским стандартам мешают следующие факторы: недостаточно высокий уровень владения студентами-строителями английским языком и недостаточный размер доходов. Указанные обстоятельства делают практически невозможным обучение большей части студентов из России за рубежом и снижают конкурентоспособность выпускников российских ВУЗов на рынке труда стран, присоединившихся к Болонской системе. Свои выводы авторы настоящей статьи делают также на основании данных СМИ Новизна исследования состоит в том, что в статье авторы уделяют особое внимание потребностям руководителей строительных фирм в квалифицированных специалистах. Обращается внимание на то, что большая часть экспертов отмечает оторванность вузов от решения задач строительной практики, заметное отставание отечественной образовательной системы от западной в подготовке специалистов по строит. логистике и организации площадок на стройках.
Современные стратегии и модели образования
Геворкян М.М. - Типология рисков поликультурного образования c. 39-45

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22080

Аннотация: Цель статьи – анализировать и представить типологию рисков поликультурного образования в системе высшего профессионального образования Республики Армения. Учитывая моноэтническое, но поликультурное образовательное пространство, актуализируется необходимость и особенности поликультурного образования в Армении. Результаты эмпирических исследований позволяют констатировать, что в поликультурном образовании необходимо учитывать этнический состав региона (ограниченное межнациональное общение) и возможности поликультурного диалога (субъект-объектный диалог с культурой, традициями, нравами, искусством разных культур). Обосновано, что в реальном педагогическом процессе невозможно избежать рисков, следовательно, важным представляется описание, типология и диагностика педагогических рисков поликультурного образования. Под «рисками» понимается неопределенность, связанная с возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий в ходе реализации поликультурной образовательной модели. Педагогические риски поликультурного образования нами рассматриваются все непредвиденные реакции и проявления, связанные с возможностью возникновения затруднений при переходе субъектов системы образования от монокультурного к многокультурному мышлению, содержащие в себе явную или скрытую опасность реализации задач поликультурного образования. Исследованы труды ученых по рискам, педагогическим рискам, выделены риски поликультурного образования. Проведенное эмпирическое исследование позволило обосновать актуальность проблемы в реальном педагогическом процессе. Проведенные нами исследования (Геворкян М.М., 2010-2017) позволили выявить и обосновать следующие риски поликультурного образования с учетом этнического состава региона и возможностей поликультурного диалога: стратегические, личностные, психологические, коммуникативные, социокультурные риски. Выявление особенностей, возможностей и рисков поликультурного образования в современном мире поможет учитывать культурные и образовательные интересы представителей разных национальностей и этнических групп, что, с одной стороны, будет иметь стратегическое значение в конкурентоспособности образовательных учреждений в условиях мобильности образования и перехода вузов на международный уровень. С другой стороны, выявление эффективных способов и механизмов предотвращения или путей и технологий минимизации возникновения и развития рисков в современном поликультурном пространстве более гармонично и более целостно сделает процесс развития личности в современном многокультурном, многообразном мире.
Развивающиеся педагогические технологии
Мартынец М.С. - Мастер-класс в технологии деятельностного типа c. 46-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22075

Аннотация: Статья содержит описание процессов подготовки, реализации и оценки мастер-класса в технологии деятельностного типа, проведённого в рамках краевого мероприятия — аукциона педагогических идей «Универсальные учебные действия: планирую, формирую, оцениваю!» (Красноярск, 2016 год). Необычность формы мероприятия и уровень его проведения — аукцион для педагогов края — задала тон и вес готовящегося мастер-класса: это должно было быть что-то, выходящее далеко за рамки тех привычных для нас, учителей, мастер-классов, которые мы наблюдали, к сожалению, бессчётное количество раз. Как результат, была определена тема исследования, его цель и гипотеза, которая была проверена в ходе создания педагогических условий и анализа их результативности, чему и посвящена данная статья. Методы исследования: общетеоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации и документации образовательных организаций, работ учителей); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогического опыта по обозначенной проблеме); статистические (анализ результатов тестирования). Статья рассматривает шесть чётко очерченных плоскостей и затрагивает различные аспекты педагогической деятельности. Для простоты понимания, повествование будет идти всё время «наружу», от самого «ядра» — планируемых результатов, сформулированных учителем относительно обучающегося — до оболочки — способа деятельности мастера по подготовке, проведению, анализу и обобщению итогов мастер-класса в форме статьи. Материал будет способствовать переосмыслению учителем собственных представлений о мастер-классе и его проведению на качественно ином уровне.
Духовно-нравственные искания
Тхакушинов А.К., Сиюхова А.М. - Этнопедагогический потенциал адыгских традиционных обрядов c. 61-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.25467

Аннотация: Предметной областью настоящего исследования является анализ этнопедагогического потенциала традиционных обрядов адыгов. Авторы обосновывают актуальность реконструкции этнопедагогических принципов в условиях семьи, малых групп и больших сообществ в связи с проблемами в сфере современного образования, которое стало декларироваться как сфера услуг, вследствие чего заметно снизилось его влияние на формирование духовного мира обучающихся. В этой связи внутренние резервы культуры актуализируют механизмы, способные противостоять энтропийным процессам. Одним из таких механизмов становится реконструкция этнопедагогических принципов воспитания, наиболее ярко реализующихся в традиционной обрядности. В статье с этой целью проводится анализ древнего адыгского обряда чапщ, проводимого у постели тяжело больного или раненного. Методология исследования строится на междисциплинарном подходе, включающим использование этнографических данных, диахронического метода культурологии, семиотики и аналитики социально-философского типа. В заключении исследования проводится мысль о том, что чапщ в истории этноса представлял собой социокультурный институт со всеми необходимыми его признаками, одним из которых является выработка норм и правил взаимодействия в социуме. Выводы проведенного исследования показывают, что чапщ являлся этнопедагогическим механизмом эффективной социализации молодого поколения и его интеграции в социокультурное пространство. В ходе обряда в смеховой форме моделировались и педагогически закреплялись будущие взрослые отношения детей и молодежи, имеющие огромный спектр вариативности.
Новые методики и технологии
Kryuchkov K.S. - Teaching Existentialism to Russian Psychology Majors: Yalomian Approach as an Integrative Learning Tool c. 68-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.25257

Abstract: In the present report the model developed for teaching existential psychology and psychotherapy to undergraduate students in Russian University is described. The author describes an experience and challenges he faced while teaching existentialism in one of Russian Universities in 20112-2014, and pedagogical approach he used to overcome those challenges, developed on the basis of Irvine Yalom’s Existential Psychotherapy. The author offers the theoretical model that helps to 'match' different concepts of existential philosophy, psychology and psychotherapy with the Yalomian 'ultimate concerns' that are universal for every human being. The author also offers a number of didactic tools that are helpful in teaching existential philosophy, psychology and psychotherapy for psychology majors. Those tools are including but not limited to: discussions, interviews, demonstrations, as well as some more innocative didactic techniques such as 'self-therapy film'. The author invites professionals teaching existential psychology to utilize and use the model described.
Эффективность обучения
Лисин Д.В., Солдатова Е.В. - Модифицированная методика измерения уровней полноты усвоения в процессе формирования понятий c. 76-86

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.22548

Аннотация: Предметом исследования является методика измерения показателей качества формирования понятий в процессе обучения, предложенная в своё время А.В. Усовой. Рассматриваемые показатели качества включают в себя уровень полноты усвоения содержания понятия, уровень полноты усвоения количества связей данного понятия с другими понятиями и уровень полноты усвоения объёма понятия. Предложено некоторое усовершенствование данной методики расчёта групповых показателей для случаев, когда закон распределения измеряемой величины существенно отличается от нормального распределения. Модифицированные показатели качества формирования понятий и интегрирования их в систему миропонимания обучающихся предложено определять через медианные показатели соответствующих выборок. Новизна исследования заключается в расширении области применения методики измерения показателей качества формирования понятий в процессе обучения. Приведены примеры получающихся различий при расчёте по обоим методикам. Показана важность данных методик в процессе формирования системы понятий в условиях перехода к развивающему методологическому образованию в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Серьезный разговор
Minasyan E.T. - Educators’ Multiroles in Blended Learning Environment c. 87-90

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.25398

Abstract: The higher education in Russia is constantly going towards the development of blended learning environment trying to respond to global standards. The main trends of today’s education encompass skills-based approach, student-centered learning mode and computerized knowledge acquisition which lead to a gradual shift from traditional teaching to self-study. The core objective of the article is to define the educator’s diverse roles in managing academic flexibility, designing hybrid curricula with online component, thus encouraging lifelong learning. The purpose of the article is to reveal the challenges and requirements set before educators who have to cater effectively for meeting all the needs of learners. The research is based on empirical studies conducted by contemporary scholars, comparative analyses of diverse modes of teaching and learning and practical implications of micro-blended learning strategies which trigger the alteration and expansion of teacher’s functions. The study outcomes imply that technological enhancements and inconsistencies in scholastic environment dictate the emergence and evolvement of diverse teaching styles which pursue the goal to increase the insufficient language practice through informal and guided self-study. The author assumes that the research findings can be helpfully applied in educational sphere for designing and introducing e-learning schemes where educators act quite proficiently and knowingly in any teaching role.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.