Статья 'Проблемы и перспективы мировой IT-индустрии в ситуации пандемии коронавируса ' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Проблемы и перспективы мировой IT-индустрии в ситуации пандемии коронавируса

Синица Сергей Александрович

кандидат экономических наук

Генеральный директор, "СулуС"

199048, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 4-Линия в.о., 65А

Sinitsa Sergey Aleksandrovich

PhD in Economics

Director General, "SuluS"

199048, Russia, g. Saint Petersburg, ul. 4-Liniya v.o., 65A

sinica@sulus.ru

DOI:

10.7256/2454-0668.2021.3.35680

Дата направления статьи в редакцию:

11-05-2021


Дата публикации:

06-07-2021


Аннотация: Цель исследования заключается в проведении анализа основных проблем в мировой IT-отрасли, возникших в течение 2020 года и вызванных пандемией коронавируса COVID-19, а также появившихся дополнительных перспектив стратегического развития IT-сферы. Предметом исследования выступает мировая IT-отрасль и ее развитие в течение 2020 года. В качестве методов исследования использованы сравнительный, структурный и системный анализы. В ходе исследования на основе изучения экспертных мнений и данных социологических опросов иностранных специалистов выявлены проблемы развития IT-отрасли в период пандемии коронавируса COVID-19. Особое внимание в статье уделено перспективам IT-отрасли, открывшимся в результате пандемии. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: пандемия оказала негативное воздействие на серьезное нарушение цепочек поставок и производство высокотехнологичной продукции, а также на сокращение или полную отмену мероприятий международного масштаба по обмену опытом между специалистами IT-индустрии. В качестве дополнительно открывшихся возможностей для рынка IT-решений в ходе пандемии необходимо отметить востребованность рынком скорейшего массового внедрения технологий 5G, виртуальной реальности и «умного города». Данные технологии имеют стратегическую перспективу развития, что повлечет увеличение инвестиций в эти области IT-индустрии в ситуации постоянно продлеваемого во многих странах карантина, а также и в послекризисное время.


Ключевые слова:

IT-отрасль, взаимодействие, технология, производство, инвестиция, мероприятие, коронавирус, пандемия, проблема, перспектива

Abstract: The goal of this research analyze consists in the analysis of major challenges faced by the global IT-industry due to the COVID-19 pandemic, as well as additional prospects for strategic development that emerged in this sphere. The subject of this article global IT-industry and its development in the course of 2020. Based on examination of expert opinions and data of sociological surveys conducted by foreign specialists, the author determines the issues faced by IT-industry during the COVID-19 pandemic. Special attention is given to the prospects for the development of IT-industry that opened as a resut of the coronavirus pandemic. The conclusion is made that the pandemic had severely disrupted the supply chains and manufacturing of high-tech products, as well as reduced or canceled multiple international events intended sharing experience between the IT specialists. The additional opportunities that opened for the market IT-solutions in the course of the pandemic include the increased demand for implementation of 5G technologies, virtual reality, and “smart city”. These technologies feature a prospect for the strategic development, which boosts investments in this field of IT-industry in the conditions of extended lockdown in many countries, as well as post-crisis period.


Keywords:

IT industry, interaction, technology, production, investment, event, coronavirus, pandemic, problem, perspective

В течение 2020 года компаниям IT-отрасли, также как и всей мировой экономике, пришлось столкнуться с вызовами и воздействием негативных макроэкономических факторов, связанных с последствиями пандемии коронавируса COVID-19.

Наиболее очевидным и самым непосредственным воздействием пандемии коронавируса на IT-бизнес стало серьезное нарушение цепочек поставок. Это было связано с тем, что большинство линий для производства комплектующих расположены в Китае, который первым в декабре 2019 года – январе 2020 года столкнулся с коронавирусом в массовом масштабе (на сегодняшний день имеются сведения, что единичные заражения имели место в различных странах мира ранее, но ни не переросли в эпидемию).

В результате производство IT-комплектующих и сборочных производств в КНР сильно пострадало, поскольку значительное число граждан заразились новой болезнью, и многие были вынуждены находится на карантине. Это привело к частичной или полной остановке производственных линий, многие из которых использовались известными мировыми технологическими компаниями для производства своих товаров и продукции.

Так, Apple столкнулась с нехваткой поставок iPhone из-за того, что основной производитель – компания Foxconn – закрыла большую часть своих производств в Китае. В результате, по оценкам аналитика Apple Минг-Чи Куо, это привело к значительному снижению прогноза поставок iPhone в первом квартале 2020 года – на целых 10% [5].

И хотя у Apple всегда есть планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств относительно наращивания производства изделий в регионе, который не пострадал, быстрое распространение коронавируса по всему миру затруднило точное определение тех регионов, которые могут пострадать в наименьшей степени. Кроме этого, крайне сложно заменить объемы китайского производства с помощью мощностей в других странах и регионах мира – согласно поэтапной реализации правительственной инициативы «Сделано в Китае» были инвестированы значительные средства в передовые секторы экономики, включая производство телекоммуникационного оборудования и полупроводников [3, 4], что привело к созданию мощной производственной базы, альтернатив которой в мире сегодня просто нет.

Другой серьезной проблемой стала отмена большинства наиболее важных технологических конференций мирового масштаба в результате распространения коронавируса, что привело к многочисленным упущенным возможностям партнерства и сотрудничества в IT-сфере.

Например, был отменен международный форум Mobile World Congress (MWC), который должен был пройти 24-27 февраля в г. Барселоне (Испания). MWC считается важнейшим мировым событием в индустрии связи и телекоммуникаций, поскольку на нем присутствуют самые известные компании в этой сфере для взаимодействия, обмена инновациями и налаживания новых деловых партнерских отношений. Несколько компаний перенесли запланированные мероприятия для MWC, но дальнейшее развитие пандемии коронавируса заставило другие компании полностью отменить их.

Кроме MWC, Facebook отменил конференцию разработчиков F8 и глобальный саммит по маркетингу, Google перенес свое мероприятие Google Cloud Next в онлайн-режим, IBM аналогичным образом пришлось вести прямую трансляцию конференции разработчиков, которая ранее в 2019 году собирала более 30 тыс. участников. В целом, по оценкам экспертов PredictHQ, отмена крупных мероприятий в IT-сфере принесла прямые экономические потери в сумме более, чем 1 млрд. долл. США [6].

Несомненно, что использование онлайн-взаимодействия помогло ограничить негативные последствия отмены международных конференций и симпозиумов, но следует полагать, что в IT-отрасли будут ощущаться временные потери в инновационном процессе из-за упущенных возможностей в области личных деловых контактов. У участников онлайн-конференции нет тех же возможностей для общения, какие у них были бы при личном посещении мероприятий. Маркетологам было бы легче поделиться передовым опытом, например, во время проведения глобального саммита по маркетингу в Facebook, если бы данное мероприятие действительно состоялось. Хотя, конечно, сложно количественно оценить ценность тех или иных прямых встреч или неформальных сетевых сессий, но их влияние, несомненно, будет ощущаться в дальнейшем.

Вместе с тем, эксперты Business Insider [2] отмечают и ряд позитивных эффектов, которые наглядно проявились в ходе пандемии.

Например, к таковым специалисты относят растущую потребность в ускорении внедрения технологии 5G, что стало ясным в ходе стремительно возросшего объема удаленных взаимодействий в условиях пандемии коронавируса. Преимущества 5G (скорость передачи данных, почти мгновенное подключение контакта и повышенная плотность подключения) делают эту технологию особо применимой к удаленному взаимодействию, что стало важнейшим приоритетом для многих государственных организаций и частных компаний в связи с распространением коронавируса. Ключевыми областями, критически важными для работы организаций в условиях пандемии становятся телеконференции и коллективная удаленная работа, что способствует привлекательности 5G.

Сегодня многие известные во всем мире работодатели, такие как Microsoft Teams, Google Hangouts и Zoom, стали больше полагаться на инструменты корпоративной телеконференцсвязи, поскольку их сотрудники переходят на удаленную работу из-за проблем со здоровьем и введенными ограничениями в их странах. Следует ожидать, что зависимость работодателей от таких инструментов во время пандемии коронавируса усилит аргументы в пользу подключения 5G как дома, так и в офисах, поскольку компании признают ту ценность, которую сегодня предлагают инструменты телеконференцсвязи. Связь в формате 5G сможет обеспечить бесперебойное взаимодействие в режиме реального времени, что невозможно сегодня с большинством проводных соединений.

Другой важнейшей областью применения 5G становится телемедицина: техническое превосходство нового стандарта дает врачам возможность диагностировать, лечить и даже оперировать пациентов без необходимости физического присутствия рядом с ними. Такие варианты использования 5G для борьбы с коронавирусом были продемонстрированы в Китае уже в январе 2020 года, когда телекоммуникационными компаниями ZTE и China Telecom была разработана система на базе технологии 5G, позволяющая проводить удаленные консультации и диагностику за счет подключения врачей из Западного Китая к 27 больницам в других регионах, что позволило фактически дистанционно лечить инфицированных пациентов [8]. Учитывая способность 5G расширять спектр и объем передаваемой информации в условиях, когда врачам в больницах требуется больше знаний и актуальных данных, следует ожидать, что все больше медицинских учреждений будут стремиться использовать 5G, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, предлагаемыми новым стандартом связи.

Еще одна возможность, появившаяся во время пандемии – расширение вариантов использования компаниями технологии виртуальной реальности.

Вспышки коронавируса заставили крупные IT-компании, такие как Apple, Google и Microsoft, рекомендовать или обязать сотрудников работать дистанционно из дома. Кроме того, такие компании, как Amazon, ограничивали несущественные поездки сотрудников в регионы, где отмечался пик заболеваемости – такие как Китай, Италия, Испания и даже в пределах США. Хотя это и был самый безопасный способ действий во время пандемии, но он препятствовал совместным действиям и возможностям для практического обучения. По мере того, как эти недостатки станут более очевидными, предприятия будут искать способы сгладить перебои в работе сотрудников, и одним из способов, вероятно, станет виртуальная реальность.

Многие западные компании уже используют виртуальную реальность в качестве инструмента для улучшения обучения сотрудников, но пандемия коронавируса может оказаться дополнительным стимулом для внедрения этой технологии и на некоторых рабочих местах. Так, согласно опросу экспертов Perkins Coie, почти половина (49%) бизнес-респондентов хотели использовать виртуальную реальность для расширения условий обучения своего персонала [1].

В этом случае, даже если сотрудники будут работать из дома, то они смогут сохранить свои навыки с помощью практических руководств, которые ранее могли быть доступны только на рабочих местах. Например, с помощью использования технологий виртуальной реальности можно заниматься ремонтом промышленного оборудования, не выходя из дома. Кроме этого, через инструменты виртуальной реальности можно проводить более широкий спектр корпоративного общения, т.к. сотрудники могут лучше изучать информацию и обмениваться сложными идеями, например, такими как проекты прототипов. Это крайне важно, т.к. согласно проеденного опроса специалистами Buffer, 20% респондентов считают общение и совместную работу самой большой проблемой при удаленной работе [7].

Еще одна перспектива роста в IT-сфере связана с трендом на увеличение инвестиций в прикладные решения по реализации «умных технологий», которые доказали, что они являются ценным инструментом антикризисного управления.

В ходе пандемии во многих крупнейших городах по всему миру активно использовались «умные технологии» в целях смягчить негативное воздействие последствий коронавируса. Например, полиция Китая использовала дроны с термодатчиками для выявления заболевших людей в общественных местах. По заказу Правительства Южной Кореи было разработано приложение для смартфонов, которое позволяет людям, находящимся на карантине, общаться с социальными работниками, позволяя им сообщать о своем состоянии и задавать любые возникающие вопросы. По решению Правительства Австралии был запущен чат-бот, чтобы отвечать на вопросы граждан и сдерживать распространение дезинформации.

Несмотря на то, что эти решения имеют далеко идущие последствия, все они относятся к сфере технологии «умного города», доказывая уже сегодня, что в них есть необходимость инвестировать даже во время кризиса. Большинство решений для «умного города» предназначены для поддержки повседневной деятельности городских поселений. Но его базовая инфраструктура – будь то общегородская связь, системы видеонаблюдения или социальные платформы для общения с гражданами – может быть адаптирована для удовлетворения потребностей городских властей во время кризиса, как показала пандемия коронавируса.

По оценкам экспертов, инвестиции в «умный город» к 2025 году достигнут 295 млрд. долл. США по сравнению со 131 млрд. долл. США в 2020 году [6]. Если решения «умного города» окажутся эффективным инструментом нивелирования сложностей, вызванных пандемией, то органы власти почувствуют еще большую уверенность в необходимости дальнейших инвестиций, что может стимулировать ускорение разработки все новых решений в данной области.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) в течение 2020 года в условиях действия пандемии коронавируса IT-отрасль испытала на себе действие негативных макроэкономических факторов, что отразилось на серьезном нарушении цепочек поставок, и, соответственно, производстве наукоемкой продукции;

2) негативные тенденции также отразились на сокращении или полной отмене мероприятий международного масштаба по обмену опытом между специалистами IT-индустрии, что оказало сдерживающее влияние на реализацию совместных проектов и привело к многочисленным упущенным возможностям в отношении партнерства и сотрудничества;

3) вместе с тем, пандемия коронавируса показала востребованность рынком скорейшего массового внедрения технологий 5G, виртуальной реальности и «умного города». Следует ожидать, что данные технологии имеют стратегическую перспективу развития, что повлечет увеличение инвестиций в эти области IT-индустрии в ситуации постоянно продлеваемого во многих странах карантина, а также и в послекризисное время.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования представленной на рецензирование статьи является мировая IT-индустрия и те тенденции, которые возникли в ней в условиях пандемии. Особенностью IT-индустрии является то, что пандемия оказала на нее как отрицательное, так и положительное воздействие, причем позитивные тенденции скорее всего в самое ближайшее время пересилят и намного превзойдут полученный ею ущерб. Главное - получили толчок к динамичному развитию те области, которые в иных условиях могли бы еще долго находиться на периферии приоритетов IT-индустрии.

Методология исследования основывается на анализе глобальных изменений, которые произошли и происходят в IT-индустрии, и выделение тех магистральных направлений, которые окажут воздействие на все сектора мировой экономики. Автор сосредоточил свое внимание преимущественно на анализе нововведений со стороны гигантов IT-индустрии, а также на тех тенденциях, которые были характерны для западных экономик и Китая. При этом он оставил вне поля анализа те изменения, которые происходили в российской экономике, тогда как РФ показала интересные примеры использования информационных технология в условиях пандемии, например, взрывообразный рост онлайн торговли и служб курьерской доставки.

Актуальность исследования состоит в том, что тенденции, получившие свое рождение в условиях пандемии, носят долгосрочный характер и обладают многоотраслевым воздействием, включая такие направления, как «умный город». Любая отрасль или сектор экономики должен принимать в расчет эти новейшие тенденции и брать их на вооружение, дабы не только обезопасить себя от повторений новых волн пандемии, но и на равных конкурировать в условиях постковидного мира. Национальный проект цифровой экономики обретает особую важность для динамичного развития РФ, о чем, к сожалению, автор также не упомянул.

Научная новизна статьи состоит в определении базовых направлений мировой IT-индустрии, которые будут определять развитие всей мировой экономики в целом. Это позволяет сформировать систему приоритетов и ориентиров для реализации российского национального проекта по развитию цифровой экономики. Вместе в том, еще раз отметим, что автор не уделяет внимание анализу российского опыта в IT-индустрии, а кроме того, автор сосредоточил свое внимание на, если можно так сказать, конструктивных изменениях в мировой IT-индустрии. Тогда как данная сфера немедленно привлекла внимание криминальных групп, что обострило проблемы информационной безопасности.

Статья изложена научным языком, она хорошо структурирована, лаконична. Вместе с тем, статья бы только выиграла, если бы ее дополнял иллюстративный материал – графики, диаграммы, карты.

Библиография включает 8 источников, причем все они иностранные, что, по нашему мнению, недостаточно для статьи. Библиографию следовало бы расширить ссылками на отечественные исследования, тем более что за последнее время опубликованы подробные аналитические доклады по влиянию пандемии на российскую экономику, включая и IT-индустрию.

Несмотря на указанные недостатки статья достойна публикации. Автор в концентрированном виде представил значительный материал, определил ключевые тенденции мировой IT-индустрии. Статью интересно читать. Она представляет интерес для работников IT-индустрии, для специалистов органов власти, занимающихся вопросами цифровой экономики.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.