Статья 'Когнитивная аналитика в управлении высшим образованием' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Когнитивная аналитика в управлении высшим образованием

Нарциссова Стэлла Юрьевна

член-корреспондент, МАНЭБ; старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»; научный сотрудник, Международный независимый эколого-политологический университет (ОЧУ ВО «Академия МНЭПУ»)

117997, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, 36

Nartsissova Stella Urevna

Lecturer of the Department of Economics and Management at Moscow Institute of Management and Service. 

117997, Russia, g. Moscow, ul. Stremyannyi Per., 36

N-Stella-Urevna@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2014.6.13786

Дата направления статьи в редакцию:

05-12-2014


Дата публикации:

19-12-2014


Аннотация: В статье раскрывается взаимосвязь характера управления и образовательной среды в России; рассматриваются ряд важнейших проблем современного управления вузовским образованием: появление новых образовательных стандартов и адаптивных технологий обучения; модернизация института высшего образования; проблемы ЕГЭ; международное образовательное сотрудничество в связи с присоединением России в к Болонскому процессу; образовательные последствия дифференциации населения страны; падение популярности инструментальной оценки образования; инновации в образовательной сфере как фактор отечественного и зарубежного инвестирования; гуманизация образования и индивидуализация образования; инновационные особенности образовательной системы; общие особенности интерактивных методов обучения с использованием облачных технологий; формирование конкурентоспособной, всесторонне развитой и социально-востребованной личности. Методологию исследования составили диалектический подход, эволюционный подход, связанный с рассмотрением вузовской деятельности в генезе и временной перспективе, экономические теории макроуровня анализа для рассмотрения вуза как производителя общественных благ, нормативные документы – федеральные законы № 273-ФЗ и № 217-ФЗ, деятельностные концепции С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. Когнитивно-аналитический подход синтезирует достижения ряда научных дисциплин - теории управления, кибернетики, общей теории систем и учитывает субъект-субъетный характер взаимодействия участников образовательного процесса. Сделаны выводы: управление высшим образованием с позиций когнитивно-аналитического подхода не сумма слагающих его факторов управления, а нечто большее – организованное взаимосвязанное единство субъектов этой системы; кадровый состав вуза - ключевой когнитивный компонент образовательной среды вуза и фактор его развития; при решении управленческих проблем в вузе когнитивная аналитика должна применяться при выработке и обосновании управленческих решений, где в наиболее полном виде реализуется путем применения методологии системного анализа, а также в исследованиях организационной структуры, при которых на основе анализа разрабатываются предложения с целью повышения эффективности ее деятельности.


Ключевые слова:

когнитивная аналитика, высшее образование, управление вузом, конкурентоспособность, студент, компетентностный подход, адаптивные технологии, методы обучения, инновационная деятельность, всестороннее развитие личности

Библиография
1. Бекетова Н.Е., Днепровская Н.В., Кемпель Г.Н. и др. Россия на пути к smart-обществу. М., НП Центр развития современных образовательных технологий.-2012. 280 с.
2. Васильева Д.М., Митрофанов С.А. Организация управления структурой инновационно-ориентированного высшего учебного заведения // Инновации. 2010. № 8. С. 73-79.
3. Герасименко Т.Л. Некоторые спорные вопросы мобильного обучения (m-learning). Сборник материалов восьмого Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества-2013» М., Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – 2013. С. 574-576.
4. Ермаков В.А. Психолого-педагогические проблемы развития трансперсонального проекта в российском образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 11 (19). С. 46.
5. Занковский А.Н. Исследование организационной культуры университета // Российский научный журнал. 2012. № 28. С. 147-157.
6. Иванова В.Н. Законодательное регулирование экономических отношений в сфере образования Право и образование. 2002. № 2. С. 5-10.
7. Иванова В.Н. Научно-технические кластеры как инструмент инновационного развития в рамках эволюционной экономической теории Экономический вестник Ярославского университета. 2013. № 30. С. 5-11.
8. Иванова В.Н. Человек и экономика: опыт динамической интеграции // М., Вопросы новой экономики. 2007. № 3. С. 70-77.
9. Ильин А.Б., Штейн Е.И., Скорикова С.Г. Использование современных информационных технологий в маркетинговой деятельности образовательных учреждений // Молодой ученый. 2014. № 15-1. С. 30-32.
10. Краснов А.Е., Кузнецова Ю.Г., Селина М.В., Сучилин Д.В. Информационные технологии оценивания компетенций студентов на основе сложного рейтинга // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2009. № 2. С. 90-95.
11. Липатов В.А. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. Евразийский открытый институт, Москва.-2011. 150 с.
12. Лыков С.Н., Митрофанов А.С., Пастухов М.В. Методика оценки инновационной инфраструктуры вуза // Вестник Института дружбы народов Кавказа "Теория экономики и управления народным хозяйством". 2014. № 3 (27). С. 90-101.
13. Митрофанов С.А., Митрофанов А.С. Инновационная деятельность учащейся молодежи: монография / А.С. Митрофанов. – М.: РГУИТП, 2011. – 401 с.
14. Митрофанов А.С., Митрофанова И.П. Оценка эффективности инновационной инфраструктуры вузов // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 1 (104). С. 11-17.
15. Митрофанов А.С. Конкурс «инновационные и технологические предпринимательские проекты среди молодежи» // Инновации. 2009. № II. С. 123-124.
16. Митрофанов А.С., Михайловский В.В. Индивидуальная форма управления поддержкой инновационной деятельности творческой молодежи // Инновации. 2010. № 6. С. 54-58.
17. Митрофанов А.С. Малые инновационные предприятия при вузах-первые результаты действия федерального закона № 217-ФЗ // Инновации. 2010. № 9. С. 28-33.
18. Митрофанов А.С., Митрофанова И.П. Подход к проведению мониторинга федеральных университетов на примере СВФУ // Качество. Инновации. Образование. 2013. № 5 (96). С. 3-8.
19. Митрофанова И.П. Методические основы эффективного проектирования и управления при реализации государственной поддержки инновационных программ // Инновации. 2007. № 4. С. 46-50.
20. Нарциссова С.Ю. Аргументация, дискурс и индивидуализация образования // Психология и психотехника. 2011.-№9 (36). С.60-70.
21. Нарциссова С.Ю. Аргументация как фактор смыслообразования в обучении // NOTA BENE: Психология и психотехника (электронный журнал), 2012, № 1, С. 165-195.
22. Нарциссова С.Ю., Носков Ю.М., Крупенников Н.А., Матвиенко С.В., Кондратьев В.С. Мышление как фактор развития личности: моделирование когнитивно-стилевых особенностей аргументации // Национальная безопасность / nota bene.-2013.-5.-C. 124-148.
23. Палт Е.А. Динамика профессиональной карьеры субъекта в рамках корпоративной системы обучения организации // Ценности и интересы современного общества. Общество, право, человек. М., Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.-2014. С. 176-179.
24. Палт Е.А. Психолого-организационные принципы прогноза успешности профессионала на основе компетентностного подхода // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. Ярославль.-2014. № 1. С. 96-100.
25. Петруня О.Э., Шуршалина М.А. Глобальный кризис и перспективы бизнес-образования в России // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 1. С. 35-62.
26. Серегин С.Н., Агаджанов А.А. Роль государства в управлении экономическим ростом // Сахар. 2009. № 12. С. 17-24.
27. Тихомирова Н.В. Новая ответственность университетов и преподавателей для устойчивого развития // Ценности и интересы современного общества Экономика и управление. М., Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2014. С. 297-298.
28. Тихомирова Н.В. Современные проблемы управления в условиях информационного общества. М., 2012. С. 473.
29. Чернышева Н.И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее решения/ Н. И. Чернышева // Наука и Экономика. – 2011. – № 1 (5). – С. 62.
30. Попадейкин В.В., Ойцев А.А., Филиппов В.В., Нарциссова С.Ю. Формирование правосознания студентов непрофильных вузов // Lex Russica. 2014.-№ 8. С. 986-993.
31. Федеральный Закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.12) // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 3.
32. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Гл. 2. – Ст. 16. – П.1.
33. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование.-2003. №2.-С. 58-64.
34. Шана М.А., Адаптивное система обучения как самоорганизующаяся система // Наука и устойчивое развитие: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Нальчик: Издательство «Принт центр» 2012г., С.225-226.
35. Berit Swanberg A. Personality, approaches to learning and achievement / A. Berit Swanberg // Educational Psychology. 2010. № 1. P. 75-88.
36. Card L.A. Foray into Student-Centered Learning (SCL): SCL Two SCL Activities Designed to Enhance Translation Pedagogy [Электронный ресурс] / L. Card // Translation Journal.-2012. №4. Режим доступа: http://translationjournal.net/journal/62 learning.htm
37. Dikaiakos M., Pallis G., Katsaros D., Mehra P., Yakali A. Cloud Computing – Distributed Internet Computing for IT and Scientific Research // IEEE Internet Computing. 2009, №9, р.10-13.
38. Garza R., Ovando M.N. Preservice Teachers’ Connections of Pedagogi¬cal Knowledge to Mentoring At-Risk Adolescents: Benefits and Challenges / R. Garza, M.N. Ovando // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2012. № 3. p. 343-360.
39. Gillam, Lee Cloud Computing: Principles, Systems and Applications / Nick Antonopoulos, Lee Gillam — L.: Springer, 2010. — 379 p. — (Computer Communications and Networks). — ISBN 9781849962407.
40. Hanks S.H. Organization Life Cycle: Integrating Content and Process // Journal of Small Business Strategy. 1990, № 1. p. 1-13.
41. Jokinen, K. Constructive Dialogue Modelling. Speech Interaction and Ra¬tional Agents / K. Jokinen. – L.: John Wiley and Sons,-2009. – 161 p.
42. Li J., Zhu L., Gummerum M. The development of social value orienta¬tion across different contexts / J. Li, L. Zhu, M. Gummerum // International Journal of Psychology. 2013. № 4. P. 469-480.
43. Lipatov V. Distance education in the northern regions of Russia // Arctic Yearbook-2014. С.132-149.
44. Loughran J. Is teaching a discipline? Implications for teaching and teacher education / J. Loughran // Teachers and Teaching: theory and prac¬tice. 2009. № 2. P. 189-203.
45. Popper К. The Open Universe. An argument for Indeterminism. Totova.-N.Y., 1992.-P. 130.
46. Sclater N. e-Learning in the Cloud, International Journal of Virtual and Personal Learning Environments, Vol 1, №1, 2010, р.10-19.
47. Stichweh R. Wissenschaft, Universitat, Professionen: Soziologische Alalysen.-Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1994. – p. 126.
48. Wu, D. Engaging students with constructivist participatory examinations in asynchronous learning networks / D. Wu, M. Bieber, S. Hiltz. // Journal of Information Systems Education-№19 (3),-2008. – p. 321-330.
References
1. Beketova N.E., Dneprovskaya N.V., Kempel' G.N. i dr. Rossiya na puti k smart-obshchestvu. M., NP Tsentr razvitiya sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii.-2012. 280 s.
2. Vasil'eva D.M., Mitrofanov S.A. Organizatsiya upravleniya strukturoi innovatsionno-orientirovannogo vysshego uchebnogo zavedeniya // Innovatsii. 2010. № 8. S. 73-79.
3. Gerasimenko T.L. Nekotorye spornye voprosy mobil'nogo obucheniya (m-learning). Sbornik materialov vos'mogo Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Rol' biznesa v transformatsii obshchestva-2013» M., Moskovskii finansovo-promyshlennyi universitet «Sinergiya». – 2013. S. 574-576.
4. Ermakov V.A. Psikhologo-pedagogicheskie problemy razvitiya transpersonal'nogo proekta v rossiiskom obrazovanii // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal). 2012. № 11 (19). S. 46.
5. Zankovskii A.N. Issledovanie organizatsionnoi kul'tury universiteta // Rossiiskii nauchnyi zhurnal. 2012. № 28. S. 147-157.
6. Ivanova V.N. Zakonodatel'noe regulirovanie ekonomicheskikh otnoshenii v sfere obrazovaniya Pravo i obrazovanie. 2002. № 2. S. 5-10.
7. Ivanova V.N. Nauchno-tekhnicheskie klastery kak instrument innovatsionnogo razvitiya v ramkakh evolyutsionnoi ekonomicheskoi teorii Ekonomicheskii vestnik Yaroslavskogo universiteta. 2013. № 30. S. 5-11.
8. Ivanova V.N. Chelovek i ekonomika: opyt dinamicheskoi integratsii // M., Voprosy novoi ekonomiki. 2007. № 3. S. 70-77.
9. Il'in A.B., Shtein E.I., Skorikova S.G. Ispol'zovanie sovremennykh informatsionnykh tekhnologii v marketingovoi deyatel'nosti obrazovatel'nykh uchrezhdenii // Molodoi uchenyi. 2014. № 15-1. S. 30-32.
10. Krasnov A.E., Kuznetsova Yu.G., Selina M.V., Suchilin D.V. Informatsionnye tekhnologii otsenivaniya kompetentsii studentov na osnove slozhnogo reitinga // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. 2009. № 2. S. 90-95.
11. Lipatov V.A. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya. Uchebnoe posobie. Evraziiskii otkrytyi institut, Moskva.-2011. 150 s.
12. Lykov S.N., Mitrofanov A.S., Pastukhov M.V. Metodika otsenki innovatsionnoi infrastruktury vuza // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza "Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaistvom". 2014. № 3 (27). S. 90-101.
13. Mitrofanov S.A., Mitrofanov A.S. Innovatsionnaya deyatel'nost' uchashcheisya molodezhi: monografiya / A.S. Mitrofanov. – M.: RGUITP, 2011. – 401 s.
14. Mitrofanov A.S., Mitrofanova I.P. Otsenka effektivnosti innovatsionnoi infrastruktury vuzov // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2014. № 1 (104). S. 11-17.
15. Mitrofanov A.S. Konkurs «innovatsionnye i tekhnologicheskie predprinimatel'skie proekty sredi molodezhi» // Innovatsii. 2009. № II. S. 123-124.
16. Mitrofanov A.S., Mikhailovskii V.V. Individual'naya forma upravleniya podderzhkoi innovatsionnoi deyatel'nosti tvorcheskoi molodezhi // Innovatsii. 2010. № 6. S. 54-58.
17. Mitrofanov A.S. Malye innovatsionnye predpriyatiya pri vuzakh-pervye rezul'taty deistviya federal'nogo zakona № 217-FZ // Innovatsii. 2010. № 9. S. 28-33.
18. Mitrofanov A.S., Mitrofanova I.P. Podkhod k provedeniyu monitoringa federal'nykh universitetov na primere SVFU // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2013. № 5 (96). S. 3-8.
19. Mitrofanova I.P. Metodicheskie osnovy effektivnogo proektirovaniya i upravleniya pri realizatsii gosudarstvennoi podderzhki innovatsionnykh programm // Innovatsii. 2007. № 4. S. 46-50.
20. Nartsissova S.Yu. Argumentatsiya, diskurs i individualizatsiya obrazovaniya // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2011.-№9 (36). S.60-70.
21. Nartsissova S.Yu. Argumentatsiya kak faktor smysloobrazovaniya v obuchenii // NOTA BENE: Psikhologiya i psikhotekhnika (elektronnyi zhurnal), 2012, № 1, S. 165-195.
22. Nartsissova S.Yu., Noskov Yu.M., Krupennikov N.A., Matvienko S.V., Kondrat'ev V.S. Myshlenie kak faktor razvitiya lichnosti: modelirovanie kognitivno-stilevykh osobennostei argumentatsii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene.-2013.-5.-C. 124-148.
23. Palt E.A. Dinamika professional'noi kar'ery sub''ekta v ramkakh korporativnoi sistemy obucheniya organizatsii // Tsennosti i interesy sovremennogo obshchestva. Obshchestvo, pravo, chelovek. M., Moskovskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki, statistiki i informatiki.-2014. S. 176-179.
24. Palt E.A. Psikhologo-organizatsionnye printsipy prognoza uspeshnosti professionala na osnove kompetentnostnogo podkhoda // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki. Yaroslavl'.-2014. № 1. S. 96-100.
25. Petrunya O.E., Shurshalina M.A. Global'nyi krizis i perspektivy biznes-obrazovaniya v Rossii // Aktual'nye problemy Evropy. 2010. № 1. S. 35-62.
26. Seregin S.N., Agadzhanov A.A. Rol' gosudarstva v upravlenii ekonomicheskim rostom // Sakhar. 2009. № 12. S. 17-24.
27. Tikhomirova N.V. Novaya otvetstvennost' universitetov i prepodavatelei dlya ustoichivogo razvitiya // Tsennosti i interesy sovremennogo obshchestva Ekonomika i upravlenie. M., Moskovskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki, statistiki i informatiki. 2014. S. 297-298.
28. Tikhomirova N.V. Sovremennye problemy upravleniya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva. M., 2012. S. 473.
29. Chernysheva N.I. Problema trudoustroistva vypusknikov uchebnykh zavedenii i poisk putei ee resheniya/ N. I. Chernysheva // Nauka i Ekonomika. – 2011. – № 1 (5). – S. 62.
30. Popadeikin V.V., Oitsev A.A., Filippov V.V., Nartsissova S.Yu. Formirovanie pravosoznaniya studentov neprofil'nykh vuzov // Lex Russica. 2014.-№ 8. S. 986-993.
31. Federal'nyi Zakon ot 22.08.1996 № 125-FZ (red. ot 03.12.2011) «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii» (s izm. i dop., vstupayushchimi v silu s 01.02.12) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii.-1996.-№ 3.
32. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». – Gl. 2. – St. 16. – P.1.
33. Khutorskoi A.B. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie.-2003. №2.-S. 58-64.
34. Shana M.A., Adaptivnoe sistema obucheniya kak samoorganizuyushchayasya sistema // Nauka i ustoichivoe razvitie: Materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh. – Nal'chik: Izdatel'stvo «Print tsentr» 2012g., S.225-226.
35. Berit Swanberg A. Personality, approaches to learning and achievement / A. Berit Swanberg // Educational Psychology. 2010. № 1. P. 75-88.
36. Card L.A. Foray into Student-Centered Learning (SCL): SCL Two SCL Activities Designed to Enhance Translation Pedagogy [Elektronnyi resurs] / L. Card // Translation Journal.-2012. №4. Rezhim dostupa: http://translationjournal.net/journal/62 learning.htm
37. Dikaiakos M., Pallis G., Katsaros D., Mehra P., Yakali A. Cloud Computing – Distributed Internet Computing for IT and Scientific Research // IEEE Internet Computing. 2009, №9, r.10-13.
38. Garza R., Ovando M.N. Preservice Teachers’ Connections of Pedagogi¬cal Knowledge to Mentoring At-Risk Adolescents: Benefits and Challenges / R. Garza, M.N. Ovando // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2012. № 3. p. 343-360.
39. Gillam, Lee Cloud Computing: Principles, Systems and Applications / Nick Antonopoulos, Lee Gillam — L.: Springer, 2010. — 379 p. — (Computer Communications and Networks). — ISBN 9781849962407.
40. Hanks S.H. Organization Life Cycle: Integrating Content and Process // Journal of Small Business Strategy. 1990, № 1. p. 1-13.
41. Jokinen, K. Constructive Dialogue Modelling. Speech Interaction and Ra¬tional Agents / K. Jokinen. – L.: John Wiley and Sons,-2009. – 161 p.
42. Li J., Zhu L., Gummerum M. The development of social value orienta¬tion across different contexts / J. Li, L. Zhu, M. Gummerum // International Journal of Psychology. 2013. № 4. P. 469-480.
43. Lipatov V. Distance education in the northern regions of Russia // Arctic Yearbook-2014. S.132-149.
44. Loughran J. Is teaching a discipline? Implications for teaching and teacher education / J. Loughran // Teachers and Teaching: theory and prac¬tice. 2009. № 2. P. 189-203.
45. Popper K. The Open Universe. An argument for Indeterminism. Totova.-N.Y., 1992.-P. 130.
46. Sclater N. e-Learning in the Cloud, International Journal of Virtual and Personal Learning Environments, Vol 1, №1, 2010, r.10-19.
47. Stichweh R. Wissenschaft, Universitat, Professionen: Soziologische Alalysen.-Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1994. – p. 126.
48. Wu, D. Engaging students with constructivist participatory examinations in asynchronous learning networks / D. Wu, M. Bieber, S. Hiltz. // Journal of Information Systems Education-№19 (3),-2008. – p. 321-330.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.