по
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Тематическая структура журнала > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations"
Номер подписан в печать: 06-04-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2454-0633
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Международные организации, международное право и внутригосударственное право
Хадыров Р.Ю. - Политические, экономические аспекты и перспективы интеграционной политики Таджикистана c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.39865

EDN: IPJXTR

Аннотация: Статья раскрывает дискуссионную тему анализа баланса политических, экономических издержек и выгод при выборе ответственного интеграционного решения о вхождении Таджикистана в Евразийский экономический союз. Рассматриваются официальные позиции правительства, экспертные суждения сторонников, скептиков и противников участия страны в экономическом союзе. Обосновывается аргументация о принятии руководством Таджикистана ответственного политического решения, обеспечивающего дальнейшую социально-экономическую модернизацию страны в составе Евразийского экономического союза.29 мая 2014 года президенты России, Беларуси и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Армения, 8 мая – Киргизстан. Казалось очевидным - в политических и экономических элитах Республики Таджикистан (далее по тексту - РТ)    возобладает понимание долгосрочных экономических и политических выгод, их преобладание над краткосрочными рисками снижения таможенных и налоговых поступлений и страна станет следующим членом этого интеграционного союза. Однако руководство РТ не проявило инициативы по вхождению в ЕАЭС. Уже 8 лет возможное членство РТ в ЕАЭС активно обсуждается в научно-экспертном сообществе, СМИ, однако правительственные структуры РТ фактически остановились в интеграционном движении, оправдывая это необходимостью более глубокого учета национальных интересов, детального расчета выгод и рисков при вступлении в экономический союз. Согласимся - анализ баланса политических и экономических выгод и издержек действительно необходим для принятия стратегических решений развития.
Интеграционное право и наднациональные объединения
Лю К.А. - Основные направления наднационального регулирования общественных отношений в цифровой сфере на современном этапе (на примере Европейского союза) c. 12-25

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.39923

EDN: CVWCTO

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступили особенности наднационального правового регулирования общественных отношений, возникающих в цифровой сфере. При этом в качестве непосредственного предмета для анализа был выбран опыт Европейского союза (как наиболее продвинутого интеграционного объединения) в соответствующей сфере. Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в цифровой сфере на современном этапе. В настоящей статье предпринимается попытка систематизировать все существующие в настоящее время на уровне ЕС направления наднационального регулирования общественных отношений в цифровой сфере. Соответствующая систематизация может быть полезной как с точки зрения дальнейшего теоретического осмысления наднационального регулирования на современном этапе, так и с точки зрения использования опыта ЕС для гармонизации регулирования цифрового пространства в рамках ЕАЭС. Несмотря на то что по отдельности практически все направления наднационального регулирования становились предметом исследований, их совокупное, системное действие не подвергалось анализу. Это и предопределяет научную новизну настоящего исследования. Кроме того, научная новизна статьи проявляется и в том, что автор вовлекает в научный оборот наиболее актуальные направления наднационального правового регулирования общественных отношений, возникающих в цифровой сфере (в частности, речь здесь идет о наднациональном регулировании искусственного интеллекта и криптоактивов). В настоящей статье на основе анализа опыта ЕС сделан общий вывод о том, что наднациональное регулирование общественных отношений в цифровой сфере сегодня существенно расширилось (и продолжает расширяться) за счет включения в свой состав принципиально новых сфер общественной жизни, возникших в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, в статье была проведена подробная систематизация и классификация ключевых направлений наднационального регулирования общественных отношений, возникающих в цифровой сфере.
Гирис В.А. - Правовой статус органов и учреждений Европейского Союза в области обеспечения кибербезопасности c. 26-41

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.39986

EDN: CNSRAT

Аннотация: Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в решении проблем кибербезопасности в государствах задействованы различные органы, каждый из которых имеет свои цели и задачи, при этом их успешное решение всецело зависит от эффективного сотрудничества между ними. Существующие ресурсы и опыт, имеющиеся в государствах-членах ЕС и соответствующих институтах, органах и агентствах ЕС, обеспечивают прочную основу для коллективного реагирования на угрозы кибербезопасности. Благодаря чему в ЕС была создана система органов по управлению рисками в области кибербезопасности. На данный момент в России не были разработаны комплексные исследования, специально посвященные анализу деятельности органов и учреждений Европейского Союза в области обеспечения кибербезопасности. Целью настоящей статьи является исследование деятельности ключевых органов ЕС в области кибербезопасности. Для достижения указанной цели автором были использованы системный подход, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический метод, с их помощью была проанализирована деятельность основных органов ЕС в области кибербезопасности. Автор приходит к выводу, что сотрудничество и обмен информацией являются важнейшими элементами в решении вопросов кибербезопасности. При этом для достижения согласованности действий между органами, занимающимися вопросами кибербезопасности, в ЕС предпринимаются меры, направленные на укрепление их совместной работы. Кроме этого, делается вывод о том, что ЕС как региональная интеграционная организация, где государства члены действуют на основе принципа взаимного доверия, представляет собой надежную платформу для решения проблем кибербезопасности.
Топорнин Н.Б. - Правовые основы регулирования санкционных мер в Европейском Союзе c. 42-54

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.40014

EDN: BBBIYR

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются правовые основы механизма принятия санкций (ограничительных мер) в рамках Европейского союза. Автор проследил эволюцию применения санкций с момента создания Европейского экономического сообщества (1957) до наших дней, проанализировал соответствующие разделы важнейших учредительных актов ЕС и рассмотрел особенности санкционного механизма Евросоюза на современном этапе. В последние десятилетия практика применения политических и экономических санкций значительно расширилась в системе международных отношений. При этом если раньше инициатором международных ограничительных мер как правило выступал Совет Безопасности ООН, то сейчас в мире доминируют односторонние национальные санкции, принимаемые на основе внутригосударственных политико-правовых норм. Несколько особняком в этом процессе стоят страны Европейского союза, которые руководствуются коллективными санкционными мерами, утвержденными в рамках ЕС. Цель данной статьи заключается в изучении особенностей санкционной политики ЕС, определении правовой природы коллективных санкций, а также их соответствие действующим принципам и стандартам современного международного права.   В ходе эволюции Европейского союза как субъекта международно-правовых отношений особое место было отведено формированию общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) ЕС. Автор приходит к выводу, что постепенное превращение экономического объединения в политический союз привело к необходимости проведения единой согласованной политики на международной арене. По мнению автора, на современном этапе санкционные меры Евросоюза стали неотъемлемой частью ОВПБ, усиливая его роль и значение в качестве важного звена системы международных отношений. При этом ЕС, не обладая своими вооруженными силами, все больше рассматривает коллективные санкции как инструмент своего политического и экономического влияния в мире. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении санкционного механизма ЕС с точки зрения формирования единой общей внешней политики этого наднационального объединения.
Международные судебные органы
Шинкарецкая Г.Г. - Цифровые доказательства в процессе Международного Суда c. 55-66

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.40047

EDN: BXZDGK

Аннотация: Опыт Международного Суда ООН – старейшего из существующих международных судов крайне важен для развития международной судебной процедуры. Одним из важных элементов является практика сбора и использования доказательств (свидетельств), которые служат основой для принятия Судом решения. Проблемой последних лет стала проблема использования цифровых (электронных) доказательств, в качестве которых может выступать любой материал, существующий или передаваемый в форме цифр. Его источником может быть компьютерный диск, стационарный или мобильный, USB-накопитель, айфон или смартфон, сеть интернет. Цифровое доказательство может иметь и графическую форму в виде компьютерного файла или электронного письма.    Источником доказательств могут быть и данные, получаемые со спутников в результате дистанционного зондирования Земли. Норм обычного международного права, касающихся электронных доказательств, не существует. Логично предположить, что соответствующее регулирование принимается каждым международным судом отдельно для себя самого в виде его внутреннего права или принятой практики. В Статуте и Регламенте Международного Суда нет норм, прямо регулирующих обращение с цифровыми доказательствами. Главная задача, которая ставится перед Судом – подобрать такие данные, которые бы позволили ему принять эффективное и справедливое решение, соответствующее международному праву. Поскольку цифровая информация может находиться в сети интернет, а потому быть доступной каждому, такая информация может быть отнесена к общедоступной, а потому обращающейся свободно. Есть опасения, что ее использование может сделать судебное разбирательство неопределенным. По нашему мнению, для цифровых данных должны соблюдаться те же условия обращения, что и с доказательствами в другой форме: установленные сроки, оформление копий и т.д. Окончательное слово о пригодности представляемых цифровых доказательств принимает Суд, учитывая четкость изображения и информации, достоверность источников и т.п.
Международные организации, международное право и внутригосударственное право
Редникова Т.В. - Значение Конвенции CITES для охраны биологического разнообразия: полувековой опыт реализации положений c. 67-78

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.40063

EDN: ABUVGC

Аннотация: На сегодняшний день мировой контрабандный оборот животных и растений, находящихся на грани исчезновения, по своему масштабу уступает лишь обороту наркотиков. Важнейшим шагом на пути охраны биоразнообразия нашей планеты стало заключение Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), вступившей в силу в 1975 г. Под действие конвенции попадает более 40 900 видов, включая примерно 6 610 видов животных и 34 310 видов растений, перечень которых содержится в трех приложениях к документу. Конвенция является, пожалуй, одним из наиболее эффективных средств охраны биологического разнообразия и его компонентов в международном праве. Российская Федерация является стороной СИТЕС с 1992 г.    С тех пор в стране проводится значительное количество программ по контролю численности и оборота редких, ценных видов, постоянно увеличивается площадь ООПТ. За прошедшие 50 лет с момента подписания конвенции в рамках СИТЕС была создана устойчивая глобальная структура, позволяющая эффективно обеспечить в рамках ее сферы правового регулирования минимизацию угроз со стороны легальной торговли выживанию диких видов животных и растений. Она также создала основу для борьбы с незаконной торговлей дикими видами между государствами – сторонами конвенции. Тем не менее еще многие вопросы должны быть решены. Национальные правовые системы по всему миру должны предусматривать эффективные санкции за незаконные посягательства на компоненты дикой природы, а также включать меры противодействия новым формам незаконного оборота, в частности с использованием легальной сети Интернет, а также нелегальной сети Даркнет, куда в последние годы перемещается реклама товаров и услуг, запрещенных к легальному обороту.
Нормотворческая и правоприменительная деятельность международных организаций
Дубень А.К. - Международно-правовые основы информационной безопасности: итоги и новые вызовы c. 79-87

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.40054

EDN: ANNCOP

Аннотация: Актуальность проведенного исследования вызвана трансформацией права в условиях больших вызовов и угроз, а без понимания глобальности проблематики данного явления невозможно осуществлять активное межгосударственное сотрудничество. Целью исследования стало межгосударственное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности, а также разработка мер по повышению его эффективности (в первую очередь международного законодательства, а также и иных межгосударственных мер по предупреждению новых вызовов и угроз). Объектом исследования стали современные общественные отношения, складывающиеся в сфере межгосударственного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности. В качестве предмета выступили международно-правовые акты, регулирующее отношения в сфере кибербезопасности, материалы и публикации в области информационной безопасности, интернет-ресурсы по проблемам данной темы.   В процессе исследования автором делаются выводы о том, что сегодня динамика конкурентных отношений в России детерминирована рядом факторов, которые следует развивать на площадках межгосударственных региональных объединений ШОС, БРИКС, ОДКБ, СНГ и других для роста взаимосвязи участников рынка, интеграции производств, нивелирования санкционных издержек. Указанные условия ставят задачу поиска правовых средств, направленных на активизацию развития экономической сферы и обеспечения безопасности в информационной сфере. Это ставит задачу формирования эффективного механизма технического регулирования. В условиях, когда в Российской Федерации имеются значимые предпосылки для прорывного развития цифровых технологий как драйвера ее экономического роста, необходимы адекватные правовые решения, позволяющие устранить существующие препятствия на этом пути.
Сергеева А.А., Соколова Е.В., Питулько К.В. - Квалификация Европейским Судом по правам человека унижающего достоинство обращения в учреждениях уголовно-исполнительной системы c. 88-96

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.40082

EDN: ARLWUN

Аннотация: В статье рассматриваются правовые позиции, сформулированные Европейским Судом по правам человека применительно к соответствию российского законодательства и практики его применения критериям недопустимости жестокого и унизительного обращения с осужденными. Невзирая на прекращение сотрудничества России с европейскими межгосударственными правозащитными органами, длительный опыт взаимодействия с ними позволил выявить отдельные недостатки в национальной пенитенциарной системе и наметить пути их устранения. Ряд решений Европейского суда по правам человека получил творческое осмысление в российском законодательстве, и это способствовало совершенствованию правового статуса лиц, осужденных к лишению свободы.    На основании критического анализа ключевых негативных характеристик уголовно-исполнительной системы авторами выявлены основные направления воздействия решений межгосударственного правозащитного органа на формирование новой уголовно-исполнительной политики, способствующей повышению защищенности прав, свобод и законных интересов граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы. До настоящего времени актуальность этого сохранилась, хотя правовые позиции Европейского Суда по правам человека не являются и никогда не являлись источниками российского права. Совершенствование пенитенциарного законодательства выступает значимым направлением уголовной политики государства, поэтому авторские выводы представляют интерес для нормотворческой деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.