по
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Тематическая структура журнала > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Международное право и международные организации / International Law and International Organizations"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шинкарецкая Галина Георгиевна, доктор юридических наук, g.shinkaretskaya@yandex.ru
ISSN: 2454-0633
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Нормотворческая и правоприменительная деятельность международных организаций
Газина Н.И. - Практика международных органов по делам, связанным с использованием генетических медицинских технологий: классификация, краткий обзор c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.38899

EDN: BJLVWS

Аннотация: Целью настоящей работы является попытка представить классификацию практики международных органов, значимой для понимания правовых особенностей применением генетических технологий, а также дать краткий обзор некоторых дел Европейского суда по правам человека, ключевых для выявления общих тенденций в сфере защиты прав человека в связи с применением генетических технологий. Автор приводит анализ дел Европейского суда по правам человека, в которых раскрывает некоторые аспекты добровольного информированного согласия, в медицинской деятельности как принципиального для рассматриваемой сферы положения, и делает обзор более узкой проблемы проведения пренатального генетического тестирования. Сделан вывод о том, что при рассмотрении практики международных органов в сфере применения генетических технологий целесообразно классифицировать дела на две основные категории: дела, касающиеся частных вопросов применения генетических технологий и дела, содержащие принципообразующие правовые позиции по применению медицинских технологий вообще, включая генетические. Необходимо рассматривать обе категории дел для выяснения официального толкования международных норм и принципов защиты прав человека в рассматриваемой сфере. Например, именно анализ практики по широкой категории медицинских дел дает возможность выяснить то, как раскрывает ЕСПЧ принцип добровольного информированного согласия через толкование права на частную жизнь, закрепленного статьей 8 ЕКПЧ. Вместе с тем узконаправленный анализ дел, непосредственно возникающих из применения генетических технологий позволяет вывести общие требования к правовому регулированию и обеспечению прав человека в таких предметных областях, как, например, генетическое тестирование.
Международные организации и развитие отдельных отраслей МПП
Куделькин Н.С. - Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения пластиком c. 11-21

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.38947

EDN: DTKMOK

Аннотация: Предмет работы составляют нормы международного права, регламентирующие охрану морской среды от загрязнения пластиком. Целью работы является проведение анализа существующего международно-правового регулирования в сфере охраны Мирового океана от загрязнения пластиком и разработка рекомендаций, направленных на повышение уровня охраны морской среды. В процессе подготовки работы использовались различные методы, средства познания и логические приемы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция и др. В настоящее время загрязнение пластиком является одной из основных угроз для Мирового океана, ежегодно в морскую среду попадает огромное количество пластикового мусора из различных источников, расположенных как непосредственно в морской среде, так и на суше. Пластиковое загрязнение выявляется даже в самых отдаленных уголках планеты, при этом уровень загрязнения в них сопоставим с индустриально развитыми районами. Высокая концентрация микропластика обнаруживаются даже в арктическом морском льде, при этом она минимум на два порядка выше, чем в сильно загрязненных поверхностных водах Тихого океана. Данные факты говорят как об острой необходимости развития правовой охраны морской среды от загрязнения, так и о высокой степени актуальности темы исследования, ее практической и научной значимости. Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов и предложений практического и теоретического характера. В их числе предложение о необходимости внесения в Приложение 1 к Международной конвенции о контроле за вредными противообрастающими системами на судах тех противообрастающих систем, которые являются источником поступления микропластика в морскую среду. Среди прочего, исходя из данных о загрязнении Мирового океана пластиком, делается вывод о том, что действующая в настоящее время система правовой охраны морской среды от загрязнения не справляется с данной проблемой.
Свецкий А.В. - Правовая охрана морской среды при транспортировке нефти и нефтепродуктов: международно-правовые аспекты c. 22-33

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39139

EDN: CEKZZO

Аннотация: В статье рассмотрены риски, возникающие для окружающей среды в процессе добычи и перевозки углеводородов. Непоправимый вред окружающей среде наносится в результате аварий судов и на нефтедобывающих платформах, последствия которых дают о себе знать в течение многих десятилетий, при этом наибольший вред наносится при авариях, происходящих в высоких широтах. К ним относятся: следующее за аварийным разливом нефти загрязнение акватории, вероятность возгорания или взрыва как на борту во время перевозки, так и в порту на терминалах. Аварийные ситуации могут возникать в следствии воздействия неблагоприятных погодных условий, технических неисправностях судна, столкновении с другими судами, нападении пиратов и др. В статье проводится анализ положений международных актов, представляющих наибольший интерес в сфере защиты морской среды от загрязнений углеводородами, таких как Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) 1982 г.,Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74/88), «Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)». Сформулированы предложения по совершенствованию международного и национального регулирования в отношении правовой охраны морской среды от загрязнения нефтепродуктами. Так, представляется целесообразным для минимизации рисков возникновения аварийных ситуаций задуматься об объединении соответствующих положений всех конвенций в единый документ, при ликвидации пробелов как в международном регулировании, так и в национальном законодательстве в сфере морских перевозок углеводородов, уделять повышенное внимание вопросам обеспечения экологической безопасности.
Международное право и взаимодействие международных организаций
Шугуров М.В. - Политико-правовые механизмы взаимодействия ЕАЭС и его государств – членов c ЮНИДО в научно-технической и производственно-технологической сферах c. 34-81

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39227

EDN: LTQWPH

Аннотация: Предметом исследования является международно-правовое сотрудничество ЕАЭС и его государств – членов, с одной стороны, и ЮНИДО – с другой, в научно-технической и производственно-технологической сферах в условиях вызовов Четвертой промышленной революции. Цель статьи заключается в определении содержания политико-правовых механизмов сотрудничества ЕАЭС и его государств – членов с ЮНИДО, представленных политическими, организационно-правовыми и нормативными правовыми инструментами. Актуальность статьи определяется тем, что с учетом развития промышленности на фоне современных вызовов возникает объективная потребность в сотрудничестве с международными организациями, осуществляющими деятельность в промышленной сфере и обладающими знаниями и опытом в деле содействия промышленному развитию и обновлению технологической базы. В результате проведенного исследования обоснована актуальность сотрудничества ЕАЭС и его государств – членов с ЮНИДО в научно-технической и производственно-технологической сферах в свете стратегических ориентиров ЕАЭС и его государств в сфере реиндустриализации. Автор раскрыл содержание политико-правового механизма взаимодействия государств – членов ЕАЭС с ЮНИДО и одновременно определил специфику и содержание политико-правового механизма взаимодействия ЕАЭС и ЮНИДО. Новизна исследования заключается как в систематизации данных о международно-правовом сотрудничестве ЕАЭС и ЮНИДО в научно-технической и производственно-технологической сферах, так и в выработке предложений по совершенствованию его политико-правового механизма, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Теория
Горян Э.В. - «Цифровой национализм» как воплощение китайской доктрины «пяти принципов мирного сосуществования» c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39303

EDN: VLKBTK

Аннотация: Объектом исследования выступают особые международные общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права по поводу реализации государственного суверенитета в условиях цифровизации экономики и обеспечения национальных интересов в сфере безопасности. Предмет исследования представлен китайской доктриной международного права и источниками правового регулирования отношений в сфере цифровой экономики Китая. Исследуется китайская модель «цифрового национализма» (digital nationalism), приводятся аргументы в подтверждение тезиса о воплощении государственного суверенитета над информационным пространством через категорию «киберсуверенитет» и доктрину «пяти принципов мирного сосуществования». Обосновывается необходимость реализации политики «цифрового национализма» для обеспечения государственного суверенитета.   В основе китайской теории международного права лежит доктрина мирного существования государств с разными политическими, экономическими, социальными и культурными системами, базирующаяся на комплексе из пяти фундаментальных принципов, соблюдение которых позволяет достигать общих поставленных целей при соблюдении баланса национальных интересов. Государственный суверенитет является системообразующим ядром этой доктрины, поскольку мирное сосуществование государств достигается путем взаимного уважения суверенитета. Концепция «сообщества единой судьбы» человечества определяет цель, к которой стремится китайское государство при реализации пяти принципов мирного сосуществования. Китайский подход к реализации киберсуверенитета не предполагает «балканизации» глобального киберпространства, напротив, предполагается использование его как основы при разработке международно-правовых норм для регулирования отношений государств в сфере информационной безопасности. Поэтому китайская концепция киберсуверенитета, в основе которой лежит «цифровой национализм», воплощает логическую и ожидаемую реакцию национальных властей на внутренние и внешние угрозы. Китайская теория международного права – это не схоластический конструкт, а объективная реальность
Международные судебные органы
Смирнов В.В. - «Заключительный отчет независимой экспертизы» как форма надзора за деятельностью Международного уголовного суда c. 98-109

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39399

EDN: ZULMLS

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу «Заключительного отчета независимой экспертизы», с точки зрения вопросов надзора за деятельностью Международного уголовного суда. Предметом настоящего исследования является обзор «Заключительного отчета независимой экспертизы» как формы надзора за деятельностью Международного уголовного суда (далее МУС). В процессе исследования применялся метод системного анализа, который позволил проанализировать положения рассматриваемого отчета, применительно к деятельности МУС. Также были применены общенаучные методы исследования: диалектический̆ метод, дедуктивный̆ метод, сравнительный метод, при которых анализировались сначала общие положения рассматриваемого отчета, а затем проводилось сравнение с другими международными организациями.    Автор последовательно анализирует те проблемы, которые эксперты выделили в отчете, а также рекомендации, которые были даны для улучшения деятельности международной судебной организации. Особое внимание в статье уделяется анализу рекомендаций, связанных с моделью управления Международного уголовного суда, с конфликтом интересов, а также с улучшением системы отчетности. В работе делается вывод о важности предлагаемых экспертами изменений для деятельности всей системы международного уголовного правосудия. Научная новизна работы заключается в следующем: рассмотрены и проанализированы системные предложения, которые могут улучшить деятельность МУС, а также работу всей системы международных уголовных судов и трибуналов.
Международные организации и развитие отдельных отраслей МПП
Редникова Т.В. - Правовая охрана биологического разнообразия на международном уровне: итоги тридцатилетия и перспективы развития c. 110-119

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39450

EDN: YJRRFD

Аннотация: Уже несколько десятилетий на международном уровне действует целый ряд соглашений, посвященных охране биологического разнообразия в целом, отдельных видов, в отдельных регионах земного шара. Различны и объекты правовой охраны. Ввиду значительного количества международных документов в сфере охраны биологического разнообразия и его компонентов в рамках данной статьи автор анализирует особенности отдельных соглашений, имеющих глобальный характер. Несмотря на то, что многие из них вступили в силу не одно десятилетие назад, деятельность по их правоприменению в различных государствах осуществляется с учетом последних рекомендаций их постоянно действующих органов и конференций сторон, выработанных с учетом достигнутых или недостигнутых целей, поставленных ранее. проблема сохранения биоразнообразия является чрезвычайно важной для обеспечения жизни человека на планете. В современном меняющемся мире возникает все большее количество угроз как биологическому разнообразию и его компонентам, так и окружающей среды в целом. Так, интенсивная хозяйственная деятельность и рост населения Земли создают для биоразнообразия планеты год от года все большую угрозу. Утверждается, что решить задачи устранения возникающих угроз, в том числе с помощью формирования единых правовых подходов к охране окружающей среды и биоразнообразия, могут только консолидированные усилия всех стран мирового сообщества вне зависимости от их политических и экономических интересов. Об этом необходимо помнить даже в условиях глобальных экономических и политических конфликтов. Решить данную задачу призваны в том числе международные соглашения глобального характера, действующие уже на протяжении десятилетий с той или иной степенью эффективности. Главное, чтобы в процессе реализации их положений перед государствами ставились решаемые задачи, а также выполнение их положений входило в число основных приоритетов правительств государств, являющихся их сторонами.
Международные организации, международное право и внутригосударственное право
Дубень А.К. - Международное сотрудничество государств в сфере обеспечения информационной безопасности c. 120-129

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39513

EDN: UCSZZZ

Аннотация: В научной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с развитием системы международной информационной безопасности и показаны основные направления развития информационной безопасности в международном и информационном праве. Трансграничный характер использования информационно-телекоммуникационных технологий обуславливает необходимость обеспечения общей и неделимой международной информационной безопасности. Отсутствие единообразного толкования содержания понятия «информационная безопасность» в законодательстве разных государств и в заключаемых ими международных договорах не способствует выработке согласованной терминологии для целей международного сотрудничества на универсальном уровне. Делается вывод о том, что ключевую роль в механизме обеспечения международной информационной безопасности играют правовые нормы, принимаемые на международном и национальном уровне. Вместе с тем проблемы формирования системы правового регулирования информационной безопасности имеют междисциплинарный характер, включающие в себя вопросы применения норм, правил и принципов ответственного поведения государств, призванных способствовать обеспечению открытой, безопасной, стабильной, доступной и мирной информационно-коммуникационной среды.    Основными выводами проведенного исследования являются то, что международное сотрудничество государств в сфере обеспечения информационной безопасности определяет дальнейшее направление развитие в виде принятия новых важных международных соглашений по отдельным аспектам обеспечения международной информационной безопасности, вместе с тем в условиях информационных противоборств приоритетное значение имеет объединение усилий по обеспечению международной и национальной информационной безопасности. Определяя значимость обеспечения информационной безопасности в условиях современных вызовов, угроз и рисков, считаем, что межгосударственное сотрудничество способствует к дальнейшему формированию координационных мер реагирования на данные угрозы и развитию правового обеспечения информационной безопасности в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.