по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 08, 2023
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 30-09-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2023
Человек и окружающая среда
Устюкова В.В. - Перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий: некоторые вопросы теории и практики правоприменения c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.43928

EDN: WLYTPC

Аннотация: Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее Закон № 172-ФЗ) был принят в декабре 2004 г. С тех пор существенно изменились и социально-экономическая ситуация в стране, и законодательство. Однако они фактически не нашли отражения в Законе, поскольку за почти 19 лет действия закона в него были внесены лишь незначительные изменения. За прошедшее время накоплен большой опыт теоретического осмысления и практического применения этого закона, который рассмотрен в данной статье. Автор не претендует на всестороннее раскрытие темы, поскольку в одной статье это сделать невозможно. Тем не менее в статье отражена авторская позиция по ряду спорных вопросов теории и практики правового регулирования рассматриваемых отношений. Научная новизна работы состоит в исследовании на основе формально-юридического и сравнительно-правового методов новейшей судебной практики, формулировании предложений по устранению выявленной в ходе работы правовой неопределенность некоторых используемых в Законе понятий и иных предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере. В свете решения задачи рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и предотвращения необоснованного выбытия сельскохозяйственных угодий из использования в аграрной сфере научное осмысление спорных теоретических и практических вопросов перевода указанных земель в земли иных категорий приобретает особую актуальность.
Игнатьева И.А. - Проблемы отнесения информации в области сельского хозяйства к экологической информации c. 13-21

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.43926

EDN: WMBZCJ

Аннотация: Природоохранная деятельность и ведение сельского хозяйства – смежные сферы правового регулирования, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Системы сведений в сфере сельского хозяйства и сведений об охране окружающей среды пересекаются в части оценки состояния земель и других природных ресурсов, используемых для осуществления сельскохозяйственной деятельности, и в части оценки негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Целью исследования является определение содержания и значения экологической информации в составе информации, которая обозначается в актах аграрного законодательства. В работе автором применены методы сравнения, анализа, синтеза информации. Установлено, что в законодательных актах, регулирующих отношения в области сельского хозяйства, информация и информационное обеспечение, как правило, выделены структурно, терминологически, содержательно. Сделан вывод, что придание специализированной информации в сфере сельского хозяйства статуса экологической информации повышает уровень доступности информации. При этом в законодательстве об охране окружающей среды реализована концепция конкретизации экологической информации в перечне, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Этот подход сопряжен с проблемами отнесения тех или иных сведений, касающихся состояния окружающей среды, указанных в аграрных законодательных актах, к экологической информации, несмотря на их экологическое содержание.
Закон и правопорядок
Пастушенко А.А. - Субъект нецелевого расходования бюджетных средств: отдельные проблемные аспекты c. 22-37

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.43884

EDN: WAWPGP

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются некоторые проблемные вопросы, связанные с субъектом нецелевого расходования бюджетных средств. Системно оценена нормативная и правоприменительная база, раскрывающая содержание должностного лица получателя бюджетных средств как субъекта нецелевого расходования бюджетных средств. Представлены разные взгляды органов исполнительной власти и судебных органов, относительно включения в число субъектов нецелевого расходования бюджетных средств, лиц, обладающих статусом должностного лица, но осуществляющих деятельность в организациях, не являющихся участниками бюджетного процесса в виде получателей бюджетных средств. Проведен анализ обратной соотносимости категорий «должностное лицо получателя бюджетных средств» и «должностное лицо» на примере общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи. При написании статьи использовались следующие методы: диалектики, формальной логики, системного анализа, статистический, лексический, моделирования, формально-юридический, сравнительно-правовой. По результатам проведенного исследования установлена невозможность привлечения к уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств должностных лиц отдельных организаций, участвующих в расходовании бюджетных средств, но не включенных бюджетным законодательством РФ в число получателей бюджетных средств. Впервые проанализирована возможность привлечения к уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств лиц, осуществляющих деятельность в общероссийском общественно-государственном движении детей и молодежи. В результате чего определено, что не каждый участник общественных отношений, наделенный полномочиями получателя бюджетных средств, отвечает признакам должностного лица, что исключает возможность применения в его отношении статьи 2851 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Представлены варианты выхода из сложившейся ситуации.
Конфликт: инструменты стабилизации
Ахмедов Э.М. - Система мирного урегулирования споров ОБСЕ: международно-правовые вопросы c. 38-58

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.43981

EDN: YEMNLD

Аннотация: Предмет и цель исследования. Предметом настоящего исследования являются международно-правовые нормы, регулирующие деятельность ОБСЕ в сфере мирного урегулирования споров. Целью исследования является выявление международно-правовых причин низкой эффективности деятельности ОБСЕ по мирному разрешению споров. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе: основных документов и решений директивных органов ОБСЕ; российской и зарубежной юридической литературы, в которой освещаются вопросы темы исследования; а также материалов новостных сайтов, особенно материалов официального веб-сайта ОБСЕ. В ходе исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индуктивный метод,системный метод и исторический метод, а также такие специальные методы юридической науки, как формально-юридический метод, метод сравнительно-правового анализа и метод правового экспериментирования. Результаты исследования. Был исследован порядок функционирования всех четырёх элементов системы мирного урегулирования споров ОБСЕ. В ходе исследования были определены возможности каждого элемента системы в отдельности, а также ОБСЕ в целом как региональной организации, одной из основополагающих целей которой является поддержание мира и безопасности в Европе. Научная новизна. Были выявлены причины, по которым государства-участники ОБСЕ не обращаются для урегулирования своих споров к элементам данной системы, например, для урегулирования конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и т. д. Был выдвинут ряд предложений по совершенствованию и оптимизации деятельности ОБСЕ по мирному урегулированию современных международных конфликтов. Обсуждение и выводы. Несмотря на значительные достижения ОБСЕ в области мирного урегулирования конфликтов, можно утверждать, что сегодня ОБСЕ, как региональная организация, призванная обеспечивать мир, безопасность, процветание и развитие в Европе, становится слабее, практически теряя успехи, достигнутые в 1990-е гг. благодаря усилиям ведущих политиков и юристов-международников.
Государственные институты и правовые системы
Коробко К.И. - Содержание концепции правового регулирования отношений по оказанию платных медицинских услуг c. 59-67

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.44059

EDN: XVTXVG

Аннотация: В статье представлены основные положения авторской концепции правового регулирования отношений по оказанию платных медицинских услуг. Раскрыто содержание базовых элементов данной концепции, среди которых центральное место занимает механизм правового регулирования отношений по оказанию платных медицинских услуг. Автором выявлена система правовых целей в механизме правового регулирования отношений по оказанию платных медицинских услуг, сформировано общее представление о системе правовых средств в данном механизме, проведен анализ их реализации в правовой деятельности. Целью работы является освещение основных положений авторской концепции правового регулирования отношений по оказанию платных медицинских услуг. Научные результаты получены на основе совокупности научно-методологических подходов: категориального, концептуального, инструментального, системного, аксиологического. На теоретико-методологической основе автором был изучен механизм правового регулирования рассматриваемых отношений. Было выявлено оптимальное сочетание частноправовых и публично-правовых средств в механизме правового регулирования отношений по оказанию платных услуг, данные средства изучены в деятельностном аспекте и оценены с позиции достижения ими правовых целей данного механизма. Разработанная автором концепция имеет высокое научное и практическое значение, способствует совершенствованию правового регулирования отношений по оказанию платных медицинских услуг для обеспечения сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения болезней на основе согласования разнонаправленных правовых целей участников данных отношений.
Человек и государство
Тарханова А.В., Авдеев Д.А. - Проблематика единства российского народа и вопросы его солидаризации в современных условиях c. 68-79

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.43990

EDN: XYGODX

Аннотация: В условиях мировой турбулентности и глобальных вызовов основой формирования нового, патриотичного и правообразованного общества является проведение необходимых мероприятий для повышения уровня правового сознания, снижения абсентеизма и правового нигилизма, что позволит гражданам России трезво оценивать те или иные зарубежные вызовы. Решение данного вопроса прежде всего предполагает его рассмотрение с трех сторон: со стороны государства, взрослого населения и молодежи. Усилия государства в области повышения уровня единства и патриотизма российского народа позволят в целом поднять уровень правовой грамотности как взрослого населения, так и молодежи. В статье изучены подходы разных авторов к пониманию терминов "патриотизм", "солидаризация" и "единство народа". Рассмотрены нормативно-правовые акты, стратегии национального развития и федеральные программы, направленные на повышение уровня патриотизма, укрепления единства российской нации и этнокультурное развитие народов России. Посредством анализа исторических событий и отношения населения ко Дню народного единства в России сделаны выводы о возможных причинах низкого уровня патриотизма среди населения России, а также на основе данных выводов предложен ряд мер по укреплению единства народа и его солидаризации в современных условиях.
Правовая и политическая мысль
Семенов В.А. - Методика анализа процесса принятия решений в политической системе по методу УАКР c. 80-114

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.43823

EDN: XYWCXN

Аннотация: В рамках данной статьи представлен метод анализа процесса принятия решений в политической системе. Предмет исследования представлен ядром принятия политических решений, являющимся одной из подсистем политической системы. Объектом исследования выступает политическая система общества. В процессе исследования рассматривается как взаимодействие ядра принятия политических решений с остальными подсистемами политической системы в рамках коротких и длинных политических циклов, так и проводится анализ этапов процесса принятия политического решения. При этом в рамках данной работы сама политическая система представлена в контексте синергетической парадигмы, как открытая динамическая система, включенная в контур общественных процессов.   Новизна исследования заключается в разработке метода УАКР (условия-акторы-конкуренция-реализация), используемого для анализа ядра принятия политических решений. В процессе исследования также проводится ревизия внутреннего содержания политической системы по модели Г. Алмонда, в частности, было проведено обособление такого элемента, как ядро принятия политических решений, а также проведено перераспределение функционала между остальными подсистемами с опорой на принцип абстрактного функционализма Т. Парсонса. Также следует отметить, что научная новизна выражена в разработке более четкой и детализированной модели политической системы, а также выработке на ее основе системы индикаторов.
Человек и государство
Маркова Т.Ю. - К вопросу о допросе адвоката в качестве свидетеля c. 115-127

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.44084

EDN: YEDUXW

Аннотация: В статье рассматриваются такие понятия как свидетельский иммунитет и запрет допроса лица в качестве свидетеля. Данный вопрос исследуется в контексте того, что это два самостоятельных понятия и выделение каждого из них имеет свою основу: лица, обладающие свидетельским иммунитетом, освобождаются от обязанности давать показания в связи с наличием родственно-семейных отношений, а запрет допроса лица в качестве свидетеля связан с осуществлением данным лицом определенной деятельности. Основное внимание уделяется запрету допроса в качестве свидетеля адвоката. На основе изучения судебной практики, в том числе правовых позиций Конституционного Суда РФ, автор отмечает постепенный переход от абсолютного запрета допроса адвоката до предоставления судам возможности допрашивать адвоката в качестве свидетеля без его согласия и согласия доверителя. В статье дана критическая оценка подхода к решению этого вопроса, сложившегося в практике, который меняет положение адвоката в уголовном процессе: с положения представителя, защитника на положение очевидца определенных событий. Отмечается, что такой подход является очевидно неверным, и обосновывается данная позиция. Автор приходит к выводу о том, что адвокаты привлекаются к уголовному судопроизводству для того, чтобы бороться с процессуальными нарушениями прав своих доверителей как адвокаты (лица, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками), а не для того, чтобы впоследствии давать показания об увиденных нарушениях в качестве свидетеля. Недопустимо постоянно рассматривать адвоката как очевидца противоправных действий, а не как защитника своих доверителей от этих противоправных действий, иначе адвокаты не смогут оказывать квалифицированной юридической помощи. Правильным авторы статьи считают позицию судов, при которой суды признают допрос адвоката в качестве свидетеля незаконным с признанием полученных показаний от адвоката недопустимым доказательством.
Теория
Усенков И.А. - Принцип добросовестности и его проявления в российском праве как средства «умного регулирования» c. 128-136

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.44146

EDN: YFXTSK

Аннотация: Автор рассматривает существо категории «добросовестность» и ее воплощения в конкретных правовых институтах в контексте концепции «умного регулирования». На примере налогового и гражданского права исследовано, как именно в научной литературе, законодательстве и правоприменительной практике интерпретируется категория «добросовестность», проанализированы основные аспекты ее непосредственного и опосредованного применения. По результатам указанного анализа выявлены основания для отнесения принципа добросовестности к средствам «умного регулирования», определены основные преимущества подобного категорирования и рекомендации по оптимизации использования принципа добросовестности и его основного проявления в современном отечественном налоговом праве – «антиуклонительном правиле». Сделаны выводы о том, что проявления «умного регулирования» далеко не всегда представляют собой инновационные и малоизученные правовые институты. Их отыскание среди привычных, повсеместно распространенных правовых средств не менее важно для наиболее эффективного, точного использования последних. Например, верное понимание судебными инстанциями роли общих оснований оспаривания сделок в банкротстве (превенция и исключительное применение) приводит к формулированию правовых позиций об их субсидиарности, предотвращению использования данного инструмента в качестве повсеместного. С другой стороны, закрепление в налоговом законодательстве антиуклонительного правила в целом корректно, но недостаточно: отсутствуют конкретные составы «уклонительных» правонарушений, что нормализует повсеместное использование ст. 54.1 Налогового кодекса РФ и чрезмерную подробность и значимость разъяснений налоговых органов. Ключевым предположением автора является то, что формирование представления об указанных институтах как об «умном регулировании» позволит добиться наибольшей их эффективности при наименьшем законодательном и правоприменительном вмешательстве.
История государства и права
Чжоу Ю. - Миграционные потоки между Европой и Китаем в XXI веке: основные аспекты и проблемы в материалах российской и китайской историографии c. 137-151

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.8.43983

EDN: YGHSTY

Аннотация: Исследование политической идентичности китайских и европейских иммигрантов в XXI веке является актуальным и значимым. Во-первых, миграционные потоки влияют на политический и социально-экономический ландшафт государств. Во-вторых, они обостряют культурно-идентификационные проблемы в принимающих сообществах. В-третьих, диаспоры могут быть использованы как инструмент политического влияния, причем как принимающим государством, так государством исхода. В-четвертых, именно китайские иммигранты вызывают наибольшее число вопросов у принимающего европейского сообщества, поскольку не интегрируются полностью, активно сохраняют связи с родиной, а их общее число постоянно растет. На основе анализа материалов российской и китайской историографии по миграционным потокам между Европой и Китаем в XXI веке. В статье рассмотрены процессы, связанные с миграцией европейцев в Китай и китайцев в Европу, их влияние на политико-культурный ландшафт европейских государств и Китая; проанализированы вопросы, связанные с правовым регулированием миграционной политики в Китае; исследована специфика миграции из Китая в Европу и из Европы в Китай. На основе проведенного исследования с помощью сопоставительного метода и метода индукции, выявлены особенности и специфика китайской диаспоры в Европе в сравнении с европейской миграцией в Китай.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.