по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 12, 2023
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 31-12-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2023
История государства и права
Дудин П.Н., Базаров К.Ю. - Трансформация юридического статуса монгольских земель, вошедших в состав маньчжурских провинций при создании Хэйлунцзяна, Ляонина и Гирина c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69278

EDN: TIFHSM

Аннотация: Предметом исследования является процесс изменения юридического статуса монгольских земель, которые до начала ХХ в. были объединены в политии Внешняя Монголия, Внутренняя Монголия, Барга (Хулун-Буир), обладающие статусом автономных государств в составе империи Цин. Имея гарантии неприкосновенности от проникновения в их пределы китайского населения, это земли сохранили древний родовой уклад, деление княжества (хошуны) во главе с дзасаками – потомками Чингисхана или его брата Хасара. Однако китайская колонизация, начавшаяся в 1880-е гг., политическая слабость императоров и объективная необходимость в расширении жизненного пространства ханьского населения огромной империи, заставили центральные власти в Пекине нарушить старинные договоренности, приступить к отчуждению земель хошунов и создавать на них китайскую систему административно-территориального устройства. Методология исследования строилась на междисциплинарном подходе с опорой на инструменты ряда гуманитарных наук: идеографический, или описательно-повествовательный метод, принцип историзма, ретроспективный метод, метод периодизации, сравнительно-правовой метод, метод реконструкции, структурный метод и нарративный подход, а также, учитывая юридическую составляющую исследуемого явления, – догматический метод и метод юридической герменевтики. Научная новизна работы заключается в том, что впервые в современной отечественной науке реконструирован процесс перехода от родовой организации монгольских и маньчжурских земель к современному его состоянию, при этом рассматривая его в контексте преемственности ключевых территориальных структур, значительная часть которых функционирует и в настоящее время в Китайской Народной Республике (провинции и уезды). Научная значимость результатов, отраженных в статье, заключается в выявлении и описании новых направлений государственно-правовых исследований в заявленном регионе, проведенная работа может послужить основой для пересмотра сложившихся в исторической, политической и юридической науке критериев и характеристик относительно территориального устройства как Китая в целом, так и его отдельных национальных регионов. Авторы приходят к выводу о том, что территориальная организация Северо-Восточного Китая в границах бывшей политии Маньчжурия (Дунбей) и в восточной части Внутренней Монголии отчасти сохранила исторические границы более мелких единиц, тем самым обеспечивая себе устойчивость и преемственность.
Человек и государство
Зябликов А.В., Максименко А.А., Ахунзянова Ф.Т., Зайцев А.В. - Народное голосование как форма онлайн-диалога власти и общества c. 9-26

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69332

EDN: RHLGOD

Аннотация: В статье рассматривается народное голосование как механизм конвергентного движения власти и социума в условиях становления и развития цифровой публичной сферы. Анализируется теоретический и методологический базис коммуникации власти и общества. Поиск современных форм диалога власти и общества рассматривается в контексте дискуссий о применении дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в избирательном процессе. Оцениваются роль, возможности, перспективы и риски онлайн-голосования в российской региональной и муниципальной практике, в частности, в реализации программы «Формирование комфортной городской среды», которая является позитивным опытом равноправной и результативной интеракции власти и общества, предлагает одно из возможных направлений общественного диалога, суть которого в переходе от архаичной субъект-объектной модели к интерсубъектной коммуникации. Исследование основывается на диалектическом понимании социокультурных процессов и явлений, на общенаучных и логических методах познания. Используются статистический, институциональный и сравнительный методы. Научная новизна заключается в исследовании онлайн-голосования как эффективной формы достижения общественного консенсуса в рамках конкретной федеральной программы. Отмечается, что онлайн-голосование отвечает электоральной культуре российского социума, его конвенциональным особенностям. Обосновывается необходимость широкого включения граждан в обсуждение и реализацию программ благоустройства территорий и в другие социально значимые проекты. Выявляются мотивы, обеспечивающие этим программам значительную общественную поддержку. Обобщаются и анализируются данные, характеризующие качество городской среды в Центральном федеральном округе. Делается вывод о взаимосвязи народного голосования и роста индекса качества городского пространства. Оцениваются ресурсы индекса качества городской среды и народного голосования как условий формирования здорового конкурентного поля, где главным двигателем является осознание ответственности администрации и жителей региона за престиж своего региона. Формулируются рекомендации по институционализации онлайн-голосования для решения задач, определяющих актуальную региональную и муниципальную повестку.
Правоведение
Черешнева И.А. - Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций: к вопросу об обеспечении правовой определенности c. 27-34

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69354

EDN: HJYXLO

Аннотация: Бурное развитие цифровых технологий, преобразующих своим внедрением объективную реальность, в сочетании с необходимостью опоры российского государства преимущественно на внутренние ресурсы (что обусловливается введением и расширением санкционного режима недружественных стран в отношении России) «взывает» к поиску эффективных механизмов и инструментов, способных: 1) обеспечить технологический суверенитет, 2) мобилизовать экономику, ядром которой должна выступать "цифра", 3) сохранить благосостояние нашего общества. Одним из таких механизмов может стать экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций (далее – ЭПР), исследование сущности которого и составляет предмет настоящей работы. В ходе исследования автор обращает особое внимание на: 1) рассмотрение категории "правовой эксперимент"; 2) раскрытие сущности ЭПР через исследование категории "правовой режим осуществления предпринимательской деятельности", в том числе в рамках территорий с особым (специальным) режимом осуществления предпринимательской деятельности; 3) рассмотрение вопроса об обеспечении принципа правовой определенности в контексте ЭПР. В исследовании использованы следующие приемы научного познания: анализ, синтез, обобщение, аналогия и др.; применялись системный подход, специально-юридический и сравнительно-правовой методы. Основными выводами проведенного исследования являются: - во-первых, система правовых режимов предпринимательства может быть представлена следующей триадой: общий, особый (специальный), экстраординарный; применительно к территориям с особым (специальным) режимом осуществления предпринимательской деятельности, когда речь идет об особом, специальном, преференциальном режиме, имеется в виду один и тот же режим; - во-вторых, двойственная правовая природа ЭПР дает возможность рассмотреть его и в качестве одного из видов территории с особым (специальным) режимом осуществления предпринимательской деятельности, и как правовой эксперимент; - в-третьих, определено промежуточное место ЭПР между опережающим правовым регулированием и отсрочкой правового регулирования, что позволяет говорить о динамичности правовой определенности; - в-четвертых, ЭПР можно рассматривать в качестве эффективного средства преодоления эффекта запаздывания законодательства только в том случае, когда законность не подменяется целесообразностью.
Государственные институты и правовые системы
Куракин А.В. - Еще раз о законности при применении мер административного принуждения в деятельности полиции c. 35-46

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.43773

EDN: GNLTXS

Аннотация: В статье обращено внимание на проблемы обеспечения законности при применении мер административного принуждения. Данная проблема является одной из самых важных, поскольку в ходе применении мер принуждения осуществляется ограничения прав граждан. Административное принуждение, применяется только при наличии соответствующих оснований, что отчасти является гарантией соблюдения требований законности при применении соответствующего принуждения. Автор обратил внимание на гарантии законности, которые необходимо учитывать при применении мер административного принуждения, данные гарантии могут быть как материальными, так и процессуальными. Процессуальные гарантии в большей мере востребованы при применении мер административно-процессуального принуждения, они связаны с действием административной ответственности. Проблемы обеспечения законности актуальны для всех направлений правоприменительной деятельности полиции. Одним из направлений деятельности полиции является деятельность административная. Полиция использует самые разнообразные формы и методы, которые носят административно-правовой характер, в этой связи и гарантии законности также имеют административную природу. Автор обратил внимание на сущность данных гарантий, осуществил их классификацию по их функциональности и нормативному закреплению. Автор сделал вывод, что гарантии законности предопределяют эффективность административной деятельности полиции, по самому широкому спектру ее осуществления. Научная новизна статьи определятся тем, что автор сформулировал ряд предложений, которые дадут возможность повысить качество административной деятельности полиции.
Теория
Ембулаева Н.Ю. - Роль юридической службы в осуществлении систематизации законодательства c. 47-54

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69380

EDN: IHSZNA

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения по систематизации законодательства и деятельности юридической службы органа публичной власти. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с работой юридической службы органа государственной власти и органа местного самоуправления по кодификации, консолидации, инкорпорации и учету нормативных правовых актов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как формирование классификатора правовых актов, выработку методологической основы классификации нормативных правовых актов. Особое внимание уделяется практическим аспектам классификации нормативных правовых актов, а также необходимости создания на основе классификатора Свода законов Российской Федерации. Анализируются исторические предпосылки ведения работ по систематизации законодательства. Определяется роль и полномочия юридической службы органа власти в сфере систематизации законодательства.  Методологической основой исследования выступают философские и логические приемы познания. При исследовании конкретных форм систематизации нормативных правовых актов были использованы формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Новизна научного исследования состоит в изучении роли юридической службы органа государственной власти и органа местного самоуправления в осуществлении работы по подготовке кодифицированных и консолидированных нормативных правовых актов. Законотворческая работа должна носить систематизированный характер, чему должен способствовать классификатор правовых актов. Он должен носить официальный характер и способствовать унификации законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следует также при составлении рубрик классификатора исходить из существования отраслей в системе права и отраслей системы законодательства. Предметный критерий должен быть ключевым и учитывать строение системы права и системы законодательства. Автор приходит к выводу о преждевременности начала активной работы по формированию Свода законов Российской Федерации, поскольку это связано со значительными финансовыми вложениями, а также с отсутствием должной стабильности законодательства. В настоящее время идет активное становление новых правовых институтов и формирование новых отраслей права. Поэтому на первый план должна выходить кодификация. С вопросами же инкорпорации и учета отлично справляются в настоящее время не только юридические службы конкретных органов публичной власти, но и частные лица.
Адвокатская практика
Мирончик А.С., Качина Н.В. - Некоторые проблемы юридической оценки действий лица по завладению найденным им имуществом c. 55-66

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69407

EDN: FSYEMM

Аннотация: Предметом исследования является основной вопрос разграничения гражданско-правового деликта с уголовно-наказуемым хищением в случае присвоения найденной вещи. В исследовании предпринята попытка разрешения обозначенного вопроса с учётом позиции Конституционного суда РФ, выраженной в принятом в 2023 году постановлении, а также с учетом современных тенденций формирования правоприменительной практики и научных позиций. Проанализированы две основные ситуации, связанные с правовой оценкой завладения лицом имуществом, выбывшим из владения собственника помимо его воли: 1) тайное завладение чужой вещью, лицом, наблюдавшим его утрату собственником и имевшим реальную возможность незамедлительно проинформировать собственника (или иного владельца) о потере или вернуть ему вещь; 2) завладение лицом найденным им имуществом, когда обстоятельства утраты этого имущества из обладания собственника (или иного владельца) ему не известны. Вопрос рассматривается на основании сравнительно-правового и системного анализа положений гражданского законодательства, регламентирующего порядок обращения с находкой, и норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за хищение. При анализе основной проблемы использована выработанная в доктрине уголовного права классификация найденного имущества и с учетом формально-юридического метода дана оценка фактам его изъятия. В результате проведенного исследования обоснован подход о том, что завладение находкой не квалифицируется как хищение имущества при наличии трех необходимых условий: отсутствие у имущества индивидуально-определенных признаков, по которым можно установить собственника (или иного владельца) имущества; лицо, обнаружившее находку, не предпринимает активных действий по ее изъятию до момента окончательного прекращения владения вещью собственником (или иным владельцем); владение вещью окончательно прекращено, о чем достоверно известно лицу, обнаружившему находку (например, находится в неизвестном собственнику (или иному владельцу месте или вещь является брошенной, от которой собственник (или иной владелец) отказались, что достоверно известно лицу, обнаружившему находку. Изложенные положения позволят правоприменителям однозначно решать вопросы квалификации тех деяний, которые образуют признаки хищения в случаях противоправного изъятия найденного имущества и обращения его в свою пользу или пользу других лиц.
Закон и правопорядок
Даниловская А.В. - Криминализация как элемент уголовно-правовой политики в сфере охраны добросовестной конкуренции c. 67-85

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69454

EDN: APKLDR

Аннотация: Объектом исследования является уголовно-правовая политика в сфере охраны добросовестной конкуренции, а именно криминализация нарушений антимонопольного законодательства как ее элемент. Предмет исследования составили нормативные правовые акты, предусматривающие направления защиты добросовестной конкуренции, правовые акты, обосновывающие приоритетные направления современной уголовно-правовой политики в сфере охраны конкуренции, принципы криминализации, статистические данные антимонопольного органа и Верховного Суда РФ, а также научные исследования, включая диссертации, научные публикации по уголовно-правовой политике в целом, вопросам криминализации, общетеоретическим уголовно-правовым явлениям, уголовной ответственности за отдельные виды преступлений. Цель работы заключается в исследовании криминализации нарушений антимонопольного законодательства с учетом разработанных в науке принципов криминализации в целях обоснования введения уголовно-правового запрета на их совершение.  Методология исследования основана на общенаучных и частнонаучных методах: системного анализа, логическом, сравнительном, формально-догматическом, историческом методах, методе классификации. Новизна исследования заключается в том, что проведенный анализ совокупности принципов криминализации позволил установить обоснованность криминализации антиконкурентных деяний, на основе экономического подхода сделать вывод о соотношении общественной опасности видов антиконкурентных деяний, потенциально одинаковых рисках, которые они несут для экономической безопасности страны; с помощью анализа практики применения уголовно-правовых норм в деятельности правоохранительных органов удалось выявить проблемы правотворчества и правоприменения, что ранее не осуществлялось в науке уголовного права. Полученные выводы могут быть особенно полезны в законодательной, научной и образовательной деятельности. Результатом работы является вывод об обоснованности криминализации антиконкурентных деяний, необходимости совершенствовании УК РФ с учетом запретов специального закона – ФЗ «О защите конкуренции». Одновременно с этим сделан вывод о наличии проблем как в законотворческой деятельности, так и в правоприменении, что требует изменения соответствующих положений УК РФ в целях повышения эффективности противодействия антиконкурентным преступлениям.
Власть и управление
Букалова С.В., Модникова Т.Н., Корнеичев А.Ю. - Индексный подход к оценке качества городской среды как инструмент повышения эффективности муниципального управления c. 86-95

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.44098

EDN: ENMXIQ

Аннотация: Статья исследует современное состояние оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления с точки зрения их ориентированности на повышение качества городской среды. Проведено сопоставление критериев, используемых региональными органами власти, Министерством строительства Российской Федерации и государственной корпорацией ВЭБ.РФ в различных процедурах такой оценки. Городская среда рассматривается как комплексный объект муниципального управления, непосредственно определяющий качество жизни в муниципалитете. Индексный подход к оценке качества позволяет интегрировать как объективные, так и субъективные показатели, получая целостное представление о динамике изменения качества городской среды как результате реализации муниципальными органами государственной политики повышения качества жизни населения. Сделан вывод о том, что качество городской среды не является предметом оценки органов муниципального управления со стороны органов власти субъектов Российской Федерации, а потому занимает второстепенное место среди направлений работы муниципальных органов. Вспомогательную роль играют Индекс качества городской среды и Индекс качества жизни в городах России, которые включают некоторые показатели, используемые также при оценке эффективности муниципального управления. Таким образом, для активизации усилий местного самоуправления по развитию городской среды и повышению качества жизни в муниципалитетах необходимо включить показатели благоустройства и комфортной среды в мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов.
Человек и государство
Калужина М.А., Пестов В.В. - Пробация в Российской Федерации: субъекты ресоциализации c. 96-105

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69379

EDN: ESRDNJ

Аннотация: На основе исследования современного этапа уголовно-исполнительной политики, целей и задач института пробации в российском государстве предметом анализа выступили правовые нормативные установления Федерального закона «О пробации в Российской Федерации». Приводится перечень функций и форм ресоциализационного воздействия субъектов пробационного воздействия на лиц, находящихся под пробационным контролем: оказание услуг (как на возмездной, так и безвозмездной основе), клиентцентричный подход, экономия материальных средств, поддержка институтов гражданского общества. Авторами определяется сущность базовых категорий в рамках исследуемой проблематики с акцентом на сегодняшние социально- криминологические оценки, таких как понятие, принципы, содержание, рассматриваются категории лиц, нуждающихся в поддержке, а также методы и формы коррекционного вмешательства. Анализируются имеющиеся современные тенденции пробации в зарубежных странах. При проведении исследования использованы теоретические методы исследования, а также системно-структурный, формально-логический методы, сравнительно-правовой анализ, метод толкования правовых норм, наблюдение, статистический, контент-анализ материалов СМИ. Основными выводами проведенного исследования являются необходимость дополнения перечня субъектов пробации, в частности отнесения к их числу самого обсужденного, наличие его волеизъявления и осознанного желания к ведению социально одобряемого образа жизни; значимость многоуровневой системы нормативного правового регулирования института пробации в решении вопросов ресоциализации осужденных; открытость функционирования института пробации при поддержке гражданского общества и гражданской инициативы. На основе анализа сущности института пробации, содержании коррекционных вмешательств делается вывод о специфичном характере ресоциализационного процесса, его длительности, этапности, последовательности, непрерывности, динамичности, взаимосвязанности действий субъектов, к компетенции которых отнесены вопросы попечительства и поддержки правонарушителей. Доказана важность вариативности, индивидуальности мер социально-экономического, медицинского, воспитательного, педагогического характера, применяемых при ресоциализации, социальной адаптации осужденного, предлагаются возможные пути осуществления контроля над его поведением, субъекты, способные оказывать услуги в сфере пробации. Обоснована необходимость изучения зарубежного опыта в сфере пробации для выработки наиболее эффективных путей достижения целей наказания, успешных практик ресоциализации, социальной адаптации осужденных.
Яковлев-Чернышев В.А. - Идея социального государства как основа правового регулирования социальной сферы в Российской Федерации c. 106-118

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.12.69427

EDN: ESXNQP

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является идея социального государства и заложенный в ней потенциал с точки зрения перспектив правового регулирования социальной сферы в России, исходя из места социальных прав и свобод человека и гражданина в иерархии конституционных ценностей, а также определения таких понятий, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека». Целью исследования является выявление направлений реализации идеи социального государства в рамках социальной политики Российской Федерации и выработка рекомендаций теоретического и практического характера. Для достижения поставленной цели в статье исследуются: сущность идеи социального государства, в том числе соотношение понятий «социальное государство» и «правовое государство»; этапы становления и развития социального государства; социальные права и свободы человека и гражданина как составляющая системы конституционных ценностей; оценочные понятия «достойная жизнь», «свободное развитие человека». Методология исследования основана на системном, комплексном и конкретно-историческом подходах, включает совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования, в том числе: анализ, синтез, логический, системно-структурный, формально-юридический, историко-правовой и др. По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны: систематизированы основные подходы к трактовке понятия «социальное государство», что позволило уточнить его сущность и выявить соотношение с понятием «правовое государство»; проанализированы этапы становления и развития социального государства во взаимосвязи с особенностями закрепления данного понятия в законодательстве; систематизированы имеющиеся в научной литературе подходы к определению места социальных прав и свобод человека и гражданина в иерархии конституционных ценностей; предложены формальные критерии для определения и дальнейшего законодательного закрепления понятия «достойная жизнь» и авторская трактовка понятия «свободное развитие человека». Полученные выводы и результаты могут использоваться при проведении дальнейших правовых исследований, ставящих целью изучение социального государства, а также в органах публичной власти для внесения корректив в социальное законодательство и стратегическое планирование в сфере социальной политики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.