по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 12, 2022
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2022
Теория
Попова С.М. - Регулирование добычи космических ресурсов: создание международного правового обычая c. 1-28

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.12.39421

EDN: WBYQFT

Аннотация: Работа посвящена анализу современного состояния дел по созданию для экономических субъектов «правовой определенности» в сфере разведки, добычи, использования и присвоения космических ресурсов. В исследовании применялся параллельный анализ различных событий (правовых, политических, экономических)в области регулирования добычи космических ресурсов, а также релевантных актов. Источниками являются релевантные акты международного и национального космического права, «серая» литература российские и зарубежные публикации. Процесс трансформации международных представлений о возможности национального и/или частного присвоения космических ресурсов предлагается рассматривать не только на основе анализа норм и доктрины, но также с учетом институциональных изменений и технологических достижений различных стран    Обсуждаемый с начала 1960-х гг. теоретический вопрос о собственности на внеземные ресурсы и территории из отдаленного будущего перешёл в практическую плоскость. Действующее международное космическое право представляется для частных компаний недостаточно однозначным, а потому требует уточнения. Однако темпы модернизации международного права отстают от потребностей развития космической экономики, не отвечают интересам космических инвесторов и предпринимателей. Сделан вывод, что цепочка событий 2014-2022 гг. свидетельствует о согласованных действиях группы стран, направленных на преднамеренное формирование международного правового обычая – источника международного космического права. Показано, что принятие некоего универсального, разделяемого всеми государствами решения в сфере космических ресурсов затруднено существованием равно значимых, но конкурирующих между собой принципов права. Сегодня экономические вызовы являются определяющими в развитии международного космического права: правовая определенность в сфере добычи космических ресурсов необходима для обеспечения экономического приоритета и конкурентоспособности в космосе технологически развитых государств.
Человек и окружающая среда
Лесных С.И. - Возможности реализации эколого-правового механизма охраны окружающей среды для регулирования хозяйственной деятельности на прибрежных территориях озера Байкал c. 29-40

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.12.39365

EDN: TVHVLM

Аннотация: Любая хозяйственная деятельность невозможна без осуществления общего землепользования. Поэтому кроме деятельности, проявленной на местности, система отношений к ресурсам фиксируется в нормативно-правовых актах разного уровня, накладывающих различные ограничения на использование отельных участков территории. Выраженная в нормативно-правовых актах государственная политика показывает предпочтительные нормы поведения на различных территориях. В экологическом законодательстве РФ, призванном регулировать общественные отношения по поводу природы, концепция охраны природы является приоритетной. Озеро Байкал – территория с особыми условиями использования, обладающая уникальными природными характеристиками и мощной системой эколого-правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды. Для эффективного планирования и регулирования хозяйственной деятельности на прибрежных территориях озера Байкал целесообразно привлечение эколого-правового механизма охраны окружающей среды, позволяющего однозначно определять приоритетное право использования территории, опираясь на экологическое законодательство и защищая права природы при разрешении конфликтных ситуаций. Использование инструмента правового экологического зонирования, значительно усиливающего эколого-правовой механизм средствами картографической визуализации, реализованными с привлечением геоинформационных систем, позволяет одновременно отображать действие всех нормативно-правовых ограничений на конкретном участке территории. Это позволяет легко ориентироваться в законодательном пространстве, проявленном на местности с учетом особенностей территории, определять приоритетное право использования территории и находить оптимальный разрешенный вариант для ведения разрешенной деятельности. Так, на примере Слюдянского района Иркутской области проведено сопоставление категорий правового зонирования с картами реального использования ресурсов, что наглядно проявило противоречия в реальном и разрешенном использовании. Показана наглядная реализация эколого-правового механизма и возможность совершенствования управления природопользованием, за счет внедрения механизма позволяющего в оперативном режиме выявить нарушения в регламентируемом использовании территории, обеспечивая безопасное рациональное природопользование через поиск оптимального варианта использования разных участков территории.
Теория
Утяшов Э.К. - Правовой режим в современной юридической доктрине: от правовой химеры к узкому пониманию. c. 41-55

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.12.38670

EDN: MRJEPX

Аннотация: Актуальность исследования объясняется значительным ростом научных публикаций, а также издания правовых актов, содержащих в себе категорию правовой режим. Их анализ свидетельствует, что в юридическом мире существует раскол и некая размытость в понимании содержания термина правовой режим. В силу того, что заявленная в названии статьи категория становится базовой, опорной единицей юридического аппарата, предметом работы является поиск и выработка единого методологического подхода к ее содержанию. Накопленный объем имеющихся исследований по данному вопросу, огромен и требует от научного сообщества желания прийти к единому пониманию данного правового феномена. Автором предлагаются к обсуждению несколько сущностных его характеристик и элементов, позволяющих различать правовой режим как особый вид правового регулирования от обычного, текущего. Особое внимание уделяется формулированию понятия правовой режим, позволяющее отличать его от иных видов правового регулирования.    На основе проведенного анализа делается вывод о том, что только полная детализация всех элементов и свойств правового режима, способна придать ему терминологическое единство, научную стабильность и практическую ясность для ученых и адресатов правового режима, обеспечить безусловную реализацию его предписаний. В работе сформулированы следующие выводы. Неоправданное использование неоспоримого авторитета категории правовой режим в силу его безусловного признания научным сообществом, слепого поклонения перед ним является ничем иным как правовым фетишем или правовой химерой. Правовой режим в узком смысле – это ограниченное по объему и времени, изъятие из общего порядка правового регулирования, обусловленное необходимостью осуществления, предусмотренных государством правовых мер и средств, с преобладающим использованием тех или иных методов, для устранения фактических обстоятельств, препятствующих его текущему осуществлению, (либо созданию благоприятных условий), с целью обеспечения наступления желаемого правопорядка.
Государственные институты и правовые системы
Егоров С.Ю. - Правовое обеспечение целостности российской системы научной аттестации c. 56-69

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.12.38620

EDN: MZWGCU

Аннотация: Статья посвящена вопросу о сохранении целостности российской государственной системы научной аттестации в условиях роста многообразия нормативных и правовых актов, а также практик присуждения ученых степеней. Произошедшее в недавние годы расширение автономии целого ряда научных и образовательных организаций вызывает целый ряд сомнений, в первую очередь связанных со способностью обеспечивать равные права и возможности для соискателей ученых степеней в разных частях системы. В рамках статьи проводится сравнительный анализ государственных актов, а также нормативных актов организаций, которые осуществляют процедуры самостоятельного присуждения ученых степеней.      В ходе исследования было выделено три подсистемы, действующие по сопоставимым правилам, но предоставляющим отличающиеся права и возможности. Первая подсистема – диссертационные советы под руководством ВАК и Минобрнауки России. Там особое место занимают специальные диссертационные советы, защита в которых позволяет избежать публикацию статей и текста диссертации, а также иные требования публичности. Вторая подсистема образована научными и образовательными организациями, включенными в специальный перечень. В рамках их локальных нормативных актов действуют схожие нормы и требования, однако есть и заметные отличия. В их числе сокращение численного состава диссертационных советов, включение в них кандидатов наук, возможность защиты кандидатской диссертации в форме научного доклада и т.д. Третья подсистема включает духовные образовательные организации, присуждающие богословские степени. На уровне федерального законодательства сохраняется неоднозначность отношения к подобным степеням. Богословские степени наравне с другими учеными степенями признаются при проведении процедур государственного лицензирования и аккредитации, однако их обладателям не гарантированы обязательные доплаты, проставление апостиля и т.д. Проведенный анализ позволил выделить показатели, важные для проверки целостности системы и определения направлений ее совершенствования.
Власть и управление
Муталипов Р.Б. - О градостроительном и социально-экономическом развитии городов в России c. 70-76

DOI:
10.7256/2454-0706.2022.12.39202

EDN: MXSZDB

Аннотация: В статье анализируется некоторые особенности градостроительного и социально-экономического развития в России, в связи с чем выявляются проблемы, требующие законодательного разрешения. Исследуя вопросы градостроительного и социально-экономического развития, автор использовал анализа и синтеза, формально-юридический, логический методы. При анализе законодательства и складывающейся практики его применен диалектический метод. Выявлено, что изменение функциональных зон городских земель может производиться зачастую необоснованно, что приводит к оспариванию данных изменений в судебном порядке. Вместе с тем последствия такого оспаривания законодателем прямо не указаны, что приводит к правовой неопределённости относительно возможного использования земельного участка. Предложено законодательно определить в качестве последствий признания судом недействующими спорных изменений: восстановление прежней функциональной зоны, приведение территориальной зоны в соответствии с функциональной путем внесения городскими органами изменений в правила землепользования и застройки. По итогам исследования практики социально-экономического развития городов установлено, что в городах разрабатываются мастер-планы и концепции, принятие которых не предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности и о стратегическом планировании. По мнению автора, следует внести изменения в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и дополнить перечень документов стратегического планирования муниципального образования мастер-планами и концепцией развития города, что будет соответствовать сложившейся практике. Ожидается, что предложенные идеи позволят повысить эффективность управления городским пространством, привлечь инвестиции частных лиц в формирование комфортной городской среды.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.