по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 09, 2021
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 09-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2021
Актуальный вопрос
Беликова К.М. - Направления и перспективы развития и применения искусственного интеллекта в военной сфере в ЮАР c. 1-23

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36076

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают направления и перспективы развития и применения искусственного интеллекта (ИИ) в военной сфере в одной из стран БРИКС – ЮАР - в контексте национальных актов (напр., Закона 2008 г. «О праве интеллектуальной собственности на финансируемые государством исследования и разработки»), возможностей и нужд этой страны, а также реальных достижений в сфере создания и выпуска беспилотных летательных аппаратов компаниями-конкурентами (Seeker 400, MA 380 и др.). Актуальность исследования обусловлена тем, что многие государства стремятся воплощать в жизнь принятые ими стратегии развития ИИ, и осмысление подходов ЮАР к обозначенным сферам с позиции права является своевременным. Научная новизна исследования определяется самой ставящейся целью и результатами работы. Так, в частности, выявлено, что ЮАР идет по пути институционального, правового и практического закреплений развития искусственного интеллекта в виде создания специализированной инфраструктуры (при университетах (напр., как Группа интеллектуальных систем при Университете Претории), в виде стартапов, в виде сетевых структур научного уровня, как Центр исследований ИИ и др.). Показано, что ЮАР является страной-производителем и продавцом линейки беспилотных летательных аппаратов, управляемых ИИ и способных на выполнение различных заданий гражданского и военного назначения от перемещения грузов различного веса (включая бомбы с лазерным наведением) до мониторинга местности (осуществления поисково-спасательных или разведывательных операций, оценки ущерба от действий стихии или боевых, корректировки ведения огня по позициям противника и др.).
История государства и права
Медведев В.Г. - Законодательная и административная деятельность антисоветских правительств в сфере промышленности и транспорта в годы гражданской войны в России c. 24-38

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36015

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают правовые и экономические аспекты регулирования экономики и транспорта в государственных образованиях «белой» России в годы гражданской войны. В статье раскрываются основные положения законодательства и административной практики белых правительств в данных отраслях экономики. Актуальность и новизна работы заключаются в том, что исследуемая проблема практически не изучена и до настоящего времени является «белым пятном» в историко-правовой науке. В статье анализируется несостоятельность в условиях хозяйственной разрухи попыток государственного регулирования данных отраслей экономики с помощью экономических методов управления и переход к жесткому администрированию, не давшему ожидаемых результатов в налаживании работы промышленности и транспорта.    В ходе проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: 1. Правовая политика и административная деятельность белых правительств заключалась в восстановлении прав бывших собственников предприятий и налаживании работы пришедших в упадок промышленности и транспорта на рыночной основе. 2. Поскольку большинство частных предприятий не имели необходимых оборотных средств, государство вынуждено было переводить их в государственное ведение и осуществлять финансирование. 3. Переход от рыночных методов управления промышленностью и транспортом к императивному администрированию привел к формированию непроизводительных квазирыночных отношений и государственной управленческой квазисобственности. 3. Работа кооперативов, не требовавших государственных субсидий и в значительной степени обеспечивавших армию необходимым снаряжением и продовольствием, не находила должной поддержки государства, поскольку большая часть госзаказов предоставлялась ВПК, хотя кооперативная продукция стоила дешевле. 4. Подчинение работы транспорта военным нуждам обусловило срыв коммерческих перевозок, что обусловило простои и прекращение работы многих предприятий. Немаловажной причиной развала экономики явились также бюрократическая волокита и коррупция в государственном аппарате «белой» России.
Судебная власть
Чирнинов А.М. - Конституционно-судебная аргументация и модели трансформации нормативно-правового регулирования c. 39-57

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36333

Аннотация: В настоящей статье исследуется взаимосвязь между конституционно-судебной аргументацией и основными моделями трансформации, которым подвергается нормативно-правовое регулирование под воздействием конституционно-судебных решений. Посредством анализа и обобщения обширной конституционно-судебной практики выявляются аргументационные закономерности, возникающие в связи с обращением органов конституционного правосудия к конкретным вариантам нормативной коррекции. Особое внимание уделено таким корректировочным мерам, как дисквалификация правовой нормы, формулирование исключения из общего правила, изменение гипотезы и диспозиции правовой нормы, корректировка её санкции, уточнение механизма действия правовой нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц, восполнение законодательных пробелов и закрепление дополнительных гарантий. Новизна исследования состоит в том, что конституционно-судебная аргументация изучена в инструментальном ключе, а именно в разрезе выполнения ею служебной функции по отношению к конституционному контролю, что позволило обозначить аргументативные паттерны, преобладающие в конституционном дискурсе, и тем самым глубже осмыслить механизм порождения аргументов. Результаты исследования показывают, что в концептуальном плане рассуждения органов конституционного правосудия отражают процесс критического осмысления состояния действующего правового регулирования и обозначения его конституционных недостатков с одновременной проекцией нормативной модели, укладывающейся в конституционные рамки. Сделан вывод о том, что конституционно-судебная аргументация призвана показать наиболее приемлемый с конституционной точки зрения вариант регулирования, обозначить допустимые правотворческие отклонения от конституционных стандартов правового нормирования и объяснить, почему, как и в какой части спорное нормативно-правовое регулирование – исходя из конституционных требований – должно быть скорректировано.
Актуальный вопрос
Юркевич М.А. - Использование результатов 3D видеомоделирования в доказывании по уголовным делам: американские и российские правовые основы c. 58-71

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36355

Аннотация: В этой статье рассмотрены некоторые наиболее спорные вопросы, касающиеся юридической, организационной и фактической возможности использования в доказывании по уголовным делам 3D видеомоделирования. В частности, в статье проанализирован принятый в американской правовой системе подход к использованию в судебном производстве доказательств-видеомоделей, проведено различие между основными формами 3D видеомоделей, существующих в американском уголовном процессе. На основе анализа конкретных судебных прецедентов и нормативных актов, регулирующих вопросы уголовного судопроизводства США, выведены условия (правила) допустимости 3D доказательств. Применительно к уголовному процессу России в статье сформулированы правовые основы использования видеомоделирования в судебном производстве по уголовным делам, в наиболее общем виде описана система уголовно-процессуальных гарантий, обеспечивающих права личности при применении видеомоделирования и достоверность полученной из таких доказательств информации. Рассматриваемое исследование проведено с применением общефилософского метода материалистической диалектики, а также методов анализа, синтеза, правового эксперимента и сравнительно-правового метода. Научная новизна исследования заключается в том, что автором одним из первых в России исследован вопрос использования результатов видеомоделирования в уголовном судопроизводстве России. Особую ценность представляет анализ правоприменительного опыта США по рассматриваемой теме, поскольку именно там накоплен значительный практический опыт в адаптации технологии видеомоделирования к потребностям уголовной юстиции XXI века. До настоящего момента в доктрине национального уголовного процесса не предпринималось попыток определить место 3D видеомоделирования в доказывании по уголовным делам. Выводы автора о необходимости использования результатов видеомоделирования, включая иммерсивную реальность, не только в экспертной деятельности, но и в сугубо уголовно-процессуальной (например, в ходе прений сторон) направлены на трансформацию уголовного судопроизводства в части его оптимизации посредством цифровизации.
Теунаев А.С. - Актуальные проблемы определения количества наркотиков (d-Лизергид, ЛСД, ЛСД-25) для целей российского уголовного законодательства c. 72-86

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36346

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с антинаркотической деятельностью. В ходе изучения темы, были обнаружены проблемы правоприменения в части определения размера d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25). Научная общественность разделяется в своих выводах и предложениях по поводу определения качества и количества ЛСД для целей уголовного законодательства. Нарушаются права подсудимых на равную защиту. Особое внимание уделяется сложившейся следственно-судебной практике, результаты анализа которого позволяют сформулировать ключевые элементы исследования. Автор подробно рассматривает зарубежный опыт определения размера наркотика d-Лизергид, и выявляет подобные проблемы, возникшие в нашем правовом поле. Некоторые авторы полностью уверены в том, что существующая регламентация противоречит основополагающим принципам отправления правосудия, другие предлагают иные методики, для разрешения противоречий и как следствие приведения в единообразие следственно-судебной практики, при котором не будут нарушены права на равную защиту. Вышеизложенное предопределяет цель нашего исследования – исследование проблем определения размера наркотического средства d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) а также выявление условий, при которых нарушаются права осужденных. В силу нашей исследовательской компетенции будут предложены меры по совершенствованию действующей процедуры определения количества исследуемого нами наркотического вещества.
Государственные институты и правовые системы
Федотов Д.А. - Генезис и предпосылки возникновения молодёжного парламентаризма в России c. 87-101

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36431

Аннотация: Объектом исследования выступают молодёжные представительные структуры регионального уровня. Предмет исследования – процесс становления молодёжных парламентских структур в России. Исследование выстроено в рамках методологии исторического неоинституционализма с подходом «path dependence». Автор обращает внимание на рассмотрение вопроса в контексте потребности органов государственной власти и местного самоуправления в молодых кадрах, обосновывая это нехваткой квалифицированных специалистов в результате их "вымывания" в условиях социальных потрясений. Эмпирической базой исследования является интервью с экс-Губернатором Вологодской области В.Е. Позгалёвым (1996 - 2011 годы руководства регионом), который выступил одним из родоначальников молодёжного парламентского движения. Новизна исследования заключается в рассмотрении явления молодёжного парламентаризма в историческом аспекте. Впервые установлена дата создания первого института молодёжного парламентского органа в России. Автором выделяется пять основных предпосылок появления молодёжного парламентаризма в России: Европейская Хартия, развитие западных демократических ценностей, политическая ситуация в стране, потребность создания каналов для самовыражения молодёжи в конвенциональном русле и создание фильтра для молодёжного кадрового резерва. Данные предпосылки сформировали общий запрос на появление и развитие институтов выражения политических требований молодёжи в условиях непрерывной коммуникации с органами государственной власти и местного самоуправления.
Закон и правопорядок
Сухарева К.С. - Основные характерные черты коррупции в представительных органах муниципальных образований: криминологический аспект c. 102-117

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36380

Аннотация: Объектом данного исследования является коррупция в представительных органах муниципальных образований как самостоятельное криминологически значимое явление. Предметом исследования выступили нормы международного и отечественного законодательства, регламентирующие правовой статус представительных органов муниципальных образований в Российской Федерации, а также научные труды специалистов в области криминологии, конституционного, муниципального и уголовного права, позволяющие раскрыть основные сущностные характеристики коррупции в представительных органах муниципальных образований. Цель исследования – формирование целостного представления о коррупции в представительных органах муниципальных образований. Задачами исследования являются изучение и анализ законодательства и научной литературы о деятельности представительных органов муниципальных образований и их членов (депутатов), выделение основных признаков коррупции в представительных органах муниципальных образований, определение рассматриваемого негативного социально- политического и правового явления.   В работе использовались формально-логические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, конструирование понятий и пр.), системно-структурный метод, метод контент-анализа и другие методы научного познания. Научная новизна проведенного исследования заключается в рассмотрении особенностей коррупции в представительных органах муниципальных образований, выявлении и описании основных характерных черт данного явления (сферы существования, круга субъектов и содержания целей), а также в определении рабочего понятия коррупции в представительных органах муниципальных образований. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что коррупция в представительных органах муниципальных образований является сложным и многогранным феноменом, оказывающим негативное воздействие как на деятельность определенного муниципального образования, так и на систему местного самоуправления в целом.
Власть и управление
Попова С.М. - Цифровизация миграционной сферы в России: состояние и перспективы c. 118-132

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36488

Аннотация: Статья посвящена анализу текущего состояния цифровизации миграционной сферы в Российской Федерации. Показано, что внедрение современных цифровых технологий и информационно-технических средств в механизмы государственного управления миграцией (и шире – цифровая трансформация системы отношений между мигрантами и принимающим государством) является объективно неизбежной в контексте глобального цифрового перехода и возрастающей роли миграционного фактора для экономики. Цель работы – выявить политико-правовые факторы и проблемы, влияющие на цифровой переход в миграционной сфере Российской Федерации и его темпы. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы и подходы, включая сравнительные.   Представлен краткий обзор коэволюции миграционной ситуации и миграционного регулирования в Российской Федерации за период 2012-2021 гг. Отмечено, что цели, задачи и инструменты управления миграцией изменяются наряду с трансформацией представлений о значении для России миграционного фактора и его роли в решении задач экономического развития. На основе параллельного рассмотрения политико-правовых решений и практики цифровизации миграционной сферы суммированы текущие результаты и трудности. Показано, что проектный подход и опережающее правовое регулирование дают хорошие стимулы для «цифровых реформ» миграционной сферы, но на практике темпы реформирования замедляются из-за недостатка согласованности в действиях и концептуальных подходах. Ключевая причина – основные акты, регулирующие модернизацию миграционной сферы в России, не являются документами стратегического планирования.
Правовая и политическая мысль
Горбань В.С. - Квалифицированный читатель или интерпретатор: об отношении исследователя к источникам познания правовых и политических учений c. 133-142

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36491

Аннотация: Выявлены и проанализированы некоторые характеристики современных подходов к проблеме отношения к источникам изучения истории политической и правовой мысли. Критической оценке подвергнуты попытки спекулировать интерпретационными практиками как конститутивным методом при анализе политических и правовых взглядов мыслителей прошлого и современности и, напротив, подчеркивается важность квалифицированного прочтения и анализа классического юридического наследия. В исследовании продемонстрировано, как шаблонное, поверхностное или идеологизированное отношение к источникам изучения истории правовой и политической мысли создает ложные, а нередко и просто квази-религиозные, установки трактовки важнейших идей и понятий, содержания обсуждавшихся тем и проблем, социально-практической нацеленности их взглядов.   Научная новизна исследования заключается прежде всего в выявлении и разъяснении некоторых важных аспектов современной методологии истории политических и правовых учений, имеющих значение и для всей области философии права и юридической теории. Речь идет о совершенствовании познавательных приемов и практик политических и правовых идей прошлого и современности, в особенности путем минимизации или устранения таких подходов к их познанию, которые спекулируют антиисторическими установками, конституируют интерпретацию как основную смысловую единицу в оценке значения правовых взглядов разных мыслителей, игнорируют принципы объективности и полноты при реконструкции интеллектуального наследия, тенденциозно артикулируют акценты своего рода художественного, а не документального воспроизведения правовых и политических представлений.
Актуальный вопрос
Макаров В.О. - Перспективы внедрения и проблемы теории института "регулятивных песочниц" (экспериментальных правовых режимов) в Российской Федерации c. 143-153

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36577

Аннотация: В работе проведен анализ вступившего в 2021 году в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который направлен на создание в Российской Федерации «регулятивных песочниц» (regulatory sandboxes) – особых режимов, которые позволяют организациям протестировать эффективность инновационных технологий при реализации своих продуктов и услуг без риска нарушения законодательства. На основе теоретических категорий "правовой режим" и "правовой эксперимент" исследуются элементы внедряемого в российскую правовую систему нового правового института. Автором описана сфера применения экспериментальных правовых режимов в России - цифровые инновации. Исследованы принципы, объекты, субъекты, условия, ограничения, виды, и стадии экспериментальных правовых режимов. Разграничены органы, осуществляющие контроль и оценку правовых экспериментов, включая уполномоченный по вопросам экспериментальных правовых режимов орган, организацию, представляющую предпринимательское сообщество в вопросах экспериментальных правовых режим, регулирующий орган, координационный орган, Центральный Банк РФ. Рассмотрены основания для прекращения реализации экспериментальных правовых режимов. С учетом зарубежного опыта прогнозируется положительный эффект от реализации законодательной новеллы, которая способна обеспечить оперативную проверку финтех решений и нивелировать потенциальные риски реализации.
Закон и правопорядок
Трахов А.И., Бешукова З.М. - На пути к стабильности уголовного закона: размышления о некоторых отправных точках c. 154-165

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36376

Аннотация: Статья посвящена проблеме преодоления дисбаланса динамизма и стабильности современного уголовного законодательства. Анализируется степень интенсивности изменения уголовного законодательства за период с 1997 г. по первое полугодие 2021 г. В качестве примеров приводятся изменения в уголовном законе, обусловленные объективными причинами, а также необоснованные уголовно-правовые новеллы. Выделяются три сценария дальнейшего развития отечественного уголовного законодательства – форсированный (скачкообразный), интенсивный и трансформационный. Аргументируется, что наиболее оптимальным является выбор в пользу интенсивного сценария. Однако, независимо от того какой из спрогнозированных сценариев будет выбран, отправной точкой на пути к стабильности уголовного закона является решение вопроса о создании адекватного понятийно-категориального аппарата уголовного права, в частности, законодательное определение некоторых оценочных понятий. С использованием примеров из судебной практики доказана целесообразность законодательного закрепления дефиниций некоторых оценочных понятий. Сделаны следующие выводы: 1) при законодательном уточнении объёма и содержания оценочных понятий необходимо максимально использовать абстрактный приём формулирования нормативных предписаний, а не казуистический; 2) в случае практической реализации интенсивного сценария развития уголовного закона наиболее целесообразным является расположение уголовно-правовой нормы, содержащей дефинитивный аппарат, в конце УК РФ, а именно в новом - тринадцатом разделе. При этом его необходимо расположить за пределами Особенной части УК РФ. Для этого в УК РФ следует ввести новую часть под наименованием «Заключительная часть»; 3) в случае практической реализации форсированного (скачкообразного) либо трансформационного сценария развития уголовного закона наиболее оптимальным является выделение уголовно-правовой нормы, содержащей понятийный аппарат, исключительно в Общей части УК.
Григорьев И.В. - Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы: антикоррупционные элементы правового положения (статуса) государственных гражданских служащих c. 166-175

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36332

Аннотация: Предметом исследования выступают нормативные источники закрепляющие права, обязанности и запреты связанные с гражданской службой, а также механизмы их реализации. Автором подробно разбираются практические проблемы возникающие при применении антикоррупционного законодательства связанные с правом служащих на осуществление иной оплачиваемой деятельности, на приобретение и владение ценными бумагами, обязанностью уведомлять о возможном возникновении конфликта интересов, ограничении дарения в связи с осуществлением профессиональной деятельности, представления сведений и доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Особое внимание уделено отдельным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, связанным с особенностями правового положения служащих. Научная новизна статьи определяется тем, что она представляет собой комплексное исследование правовых проблем регламентации антикоррупционных элементов правового статуса государственных гражданских служащих. Основными выводами проведенного исследования являются выявленные пробелы и коллизии правового регулирования рассматриваемых отношений. Кроме того дана критическая оценка сложившейся судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. К числу наиболее значимых результатов следует отнести сформулированные предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства о противодействии коррупции на государственной службе.
Общественные коммуникации
Косоруков А.А., Осипов В.С. - Механизмы социально-политической мобилизации молодежи на примере российских, белорусских и китайских Телеграм-каналов c. 176-196

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36442

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают онлайн- и офлайн-механизмы социально-политической мобилизации молодежи, в частности, цифровой группизм и формирование цифровых сообществ, а также оппозиционно-мобилизационная модель информирования Е.В. Бродовской и А.Ю. Домбровской, тестирование которой на основе данных из открытых баз статистики "Telegram Analytics" и "Google Trends" позволило выявить ключевые закономерности и различия в протестных событиях в Москве (14 июля – 29 сентября 2019 года), Минске (9 августа – 19 ноября 2020 года) и Гонконге (12 июня 2019 года - 1 июль 2020 года). Новизна исследования заключается в применении модели информирования Е.В. Бродовской и А.Ю. Домбровской к массиву данных, полученных автором из баз статистики "Telegram Analytics" и "Google Trends" применительно к протестным событиям в Москве, Минске и Гонконге, в составлении понедельных таблиц активности протестных Телеграм-каналов и построении на их основе гистограм с визуализацией их пиковой упоминаемости в других Телеграм-каналах в вышеуказанные периоды. В выводах даны рекомендации по избежанию эскалации конфликта в ходе протестных акций, в основе которых лежат механизмы мобилизации на базе Телеграм-каналов.
Правоведение
Морозов А.А., Сварчевский К.Г., Саченко А.Л. - Правовое регулирование договора поставки в России c. 197-207

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36580

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступает рассмотрение причин возникновения договорной конструкции поставки товаров и исследование эволюции развития механизма правового регулирования договора поставки в Российской империи, Советском союзе, современной России. Исследование договора поставки осуществляется на основании соотнесения его с договором купли-продажи. Актуальность исследования обусловлена значимостью исследования особенностей регулирования гражданско-правовой конструкции договора поставки и необходимостью проведения систематизации взглядов на понимание развития механизма правового регулирования договора поставки в разные периоды, при разных политических строях в России и, как итог, разделение всех периодов правового регулирования договора поставки на несколько этапов. Также необходимо отметить важность проведения сравнительного анализа договоров купли-продажи и поставки на протяжении всего времени их сосуществования.   Научная новизна исследования определяется самой ставящейся целью и результатами работы. В ходе проведения научного исследования автор систематизировал сведения о развитии механизма правового регулирования договора поставки, предложил свою классификацию эволюции механизма правового регулирования договора поставки, состоящую из нескольких этапов: дореволюционный, советский, современный, обосновал свои выводы; проанализировал соотношение договоров поставки и купли-продажи, их роль и значение на протяжении каждого из выделенных этапов эволюции правового регулирования механизма договора поставки. Проанализированы признаки договора поставки и купли-продажи в рамках каждого исследуемого периода.Определено положение договора поставки к купли-продаже, степень его самостоятельности
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.