по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 07-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Правовая и политическая мысль
Корнев Г.П., Корнева Л.С. - Сценарии укрупнения субъектов Российской Федерации на основе экономических макрорегионов c. 1-16

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.35156

Аннотация: Предметом исследования являются обсуждаемые в современном политическом дискурсе вопросы реформирования федеративного устройства России в части объединения и укрупнения субъектов РФ. Объект исследования – трансформация субъектного состава Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития России, федеральные законодательные акты, заложившие основу объединительному процессу, главным образом Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Авторы рассматривают такие аспекты темы как итоги объединительных процессов субъектов РФ в 2003 – 2008 годах, пробелы в их законодательной регламентации, политические ошибки и риски, в том числе этнического характера, не позволившие достичь укрупнения субъектного состава РФ до запланированного результата, стратегию будущих объединительных процессов. Новизна авторской позиции состоит в том, что в основу сценариев объединительных процессов субъектов РФ положена заявленная Правительством России «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Методология исследования базируется на комплексном междисциплинарном политико-экономико-правовом подходе. Выводы авторов сопряжены с описанием этих сценариев, определением конституционно-правового статуса нового укрупненного субъекта, образованного на базе экономического макрорегиона, учетом таких значимых характеристик макрорегиона, как количество входящих в него субъектов РФ, площадь их территорий, численность и плотность населения, особенности этнического состава. Пробелы в установлении статуса субъекта, прекратившего свое существование в качестве такового и вошедшего в укрупненный субъект, предлагается восполнить внесением изменений и дополнений в федеральное конституционное и текущее законодательство без изменения основ Конституции Российской Федерации.
Государственные институты и правовые системы
Ковалев А.А. - Правовые аспекты реализации дискреционных полномочий прокурора c. 17-25

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.35167

Аннотация: Предметом исследования выступают материалы прокурорской, правоприменительной и судебной практики, нормы процессуального законодательства и законодательства о прокуратуре, регулирующие общественные отношения, возникающие при реализации дискреционных полномочий прокурором при осуществлении им деятельности по надзору за исполнением законов поднадзорными субъектами, а также позиции, сформированные по этому вопросу. Объектом исследования в статье являются общественные отношения, возникающие при реализации дискреционных полномочий прокурором при осуществлении им деятельности по надзору за исполнением законов поднадзорными субъектами, сущность, принципы и пределы, а также проблемы их реализации, возникающие в практике прокурорской деятельности.   Исследованию дискреционных полномочий государственных органов в последнее время уделяется все больше внимания, в том числе и потому, что неограниченное использование таких полномочий может способствовать коррупционному поведению. Изучение вопросов правового регулирования дискреционных полномочий прокурора особенно важно, поскольку прокуратура является органом надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан. Существующие правовые конструкции, допускающие возможность применения дискреции прокурором, далеко не совершенны, что приводит к проблемам правоприменения и нарушениям прав поднадзорных субъектов. В связи с этим, было проведено настоящее исследование, в процессе которого были изучены взгляды ученых по вопросу возможности применения и объему дискреционных полномочий в деятельности прокуратуры и иных государственных органов, действующее законодательство, регулирующее дискреционные полномочия прокурора и практические аспекты его применения, по результатам которого предложено определение дискреционных полномочий прокурора, принципов и пределов их реализации, а также то, каким образом должны строиться правовые конструкции, содержащие такие полномочия, что определяет новизну исследования и является особым вкладом автора в исследование данной темы.
Судебная власть
Большакова В.М. - Генезис становления и развития судебной системы Российской Федерации в конце XX – начале XXI века: институциональные и нормативные характеристики c. 26-36

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.35190

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является эволюция структуры судебной системы Российской Федерации в конце XX и начале XXI века. Исходя из этого, автор отмечает, какими изменениями отличалась российская судебная система после распада СССР, рассматривает динамику нормативных правовых изменений, регламентирующих судопроизводство, а также выделяет к какой институциональной организации пришла современная структура судебной системы Российской Федерации. Метод, методология исследования: автор иллюстрирует институциональные и нормативные изменения структуры судебной системы Российской Федерации в конце XX и начале XXI века на основании применения методов сравнительно-правового и системного исследований. Новизна исследования, основные выводы: В результате проведенного изучения установлено, что в Российской Федерации изданы нормативные правовые акты, способствующие укреплению и унифицированности судебной системы России, единству установленных для судей социальных гарантий и компенсаций. В настоящее время судебная система Российской Федерации основывается на принципе сочетания административно-территориальной и окружной организации. Установлено, что в РФ судебная система имеет следующую структуру: 1) Конституционный суд РФ; 2) Верховный суд РФ; 3) федеральные суды общей юрисдикции; 4) арбитражные суды; 5) мировые судьи субъектов РФ. Отмечается, что с 1 января 2023 года упраздняются Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
История государства и права
Дудин П.Н. - Правовое регулирование ценообразования в Мэнцзяне в ракурсе экономической функции монгольской государственности: историко-правовой очерк c. 37-46

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.35235

Аннотация: Объектом настоящей статьи является правовое регулирование экономической политики Японии на занятых ею территориях Северо-Восточного Китая. Предметом исследования выступает правовой механизм регулирования ценообразования во Внутренней Монголии в период существования государства Мэнцзян. В связи с тем, что японская сторона стремилась обеспечить внешнее соответствие новой политической единицы, государства Мэнцзян, атрибутам независимого государства, автор предметно-объектную часть выводит из экономической функции государства. Целью статьи является историко-правовой анализ правового регулирования ценообразования в Мэнцзяне, а задачами – 1) дать характеристику нормативным правовым актам Мэцнзяна в области ценообразования; 2) раскрыть их смысл, содержание, а также правовые и социальные последствия применения. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу об эффективности внедряемых правых инструментов экономической политики по контролю над ценообразованием, но делает оговорку относительно того, что военную и экономическую эффективность не следует путать с социальной и гуманитарной эффективностью, что делали власти этого государства. Основным вкладом автора в исследование темы является воссоздание правовых инструментов управления экономикой обширного региона в Восточной Азии и дополнение уже имеющихся сведений об этом новыми данными, а научная новизна прослеживается введением в научный оборот новых данных, не известных ранее широкому кругу исследователей.
Актуальный вопрос
Кравец А.А. - Публично-правовое и муниципальное лидерство и территориальное общественное самоуправление: правовые, институциональные и коммуникативные аспекты c. 47-60

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.35377

Аннотация: В статье раскрываются публично-правовой концепт «лидерство», теоретические основы муниципального лидерства, его роль и значение в системе муниципальной демократии и в территориальном общественном самоуправлении с позиций интегрального правопонимания и коммуникативного подхода к праву. Целью настоящего исследования является анализ концептуальных и нормативно-правовых основ институтов публично-правового и муниципального лидерства, влияния института лидерства на развитие форм муниципальной демократии в контексте российского и зарубежного опыта, особенности воздействия института публично-правового лидерства на формы управления в территориальном общественном самоуправлении. Предметом исследования выступают научные взгляды, нормативно-правовые основы регулирования, практика организации института публично-правового и муниципального лидерства в территориальном общественном самоуправлении в контексте работы форм муниципальной демократии. Использованы формально-юридический и сравнительный анализ, методы диалектики, муниципальной юридической герменевтики, коммуникативный подход, критический рационализм в правовых исследованиях, которые позволяют рассматривать муниципальное лидерство как сложный междисциплинарный правовой и управленческий институт, содействующий реализации форм муниципальной демократии и повышению эффективности деятельности ТОС во взаимодействии с органами и должностными лицами местного самоуправления.     В результате исследования получены следующие выводы. Во-первых, институт публично-правового лидерства следует рассматривать как междисциплинарный, охватывающий сферу публичного права, с одной стороны, и сферу государственного и муниципального управления, с другой стороны. Во-вторых, на основе изучения трудов российских и зарубежных исследователей можно прийти к выводу, что к институту муниципального лидерства могут быть аналитически применены следующие концепции лидерства: трансформационное лидерство, лидерство-служение и адаптивное лидерство. В-третьих, необходимо совершенствовать институт публично-правового и муниципального лидерства и обеспечивать новые сферы юридизации требований к руководителям ТОС на федеральном и муниципальном уровне.
Katsuba S.V. - Hate crimes against LGBT in Russia: legal status and research problems c. 61-78

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.34865

Abstract: Hate crime is a prejudice-motivated crime against an unprivileged group. This article provides an overview of hate crimes against LGBT in Russia. Emphasis is placed on several aspects: (1) legal status of hate crimes in Russia, (2) avaliable data sources and statistical analysis of anti-LGBT crimes, (3) number of such crimes and general tendency (4) problems of collection and interpretation of data. To answer these questions, the article employs previous research on the topic, reports of the local and international organizations, and law enforcement practice. Russian courts recognize motive of hate towards LGBT  as a direct “hate motive against a social group” (consisting of two or more people who regularly interact based on mutual expectations and share common identity). However, the judges often avoid the direct application of such norm, replacing the motive of hat3 with the concept of “personal antagonism” or prejudice that affected the motives of the perpetrators. This leads to a misinterpretation of anti-LGBT crime statistics, since “personal antagonism” does not entail legal consequences of hate crimes. Therefore, the absence of the official data on such crimes encourages the researchers to search for the alternative sources of statistical data. For assessing the degree of hate crimes against LGBT in Russia, the author explores various research approaches and reports, which testify to the fact that the number of such crimes has increased since 2013. The author outlines a range of challenges faced by the researchers dealing with this topic, as well as potential vectors for further research.
Судебная власть
Васильев Д.С. - Показатели судебной статистики как критерии оценки судебной деятельности c. 79-100

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.3.34355

Аннотация: Реализация конституционного принципа независимости судей неразрывно связана с тем, по каким критериям оценивается их деятельность. В российских судах для оценки работы судей используется судебная статистика. В статье дан анализ применимости статистических показателей в качестве непосредственных индикаторов результативности работы судей. Выдвигается гипотеза о том, что при достаточной нагрузке и отсутствии искусственных манипуляций статистическая вероятность максимумов (стопроцентных показателей) «качества» и «сроков» стремится к нулю. Статистические величины определяются множественностью факторов, в том числе теми, которые не зависят от судей. Их объективное и непосредственное вменение судьям дезинформирует и искажает действительность. Выражение оценки умственного труда судьи в точных цифрах бессмысленно.   В статье делается вывод о том, что достижение максимумов статистических показателей не может быть ценностным ориентиром судебной системы. Простота их использования обманчива. В действительности оценка судей по «качеству», «количеству» и «срокам» не сбалансирована, непоказательна и нефункциональна. Показатели статистики могут применяться для оценки работы судей лишь с учетом их восприятия в качестве косвенных индикаторов. В таком случае целесообразно использование метода «красных флажков». Это означает, что при оценке судебной деятельности по статистическим показателям можно обращать внимание лишь на значительные отклонения от нормы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.