по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 06, 2020
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 28-05-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2020
Трансформация правовых и политических систем
Панфилов Г.П. - Механизмы имущественного возмещения вреда жертвам преступлений: опыт зарубежных стран c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32958

Аннотация: Предметом исследования является анализ механизмов возмещения имущественного вреда, причинённого в результате совершения преступления, применяемых в иностранных правопорядках. В качестве объекта изучения выступили тексты нормативных правовых актов, материалы судебной практики ряда государств Европы и Азии, а также посвящённые им правовые исследования. Знакомство с зарубежным опытом возмещения преступного вреда может представлять интерес для отечественных исследователей, служить основанием для выработки обоснованных эмпирически рекомендаций по совершенствованию системы действующего российского законодательства. Результаты исследования были достигнуты благодаря использованию общенаучных средств научного познания (анализ, синтез), а также специальных методов общественных наук, таких как исторический и функциональный сравнительно-правовой методы познания. В частности, автором был выявлен ряд общих тенденций развития механизмов компенсации вреда жертвам преступлений в зарубежном праве. К их числу относится признание необходимости усиления защиты прав потерпевшего; создание нескольких альтернативных механизмов возмещения преступного вреда, выбор между которыми осуществляется самим потерпевшим; создание публичных компенсационных фондов, призванных обеспечить восстановление нарушенных прав граждан в случаях, когда преступление не было раскрыто или имущества преступника оказалось недостаточно для возмещения причинённого вреда в полном объёме.
Актуальный вопрос
Розин В.М. - Пандемия как «тест на беременность» и предвестник социальных изменений? c. 15-24

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32600

Аннотация: В статье обсуждаются последствия пандемии коронавируса для социального мира. С этой целью автор анализирует сложившуюся ситуацию на Западе и в России и сравнивает между собой разные оценки политологов и их прогнозы. Он разводит государство как социальную технику и институт и как властное сообщество, показывая, что государство как социальный институт может быть захвачено сообществами (промышленно-финансовыми элитами, властным сообществом, отдельными сверхличностями) и использовано не по назначению. Анализируется сценарий возможного развития событий после пандемии. В работе использована следующая методология: постановка проблемы, сравнительный, исторический и ситуационный анализы, построение понятий и сценария, анализ точек зрения и высказываний. В результате исследования удалось осмыслить существующие позиции относительно пандемии коронавируса ряда политологов и социологов, наметить возможное развитие событий после окончания пандемии, понять некоторые особенности социальности современности. Автор показывает, чтобы понять последствия пандемии, необходимо анализировать не только процессы глобализации, но и кризис современного государства, общества и сознания граждан.
Государственные институты и правовые системы
Фомичева О.А. - Об особенностях регионального законотворческого процесса c. 25-38

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32853

Аннотация: Предметом исследования является практика субъектов РФ, применяемая в правовом регулировании законотворческого процесса. Проводится анализ законодательства субъектов РФ по установлению прав субъектов на реализацию законодательной инициативы. В основу доводов автора о проведении анализа регионального законодательства об установлении круга субъектов права на реализацию законодательной инициативы положено мнение ученых о том, что статус субъекта реализации законодательной инициативы является особым. Факт признания субъекта законотворческого процесса субъектом законодательной инициативы является юридическим фактом не только приобретению права на внесение законопроекта, но и к получению им гарантий на участие в законотворческом процессе парламента. Следовательно, установление круга субъектов права на реализацию законодательной инициативы является ключевым в определении особенностей регионального законотворческого процесса. Использование общенаучных методов исследования анализа, синтеза позволили сгруппировать круг субъектов законотворческого процесса и сформулировать вывод об особенностях установления правил законотворческого процесса, реализуемого в субъектах РФ. Философские методы познания правовой действительности позволили определить общие правила законотворческого процесса, обобщить полученные данные и всесторонне подойти к материалам исследования. Исследование практики правового регулирования позволил выявить недостатки в терминологии, применяемой в практике субъектов РФ. Автором приведены рекомендации обратить внимание на нечеткость законодательства в некоторых субъектах РФ; сформулирован вывод о положительном опыте, который может стать примером для других субъектов РФ в установлении правил законотворческого процесса.
Государственная безопасность
Бидова Б.Б. - Национальная безопасность и национальные интересы: феноменологическая характеристика c. 39-55

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32734

Аннотация: Целью статьи является анализ феноменологической характеристики и правового соотношения понятий "национальные интересы" и "национальная безопасность". Выделены доктринальные и концептуальные особенности закрепления национальных интересов в современной российской правовой системе и определены приоритеты формирования системы национальных интересов, предложены оптимальные способы формирования системы национальных интересов путем интегрированной модели, обеспечивающей адекватное включение объективно всенародных интересов, создание правовых механизмов их защиты и реализации. Исследованы и оценены эффективность международно-правовых механизмов обеспечения национальных интересов России в региональном и общемировом масштабе, определены приоритеты международно-правового сотрудничества в контексте обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов. При решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой. Основу исследования составили принципы познания социальных явлений, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процесса развития и качественных изменений рассматриваемых явлений. В ходе исследования приоритет отдавался специально-юридическим методам познания, среди которых следует выделить методы сравнительно-правового анализа, теоретико-правового моделирования. Научная новизна исследования заключается в том, что последовательный анализ проблем, возникающих при конструировании системы национальной безопасности, а также в сфере обеспечения национальных интересов, может существенно повлиять на теоретико-содержательную и технико-юридическую стороны регулятивно-охранительной деятельности, обеспечить более тесную связь между основополагающими элементами правовой системы России, в том числе элементами механизма обеспечения национальной безопасности.
Власть и управление
Агеев В.Н. - Основные задачи комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации c. 56-73

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32695

Аннотация: Объектом исследования настоящей статьи является Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Предметом исследования являются основные задачи комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации. Автор подробно рассматривает вопросы государственной политики в области противодействия коррупции, описывает и объясняет содержание задач комиссии, высказывает рекомендации по совершенствованию работы комиссий. Методологию исследования составили в первую очередь нормативные правовые акты Российской Федерации и её субъектов, а также труды российских учёных. В статье использовались как общенаучные, так и специальные методы исследования. Новизна исследования заключается в том, что принятие нормативно-правовых актов об организации деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации не сопровождалось какими-либо серьёзными научными разработками, а вопросы, касающиеся основных направлений деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, и в настоящее время не получили достаточного освещения. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что субъектам Российской Федерации следует наиболее полно закрепить своими нормативными правовыми актами задачи, функции, механизмы и способы их реализации, а также организацию деятельности комиссий по координации работы по противодействию коррупции, с учётом специфики реализации государственной политики противодействия коррупции в конкретном субъекте Российской Федерации.
Судебная власть
Ковалев А.А. - Статус прокурора в арбитражном процессе c. 74-83

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32358

Аннотация: Объектом исследования в статье являются вопросы определения правового статуса прокурора, участвующего в рассмотрении арбитражных дел судами и проблемные аспекты реализации его полномочий как при обращении в арбитражный суд с заявлением, так и при вступлении в процесс в соответствии с ч.5 ст.52 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Предметом исследования выступают материалы прокурорской правоприменительной и судебной практики, а также нормы арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства. Были применены следующие методы научного исследования: формально-логический, сравнительного анализа, анализа и синтеза, сопоставления, метод системного и структурного анализа с целью изучения отдельных составляющих правового статуса прокурора. Было проведено комплексное исследование правового статуса прокурора, участвующего в рассмотрении арбитражных дел судами. Сделан вывод о том, что статус прокурора можно обозначить как представителя государства, как при его участии в процессе в инициативной форме, так и при вступлении в процесс в соответствии с ч.5 ст.52 АПК РФ. Для определения правового статуса прокурора были проанализированы полномочия, предоставленные ему АПК РФ, приведены позиции в отношении полномочий, отдельные аспекты которых не урегулированы АПК РФ. Даны рекомендации по совершенствованию законодательства, определяющего механизм реализации полномочий прокурора в арбитражном процессе.
История государства и права
Жильников А.М. - Правовые акты органов управления промышленностью и строительством СССР в середине 1950-1960 гг. c. 84-96

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32739

Аннотация: Объектом исследования является административно-хозяйственная реформа 1957 г. в СССР. Предмет исследования – правовые акты советов народного хозяйства. Автор исследования подробно рассматривает порядок принятия правовых актов совета народного хозяйства. Исследуется нормотворческая деятельность совнархоза. В работе представлен анализ законов и подзаконных актов государственных органов СССР и РСФСР, правовых актов совнархоза. Особое внимание уделяется характеру принимаемых актов совнархоза. Автором работы проводится классификация правовых актов совнархоза по предметному содержанию, характеру содержащихся в них предписаний. В исследовании были использованы общенаучные методы: анализ, синтез; а также частно-научные методы: формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой. В результате проведенного исследования установлено, что основные, наиболее важные вопросы компетенции совета разрешались, как правило, в коллегиальном порядке, однако четкое разграничение прав председателя совнархоза и самого совнархоза отсутствовало. Пробелы в нормотворчестве в отношении порядка издания актов управления повлекли за собой искусственное увеличение и без того большого количество таких актов, которые по своей сути не вносили каких-либо изменений в деятельность подконтрольных совнархозу учреждений и предприятий.
Правовая и политическая мысль
Хасанов Д.Р. - Современное понимание правовой политики c. 97-104

DOI:
10.7256/2454-0706.2020.6.32470

Аннотация: Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы многозначности понятия «правовая политика», как сложного явления, обладающего значительным количеством признаков, связывающих её со множеством явлений как в правовой сфере жизни общества, так и за её пределами, и преодолению этой многозначности путём анализа многообразия признаков правовой политики, представленных в определениях современных авторов и формирования на их основе унифицированного понятия, способного служить методологической основой исследования правовой политики во всех отраслях юридической науки. Основными методами исследования являются такие общенаучные методы как, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, системный метод. Автором анализируются различные точек зрения современных отечественных авторов к формированию понятия правовой политики, выявлены их специфические особенности, приведена попытка их систематизации, сделан вывод о наличии двух различных типов подходов к определению содержания правовой политики. Выделены наиболее существенные признаки, удовлетворяющие обоим подходам, на основании которых был предложен авторский вариант унифицированного понятия правовой политики государства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.