по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 10, 2017
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 01-11-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2017
Закон и правопорядок
Мкртчян С.М. - Значение названия статьи 159.1 УК РФ в процессе установления признаков мошенничества в сфере кредитования c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.24194

Аннотация: Настоящее исследование посвящено изучению сущности признаков состава преступления, предусмотренного статьёй 159.1 УК РФ, на основе анализа содержания понятия «мошенничество в сфере кредитования», образующего название указанной статьи. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как применимость статьи 159.1 УК РФ для охраны кредитной сферы от любых мошеннических действий, определение круга потерпевших от мошенничества в сфере кредитования, а также признаков субъекта указанного преступления. Особое внимание уделяется проблемам разграничения понятий «заведомо ложные сведения» и «недостоверные сведения», отнесения к предмету мошенничества в сфере кредитования имущества, полученного в результате заключения договоров товарного или коммерческого кредита. Широко применяются формально-юридический метод исследования, а также филологический и системный способы толкования нормативного материала. Новизна исследования заключается в том, что в нём впервые исследуется влияние языковых средств, используемых законодателем при формулировании названия статьи 159.1 УК РФ, на восприятие и толкование адресатами указанного уголовно-правового запрета терминов и выражений, обеспечивающих специфику признаков предусмотренного названной статьёй состава преступления. В качестве основного вывода отмечается, что в случае устранения указанных лексических единиц из текста статьи 159.1 УК РФ она будет практически полностью идентична содержанию статьи 159 УК РФ, что ярко демонстрирует бесполезность предпринятой в 2012 году дифференциации ответственности за кредитное мошенничество и, как следствие, подтверждает необходимость исключения ст. 159.1 из УК РФ.
Бобренев В.А. - Организация прокурорского надзора за законностью и обоснованностью решений об отказе в возбуждении уголовного дела c. 13-19

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.24286

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации прокурорского надзора за законностью и обоснованностью решений органов предварительного расследования об отказе в возбуждении уголовного дела. Автор раскрывает процессуальные аспекты организации прокурорско-надзорной деятельности на данном участке досудебного производства, а также формы взаимодействия прокуратуры и органов дознания и предварительного следствия. Предметом исследования выступили нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, статистические данные Генеральной прокуратуры России, судебная практика, а также научная литература по данной теме. В ходе исследования применялись общенаучные методы (анализ, синтез, индукция) и частнонаучные методы – формально-логический. Автор статьи отмечает значительное количество отмененных прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и не редкость случаев, связанных с неоднократной отменой прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых по материалам проверки одного и того же заявления, что свидетельствует о невысоком качестве следственной работы. В этой связи, в целях исправления ситуации им высказаны конкретные предложения процессуального и организационно-правового характера.
История государства и права
Ширко Т.И. - Концептуальные основы правового обеспечения управления регионами в Российской Федерации в нач. 1990-х гг. c. 20-24

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.21703

Аннотация: Предметом исследования является концептуальные основы формирования системы законодательного обеспечения организации и деятельности управленческих систем краев и областей на начальном этапе становления современной российской государственности в 1990–1992-х гг. Особое внимание автор уделяет исследованию разработки правовой модели взаимодействия законодательных и исполнительных органов в краях и областях, интеграции принципов полновластия советов и разделения властей в концепциях и проектах организации властных структур в регионах, характеристике основных этапов законодательного регулирования региональных систем управления. Обобщение и интерпретация полученных фактов осуществлялись на основе сравнительно-правового, историко-генетического и историко-сравнительного методов. Методологической основой являлись теория модернизации, а также наработки институционального подхода, теорий разделения властей и федерализма. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в начале 1990-х гг. разработка правовых теоретических оснований организации системы управления в краях и областях была связана с созданием модели взаимодействия представительных и исполнительных органов власти на основе базового принципа советской государственности – полновластия Советов. Необходимость модернизации действующей советской управленческой правовой системы в краях и областях привела к поэтапной интеграции в неё новых институтов – местного самоуправления, исполнительной власти, главы администрации, реализующихся в системе разделения властей. В итоге, посредством переходного и чрезвычайного законодательства были созданы системы исполнительной и представительной ветвей власти, действующие на основе различных концептуальных оснований.
Государственные институты и правовые системы
Соснина М.А. - Политика правительства Российской Империи в отношении земельной собственности бывших государственных и удельных крестьян во второй половине XIX - начале XX вв. (на материалах решений волостных судов Архангельской губернии) c. 25-36

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.21682

Аннотация: Предметом исследования является аграрная политика правительства Российской Империи в отношении бывших государственных и удельных крестьян Архангельской губернии в период с 1861 по 1917 гг. Земельная реформа в данном регионе проводилась в совокупности по образцу центральных губерний с ориентацией на региональную специфику. Самобытность историко-правового развития Архангельской губернии, заключающаяся в отсутствии частнофеодальной зависимости большинства северного крестьянства и ярких региональных аспектов крестьянской общины, определила особенности осуществления аграрной политики правительства второй половины XIX начала XX вв. Особое внимание уделено проблеме правовой регламентации земельной собственности крестьян. В частности, неопределённость правового статуса исторически сложившихся двух форм землевладения, мирских надельных земель и казённых земель, взятых под расчистку на праве 40-летнего пользования, на практике создавала условия для злоупотребления крестьянами правами владения, а, следовательно, и к судебным тяжбам. Актуальность темы исследования связывается с поиском пути развития аграрного сектора российской экономики в богатом опыте преобразований второй половины XIX начала XX вв. В исследовании используется формально-юридического метод, а также многомерный статистический анализ путём выявления, интерпретации содержания и взаимосвязей смысловых единиц протоколов волостных судов, нормативных правовых актов, норм обычного права. На основе осмысления архивного материала и сведений дореволюционных периодических изданий, вводимых в научный оборот впервые, обоснованы выводы о том, что поземельное устройство Архангельской губернии развивалось в русле общероссийских тенденций с опорой на региональные исторические особенности. Автор приходит к выводу о противоречивости и неэффективности политики правительства Российской Империи в области крестьянского вопроса, нерешённость которого привела к проблемам не только экономического, но и политического характера.
Трансформация правовых и политических систем
Кравченко Л.И. - Проблема поиска ресурсов российскими партиями c. 37-47

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.19291

Аннотация: Автор рассматривает такие аспекты темы, как финансовые и материальные ресурсы партии, информационные ресурсы, кадры. Ресурсная база необходима для функционирования, привлечения новых сторонников и продвижения идеологических воззрений партии в широкие слои общества. Традиционные подходы к поиску ресурсов по мере роста политической конкуренции становятся менее востребованными. Возникает проблема нахождения новых способов привлечения ресурсов. Автор отходит от традиционного подхода рассмотрения ресурсов партии исключительно в виде финансовых средств, предлагая широкую трактовку этого явления. В основу исследования положены методы политологии - сравнительно-политологический, системный анализ, структурно-функциональный, векторный, исторический, аксиологический подходы, факторный анализ, статистические методы. Поиск ресурсов партией становится нетривиальной задачей, особенно в условиях экономического кризиса. Ресурсы - это основа функционирования политической партии. Финансовые средства обеспечивают возможность деятельности. Кадры определяют качество партийной работы. Информационные ресурсы - это гарант ее узнаваемости, политический инструмент привлечения избирателей за счет расширения каналов информирования граждан.
Ширко Т.И. - Концептуальные основания правового регулирования взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов Российской Федерации в постсоветский период c. 48-59

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.24158

Аннотация: Предметом исследования являются концептуальные основания формирования базовой системы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в субъектах Российской Федерации, разрабатываемые в процессе принятия основополагающего федерального закона, устанавливающего общие принципы их организации в 1994–1999-х гг. Особое внимание уделяется проблемам участия Президента, Правительства и Федерального собрания в разработке общей концепции регионального управления, формированию теоретических положений двух основных законопроектов – правительственного и парламентского, закрепляющих концептуально разные подходы к организации взаимодействия властных структур в регионах, а также политико-правовым особенностям процесса разработки итогового варианта законопроекта. Методологической базой исследования явились сравнительно-правовой, историко-генетический и историко-сравнительный методы, позволяющие осуществить обобщение и интерпретацию полученных результатов. В качестве теоретической основы использовались теории модернизации, разделения властей и федерализма. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в 1994-1999-х гг. разработка единых правовых концептуальных оснований организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлялась в соответствии с принципами разделения властей и разграничением предметов ведения и полномочий между центром и регионами. В процессе определения базовой модели организации региональной власти, формировавшейся в условиях становления политической системы Российской Федерации и её субъектов обнаружились существенные противоречия между участниками законотворческого процесса, что позволило установить общие содержательные основания закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», но не позволило определить функциональную зависимость и взаимодействие ветвей законодательной и исполнительной ветвей власти в регионах в рамках системы сдержек и противовесов.
Закон и правопорядок
Идрисов Н.Т. - Об уголовном нормативно-правовом предписании в системе законодательства и правоприменения c. 60-71

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.23132

Аннотация: Статья посвящена исследованию сущности и содержания уголовного нормативно-правового предписания как юридического феномена. Автором определено правовое и социальное значение уголовного нормативно-правового предписания, раскрыты его характерные черты, связь с уголовно-правовой нормой и механизм включения в ее структуру. Нормативно-правовое предписание рассматривается в системе уголовного права и правоприменения, при этом признается, что источником уголовного нормативно-правого предписания, а равно уголовно-правовой нормы может быть правоприменительная практика. Предметом пристального изучения стала классическая концепция, в соответствии с которой норма права считается не только основным, но и первичным элементом системы уголовного права. В статье эта концепция оценивается критически и нормативно-правовое предписание определяется первичным элементом системы уголовного права. Исследование проводилось также путем анализа существующих теорий о самостоятельности уголовно-правовой нормы и её структуре. Термин «нормативно-правовое предписание» был введен в уголовно-правовую доктрину в первой половине XX века, однако до настоящего времени соответствующий правовой феномен остается малоизученным, он не являлся специальным предметом научных изысканий в науке уголовного права. По результатам исследования предложено новое определение уголовного нормативно-правового предписания в социальном и правовом значении, а также представлена авторская концепция признания нормативно-правового предписания первичным элементом общей системы уголовного права и правоприменения.
Тебеньков А.В. - Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств в зарубежном уголовном законодательстве c. 72-84

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.24143

Аннотация: Автор статьи подробно рассматривает и проводит сравнительный анализ правил назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств закрепленных в уголовных законах стран англосаксонской правовой семьи, романо-германской правовой семьи, социалистической правовой семьи, религиозной правовой семьи. Особое внимание уделяется исследованию закрепления правил назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств в США, а также в странах романо-германской правовой семьи, поскольку в уголовных законах указанных стран предусмотрены наиболее подробные правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. Основным методом исследования является сравнительно-правовой. Результатом работы стали выводы о порядке закрепления правил назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств в уголовных законах государств, принадлежащих к различным правовым семьям. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Во-первых, в уголовных законах большинства стран англосаксонской правовой семьи правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств отсутствуют. Исключение представляют собой Федеральные руководства по назначению наказания США. Во-вторых, в большинстве стран романо-германской правовой семьи приняты уголовные законы, предусматривающие более или менее подробные правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. При этом указанные правила различаются по основаниям применения, порядку назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств и механизму смягчения наказания. В-третьих, правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств уголовных законов большинства стран социалистической правовой семьи практически идентичны правилам назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств, закрепленным в УК РФ 1996 года. Существенный шаг вперед в данном отношении удалось сделать лишь УК Казахстана и УК Молдовы. В-четвертых, в подавляющем большинстве стран религиозной правовой семьи правила назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств отсутствуют, что вызвано сохранением влияния на уголовно-правовую доктрину религии.
Правовая и политическая мысль
Билалутдинов М.Д. - Отто Рильк о национал-социалистическом понимании конкуренции и её правовом значении c. 85-93

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.19597

Аннотация: Предметом исследования являются политико-правовые воззрения немецкого юриста, поддержавшего нацистский режим Отто Рилька на немецкое конкурентное право. Рассматриваются взгляды Рилька на объекты защиты конкурентного права, недобросовестную конкуренцию, источники правового регулирования конкурентного права, «еврейское влияние» в конкурентном праве. В статье исследуются ключевые аспекты видения проблем защиты конкуренции сквозь призму идеологии германского нацизма. Анализируются требования Рилька по расширению дискреционных полномочий в сфере привлечения к юридической ответственности за недобросовестную конкуренцию, унификации правоприменительной практики. Методология исследования основывается на дефинитивно-категориальном аппарате теории государства и права, принципах научной объективности и историзма Научная новизна работы заключается в том, что она является первым в отечественной историко-правовой науке исследованием нацистского тоталитарного подхода к проблемам правового регулирования конкуренции. Воззрения Рилька на конкурентное право преследовали целью возведение в абсолют правовой защиты целого, а не частного. Даже когда он вёл речь о защите прав потребителей, то имел ввиду защиту общности немецких покупателей от еврейских торговцев, а не защиту частных интересов. Раскрывается взаимосвязь расизма и антисемитизма как системообразующих элементов нацистской идеологии c доктриной конкурентного права. Делаются выводы об архаических, несовместимых с рыночной экономикой взглядах Рилька на конкурентное право.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.