по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 07, 2015
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 28-07-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2015
Государственные институты и правовые системы
Адарченко Е.О. - Сложности определения статуса Центрального Банка РФ

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.10743

Аннотация: Предметом исследования следует признать статус Центрального Банка Российской Федерации, который по мнению автора является неоднозначным. Определение статуса центрального банка, и вместе с тем его задач, прав, и обязанностей является необходимым условием того, что банковская сфера государства имеет стабильное и безпроблемное функционирование. Автор утверждает что практически все из доктринальных мнений характеризуют центральный банк либо как орган государственной власти (хотя какой именно ветви остается не ясным), либо как некоммерческую организацию. По мнению автора не один из таких подходов нельзя считать оптимальным для определения статуса Центрального Банка, при учете сохранения его функций и принципов деятельности. Автор считает, что изучая статус Центрального Банка РФ необходимо учитывать значение его управленческой деятельности при участии в гражданско-правовых отношениях. В статье наиболее отчетливо проявляется сравнительно правовой метод, который проявляется в виде сравнения точек зрения различных ученых; также применяется метод анализа и обобщения при разборки современного банковского законодательства. Исследуя и анализируя существующие предложения ученых по поводу решения проблемы статуса Центрального Банка РФ, мы предлагаем собственный вариант законодательного закрепления статуса Центрального Банка РФ. Мы предлагаем создание закона "О юридических лицах публичного права", который будет закреплять признаки, которым должно соответствовать формирование, чтобы стать юридичским лицом публичного права.Рекомендуем рассматривать статус Банка России на основе принципов юридического лица публичного права. По-скольку, это единственная конструкция позволяющая соединять в себе и властные полномочия, свойственные государственным органам, и полномочия некоммерческих организаций соединяя их в единое целое, и в то же время не противоречить сущности каждой из организаций в отдельности. Создание закона « О юридических лицах публичного права» решит проблемы сложности и неопреленности статуса Центрального Банка РФ, а также иных организаций, законодательно признанных юридическим лицом частного права, а формально занимающихся управленческой деятельностью в масштабе всей страны.
Адарченко Е.О. - Сложности определения статуса Центрального Банка РФ c. 908-912

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52452

Аннотация: Предметом исследования следует признать статус Центрального Банка Российской Федерации, который по мнению автора является неоднозначным. Определение статуса центрального банка, и вместе с тем его задач, прав, и обязанностей является необходимым условием того, что банковская сфера государства имеет стабильное и безпроблемное функционирование. Автор утверждает что практически все из доктринальных мнений характеризуют центральный банк либо как орган государственной власти (хотя какой именно ветви остается не ясным), либо как некоммерческую организацию. По мнению автора не один из таких подходов нельзя считать оптимальным для определения статуса Центрального Банка, при учете сохранения его функций и принципов деятельности. Автор считает, что изучая статус Центрального Банка РФ необходимо учитывать значение его управленческой деятельности при участии в гражданско-правовых отношениях. В статье наиболее отчетливо проявляется сравнительно правовой метод, который проявляется в виде сравнения точек зрения различных ученых; также применяется метод анализа и обобщения при разборки современного банковского законодательства. Исследуя и анализируя существующие предложения ученых по поводу решения проблемы статуса Центрального Банка РФ, мы предлагаем собственный вариант законодательного закрепления статуса Центрального Банка РФ. Мы предлагаем создание закона "О юридических лицах публичного права", который будет закреплять признаки, которым должно соответствовать формирование, чтобы стать юридичским лицом публичного права.Рекомендуем рассматривать статус Банка России на основе принципов юридического лица публичного права. По-скольку, это единственная конструкция позволяющая соединять в себе и властные полномочия, свойственные государственным органам, и полномочия некоммерческих организаций соединяя их в единое целое, и в то же время не противоречить сущности каждой из организаций в отдельности. Создание закона « О юридических лицах публичного права» решит проблемы сложности и неопреленности статуса Центрального Банка РФ, а также иных организаций, законодательно признанных юридическим лицом частного права, а формально занимающихся управленческой деятельностью в масштабе всей страны.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере добычи, транспортировки и потребления нефти и газа в Мексике c. 913-917

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52453

Аннотация: В статье проведен анализ законодательства Мексики, регулирующего сферы добычи, транспортировки и потребления нефти и газа. Актуальность проведенного анализа состоит в том, что, с одной стороны, Мексика является членом Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и основным экспортером энергоресурсов в Соединенные Штаты Америка. С другой стороны, государственное регулирование охватывает практически все области энергетического сектора экономики. Такая особенность энергетического сектора Мексики отрицательно сказывается не только на инвестиционном климате и развитии современных технологий в сфере энергетики. Эта особенность энергетического сектора также оказывает влияние и на региональные интеграционные процессы всего Североамериканского континента. В настоящее время все ископаемые ресурсы, в том числе нефть и газ, находятся в государственной собственности, а также сохраняется государственная монополия на добычу нефти и на отдельные виды деятельности по ее первоначальной переработке. При этом частные компании осуществляют переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере добычи, транспортировки и потребления нефти и газа в Мексике

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15459

Аннотация: В статье проведен анализ законодательства Мексики, регулирующего сферы добычи, транспортировки и потребления нефти и газа. Актуальность проведенного анализа состоит в том, что, с одной стороны, Мексика является членом Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и основным экспортером энергоресурсов в Соединенные Штаты Америка. С другой стороны, государственное регулирование охватывает практически все области энергетического сектора экономики. Такая особенность энергетического сектора Мексики отрицательно сказывается не только на инвестиционном климате и развитии современных технологий в сфере энергетики. Эта особенность энергетического сектора также оказывает влияние и на региональные интеграционные процессы всего Североамериканского континента. В настоящее время все ископаемые ресурсы, в том числе нефть и газ, находятся в государственной собственности, а также сохраняется государственная монополия на добычу нефти и на отдельные виды деятельности по ее первоначальной переработке. При этом частные компании осуществляют переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти.
Государственная безопасность
Манойло А.В. - Гибридные войны и цветные революции в мировой политике

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15832

Аннотация: Настоящая статья посвящена определению роли гибридных войн и цветных революций в современной политике. Гибридные войны рассматриваются как новая форма вооруженного противостояния, в котором применение собственно вооруженной силы уже не является обязательным условием достижения победы над противником: «жесткая сила» в гибридной войне применяется в сочетании с невоенными методами воздействия на противника – операциями информационно-психологической войны, технологиями мягкой и умной силы, методами экономического давления, изоляции и блокады, инструментами традиционной дипломатии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Цветные революции рассматриваются в статье как технологии организации государственных переворотов с помощью акций массового гражданского неповиновения, перерастающих в управляемый народный бунт. Установлено, что цветные революции не могут быть элементами гибридных войн, это разные, несочетаемые между собой форматы воздействия на противника. Однако именно цветные революции, демонтируя политические режимы, создают условия для инициации внешней агрессии, которая затем принимает форму гибридной войны. В статье также уделяется внимание современным технологиям «управляемого хаоса», которые выполняют в цветных революциях сервисные функции.
Манойло А.В. - Гибридные войны и цветные революции в мировой политике c. 918-929

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52454

Аннотация: Настоящая статья посвящена определению роли гибридных войн и цветных революций в современной политике. Гибридные войны рассматриваются как новая форма вооруженного противостояния, в котором применение собственно вооруженной силы уже не является обязательным условием достижения победы над противником: «жесткая сила» в гибридной войне применяется в сочетании с невоенными методами воздействия на противника – операциями информационно-психологической войны, технологиями мягкой и умной силы, методами экономического давления, изоляции и блокады, инструментами традиционной дипломатии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Цветные революции рассматриваются в статье как технологии организации государственных переворотов с помощью акций массового гражданского неповиновения, перерастающих в управляемый народный бунт. Установлено, что цветные революции не могут быть элементами гибридных войн, это разные, несочетаемые между собой форматы воздействия на противника. Однако именно цветные революции, демонтируя политические режимы, создают условия для инициации внешней агрессии, которая затем принимает форму гибридной войны. В статье также уделяется внимание современным технологиям «управляемого хаоса», которые выполняют в цветных революциях сервисные функции.
Закон и правопорядок
Вилкова Т.Ю. - Применение мер безопасности как гарантия принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.12806

Аннотация: В статье анализируются процессуальные и непроцессуальные меры безопасности, применяемые в предусмотренных законом случаях в целях защиты жизни, здоровья и (или) имущества участников уголовного судопроизводства и иных лиц. Сделан вывод о развитии института мер безопасности: вводятся новые меры безопасности (исключение персональных данных потерпевшего из текста судебного решения при размещении судебных решений в сети Интернет; дифференцированный запрет на распространение в СМИ сведений о несовершеннолетнем потерпевшем и характере причиненных ему страданий, и др.), повышаются требования к решениям о мерах безопасности (составление протокола следственного действия, проведенного с участием потерпевшего, представителя потерпевшего или свидетеля, без указания данных об их личности с 10 января 2014 года требует согласия руководителя следственного органа. Использованы абстрактно-логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Проанализированы действующее законодательство, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, правоприменительная практика. Обосновывается вывод о недопустимости применения мер безопасности, не предусмотренных законом (проведение судебного разбирательства в другом регионе Российской Федерации, нахождение одних осужденных отдельно от других в зале судебного заседания и др.), поскольку это может привести к нарушению прав и свобод как самих защищаемых лиц, так и других участников уголовного судопроизводства.
Вилкова Т.Ю. - Применение мер безопасности как гарантия принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве c. 930-936

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52455

Аннотация: В статье анализируются процессуальные и непроцессуальные меры безопасности, применяемые в предусмотренных законом случаях в целях защиты жизни, здоровья и (или) имущества участников уголовного судопроизводства и иных лиц. Сделан вывод о развитии института мер безопасности: вводятся новые меры безопасности (исключение персональных данных потерпевшего из текста судебного решения при размещении судебных решений в сети Интернет; дифференцированный запрет на распространение в СМИ сведений о несовершеннолетнем потерпевшем и характере причиненных ему страданий, и др.), повышаются требования к решениям о мерах безопасности (составление протокола следственного действия, проведенного с участием потерпевшего, представителя потерпевшего или свидетеля, без указания данных об их личности с 10 января 2014 года требует согласия руководителя следственного органа. Использованы абстрактно-логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы. Проанализированы действующее законодательство, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, правоприменительная практика. Обосновывается вывод о недопустимости применения мер безопасности, не предусмотренных законом (проведение судебного разбирательства в другом регионе Российской Федерации, нахождение одних осужденных отдельно от других в зале судебного заседания и др.), поскольку это может привести к нарушению прав и свобод как самих защищаемых лиц, так и других участников уголовного судопроизводства.
Винокуров А.Ю. - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П и значимость его описательной части для теории и практики прокурорского надзора

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15313

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи явилось содержание описательной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П, в котором всесторонней оценке с позиции конституционности подверглись отдельные положения статьей 6, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", регламентирующие вопросы применения прокурорами полномочий в рамках истребования у поднадзорных органов статистической и иной информации, а также проведения проверок исполнения законов в соответствующих органах. В качестве методологии исследования автор избрал сопоставление правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по указанным вопросам со складывающейся правоприменительной практикой. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором впервые проведен детальный анализ правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по наиболее проблемным вопросам, встречающимся в правоприменительной практике, высказано критическое мнение об объективности содержащихся в постановлении органа конституционного контроля тезисов, а также подчеркнуты наиболее важные для теории и практики прокурорского надзора подходы.
Винокуров А.Ю. - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П и значимость его описательной части для теории и практики прокурорского надзора c. 937-944

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52456

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи явилось содержание описательной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П, в котором всесторонней оценке с позиции конституционности подверглись отдельные положения статьей 6, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", регламентирующие вопросы применения прокурорами полномочий в рамках истребования у поднадзорных органов статистической и иной информации, а также проведения проверок исполнения законов в соответствующих органах. В качестве методологии исследования автор избрал сопоставление правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по указанным вопросам со складывающейся правоприменительной практикой. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором впервые проведен детальный анализ правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по наиболее проблемным вопросам, встречающимся в правоприменительной практике, высказано критическое мнение об объективности содержащихся в постановлении органа конституционного контроля тезисов, а также подчеркнуты наиболее важные для теории и практики прокурорского надзора подходы.
Системы стабилизации: государственный контроль
Леденева В.Ю. - «Правовые и организационные основы противодействия незаконной миграции»

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.10781

Аннотация: 1.В статье «Правовые и организационные основы противодействия незаконной миграции» на основе анализа миграционного законодательства рассматриваются вопросы эффективности государственных мер, направленные на борьбу с незаконной трудовой миграцией. Трудовая миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к числу комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на миграционную ситуацию. От того, как будут развиваться миграционные процессы, какой они примут вектор движения, зависит не только политическая стабильность и территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических интересов, участие в мировом разделении труда и в конечном итоге рациональная интеграция России в мировую экономику. 2.Автор на основе статистических данных ФМС анализирует ситуацию, сложившуюся в настоящее время с незаконной миграцией в России, использует сравнительный метод при рассмотрении нормативно-правовых актов, отмечает недостаточную эффективность мер, принимаемых ФМС в области иммиграционного контроля и надзора. Автор считает, что иммиграционный контроль как одна их функций государства находится в стадии становления, поэтому использование понятия требует уточнения. 3.Автор делает вывод о том, что миграционное законодательство Российской Федерации представляет собой сложную, многоплановую, бурно развивающуюся юридическую конструкцию. В настоящее время необходим мониторинг правоприменительной практики и точечного совершенствования тех или иных законодательных недоработок. При совершенствовании миграционного законодательства необходимо полное осознание нововведений, их "встраиваемости" в государственную миграционную политику с учетом всесторонней оценки различных факторов - демографических, экономических, политических и иных. В будущем неизбежно станет актуальным вопрос о систематизации и кодификации всего имеющегося массива законодательных и подзаконных актов в сфере миграции.
Леденева В.Ю. - «Правовые и организационные основы противодействия незаконной миграции» c. 945-953

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52457

Аннотация: 1.В статье «Правовые и организационные основы противодействия незаконной миграции» на основе анализа миграционного законодательства рассматриваются вопросы эффективности государственных мер, направленные на борьбу с незаконной трудовой миграцией. Трудовая миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к числу комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на миграционную ситуацию. От того, как будут развиваться миграционные процессы, какой они примут вектор движения, зависит не только политическая стабильность и территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических интересов, участие в мировом разделении труда и в конечном итоге рациональная интеграция России в мировую экономику. 2.Автор на основе статистических данных ФМС анализирует ситуацию, сложившуюся в настоящее время с незаконной миграцией в России, использует сравнительный метод при рассмотрении нормативно-правовых актов, отмечает недостаточную эффективность мер, принимаемых ФМС в области иммиграционного контроля и надзора. Автор считает, что иммиграционный контроль как одна их функций государства находится в стадии становления, поэтому использование понятия требует уточнения. 3.Автор делает вывод о том, что миграционное законодательство Российской Федерации представляет собой сложную, многоплановую, бурно развивающуюся юридическую конструкцию. В настоящее время необходим мониторинг правоприменительной практики и точечного совершенствования тех или иных законодательных недоработок. При совершенствовании миграционного законодательства необходимо полное осознание нововведений, их "встраиваемости" в государственную миграционную политику с учетом всесторонней оценки различных факторов - демографических, экономических, политических и иных. В будущем неизбежно станет актуальным вопрос о систематизации и кодификации всего имеющегося массива законодательных и подзаконных актов в сфере миграции.
Международное право в ХХI веке
Саврыга К.П. - Украинский кризис и международное право: вооруженный конфликт на востоке Украины и сецессия Крыма.

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15505

Аннотация: Международный украинский кризис, который начался в феврале 2014 года, имеет несколько составляющих, в первую очередь это вооруженный конфликт на территории ряда восточных областей Украины и сецессия Республики Крым из состава Украины и ее последующее присоединение к Российской Федерации. В данной статье мы сначала рассмотрим вопрос о возможных международно-правовых квалификациях вооруженного конфликта на территории Донецкой и Луганской областей Украины, а затем рассмотрим вопрос о возможных основаниях выхода Крыма из состава Украины. В завершении, приняв за основу официальную точку зрения Украинского правительства, мы попытаемся выяснить какие методы юридической защиты Украина может получить в рамках текущей системы международного права. Для выполнения данной задачи, автором были рассмотрены судебные решения различных международных судебных инстанций, а также практика государств в отношении признания правительств. В результате автор приходит к выводу, что конфликт на Юго-востоке Украины может иметь международный характер независимо от непосредственного участия военнослужащих Российской Федерации. В отношении сецессии Крыма, автор приходит к выводу, что признание правомерности его независимости в конкретных обстоятельствах зависит от вопроса признания правительства, который является скорее политическим нежели юридическим вопросом. В последней части статьи, приняв за основу самый худший вариант развития событий, автор приходит к выводу, что даже в случае наличия международного вооруженного конфликта и акта агрессии со стороны Российской Федерации современное международное право не предоставляет эффективных средств защиты пострадавшему государству.
Саврыга К.П. - Украинский кризис и международное право: вооруженный конфликт на востоке Украины и сецессия Крыма. c. 954-967

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52458

Аннотация: Международный украинский кризис, который начался в феврале 2014 года, имеет несколько составляющих, в первую очередь это вооруженный конфликт на территории ряда восточных областей Украины и сецессия Республики Крым из состава Украины и ее последующее присоединение к Российской Федерации. В данной статье мы сначала рассмотрим вопрос о возможных международно-правовых квалификациях вооруженного конфликта на территории Донецкой и Луганской областей Украины, а затем рассмотрим вопрос о возможных основаниях выхода Крыма из состава Украины. В завершении, приняв за основу официальную точку зрения Украинского правительства, мы попытаемся выяснить какие методы юридической защиты Украина может получить в рамках текущей системы международного права. Для выполнения данной задачи, автором были рассмотрены судебные решения различных международных судебных инстанций, а также практика государств в отношении признания правительств. В результате автор приходит к выводу, что конфликт на Юго-востоке Украины может иметь международный характер независимо от непосредственного участия военнослужащих Российской Федерации. В отношении сецессии Крыма, автор приходит к выводу, что признание правомерности его независимости в конкретных обстоятельствах зависит от вопроса признания правительства, который является скорее политическим нежели юридическим вопросом. В последней части статьи, приняв за основу самый худший вариант развития событий, автор приходит к выводу, что даже в случае наличия международного вооруженного конфликта и акта агрессии со стороны Российской Федерации современное международное право не предоставляет эффективных средств защиты пострадавшему государству.
Теймуров Э.С. - О соотношении принципов справедливого и разумного использования ресурсов пресной воды и суверенитета государства на часть трансграничного водного объекта

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15774

Аннотация: В статье рассматриваются принципы справедливого и разумного использования ресурсов пресной воды и суверенитета государства на часть трансграничного пресноводного объекта, их историческое становление, нормативное закрепление и раскрытие содержания на универсальном и региональном уровнях, практика международных организаций и органов, отдельных государств, отечественная и зарубежная доктрина по данному вопросу. Особое внимание уделяется факторам определения справедливости и разумности использования вод и их взаимосвязи, международно-правовому регулированию соотношения различных видов использования пресноводных ресурсов. В качестве способов научного исследования выступили методы системного анализа и синтеза, аналогии, дедукции, индукции, абстрагирования, логический, исторический, сравнительно-правовой. В ходе исследования установлено, что принципы использования и охраны ресурсов пресной воды являются едиными для международных водотоков и трансграничных водоносных горизонтов. На примере рассматриваемых принципов показаны отсутствие иерархии среди основных начал использования пресноводных ресурсов, их гармоничная взаимосвязь. Справедливость использования означает максимально оптимальное распределение воды и благ от ее использования, а разумность – принятие мер по поддержанию и восстановлению водных ресурсов на уровне, обеспечивающем максимально возможное извлечение благ. Автор доказывает, что пресноводный объект как единство двух элементов – «резервуара» и пресной воды – подпадает под суверенитет государства в силу того, что «резервуар» представляет собой часть территории государства.
Теймуров Э.С. - О соотношении принципов справедливого и разумного использования ресурсов пресной воды и суверенитета государства на часть трансграничного водного объекта c. 968-976

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52459

Аннотация: В статье рассматриваются принципы справедливого и разумного использования ресурсов пресной воды и суверенитета государства на часть трансграничного пресноводного объекта, их историческое становление, нормативное закрепление и раскрытие содержания на универсальном и региональном уровнях, практика международных организаций и органов, отдельных государств, отечественная и зарубежная доктрина по данному вопросу. Особое внимание уделяется факторам определения справедливости и разумности использования вод и их взаимосвязи, международно-правовому регулированию соотношения различных видов использования пресноводных ресурсов. В качестве способов научного исследования выступили методы системного анализа и синтеза, аналогии, дедукции, индукции, абстрагирования, логический, исторический, сравнительно-правовой. В ходе исследования установлено, что принципы использования и охраны ресурсов пресной воды являются едиными для международных водотоков и трансграничных водоносных горизонтов. На примере рассматриваемых принципов показаны отсутствие иерархии среди основных начал использования пресноводных ресурсов, их гармоничная взаимосвязь. Справедливость использования означает максимально оптимальное распределение воды и благ от ее использования, а разумность – принятие мер по поддержанию и восстановлению водных ресурсов на уровне, обеспечивающем максимально возможное извлечение благ. Автор доказывает, что пресноводный объект как единство двух элементов – «резервуара» и пресной воды – подпадает под суверенитет государства в силу того, что «резервуар» представляет собой часть территории государства.
Человек и государство
Владимиров Д.А. - Конституционная гарантия права граждан в управлении делами государства: теория и практика

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15857

Аннотация: Данная статья посвящена анализу норм конституционного законодательства в вопросах участия граждан в управлении делами государства Целью статьи является обращение к юридическому анализу форм участия граждан в управлении делами государства как одной из форм конституционных гарантий. В статье подробно анализируется участие граждан в управлении делами государства; проводится аргументированная система доводов, согласно которым разнообразные формы такого участия тесно взаимосвязаны с практической реализацией одной из ключевых категорий современного российского конституционного права – народовластием. В качестве методологической основы исследования выступает общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного анализа. В статье использован метод сравнительного правоведения. С его помощью, с одной стороны, показано то общее, что характерно для форм и методов участия граждан в управлении делами государства, а с другой стороны, обозначена специфика правового регулирования участия граждан в управлении делами государства, характерная для зарубежных государств. В результате проведенного исследования обосновывается, что конституционная гарантия права граждан в управлении делами государства должна рассматриваться в качестве комплекса организационных форм и способов реального участия граждан и их коллективов в управлении государством. В качестве новеллы предложены авторские подходы к разнообразным формам участия граждан в управлении делами государства. В заключении проводится анализ норм Конституции РФ, в которой существует значительное количество разнообразных форм и они не ограничиваются только нормами конституционного регулирования, а представляют собой отличительное свойство конституционных прав, обеспечивающих участие граждан в управлении делами государства. Результаты, содержащиеся в статье могут быть применены в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование законодательства, а также для подготовки организационных мероприятий, связанных с осуществлением государственного и муниципального управления.
Владимиров Д.А. - Конституционная гарантия права граждан в управлении делами государства: теория и практика c. 977-984

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52460

Аннотация: Данная статья посвящена анализу норм конституционного законодательства в вопросах участия граждан в управлении делами государства Целью статьи является обращение к юридическому анализу форм участия граждан в управлении делами государства как одной из форм конституционных гарантий. В статье подробно анализируется участие граждан в управлении делами государства; проводится аргументированная система доводов, согласно которым разнообразные формы такого участия тесно взаимосвязаны с практической реализацией одной из ключевых категорий современного российского конституционного права – народовластием. В качестве методологической основы исследования выступает общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного анализа. В статье использован метод сравнительного правоведения. С его помощью, с одной стороны, показано то общее, что характерно для форм и методов участия граждан в управлении делами государства, а с другой стороны, обозначена специфика правового регулирования участия граждан в управлении делами государства, характерная для зарубежных государств. В результате проведенного исследования обосновывается, что конституционная гарантия права граждан в управлении делами государства должна рассматриваться в качестве комплекса организационных форм и способов реального участия граждан и их коллективов в управлении государством. В качестве новеллы предложены авторские подходы к разнообразным формам участия граждан в управлении делами государства. В заключении проводится анализ норм Конституции РФ, в которой существует значительное количество разнообразных форм и они не ограничиваются только нормами конституционного регулирования, а представляют собой отличительное свойство конституционных прав, обеспечивающих участие граждан в управлении делами государства. Результаты, содержащиеся в статье могут быть применены в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование законодательства, а также для подготовки организационных мероприятий, связанных с осуществлением государственного и муниципального управления.
Borisova A.S. - Right to “religious feelings”: legal aspects of protection of believers

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15667

Abstract: The subject of this research is the comparative analysis of the approaches of the European Court of Human Rights, the Parliamentary Assembly of the Council of Europe (PACE), and Venice Commission towards the notion of “religious feelings” and the necessary level of its protection by the government. A special attention is given to the essence of the concept of religious feelings and whether or not it is possible to give a legal definition to this notion, which is the reason for an assessment of the comparability between Article 148 of the Criminal Code of the Russian Federation on insulting the religious feelings of believers, with the European standards in the area od requirements for legal certainty. The main conclusion is that it is impossible to set a normative definition for “religious feelings”. The author justifies the need for a clear delineation of incitement of hate and intolerance by difference of religion, and insulting the feelings of believers, including blasphemy and sacrilege, as well as the reasonableness of decriminalization of “insult of religious feelings of believers”.
Borisova A.S - Right to “religious feelings”: legal aspects of protection of believers c. 985-990

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52461

Аннотация: The subject of this research is the competitive analysis of the approaches of the European Court of Human Rights, the Parliamentary Assembly of the Council of Europe (PACE), and Venice Commission towards the notion of “religious feelings” and the necessary level of its protection by the government. A special attention is given to the essence of the concept of religious feelings and whether or not it is possible to give a legal definition to this notion, which is the reason for an assessment of the comparability between Article 148 of the Criminal Code of the Russian Federation on insulting the religious feelings of believers, with the European standards in the area od requirements for legal certainty. The main conclusion is that it is impossible to set a normative definition for “religious feelings”. The author justifies the need for a clear delineation of incitement of hate and intolerance by difference of religion, and insulting the feelings of believers, including blasphemy and sacrilege, as well as the reasonableness of decriminalization of “insult of religious feelings of believers”.
История государства и права
Алейников А.В. - «Не должно никому мешать честным образом доставать свой хлеб»: к 240–летию Манифеста о свободе предпринимательства Екатерины II

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15439

Аннотация: Объектом статьи является комплексное исследование на основе переосмысления широкого исторического материала многогранной проблемы историко-культурной специфики генезиса российского предпринимательства и разных композиции его отношений с властью.Рассматривается историко-культурная специфика генезиса производительного и деструктивного российского предпринимательства в России. На основании анализа экономических реформ Екатерины II рассматривается проблема формирования и основных параметров российской модели взаимоотношений предпринимательства и власти. Особое внимание уделяется политике Екатерины II по снятию стеснений и существенных ограничений развития частного предпринимательства со стороны органов государственного управления, отличию этой политики от предыдущих и последующих композиций отношений предпринимательства и власти, меры по усилению роли предпринимательства, государственной политики стимулирования предпринимательской активности, создания условий его развития в историко–культурном контексте соотношения формальных и неформальных правил. Принципиальная политическая установка по отношению к предпринимательству в екатерининскую эпоху– «торг–дело вольное»– реализовывалась в преобразовании многих казенных монополий, расширении правовых основ формирования частного предпринимательства. Однако, несмотря на огромное значение екатерининских преобразований, основной доминантой хозяйственной стратегии и критерием успеха предпринимательства в России осталось поглощение чужой собственности, а не ее создание и эффективное управление. В процессе исследования были использованы основные методы исторического познания: комплексного и системного анализа предпринимательства как сложного социального феномена, единства исторического и логического в формировании предпринимательства, диалектики, противоречивости природы предпринимательства, компаративного анализа национального и глобального в формировании предпринимательства Основными выводами проведенного исследования являются показ на широком историческом материале зависимости в России любых экономических агентов от близости к власти, служение которой является главным каналом доступа к ресурсам, существенно замедляет социально-экономическое и политическое развитие общества. В результате торгово-промышленное сословие не имело того удельного веса в обществе, которое оно могло бы иметь благодаря своей активной роли в хозяйственной жизни. Отсутствие свободной конкуренции, не связанной с откровенным аппаратно-государственным протекционизмом, имеет свои исторические предпосылки и приводит к неоднозначным последствиям, препятствуя формированию производительного предпринимательства, которое является «сущим народным облегчением».
Алейников А.В. - «Не должно никому мешать честным образом доставать свой хлеб»: к 240–летию Манифеста о свободе предпринимательства Екатерины II c. 991-998

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52462

Аннотация: Объектом статьи является комплексное исследование на основе переосмысления широкого исторического материала многогранной проблемы историко-культурной специфики генезиса российского предпринимательства и разных композиции его отношений с властью.Рассматривается историко-культурная специфика генезиса производительного и деструктивного российского предпринимательства в России. На основании анализа экономических реформ Екатерины II рассматривается проблема формирования и основных параметров российской модели взаимоотношений предпринимательства и власти. Особое внимание уделяется политике Екатерины II по снятию стеснений и существенных ограничений развития частного предпринимательства со стороны органов государственного управления, отличию этой политики от предыдущих и последующих композиций отношений предпринимательства и власти, меры по усилению роли предпринимательства, государственной политики стимулирования предпринимательской активности, создания условий его развития в историко–культурном контексте соотношения формальных и неформальных правил. Принципиальная политическая установка по отношению к предпринимательству в екатерининскую эпоху– «торг–дело вольное»– реализовывалась в преобразовании многих казенных монополий, расширении правовых основ формирования частного предпринимательства. Однако, несмотря на огромное значение екатерининских преобразований, основной доминантой хозяйственной стратегии и критерием успеха предпринимательства в России осталось поглощение чужой собственности, а не ее создание и эффективное управление. В процессе исследования были использованы основные методы исторического познания: комплексного и системного анализа предпринимательства как сложного социального феномена, единства исторического и логического в формировании предпринимательства, диалектики, противоречивости природы предпринимательства, компаративного анализа национального и глобального в формировании предпринимательства Основными выводами проведенного исследования являются показ на широком историческом материале зависимости в России любых экономических агентов от близости к власти, служение которой является главным каналом доступа к ресурсам, существенно замедляет социально-экономическое и политическое развитие общества. В результате торгово-промышленное сословие не имело того удельного веса в обществе, которое оно могло бы иметь благодаря своей активной роли в хозяйственной жизни. Отсутствие свободной конкуренции, не связанной с откровенным аппаратно-государственным протекционизмом, имеет свои исторические предпосылки и приводит к неоднозначным последствиям, препятствуя формированию производительного предпринимательства, которое является «сущим народным облегчением».
Юридический практикум
Яковлева И.Г. - Правовая природа извещения о проведении запроса котировок

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.10443

Аннотация: В статье рассматривается правовая природа извещения о проведении запроса котировок, а также регламентация данной процедуры в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступающем в силу с 1 января 2014 года Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Анализируется судебная практика по правомерности ограничения подачи участником размещения заказа заявки в определенной форме, установлении не предусмотренных законом требований к котировочной заявке. Предлагаются изменения в законодательство с целью совершенствования процедуры закупки в форме запроса котировок. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, обеспечивший объективность и всесторонность исследования и позволивший провести анализ различных точек зрения на правовую характеристику правоотношений складывающихся в сфере закупок. Кроме того в статье используются методы анализа, дедукции. рассмотрена правовая природа извещения о проведении запроса котировок, а также проанализирован Закон № 44-ФЗ в части регламентации извещения о проведении запроса котировок. Были выявлены ряд недостатков в данном законе, а также предложены изменения, направленные на совершенствование процессов закупок и снижения уровня коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности: предлагается предусмотреть необходимость определения начальной максимальной цены контракта в данном случае как среднеарифметическое полученных от участников рынка предложений; предлагается применять метод экспертной оценки для определения начальной (максимальной) цены контракта.
Яковлева И.Г. - Правовая природа извещения о проведении запроса котировок c. 999-1007

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52463

Аннотация: В статье рассматривается правовая природа извещения о проведении запроса котировок, а также регламентация данной процедуры в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступающем в силу с 1 января 2014 года Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Анализируется судебная практика по правомерности ограничения подачи участником размещения заказа заявки в определенной форме, установлении не предусмотренных законом требований к котировочной заявке. Предлагаются изменения в законодательство с целью совершенствования процедуры закупки в форме запроса котировок. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, обеспечивший объективность и всесторонность исследования и позволивший провести анализ различных точек зрения на правовую характеристику правоотношений складывающихся в сфере закупок. Кроме того в статье используются методы анализа, дедукции. рассмотрена правовая природа извещения о проведении запроса котировок, а также проанализирован Закон № 44-ФЗ в части регламентации извещения о проведении запроса котировок. Были выявлены ряд недостатков в данном законе, а также предложены изменения, направленные на совершенствование процессов закупок и снижения уровня коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности: предлагается предусмотреть необходимость определения начальной максимальной цены контракта в данном случае как среднеарифметическое полученных от участников рынка предложений; предлагается применять метод экспертной оценки для определения начальной (максимальной) цены контракта.
Вилкова Т.Ю. - Свобода оценки доказательств в уголовном судопроизводстве: правовые основы, содержание, гарантии

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15745

Аннотация: В статье рассматривается содержание принципа свободы оценки доказательств в уголовном судопроизводстве, анализируются два его взаимосвязанных аспекта данного: запрет внешнего вмешательства в оценочную деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя и одновременное предоставление им внутренней свободы оценки доказательств. Анализируются требования, предъявляемые к свободной оценке доказательств, призванные исключить принятие произвольных, необоснованных решений, включая обязанность субъектов оценки доказательств руководствоваться положениями об обязательном доказывании отдельных обстоятельств доказательствами определенного вида, о запрете на использование некоторых сведений в качестве доказательств, об освобождении от процессуальной деятельности по доказыванию общеизвестных фактов, преюдициально установленных фактов, правовых презумпций и обстоятельств, признанных сторонами, установление совести как нравственного ориентира при оценке доказательств, и др. Исследование основано на анализе отечественного уголовно-процессуального законодательства, правовых позиций Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и решений Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам. Автором формулируется вывод о том, что следствием свободной оценки доказательств является возможность постановления обвинительного приговора при отсутствии прямых доказательств. Формулируются предложения о дополнении УПК РФ статьей «Основания освобождения от доказывания» и включении в нее норм об освобождении от доказывания общеизвестных фактов, а также обстоятельств, признанных сторонами.
Вилкова Т.Ю. - Свобода оценки доказательств в уголовном судопроизводстве: правовые основы, содержание, гарантии c. 1008-1020

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52464

Аннотация: В статье рассматривается содержание принципа свободы оценки доказательств в уголовном судопроизводстве, анализируются два его взаимосвязанных аспекта данного: запрет внешнего вмешательства в оценочную деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя и одновременное предоставление им внутренней свободы оценки доказательств. Анализируются требования, предъявляемые к свободной оценке доказательств, призванные исключить принятие произвольных, необоснованных решений, включая обязанность субъектов оценки доказательств руководствоваться положениями об обязательном доказывании отдельных обстоятельств доказательствами определенного вида, о запрете на использование некоторых сведений в качестве доказательств, об освобождении от процессуальной деятельности по доказыванию общеизвестных фактов, преюдициально установленных фактов, правовых презумпций и обстоятельств, признанных сторонами, установление совести как нравственного ориентира при оценке доказательств, и др. Исследование основано на анализе отечественного уголовно-процессуального законодательства, правовых позиций Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и решений Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам. Автором формулируется вывод о том, что следствием свободной оценки доказательств является возможность постановления обвинительного приговора при отсутствии прямых доказательств. Формулируются предложения о дополнении УПК РФ статьей «Основания освобождения от доказывания» и включении в нее норм об освобождении от доказывания общеизвестных фактов, а также обстоятельств, признанных сторонами.
Кожевников О.А. - Дискуссионные вопросы соблюдения Конституции РФ в правоприменительной и судебной практике по делам о защите конкуренции

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15781

Аннотация: Предметом исследования является сложившаяся правоприменительная и судебная практика по делам о защите конкуренции, в ходе которой органы государственной власти при осуществлении своих властных полномочий не в полной мере соблюдают нормы действующего законодательства в части соблюдения различных процедур установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Указанная практика, вопреки требованиям о неукоснительном соблюдении принципа законности в деятельности органов публичной власти "затверждается" и судебной практикой, что не способствует установлению конституционно-правовых начал в экономической сфере. Методология исследования основана на применении целого ряда общенаучных методов познания: анализ, сравнение, сопоставление и др. Основным итогом настоящего исследования является попытка обратить внимание на случаи несоблюдения в современной правоприменительной и судебной практики органами государственной власти и судами положений части 2 ст. 15 Конституции РФ, которые в свою очередь, составляют конституционные гарантии защиты экономических прав граждан и хозяйствующих субъектов от неисполнение органами государственной власти Конституции РФ и иных нормативных актов. Практика "игнорирования" положений действующего законодательства при осуществлении органами публичной власти своих полномочий способствует непризнанию верховенства Конституции Российской Федерации и, по существу, означает игнорирование органами государственной власти положений действующего в РФ законодательства.
Кожевников О.А. - Дискуссионные вопросы соблюдения Конституции РФ в правоприменительной и судебной практике по делам о защите конкуренции c. 1021-1026

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52465

Аннотация: Предметом исследования является сложившаяся правоприменительная и судебная практика по делам о защите конкуренции, в ходе которой органы государственной власти при осуществлении своих властных полномочий не в полной мере соблюдают нормы действующего законодательства в части соблюдения различных процедур установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Указанная практика, вопреки требованиям о неукоснительном соблюдении принципа законности в деятельности органов публичной власти "затверждается" и судебной практикой, что не способствует установлению конституционно-правовых начал в экономической сфере. Методология исследования основана на применении целого ряда общенаучных методов познания: анализ, сравнение, сопоставление и др. Основным итогом настоящего исследования является попытка обратить внимание на случаи несоблюдения в современной правоприменительной и судебной практики органами государственной власти и судами положений части 2 ст. 15 Конституции РФ, которые в свою очередь, составляют конституционные гарантии защиты экономических прав граждан и хозяйствующих субъектов от неисполнение органами государственной власти Конституции РФ и иных нормативных актов. Практика "игнорирования" положений действующего законодательства при осуществлении органами публичной власти своих полномочий способствует непризнанию верховенства Конституции Российской Федерации и, по существу, означает игнорирование органами государственной власти положений действующего в РФ законодательства.
Правоведение
Дудаш Т.И. - Лингвистические и семиотические предпосылки правопонимания

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.8962

Аннотация: Статья посвящена исследованию лингвистических и семиотических предпосылок правопонимания. Цель статьи – установить, существовали ли закономерности в обозначении представлений о праве определенными символами и существовали чи закономерности в назывании понятий о разных социальных явлениях правоназваниями. В результате семиотической части исследования было выявлено, что в древнейшие времена представления о праве в форме мононорм обозначались символами, разрешающими или запрещающими определенное действие. Для лингвистического исследования было отобрано правоназвания в основных языках, имеющих этимологические словари. Выяснено, что исследуемые правоназвания мотивированы по значению. Первично правоназвания обозначали понятия о таких явлениях (имели такие предметные отнесенности): свобода как возможность определенного поведения, деятельности субъекта (языки осетинский, литовский); свойство того или иного явления, ставшего предметом оценивания как “справедливое-несправедливое” и признаного справедливым (языки арабский, персидский, афганский, хинди и др.); установки – внешние (разнообразные предписания, правила различного происхождения), или внутренние (его совесть, убеждения, вероисповедование и др.) относительно субъекта, способные направлять его поведение, деятельность в обществе (языки санскрит, латинский, французский, итальянский); установки, направляющие человеческое поведение именно в том направлении, чтобы оно оценивалось как справедливое (языки древнегреческий, славянские, германские (в частности английский, немецкий, норвежский, голландский, шведский, датский, исландский), финский и др.); властное взвешивание интересов субъектов (китайский язык и др.). Таким образом, в правоназывании в исследованных языках состоялась объективация правопонимания, существовавшего в соответствующем языковом обществе в конкретно-исторических условиях первичных правономинационных процессов. Прослеживаются, по крайней мере, два основные типы правопонимания − «позитивистский» и «естественный». В правоназваниях в некоторых языках можно усмотреть определенные модификации (комбинации) основных типов правопонимания, их интегрирование (в частности, в древнегреческом, германских, славянских и финно-венгерских языках, в которых правоназвания обозначают понятия о явлениях, способных внешне направлять поведение человека в сторону справедливости (правды)).
Дудаш Т.И. - Лингвистические и семиотические предпосылки правопонимания c. 1027-1039

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52466

Аннотация: Статья посвящена исследованию лингвистических и семиотических предпосылок правопонимания. Цель статьи – установить, существовали ли закономерности в обозначении представлений о праве определенными символами и существовали чи закономерности в назывании понятий о разных социальных явлениях правоназваниями. В результате семиотической части исследования было выявлено, что в древнейшие времена представления о праве в форме мононорм обозначались символами, разрешающими или запрещающими определенное действие. Для лингвистического исследования было отобрано правоназвания в основных языках, имеющих этимологические словари. Выяснено, что исследуемые правоназвания мотивированы по значению. Первично правоназвания обозначали понятия о таких явлениях (имели такие предметные отнесенности): свобода как возможность определенного поведения, деятельности субъекта (языки осетинский, литовский); свойство того или иного явления, ставшего предметом оценивания как “справедливое-несправедливое” и признаного справедливым (языки арабский, персидский, афганский, хинди и др.); установки – внешние (разнообразные предписания, правила различного происхождения), или внутренние (его совесть, убеждения, вероисповедование и др.) относительно субъекта, способные направлять его поведение, деятельность в обществе (языки санскрит, латинский, французский, итальянский); установки, направляющие человеческое поведение именно в том направлении, чтобы оно оценивалось как справедливое (языки древнегреческий, славянские, германские (в частности английский, немецкий, норвежский, голландский, шведский, датский, исландский), финский и др.); властное взвешивание интересов субъектов (китайский язык и др.). Таким образом, в правоназывании в исследованных языках состоялась объективация правопонимания, существовавшего в соответствующем языковом обществе в конкретно-исторических условиях первичных правономинационных процессов. Прослеживаются, по крайней мере, два основные типы правопонимания − «позитивистский» и «естественный». В правоназваниях в некоторых языках можно усмотреть определенные модификации (комбинации) основных типов правопонимания, их интегрирование (в частности, в древнегреческом, германских, славянских и финно-венгерских языках, в которых правоназвания обозначают понятия о явлениях, способных внешне направлять поведение человека в сторону справедливости (правды)).
Беляева Г.С., Беляев В.П. - Классификация правовых режимов: подходы и основания

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.10442

Аннотация: В данной статье рассматривается общетеортические и отраслевые подходы к классификации правовых режимов, а аткже такие основания для их видовой дифференциации, как предмет правового регулирования; юридическая природа; тип правового регулирования; соотношение стимулов и ограничений; субъект правотворчества; сфера и время действия. Разнообразие оснований классификации правовых режимов имеется и в общетеоретической, и в отраслевой плоскости, что обусловлено предметом и методом правового регулирования, а также разнообразием стоящих перед правовыми режимами задач и средств их обеспечения. В исследовании применяются системный подход (системно-компонентный, системно-структурный и системно-функциональный анализ), сравнительно-правовой и интерпретационный методы. Данные основания для классификации правовых режимов позволяют синтезировать их сущностные признаки, четко показать их органическую связь с общественными отношениями, социально-политическую и юридическую значимость. В практическом плане выделение названных классификационных признаков способствует разработке более обоснованных предложений по совершенствованию законодательства при его кодификации, устранении множественности, коллизионности, пробельности и многих других недостатков, присущих действующей правовой системе.
Беляева Г.С., Беляев В.П. - Классификация правовых режимов: подходы и основания c. 1040-1048

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.52467

Аннотация: В данной статье рассматривается общетеортические и отраслевые подходы к классификации правовых режимов, а аткже такие основания для их видовой дифференциации, как предмет правового регулирования; юридическая природа; тип правового регулирования; соотношение стимулов и ограничений; субъект правотворчества; сфера и время действия. Разнообразие оснований классификации правовых режимов имеется и в общетеоретической, и в отраслевой плоскости, что обусловлено предметом и методом правового регулирования, а также разнообразием стоящих перед правовыми режимами задач и средств их обеспечения. В исследовании применяются системный подход (системно-компонентный, системно-структурный и системно-функциональный анализ), сравнительно-правовой и интерпретационный методы. Данные основания для классификации правовых режимов позволяют синтезировать их сущностные признаки, четко показать их органическую связь с общественными отношениями, социально-политическую и юридическую значимость. В практическом плане выделение названных классификационных признаков способствует разработке более обоснованных предложений по совершенствованию законодательства при его кодификации, устранении множественности, коллизионности, пробельности и многих других недостатков, присущих действующей правовой системе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.