Статья 'Категория управления в контексте проблемы разработки научной дефиниции публичной собственности' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Категория управления в контексте проблемы разработки научной дефиниции публичной собственности

Бородач Михаил Васильевич

кандидат юридических наук

доцент, директор, Автономная некоммерческая организация "Центр экспертного и правового сопровождения деятельности институтов гражданского общества "СОЦИС"

625048, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Малыгина, 14/3, оф. 48

Borodach Mikhail

PhD in Law

Professor, department of Constitutional and Municipal Law, Tyumen State University

625048, Russia, Tyumenskaya oblast', g. Tyumen', ul. Malygina, 14/3, of. 48

supanova@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2015.9.15345

Дата направления статьи в редакцию:

21-05-2015


Дата публикации:

22-09-2015


Аннотация: В работе предпринята попытка сформулировать аргументированный подход к разработке научной дефиниции публичной собственности на основе категории управления. Автором проведен критический анализ существующих в настоящее время концепций, раскрывающих содержание публичной собственности, сделан вывод о невозможности применения цивилистической триады собственнических правомочий для решения данной задачи. В работе предлагается рассматривать в качестве смыслового центра представлений о публичной собственности категорию управления, однако, без признания за ней характера какого-либо из правомочий собственника. Автор отстаивает позицию, согласно которой управление применительно к сфере публичной собственности должно восприниматься в онтологических границах явления, описываемого с помощью данной категории, без каких-либо спекулятивных ограничений, объясняемых задачами и особенностями юриспруденции. С этих позиций аргументируется вывод о том, что управление объектами публичной собственности в строгом значении данного понятия может лежать лишь в плоскости факта, а не права. Напротив, понимание управления в его широком значении, как деятельностного процесса, имеющего цель оказания воздействий на поведение людей в сфере публичной собственности, отвечает конституционно-правовой природе феномена публичной собственности и является достаточным для раскрытия всего многообразия его фактических проявлений в юридическом быту, притом вне рамок традиционной цивилистической триады собственнических правомочий.


Ключевые слова:

управление, воздействие, публичные интересы, публичная собственность, публичная власть, дефиниция, триада правомочий, публичный собственник, юридический быт, правовое общение

Abstract: In this work an attempt is made to formulate a substantiated approach towards development of a scientific definition of public domain of the basis of management category. The author conducts a critical analysis of the existing concepts that elaborate the content of public domain, and makes a conclusion on the impossibility of applying the classic triad of property rights (right to own, use, and manage) to solve this task. This work proposes to view the management category as the conceptual center of the perceptions of public domain, but without acknowledgement of any type of rights of ownership behind it. The author defends the position according to which the management pertaining to the area of public domain must be perceived within the ontological framework of the phenomenon described using this category, without any kind of speculative limitations justified by the tasks and peculiarities of jurisprudence. From these positions the author substantiates the conclusion that management of objects of public domain within a strict sense of this notion can lie only in the plane of the fact, and not the right. On the contrary, the notion of management in its broad sense, as an activity process that is intended to influence the behavior of people in the sphere of public domain, corresponds with the constitutional legal nature of the phenomenon of public domain and is sufficient enough to reveal the entire multifacetedness of its practical manifestations within juridical practice, and moreover, outside the framework of the traditional triad of property rights.


Keywords:

triad of proprietary rights, definition, public authority, public domain, public interests, impact, management, public proprietor, legal being, legal relations

Библиография
1. Акопян Д. А., Еляков А. Д. Природа управления // Актуальные вопросы правоведения. 2003. № 3.-С. 258-262.
2. Анненков К. Система русскаго гражданскаго права. Т.2. 2-е изд., пересмотр. и доп.: Репринтное издание. – СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1900. – 703 с.
3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. 3-е изд., доп. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005.-584 с.
4. Берг А. И. Кибернетика — наука об оптимальном управлении. – М., 1964. – 64 с.
5. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: ежегодник, 1969 год. – М., 1969. – С. 23 — 65.
6. Бондарь Н. С., Зинченко С. А. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. 1993. № 3.-С. 86-96.
7. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. – М.; Л., 1948. – 839 с.
8. Винницкий А. В. Публичная собственность.-М.: Статут, 2013.-732 с.
9. Винницкий А. В. Управление государственной собственностью на современном этапе: вопросы доктрины и законодательного регулирования // Право и политика. 2010. № 11.-С. 1909-1918.
10. Глигич-Золотарева М. В. Теория и практика государственного управления // Право и политика. 2007. № 4.-С. 144-147.
11. Даниленко Д. В. Основные направления эволюции современного конституционализма // Право и политика. 2009. № 9.-С. 1920-1928.
12. Ермаков В. С. Концепция построения правовой системы управления общим имуществом кондоминиума (многоквартирного дома) // Жилищное право. 2004. № 2. С. 72 — 87.
13. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – М.: РОССПЭН, 2010. – 520 с.
14. Косякин К. С. Субъективное право юридического лица на управление внутренними делами: дисс…канд.юрид.наук. – М.: МГЮА, 2008. – 237 с.
15. Могилевский С. Д. Органы управления хозяйственными обществами. Правовой аспект: Монография.-М.: Дело, 2001.-360 c.
16. Мозолин В. П. Современная доктрина и гражданское законодательство. – М.: Юстицинформ, 2008. – 176 с.
17. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (с изм. и доп.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», подп. «г» п. 2 // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945;
18. Покровский И. А. История римского права. – СПб., 1998. – 560 с.
19. Право собственности в СССР / Под ред. Ю. К. Толстого, В. Ф. Яковлева. – М., 1989. – 287 с.
20. Пьяных Е. С. Место договора доверительного управления имуществом в системе гражданско-правовых обязательств // Юрист. 2004. № 12. С. 24 — 27.
21. Скловский К. И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. – 3-е изд. – М.: Дело, 2002. – 510 с.
22. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изм. и доп.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 26.12 // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
23. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (с изм. и доп.) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 30 // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.
24. Харитонова Ю. С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 304 c.
25. Харламов А. С. Роль гражданского права в регулировании отношений управления имуществом публичного собственника // Право и политика. 2007. № 10.-С. 37-46.
26. Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации.-Тюмень, 1997.-218 с.
References
1. Akopyan D. A., Elyakov A. D. Priroda upravleniya // Aktual'nye voprosy pravovedeniya. 2003. № 3.-S. 258-262.
2. Annenkov K. Sistema russkago grazhdanskago prava. T.2. 2-e izd., peresmotr. i dop.: Reprintnoe izdanie. – SPb.: Tipografiya M. M. Stasyulevicha, 1900. – 703 s.
3. Atamanchuk G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: Kurs lektsii. 3-e izd., dop. – M.: Izd-vo OMEGA-L, 2005.-584 s.
4. Berg A. I. Kibernetika — nauka ob optimal'nom upravlenii. – M., 1964. – 64 s.
5. Bertalanfi L. fon. Obshchaya teoriya sistem — obzor problem i rezul'tatov // Sistemnye issledovaniya: ezhegodnik, 1969 god. – M., 1969. – S. 23 — 65.
6. Bondar' N. S., Zinchenko S. A. Gorodskoi sovet i administratsiya: problemy razgranicheniya polnomochii v sfere munitsipal'noi sobstvennosti // Gosudarstvo i pravo. 1993. № 3.-S. 86-96.
7. Venediktov A. V. Gosudarstvennaya sotsialisticheskaya sobstvennost'. – M.; L., 1948. – 839 s.
8. Vinnitskii A. V. Publichnaya sobstvennost'.-M.: Statut, 2013.-732 s.
9. Vinnitskii A. V. Upravlenie gosudarstvennoi sobstvennost'yu na sovremennom etape: voprosy doktriny i zakonodatel'nogo regulirovaniya // Pravo i politika. 2010. № 11.-S. 1909-1918.
10. Gligich-Zolotareva M. V. Teoriya i praktika gosudarstvennogo upravleniya // Pravo i politika. 2007. № 4.-S. 144-147.
11. Danilenko D. V. Osnovnye napravleniya evolyutsii sovremennogo konstitutsionalizma // Pravo i politika. 2009. № 9.-S. 1920-1928.
12. Ermakov V. S. Kontseptsiya postroeniya pravovoi sistemy upravleniya obshchim imushchestvom kondominiuma (mnogokvartirnogo doma) // Zhilishchnoe pravo. 2004. № 2. S. 72 — 87.
13. Korkunov N. M. Lektsii po obshchei teorii prava. – M.: ROSSPEN, 2010. – 520 s.
14. Kosyakin K. S. Sub''ektivnoe pravo yuridicheskogo litsa na upravlenie vnutrennimi delami: diss…kand.yurid.nauk. – M.: MGYuA, 2008. – 237 s.
15. Mogilevskii S. D. Organy upravleniya khozyaistvennymi obshchestvami. Pravovoi aspekt: Monografiya.-M.: Delo, 2001.-360 c.
16. Mozolin V. P. Sovremennaya doktrina i grazhdanskoe zakonodatel'stvo. – M.: Yustitsinform, 2008. – 176 s.
17. Ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 № 314 (s izm. i dop.) «O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti», podp. «g» p. 2 // SZ RF. 2004. № 11. St. 945;
18. Pokrovskii I. A. Istoriya rimskogo prava. – SPb., 1998. – 560 s.
19. Pravo sobstvennosti v SSSR / Pod red. Yu. K. Tolstogo, V. F. Yakovleva. – M., 1989. – 287 s.
20. P'yanykh E. S. Mesto dogovora doveritel'nogo upravleniya imushchestvom v sisteme grazhdansko-pravovykh obyazatel'stv // Yurist. 2004. № 12. S. 24 — 27.
21. Sklovskii K. I. Sobstvennost' v grazhdanskom prave: Ucheb.-prakt. posobie. – 3-e izd. – M.: Delo, 2002. – 510 s.
22. Federal'nyi zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ (s izm. i dop.) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub''ektov Rossiiskoi Federatsii», st. 26.12 // SZ RF. 1999. № 42. St. 5005.
23. Federal'nyi zakon ot 08.11.2007 № 261-FZ (s izm. i dop.) «O morskikh portakh v Rossiiskoi Federatsii i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii», st. 30 // SZ RF. 2007. № 46. St. 5557.
24. Kharitonova Yu. S. Upravlenie v grazhdanskom prave: problemy teorii i praktiki. – M.: Norma: INFRA-M, 2011. – 304 c.
25. Kharlamov A. S. Rol' grazhdanskogo prava v regulirovanii otnoshenii upravleniya imushchestvom publichnogo sobstvennika // Pravo i politika. 2007. № 10.-S. 37-46.
26. Chebotarev G. N. Printsip razdeleniya vlastei v gosudarstvennom ustroistve Rossiiskoi Federatsii.-Tyumen', 1997.-218 s.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.