|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:
Царьков И.И. —
Влияние христианской теологии на формирование институтов политического господства
// Право и политика.
– 2009. – № 7.
DOI: 10.7256/2454-0706.2009.7.1387 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=1387
Влияние христианской теологии на формирование институтов политического господства
Царьков Игорь Иванович
кандидат юридических наук
доцент, Волжский университет им. В.Н. Татищева
445021, Россия, г. Тольятти, ул. Голосова, 107
Tsar'kov Igor' Ivanovich
PhD in Law
associate professor of the Department of Constitutional and International Law at Volzhsky University after V.N. Tatischev
445021, Russia, g. Tol'yatti, ul. Golosova, 107
|
tsarkov58@gmail.com
|
|
 |
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2009.7.1387
Дата направления статьи в редакцию:
17-06-2009
Дата публикации:
1-7-2009
Аннотация: Статья посвящена теме формирования институтов политического господства в Средние века и влияния на этот процесс христианского вероучения. В статье отмечается, что христианская теология создает особый тип легитимности политического господства, который отличается от общепризнанных типов: традиционного, харизматического и рационалистического и определяет компетенцию и юрисдикцию, как светской власти, так и власти церковной. Теологический тип легитимности основан на разграничении в христианском учении предметных областей веры и разума, а так же различных способов их освоения. Разграничение предметных областей веры и разума приводит к формированию таких правовых институтов как института индивидуальной свободы, индивидуальной ответственности, ограниченных полномочий, наказания, защиты, а так же к фундаментальной трансформации института наследования, института передачи политической власти (престолонаследия) и некоторых институтов уголовного права.
Отмечается, что теологический тип легитимности по существу является метафизическим типом, который, в контексте индивидуальной свободы человека и индивидуальной ответственности перед Богом, отразил легитимационную недостаточность любого позитивного источника политического господства. Теологический (метафизический) тип легитимности с одной стороны, закрепил за законным сувереном исключительное право на принуждение, то есть никем не оспариваемое право и с другой, ограничил компетенцию суверена.
Христианская теология привела к трансформации института наследования в части смены акцентов с субъектов наследования и распределения наследства на объект наследования с целью его сохранения и передач.
Так же разграничение предметных областей веры и разума в христианской теологии создало новую теорию уголовного права, в которой правонарушения классифицировались по степени общественной опасности (грех и преступления) и по формам вины правонарушителя (умышленные и неумышленные).
Отмечается, что христианская теология создает политико-правовую новеллу учреждения (юридического лица) как субъекта власти в отличии от предшествующих эпох в которых субъектом политической власти являлось физическое лицо.
Ключевые слова:
Юриспруденция, право, политика, христианство, вера, разум, свобода, господство, ответственность, история
Библиография
1. Августин. О бессмертии души. - М., 2004.
2. Августин. Исповедь. - М., 2006.
3. Августин. О Граде Божьем. - Мн., 2000.
4. Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть первая. Вопросы 1-43. - Киев, 2007.
5. Аквинский Ф. Сумма теологий. Первая часть второй части. Вопросы 1-67. - М., 2008.
6. Гийу А. Византийская цивилизация. - Екатеринбург, 2007
7. Дешнер К Криминальная история христианства. - М., 1996, - С. 204
8. Лев Диакон. История. - М., 1988.
9. Лебек С. Происхождение франков V- IX века. - М., 1993.
10. Михаил Пселл. Хронография. - М., 1978.
11. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - М., 1993.
12. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М., 1990.
13. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Репринт. - М., 1990.
14. Ренан Э. Христианская церковь. - СПб., 1991.
15. Суини М. Лекции о средневековой философии. - М., 2001.
16. Тальберг Н. История христианской церкви. - М., 1991.
17. Тертуллиан. Апология. - СПб., 2004.
18. Турский Г. История франков // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. - М., 1996.
19. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 1. - М., 2005
20. Фуко М. Нужно защитить общество. - СПб., 2005.
|
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|