Статья 'Институционализация форм организации общественного контроля. На примере судебной системы и правоохранительной деятельности' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Институционализация форм организации общественного контроля. На примере судебной системы и правоохранительной деятельности

Карастелев Вадим Евгеньевич

кандидат политических наук

Межрегиональный гуманитарно-политологический центр "Стратегия"

123000, Россия, Московская область, г. Домодедово, шоссе Каширское, 53 А, кв. 28

Karastelev Vadim Evgenjevich

PhD in Politics

Member of the Board, Interregional Center for Humanities and Political Studies "Strategy"

123000, Russia, Moskovskaya oblast', g. Domodedovo, shosse Kashirskoe, 53 A, kv. 28

vprutin@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2014.6.12206

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-2.05714285714-2014


Аннотация: С момента своего образования Российская Федерация прошла значительный путь от разрозненных инициатив к институциональному порядку осуществления общественного контроля в системах правосудия и правоохранительной деятельности. В отличие от стран с «естественно» сложившимися демократическими порядками, в России за короткий исторический период приходится осуществлять институционализацию общественного контроля одновременно (а не последовательно) с освоением различных практик общественного контроля. В статье проанализированы три формы организации общественного контроля. Имплантация или прямое копирование учреждений, институтов, которые конституируют современные развитые общества от рынка и до публичной политики и прав человека, в истории новой России вновь переоткрыла проблему институционализации. В российских условиях мы имеем дело не со ставшими, а со становящимися институтами, причем, во многом, процесс институционализации носит искусственный, а не естественный характер, следовательно, подходы, как к созданию, так и к анализу данной проблематики должны быть заново выработаны. В качестве методологии предложена единица анализа общественного контроля, которая представляет из себя систему из пяти элементов: (1) акторы и их взаимодействие, основанное на взаимности социального действия, действующие на принципах самоуправления, самоорганизации, самодостаточности; (2) тип цели, который связан с ограничением произвола; (3) предмет контроля - государственная деятельность; (4) способ реализации - публичная политика; (5) гражданская этика, основанная на ненасильственных методах. Эта система взята не умозрительно, а после интерпретации экспертных интервью, полученных у лидеров ведущих общественных организаций Введены представления о пяти фазах институционализации общественного контроля. Введены представления о сценариях и типах институционализации. В соответствии с предложенной методологией проанализированы три формы организации общественного контроля: представитель общественности в квалификационных коллегиях судей, общественно-наблюдательная комиссия, гражданский контроль за деятельностью полиции.


Ключевые слова:

институт, общественный контроль, суд, тюрьма, полиция, институционализация, актор, сценарий, тип, общественно-наблюдательная комиссия

Библиография
1. Holloway J. Change the World Without Taking Power: The Meaning of Revolution Today.-London: Pluto Press, 2002.
2. Авшалумова Р., Кравченко И. Российских игреков среда заела // Ведомости, 22.05.2014.
3. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М.: «Весть», 1992.
4. Бауман З. Актуальность холокоста. – М.: Издательство «Европа»,-2012.
5. Беляева Н.Ю., Карастелев В.Е. Формы гражданского участия гражданских объединений в публичной политике // Сборник статей по итогам XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Высшей школы экономики, 2012. C. 302—310.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.-М.: “Медиум”, 1995.
7. Зайцев Д.Г., Карастелев В.Е. Протестное движение в России 2011-2012 годов: проблема субъектности / Государство и общество в пространстве власти и политических коммуникаций. Политическая наука: Ежегодник 2013. / Российская ассоциация политической науки; гл. ред. А. И. Соловьев. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. С. 231-266.
8. Какабадзе Ш.Ш., Зайцев Д.Г., Звягина Н.А., Карастелев В.Е. Институт гражданского участия: проверка деятельностью субъектов // Полис. Политические исследования, 2011. № 3. C. 88—108.
9. Карастелев В. Общественный контроль за деятельностью полиции в России: возможности и реальные практики / Аналитический доклад о деятельности правозащитной сети. М. : Издательство «Юрист», 2013. C. 368-385.
10. Новый общественно-политический словарь. Пер. с франц. яз. – М.: Московская школа политических исследований, 2008.
11. Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества.-М.: Издательство Института Гайдара, 2011.
12. Оссе А. Принципы деятельности полиции.-Амстердам: Amnesty International, 2006.
13. Панеях Э. Extra jus: Хорошее плохое ведомство // Ведомости, 16.05.2013.
14. Петров Н. Субституты институтов // Золотой лев, 2007. №151-152. Петрухин И.Л. Судебная власть: контроль за расследованием преступлений. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
15. Роль представителей общественности в повышении независимости и эффективности правосудия в Российской Федерации». М. : Московская Хельсинкская группа, 2011.
16. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как провалились проекты улучшения условий человеческой жизни: Пер. с англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой. – М.: Университетская книга, 2005.
17. Шклярук М.С. Правовая статистика: системный конфликт между знанием о преступности и учетом ведомственной работы. – СПб. : Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, 2014.
18. Шмерлина И. А. Понятие «социальный институт»: анализ исследовательских подходов // Социологический журнал. 2008. № 4. с. 53 – 69.
19. Щедровицкий Г.П. Идея деятельности и деятельностный подход / Г.П.Щедровицкий.-М.: РОССПЭН, 2010.
20. Яковенко И.Г. Политическая субъектность масс. Культурологический аспект политической жизни в России. – М.: Новый хронограф, 2009.
21. Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия [Текст] : докл. к XIII Апр. Междунар. Науч. Конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 3-5 апр. 2012г. / Е.Г. Ясин ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.
22. Соломатина Е.А. Правовое регулирование деятельности полиции в зарубежных странах // NB: Российское полицейское право.-2013.-3.-C. 104-118. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.3.8916. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_8916.html
23. Куракин А.В., Костенников М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции // NB: Российское полицейское право.-2013.-2.-C. 22-49. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.2.799. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_799.html
24. Горелова О.А.. Проблемы привлечения судей к дисциплинарной ответственности в современном законодательстве и практике квалификационных коллегий судей // Политика и Общество. – 2014. – № 2. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.2.1117
25. Волох В.А. Практика работы институтов гражданского общества в сфере миграции населения // NB: Проблемы общества и политики.-2013.-6.-C. 105-136. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.6.598. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_598.html
26. Н. Р. Исправникова, Д. Н. Романов Перспективы модернизации базовых институтов социальной сферы // Политика и Общество.-2011.-8.-C. 77-85.
27. Босхамджиева Н.А., Кашкина Е.В. Административно-правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере предупреждения правонарушений // Административное и муниципальное право.-2010.-9.-C. 13-17
28. Трегубова Е.В. Административные запреты в сфере осуществления полицейской деятельности // NB: Российское полицейское право. - 2013. - 1. - C. 25 - 44. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.1.718. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_718.html
29. Н. Р. Исправникова, Д. Н. Романов Перспективы модернизации базовых институтов социальной сферы // Политика и Общество. - 2011. - 8. - C. 77 - 85.
30. Айрих В.А. Соотношение общественной безопасности и превенции в полицейском праве ФРГ // NB: Национальная безопасность. - 2013. - 1. - C. 254 - 289. DOI: 10.7256/2306-0417.2013.1.312. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_312.html
References
1. Holloway J. Change the World Without Taking Power: The Meaning of Revolution Today.-London: Pluto Press, 2002.
2. Avshalumova R., Kravchenko I. Rossiiskikh igrekov sreda zaela // Vedomosti, 22.05.2014.
3. Alekseeva L. M. Istoriya inakomysliya v SSSR. Noveishii period. M.: «Vest'», 1992.
4. Bauman Z. Aktual'nost' kholokosta. – M.: Izdatel'stvo «Evropa»,-2012.
5. Belyaeva N.Yu., Karastelev V.E. Formy grazhdanskogo uchastiya grazhdanskikh ob''edinenii v publichnoi politike // Sbornik statei po itogam XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva Vysshei shkoly ekonomiki, 2012. C. 302—310.
6. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya.-M.: “Medium”, 1995.
7. Zaitsev D.G., Karastelev V.E. Protestnoe dvizhenie v Rossii 2011-2012 godov: problema sub''ektnosti / Gosudarstvo i obshchestvo v prostranstve vlasti i politicheskikh kommunikatsii. Politicheskaya nauka: Ezhegodnik 2013. / Rossiiskaya assotsiatsiya politicheskoi nauki; gl. red. A. I. Solov'ev. M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2013. S. 231-266.
8. Kakabadze Sh.Sh., Zaitsev D.G., Zvyagina N.A., Karastelev V.E. Institut grazhdanskogo uchastiya: proverka deyatel'nost'yu sub''ektov // Polis. Politicheskie issledovaniya, 2011. № 3. C. 88—108.
9. Karastelev V. Obshchestvennyi kontrol' za deyatel'nost'yu politsii v Rossii: vozmozhnosti i real'nye praktiki / Analiticheskii doklad o deyatel'nosti pravozashchitnoi seti. M. : Izdatel'stvo «Yurist», 2013. C. 368-385.
10. Novyi obshchestvenno-politicheskii slovar'. Per. s frants. yaz. – M.: Moskovskaya shkola politicheskikh issledovanii, 2008.
11. Nort D., Uollis D., Vaingast B. Nasilie i sotsial'nye poryadki. Kontseptual'nye ramki dlya interpretatsii pis'mennoi istorii chelovechestva.-M.: Izdatel'stvo Instituta Gaidara, 2011.
12. Osse A. Printsipy deyatel'nosti politsii.-Amsterdam: Amnesty International, 2006.
13. Paneyakh E. Extra jus: Khoroshee plokhoe vedomstvo // Vedomosti, 16.05.2013.
14. Petrov N. Substituty institutov // Zolotoi lev, 2007. №151-152. Petrukhin I.L. Sudebnaya vlast': kontrol' za rassledovaniem prestuplenii. – M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2008.
15. Rol' predstavitelei obshchestvennosti v povyshenii nezavisimosti i effektivnosti pravosudiya v Rossiiskoi Federatsii». M. : Moskovskaya Khel'sinkskaya gruppa, 2011.
16. Skott Dzh. Blagimi namereniyami gosudarstva. Pochemu i kak provalilis' proekty uluchsheniya uslovii chelovecheskoi zhizni: Per. s angl. E.N. Gusinskogo, Yu.I. Turchaninovoi. – M.: Universitetskaya kniga, 2005.
17. Shklyaruk M.S. Pravovaya statistika: sistemnyi konflikt mezhdu znaniem o prestupnosti i uchetom vedomstvennoi raboty. – SPb. : Institut problem pravoprimeneniya pri Evropeiskom universitete v Sankt-Peterburge, 2014.
18. Shmerlina I. A. Ponyatie «sotsial'nyi institut»: analiz issledovatel'skikh podkhodov // Sotsiologicheskii zhurnal. 2008. № 4. s. 53 – 69.
19. Shchedrovitskii G.P. Ideya deyatel'nosti i deyatel'nostnyi podkhod / G.P.Shchedrovitskii.-M.: ROSSPEN, 2010.
20. Yakovenko I.G. Politicheskaya sub''ektnost' mass. Kul'turologicheskii aspekt politicheskoi zhizni v Rossii. – M.: Novyi khronograf, 2009.
21. Yasin E.G. Stsenarii dlya Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu. Novyi impul's cherez dva desyatiletiya [Tekst] : dokl. k XIII Apr. Mezhdunar. Nauch. Konf. Po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, Moskva, 3-5 apr. 2012g. / E.G. Yasin ; Nats. Issled. Un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». – M.: Izd. Dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2012.
22. Solomatina E.A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti politsii v zarubezhnykh stranakh // NB: Rossiiskoe politseiskoe pravo.-2013.-3.-C. 104-118. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.3.8916. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_8916.html
23. Kurakin A.V., Kostennikov M.V. Printsipy organizatsii i deyatel'nosti rossiiskoi politsii // NB: Rossiiskoe politseiskoe pravo.-2013.-2.-C. 22-49. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.2.799. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_799.html
24. Gorelova O.A.. Problemy privlecheniya sudei k distsiplinarnoi otvetstvennosti v sovremennom zakonodatel'stve i praktike kvalifikatsionnykh kollegii sudei // Politika i Obshchestvo. – 2014. – № 2. – S. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.2.1117
25. Volokh V.A. Praktika raboty institutov grazhdanskogo obshchestva v sfere migratsii naseleniya // NB: Problemy obshchestva i politiki.-2013.-6.-C. 105-136. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.6.598. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_598.html
26. N. R. Ispravnikova, D. N. Romanov Perspektivy modernizatsii bazovykh institutov sotsial'noi sfery // Politika i Obshchestvo.-2011.-8.-C. 77-85.
27. Boskhamdzhieva N.A., Kashkina E.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie vzaimodeistviya organov vnutrennikh del s institutami grazhdanskogo obshchestva v sfere preduprezhdeniya pravonarushenii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo.-2010.-9.-C. 13-17
28. Tregubova E.V. Administrativnye zaprety v sfere osushchestvleniya politseiskoi deyatel'nosti // NB: Rossiiskoe politseiskoe pravo. - 2013. - 1. - C. 25 - 44. DOI: 10.7256/2306-4218.2013.1.718. URL: http://www.e-notabene.ru/pm/article_718.html
29. N. R. Ispravnikova, D. N. Romanov Perspektivy modernizatsii
bazovykh institutov sotsial'noi sfery // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 8. - C. 77 - 85.

30. Airikh V.A. Sootnoshenie obshchestvennoi bezopasnosti i preventsii v politseiskom prave FRG // NB: Natsional'naya bezopasnost'. - 2013. - 1. - C. 254 - 289. DOI: 10.7256/2306-0417.2013.1.312. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_312.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.