Статья 'Проблемы формирования института представителей общественности в квалификационных коллегиях судей в России' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Проблемы формирования института представителей общественности в квалификационных коллегиях судей в России

Карастелев Вадим Евгеньевич

кандидат политических наук

Межрегиональный гуманитарно-политологический центр "Стратегия"

123000, Россия, Московская область, г. Домодедово, шоссе Каширское, 53 А, кв. 28

Karastelev Vadim Evgenjevich

PhD in Politics

Member of the Board, Interregional Center for Humanities and Political Studies "Strategy"

123000, Russia, Moskovskaya oblast', g. Domodedovo, shosse Kashirskoe, 53 A, kv. 28

vprutin@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2014.7.12182

Дата направления статьи в редакцию:

03-07-2014


Дата публикации:

17-07-2014


Аннотация: Исследуется институт представителя общественности в квалификационных коллегиях судей (ККС) России. За время своего существования данный институт не смог стать площадкой для гражданского участия и инструментом для защиты прав граждан, а превратился в субститут - имитатор. В чем заключается реальная ситуация и каким способом можно решить проблемы имитации? Ответу на эти вопросы посвящена настоящая статья. В реорганизации института представителя общественности в ККС преобладает нормативный подход (объектом изменения являются юридические нормы), однако вряд ли с помощью такого подхода возможно кардинально изменить сложившуюся негативную практику. Для получения данных использовался социологический метод, для анализа правовых актов использовался нормативный метод, для выработки критериев гражданского участия использовался акторный метод. Институт представителя общественности в квалификационной коллегии судей (ККС) является практически неисследованной темой. В работе приводятся данные о кадровом составе и правовых основах работы в динамике с 2010 по 2014 гг. Исследуемый институт по функции является публичным и служит для инструментализации общественного (гражданского) контроля, однако, фактически, является закрытым, непубличным и невлиятельным актором в судебном сообществе. Цели по выражению интересов судей превалируют над выражением интересов граждан. Реализуется политика работы с удобными организациями, преимущественно из вузов и бизнеса, а не с реальными гражданскими организациями, чему способствует широкое толкование термина «представитель общественности» и сложившаяся практика. Без обращения внимания на существенное изменение кадрового состава кандидатов не обойтись. Предлагаются критерии отбора представителей общественности. Поскольку участие ПО в ККС является одним из видов общественного контроля, то поощряя ротацию из числа гражданских общественных организаций, которые как раз в большей степени культивируют данные практики, вполне возможно решить проблему симуляции гражданского участия в деятельности судебного сообщества.


Ключевые слова:

представитель общественности, квалификационная коллегия судей, гражданское участие, общественный контроль, институт, общественная организация, гражданский контроль, судейское сообщество, правосудие, права человека

Библиография
1. Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса. // История государства и права. 2009. N 11.
2. Карастелев В.Е. Коллизия борьбы политических проектов по институционализации общественного контроля в системах правосудия и правоохранительной деятельности в России. // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы X Международной научной конференции. Ч.2. – М.: ЛЕНАНД, 2013. С.196-203.
3. Роль представителей общественности в повышении независимости и эффективности правосудия в Российской Федерации». М. : Московская Хельсинкская группа, 2011.
4. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [электронный ресурс]: Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 14 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г., 25 декабря 2008 г., 17, 24 июля, 9, 28 ноября 2009 г., 8 декабря 2010 г., 3 декабря 2011 г., 2 октября 2012 г., 4 марта, 2 июля 2013 г., 12 марта 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Машкина Т., Морозова Н. Правовая природа квалификационных коллегий судей // Российская юстиция. 2003. № 12.
6. Высшая квалификационная коллегия судей РФ [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Москва, 2014. URL: http://www.vkks.ru/category/32/ (дата обращения 19.05.2014).
7. Совещание по вопросам развития судебной системы // Президент РФ [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Москва, 2012. 1 февр. URL: http://www.kremlin.ru/news/14422
8. Валерий Зорькин. Конституционно-правовые проблемы судебной системы РФ // РАПСИ : ежедн. интернет-изд. 2012. 18 дек. URL: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20121218/265821471.html#ixzz2Kh06Knkm (дата обращения 19.05.2014).
9. Впереди четыре года работы // Судья, 2012. №6. URL: http://www.zhurnalsudya.ru/archive/2012/6/?article=1057 (дата обращения 19.05.2014).
10. Мосгордума не смогла обеспечить появление новых лиц в ККС Москвы // Право.ру : ежедн. интернет-изд. 2012. 10 окт. URL: http://pravo.ru/news/view/78476/ (дата обращения 19.05.2014).
11. Судьи в обществе своих. В судебную систему не пускают общественность // Газета.ру : ежедн. интернет-изд. 2011. 9 нояб. URL: http://www.gazeta.ru/social/2011/11/09/3828110.shtml (дата обращения 19.05.2014).
12. Петров Н. Субституты институтов // Золотой лев, 2007. №151-152. URL: http://www.zlev.ru/151/151_31.htm. (дата обращения 19.05.2014).
13. Беляева Н.Ю., Карастелев В.Е. Формы гражданского участия гражданских объединений в публичной политике // Сборник статей по итогам XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества Высшей школы экономики, 2012. C. 302—310.
14. Какабадзе Ш.Ш., Зайцев Д.Г., Звягина Н.А., Карастелев В.Е. Институт гражданского участия: проверка деятельностью субъектов // Полис. Политические исследования, 2011. № 3. C. 88—108.
15. Горелова О.А.. Проблемы привлечения судей к дисциплинарной ответственности в современном законодательстве и практике квалификационных коллегий судей // Политика и Общество. – 2014. – № 2. – С. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.2.1117
16. Волох В.А. Практика работы институтов гражданского общества в сфере миграции населения // NB: Проблемы общества и политики. - 2013. - 6. - C. 105 - 136. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.6.598. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_598.html
17. Н. Р. Исправникова, Д. Н. Романов Перспективы модернизации базовых институтов социальной сферы // Политика и Общество. - 2011. - 8. - C. 77 - 85.
18. Босхамджиева Н.А., Кашкина Е.В. Административно-правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере предупреждения правонарушений // Административное и муниципальное право. - 2010. - 9. - C. 13 - 17.
References
1. Rumyantseva V.G. Obshchestvennyi kontrol' za deyatel'nost'yu gosudarstva: k teorii voprosa. // Istoriya gosudarstva i prava. 2009. N 11.
2. Karastelev V.E. Kolliziya bor'by politicheskikh proektov po institutsionalizatsii obshchestvennogo kontrolya v sistemakh pravosudiya i pravookhranitel'noi deyatel'nosti v Rossii. // Politicheskoe proektirovanie v prostranstve sotsial'nykh kommunikatsii. Materialy X Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Ch.2. – M.: LENAND, 2013. S.196-203.
3. Rol' predstavitelei obshchestvennosti v povyshenii nezavisimosti i effektivnosti pravosudiya v Rossiiskoi Federatsii». M. : Moskovskaya Khel'sinkskaya gruppa, 2011.
4. «Ob organakh sudeiskogo soobshchestva v Rossiiskoi Federatsii» [elektronnyi resurs]: Federal'nyi zakon ot 14 marta 2002 g. N 30-FZ (s izm. i dop. ot 4 iyulya 2003 g., 14 avgusta 2004 g., 5 aprelya 2005 g., 25 dekabrya 2008 g., 17, 24 iyulya, 9, 28 noyabrya 2009 g., 8 dekabrya 2010 g., 3 dekabrya 2011 g., 2 oktyabrya 2012 g., 4 marta, 2 iyulya 2013 g., 12 marta 2014 g.). Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant Plyus».
5. Mashkina T., Morozova N. Pravovaya priroda kvalifikatsionnykh kollegii sudei // Rossiiskaya yustitsiya. 2003. № 12.
6. Vysshaya kvalifikatsionnaya kollegiya sudei RF [Elektronnyi resurs] : ofits. sait. Moskva, 2014. URL: http://www.vkks.ru/category/32/ (data obrashcheniya 19.05.2014).
7. Soveshchanie po voprosam razvitiya sudebnoi sistemy // Prezident RF [Elektronnyi resurs] : ofits. sait. Moskva, 2012. 1 fevr. URL: http://www.kremlin.ru/news/14422
8. Valerii Zor'kin. Konstitutsionno-pravovye problemy sudebnoi sistemy RF // RAPSI : ezhedn. internet-izd. 2012. 18 dek. URL: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20121218/265821471.html#ixzz2Kh06Knkm (data obrashcheniya 19.05.2014).
9. Vperedi chetyre goda raboty // Sud'ya, 2012. №6. URL: http://www.zhurnalsudya.ru/archive/2012/6/?article=1057 (data obrashcheniya 19.05.2014).
10. Mosgorduma ne smogla obespechit' poyavlenie novykh lits v KKS Moskvy // Pravo.ru : ezhedn. internet-izd. 2012. 10 okt. URL: http://pravo.ru/news/view/78476/ (data obrashcheniya 19.05.2014).
11. Sud'i v obshchestve svoikh. V sudebnuyu sistemu ne puskayut obshchestvennost' // Gazeta.ru : ezhedn. internet-izd. 2011. 9 noyab. URL: http://www.gazeta.ru/social/2011/11/09/3828110.shtml (data obrashcheniya 19.05.2014).
12. Petrov N. Substituty institutov // Zolotoi lev, 2007. №151-152. URL: http://www.zlev.ru/151/151_31.htm. (data obrashcheniya 19.05.2014).
13. Belyaeva N.Yu., Karastelev V.E. Formy grazhdanskogo uchastiya grazhdanskikh ob''edinenii v publichnoi politike // Sbornik statei po itogam XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva Vysshei shkoly ekonomiki, 2012. C. 302—310.
14. Kakabadze Sh.Sh., Zaitsev D.G., Zvyagina N.A., Karastelev V.E. Institut grazhdanskogo uchastiya: proverka deyatel'nost'yu sub''ektov // Polis. Politicheskie issledovaniya, 2011. № 3. C. 88—108.
15. Gorelova O.A.. Problemy privlecheniya sudei k distsiplinarnoi otvetstvennosti v sovremennom zakonodatel'stve i praktike kvalifikatsionnykh kollegii sudei // Politika i Obshchestvo. – 2014. – № 2. – S. 104-107. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.2.1117
16. Volokh V.A. Praktika raboty institutov grazhdanskogo obshchestva v sfere migratsii naseleniya // NB: Problemy obshchestva i politiki. - 2013. - 6. - C. 105 - 136. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.6.598. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_598.html
17. N. R. Ispravnikova, D. N. Romanov Perspektivy modernizatsii
bazovykh institutov sotsial'noi sfery // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 8. - C. 77 - 85.

18. Boskhamdzhieva N.A., Kashkina E.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie vzaimodeistviya organov
vnutrennikh del s institutami grazhdanskogo obshchestva v sfere preduprezhdeniya pravonarushenii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2010. - 9. - C. 13 - 17.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.