Статья 'Механизмы политического согласования интересов: системный анализ' - журнал 'Конфликтология / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Механизмы политического согласования интересов: системный анализ

Фельдман Павел Яковлевич

кандидат политических наук

советник ректора, Академия труда и социальных отношений

101000, Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 34

Fel'dman Pavel Yakovlevich

PhD in Politics

deputy rector, Labour and Social Relations Academy

101000, Russia, Moscow, Lobachevskogo St., 34

9315891@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0617.2015.4.17394

Дата направления статьи в редакцию:

25-12-2015


Дата публикации:

27-01-2016


Аннотация: В статье феномен политического согласования общественных интересов рассматривается через призму системного подхода. По мнению автора, в рамках политической системы общества функционирует комплекс институционализированных и неинституционализированных механизмов, посредством которых осуществляется конвергенция общественных интересов. В числе данных механизмов автором статьи выделяются горизонтальные и вертикальные. Первые обеспечивают взаимную интеграцию интересов субъектов, обладающих одинаковым политическим статусом и схожими политическими ресурсами (рядовых граждан, групп интересов, парламентских фракций, депутатских групп и т.д.). Механизмы, отнесенные в статье ко второму типу, реализуются посредством вертикальной коммуникации акторов, занимающих разные позиции в иерархии политической системы, - институтов государственной власти и заинтересованных групп. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор соотносит механизмы согласования общественных интересов с различными формами электорального и функциональными представительства и приходит к выводу о том, что достижению баланса интересов в обществе способствуют такие политические механизмы, как публичное лоббирование, социальное партнерство, а также некоторые институты прямой демократии и парламентские процедуры. Кроме того, в статье рассматривается комплекс политико-управленческих и информационно-коммуникационных механизмов, посредством которых государством осуществляется регулирование общественных интересов. Весьма перспективным направлением автору статьи видится использование технологий «мягкой силы» в целях гармонизации интересов власти и общества.


Ключевые слова: геополитика, Россия, мировая политика, внешняя политика США, международные отношения, дипломатия, интересы, государство, безопасность, риски

Abstract: The article considers the phenomenon of political coordination of public interests through a prism of a system approach. According to the author, there are institutionalized and non-institutionalized mechanisms by means of which public interests are being coordinated. These mechanisms are divided by the author into two types: horizontal and vertical. The first type of mechanism provides convergence of interests of subjects sharing the same political status and having similar political resources (subjects being ordinary citizens, interest groups, parliamentary fractions, deputy groups, etc.). The mechanisms of the second type are realized by means of vertical communication of the actors, who take different positions in hierarchy of political system - governmental institutes and interest groups. The methodological basis of the research is a systemic, structural and functional, comparative political approaches, methods of analysis, synthesis, induction, deduction, observation. The author compares the coordination mechanisms of public interest with various forms of electoral and functional representation and comes to a conclusion that balance in public interest can be achieved using political mechanisms such as public lobbying, social partnership, as well as institutes of direct democracy and parliamentary procedures. The system of administrative and communicative mechanisms by means of which the state carries out the regulation of public interests is also described in the article. The author considers "the soft power" as a prospective mechanism of harmonization of interests of the government and society.



Библиография
1.
Бурдье П. Социология политики. — М.: Socio-Logos, 1993.
2.
Гаинуллина Ф.И. Становление системы социального партнерства в республике Татарстан (политологический анализ). Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.п.н. М., 1999.
3.
Жирнов А.Г. Политические механизмы согласования общественных интересов: некоторые аспекты теории и практики // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. «Гуманитарные науки». 2008. Вып. 3. С. 350-357.
4.
Молкова М.А. Социальное партнерство и профсоюзы в системе задач политической модернизации // Человек. Общество. Управление. 2011. №2. С. 83 – 90.
5.
Руденко В.Н. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2006. С. 143 – 145.
6.
Толстик В.А. Референдум в России: основы, опыт, кртика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 24. С. 9-14.
7.
Шварценберг Р.Ж. Политическая социология: В 3 ч. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1992.
8.
Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. – Ney York, 1990.
9.
Будаев А.В. Сравнительный анализ «мягкой силы» во внешней политике России и Бразилии. // Латинская Америка. 2014. № 4. С. 24-31.
10.
Следзевский И.В., Филиппов В.Р., Хабенская Е.О. Влияние СМИ на формирование этнических стереотипов общественного сознания в столичном мегаполисе. М., 2005.
11.
Филиппов В.Р. Советская теория этноса. Историографический очерк / Сер. История науки. М., 2010.
12.
Манойло А.В. Парадигмы управления международными конфликтами: конкуренция или конфронтация. // Национальная безопасность / nota bene. 2011. № 5. С. 135-142.
13.
Филиппова Е.И., Филиппов В.Р. Государство и общество перед лицом социального кризиса (две парадигмы: российская и французская) // Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 2005. Москва, 2006. С. 12-25.
14.
Манойло А.В. Мирное разрешение международных конфликтов: национальные концепции, модели, технологии. // Власть. 2008. № 8. С. 79-83
15.
Бочарников И.В. Террористическая группировка «Исламское государство» как закономерное следствие ближневосточной стратегии США // Тренды и управление. - 2015. - 4. - C. 395 - 402. DOI: 10.7256/2307-9118.2015.4.17007.
16.
Нейматов А.Я. Теоретические аспекты исследования цветных революций // Тренды и управление. - 2015. - 4. - C. 359 - 365. DOI: 10.7256/2307-9118.2015.4.16913.
17.
Калачев Д.Н. Современная система международной безопасности: средовые параметры // Международные отношения. - 2014. - 4. - C. 544 - 549. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.4.13243.
18.
Карякин В.В. Цивилизационная антропология американского экспансионизма: от доктрины Монро к глобальному лидерству // Международные отношения. - 2013. - 4. - C. 487 - 468. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.4.9722.
19.
Карпович О.Г. Международные организации и их роль в предупреждении, урегулировании и разрешении этнополитических конфликтов // Национальная безопасность / nota bene. - 2014. - 3. - C. 398 - 405. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.3.11786.
References (transliterated)
1.
Burd'e P. Sotsiologiya politiki. — M.: Socio-Logos, 1993.
2.
Gainullina F.I. Stanovlenie sistemy sotsial'nogo partnerstva v respublike Tatarstan (politologicheskii analiz). Avtoreferat diss. na soiskanie uchenoi stepeni d.p.n. M., 1999.
3.
Zhirnov A.G. Politicheskie mekhanizmy soglasovaniya obshchestvennykh interesov: nekotorye aspekty teorii i praktiki // Vestn. Tambovskogo un-ta. Ser. «Gumanitarnye nauki». 2008. Vyp. 3. S. 350-357.
4.
Molkova M.A. Sotsial'noe partnerstvo i profsoyuzy v sisteme zadach politicheskoi modernizatsii // Chelovek. Obshchestvo. Upravlenie. 2011. №2. S. 83 – 90.
5.
Rudenko V.N. Konsul'tativnye obshchestvennye sovety: osobennosti organizatsii i deyatel'nosti // Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 2006. S. 143 – 145.
6.
Tolstik V.A. Referendum v Rossii: osnovy, opyt, krtika // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2013. № 24. S. 9-14.
7.
Shvartsenberg R.Zh. Politicheskaya sotsiologiya: V 3 ch. – Ch.1. – M.: Prosveshchenie, 1992.
8.
Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. – Ney York, 1990.
9.
Budaev A.V. Sravnitel'nyi analiz «myagkoi sily» vo vneshnei politike Rossii i Brazilii. // Latinskaya Amerika. 2014. № 4. S. 24-31.
10.
Sledzevskii I.V., Filippov V.R., Khabenskaya E.O. Vliyanie SMI na formirovanie etnicheskikh stereotipov obshchestvennogo soznaniya v stolichnom megapolise. M., 2005.
11.
Filippov V.R. Sovetskaya teoriya etnosa. Istoriograficheskii ocherk / Ser. Istoriya nauki. M., 2010.
12.
Manoilo A.V. Paradigmy upravleniya mezhdunarodnymi konfliktami: konkurentsiya ili konfrontatsiya. // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2011. № 5. S. 135-142.
13.
Filippova E.I., Filippov V.R. Gosudarstvo i obshchestvo pered litsom sotsial'nogo krizisa (dve paradigmy: rossiiskaya i frantsuzskaya) // Ezhegodnyi doklad Seti etnologicheskogo monitoringa i rannego preduprezhdeniya konfliktov. 2005. Moskva, 2006. S. 12-25.
14.
Manoilo A.V. Mirnoe razreshenie mezhdunarodnykh konfliktov: natsional'nye kontseptsii, modeli, tekhnologii. // Vlast'. 2008. № 8. S. 79-83
15.
Bocharnikov I.V. Terroristicheskaya gruppirovka «Islamskoe gosudarstvo» kak zakonomernoe sledstvie blizhnevostochnoi strategii SShA // Trendy i upravlenie. - 2015. - 4. - C. 395 - 402. DOI: 10.7256/2307-9118.2015.4.17007.
16.
Neimatov A.Ya. Teoreticheskie aspekty issledovaniya tsvetnykh revolyutsii // Trendy i upravlenie. - 2015. - 4. - C. 359 - 365. DOI: 10.7256/2307-9118.2015.4.16913.
17.
Kalachev D.N. Sovremennaya sistema mezhdunarodnoi bezopasnosti: sredovye parametry // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2014. - 4. - C. 544 - 549. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.4.13243.
18.
Karyakin V.V. Tsivilizatsionnaya antropologiya amerikanskogo ekspansionizma: ot doktriny Monro k global'nomu liderstvu // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2013. - 4. - C. 487 - 468. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.4.9722.
19.
Karpovich O.G. Mezhdunarodnye organizatsii i ikh rol' v preduprezhdenii, uregulirovanii i razreshenii etnopoliticheskikh konfliktov // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2014. - 3. - C. 398 - 405. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.3.11786.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"