Международные отношения - рубрика НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ"
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цыганков П.А. - Негосударственные участники мировой политики: взаимодействие с государствами и межправительственными организациями

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8977

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы многообразия негосударственных акторов (НГА) и их взаимодействия с государственными и надгосударственными международными субъектами. Возросшая роль НГА в международных отношениях и их влияние на мирополитические процессы – очевидная данность, признаваемая практически всеми наблюдателями и исследователями. МНПО участвуют в решениях, принимаемых ЭКОСОС и др. институтами ООН, а также структурами Евросоюза и иных международных организаций. Они воздействуют на общественное мнение, привлекая внимание к нарушению прав человека; без них не обходятся гуманитарные операции и ликвидация последствий гуманитарных катастроф; они оказывают благотворительную помощь нуждающимся. Неправительственные организации содействуют развитию экономически бедных регионов и стран; выступают в защиту окружающей среды; объединяют группы ученых и других профессионалов в крупные международные ассоциации, способствующие прогрессу науки, техники, экономики и социально-политическим преобразованиям обществ. Наконец, МНПО вносят серьезный вклад в развитие международного права; формируют в международных отношениях и мировой политике новый моральный климат; стимулируют активность гражданского общества и солидарность в причастности к глобальным проектам по справедливому переустройству мира.
Наумов А.О. - Роль глобальных правозащитных НПО в мировой политике (на примере деятельности организации «Хьюман Райтс Вотч») c. 47-59

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.1.33560

Аннотация: Объектом исследования предлагаемой вниманию читателей статьи является глобальная правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч». Предметом исследования является деятельность данной международной неправительственной организации (МНПО) в годы за последние полвека, начиная от момента ее основания вплоть до 2020 года. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как историю создания «Хьюман Райтс Вотч», характер ее деятельности в годы «холодной войны», эволюцию подходов к основным проблемам в области защиты прав человека в постбиполярный период, а также анализирует современные кампании этой глобальной НПО. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы историзма, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Впервые в отечественной историографии на основе первоисточников и актуальной научной литературы анализируется роль международной неправительственной правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» в системе глобального управления от ее создания до современного периода. Автор приходит к выводу, что вклад «Хьюман Райтс Вотч», как и других правозащитных МНПО, в решение глобальных проблем современности чрезвычайно велик, однако говорить о данных акторах мировой политики как об абсолютно беспристрастных и нейтральных организаций не приходится. С одной стороны, именно благодаря деятельности подобных организаций проблема верховенства права и универсальных прав и свобод человека стала одним из ключевых понятий международных отношений на рубеже веков, но с другой - они справедливо критикуется за предвзятость, политическую ангажированность и приверженность «двойным стандартам».
Федякин И.В. - Мегаполисы как субъекты политики: история и современное состояние

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.10165

Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки превращения мегаполисов в субъекты политических процессов различного уровня. Выявляются основные тенденции трансформации политической роли крупных городов в ходе их исторического развития. Одной из тенденций глобального развития, сохраняющей устойчивую динамику на протяжении последних нескольких десятилетий, является, с одной стороны, рост числа городов, с другой стороны, увеличение количества проживающего в них населения. Сегодня все больше и больше людей во всем мире живет в крупных и непрерывно растущих городах, концентрация населения в них постоянно увеличивается. В ряде крупнейших городов планеты – мегаполисах – число жителей приближается к 15 млн. человек, городов с населением в 5-10 млн. насчитывается уже не один десяток, а счет городам-«миллионерам» идет на сотни, если не на тысячи. Более того, в отдельных плотно населенных районах возникают сросшиеся на обширных по площади территориях группы населенных пунктов, в которых стираются различия между городским и сельским населением, типом культуры, стилем жизни, психологией, бытом.
Федякин И.В. - Мегаполисы как субъекты политики: история и современное состояние c. 88-93

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.1.63752

Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки превращения мегаполисов в субъекты политических процессов различного уровня. Выявляются основные тенденции трансформации политической роли крупных городов в ходе их исторического развития. Одной из тенденций глобального развития, сохраняющей устойчивую динамику на протяжении последних нескольких десятилетий, является, с одной стороны, рост числа городов, с другой стороны, увеличение количества проживающего в них населения. Сегодня все больше и больше людей во всем мире живет в крупных и непрерывно растущих городах, концентрация населения в них постоянно увеличивается. В ряде крупнейших городов планеты – мегаполисах – число жителей приближается к 15 млн. человек, городов с населением в 5-10 млн. насчитывается уже не один десяток, а счет городам-«миллионерам» идет на сотни, если не на тысячи. Более того, в отдельных плотно населенных районах возникают сросшиеся на обширных по площади территориях группы населенных пунктов, в которых стираются различия между городским и сельским населением, типом культуры, стилем жизни, психологией, бытом.
Букалова С.В. - Институциональная основа поддержки международных связей субъектов РФ (на материалах областей Центральной России) c. 142-154

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.1.22001

Аннотация: В статье предлагается анализ базовых институтов поддержки международных связей субъектов РФ, к которым автор относит специализированные органы управления и международные соглашения субъектов РФ, а так же агентства привлечения инвестиций. Статья освещает конфигурацию международных связей шести соседних регионов Центральной России: Орловской, Брянской, Курской, Калужской, Тульской и Липецкой областей. Автор характеризует место органов управления международной деятельностью в системе региональных органов власти, даёт оценку формам и географии международных договоров рассматриваемых субъектов РФ. В качестве критерия эффективности сложившейся институциональной основы международных связей российских регионов автор использует данные об иностранных инвестициях, привлечённых ими. В статье впервые проводится сравнительный анализ сложившегося комплекса институтов координации международных связей российских регионов, относящихся к "внутренней", малоактивной модели международного сотрудничества в условиях повышенной конкуренции за иностранные инвестиции. Автор приходит к выводу о том, что для рассматриваемых регионов остаётся актуальной задача поиска оптимальной конфигурации институтов координации международных связей.
Агапов И.О. - Правовое регулирование лоббирования в США: проблемы и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.15530

Аннотация: Предметом исследования является режим раскрытия информации о лоббистской деятельности, установленный американским законодательством. Особое внимание уделяется изучению механизма обеспечения исполнения Закона о раскрытии лоббирования. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются секретарь Сената и клерк Палаты представителей Конгресса США в своей правоприменительной деятельности. Кроме того, рассматривается ряд решений Верховного суда США, так или иначе касающихся осуществления Конгрессом законодательных и административно-распорядительных полномочий. Анализируется реальное состояние процесса правовой регламентации лоббистских отношений в США. В процессе исследования автором использовались различные научные методы, в том числе: исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический. Новизна проведенного исследования заключается в освещении значительных, но почти незаметных на первый взгляд проблем реализации положений основного американского закона, регулирующего взаимодействие лоббистов с охваченными должностными лицами. На основе глубокого анализа автором предлагается несколько способов решения данных проблем, делается вывод о необходимости существенного пересмотра Закона о раскрытии лоббирования.
Агапов И.О. - Правовое регулирование лоббирования в США: проблемы и перспективы c. 194-200

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.67926

Аннотация: Предметом исследования является режим раскрытия информации о лоббистской деятельности, установленный американским законодательством. Особое внимание уделяется изучению механизма обеспечения исполнения Закона о раскрытии лоббирования. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются секретарь Сената и клерк Палаты представителей Конгресса США в своей правоприменительной деятельности. Кроме того, рассматривается ряд решений Верховного суда США, так или иначе касающихся осуществления Конгрессом законодательных и административно-распорядительных полномочий. Анализируется реальное состояние процесса правовой регламентации лоббистских отношений в США. В процессе исследования автором использовались различные научные методы, в том числе: исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический. Новизна проведенного исследования заключается в освещении значительных, но почти незаметных на первый взгляд проблем реализации положений основного американского закона, регулирующего взаимодействие лоббистов с охваченными должностными лицами. На основе глубокого анализа автором предлагается несколько способов решения данных проблем, делается вывод о необходимости существенного пересмотра Закона о раскрытии лоббирования.
Фельдман П.Я. - Международный лоббизм в условиях глобальной дестабилизации

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.3.14322

Аннотация: В статье рассматривается лоббистская деятельность российских и зарубежных групп интересов, осуществляемая на международном уровне в условиях глобальной дестабилизации. Автор изучает особенности влияния экономических субъектов (компаний, корпораций, финансово-кредитных учреждений), чьи интересы связаны с урегулированием/эскалацией конфликта между РФ и западными странами, на органы государственной власти США и европейских государств. В частности, подробно анализируются примеры успешных и безуспешных лоббистских кампаний, направленных на преодоление конфронтации и отмену действующих санкций. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Автор статьи приходит к выводу о том, что взаимоотношения государств, находящихся в состоянии конфликта, во многом определяются деятельностью так называемых «групп интересов мира» и «групп интересов войны». Первые заинтересованы в отмене ограничений для ведения международного бизнеса, а вторые, напротив, связывают свои экономические интересы с дальнейшей эскалацией международного конфликта. Перспективы преодоления глобальной нестабильности автор видит в повышении эффективности лоббистской деятельности «групп интересов мира» в органах власти США и стран Евросоюза.
Фельдман П.Я. - Международный лоббизм в условиях глобальной дестабилизации c. 336-340

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.3.66650

Аннотация: В статье рассматривается лоббистская деятельность российских и зарубежных групп интересов, осуществляемая на международном уровне в условиях глобальной дестабилизации. Автор изучает особенности влияния экономических субъектов (компаний, корпораций, финансово-кредитных учреждений), чьи интересы связаны с урегулированием/эскалацией конфликта между РФ и западными странами, на органы государственной власти США и европейских государств. В частности, подробно анализируются примеры успешных и безуспешных лоббистских кампаний, направленных на преодоление конфронтации и отмену действующих санкций. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Автор статьи приходит к выводу о том, что взаимоотношения государств, находящихся в состоянии конфликта, во многом определяются деятельностью так называемых «групп интересов мира» и «групп интересов войны». Первые заинтересованы в отмене ограничений для ведения международного бизнеса, а вторые, напротив, связывают свои экономические интересы с дальнейшей эскалацией международного конфликта. Перспективы преодоления глобальной нестабильности автор видит в повышении эффективности лоббистской деятельности «групп интересов мира» в органах власти США и стран Евросоюза.
Микаэль Н. - Из истории подготовки в России национальных кадров для стран Африки (к 115- летию установления дипломатических отношений между Россией и Эфиопией)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13113

Аннотация: Статья посвящена историю подготовки в России специалистов для Эфиопии в период с конца XIX в. до начале XX в. Особое внимание автор уделяет роль российского общества красного креста в установлении дипломатических отношении между двумя государствами. С приходом большевиков к власти в России дипломатические отношения между Россией и Эфиопией были приостановлены. Официальная Аддис-Абеба симпатизировала сторонникам царского режима, а потому, когда весть о расстреле императора Николая II и его семьи достигла Эфиопии, в церкви св. Георга в Аддис-Абебе была устроена специальная поминальная служба, на которой присутствовали также патриарх эфиопской христианской церкви, сановники и дипломаты западных государств, включая временного поверенного в делах России П.К. Виноградова. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Официальные отношения между двумя государствами были заморожены вплоть до 1943 г. Студентов из Эфиопии в Россию больше не посылали, лишь в 1960-е г. эта практика возобновилась. И, тем не менее, Россия осталась в истории одним из первых европейских государств, начавших подготовку специалистов для Африки.
Микаэль Н. - Из истории подготовки в России национальных кадров для стран Африки (к 115- летию установления дипломатических отношений между Россией и Эфиопией) c. 559-565

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65638

Аннотация: Статья посвящена историю подготовки в России специалистов для Эфиопии в период с конца XIX в. до начале XX в. Особое внимание автор уделяет роль российского общества красного креста в установлении дипломатических отношении между двумя государствами. С приходом большевиков к власти в России дипломатические отношения между Россией и Эфиопией были приостановлены. Официальная Аддис-Абеба симпатизировала сторонникам царского режима, а потому, когда весть о расстреле императора Николая II и его семьи достигла Эфиопии, в церкви св. Георга в Аддис-Абебе была устроена специальная поминальная служба, на которой присутствовали также патриарх эфиопской христианской церкви, сановники и дипломаты западных государств, включая временного поверенного в делах России П.К. Виноградова. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Официальные отношения между двумя государствами были заморожены вплоть до 1943 г. Студентов из Эфиопии в Россию больше не посылали, лишь в 1960-е г. эта практика возобновилась. И, тем не менее, Россия осталась в истории одним из первых европейских государств, начавших подготовку специалистов для Африки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.