Международные отношения - рубрика СОВРЕМЕННЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "СОВРЕМЕННЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ"
СОВРЕМЕННЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ
Геворгян А.Г. - Концептуальная карта внешней политики Турецкой Республики после прихода к власти ПСР c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.27291

Аннотация: В данной статье раскрыто значение основных внешнеполитических концепций Турецкой Республики после прихода к власти Партии справедливости и развития. Рассмотрены основные доктрины, которые стали определяющими в вопросе выстраивания внешнеполитического курса Турции. Проанализированы все новые идеи реализации внешней политики и выявлены основные концепции, на основе которых Турция планирует реализовать геополитические цели. В статье демонстрируется переосмысление исторического и политического содержания «османского наследия», которое стало одним из главных факторов внутренней и внешнеполитической доктринальной эволюции Турции. Для анализа данного вопроса применялись следующие методы исследования: исторический метод, системный метод, проблемно-хронологический, сравнительный анализ. Изучение и анализ внешней политики Турции возможно только при правильном представлении основ, то есть, концепций этой политики. Кардинальные изменения ситуации в мире, а также в регионе Большого Ближнего Востока в последние годы повлияли на активизацию внешней политики Турецкой Республики и привели к необходимости изучения и понимания доктринальных основ этой политики. Для прогнозирования дельнейшей внешней «практической политики» Турции важно изучение ее внешнеполитических доктрин. Внешнеполитические процессы, последовавшие правлению ПСР, а также анализ таких концепций, как «стратегическая глубина», «центральное государство», «ноль проблем с соседями», «энергетический хаб – коридор», продемонстрировали, что активная внешняя политика Турции имеет четко сформулированный концептуальный базис, и выстраивание внешнеполитических реалий, в целом, исходит от тех концепций, переосмысливших внешнюю политику Турции, которые были предложены ПСР.
Гузаеров Р.И. - Новая эпоха политики добрососедства Турции c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.2.37854

Аннотация: Статья посвящена анализу стратегии добрососедства во внешней политике Турции. Стратегия направлена на увеличение роли Турции в рамках международной системы. Цель исследования - рассмотреть теоретические положения политики добрососедства, обозначить причины ее трансформации с точки зрения национальных интересов Турции в рамках трансформации системы международных отношений и изменений баланса сил на региональном уровне, а также выявить новые тенденции в рамках этой политики. Методологическую основу исследования составляют метод системного анализа и исторический метод, при помощи которого в статье проанализированы основные этапы развития политики "ноль проблем с соседями". Автор подробно рассматривает стратегию добрососедства с момента ее принятия до настоящего времени. Данная стратегия обосновывает региональное лидерство Турции. Особое внимание уделено причинам модернизации и трансформации стратегии добрососедства. Автор подробно рассмотрел фактор силы, который стал составной частью стратегии после неудач турецкой дипломатии и с помощью которой Турция усилила свое влияния в соседних регионах. Силовая политика позволила Турции стать участником региональных конфликтов, ясно обозначить свои интересы и продемонстрировать решительность в их защите. По итогам исследования, сделан вывод, что Турция возвращается к первоначальному мирному варианту политики добрососедства. Данная стратегия продолжает оставаться ключевой во внешней политике Турции.
Полтораков А.Ю. - Геостратегия современного государства: политико-экономические дилеммы

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7954

Аннотация: Современное государство, исходя из глокальной «коньюнктуры», должна выбрать необходимый баланс, оптимальное соотношение между ресурсным обеспечением своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на мировой арене. Проблема выбора соотношения особо актуальна для таких «средних государств» как Украина. Для них принципиальным внутренним вызовом является декларативность идеи «экономизации внешней политики» – которая на практике оборачивается «политизацией внешнеэкономических связей». В условиях «стабильной нестабильности» миропорядка для геостратегии государства все большее значение приобретает международный контекст. Ключевым вызовом является принципиальное изменение общего характера субъектности международных отношений. Наложение этих факторов приводит к тому, что конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями, к которому в конечном итоге сводится геостратегический «обмен», обретает дополнительную остроту.
Скворцова Е.М. - Оборонная политика современной Польши с точки зрения теории «баланса угроз» c. 26-46

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.2.29586

Аннотация: Целью данного исследования является комплексный анализ политики безопасности Третьей Польской Республики с точки зрения теории «баланса угроз», включающей в себя такие стратегии поведения государств как «перекладывание ответственности» (buckpassing), «балансирование» (balancing) и «примыкание к победителю» (bandwagoning), направленных на обеспечение обороноспособности страны. Автор подробно рассматривает возможности Польши по самообеспечению обороны, ожидания польских властей по реализации национальных интересов в рамках сотрудничества со своими партнерами, а также проблемы, с которыми сталкивается государство. Методологическую основу исследования составляют функциональный, структурно-функциональный, исторический, нормативный, институциональный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Рассмотрение оборонной политики Третьей Польской Республики с точки зрения теории «баланса угроз» позволило проанализировать издержки, с которыми сталкивается польское государство в результате своего выбора. Было доказано, что отказ от стратегии «перекладывания ответственности» полностью соответствует национальным интересам страны. Также проведенное исследование позволило выявить неоднозначность выигрышности для Польши стратегии «примыкание к победителю» над стратегией «балансирования». Было доказано, что асимметрия польско-американских отношений является для Польши не меньшей, проблемой, чем геополитические вызовы.
Зуборева М.А. - Базовые детерминанты немецкой внешней политики и политики обеспечения безопасности c. 54-67

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.3.23528

Аннотация: Предметом исследования является определенное множество базовых детерминант принятия внешнеполитических решений в ФРГ, а также особенности развития самой Германии, которые создают специфику параметров внешней политики страны. Особое внимание в работе уделяется переходу от Боннской до Берлинской республики, когда была сформирована дилемма внешней политики страны. Целью работы является выявление взаимосвязи между факторами, влияющими на принятие решения в Германии, и особенностями экономики, геополитического положения, политической культуры страны и личностный фактором. Метод исследования - теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий, интервью и высказываний видных политических деятелей, документов и источников на заданную тематику. Результатом работы является доказательство того, что особенности вектора развития самой ФРГ, которые сложились исторически именно таким образом, создают специфику параметров внешней политики страны. Показано, что в ходе перехода от Боннской до Берлинской республики была сформирована дилемма внешней политики Германии, суть которой заключалась в противоборстве двух альтернативных точек зрения: возможности и запрета применения военной силы за рубежом; а если это возможно, то в каком формате. Доказано, что отказ Германии принимать участие в ливийской компании НАТО дал ей возможность разрешить эту дилемму в соответствии с «онтологией» собственной национальной безопасности. Определены основные значения внешней политики ФРГ. Выводом представленной работы является то, что внутриполитические и экономические особенности Германии привели к оформлению определенной логики выстраивания внешнеполитического поведения ФРГ.
Owusu-Ampaw M. - South-South Cooperation: A New Model of Mutual Partnership between China and Africa c. 61-69

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26470

Abstract: For decades, China and Africa have been united by cooperation that touches on several fields. But this cooperation has significantly grown over the past decade to the point where it is considered a form of “abusive exploitation of Africa by China” by some observers. Yet, in reality this partnership can be described as cooperation void of risk of being too wrong, win-win. This article raises the question of existence of Western monopoly in terms cooperation aimed at development and growing multiplicity of cooperation policies in this area. It also considers the practices of China’s “South-South” cooperation with African countries and then compares them to traditional North-South cooperation policies. The China’s authorities are deploying South-South cooperation rhetoric and are positioning themselves as reference for developing countries. China is trying to cultivate a positive image in Africa by mobilizing a wide range of academic, cultural, media, economic, and other instruments contributing to strengthening of its power of attraction and the promotion of its development model on the continent. The article assesses the impact of Chinese cooperation on development dynamics in Africa in terms of challenges and opportunities.
Филиппов В.Р. - Первое африканское турне Э. Макрона c. 75-89

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.1.25486

Аннотация: Предметом исследования являются ход, результаты и возможные последствия первого официального визита президента Франции Э. Макрона в три африканские страны: Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар и Гану. Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как причины, обусловившие выбор именно этих стран для «президентского турне», особенности отношения к Пятой республике и ее главе в каждой из этих стран, изначальное целеполагание Елисейского дворца на переговорах с главами названных государств Черного континента. Особое внимание уделяется инициативам французского президента, выдвинутым на Пятом саммите Европейского и Африканского союзов. В ходе исследования автор руководствовался принципом историзма и использовал сравнительный политологический метод. Использование этого метода позволило автору интерпретировать результаты визита Э. Макрона в контексте особенностей исторического развития Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар и Ганы. «Африканское турне» главы французского государства имело место совсем недавно, в декабре 2017 года, оно еще не стало предметом изучения ни в отечественной, ни в зарубежной политологической науке. Автор приходит к выводу о том, что визит Э. Макрона не может оцениваться как успех французской дипломатии и свидетельствует о падении престижа Франции в ее бывших колониях.
Бояркина А.В., Мефодьева С.А., Кузьмина О.В. - Стратегия применения «мягкой силы» КНР в отношении внешней политики КНДР c. 79-89

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.1.21706

Аннотация: Данная статья посвящена влиянию концепции «мягкой силы» Китая на внешнеполитическое поведение и культурную дипломатию КНДР. Цель статьи показать, каким образом руководство КНР, применяя инструменты «мягкой силы» на экономическом, культурном и политическом уровнях, оказывает влияние на Северную Корею и существует ли в самой КНДР «мягкая сила». Авторы подчеркивают, что китайские дипломаты и чиновники проводят эффективную работу по поддержке внешнеполитического курса КНДР. В связи с этим руководство КНР, призывая решать конфликт только мирным путем с учетом интересов обоих корейских государств, разрабатывает внешнеполитический курс в отношении соседей с целью сохранение мира и ослабление напряженности в этом регионе. Методом исследования является сравнительный анализ двух национальных внешнеполитических концеций мягкой силы в КНР и КНДР Таким образом, американская военная угроза является наиболее важным фактором в скорейшем достижении этой цели. Иными словами, эффект от «мягкой силы» убеждения Китая Северной Кореи нейтрализован жесткой силовой угрозой, исходящей от Америки. Западные аналитики считают, что одной из стратегических задач китайского правительства является предотвращение экономического и гуманитарного коллапса Северной Кореи. Китайские эксперты считают, что результат использования «мягкой силы» в отношении КНДР крайне ограничен. Сохранение политического статус-кво в Северной Корее является неотъемлемой частью стратегии внешней политики Китая. Решение северокорейской проблемы пока не найдено, но политический курс КНР и оперативные средства, которые не работают, были бы шагом в правильном направлении.
Филиппов В.Р. - Африканская политика Э. Макрона: «мягкая сила» или сила оружия? c. 110-122

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25868

Аннотация: Предметом исследования является совокупность внешнеполитических практик Французской Республики, мобилизованных в настоящее время Э. Макроном и соответствующих содержанию понятия «мягкая сила». Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как использование франкофонии в качестве конкурентного преимущества в борьбе за доминирование на африканском континенте; апелляции к распространению демократических норм в африканских государствах; призывы к международному гуманитарному сотрудничеству и проч. Особое внимание уделяется рассмотрению политического дискурса, призванного оправдать военное и экономическое присутствие Пятой республики в странах Тропической Африки. В ходе исследования автор руководствовался принципом историзма и использовал сравнительный политологический метод для анализа африканской политики Елисейского дворца. Использование этого метода позволило автору проследить преемственность и выявить новации в африканской политике Э. Макрона. Автор впервые обратил внимание на то, что Э. Макрон имеет возможность апеллировать к «мягкой силе» лишь в силу избыточного присутствия французских войск в зонах особых экономических и стратегических интересов Франции на африканском континенте. Политика «мягкой силы» рассматривается в противопоставлении военно-политической доктрине «Франсафрик», которая была реализована Елисейским дворцом в пост-колониальный период и которая фактически реализуется в настоящее время, несмотря на политическую демагогию Э. Макрона.
Черняев М.С. - «Особые отношения» Великобритании и США через призму стратегических документов c. 113-124

DOI:
10.7256/2454-0641.2024.1.70210

EDN: ZEMUUT

Аннотация: Статья посвящена анализу текущего состояния британо-американских отношений и их соответствия закрепленному ранее статусу «особых». Предмет исследования составляют актуальные стратегические документы стран – Обновленный комплексный обзор Великобритании 2023 г. и Стратегия национальной безопасности США 2022 г. Подробное изучение документов позволило выявить стратегические приоритеты стран, точки пересечения интересов, а также разницу в позиционировании на международной арене и подходах к двусторонним отношениям друг с другом. Учитывая необходимость сопоставления декларируемой стратегии и практически реализуемых действий для получения полного представления о текущем состоянии отношений Великобритании и США, автор подробно рассматривает достигнутые странами договоренности в период после опубликования анализируемых в статье стратегических документов, а также международную повестку, оказывающую влияние на двусторонние отношения. Методологическую основу исследования составляют сравнительный и контент-анализ. Использование данных методов в совокупности с системным анализом позволило комплексно оценить текущее состояние британо-американских отношений. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые проводится комплексный сравнительно-сопоставительный анализ Обновленного комплексного обзора Великобритании 2023 г. и Стратегии национальной безопасности США 2022 г. Результаты исследования позволили получить представление не только о текущем статусе двусторонних отношений, но и об их отдельных стратегических приоритетах стран, что может быть полезно при проведении дальнейших исследований, предметом которых являются Великобритания и США. Основной вывод исследования заключается в том, что «особые отношения» по-прежнему имеют значение для обеих стран в продвижении национальных интересов. Несмотря на то, что термин не упоминается во внешнеполитических документах, сходство стратегических приоритетов создает основу для дальнейшего партнерства. Благодаря стратегическим договоренностям и выгоде, которую из них извлекают Великобритания и США, отношения все еще сохраняют статус «особых».
Ли Н. - Инициатива "Один пояс, один путь" как "золотой ключ" к будущему Китая и Латинской Америки c. 123-127

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26559

Аннотация: В статье автор рассматривает причины заинтересованности государств Латинской Америки в участии в китайской инициативе "Один пояс, один путь". Автор выявляет существующие и перспективные пути взаимодействия в рамках совместной реализации инициативы. Объектом исследования выступает инициатива "Один пояс, один путь" как площадка для укрепления и расширения межгосударственного сотрудничества в современных международных отношениях. Государства Латинской Америки являются неотъемлемой частью предложенной китайской стороной инициативы. Предметом исследования выступают существующие и перспективные направления сотрудничества в раках изучаемого проекта, основные цели взаимодействия. Методологическую базу исследования составил принцип историзма, благодаря которому автору удалось определить важность возрождения Великого шелкового пути для КНР. Ввиду того, что заявленная в статье проблематика относится к современности, автором был осуществлен проблемно-исторический анализ. По мнению автора, актуальность участия латиноамериканских государств в проекте "Один пояс, один путь" обусловлена увеличивающейся ролью Китайской Народной Республики на международной арене, активным участием государства в текущей международной проблематике. Китай также является инициатором разрешения ряда международных вопросов. Латинская Америка очень колоритный регион, этнически разнообразный, подавляющее большинство государств континента развивают с Китайской Народной Республикой отношения стратегического партнерства. Новизна исследования заключается в выявлении новых возможностей для укрепления сотрудничества и эффективной реализации инициативы. Автор определит причины заинтересованности сторон друг в друге. Автор статьи приходит к выводу, что Китай будет продолжать инвестировать в государства Латинской Америки ввиду заинтересованности в сотрудничестве.
Полтораков А.Ю. - Геостратегия современного государства: политико-экономические дилеммы c. 340-344

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62918

Аннотация: Современное государство, исходя из глокальной «коньюнктуры», должна выбрать необходимый баланс, оптимальное соотношение между ресурсным обеспечением своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на мировой арене. Проблема выбора соотношения особо актуальна для таких «средних государств» как Украина. Для них принципиальным внутренним вызовом является декларативность идеи «экономизации внешней политики» – которая на практике оборачивается «политизацией внешнеэкономических связей». В условиях «стабильной нестабильности» миропорядка для геостратегии государства все большее значение приобретает международный контекст. Ключевым вызовом является принципиальное изменение общего характера субъектности международных отношений. Наложение этих факторов приводит к тому, что конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями, к которому в конечном итоге сводится геостратегический «обмен», обретает дополнительную остроту.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.