по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 05-07-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Хадыров Р.Ю. - Соотношение процесcов трансформации и модернизации в формировании политической системы Таджикистана c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.39970

EDN: CMMPOH

Аннотация: Проблемы социально-политической, культурной трансформации традиционного общества и модернизации политической системы Таджикистана находятся в центре внимания таджикистанских и российских политологов с момента приобретения независимости республики. В данной статье раскрываются некоторые теоретические аспекты и практические результаты постсоветской трансформации институтов и модернизации политической системы. Установлены сущностные связи между категориями «трансформация», «модернизация», «политический транзит», раскрывающими природу и характер произошедших политико-системных преобразований в Таджикистане. Сделан вывод, что общим трендом для традиционных обществ, осуществляющих «догоняющую модернизацию», являются авторитарные методы управления модернизационным процессом, что характерно и для Таджикистана. Тема ускорения модернизации во многом еще традиционного таджикистанского общества, его политической системы становится все более актуальной в эпоху глобальных изменений миропорядка. Противоречие между «традицией» и «модерном» - это не только столкновение мировоззренческих, идеологических и политических установок, это вопрос выживания властных элит и источник развития политической системы. Анализ векторов и завершенности постсоветской политико-системной и режимной трансформации Таджикистана актуален и важен для оценки устойчивости государства и общества к нарастающим глобальным вызовам и региональным угрозам. Цель статьи - определить типологию, этапы процессов, характеризующих произошедшие за 30 лет независимости институциональные, политические, социальные изменения. Поставленная цель связана с исследовательским вопросом: актуальное состояние политической системы и общества Таджикистана – это завершение постсоветской политической трансформации, стадия демократического транзита или очередной этап модернизации, институциональной модификации? Поиск ответов начнем с рассмотрения теории и этимологических основ этих категорий.
ГЛОБАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Шахэти А. - Интересы Китая на Балканах c. 11-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.40811

EDN: SAMMBM

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению интересов Китайской Народной Республики на Балканском полуострове. Объектом исследования служат политические и экономические отношения Китайской Народной Республики с ключевыми игроками на Балканском полуострове: Сербией, Румынией, Болгарией и Турецкой Республикой. Автор подробно рассматривает национальные интересы Китайской Народной Республики по отношению к государствам региона. Уделяется пристальное внимание напряженности в регионе и путям её нивелирования со стороны КНР. Данное исследование базируется на теории политического реализма, характеризующей отношения между государствами как соперничество или вражду с целью защиты своих национальных интересов. Отсутствие противостояния между государствами рассматривается как временное явление, заменяемое противоборством и/или военными действиями. Во время исследования автором были применены институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы.   Основными выводами проведенного исследования являются установление интересов Китайской Народной Республики в регионе Балканского полуострова в контексте реализации со стороны КНР проекта «Один пояс и один путь», сухопутная часть которого, под названием «Экономический пояс Нового Шелкового пути», затрагивает ключевых игроков на Балканском полуострове: Турецкую Республику, Румынию и Болгарию. Автором было выявлено исключение из политики экономической экспансии Китайской Народной Республики в лице Сербской Республики. Более того, уделено пристальное внимание росту товарооборота между Китайской Народной Республикой и Сербией, Турцией, Румынией и Болгарией. Актуальность исследования обусловлена ростом политического и экономического влияния Китайской Народной Республики во всем мире, не исключая регион Балканского полуострова.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Гавриленко Н.В. - "Страх" как фактор дезинтеграции: концептуальное осмысление британо-европейских отношений в контексте Брекзита c. 18-35

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.41052

EDN: RHRVVW

Аннотация: В статье предпринимается попытка внести вклад в дискуссию вокруг британской национальной идентичности и ее влияния на внешнюю политику государства на примере отношений с Европейским союзом. Для того, чтобы обосновать выход из интеграционного объединения, автор предлагает концепцию "страха" в рамках конструктивистского подхода к анализу взаимодействий между акторами международных отношений. В соответствии с ней логику поведения государств представляется возможным объяснить через четыре импульса, вызывающих страх за свою идентичность. Они являются обобщающими категориями, упрощающими анализ и описание действий акторов в связях с контрагентами. На основе полученных результатов и изучения отношений между Великобританией и Европейским союзом можно сделать вывод, что углубление интеграции с постепенным увеличением полномочий наднациональных органов приводит к конфликту между национальной и транснациональной идентичностями. В страхе перед утратой своей самобытности, которая имеет принципиальное значение, Соединенное Королевство попыталось секьюритизировать ее через выход из объединения. Концепция "страха", таким образом, позволяет понять причины, по которым политические деятели прибегают к политизации угрозы и разработке сценария безопасности, коим, в случае британо-европейских отношений, является Брекзит. Однако восстановление идентичности это не гарантирует, а может лишь усугубить внутренние противоречия, о чем свидетельствует случай Британии.
МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Цзян Ю. - Миротворческая деятельность в концепции глобального управления безопасности китайского лидера Си Цзиньпина c. 36-53

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.39555

EDN: RHTCHI

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические основы концепции глобального управления безопасности, предложенной Си Цзиньпином, и практическое применение в миротворческой деятельности ООН. Цель статьи заключается в формировании более широкого представления о концепции глобального управления безопасности, предложенной Си Цзиньпином, в том числе через анализ ее практического применения в миротворческой деятельности по линии ООН. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как кризис мирового порядка после распада двуполярного мира, идеи глобального управления в области безопасности в политике Си Цзиньпина, а также конкретизация Глобальной инициативы безопасности КНР в миротворческой деятельности под эгидой ООН. С позиций глобального управления в области безопасности, включая миротворческую деятельность, раскрывается намного реже (в русскоязычных источниках данное направление практически не освещается), что свидетельствует об актуальности настоящей статьи. Новизну исследованию дополнительно придает концептуальное оформление Глобальной инициативы по безопасности (ГИБ) и ее доведение до широкой общественности в апреле 2022 г. На основе применения системного метода автор пришла к выводу о том, что Глобальная инициатива по безопасности (ГИБ), отвечающая широкому кругу национальных интересов Китая, стала ответом на разбалансированный международный порядок безопасности, в котором доминирует коллективный Запад. Один из приоритетов внешней политики – это позиционирование КНР в качестве нового надежного поставщика глобальной безопасности. Эту задачу, по сути, решает участие Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в миротворческой деятельности ООН.
СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Awah J. - The African Diaspora in Russia: History, Contributions, and Potential for Africa-Russia Relations. c. 54-60

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.40826

EDN: RHUCKM

Abstract: The African diaspora in Russia has a long and complex history, dating back to the era of the Soviet Union. Despite facing significant challenges, the African diaspora in Russia has made important contributions to Russian society and has the potential to play a key role in strengthening Africa-Russia relations. This article provides an overview of the history of the African diaspora in Russia, its contributions to Russian society, and the ways in which it can contribute to Africa-Russia relations. Drawing on existing literature and case studies, the paper analyses the challenges and opportunities facing the African diaspora in Russia and provides recommendations for policymakers seeking to strengthen Africa-Russia relations. The main conclusions from this article are recommendations for policymakers. The growing economic ties between Africa and Russia provide opportunities for future development, but policymakers must address the challenges facing the African diaspora in Russia to fully realize this potential. Policymakers can strengthen Africa-Russia relations and create a more inclusive and equitable society for all by promoting anti-discrimination policies, supporting African students and entrepreneurs, increasing cultural exchange and dialogue, and considering the African diaspora as partners and not instrument to promote its own interest. This will go a long way to improve the image of Russia abroad since the diaspora always act as a bridge to other world regions.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.