по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 07-10-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Селиванов А.П. - Идеологический базис механизмов продвижения политических интересов КНР в Бразилии и Аргентине в XXI веке c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.26791

Аннотация: Предметом исследования является внутреннее идеологическое содержание современной китайской внешней политики, ее соотношение с господствующими в Аргентине и Бразилии политическими течениями. Особо важным элементом исследования стоит считать подробный анализ идеологических концепций и доктрин, которые лежат в основе современной китайской политической жизни. Производится анализ различий в политической риторике КНР в отношении Аргентины и Бразилии. Производится анализ ожидаемых результатов политического присутствия КНР в Аргентине и Бразилии на современном этапе Основой исследования выступает метод системного анализа, метод синтеза и анализа, сравнительно-исторический метод анализа, метод интертекстуального анализа Автор приходит к выводу, что идеологическая составляющая китайской внешней политики представляет собой важнейший инструмент в становлении политического присутствия в Бразилии и Аргентине. Делается вывод, что успех реализации китайской внешней политики в регионе зависит от уровня диалога между Аргентиной и Бразилией. Главным выводом является то, что КНР к 2018 году располагает идеологической платформой в стратегии политического взаимодействия с Аргентиной и Бразилией, которая позволяет поддерживать высокий уровень межгосударственного диалога вне зависимости от политического курса правительства этих стран.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сардарян Г.Т. - Республиканские политические институты христианской цивилизации c. 12-20

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.26810

Аннотация: Предметом исследования является цивилизационно-культурная основа возникновения институтов республиканской демократии, с присущими ей принципами и механизмами. Объектом исследования являются политические институты современного демократического республиканского государства, в их соотношении с политической культурой западных государств, сформированной под воздействием различных факторов, в первую очередь - христианского цивилизационного наследия, что, в конечном счете, отражается на функционировании социальных институтов, которые, затем, приводят к формированию особого вида политических институтов - тех, что в современном мире принято полагать основой республиканского строя. В работе широко использованы такие методы как диалектический, логический, сравнительный, системный, а также ряд других. Основным выводом автора является то, что сочетание принципов меритократического формирования власти в государстве и ее ограничения со стороны неперсонифицированных институтов приводит к формированию условий для стремительного развития экономики и исключения серьезных политических потрясений, даже в условиях трансформации политической системы. Однако и одно, и другое является результатом цивилизационно-культурного процесса, лежащего в основе функционирования социальных институтов, находящих дальнейшее развитие в государственных структурах.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Агазаде М.М. - Современное состояние азербайджано-иранских двусторонних отношений: тенденции развития c. 21-29

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27196

Аннотация: Данная статья посвящена азербайджано-иранским отношениям на современном этапе. Автор рассматривает процесс развития взаимоотношения между двумя странами и анализирует причины, препятствующие дальнейшему развитию. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время экономические санкции США против Ирана вынуждают его усиливать сотрудничества с соседними странами, в том числе с Азербайджаном. С другой стороны, подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря дает возможность для развития совместной работы по Каспию. Автором был использован историко-сравнительный метод, который позволил автору проанализировать историю азербайджано-иранских двусторонних отношений. Несмотря на напряженные и противоречивые процессы в регионе, двусторонние отношения между Азербайджаном и Ираном динамично развиваются. И хотя подходы стран не совпадают по некоторым вопросам, это не вредит общему курсу, нацеленному на укрепление взаимоотношений. Анализируя основные направления двусторонних отношений между Азербайджаном и Ираном, можно сделать вывод о том, что время от времени несмотря на падения в межгосударственных отношениях из-за разных причин, в результате усилий политических элиты двух стран, связи между Баку и Тегераном встали на путь развития.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Ахмед М.А. - Место государств Ближнего Востока во внешней энергетической политике России c. 30-39

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27322

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является российская энергетическая политика на Ближнем Востоке. Автором рассматриваются основные направления сотрудничества Российской Федерации со странами региона и основные задачи внешней политики страны в области энергетики на современном этапе. Также рассматриваются основные сложности в налаживании диалога между Россией и странами региона. Основными странами, рассматриваемыми автором в данной статье являются Саудовская Аравия, Египет, Катар, Иран, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания и Алжир. В связи с тем, что данная работа выполнялась на стыке различных наук (история, международные отношения, политология, экономика), применялся междисциплинарный подход, что позволило всесторонне и объективно изучить предмет исследования и решить поставленные задачи. Автором использовались методы и принципы исторической науки, такие как историзм, системность, достоверность и объективность. Научная новизна обусловлена тем, что в научный оборот вводятся новые источники, прежде всего, на арабском языке. Кроме того, в зарубежной и российской историографии фактически отсутствуют комплексные исследования, посвященные изучаемой теме с учетом серьезных изменений, произошедших в системе международных отношений в целом, а также геополитической трансформации в регионе.
ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА
Кочеров О.С. - Этика войны Мо Ди c. 40-54

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27429

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению взглядов на войну, представленных в древнекитайском философском трактате «Мо-цзы». Актуальность работы обусловлена проявлением моистской парадигмы стратегической культуры в современном китайской внешнеполитическом курсе, в частности, в вопросах обороны государства и контроля над проблемными зонами (Южно-Китайским морем). Цель исследования – рассмотреть специфику древнекитайской этики войны в контексте западной теории справедливой войны и выявить значимость моистских взглядов на войну для современной теории международных отношений и внешнеполитической стратегии КНР. Материалом исследования послужил текст «Мо-цзы», а также официальные заявления современных руководителей Китая. В работе применяются как методы мирополитической науки (контент-анализ, изучение документов, метод кейсов), так и философии (диалектический, герменевтический, прагматический). В отличие от «либеральных» и «консервативных» интерпретаций учения Мо Ди, высказанных исследователями моистской политической философии, автор настоящей работы делает вывод о практикоорентированности древнекитайской философии и «моральной практике» как критерии политической легитимности. В рамках сравнения моистской этики войны с западной теорией справедливой войны делается вывод об их концептуальной близости. Тем не менее, в связи со спецификой моистских представлений о легитимном акторе «Мо-цзы» гораздо ближе к идеям оборонительного пацифизма. Среди других отличительных особенностей политического учения Мо Ди – акцент на высокотехнологичной обороне, идея «гуманитарной защиты», гуманизм и взаимовыгодное сотрудничество как гарантия международной безопасности. На современном этапе элементы моистских представлений о войне и моистской парадигмы китайской стратегической культуры проявляется в китайской оборонительной концепции A2AD.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Фань С. - Стратегия США по распространению влияния в регионе Центральной Азии как общая угроза для России и Китая c. 55-64

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27468

Аннотация: Данная статья исследует распространение влияния США как мировой державы на регион Центральной Азии в настоящее время, и как американские стратегии влияют на Россию и Китай. После распада СССР, вслед за ослаблением геополитического влияния России как преемницы СССР и вслед за масштабной волной глобального стратегического наступления США в бывшей советской сфере влияния, американцы начали продвигать свою политику в Центральной Азии, и после 11 сентября 2001 г., благодаря антитеррористической операции в Афганистане, США удалось добиться роста своего геополитического влияния в Центральной Азии, однако их намерения в регионе вызвали опасение у России и Китая, а также центральноазиатских правительств. Россия и Китай заинтересованы в совместном сдерживании распространения влияния США в регионе Центральной Азии. Статья основана на анализе официальных документов и официальных заявлений ключевых рассматриваемых государств: США, России, КНР, стран Центральной Азии. Научная новизна статьи заключается в том, что стратегия США в Центральной Азии рассматривается как угроза не только региональным интересам России, но и интересам Китая в регионе. Более того, стратегия США представляет собой угрозу, которая может считаться общей для России и Китая и может объединить их в их региональном сотрудничестве в сфере безопасности. Соперничество России и Китая в Центральной Азии может отойти на второй план и превратиться в сотрудничество перед лицом общей угрозы - внерегиональной державы, жедающей распространить свое геополитическое влияние.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Боровский Ю.В. - Международное соперничество: теоретические и лингвистические аспекты c. 65-72

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.23115

Аннотация: Предметом настоящего исследования является «международное соперничество», а его целью – определение содержательных рамок указанного понятия и проблемы с учётом накопленного научного опыта и в сравнении с другими близкими терминами и явлениями. В научном сообществе и за его пределами до сих пор не сложилось единого подхода к трактовке антагонистических отношений государств. Например, в последние годы, отмеченные эскалацией международной обстановки в духе Холодной войны, Россию и США часто называют соперниками, конкурентами, противниками или сторонами конфликта. Подобное разночтение отмечается как в зарубежных, так и отечественных публикациях. В работе нашли своё применение общенаучные методы, а именно: анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Также задействуется понятийный аппарат, исследовательские методы, применяемые в теории международных отношений, истории, политологии (системный, сравнительный, сравнительно-исторический анализ). Новизна исследования заключается в систематизации и обобщении подходов к пониманию антагонистических отношений государств с особым фокусом на понятии «международное соперничество». В процессе исследования автор пришёл к следующим главным выводам. С лингвистической точки зрения русскому слову «соперничество» в наибольшей степени соответствует английское “rivalry”, нежели “competition” и иные близкие понятия. В упрощенном, утилитарном виде понятие «международное соперничество» можно трактовать как антипод «международного сотрудничества», отождествляя его с любым столкновением интересов государств (и иных акторов международной среды). При таком подходе у исследователя-международника появляется возможность чередовать термины «соперничество» (англ. rivalry), «конкуренция» (англ.competition), конфликт (англ. conflict), противник (англ. adversary) при описании противоположных позиций и действий отдельных государств, например, России и США. Однако если обратиться к научным наработкам, то возникают дополнительные нюансы. Так, под «международной конкуренцией» (англ. competition) следует больше понимать некое абстрактное, деполитизированное состязание государств и иных международных акторов за некие ограниченные (преимущественно экономические) блага. «Международное соперничество» (англ. rivalry) – это в большей мере политический процесс, обязательно предполагающий наличие соперничающих пар государств (или их групп), которые конкурируют друг с другом не столько за некие блага, сколько с целью расширения своего пространства или власти. «Международный конфликт» (англ. conflict), выражающийся либо в конфликтном поведении, либо в конфликте интересов, в определенном смысле пересекается с термином «международное соперничество», однако является самостоятельным явлением международной среды.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Забелла А.А., Ежов В.В. - Развитие китайско-габонских отношений: прошлое и настоящее c. 73-79

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.26133

Аннотация: Предметом исследования являются как политические, так и экономические отношения между Китайской Народной Республикой и Республикой Габон. Объектом исследования является история развития взаимоотношений. Авторы особое место уделяют изучению позиций Габона в Африке, места Габона в развитии китайско-африканского сотрудничества, внешнеполитических направлений Габона. Авторы выявляют основные соглашения на основе которых развивается диалог между двумя государствами. В статье также раскрываются причины заинтересованности стран друг в друге на современном этапе. Методология исследования: 1. Общенаучные методы (сравнение, описание и др.); 2. Исторические: историко-генетический (примененный для анализа эволюции внешнеполитического курса КНР) ; 3. Политическая экспертиза (опора на мнения различных экспертов для анализа китайско-африканских отношений, проблем, перспектив внешней политики КНР); Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. выявлено место Африки во внешнеполитических приоритетах Китайской Народной Республики; 2. раскрыта заинтересованность государств в сотрудничестве; 3. проведен сравнительный анализ политики Габона в отношении КНР и Франции; 5. обоснована взаимозависимость между изменением модели развития КНР и его политикой по отношению к Габону.
Филиппов В.Р. - Приоритеты африканской политики Э. Макрона: операция «Бархан» c. 80-92

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27012

Аннотация: Объект исследования – операция французских вооруженных сил в Сахеле под кодовым названием «Бархан». Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как дипломатическое прикрытие этой псевдо-миротворческой операции, поддержка действий французского экспедиционного корпуса со стороны союзников Пятой республики по НАТО и со стороны африканских государств – сателлитов Франции в зоне Сахеля (военно-политический альянс G5S). Особое внимание уделяется выяснению декларируемых и истинных целей этой военной акции, а также причин, побуждающих президента Э. Макрона наращивать военное присутствие в Тропической Африке. В ходе исследования автор руководствовался принципом историзма и использовал сравнительно-исторический метод. Работа основана на хронике и аналитических материалах, опубликованных на страницах французских масс-медиа. Автор впервые обратил внимание на то, что операция «Бархан» была инициирована Елисейским дворцом под предлогом защиты граждан Мали от исламских экстремистов и в целях противодействия сепаратизму туарегов, в то время как истинной задачей французов было сохранение урановых рудников Мали и Нигера под эгидой корпорации «Арева». Сделан вывод о том, что для Елисейского дворца сложилась патовая ситуация: чем выше затраты на операцию «Бархан», тем дороже африканский уран для французских АЭС, тем меньше смысла в проведении этой дорогостоящей военной кампании.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Макаров А.В. - Концептуальные основы взаимовыгодного сотрудничества России с Монголией в целях охраны трансграничных вод в бассейне озера Байкал c. 93-107

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.21792

Аннотация: В статье развиваются научные основы международного сотрудничества в области совместного использования трансграничных вод и проработка вопросов их практического применения на примере бассейна озера Байкал. Выявлены и охарактеризованы природа взаимоотношений прибрежных стран и специфические проблемы совместного водопользования. Систематизированы основные принципы и способы взаимовыгодного использования трансграничных вод. Выдвинуты предложения по развитию взаимовыгодного сотрудничества России с Монголией в целях охраны трансграничных вод и экономического развития в бассейне озера Байкал. С помощью методов и положений теории игр, экономики и международных отношений сформированы концептуальные основы и предложен комплекс мер, направленных на развитие экономической базы взаимовыгодного использования трансграничных вод в бассейне озера Байкал, позволяющей обеспечить баланс экологических и экономических интересов России и Монголии в рамках общепризнанной системы принципов и правил международного сотрудничества. Впервые обосновано представление об асимметрии доступа к водным ресурсам как фундаментальной проблеме совместного использования трансграничных рек. Разработаны основные положения применения подхода «совместного использования выгод» как ключевого способа решения водных конфликтов. Выполнен предварительный прогноз трансграничных воздействий с монгольской стороны. Установлено, что в связи с планами развития гидроэнергетики на монгольской территории складываются реальные условия для формирования крайне неблагоприятной для российской стороны экологической ситуации. Обоснованы основные направления развития взаимовыгодного сотрудничества России с Монголией в целях охраны трансграничных вод в бассейне озера Байкал. Учитывая, что интересам российской стороны в наибольшей мере отвечает решение энергетической проблемы в соседней стране на базе альтернативных гидроэнергетике источников энергии, в качестве важнейшего из них выделено российское участие в проектах развития тепловой энергетики. Ряд выводов использован в 2016 году в ходе межправительственных консультаций по вопросам совместного водопользования и торгово-экономического сотрудничества.
Ким С. - Взаимодействие Республики Корея и Российской Федерации по взаимному использованию Северного морского пути: итоги и перспективы c. 108-116

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.26646

Аннотация: Сотрудничество между Республикой Корея и Российской Федерацией берет свое начало с 1990 г., когда между странами были установлены дипломатические отношения. Страны взаимодействуют в различных сферах: торгово-экономической, политической, культурной. Одним из перспективных направлений сотрудничества становится взаимодействие двух государств по взаимному использованию Северного морского пути. Объектом данного исследования выступают отношения между Республикой Корея и Российской Федерацией. Предметом исследования является сотрудничество между двумя странами в использовании Северного морского пути. В данном исследовании используются основные методы и принципы исторической науки: историзм, системность, достоверность. Они позволяют рассматривать исторические процессы в их развитии и взаимосвязи, а также проводить многоаспектный анализ фактов и событий. На основании проведенного исследования автор делает вывод о том, что впервые интерес к двустороннему сотрудничеству стороны проявили еще в конце прошлого столетия, когда обсуждался проект строительства газопровода, и по сей день активно осуществляется сотрудничество между Республикой Корея и Российской Федерацией по взаимному использованию Северного морского пути. Обе стороны заинтересованы в развитии такого рода сотрудничества. Новизна исследования определяется тем, что в нем впервые был проведен комплексный анализ взаимодействия двух стран в развитии Северного морского пути.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.