по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 04-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бабинцева Е.А. - К вопросу охраны окружающей среды в условиях глобализации во второй половине XX – начале XXI вв. c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25798

Аннотация: В качестве предмета исследования природоохранного развития международных отношений выступает совокупность исторических и политических факторов, интегрированных в международные отношения по поводу охраны окружающей среды с целью предотвращения климатической дестабилизации планеты, предотвращения экстенсивного пути развития и негативных последствий антропогенного вмешательства в биосферу. Цель работы – установить причины и пути популяризации концепции энвайронментализма на межгосударственном уровне в XX-XXI вв. в закономерном ходе развития международных отношений, а также, обозначить сопутствующие риски для международной политической системы. В ходе исследования использовался метод анализа правовых источников и протоколов встреч на высшем уровне. С применением индуктивных и дедуктивных методик сравниваются природоохранные концепции в разный период развития международных связей. Проведен анализ тематических международных конференций и многосторонних договоров. Выделена историческая последовательность развития международных отношений в области охраны природы. Сравнивается практика интеграции международных экологических концепций на территории ведущих мировых держав. Научная новизна исследования обусловлена рассмотрением современных этапов исполнения и модернизации положений РКИК и динамично развивающимися повестками дня ежегодных Конференций сторон. По результатам выявлена вероятность негативного применения экологических стандартов в отношении ведущих стран-лидеров в виде вмешательства в суверенные основы государственности. Отмечено позитивное влияние мирного партнерства в сфере окружающей среде, его сплачивающая роль в международном сообществе. Данные выводы могут быть применены для дальнейшего анализа реализации концепции устойчивого развития на практике и в обсуждениях на ежегодных Конференциях сторон РКИК, а также, в преподавательской практике для студентов направления «Международные отношения».
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Diansaee B. - The Role of Iran in the Middle East Crisis: the Factor of Sanctions Relief on the Nuclear Programme (2015-2017)
c. 8-13

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25874

Abstract: The article analyzes the main factors influencing the formation of Iran's foreign policy in the Middle East in the context of solving the problem of settlement of the Iran’s nuclear program and application of the sanctions regime. A special attention is given to consideration of the challenges to Iran’s security and regional stability after the sanctions regime lifting and settlement of the Syrian conflict. The main components of the foreign policy strategy and national priorities of the IRI with regard to the Middle East region as well as to the countries-allies are considered. It is methodologically reasonable to consider these issues on the basis of the defensive realism position, which allows the author to explore the features of Iran’s foreign policy. The author used scientific analytic methods (logical, contrastive-comparative, inductive-deductive, etc). A system approach made it possible to give an integral analysis of the multi-level system of Iran's involvement in international relations in the Middle East. It is emphasized that after the talks on the Iran nuclear deal between Iran and the P5+1, and the conclusion of the JCPOA (2015) Iran hasn’t changed its regional strategy. The author concludes that despite the short-term effects that have taken place in the regional dimension after the conclusion of the JCPOA, this agreement is still not a decisive factor determining the direction of regional changes. In the long term the situation in the Middle East and the role of Iran in it will be determined by internal conditions and regional trends, as well as the factor of international involvement in regional processes.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Аватков В.А., Шелестов С.А. - Основные механизмы реализации внешнеполитических интересов Турции на Ближнем Востоке c. 14-24

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25859

Аннотация: В данной статье авторы сосредотачиваются на усилиях Турецкой Республики по укреплению позиций на Ближнем Востоке. Предметом исследования выступают инструменты и механизмы, используемые Анкарой для достижения собственных внешнеполитических интересов в регионе. В центре внимания авторов находятся такие механизмы как военные операции на территории соседних государств, военные учения, строительство военных баз, привлечение инвестиций в собственную экономику, прямые инвестиции в экономику государств региона, а также оказание гуманитарной помощи. Особое внимание уделяется результативности и проявляющимся тенденциям в использовании этих инструментов. Принимая во внимание отсутствие открытой внешнеполитической концепции в Турции, для анализа используемых инструментов и выявления существующих тенденций авторами использовались такие прикладные методы политического анализа как контент- и ивент-анализ, а также сравнительный анализ. Новизна исследования заключается в выдвижении классификации внешнеполитических инструментов Турции по сферам их применения. Основной вывод проведенного исследования заключается в следующем: Турция использует весь доступный спектр внешнеполитических механизмов и инструментов для создания выгодной конфигурации Ближнего Востока, проводя самостоятельную внешнюю политику с опорой на собственные национальные интересы.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Вардан К. - Последствия признания Российской Федерацией независимости Абхазии на турецко-абхазские отношения c. 25-31

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25993

Аннотация: Аннотация: Объектом исследования является сравнительный анализ турецко-абхазских отношений до и после признания независимости Абхазии со стороны Российской Федерации. Целью статьи - изучение влияния новой политики, принятой Российской Федерацией в абхазском конфликте, на турецко-абхазские отношения. В результате этих изменений официальная Анкара столкнулась с новыми реалиями в регионе, хотя во время грузино-абхазской войны и после этого ей удалось занять решающие позиции в жизни нового независимого абхазского государства. Основной акцент в анализе будет сделан на двусторонних экономических отношениях и пересмотре политики Турции в отношении Абхазии. Для изучения выше поставленных объектов научное исследование опиралось на принципы историзма и научной объективности. В ходе исследования использовался метод сравнительного анализа исторических событий, которые повлияли на тему научной работы. Новизна научной работы заключается в выявлении позитивных и негативных изменений в турецко-абхазских отношениях, которые имели место после “Пятидневной войны” в августе и признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Российской Федерации. После этих событий в двухсторонних отношениях между Анкарой и Сухуми резко возросла роль Москвы, которая стала главным гарантом безопасности, партнером и союзником абхазского государства.
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Кулумбегова Л.Т. - Проблема национальной идентичности как фактор возникновения непризнанных государств на постсоветском пространстве c. 32-39

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26037

Аннотация: Предметом исследования выступают этносоциальные причины возникновения непризнанных государств на постсоветском пространстве. Национальная политика, проводимая Российской империей, а впоследствии Советским Союзом, является базисом для возникновения этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве. После распада Советского союза начался процесс этнической мобилизации, имеющий в своей основе проблему этнической идентичности различных общностей, проживающих на территории постсоветского пространства. В результате в Приднестровье и на Кавказе образовались непризнанные государства, возникновение которых обусловлено наличием этнополитического конфликта. В процессе исследования использованы методы исторической и политической наук, в частности, монографический, описательный и сравнительно-исторический методы. Новизна исследования заключается в том, что в результате исследования влияния проблематики национальной идентичности проживающих на постсоветском пространстве наций сформированы предпосылки возникновения этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве. В результате исследования выявлены особенности национальной политики Российской Империи и СССР, инспирировавшие развитие этнической напряженности после распада СССР, исследован механизм развития этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Калинин Д.М. - Информационно-аналитические доклады разведывательного сообщества США о положении в СССР на заключительном этапе его существования (1989-1991) c. 40-49

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26244

Аннотация: Автор подробно рассматривает на основе документов из архива ЦРУ и архива Национальной безопасности (США) изменения в оценках СССР разведывательным сообществом США 1989 – 1991 гг. Главной целью, является, проанализировав информационно-аналитические доклады разведывательного сообщества США, расширить понимание того, как менялись представления о СССР внутри разведывательного сообщества в период с 1989 по 1991 гг. Объектом исследования является аналитическая работа разведывательного сообщества США, а предмет - оценки аналитиками положения в СССР в 1989 - 1991 гг. Особое внимание уделяется рассмотрению возможных вариантов развития событий, а также различиям в подходах к прогнозированию ситуации в ведомствах разведывательного сообщества. Новизна исследования заключается в использованных истчониках, которые вводятся в научный оборот впервые и в акценте исследования на оценках разведывательным сообществом положения в СССР. Автор приходит к выводу, что информация, содержащаяся в аналитических докладах значительно отличалась и от ведомства, в котором они были созданы, и от времени написания. Выводы аналитиков не подтверждались историческим процессом, а миф о всезнании спецслужб США и их роли в распаде СССР подвергается значительному сомнению.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Чеботарев Ю.А. - Динамический баланс региональных подсистем Западного полушария: панамериканизм и латиноамериканизм c. 50-60

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26335

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению региональных процессов в Западном полушарии с точки зрения их развития и конкуренции на протяжении их истории. Особое внимание уделено их современному состоянию. Центральными для исследования являются движения "панамериканизма" и "латиноамериканизма" и их воплощение в региональной конфигурации Западного полушария в целом и Латинской Америки в частности. Статья освещает факторы их развития и взаимоотношений, стремясь выявить их коренные закономерности и точнее определить характер сложившегося в этом макрорегионе положения, стремится точнее категоризовать происходящие в Западном полушарии процессы и облегчить их теоретические и практические исследования путём оптимизации понятийного аппарата. В частности, предлагается понятие динамического баланса как определения формы взаимоотношений между панамериканским и латиноамериканским векторами развития региональной конфигурации полушария, отличной от понятий "цикличности" и иных предлагавшихся в прошлом форм объяснения происходящих процессов. В статье делается вывод об объективной неизбежности положения динамического баланса в сложившихся в Западном полушарии условиях, описываются его ключевые детерминанты и закономерности, механизмы его устойчивости и возможности его изменения.
СОВРЕМЕННЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ
Owusu-Ampaw M. - South-South Cooperation: A New Model of Mutual Partnership between China and Africa c. 61-69

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26470

Abstract: For decades, China and Africa have been united by cooperation that touches on several fields. But this cooperation has significantly grown over the past decade to the point where it is considered a form of “abusive exploitation of Africa by China” by some observers. Yet, in reality this partnership can be described as cooperation void of risk of being too wrong, win-win. This article raises the question of existence of Western monopoly in terms cooperation aimed at development and growing multiplicity of cooperation policies in this area. It also considers the practices of China’s “South-South” cooperation with African countries and then compares them to traditional North-South cooperation policies. The China’s authorities are deploying South-South cooperation rhetoric and are positioning themselves as reference for developing countries. China is trying to cultivate a positive image in Africa by mobilizing a wide range of academic, cultural, media, economic, and other instruments contributing to strengthening of its power of attraction and the promotion of its development model on the continent. The article assesses the impact of Chinese cooperation on development dynamics in Africa in terms of challenges and opportunities.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Мамонтова Е.А., Арсланов Р.А. - Предпосылки и характер Югославского кризиса (1990-1999 гг.) в отечественной и зарубежной публицистике c. 70-82

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26487

Аннотация: Объектом данного научного исследования является Югославский кризис (1990-1999), предметом исследования является восприятие и интерпретация Югославского кризиса в российской и зарубежной (сербской, англоязычной) публицистике 1990-х – начала 2000-х гг. В статье автор рассматривает отношение отечественной и зарубежной (сербской и англо-американской) публицистики к событиям начального этапа кризиса на территории Югославии 1990-х гг., различные трактовки предпосылок трагических событий, рассматривает понимание их содержания и международного значения В статье дифференцируются позиции российских публицистов, выясняются идейные и политические основы воззрений представителей патриотического и либерального направлений. Проводится анализ факторов, влиявших на восприятие кризиса сербскими и англоязычными авторами Научное значение темы исследования заключается в исследовании отражения кризисных явлений в публицистике, а также в выявлении и анализе методов и средств ее воздействия на общественное сознание, на политику государства. В ходе исследования автор пришел к следующему выводу: представители отечественной, сербской и англо-американской публицистики, оценивая предпосылки и характер кризиса на территории Югославии (1990-1999), выделяют межэтнический, идеологический, внешнеполитический и внутренний факторы, приведшие к распаду единого государства
Галоян Н.Г. - Нагорно-карабахский конфликт: исторические предпосылки, хронология и пути решения c. 83-89

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26560

Аннотация: Объектом исследования является нагорно-карабахский конфликт, его хронология и ситуация, сложившаяся после апрельских событий 2016 года. Предметом исследования является раскрытие особенностей нагорно-карабахского конфликта, его влияния на межгосударственные отношения Армении и Азербайджана, а также определение дальнейших перспектив разрешения конфликта. Особое внимание уделяется выявлению исторических предпосылок конфликта, их влиянию на дальнейшее развитие событий в регионе. В настоящем исследовании автор акцентирует внимание на позициях заинтересованных сторон и дальнейших перспективах разрешения нагорно-карабахского конфликта. Вопросы, связанные с нагорно-карабахским конфликтом, были предметом исследований К. Гаджиева, В. Гусейнова, А. Крылова, С. Маркедонова, С. Минасяна и других. Однако, в современных работах по международным отношениям и конфликтологии в недостаточной степени освещено обострение нагорно-карабахского конфликта (апрель 2016 г.) и перспективы его разрешения на современном этапе. Статья основана на принципах историзма, системности, объективности, методологической базой исследования выступает историко-генетический метод. Основным выводом исследования является то, что детальный анализ позиций сторон свидетельствует о том, что достижение компромисса является вполне реальным. Азербайджан рано или поздно предоставит формальный суверенитет НКАО, который де-факто станет частью Армении. Этот суверенитет будет предметом торга между официальным Баку и западным миром, который найдет, что предложить - выгодные контракты на транспортировку энергоносителей или членство в НАТО. Наиболее возможным представляется состояние, которое можно определить, как «устойчивая неустойчивость», что предполагает чередование переговорных раундов с нарушениями перемирия и вооруженными инцидентами».
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ван Ш. - Институт Конфуция и обучение китайскому языку за рубежом в контексте публичной дипломатии КНР c. 90-97

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26634

Аннотация: Предметом исследования является публичная дипломатия КНР. Публичная дипломатия, как одна из форм дипломатии, все больше привлекает внимание Китая. Она относится к различным методам внешней связи за исключением правительственной дипломатии, включая и двусторонние обмены между правительством и народом. Целью публичной дипломатии является содействие лучшему пониманию ценностей и институтов собственной страны, а также повышению её имиджа в сознании международной общественности, что в свою очередь влияет на политику проводимую иностранными правительствами по отношению к этому государству. Используя методы анализа, наблюдения и описания, автор обсудил соотношения между Институтом Конфуция и публичной дипломатией КНР. Основными выводами проведенного исследования являются то, что Институт Конфуция непосредственно связан с публичной дипломатией КНР, более того, может даже считаться ее важной составляющей. Институт Конфуция и обучение китайскому языку за рубежом являются важным элементом для выхода китайской культуры в мир, а также мощной платформой для публичной дипломатии.
МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Sanusi H.A. - Conflict Resolution Through Diplomacy:The Case of Ghana c. 98-103

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26692

Abstract: Since its creation, the United Nations (UN) has acted as guarantor of bringing peace and stability to the world. In accordance with the UN charter, Member states are required to contribute to the collective security mechanisms prescribed by the organization, as a means of maintaining global peace and security should the need ever arise. The article is aimed at the discovery of importance of peacemaking activities in Ghana’s foreign policy and the analysis of peacemaking experience. The subject of the article is conflict resolution between countries through diplomacy. The developing countries have employed several other means to advance their foreign policy agendas and one key avenue has been peacekeeping since it provides them with a platform for global visibility. Countries such as India, Ghana, etc, have adopted a proactive approach to UN peacekeeping as part of its new foreign policy orientation in the post Cold-War era. Moreover, Ghana has a long standing history of participation in international peacekeeping since it provides it with the same opportunities as India in that regard. The Soft Power advantages in continuous contribution of troops to international peacekeeping assignments have given the country the international attention it needs. This paper seeks to analyze the involvement of Ghana in these peacekeeping activities and the importance of its foreign policy objectives. The author considers Ghana as a key global peace actor through the provision of military and civilian personnel to United Nations peacekeeping operations.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Ли Н. - Инициатива "Один пояс, один путь" как метод сопряжения Китая со странами Африканского континента. c. 104-109

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26340

Аннотация: В данной работе автор анализирует значение государств Африки для КНР в реализации инициативы "Один пояс, один путь". Инициатива по воссозданию Великого шелкового пути — это грандиозный проект, способный увеличить в разы влияние КНР на происходящие в международных отношениях процессы. Африка является неотъемлемой частью предложенной китайской стороной инициативы. Объектом исследования выступает инициатива "Один пояс, один путь" как средство укрепления партнерских отношений между Китаем и государствами Африки. Предмет: основные этапы развития китайско-африканского взаимодействия; перспективные направления сотрудничества , основные цели взаимодействия; факторы, которые затрудняют диалог по вышеназванной инициативе. Методологическую базу исследования составил принцип историзма, который дал возможность изучить значимость возрождения Великого шелкового пути для КНР. Принимая во внимание то, что объектом исследования стал современный этап, был осуществлен проблемно-исторический анализ. Автор полагает, что актуальность темы связана с возрастающим влиянием Китайской Народной Республики на международные отношения, более активным участием в текущей повестке дня. Что касается Африки, то континент располагает самым большим количеством развивающихся государств, большая часть государств развивают с Китаем отношения стратегического партнерства. Новизна исследования заключается в рассмотрении новых возможностей для КНР в укреплении своих позиций в нефтедобывающих странах Африки ввиду постепенного ухода США из энергетического сектора Африки. Вышеназванные факты, по мнению автора, требуют более подробного изучения. Автор статьи приходит к выводу, что Китай будет продолжать инвестировать в государства Африки ввиду обоюдной заинтересованности от реализации инициативы.
СОВРЕМЕННЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ
Филиппов В.Р. - Африканская политика Э. Макрона: «мягкая сила» или сила оружия? c. 110-122

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25868

Аннотация: Предметом исследования является совокупность внешнеполитических практик Французской Республики, мобилизованных в настоящее время Э. Макроном и соответствующих содержанию понятия «мягкая сила». Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как использование франкофонии в качестве конкурентного преимущества в борьбе за доминирование на африканском континенте; апелляции к распространению демократических норм в африканских государствах; призывы к международному гуманитарному сотрудничеству и проч. Особое внимание уделяется рассмотрению политического дискурса, призванного оправдать военное и экономическое присутствие Пятой республики в странах Тропической Африки. В ходе исследования автор руководствовался принципом историзма и использовал сравнительный политологический метод для анализа африканской политики Елисейского дворца. Использование этого метода позволило автору проследить преемственность и выявить новации в африканской политике Э. Макрона. Автор впервые обратил внимание на то, что Э. Макрон имеет возможность апеллировать к «мягкой силе» лишь в силу избыточного присутствия французских войск в зонах особых экономических и стратегических интересов Франции на африканском континенте. Политика «мягкой силы» рассматривается в противопоставлении военно-политической доктрине «Франсафрик», которая была реализована Елисейским дворцом в пост-колониальный период и которая фактически реализуется в настоящее время, несмотря на политическую демагогию Э. Макрона.
Ли Н. - Инициатива "Один пояс, один путь" как "золотой ключ" к будущему Китая и Латинской Америки c. 123-127

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26559

Аннотация: В статье автор рассматривает причины заинтересованности государств Латинской Америки в участии в китайской инициативе "Один пояс, один путь". Автор выявляет существующие и перспективные пути взаимодействия в рамках совместной реализации инициативы. Объектом исследования выступает инициатива "Один пояс, один путь" как площадка для укрепления и расширения межгосударственного сотрудничества в современных международных отношениях. Государства Латинской Америки являются неотъемлемой частью предложенной китайской стороной инициативы. Предметом исследования выступают существующие и перспективные направления сотрудничества в раках изучаемого проекта, основные цели взаимодействия. Методологическую базу исследования составил принцип историзма, благодаря которому автору удалось определить важность возрождения Великого шелкового пути для КНР. Ввиду того, что заявленная в статье проблематика относится к современности, автором был осуществлен проблемно-исторический анализ. По мнению автора, актуальность участия латиноамериканских государств в проекте "Один пояс, один путь" обусловлена увеличивающейся ролью Китайской Народной Республики на международной арене, активным участием государства в текущей международной проблематике. Китай также является инициатором разрешения ряда международных вопросов. Латинская Америка очень колоритный регион, этнически разнообразный, подавляющее большинство государств континента развивают с Китайской Народной Республикой отношения стратегического партнерства. Новизна исследования заключается в выявлении новых возможностей для укрепления сотрудничества и эффективной реализации инициативы. Автор определит причины заинтересованности сторон друг в друге. Автор статьи приходит к выводу, что Китай будет продолжать инвестировать в государства Латинской Америки ввиду заинтересованности в сотрудничестве.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Папоян А.Р. - Роль армянской диаспоры в участии Республики Армения в международных делах на рубеже XX-XXI вв. c. 128-134

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25965

Аннотация: Предметом исследования является анализ влияния армянской диаспоры на международную деятельность Армении. Актуальность темы исследования обусловлена большим количеством и весом армянских общин в ведущих странах мира, а также тем, что в настоящее время армянские диаспоры очень активны и продолжают отстаивать как свои интересы, так и интересы армянского народа. Особое внимание уделяется, прежде всего, армянским общественным и благотворительным организациям. Цель работы – оценить влияние диаспор на международные дела. В работе применяются методы исторического исследования: историко-генетический метод направлен на изучение происхождения армянских диаспор в различных странах; историко-сравнительный метод позволяет выделить наиболее значимые диаспоры и степень их влияния на политические процессы в различных странах. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые оценивается вклад диаспор в становление Армении как актора современных международных отношений. К этой теме обращаются армянские (К. К. Тирабян, Д. Асатрян, В. Кардумян, Т. Г. Мкртчян, А. Галстян, Л. А. Кртян) и российские (А. Крылов) исследователи. В качестве источника использован доклад специалиста по культурным аспектам внешней деятельности Европейского Союза Д. Хелли.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Пономаренко Л.В., Забелла А.А., Лупальцова А.И. - К вопросу о китайско-шведских отношениях c. 135-144

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25552

Аннотация: В данной работе авторы рассматривают развитие отношений между Китайской Народной Республикой и Королевством Швеция с момента их установления по настоящее время, выявляют особенности и проблемы взаимодействия, а также новые ниши для углубления двустороннего диалога, прогнозируют тенденции развития сотрудничества между изучаемыми государствами. Анализ отношений между Китаем и Швецией актуален по причине того, что взаимодействие из года в год становятся все более насыщенными на различные сферы двустороннего диалога. Историко-генетический метод, политическая экспертиза, анализ официальных документов,а также анализ статистических данных легли в основу методологии исследования. Новизна работы заключается в попытке определить роль Швеции в деле обеспечения стабильного и устойчивого развития стратегического партнерства между КНР и ЕС. Авторы приходят к выводу о том, что стороны заинтересованы в углублении межгосударственного сотрудничества, что послужит двигателем для расширения взаимодействия.
Филиппов В.Р. - Тоголезский кризис: взгляд из Елисейского дворца c. 145-157

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25723

Аннотация: Объектом исследования является политический кризис в Тоголезской республике, начавшийся осенью 2017 г. и продолжающийся поныне. Автор рассматривает такие аспекты проблемы, как противостояние власти, персонифицируемой президентом Фором Гнассингбе, и оппозиции, возглавляемой Жан-Пьером Фабре; предыстория конфликтной ситуации; роль Франции в убийстве первого президента страны Сильвануса Олимпио и установлении полувековой диктатуры клана Гнассингбе. Особое внимание уделяется тактике президента Пятой республики Эммануэля Макрона и президента Ганы Наны Акуфо-Аддо в урегулировании тоголезского кризиса. В ходе исследования автор руководствовался принципом историзма и использовал метод исторической реконструкции для выяснения многофакторной детерминации политической нестабильности в Того. Использование этого метода позволило автору заключить, что в основе кризисной ситуации лежит стремление Елисейского дворца сохранить политические, экономические и военно-стратегические преференции Франции в Тоголезской республике. Франция стремится разыграть в этой стране политический гамбит, целью которого является завоевание симпатий лидеров оппозиции ценой отстранения от власти своего бывшего фаворита Ф. Гнассингбе в ходе президентских выборов 2020 г. Новизна исследования обусловлена актуальностью происходящих Того событий: политический кризис в этой стране еще не стал предметом рассмотрения российских и зарубежных аналитиков.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Забиров Д.В. - Взаимодействие стран Центральной Азии в борьбе с терроризмом в рамках международных организаций c. 158-163

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25815

Аннотация: Статья посвящена взаимодействию стран Центральной Азии в борьбе с террористической угрозой. Автор проанализировал существующую законодательную базу борьбы с терроризмом, документы международного права, а также конвенции ООН и выявил юридические недостатки, мешающие мировому сообществу совместными усилиями эффективно бороться с этим мировым злом. Отмечается, что понятие «международный терроризм» не имеет под собой общепризнанного определения, что объясняет неэффективность борьбы с ним. Отмечается, что терроризм наиболее активен в условиях перманентной политической нестабильности, слабости государственных институтов, а также в период экономического кризиса, что характерно для стран Центральной Азии. Методологическую базу данной статьи составляют несколько методов научного познания. Для исследования нормативно-правовой базы в сфере борьбы с террористической угрозой в рамках отдельно взятых государств Центральной Азии, а также в рамках международных организаций применен метод контент-анализа. Для выявления круга региональных и глобальных угроз, связанных с терроризмом, используется метод когнитивного картирования. Исторический подход к исследованию проблем международных отношений способствует определению исторического контекста зарождения и реализации террористической деятельности в регионе Центральной Азии. Автор рассматривает деятельность таких террористических организаций как «Исламское государство», «Исламское движение Узбекистана», «Исламский джихад» и показывает их связь с такими региональными и глобальными террористическими организациями, как «Аль-Каида», «Талибан». Автор выявляет цели этих организаций – дестабилизация обстановки в регионе, создание исламских государств. В статье вскрыты причины, по которым регион ЦА стал одним из самых уязвимых регионов мира с точки зрения террористической угрозы.
ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ
Кондрашов Л.Д. - Немецкий антиамериканизм после окончания холодной войны c. 164-167

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26306

Аннотация: Статья посвящена проявлению антиамериканизма в Германии после окончания холоднйо войны. Акутальность темы определяется тем, что несмотря на все разногласия, сегодня США и Германия являются союзниками и лидерами во многих сферах. Особое внимание автор уделяет позитивному развитию отношений, которые порой сменяются негативом в отношении к Вашингтону. Кроме того, пристально рассмотрена позиция Берлина по двум ключевым вопросам: операции в Афганистане и отказ Соединенных Штатов от Киотского протокола. При исследовании немецкой политики в сфере экономики был использован исторический метод, который позволил проследить эволюцию концептуальных основ современного подхода правительства Германии к выходу из кризиса 2008 года. Также, для изучения немецко-американского сотрудничества автор использовал структурный метод, позволивший выявить истоки проблем в отношениях между странами в культурной и инвестиционной сферах. В заключении автор приходит к выводу, что немецкий антиамериканизм, особенно обострившийся в период правления Буша-младшего, в последние годы изменил природу и несколько смягчился, но не исчез совсем. Вследствие чего можно сделать вывод, что агрессивная внешняя политика Вашингтона способна породить всё новый негатив, новые проявления антиамериканизма в немецком обществе в ближайшем будущем.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Ван Л. - Экономический аспект отношений между КНР и Республикой Беларусь c. 168-177

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25886

Аннотация: Развитие отношений с Китайской Народной Республикой, одной из самых быстрорастущих стран в мире, является приоритетом внешней политики Республики Беларусь. Перспективы сотрудничества между двумя странами очевидны, как и очевидны те выгоды, которые они получат: для КНР – это новые рынки сбыта выпускаемой продукции, для РБ – это инвестиции. Предметом исследования являются белорусско-китайские отношения. Объектом исследования выступает экономический аспект двусторонних отношений. Цель исследования – определить, как развиваются экономические связи между КНР и РБ, выявить интересы стран в двустороннем сотрудничестве друг с другом. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучить договорно-правовую базу отношений КНР с Республикой Беларусь, рассмотреть аспекты экономического взаимодействия сторон, проанализировать другие аспекты взаимодействия, такие как политическое, культурное, образовательное, социальное и др. В качестве методологической основы были использованы два метода – историко-хронологический, с помощью которого рассматривалось становление отношений между двумя государствами, и проблемно-хронологический, который позволил изучить определенные аспекты взаимодействия, а также исторические процессы в их последовательном развитии. По итогам анализа автор делает вывод о том, что белорусско-китайские экономические связи динамично развиваются, также ведется активный политический диалог. А КНР, в свою очередь, вкладывая инвестиции в белорусские проекты, проникая на белорусские рынки, осуществляет активную экспансию не только в Республику Беларусь, но и в СНГ в целом.
Каткова Е.Ю. - Китайско-австралийское сотрудничество в инвестиционной сфере c. 178-187

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26247

Аннотация: Статья посвящена китайско-австралийскому сотрудничеству в инвестиционной сфере. Актуальность темы определяется тем, что Китай сегодня является одним из крупнейших международных инвесторов, а Австралия в Топ-10 самых привлекательных экономик мира. Особое внимание автор уделяет развитию китайской политики в области ПИИ, начиная от стратегии «выхода за рубеж» и заканчивая недавней амбициозной инициативой по строительству «Экономического пояса Шёлкового пути». Кроме того, рассмотрена нормативно-правовая база Австралии, регулирующая иностранные инвестиции в стране, а также проблемы китайско-австралийского сотрудничества и перспективные направления для приложения китайских инвестиций в стране. При исследовании китайской политики в сфере ПИИ был использован исторический метод, который позволил проследить эволюцию развития концептуальных основ современного подхода правительства КНР к инвестициям за рубеж. Также, для изучения китайско-австралийского сотрудничества автор использовал структурный метод, позволивший выявить истоки проблем в отношениях между странами в инвестиционной сфере. В заключении автор приходит к выводу, что проблемы в китайско-австралийском инвестиционном сотрудничестве, возникшие вследствие обеспокоенности Австралии большим притоком инвестиций из Китая, в последние годы изменили природу и области приложения китайских инвестиций, но не уменьшили их объем. Вследствие чего можно сделать вывод, что заинтересованность в дальнейшем развитии отношений сохраниться в обозримом будущем.
Ежов В.В. - Китайско-бразильское энергетическое сотрудничество c. 188-192

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26267

Аннотация: В данной работе рассматриваются вопросы, как китайско-бразильского взаимодействия по изучаемой проблематике, так и влияние энергетической политики Китая на эти отношения в XXI веке. Автор подчеркивает в своей работе, что сотрудничество по данной линии в начале 2000-х было крайне скромным, однако уже в 2007 году Бразилия стала одним из крупнейших южноамериканских поставщиков нефти в Китай. Бразилия интересна Китаю также с точки зрения биотоплива, так как это латиноамериканское государство является одним из ведущих производителей и экспортеров данного вида топлива. Автор работы рассматривает возрастающее значение возобновляемых источников энергии для энергетической политики и безопасности КНР. Автор полагает, что на китайско-бразильские энергетические отношения повлиял БРИКС, который создал необходимую кооперативную среду для сотрудничества. В работе проанализированы заявления, которые были сделаны на девяти саммитах в рамках БРИКС (2009-2017 гг.). Методологической основной при написании статьи являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа китайско-бразильских энергетических отношений. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Автор приходит к мнению, что усиление взаимодействия в энергетическом секторе между Китаем и Бразилией вызвано быстрыми темпами экономического роста КНР, для поддержания которых необходимо развитие энергетической отрасли. Бразилия, в свою очередь, заинтересована в китайских инвестициях и технологиях. Автор приходит в выводу, что потенциал сотрудничества двух стран огромен и что правительства будут повышать уровень сотрудничества в изучаемой сфере.
СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кочеров О.С. - Геополитика великой доски вэйци c. 193-204

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26687

Аннотация: Предметом исследования является древнекитайская интеллектуальная игра вэйци как культурная матрица и аналоговая модель китайской геополитической картины мира. Применение вэйци в качестве инструмента политического анализа обусловлено, с одной стороны, ростом влияния Китая на международной арене и становлением китайской школы международных отношений; с другой – современной тенденцией к игрофикации социальных процессов. Рассмотрение вэйци происходит в рамках нового предлагаемого автором направления на стыке игрового и политического - "игровой геополитики" как изучения стратегической культуры в культурно воспринимаемом пространстве. В исследовании применяются сравнительно-политологический метод, метод изучения конкретных ситуаций (кейсов), метод построения аналоговой модели. Соотнесены категориальный аппарат игры и геополитической теории, рассмотрены основные стратегические и тактические элементы вэйци, применяемые КНР в своём внешнеполитическом курсе. Выявлены главные составляющие стратегии вэйци – максимизация долгосрочной прибыли, захват и удержание инициативы при избегании прямого противостояния, ориентация на многоцелевые ходы. Делаются прогнозы относительно дальнейших действий КНР на мировой арене с точки зрения стратегии вэйци. Предлагается использование вэйци в качестве инструмента создания восточноазиатской архитектуры безопасности в рамках триалога Китай-Япония-Корея.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.