по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 1-3-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Манойло А.В. - Крым, Обама и его Континентальная блокада

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11564

Аннотация: Настоящая статья посвящена сравнительно-историческому анализу блокадной политики нынешнего президента США Мубарака (Барака) Хусейна Обамы и политики Континентальной блокады императора Наполеона Бонапарта, стремившегося таким образом подорвать военно-политическое и торгово-экономическое могущество своего главного противника – Англии. В результате применения методологии сравнительного анализа автор приходит к выводу, что российская политика президента Обамы, направленная на введение и дальнейшее ужесточение правовых и экономических санкций в отношении российского государства и его граждан из-за воссоединения Крыма с Россией, в точности повторяет политику Наполеона в отношении Англии, закончившуюся полным крахом и уничтожением Французской империи. Складывается впечатление, что президент Обама не учил истории зарубежных стран и неважно усвоил ее уроки. Иначе он бы воспользовался методом исторической аналогии, который бы подсказал, что любые попытки блокады России бессмысленны по самой своей природе, а для европейских союзников США еще и вредны.
Манойло А.В. - Крым, Обама и его Континентальная блокада c. 156-158

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64935

Аннотация: Настоящая статья посвящена сравнительно-историческому анализу блокадной политики нынешнего президента США Мубарака (Барака) Хусейна Обамы и политики Континентальной блокады императора Наполеона Бонапарта, стремившегося таким образом подорвать военно-политическое и торгово-экономическое могущество своего главного противника – Англии. В результате применения методологии сравнительного анализа автор приходит к выводу, что российская политика президента Обамы, направленная на введение и дальнейшее ужесточение правовых и экономических санкций в отношении российского государства и его граждан из-за воссоединения Крыма с Россией, в точности повторяет политику Наполеона в отношении Англии, закончившуюся полным крахом и уничтожением Французской империи. Складывается впечатление, что президент Обама не учил истории зарубежных стран и неважно усвоил ее уроки. Иначе он бы воспользовался методом исторической аналогии, который бы подсказал, что любые попытки блокады России бессмысленны по самой своей природе, а для европейских союзников США еще и вредны.
Гушер А.И. - Геополитическое и стратегическое измерение военно-политического кризиса на Украине

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11496

Аннотация: Сегодня в мире нет более острой геополитической ситуации кроме той, которая складывается на Украине и вокруг нее. Давая такую оценку, я исхожу из того, что происходящие на Украине события создают новые вызовы и прямые угрозы национальным интересам и безопасности России, а также инициируют изменения в сложившемся в течение последней четверти века т.н. «новом миропорядке». На Украине серьезно ухудшаются условия для безопасного проживания миллионов наших соотечественников и значительной части самих украинцев. В этой стране пытается утвердиться режим, считающий едва ли не главным условием своего выживания жесткую конфронтацию с Россией и угодничество перед Западом. Только при таких подходах Киев может рассчитывать на финансовое вспомоществование и военно-политическую поддержку Запада. Наконец, все то, что произошло и еще произойдет на Украине и вокруг нее, является результатом не ослабевающих усилий западных стран по превращению Украины в свой стратегический плацдарм у западных границ России. Другого такого плацдарма у них нет, и вряд ли он скоро появится.
Гушер А.И. - Геополитическое и стратегическое измерение военно-политического кризиса на Украине c. 159-163

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64936

Аннотация: Сегодня в мире нет более острой геополитической ситуации кроме той, которая складывается на Украине и вокруг нее. Давая такую оценку, я исхожу из того, что происходящие на Украине события создают новые вызовы и прямые угрозы национальным интересам и безопасности России, а также инициируют изменения в сложившемся в течение последней четверти века т.н. «новом миропорядке». На Украине серьезно ухудшаются условия для безопасного проживания миллионов наших соотечественников и значительной части самих украинцев. В этой стране пытается утвердиться режим, считающий едва ли не главным условием своего выживания жесткую конфронтацию с Россией и угодничество перед Западом. Только при таких подходах Киев может рассчитывать на финансовое вспомоществование и военно-политическую поддержку Запада. Наконец, все то, что произошло и еще произойдет на Украине и вокруг нее, является результатом не ослабевающих усилий западных стран по превращению Украины в свой стратегический плацдарм у западных границ России. Другого такого плацдарма у них нет, и вряд ли он скоро появится.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Филиппов В.Р. - Сердце Черной Африки: запланированный инфаркт

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11643

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу событий, происходящих в Центральноафриканской республике, в контексте общих процессов дестабилизации политической обстановки в бывшей французской Африке. Центральноафриканская республика переживает жесточайший конституционный кризис, сопровождаемый государственными переворотами, гражданской войной и вооруженным вмешательством иностранных воинских контингентов – вооружённых сил Французской республики, своим военным присутствием традиционно несущей ответственность за поддержание политической стабильности в своих бывших колониях. В статье детально рассматриваются причины и эволюция центральноафриканского кризиса, с наглядной очевидностью демонстрируя тот факт, что недавние перевороты во многих государствах бывшей французской Африки – в Мали, ЦАР и др., считавшихся предельно мирными и стабильными государствами, имеют в своей основе общие причины и основания, формировавшиеся в течение длительного времени, в том числе в результате просчетов политики великих держав – таких как Франция – в этом регионе. В исследовании использована методология системного, структурно-функционального и сравнительно-исторического анализа, особенно актуальные в условиях Африканского континента. Новизна результатов исследования определяется остротой и малоизученностью кризиса, авторским методологическим подходом к рассматриваемому объекту исследования, в том числе – развитием в статье дискуссии о природе современных «несостоявшихся государств». В широком контексте война в ЦАР – это разворачивающаяся на наших глазах реколонизация Африки, это схватка «старых» и «новых» акторов политического процесса, схватка за африканские ресурсы. В этом плане события, происходящие в Центральной Африке, несут опасность политической дестабилизации для всего континента.
Филиппов В.Р. - Сердце Черной Африки: запланированный инфаркт c. 164-179

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64937

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу событий, происходящих в Центральноафриканской республике, в контексте общих процессов дестабилизации политической обстановки в бывшей французской Африке. Центральноафриканская республика переживает жесточайший конституционный кризис, сопровождаемый государственными переворотами, гражданской войной и вооруженным вмешательством иностранных воинских контингентов – вооружённых сил Французской республики, своим военным присутствием традиционно несущей ответственность за поддержание политической стабильности в своих бывших колониях. В статье детально рассматриваются причины и эволюция центральноафриканского кризиса, с наглядной очевидностью демонстрируя тот факт, что недавние перевороты во многих государствах бывшей французской Африки – в Мали, ЦАР и др., считавшихся предельно мирными и стабильными государствами, имеют в своей основе общие причины и основания, формировавшиеся в течение длительного времени, в том числе в результате просчетов политики великих держав – таких как Франция – в этом регионе. В исследовании использована методология системного, структурно-функционального и сравнительно-исторического анализа, особенно актуальные в условиях Африканского континента. Новизна результатов исследования определяется остротой и малоизученностью кризиса, авторским методологическим подходом к рассматриваемому объекту исследования, в том числе – развитием в статье дискуссии о природе современных «несостоявшихся государств». В широком контексте война в ЦАР – это разворачивающаяся на наших глазах реколонизация Африки, это схватка «старых» и «новых» акторов политического процесса, схватка за африканские ресурсы. В этом плане события, происходящие в Центральной Африке, несут опасность политической дестабилизации для всего континента.
Манойло А.В., Низовкина И.А. - Особенности австрийского федерализма

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11169

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности австрийского федерализма на предмет соотношения полномочий федеральных земель и центра в рамках законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также способов урегулирования конфликтов, возникающих в рамках подобной федеративной системы. Конфликты между центральной властью и землями в Австрии разрешаются путем трансформирования политических конфликтов в правовые и решения их в правовом порядке. Авторы также ставят перед собой цель проследить эволюцию конституционных преобразований в сфере федеративного строительства. Методологической основой послужили исторический метод, метод сравнительного анализа, а также метод качественного контент-анализа как отечественных, так и зарубежных документов. Результаты этого анализа позволяют получить представление о принципах австрийского государственного устройства. Наличие в конституции Австрии целого ряда компромиссных черт позволяет исследователям охарактеризовать ее как централизованное федеративное государство. В настоящее время ведутся обширные дискуссии по поводу необходимости федеративных реформ в Австрии.
Манойло А.В., Низовкина И.А. - Особенности австрийского федерализма c. 180-183

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64938

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности австрийского федерализма на предмет соотношения полномочий федеральных земель и центра в рамках законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также способов урегулирования конфликтов, возникающих в рамках подобной федеративной системы. Конфликты между центральной властью и землями в Австрии разрешаются путем трансформирования политических конфликтов в правовые и решения их в правовом порядке. Авторы также ставят перед собой цель проследить эволюцию конституционных преобразований в сфере федеративного строительства. Методологической основой послужили исторический метод, метод сравнительного анализа, а также метод качественного контент-анализа как отечественных, так и зарубежных документов. Результаты этого анализа позволяют получить представление о принципах австрийского государственного устройства. Наличие в конституции Австрии целого ряда компромиссных черт позволяет исследователям охарактеризовать ее как централизованное федеративное государство. В настоящее время ведутся обширные дискуссии по поводу необходимости федеративных реформ в Австрии.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Сизоненко А.И. - Россия – Бразилия: богатые традиции, хорошее настоящее и перспективное будущее

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11538

Аннотация: Статья посвящена истокам, традициям и современному состоянию отношений России с крупнейшим государством Южной Америки – Бразилией. Подчеркивается стремление обеих сторон к сотрудничеству, расширению связей во всех областях. Особое внимание уделяется встречам и переговорам лидеров двух стран в последние два года, проходившим в обстановке взаимопонимания и близости интересов Российской Федерации и Бразилии. В последние годы название государства «Бразилия» все чаще и чаще на слуху в России. Эту далекую и во многом еще экзотичную страну Южной Америки посещали наши руководители В.В.Путин и Д.А.Медведев, а в Москву приезжали бразильские президенты Игнасио да Силва Лула и Зелма Роусефф, Бразилия стала главным торговым партнером России в этой части света, между ними активно развивается научно-техническое сотрудничество в том числе за счет появления в нем новых форм, крепнут культурные и научные связи.
Сизоненко А.И. - Россия – Бразилия: богатые традиции, хорошее настоящее и перспективное будущее c. 184-188

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64939

Аннотация: Статья посвящена истокам, традициям и современному состоянию отношений России с крупнейшим государством Южной Америки – Бразилией. Подчеркивается стремление обеих сторон к сотрудничеству, расширению связей во всех областях. Особое внимание уделяется встречам и переговорам лидеров двух стран в последние два года, проходившим в обстановке взаимопонимания и близости интересов Российской Федерации и Бразилии. В последние годы название государства «Бразилия» все чаще и чаще на слуху в России. Эту далекую и во многом еще экзотичную страну Южной Америки посещали наши руководители В.В.Путин и Д.А.Медведев, а в Москву приезжали бразильские президенты Игнасио да Силва Лула и Зелма Роусефф, Бразилия стала главным торговым партнером России в этой части света, между ними активно развивается научно-техническое сотрудничество в том числе за счет появления в нем новых форм, крепнут культурные и научные связи.
КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА МИРА
Фельдман П.Я. - Геополитический клиентелизм в международных отношениях: стратегия и тактика Запада

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11365

Аннотация: Государственный переворот, произошедший на Украине в феврале 2014 г., в очередной раз нарушил баланс политических сил в восточной Европе. Избрание нового прозападноориентированного президента страны и формирование соответствующей политической системы с большой долей вероятности может привести к тому, что границы Евросоюза вплотную соприкоснутся с территориями Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовская областей Российской Федерации. С военно-стратегической точки зрения, поступательное и неуклонное расширение сферы влияния Запада, его идеологии, ценностей, может рассматриваться как прагматичная и политика, направленная на достижение мирового господства либеральной американо-европейской цивилизации. Для эффективной реализации этого замысла применяется целый комплекс инструментов политического, экономического, информационного воздействия на развивающиеся страны. Подобная стратегия может быть охарактеризована как геополитический клиентелизм, целью которого является установление иностранного контроля над национальными элитами и ключевыми институтами гражданского общества любого национального государства.
Фельдман П.Я. - Геополитический клиентелизм в международных отношениях: стратегия и тактика Запада c. 189-193

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64940

Аннотация: Государственный переворот, произошедший на Украине в феврале 2014 г., в очередной раз нарушил баланс политических сил в восточной Европе. Избрание нового прозападноориентированного президента страны и формирование соответствующей политической системы с большой долей вероятности может привести к тому, что границы Евросоюза вплотную соприкоснутся с территориями Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовская областей Российской Федерации. С военно-стратегической точки зрения, поступательное и неуклонное расширение сферы влияния Запада, его идеологии, ценностей, может рассматриваться как прагматичная и политика, направленная на достижение мирового господства либеральной американо-европейской цивилизации. Для эффективной реализации этого замысла применяется целый комплекс инструментов политического, экономического, информационного воздействия на развивающиеся страны. Подобная стратегия может быть охарактеризована как геополитический клиентелизм, целью которого является установление иностранного контроля над национальными элитами и ключевыми институтами гражданского общества любого национального государства.
Байректаревич А. - Multiculturalism is D(r)ead in Europe

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11313

Аннотация: There is a claim currently circulating the European Union (EU), both cynical and misleading: ‘multiculturalism is dead in Europe’. No wonder, as the conglomerate of nation-states/EU has silently handed over one of its most important debates – that of European identity – to the left and right wing parties, recently followed by several selective and contra-productive foreign policy actions. Europe’s domestic cohesion, its fundamental realignment, as well as the overall public standing and credibility within its strategic neighborhood, lies in the reinvigoration of its everything but institutions transformative powers – stipulated in the Barcelona process of the European Neighborhood Policy as well as in the Euro-Med partnership (OSCE). There is a claim currently circulating around the European Union (EU), both cynical and misleading: ‘multiculturalism is dead in Europe’. No wonder, as the conglomerate of nation-states/EU has silently handed over one of its most important debates – that of European identity – to the left and right wing parties, recently followed by the several selective and counter-productive foreign policy actions.
Байректаревич А.. - Multiculturalism is D(r)ead in Europe c. 194-199

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64941

Аннотация: There is a claim currently circulating the European Union (EU), both cynical and misleading: ‘multiculturalism is dead in Europe’. No wonder, as the conglomerate of nation-states/EU has silently handed over one of its most important debates – that of European identity – to the left and right wing parties, recently followed by several selective and contra-productive foreign policy actions. Europe’s domestic cohesion, its fundamental realignment, as well as the overall public standing and credibility within its strategic neighborhood, lies in the reinvigoration of its everything but institutions transformative powers – stipulated in the Barcelona process of the European Neighborhood Policy as well as in the Euro-Med partnership (OSCE). There is a claim currently circulating around the European Union (EU), both cynical and misleading: ‘multiculturalism is dead in Europe’. No wonder, as the conglomerate of nation-states/EU has silently handed over one of its most important debates – that of European identity – to the left and right wing parties, recently followed by the several selective and counter-productive foreign policy actions.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Журавель В.П. - Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности на Северном Кавказе (на примере Республики Дагестан)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10751

Аннотация: В статье предпринимается попытка проанализировать процессы, происходящие в Дагестане как важном районе Северного Кавказа с позиций укрепления национальной безопасности России. В заключении автор предлагает комплекс мер по противодействию терроризму, совершенствованию социально-экономической и духовной сферы республики. В последние два десятилетия Северный Кавказ является самым сложным и проблемным регионом Российской Федерации с точки зрения социально-экономического положения, государственного управления, решения разного рода этнонациональных, конфессиональных, территориальных и иных противоречий и конфликтов, обеспечения национальной безопасности. Президент Российской Федерации В. В. Путин, подчеркивая напряженность обстановки в национальных республиках Северного Кавказа, отмечал: «Ослабление, распад единой государственности в начале 1990-х годов обернулись и на Кавказе очень тяжелыми последствиями, если не сказать кровавыми конфликтами. В ряде регионов вспыхнула настоящая гражданская война. Этим воспользовались международные террористы, которые совершили агрессию против России и народов Кавказа. Террор боевиков вызвал потоки беженцев и перемещенных лиц. Экономика и социальная инфраструктура деградировала, а в ряде республик она была просто уничтожена».
Журавель В.П. - Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности на Северном Кавказе (на примере Республики Дагестан) c. 200-208

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64942

Аннотация: В статье предпринимается попытка проанализировать процессы, происходящие в Дагестане как важном районе Северного Кавказа с позиций укрепления национальной безопасности России. В заключении автор предлагает комплекс мер по противодействию терроризму, совершенствованию социально-экономической и духовной сферы республики. В последние два десятилетия Северный Кавказ является самым сложным и проблемным регионом Российской Федерации с точки зрения социально-экономического положения, государственного управления, решения разного рода этнонациональных, конфессиональных, территориальных и иных противоречий и конфликтов, обеспечения национальной безопасности. Президент Российской Федерации В. В. Путин, подчеркивая напряженность обстановки в национальных республиках Северного Кавказа, отмечал: «Ослабление, распад единой государственности в начале 1990-х годов обернулись и на Кавказе очень тяжелыми последствиями, если не сказать кровавыми конфликтами. В ряде регионов вспыхнула настоящая гражданская война. Этим воспользовались международные террористы, которые совершили агрессию против России и народов Кавказа. Террор боевиков вызвал потоки беженцев и перемещенных лиц. Экономика и социальная инфраструктура деградировала, а в ряде республик она была просто уничтожена».
Райхлин Э.И. - Украинский «маятник»

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10563

Аннотация: Цель настоящей статьи – дать оценку событиям, происходившим в ноябре-декабре 2013 года в столице Украины – Киеве – и получивших название «евромайдана». Многие ученые не без оснований указывают на сходство декабрьских волнений на главном майдане Украины с аналогичными событиями, которые имели место на этой же площади в период оранжевой революции – государственного переворота, приведшего к власти Виктора Ющенко, прозападного лидера, выступавшего за скорейшее вступление Украины в НАТО и в ЕС. Тем не менее, помимо явного сходства, есть и различия, своя специфика, которую необходимо учитывать, анализируя «евромайдан» как социально-политическое явление. Методология исследования основывается на системном, сравнительно-экономическом и сравнительно-историческом подходах, методах анализа, синтеза и обобщения. Основной вывод исследования состоит в том, что сколько бы новые оппозиционеры ни стояли на «евромайдане», судьба Украины, обеспеченной и нет, западной и восточной, будет напрямую зависеть от положения дел в России. Пока Россия остается олигархической, а потому коррупционной и чрезвычайно социально разделенной страной, социально и географически разделенная Украина, ищущая, к кому приткнуть, будет плыть по волнам неопределенности.
Райхлин Э.И. - Украинский «маятник» c. 209-212

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64943

Аннотация: Цель настоящей статьи – дать оценку событиям, происходившим в ноябре-декабре 2013 года в столице Украины – Киеве – и получивших название «евромайдана». Многие ученые не без оснований указывают на сходство декабрьских волнений на главном майдане Украины с аналогичными событиями, которые имели место на этой же площади в период оранжевой революции – государственного переворота, приведшего к власти Виктора Ющенко, прозападного лидера, выступавшего за скорейшее вступление Украины в НАТО и в ЕС. Тем не менее, помимо явного сходства, есть и различия, своя специфика, которую необходимо учитывать, анализируя «евромайдан» как социально-политическое явление. Методология исследования основывается на системном, сравнительно-экономическом и сравнительно-историческом подходах, методах анализа, синтеза и обобщения. Основной вывод исследования состоит в том, что сколько бы новые оппозиционеры ни стояли на «евромайдане», судьба Украины, обеспеченной и нет, западной и восточной, будет напрямую зависеть от положения дел в России. Пока Россия остается олигархической, а потому коррупционной и чрезвычайно социально разделенной страной, социально и географически разделенная Украина, ищущая, к кому приткнуть, будет плыть по волнам неопределенности.
Карякин В.В. - Социально-политические и этно-конфессиональные угрозы общественной безопасности современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11519

Аннотация: Этно-конфессиональные угрозы национальной безопасности России могут быть классифицированы по их степени опасности, исходя из политической и террористической активности носителей этнических и религиозных радикальных идеологий. При этом большинство террористических атак в России совершаются исламскими радикалами-ваххабитами, лидирующими по числу преступлений экстремистского характера. Перед Россией, как и перед всем мировым сообществом в целом , сегодня наиболее остро стоит задача выработки новой технологии предупреждения и урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, по своему внутреннему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от политических конфликтов совсем еще недавнего прошлого. Эта технология должна вобрать в себя наиболее эффективные политико-правовые и силовые методы, апробированные предшествующим опытом, в сочетании с инструментарием, отвечающим реалиям глобализированного мира. В регионах России, традиционно населённых мусульманскими этносами, исламский радикализм тесно взаимодействует с этно-национальным сепаратизмом, о котором речь пойдет в настоящей статье.
Карякин В.В. - Социально-политические и этно-конфессиональные угрозы общественной безопасности современной России c. 213-221

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64944

Аннотация: Этно-конфессиональные угрозы национальной безопасности России могут быть классифицированы по их степени опасности, исходя из политической и террористической активности носителей этнических и религиозных радикальных идеологий. При этом большинство террористических атак в России совершаются исламскими радикалами-ваххабитами, лидирующими по числу преступлений экстремистского характера. Перед Россией, как и перед всем мировым сообществом в целом , сегодня наиболее остро стоит задача выработки новой технологии предупреждения и урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, по своему внутреннему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от политических конфликтов совсем еще недавнего прошлого. Эта технология должна вобрать в себя наиболее эффективные политико-правовые и силовые методы, апробированные предшествующим опытом, в сочетании с инструментарием, отвечающим реалиям глобализированного мира. В регионах России, традиционно населённых мусульманскими этносами, исламский радикализм тесно взаимодействует с этно-национальным сепаратизмом, о котором речь пойдет в настоящей статье.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бочарников И.В. - Новый курс грузинской внешней политики: сценарий «перезагрузки»

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11366

Аннотация: В статье представлен анализ развития ситуации в Грузии после президентских выборов 2013 года, ее приоритетов внешней политики с учетом парафирования соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, курсом на стратегическое партнерство с США, изменениями в грузино-российских отношениях. Раскрываются проблемные вопросы взаимоотношений Грузии с республиками Абхазия и Южная Осетия. Определяются значимые проблемы современного этапа внутриполитического развития Грузии и перспективы их решения. В последние два года в Грузии, по праву считающейся одной из наиболее нестабильных государств постсоветского пространства, произошли знаковые события. Так, в результате парламентских выборов 2012 года впервые в Грузии оппозиция, представленная альянсом «Грузинская мечта», смогла обеспечить себе парламентское большинство. Она также смогла сформировать правительство, оппозиционное главе государства. Результаты же президентских выборов 2013 года, победа на которых была одержана представителем «Грузинской мечты» Г. Маргелашвили, окончательно положили конец почти десятилетнему пребыванию у власти М. Саакашвили, вынужденного покинуть страну из-за угрозы возможного уголовного преследования.
Бочарников И.В. - Новый курс грузинской внешней политики: сценарий «перезагрузки» c. 222-229

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64945

Аннотация: В статье представлен анализ развития ситуации в Грузии после президентских выборов 2013 года, ее приоритетов внешней политики с учетом парафирования соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, курсом на стратегическое партнерство с США, изменениями в грузино-российских отношениях. Раскрываются проблемные вопросы взаимоотношений Грузии с республиками Абхазия и Южная Осетия. Определяются значимые проблемы современного этапа внутриполитического развития Грузии и перспективы их решения. В последние два года в Грузии, по праву считающейся одной из наиболее нестабильных государств постсоветского пространства, произошли знаковые события. Так, в результате парламентских выборов 2012 года впервые в Грузии оппозиция, представленная альянсом «Грузинская мечта», смогла обеспечить себе парламентское большинство. Она также смогла сформировать правительство, оппозиционное главе государства. Результаты же президентских выборов 2013 года, победа на которых была одержана представителем «Грузинской мечты» Г. Маргелашвили, окончательно положили конец почти десятилетнему пребыванию у власти М. Саакашвили, вынужденного покинуть страну из-за угрозы возможного уголовного преследования.
РЕВОЛЮЦИИ
Демидов А.В. - От «мягкой силы» к «управляемому хаосу»

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10355

Аннотация: В предлагаемой статье автор делает попытку проанализировать все чаще применяющиеся Соединенными Штатами Америки и другими западными державами для решения своих внешнеполитических проблем стратегии, направленные на смену неугодных им режимов. Упоминаются принципы соответствующих стратегий и используемые при этом практические методы. Даются рекомендации по возможному противодействию применения стратегий «мягкой силы» и «управляемого хаоса» в России, предлагаются варианты задействования элементов стратегии «мягкой силы» во внешней политике нашей страны. В современном мире, для которого характерны процессы глобализации, т.е. выстраивания политических и социально-экономических стандартов по единой модели, предлагаемой единственной сверхдержавой, в последнее время для решения межгосударственных проблем на смену традиционным боевым действиям стали приходить технологии действий непрямых, действий, зачастую подрывающих государство-соперник изнутри. Названий таким технологиям много: «мягкая сила», «умная сила», «управляемый хаос» и т.д. Под всеми этими дефинициями подразумеваются различные средства, подрывающие политический и экономический потенциал государства. Более того, к таким средствам можно отнести и т.н. «твиттерные» революции, искусственно созданные оппозиции, раздувающие протестные движения. Характерной особенностью реализации рассматриваемых стратегий в нужной Западу стране и даже в целом регионе к событиям, происходящим там открыто применяются двойные стандарты. Об этом свидетельствует, например, некоторые особенности «арабской весны»: волнения практически одновременно, в течение двух месяцев, охватили весь регион, но не получили развития в Саудовской Аравии и Катаре – верных союзниках США. Там беспорядки были подавлены местными режимами быстро и беспощадно и, что самое интересное, без какого бы то ни было протеста из Вашингтона и других западных столиц.
Демидов А.В. - От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» c. 230-236

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64946

Аннотация: В предлагаемой статье автор делает попытку проанализировать все чаще применяющиеся Соединенными Штатами Америки и другими западными державами для решения своих внешнеполитических проблем стратегии, направленные на смену неугодных им режимов. Упоминаются принципы соответствующих стратегий и используемые при этом практические методы. Даются рекомендации по возможному противодействию применения стратегий «мягкой силы» и «управляемого хаоса» в России, предлагаются варианты задействования элементов стратегии «мягкой силы» во внешней политике нашей страны. В современном мире, для которого характерны процессы глобализации, т.е. выстраивания политических и социально-экономических стандартов по единой модели, предлагаемой единственной сверхдержавой, в последнее время для решения межгосударственных проблем на смену традиционным боевым действиям стали приходить технологии действий непрямых, действий, зачастую подрывающих государство-соперник изнутри. Названий таким технологиям много: «мягкая сила», «умная сила», «управляемый хаос» и т.д. Под всеми этими дефинициями подразумеваются различные средства, подрывающие политический и экономический потенциал государства. Более того, к таким средствам можно отнести и т.н. «твиттерные» революции, искусственно созданные оппозиции, раздувающие протестные движения. Характерной особенностью реализации рассматриваемых стратегий в нужной Западу стране и даже в целом регионе к событиям, происходящим там открыто применяются двойные стандарты. Об этом свидетельствует, например, некоторые особенности «арабской весны»: волнения практически одновременно, в течение двух месяцев, охватили весь регион, но не получили развития в Саудовской Аравии и Катаре – верных союзниках США. Там беспорядки были подавлены местными режимами быстро и беспощадно и, что самое интересное, без какого бы то ни было протеста из Вашингтона и других западных столиц.
Ладо А.В. - Украинские события: взгляд изнутри

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11024

Аннотация: Евромайдан в Киеве – событие с гигантским политическим резонансом, которое привлекает внимание наблюдателей России, СНГ и всего мира. Данная статья представляет собой взгляд на все происходящее, связанное с Евромайданом, изнутри, глазами киевлянина, социального психолога-аналитика и научного журналиста. В статье предпринята попытка анализа ряда экономических, политических и социально-психологических явлений и феноменов, характеризирующих последние бурные события в Киеве. Освещается геополитическое и экономическое положение Украины, предопределяющее ее пограничное, между Востоком и Западом. Особое место в раскладе мировых политических сил делает Украину той гирькой, от положения которой зависит, в какую сторону качнутся чаши весов в геополитическом противостоянии между Россией и Западом. Отмечается необходимость новых подходов в работе по налаживанию взаимопонимания между РФ и Украиной, указывается на социально-психологические просчеты российской политики по отношению к Украине и предлагаются определенные рекомендации по оптимизации культурного и социально-экономического сотрудничества между нашими странами и усилению влияния пророссийского вектора в украинской политике.
Губенко А.В. - Украинские события: взгляд изнутри c. 237-243

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64947

Аннотация: Евромайдан в Киеве – событие с гигантским политическим резонансом, которое привлекает внимание наблюдателей России, СНГ и всего мира. Данная статья представляет собой взгляд на все происходящее, связанное с Евромайданом, изнутри, глазами киевлянина, социального психолога-аналитика и научного журналиста. В статье предпринята попытка анализа ряда экономических, политических и социально-психологических явлений и феноменов, характеризирующих последние бурные события в Киеве. Освещается геополитическое и экономическое положение Украины, предопределяющее ее пограничное, между Востоком и Западом. Особое место в раскладе мировых политических сил делает Украину той гирькой, от положения которой зависит, в какую сторону качнутся чаши весов в геополитическом противостоянии между Россией и Западом. Отмечается необходимость новых подходов в работе по налаживанию взаимопонимания между РФ и Украиной, указывается на социально-психологические просчеты российской политики по отношению к Украине и предлагаются определенные рекомендации по оптимизации культурного и социально-экономического сотрудничества между нашими странами и усилению влияния пророссийского вектора в украинской политике.
Бородинов Е.Н. - Анализ особенностей государственного переворота на Украине

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11476

Аннотация: Внимание всего мирового сообщества обращено на Украину, события происходящее там не могут быть безразличны для каждого гражданина России, потому что с Украиной нас связывает историко-культурная общность, родственные связи. Беспредел, который творится там выходит за рамки понимания нормального, адекватного человека: унижения и преследования сотрудников милиции и членов их семей, кровавые провокации устроенные боевиками “Правого сектора” на Юго-Востоке страны. Все это вызывает глубочайшую озабоченность, как среди граждан, так и руководства страны. Также большую настороженность вызывает и государственный переворот в братской нам стране, который был активно поддержан так называемыми “демократическими” государствами, странами ЕС и США. А заявление США о том, что профашистские организации сыграли “конструктивную роль” в этой кровавой вакханалии, наталкивает на мысль о заказчиках и спонсорах этой спецопераций. В этой связи особо актуальным становится анализ особенностей вооруженного мятежа, факторов обусловивших захват власти, а также прогнозированию по дальнейшему развитию ситуации в стране.
Бородинов Е.Н. - Анализ особенностей государственного переворота на Украине c. 244-253

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64948

Аннотация: Внимание всего мирового сообщества обращено на Украину, события происходящее там не могут быть безразличны для каждого гражданина России, потому что с Украиной нас связывает историко-культурная общность, родственные связи. Беспредел, который творится там выходит за рамки понимания нормального, адекватного человека: унижения и преследования сотрудников милиции и членов их семей, кровавые провокации устроенные боевиками “Правого сектора” на Юго-Востоке страны. Все это вызывает глубочайшую озабоченность, как среди граждан, так и руководства страны. Также большую настороженность вызывает и государственный переворот в братской нам стране, который был активно поддержан так называемыми “демократическими” государствами, странами ЕС и США. А заявление США о том, что профашистские организации сыграли “конструктивную роль” в этой кровавой вакханалии, наталкивает на мысль о заказчиках и спонсорах этой спецопераций. В этой связи особо актуальным становится анализ особенностей вооруженного мятежа, факторов обусловивших захват власти, а также прогнозированию по дальнейшему развитию ситуации в стране.
Спиридонов В.В. - Экономический подход к анализу причин политического конфликта на Украине

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11527

Аннотация: На рубеже 2013 – 2014 г. на Украине началась волна протестов, вызванная расхождениями политических сил на вектор внешнеполитического развития государства. Одна из сторон выступала за полную интеграцию с Евросоюзом, другая за более тесные отношения с Россией. За несколько дней до подписания Украиной документов с Евросоюзом, правительство Украины приостановило подготовку к заключению этого соглашения. Это повлекло за собой недовольство сил, выступавших за Евроинтеграцию, переросших в острые протестные акции, направленные, главным образом, против правящей элиты. Результатом противостояния на Украине стало свержение действующей власти. В настоящей статье проведён обзор и анализ факторов внутри- и внешнеэкономического развития Украины. Проведён анализ развития реального и финансового секторов экономики. Анализ экономических параметров, а именно: структуры бюджета, торгового баланса, финансового состояния с точки зрения денежной структуры, соотношения иностранных и внутренних активов, векторов движения капитала Украины позволил обнаружить взаимосвязь между их динамикой и потенциальной угрозой стабильности государства.
Спиридонов В.В. - Экономический подход к анализу причин политического конфликта на Украине c. 254-261

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64949

Аннотация: На рубеже 2013 – 2014 г. на Украине началась волна протестов, вызванная расхождениями политических сил на вектор внешнеполитического развития государства. Одна из сторон выступала за полную интеграцию с Евросоюзом, другая за более тесные отношения с Россией. За несколько дней до подписания Украиной документов с Евросоюзом, правительство Украины приостановило подготовку к заключению этого соглашения. Это повлекло за собой недовольство сил, выступавших за Евроинтеграцию, переросших в острые протестные акции, направленные, главным образом, против правящей элиты. Результатом противостояния на Украине стало свержение действующей власти. В настоящей статье проведён обзор и анализ факторов внутри- и внешнеэкономического развития Украины. Проведён анализ развития реального и финансового секторов экономики. Анализ экономических параметров, а именно: структуры бюджета, торгового баланса, финансового состояния с точки зрения денежной структуры, соотношения иностранных и внутренних активов, векторов движения капитала Украины позволил обнаружить взаимосвязь между их динамикой и потенциальной угрозой стабильности государства.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА
Беляев С.А., Макарова И.Н. - О культурной дипломатии Французской Республики

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10690

Аннотация: Статья посвящена одному из аспектов внешнеполитической деятельности Франции – так называемой культурной дипломатии. Эта сфера деятельности охватывает культурные обмены между Францией и другими государствами, международное сотрудничество Франции в области образования, науки, французского начально и среднего образования за рубежом, кинематографа, музыки, а также информации. В этой связи подробно разбирается деятельность Французского института, специализированных учреждений в этих областях, радио- и телевизионных каналов, а также современных информационных и телекоммуникационных компаний, которые способствует культурному присутствию Франции за границей. Методлогия исследования основана на политико-юридическом анализе механизма культурной дипломатии Франции в контексте сравнительного анализа аналогичных систем культурной дипломатии других стран. Данная работа является первой исследовательской статьей такого рода в России. Более того, в зарубежной литературе также публикации на данную тему отсутствуют или имеют научно-популярной характер. Авторы делают выводы о релевантности использования опыта французской дипломатии в российском внешнеполитическом механизме, включая Федеральное агентство по делам СНГ, делам соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничества.
Беляев С.А., Макарова И.Н. - О культурной дипломатии Французской Республики c. 262-271

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64950

Аннотация: Статья посвящена одному из аспектов внешнеполитической деятельности Франции – так называемой культурной дипломатии. Эта сфера деятельности охватывает культурные обмены между Францией и другими государствами, международное сотрудничество Франции в области образования, науки, французского начально и среднего образования за рубежом, кинематографа, музыки, а также информации. В этой связи подробно разбирается деятельность Французского института, специализированных учреждений в этих областях, радио- и телевизионных каналов, а также современных информационных и телекоммуникационных компаний, которые способствует культурному присутствию Франции за границей. Методлогия исследования основана на политико-юридическом анализе механизма культурной дипломатии Франции в контексте сравнительного анализа аналогичных систем культурной дипломатии других стран. Данная работа является первой исследовательской статьей такого рода в России. Более того, в зарубежной литературе также публикации на данную тему отсутствуют или имеют научно-популярной характер. Авторы делают выводы о релевантности использования опыта французской дипломатии в российском внешнеполитическом механизме, включая Федеральное агентство по делам СНГ, делам соотечественников, проживающих за рубежом и международному гуманитарному сотрудничества.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Земсков В.Н. - Начальный этап репатриации советских военнопленных и интернированных гражданских лиц (вторая половина 1944 г.)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.10749

Аннотация: Вопрос о возвращении на Родину советских военнопленных, насильно угнанных в Германию граждан СССР и беженцев является одним из наименее изученных в исторической литературе. Вплоть до конца 1980-х годов документация по этому вопросу в нашей стране была засекречена. Отсутствие источниковой базы и, соответственно, объективной информации породило вокруг него много мифов. Это относится к ряду публикаций, издававшихся как на Западе, так и в нашей стране. Нередко можно встретить тенденциозный подбор фактов и предвзятое их толкование. В настоящее время исследователи получили доступ к ранее закрытым источникам, среди которых особое место занимает документация образованного в октябре 1944 г. Управления Уполномоченного Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР по делам репатриации (это ведомство возглавлял генерал-полковник Ф.И. Голиков, бывший руководитель военной разведки). Эти материалы и послужили основным источником для автора при подготовке настоящей статьи. Кроме того, в аналитической работе над темой использованы документы Государственного Комитета Обороны (ГКО), Управления делами СНК (Совета Министров) СССР, Секретариата НКВД/МВД СССР, Отдела спецлагерей (проверочном-фильтрационных лагерей) НКВД СССР.
Земсков В.Н. - Начальный этап репатриации советских военнопленных и интернированных гражданских лиц (вторая половина 1944 г.) c. 272-289

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64951

Аннотация: Вопрос о возвращении на Родину советских военнопленных, насильно угнанных в Германию граждан СССР и беженцев является одним из наименее изученных в исторической литературе. Вплоть до конца 1980-х годов документация по этому вопросу в нашей стране была засекречена. Отсутствие источниковой базы и, соответственно, объективной информации породило вокруг него много мифов. Это относится к ряду публикаций, издававшихся как на Западе, так и в нашей стране. Нередко можно встретить тенденциозный подбор фактов и предвзятое их толкование. В настоящее время исследователи получили доступ к ранее закрытым источникам, среди которых особое место занимает документация образованного в октябре 1944 г. Управления Уполномоченного Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР по делам репатриации (это ведомство возглавлял генерал-полковник Ф.И. Голиков, бывший руководитель военной разведки). Эти материалы и послужили основным источником для автора при подготовке настоящей статьи. Кроме того, в аналитической работе над темой использованы документы Государственного Комитета Обороны (ГКО), Управления делами СНК (Совета Министров) СССР, Секретариата НКВД/МВД СССР, Отдела спецлагерей (проверочном-фильтрационных лагерей) НКВД СССР.
Анисимов Л.Н. - Историко-правовой ракурс к проблеме мирного договора СССР (России) с Японией

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11296

Аннотация: 31 января 2014 года в Токио состоялся очередной раунд регулярных консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел России и Японии (с российской стороны – И.В.Моргулов, с японской – С.Сугияма). В ходе консультаций основное внимание было уделено вопросам дальнейшего продвижения российско-японского сотрудничества, включая углубление политического диалога, расширение торгово-экономических связей, развитие контактов в практических областях и культурных обменов в свете реализации договоренностей, достигнутых на встречах руководителей двух стран в 2013 году. Был также проведен обмен мнениями по ряду актуальных международных тем, в том числе вопросам обеспечения безопасности и снижения конфликтного потенциала в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В соответствии с поручением лидеров двух стран - России и Японии - состоялось обсуждение проблемы заключения мирного договора между Россией и Японией, в частности ее исторических аспектов. Стороны договорились о проведении следующего раунда консультаций в Москве. Конкретные сроки будут согласованы по дипломатическим каналам.
Анисимов Л.Н. - Историко-правовой ракурс к проблеме мирного договора СССР (России) с Японией c. 290-298

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64952

Аннотация: 31 января 2014 года в Токио состоялся очередной раунд регулярных консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел России и Японии (с российской стороны – И.В.Моргулов, с японской – С.Сугияма). В ходе консультаций основное внимание было уделено вопросам дальнейшего продвижения российско-японского сотрудничества, включая углубление политического диалога, расширение торгово-экономических связей, развитие контактов в практических областях и культурных обменов в свете реализации договоренностей, достигнутых на встречах руководителей двух стран в 2013 году. Был также проведен обмен мнениями по ряду актуальных международных тем, в том числе вопросам обеспечения безопасности и снижения конфликтного потенциала в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В соответствии с поручением лидеров двух стран - России и Японии - состоялось обсуждение проблемы заключения мирного договора между Россией и Японией, в частности ее исторических аспектов. Стороны договорились о проведении следующего раунда консультаций в Москве. Конкретные сроки будут согласованы по дипломатическим каналам.
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ракитянский Н.М. - Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.11478

Аннотация: В работе осуществлен концептуальный анализ феномена исламского менталитета с опорой на методологический потенциал принципа субъектности и догматического принципа. Исламский менталитет рассмотрен в единстве исторического, теологического, психологического и политологического аспектов. Показана связь политических менталитетов с монотеистическими религиозно-догматическими системами. В статье проведён сопоставительный анализ догматических истоков формирования иудейского, христианского и исламского менталитетов. Раскрыты кардинальные отличия трех монотеистических менталитетов в политологическом контексте. Означены фундаментальные основания феномена политической субъектности. Выявлены особенности корпоративно-национального, индивидуально-личностного типа политической субъектности, а также бессубъектный тип политического менталитета. Автор высказал мнение о влиянии ментально-догматических установок ислама на политико-психологические свойства мусульманского мира. Сделан вывод о том, что ислам, будучи феноменом сверхсознания, является для мусульман ценностью высшего порядка, которая определяет ментально-догматическое качество мусульманского политического мира. Сформулированы проблемы, основания и возможности политического взаимодействия с исламом.
Ракитянский Н.М. - Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе) c. 299-314

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.2.64953

Аннотация: В работе осуществлен концептуальный анализ феномена исламского менталитета с опорой на методологический потенциал принципа субъектности и догматического принципа. Исламский менталитет рассмотрен в единстве исторического, теологического, психологического и политологического аспектов. Показана связь политических менталитетов с монотеистическими религиозно-догматическими системами. В статье проведён сопоставительный анализ догматических истоков формирования иудейского, христианского и исламского менталитетов. Раскрыты кардинальные отличия трех монотеистических менталитетов в политологическом контексте. Означены фундаментальные основания феномена политической субъектности. Выявлены особенности корпоративно-национального, индивидуально-личностного типа политической субъектности, а также бессубъектный тип политического менталитета. Автор высказал мнение о влиянии ментально-догматических установок ислама на политико-психологические свойства мусульманского мира. Сделан вывод о том, что ислам, будучи феноменом сверхсознания, является для мусульман ценностью высшего порядка, которая определяет ментально-догматическое качество мусульманского политического мира. Сформулированы проблемы, основания и возможности политического взаимодействия с исламом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.