по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 1-5.14285714286-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Косоруков А.А. - Новые медиа как инструмент политической трансформации в современном мире

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7594

Аннотация: Новые медиа преобразовывают традиционную модель коммуникации, стирают различие между межличностной и массовой коммуникацией, выступают результатом большого количества частных инициатив, порождают феномен сетевого активизма и создают новые политические движения. Социальные сети и блоги, выступая основными видами новых медиа, являются инструментами политических протестов и революций. Социальные сети концентрируют внимание общества на острых и актуальных проблемах, становятся каналом цифровой дипломатии и площадкой для рекрутирования новых членов в организации экстремистского характера, применяются в избирательных кампаниях, разграничивают различные аудитории на «своих» и «чужых», подрывают или поддерживают культурное и политическое единство государства. Блоги позволяют получать альтернативную информацию о политических событиях, ломают монополию традиционных медиа, сближают людей со схожими политическими взглядами и интересами, вступают в диалог с властью в формате рабочих групп, концентрируют интеллектуальный и творческий капитал, поляризуют информационно-политическое пространство, а также используются для давления на политических оппонентов. К недостаткам новых медиа как инструменту политической трансформации относится их построение вокруг слабых социальных связей и плохо организованных социальных групп, возможность манипуляции ими со стороны различных высокоорганизованных политических акторов, целью которых могут быть как демократические преобразования, так и провоцирование протестных и революционных акций, направленных на создание управляемого хаоса в стране.
Цыганков П.А. - Негосударственные участники мировой политики: взаимодействие с государствами и межправительственными организациями c. 312-317

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62914

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы многообразия негосударственных акторов (НГА) и их взаимодействия с государственными и надгосударственными международными субъектами. Возросшая роль НГА в международных отношениях и их влияние на мирополитические процессы — очевидная данность, признаваемая практически всеми наблюдателями и исследователями. Международные неправительственные организации (МНПО) участвуют в решениях, принимаемых институтами ООН, а также структурами Евросоюза и иных международных организаций. Они воздействуют на общественное мнение, привлекая внимание к нарушению прав человека; без них не обходятся гуманитарные операции и ликвидация последствий гуманитарных катастроф; они оказывают благотворительную помощь нуждающимся. Неправительственные организации содействуют развитию экономически бедных регионов и стран; выступают в защиту окружающей среды; объединяют группы ученых и других профессионалов в крупные международные ассоциации, способствующие прогрессу науки, техники, экономики и социально-политическим преобразованиям обществ. Наконец, МНПО вносят серьезный вклад в развитие международного права; формируют в международных отношениях и мировой политике новый моральный климат; стимулируют активность гражданского общества и солидарность в причастности к глобальным проектам по справедливому переустройству мира.
Косоруков А.А. - Новые медиа как инструмент политической трансформации в современном мире c. 318-322

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62915

Аннотация: Новые медиа преобразовывают традиционную модель коммуникации, стирают различие между межличностной и массовой коммуникацией, выступают результатом большого количества частных инициатив, порождают феномен сетевого активизма и создают новые политические движения. Социальные сети и блоги, выступая основными видами новых медиа, являются инструментами политических протестов и революций. Социальные сети концентрируют внимание общества на острых и актуальных проблемах, становятся каналом цифровой дипломатии и площадкой для рекрутирования новых членов в организации экстремистского характера, применяются в избирательных кампаниях, разграничивают различные аудитории на «своих» и «чужых», подрывают или поддерживают культурное и политическое единство государства. Блоги позволяют получать альтернативную информацию о политических событиях, ломают монополию традиционных медиа, сближают людей со схожими политическими взглядами и интересами, вступают в диалог с властью в формате рабочих групп, концентрируют интеллектуальный и творческий капитал, поляризуют информационно-политическое пространство, а также используются для давления на политических оппонентов. К недостаткам новых медиа как инструменту политической трансформации относится их построение вокруг слабых социальных связей и плохо организованных социальных групп, возможность манипуляции ими со стороны различных высокоорганизованных политических акторов, целью которых могут быть как демократические преобразования, так и провоцирование протестных и революционных акций, направленных на создание управляемого хаоса в стране.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Репьева А.М. - Органический коммунизм в философии В.В. Берви-Флеровского

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.6792

Аннотация: Приступая к исследованиям любого рода, человек должен сначала определить базовые принципы познания, т.е. группу наиболее общих методов и установок, которые применимы во всех случаях познавательной деятельности. Мы называем методологию и принципы утопии «органического комму-низма» В.В. Берви-Флеровского условными, поскольку они исходят из личностного, авторского понимания описанных явлений. В академической, научной литературе методология прописана строже. Условность описанных принципов зависит так же и от попытки понять двойственность высказываний мыслителя, которую ошибочно называют «непониманием» и «незнанием» исторических реалий, социальных законов и т.д.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Карпович О.Г. - Президентские выборы в США: демократия по-американски

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7093

Аннотация: Аннотация: Выборы в Америке проходят по своим правилам, которые сильно отличаются от нашего понимания выборного процесса. Такая система позволяет не пропускать независимых кандидатов к крупным выборам или кандидат может набрать меньше голосов, чем его соперник, но при этом попасть в Белый дом. Согласно анализу европейских и российских СМИ итоги выборов никак не отразились бы на внешнеполитическом курсе США как в отношении их позиций на Ближнем Востоке, так и в отношении взаимоотношений с ЕС, который, занимая все еще центристские позиции, стремится к поиску союзников отчасти в лице России и стран Латинской Америки.
Хизриева С.С. - Информационное обеспечение внешней политики Бразилии в Евросоюзе

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8879

Аннотация: Информационное обеспечение внешней политики - это обеспечение государства фактическими данными с учётом целевой аудитории (внутренней и внешней) с целью информирования, а также защиты и управление информацией, посредством каналов коммуникации. Информатизация Бразилии в начале XXI века способствовала использованию технологий внешнеполитического коммуникационного менеджмента, таких как репутационный менеджмент, общественная дипломатия, межкультурные коммуникации для налаживания внешнеполитических отношений со странами ЕС. Создание информационно оснащённых правительственных и посольских сайтов Бразилии, рассчитанных на работу с зарубежной аудиторией ЕС, способствовала развитию двухсторонних контактов между двумя регионами начиная от экономических и политических проектов и заканчивая научно – культурным сотрудничеством. Улучшив качество правительственных и посольских сайтов, информационных агентств, вещающих на зарубежную аудиторию, Бразилии удалось не только поправить отрицательную репутацию, которая была у нее до 2007 года, но и значительно повысить уровень общественной дипломатии посредством сетевого общения с европейской аудиторией.
Карпович О.Г. - Президентские выборы в США: демократия по-американски c. 323-327

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62916

Аннотация: Выборы в Америке проходят по своим правилам, которые сильно отличаются от нашего понимания выборного процесса. Такая система позволяет не пропускать независимых кандидатов к крупным выборам или кандидат может набрать меньше голосов, чем его соперник, но при этом попасть в Белый дом. Согласно анализу европейских и российских СМИ итоги выборов никак не отразились бы на внешнеполитическом курсе США как в отношении их позиций на Ближнем Востоке, так и в отношении взаимоотношений с ЕС, который, занимая все еще центристские позиции, стремится к поиску союзников отчасти в лице России и стран Латинской Америки.
КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА МИРА
Никифоров А.Р. - Солидарность как социал-демократическая ценность: политико-психологический анализ европейских партийных программ

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8978

Аннотация: В статье представлен анализ солидарности как ключевой социал-демократической ценности на основе новых программ социал-демократических партий разных стран. Социал-демократы выходят на новый уровень своего развития и завоевывают поддержку. Пересмотр собственной идеологии привел их к возврату к традиционным ценностям социал-демократии, и на первый план выдвинулись идеи, связанные с ценностью солидарности. Анализ российской и западной литературы по социал-демократии показывает, что в самые последние годы (после 2008 года) в сфере идеологических поисков произошли существенные сдвиги. Прежде всего, они касаются содержания программных положений практически всех партий социал-демократической направленности, многие из которых в 2012 году приняли новые программы. При всех различиях их конкретного содержания большинство из них сосредоточено на отказе от идеи поиска «третьего» пути, который представлялся рядом исследователей как последний этап развития данной идеологии и в возврате к традиционной для социал-демократов «левой» парадигме.
Никифоров А.Р. - Солидарность как социал- демократическая ценность: политико-психологический анализ европейских партийных программ c. 328-339

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62917

Аннотация: В статье представлен анализ солидарности как ключевой социал-демократической ценности на основе новых программ социал-демократических партий разных стран. Социал-демократы выходят на новый уровень своего развития и завоевывают поддержку. Пересмотр собственной идеологии привел их к возврату к традиционным ценностям социал-демократии, и на первый план выдвинулись идеи, связанные с ценностью солидарности. Анализ российской и западной литературы по социал-демократии показывает, что в самые последние годы (после 2008 г.) в сфере идеологических поисков произошли существенные сдвиги. Прежде всего, они касаются содержания программных положений практически всех партий социал-демократической направленности, многие из которых в 2012 г. приняли новые программы. При всех различиях их конкретного содержания большинство из них сосредоточено на отказе от идеи поиска «третьего» пути, который представлялся рядом исследователей как последний этап развития данной идеологии и в возврате к традиционной для социал-демократов «левой» парадигме.
СОВРЕМЕННЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ
Полтораков А.Ю. - Геостратегия современного государства: политико-экономические дилеммы

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7954

Аннотация: Современное государство, исходя из глокальной «коньюнктуры», должна выбрать необходимый баланс, оптимальное соотношение между ресурсным обеспечением своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на мировой арене. Проблема выбора соотношения особо актуальна для таких «средних государств» как Украина. Для них принципиальным внутренним вызовом является декларативность идеи «экономизации внешней политики» – которая на практике оборачивается «политизацией внешнеэкономических связей». В условиях «стабильной нестабильности» миропорядка для геостратегии государства все большее значение приобретает международный контекст. Ключевым вызовом является принципиальное изменение общего характера субъектности международных отношений. Наложение этих факторов приводит к тому, что конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями, к которому в конечном итоге сводится геостратегический «обмен», обретает дополнительную остроту.
Полтораков А.Ю. - Геостратегия современного государства: политико-экономические дилеммы c. 340-344

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62918

Аннотация: Современное государство, исходя из глокальной «коньюнктуры», должна выбрать необходимый баланс, оптимальное соотношение между ресурсным обеспечением своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на мировой арене. Проблема выбора соотношения особо актуальна для таких «средних государств» как Украина. Для них принципиальным внутренним вызовом является декларативность идеи «экономизации внешней политики» – которая на практике оборачивается «политизацией внешнеэкономических связей». В условиях «стабильной нестабильности» миропорядка для геостратегии государства все большее значение приобретает международный контекст. Ключевым вызовом является принципиальное изменение общего характера субъектности международных отношений. Наложение этих факторов приводит к тому, что конфликт между краткосрочными и долгосрочными целями, к которому в конечном итоге сводится геостратегический «обмен», обретает дополнительную остроту.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бесхмельницын М.И. - Государственный контроль и аудит в системе инструментов политической модернизации России

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.6142

Аннотация: Аннотация В статье раскрывается роль и функции государственного контроля в процессе политической модернизации России. Установлено, что в современном модернизационном процессе государственный контроль играет роль инструмента управления политической модернизацией и, помимо основных функций, относящихся к сфере его прямой компетенции, исполняет функции сигнальные, мотивационные, мобилизационные, функции обратной связи, модернизации федеративных отношений, функции управления модернизационными конфликтами и формирования позитивного имиджа России на международной арене.
Буневич Д.С. - Партийная система Польши. История. Современность. Перспективы

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7587

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования современной партийной системы Польши. Автор анализирует парламентские выборы (с 1991 года по 2011 год), характеризует основные политические партии Польши и их лидеров. Выявляются основные противоречия между крупнейшими политическими партиями Польши порвопросам внешней и внутренней политики страны. Делается прогноз на предстоящие в 2015 году парламентские выборы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Семченков А.С. - Современные сценарии политической дестабилизации России

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8816

Аннотация: В статье рассматриваются основные варианты политической дестабилизации России на современном этапе – это «цветной», «ливийский» и «сирийский» сценарии. На основе анализа сценариев выделяются вероятные ключевые действия объединений несистемной оппозиции и экстремистских сил, также иностранных государств по политической дестабилизации РФ: от создания сети-субъекта угроз политической стабильности до вооруженного вторжения на территорию нестабильной страны. Автор подробно останавливается на проблемах в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, связанных с отставанием политического руководства, системы государственного управления в реализации мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России в духовной, информационной, экономической, миграционной, военной и других сферах от своих оппонентов и противников. С учетом современных тенденций в сфере международных отношений и внутри нашей страны предложен комплекс взаимосвязанных мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России.
Семченков А.С. - Современные сценарии политической дестабилизации России c. 345-352

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62919

Аннотация: В статье рассматриваются основные варианты политической дестабилизации России на современном этапе — это «цветной», «ливийский» и «сирийский» сценарии. На основе анализа сценариев выделяются вероятные ключевые действия объединений несистемной оппозиции и экстремистских сил, также иностранных государств по политической дестабилизации РФ: от создания сети-субъекта угроз политической стабильности до вооруженного вторжения на территорию нестабильной страны. Автор подробно останавливается на проблемах в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, связанных с отставанием политического руководства, системы государственного управления в реализации мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России в духовной, информационной, экономической, миграционной, военной и других сферах от своих оппонентов и противников. С учетом современных тенденций в сфере международных отношений и внутри нашей страны предложен комплекс взаимосвязанных мер и действий по предупреждению и нейтрализации угроз политической стабильности России.
ДИПЛОМАТИЯ
Хизриева С.С. - Информационное обеспечение внешней политики Бразилии в Евросоюзе c. 353-355

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62920

Аннотация: Информационное обеспечение внешней политики — это обеспечение государства фактическими данными с учётом целевой аудитории (внутренней и внешней) с целью информирования, а также защиты и управление информацией, посредством каналов коммуникации. Информатизация Бразилии в начале XXI в. способствовала использованию технологий внешнеполитического коммуникационного менеджмента, таких как репутационный менеджмент, общественная дипломатия, межкультурные коммуникации для налаживания внешнеполитических отношений со странами ЕС. Создание информационно оснащённых правительственных и посольских сайтов Бразилии, рассчитанных на работу с зарубежной аудиторией ЕС, способствовала развитию двухсторонних контактов между двумя регионами, начиная от экономических и политических проектов и заканчивая научно-культурным сотрудничеством. Улучшив качество правительственных и посольских сайтов, информационных агентств, вещающих на зарубежную аудиторию, Бразилии удалось не только поправить отрицательную репутацию, которая была у нее до 2007 г., но и значительно повысить уровень общественной дипломатии посредством сетевого общения с европейской аудиторией.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гушер А.И. - Ядерный терроризм: миф или угроза?

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.6143

Аннотация: В настоящее время в мире насчитывается более 500 террористических групп, многие из которых объединены в международные организации, хорошо вооружены, опираются на сетевые принципы организации, имеют разветвлённые связи по всему миру и внутренние источники финансирования. Международный терроризм сегодня во многих случаях превосходит другие вызовы и угрозы международной безопасности по масштабности, оперативности и по потенциалам. Опасность современного терроризма - в его сильной внутренней религиозной и идеологической мотивации действий («правоверные» против «неверных», «чистые» против «грязных», готовность к самопожертвованию «в борьбе за веру» - «шахиды» и т.п.), непредсказуемости в выборе времени, места и объектов терактов, неразборчивости в использовании методов и средств своих действий.
Гушер А.И. - Ядерный терроризм: миф или угроза? c. 356-368

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62921

Аннотация: В настоящее время в мире насчитывается более 500 террористических групп, многие из которых объединены в международные организации, хорошо вооружены, опираются на сетевые принципы организации, имеют разветвлённые связи по всему миру и внутренние источники финансирования. Международный терроризм сегодня во многих случаях превосходит другие вызовы и угрозы международной безопасности по масштабности, оперативности и по потенциалам. Опасность современного терроризма — в его сильной внутренней религиозной и идеологической мотивации действий («правоверные» против «неверных», «чистые» против «грязных», готовность к самопожертвованию «в борьбе за веру» — «шахиды» и т.п.), непредсказуемости в выборе времени, места и объектов терактов, неразборчивости в использовании методов и средств своих действий.
ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ
Жолобова О.А. - Развитие теории федерализма в рамках социально-философского и институционального подходов на Западе

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8982

Аннотация: Аннотация Проблемы территориально-государственного устройства и регионального развития не являются новыми в отечественной и зарубежной политологической традиции. Важной особенностью теоретических разработок в области федерализма является их постоянная взаимосвязь с реализацией федеративных принципов на практике в рамках тех или иных территориально-политических систем, что способствует постоянному развитию теории федерализма, а соответственно, привносит изменения в уже существующие концепции и подходы. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В основном, дискуссии о понятии федерализма разворачиваются вокруг его природы. Так, по определению британского политолога Престона Кинга, федерализм является понятием идеологическим и философским1. Американский политолог В.Остром утверждает, что федерализм – это идеология подлинно самоуправляющегося сообщества, альтернатива любой централизованной властной иерархии
Жолобова О.А. - Развитие теории федерализма в рамках социально-философского и институционального подходов на Западе c. 369-376

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62922

Аннотация: Проблемы территориально-государственного устройства и регионального развития не являются новыми в отечественной и зарубежной политологической традиции. Важной особенностью теоретических разработок в области федерализма является их постоянная взаимосвязь с реализацией федеративных принципов на практике в рамках тех или иных территориально-политических систем, что способствует постоянному развитию теории федерализма, а соответственно, привносит изменения в уже существующие концепции и подходы. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В основном, дискуссии о понятии федерализма разворачиваются вокруг его природы. Так, по определению британского политолога Престона Кинга, федерализм является понятием идеологическим и философским. Американский политолог В. Остром утверждает, что федерализм — это идеология подлинно самоуправляющегося сообщества, альтернатива любой централизованной властной иерархии.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
Манойло А.В. - Управление психологической войной

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.6221

Аннотация: В статье сформулированы две основные концепции реализации государственной политики в условиях психологической войны – противодействие психологической войне и управление психологической войной. Концепция управления психологической войной - деятельность по изменению системных свойств войны в избранном направлении при помощи инструментов внешнего политического воздействия - базируется на принципе, что, если что-то нельзя победить, то его нужно организовать и возглавить. Применение этой концепции на практике позволяет государственной политике достигать цели, недостижимые для концепции противодействия, и в корне меняет устоявшиеся представления о показателях и степени опасности современной информационно-психологической войны. По нашему мнению, в системе государственной информационной политики именно управление информационно-психологической войной станет в ближайшем будущем важнейшей категорией деятельности органов власти в особых условиях.
Манойло А.В. - Управление психологической войной c. 377-389

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62923

Аннотация: В статье сформулированы две основные концепции реализации государственной политики в условиях психологической войны — противодействие психологической войне и управление психологической войной. Концепция управления психологической войной — деятельность по изменению системных свойств войны в избранном направлении при помощи инструментов внешнего политического воздействия — базируется на принципе, что, если что-то нельзя победить, то его нужно организовать и возглавить. Применение этой концепции на практике позволяет государственной политике достигать цели, недостижимые для концепции противодействия, и в корне меняет устоявшиеся представления о показателях и степени опасности современной информационно-психологической войны. По нашему мнению, в системе государственной информационной политики именно управление информационно-психологической войной станет в ближайшем будущем важнейшей категорией деятельности органов власти в особых условиях.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Замараева Н.А. - Пакистан - Гвадар - Китай: региональный передел

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8980

Аннотация: Аннотация: В настоящей статье раскрываются особенности нового этапа реконструкции пакистанского порта Гвадар, осуществляемой при участии Китая. В феврале 2013 года Паскистан заключил с Китаем многомиллионный контракт на реконструкцию порта и создание портовой инфраструктуры. Это создает новую геополитическую ситуацию в регионе, в акватории Ормузского пролива и Индийского океана в целом, открывает новые маршруты торговли и новый транзитные возможности для государств Центральной Азии, западных провинций Китая, Ирана и государств Персидского залива. 18 февраля 2013 г. Исламабад и Пекин подписали Соглашение о передаче в оперативное управление глубоководным портом Гвадар и дальнейшем развитием его инфраструктуры Китайскому холдингу по управлению иностранными портамиi. Гвадар – третий после Карачи и Касима коммерческий порт Исламской Республики Пакистан. В соответствии с контрактом порт остается собственностью Пакистана, но будет эксплуатироваться государственной китайской компанией. Для Пакистана небольшой сегодня Гвадар в будущем представляется альтернативой порту Карачи, «морским воротам страны». Новая гавань расположена в 537 км к западу от торговой столицы Пакистана.
Замараева Н.А. - Пакистан — Гвадар — Китай: региональный передел c. 390-395

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62924

Аннотация: В настоящей статье раскрываются особенности нового этапа реконструкции пакистанского порта Гвадар, осуществляемой при участии Китая. В феврале 2013 г. Паскистан заключил с Китаем многомиллионный контракт на реконструкцию порта и создание портовой инфраструктуры. Это создает новую геополитическую ситуацию в регионе, в акватории Ормузского пролива и Индийского океана в целом, открывает новые маршруты торговли и новый транзитные возможности для государств Центральной Азии, западных провинций Китая, Ирана и государств Персидского залива. 18 февраля 2013 г. Исламабад и Пекин подписали Соглашение о передаче в оперативное управление глубоководным портом Гвадар и дальнейшем развитием его инфраструктуры Китайскому холдингу по управлению иностранными портами. Гвадар — третий после Карачи и Касима коммерческий порт Исламской Республики Пакистан. В соответствии с контрактом порт остается собственностью Пакистана, но будет эксплуатироваться государственной китайской компанией. Для Пакистана небольшой сегодня Гвадар в будущем представляется альтернативой порту Карачи, «морским воротам страны». Новая гавань расположена в 537 км к западу от торговой столицы Пакистана.
РЕЙДЕРЫ
Спиридонов А.А. - Политико-правовые основы противодействия рейдерским захватам

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8062

Аннотация: Рейдерство в современной России продолжает оставаться одной из основных экономико-правовых проблем. Однако уже более двадцати лет не существует единой антирейдерской политики, отсутствует понятная и работающая законодательная база. В связи с этим перед исследователями стоит задача определения вектора противостояния рейдерским захватам на законодательном уровне. Ситуация также имеет и политическое расширение, т.к. существует ряд групп интересов, ставящих целью консервацию ситуации. Сама проблема рейдерства в свою очередь приобретает статус угрозы национальной безопасности. По мнению автора, первостепенной задачей в борьбе с рейдерством должна стать его классификация как отдельного преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Спиридонов А.А. - Политико-правовые основы противодействия рейдерским захватам c. 396-400

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62925

Аннотация: Рейдерство в современной России продолжает оставаться одной из основных экономико-правовых проблем. Однако уже более двадцати лет не существует единой антирейдерской политики, отсутствует понятная и работающая законодательная база. В связи с этим перед исследователями стоит задача определения вектора противостояния рейдерским захватам на законодательном уровне. Ситуация также имеет и политическое расширение, т.к. существует ряд групп интересов, ставящих целью консервацию ситуации. Сама проблема рейдерства в свою очередь приобретает статус угрозы национальной безопасности. По мнению автора, первостепенной задачей в борьбе с рейдерством должна стать его классификация как отдельного преступления в Уголовном кодексе РФ.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Цыганков П.А. - Негосударственные участники мировой политики: взаимодействие с государствами и межправительственными организациями

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8977

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы многообразия негосударственных акторов (НГА) и их взаимодействия с государственными и надгосударственными международными субъектами. Возросшая роль НГА в международных отношениях и их влияние на мирополитические процессы – очевидная данность, признаваемая практически всеми наблюдателями и исследователями. МНПО участвуют в решениях, принимаемых ЭКОСОС и др. институтами ООН, а также структурами Евросоюза и иных международных организаций. Они воздействуют на общественное мнение, привлекая внимание к нарушению прав человека; без них не обходятся гуманитарные операции и ликвидация последствий гуманитарных катастроф; они оказывают благотворительную помощь нуждающимся. Неправительственные организации содействуют развитию экономически бедных регионов и стран; выступают в защиту окружающей среды; объединяют группы ученых и других профессионалов в крупные международные ассоциации, способствующие прогрессу науки, техники, экономики и социально-политическим преобразованиям обществ. Наконец, МНПО вносят серьезный вклад в развитие международного права; формируют в международных отношениях и мировой политике новый моральный климат; стимулируют активность гражданского общества и солидарность в причастности к глобальным проектам по справедливому переустройству мира.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Репьева А.М. - Органический коммунизм в философии В.В. Берви-Флеровского c. 401-407

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62926

Аннотация: Приступая к исследованиям любого рода, человек должен сначала определить базовые принципы познания, т.е. группу наиболее общих методов и установок, которые применимы во всех случаях познавательной деятельности. Мы называем методологию и принципы утопии «органического комму-низма» В.В. Берви-Флеровского условными, поскольку они исходят из личностного, авторского понимания описанных явлений. В академической, научной литературе методология прописана строже. Условность описанных принципов зависит так же и от попытки понять двойственность высказываний мыслителя, которую ошибочно называют «непониманием» и «незнанием» исторических реалий, социальных законов и т.д.
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Низовкина И.А. - Психологические операции во внешней политике Франции и Великобритании

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8983

Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа официальных документов, концепций и доктрин двух ведущих мировых акторов международных отношений (Франции и Великобритании) в сфере организации и проведения психологических операций в сфере международных отношений и внешней политики. Результаты этого анализа позволяют получить представление о принципах и схемах организации и проведения психологических операций, их место во внешней политике современных государств и в современных международных конфликтах. Следует отметить, что в отечественной литературе вопросы психологического воздействия в международных отношениях в основном рассматриваются в тесной взаимосвязи с информационными технологиями, а зачастую и вовсе отождествляются с ними. Недостаточно исследованы практические аспекты применения психологических операций, способы противодействия им. Все это в очередной раз подчеркивает актуальность исследования современных психологических операций как нового и основного средства реализации внешней политики современнными нациями-государствами.
Низовкина И.А. - Психологические операции во внешней политике Франции и Великобритании c. 408-410

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62927

Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа официальных документов, концепций и доктрин двух ведущих мировых акторов международных отношений (Франции и Великобритании) в сфере организации и проведения психологических операций в сфере международных отношений и внешней политики. Результаты этого анализа позволяют получить представление о принципах и схемах организации и проведения психологических операций, их место во внешней политике современных государств и в современных международных конфликтах. Следует отметить, что в отечественной литературе вопросы психологического воздействия в международных отношениях в основном рассматриваются в тесной взаимосвязи с информационными технологиями, а зачастую и вовсе отождествляются с ними. Недостаточно исследованы практические аспекты применения психологических операций, способы противодействия им. Все это в очередной раз подчеркивает актуальность исследования современных психологических операций как нового и основного средства реализации внешней политики современными нациями-государствами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.