|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Международные отношения"
> Содержание № 01, 2012
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 1-12-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра
связей с общественностью в политике и государственном управлении,
199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509,
i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 01, 2012
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Косоруков А.А. - Особенности принятия внешнеполитических решений в современном государстве |
|
|
Аннотация: Аннотация: в статье дается комплексный анализ детерминант принятия внешнеполитических решений на основе уровневого подхода. Выдвигаемые детерминанты располагаются на трех взаимосвязанных уровнях – глобальном, государственном и внутригосударственном, включают изучение факторов силы, ее соотношения, международных институтов, взаимного восприятия государствами друг друга и международной системы, автономии государства, мобилизации, большой стратегии, политико-психологических характеристик лидеров и идеологии.
А. А. Косоруков - Особенности принятия внешнеполитических решений в современном государстве |
|
c. 6-24
|
Аннотация: В статье дается комплексный анализ детерминант принятия внешнеполитических решений на основе уровневого подхода. Выдвигаемые детерминанты располагаются на трех взаимосвязанных уровнях – глобальном, государственном и внутригосударственном, включают изучение факторов силы, ее соотношения, международных институтов, взаимного восприятия государствами друг друга и международной системы, автономии государства, мобилизации, большой стратегии, политико-психологических характеристик лидеров и идеологии.
Петренко А.И. - Саркози & Олланд: сравнительный анализ психологических портретов современных политиков Франции. |
|
|
Аннотация: На президентских выборах во Франции впервые за прошедшие 17 лет победил кандидат от партии социалистов - Франсуа Жерар Жорж Олланд. Поскольку Франция традиционно является одним из лидеров европейской и мировой политики для многих стал актуальным вопрос о возможных принципиальных переменах во внутренней и внешней политике этой страны.
Поскольку в умах многих людей существует миф о том, что политику делают избранные президенты, мы попробуем дать хотя бы краткие психолого-политические портреты теперь уже бывшего Президента Франции Николя Саркози и нынешнего Президента - Франсуа Олланда.
Гушер А.И. - Геополитические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Национальные интересы и безопасность России
на Дальнем Востоке |
|
|
Аннотация: Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – относительно новое понятие, появившееся в геополитическом словаре во второй половине ХХ века. У россиян оно не вызывало бы больших вопросов, неприятных ассоциаций и эмоций, если бы за ним не стояли хорошо известные исторические события, а также текущие геополитические и иные процессы, затрагивающие историческую память и самосознание русского народа, национальные интересы и безопасность России.
Повышение интереса к АТР сегодня обусловлено возросшей динамикой экономических процессов в этом регионе, появлением в нем новых влиятельных государств, нарастанием военно-политической конкуренции в этой обширной зоне мира и наличием перспектив смещения в нее центров международной финансовой и деловой активности. России во всех этих процессах уготована далеко не последняя роль, что ставит наше государство и общество перед необходимостью принятия дополнительных масштабных мер по развитию его восточных регионов и придания этому направлению приоритетного характера в общем комплексе мер российского возрождения.
Петрова Т.П. - Дипломатические отношения между Россией и Перу: современное состояние и динамика развития |
|
|
Аннотация: Аннотация:
В настоящей статье представлен анализ современного состояния внешнеполитических отношений России с Республикой Перу, их основных приоритетов в условиях происходящей сегодня модернизации российского общества. Проанализирована история установления и развития российско-перуанских отношений, дана оценка ее современному состоянию, вызовам и угрозам безопасности, касающимся дальнейшего развития двусторонних отношений.
Бочарников И.В. - Северо-Кавказский регион: проблемы и перспективы реализации государственной политики России |
|
|
Аннотация: Кавказ всегда играл исключительно важную роль в истории не только государства Российского, но и в целом мировой цивилизации. Не случайно один из выдающихся кавказоведов нашей страны Ю. Жданов, назвал его солнечным сплетением Евразии. Здесь формировались истоки человеческой цивилизации, и именно здесь всегда все процессы социально-политического и экономического развития обретали свой импульс и потенциал, распространявшийся на все остальные регионы Планеты.
Кондаков С.А. - Трубопроводная дипломатия России |
|
|
Аннотация: В настоящей статье изложены результаты анализа основных стратегических целей задач и направлений трубопроводной политики России, ее приоритетов, оказывающих влияние на процесс формирования внешней политике государства.Выгодное географическое и геополитическое расположение России позволяет ей осуществлять фактически в любых необходимых количествах экспорт энергоресурсов и получать солидные дивиденды от выполнения транзитных функций. В целях получения еще более высоких результатов Россия стремится к реализации проектов, связанных с формированием прежде всего энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных странах Европы и Азии и создания недискриминационного режима транзита энергоресурсов.
КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА МИРА |
А. И. Гушер - Геополитические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Национальные интересы и безопасность России на Дальнем Востоке |
|
c. 25-35
|
Аннотация: Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – относительно новое понятие, появившееся в геополитическом словаре во второй половине ХХ века. У россиян оно не вызывало бы больших вопросов, неприятных ассоциаций и эмоций, если бы за ним не стояли хорошо известные исторические события, а также текущие геополитические и иные процессы, затрагивающие историческую память и самосознание русского народа, национальные интересы и безопасность России. Повышение интереса к АТР сегодня обусловлено возросшей динамикой экономических процессов в этом регионе, появлением в нем новых влиятельных государств, нарастанием военно-политической конкуренции в этой обширной зоне мира и наличием перспектив смещения в нее центров международной финансовой и деловой активности. России во всех этих процессах уготована далеко не последняя роль, что ставит наше государство и общество перед необходимостью принятия дополнительных масштабных мер по развитию его восточных регионов и придания этому направлению приоритетного характера в общем комплексе мер российского возрождения.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ |
И. В. Бочарников - Северо-Кавказский регион: проблемы и перспективы реализации государственной политики России |
|
c. 36-45
|
Аннотация: Кавказ всегда играл исключительно важную роль в истории не только государства Российского, но и в целом мировой цивилизации. Не случайно один из выдающихся кавказоведов нашей страны Ю. Жданов, назвал его солнечным сплетением Евразии. Здесь формировались истоки человеческой цивилизации, и именно здесь всегда все процессы социально-политического и экономического развития обретали свой импульс и потенциал, распространявшийся на все остальные регионы Планеты.
Галумов А.Э. - Перспективы публичной дипломатии и имиджа ЕС в России |
|
|
Аннотация: Публичная дипломатия представляет собой комплекс мер, направленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Публичная дипломатия – это также отношения между государствами, которые не задействуют традиционные связи правительств. Другими словами, публичная дипломатия предполагает открытый диалог между частными лицами и негосударственными структурами государств.
Такая трактовка публичной дипломатии не совпадает с трактовкой, данной этому понятию официальной американской администрацией, собственно и давшей начало развитию публичной дипломатии. Согласно трактовке администрации США, публичная дипломатия – это, прежде всего, влияние на общественное мнение в странах, с которыми осуществляется взаимодействие с целью воздействия на внешнюю политику этих стран. При этом названная дипломатия вполне может осуществляться и на правительственном уровне.
Т. П. Петрова - Дипломатические отношения между Россией и Перу: современное состояние и динамика развития |
|
c. 46-53
|
Аннотация: В настоящей статье представлен анализ современного состояния внешнеполитических отношений России с Республикой Перу, их основных приоритетов в условиях происходящей сегодня модернизации российского общества. Проанализирована история установления и развития российско- перуанских отношений, дана оценка ее современному состоянию, вызовам и угрозам безопасности, касающимся дальнейшего развития двусторонних отношений.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
Базаркина Д.Ю. - Корни этнорелигиозного терроризма в Европейском Союзе и Латинской Америке: общее и особенное |
|
|
Аннотация: Коммуникационный аспект международной безопасности сегодня в большей мере исследован зарубежной наукой, нежели отечественной. Однако как отечественные, так и зарубежные исследователи все чаще признают необходимость разработки управленческих решений в области безопасности, алгоритмов с предсказуемым результатом. В период кризиса и растущей нестабильности в различных регионах, включая Европу и Латинскую Америку, исследования на данном направлении становятся особенно актуальными. В данной статье сделана попытка охарактеризовать мотивы террористических атак этнорелигиозных террористических групп в Европейском Союзе и Латинской Америке, а также препятствия на пути антитеррористической борьбы.
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы Министерства образования Российской Федерации.
Д. Ю. Базаркина - Корни этнорелигиозного терроризма в Европейском Союзе и Латинской Америке: общее и особенное |
|
c. 54-59
|
Аннотация: Коммуникационный аспект международной безопасности сегодня в большей мере исследован зарубежной наукой, нежели отечественной. Однако как отечественные, так и зарубежные исследователи все чаще признают необходимость разработки управленческих решений в области безопасности, алгоритмов с предсказуемым результатом. В период кризиса и растущей нестабильности в различных регионах, включая Европу и Латинскую Америку, исследования на данном направлении становятся особенно актуальными. В данной статье сделана попытка охарактеризовать мотивы террористических атак этнорелигиозных террористических групп в Европейском Союзе и Латинской Америке, а также препятствия на пути антитеррористической борьбы. Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы Министерства образования Российской Федерации.
Манойло А.В. - Революции Арабской Весны: современные концепции, модели, технологии управления международными конфликтами |
|
|
Аннотация: Аннотация
В статье представлены результаты анализа практики применения западными государствами современных технологий управления конфликтами («управляемого хаоса») в цветных революциях на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Многочисленные признаки и следы применения указанных технологий позволяют утверждать, что недавние революционные события в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Бахрейне других арабских государствах носили явно не спонтанный характер и были прямым результатом внешнего политического управления.
Фролов Д.Б., Беляков Н.В., Прохватилов В.В. - NEW MEDIA И АРАБСКАЯ ВЕСНА |
|
|
Аннотация: Аннотация: Анализ работы социальных сетей во время революций в Тунисе и Египте показывает, что их влияние на события сильно преувеличено. Тем не менее, это инструменты, которые активно используются Госдепартаментом США и другими американскими фондами и центрами для продвижения своего влияния в соответствующих странах. Фактически «новые медиа» стали лишь новыми инструментами в информационных войнах, которые США ведут в собственных интересах по всему миру.
Д. Б. Фролов, В. В. Прохватилов, Н. В. Беляков - New media и Арабская весна |
|
c. 60-67
|
Аннотация: Анализ работы социальных сетей во время революций в Тунисе и Египте показывает, что их влияние на события сильно преувеличено. Тем не менее, это инструменты, которые активно используются Госдепартаментом США и другими американскими фондами и центрами для продвижения своего влияния в соответствующих странах. Фактически «новые медиа» стали лишь новыми инструментами в информационных войнах, которые США ведут в собственных интересах по всему миру.
Николаев С.А. - Внешняя политика США в Центральной Азии: соотношение интересов и ценностей |
|
|
Аннотация: Проблема соотношнения «ценностей и интересов» во внешней политике рассматривается в настоящей статье через призму политики США в Центральной Азии в 1991–2008 гг. Показано, почему американской администрации не удалось разрешить ее в рамках доктрины «агрессивного реализма». Подчеркивается, что ставка на ускоренную демократизацию региона без учета местной специфики не позволила Вашингтону в полной мере реализовать свои стратегические задачи в Центральной Азии, в том числе в сфере безопасности и конфигурирования региональной подсистемы международных отношений.
С. А. Николаев - Внешняя политика США в Центральной Азии: соотношение интересов и ценностей |
|
c. 68-71
|
Аннотация: Проблема соотношнения «ценностей и интересов» во внешней политике рассматривается в настоящей статье через призму политики США в Центральной Азии в 1991–2008 гг. Показано, почему американской администрации не удалось разрешить ее в рамках доктрины «агрессивного реализма». Подчеркивается, что ставка на ускоренную демократизацию региона без учета местной специфики не позволила Вашингтону в полной мере реализовать свои стратегические задачи в Центральной Азии, в том числе в сфере безопасности и конфигурирования региональной подсистемы международных отношений.
Карпович О.Г. - Формат управления международными конфликтами США и ЕС в современных миротворческих операциях |
|
|
Аннотация: Аннотация
В настоящей статье представлены результаты сравнительного анализа форматов применения технологий внешнего управления международными конфликтами и форматов проведения миротворческих операций (по принуждению к миру, по поддержания мира, в миротворческих целях и в интересах постконфликтного миростроительства). Показано, каким именно образом происходит адаптация современных техзнологий управления конфликтами к формату миротворческих операций.
А. В. Манойло - Революции Арабской Весны: современные концепции, модели, технологии управления международными конфликтами |
|
c. 72-87
|
Аннотация: В статье представлены результаты анализа практики применения западными государствами современных технологий управления конфликтами («управляемого хаоса») в цветных революциях на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Многочисленные признаки и следы применения указанных технологий позволяют утверждать, что недавние революционные события в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, Бахрейне других арабских государствах носили явно не спонтанный характер и были прямым результатом внешнего политического управления.
О. Г. Карпович - Формат управления международными конфликтами США и ЕС в современных миротворческих операциях |
|
c. 88-99
|
Аннотация: В настоящей статье представлены результаты сравнительного анализа форматов применения технологий внешнего управления международными конфликтами и форматов проведения миротворческих операций (по принуждению к миру, по поддержания мира, в миротворческих целях и в интересах постконфликтного миростроительства). Показано, каким именно образом происходит адаптация современных технологий управления конфликтами к формату миротворческих операций.
Е. А. Виноградова - Ливия и страны Латинской Америки: информационное противоборство с Западом |
|
c. 100-105
|
Аннотация: События в Ливии (антиправительственные восстания и последующее вмешательство иностранных сил) оказали серьезное влияние на коммуникационное сопровождение внешней политики стран АЛБА. Выражением этого стала эскалация информационного противоборства между странами, входящими в интеграционное объединение АЛБА с одной стороны, и США и ЕС, с другой. Поддержка режима Каддафи стала частью коммуникационной политики латиноамериканских лидеров, таких как Уго Чавес, Фидель Кастро, Эво Моралес, Рафаэль Корреа, Даниэль Ортега, направленной на формирование нового миропорядка.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА |
Нейматова А.Я. - Формирование позитивного имиджа государства в деятельности МИД России |
|
|
Аннотация: Министерству Иностранных Дел России отведена особая роль в формировании позитивного международного имиджа страны. Вся система МИД РФ, так или иначе, участвует в конструировании, трансляции и «отмывании» имиджа России за рубежом. Это и центральный аппарат во главе с Департаментом информации и печати, и российские загранучреждения, и подведомственные МИД организации. Фактически, благоприятное восприятие Российской Федерации за границей – миссия каждого российского дипломата.
А. Я. Нейматова - Формирование позитивного имиджа государства в деятельности МИД России |
|
c. 106-117
|
Аннотация: Министерству Иностранных Дел России отведена особая роль в формировании позитивного международного имиджа страны. Вся система МИД РФ, так или иначе, участвует в конструировании, трансляции и «отмывании» имиджа России за рубежом. Это и центральный аппарат во главе с Департаментом информации и печати, и российские загранучреждения, и подведомственные МИД организации. Фактически, благоприятное восприятие Российской Федерации за границей – миссия каждого российского дипломата.
А. Э. Галумов - Перспективы публичной дипломатии и имиджа ЕС в России |
|
c. 118-127
|
Аннотация: Публичная дипломатия представляет собой комплекс мер, направленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Публичная дипломатия – это также отношения между государствами, которые не задействуют традиционные связи правительств. Другими словами, публичная дипломатия предполагает открытый диалог между частными лицами и негосударственными структурами государств. Такая трактовка публичной дипломатии не совпадает с трактовкой, данной этому понятию официальной американской администрацией, собственно и давшей начало развитию публичной дипломатии. Согласно трактовке администрации США, публичная дипломатия – это, прежде всего, влияние на общественное мнение в странах, с которыми осуществляется взаимодействие с целью воздействия на внешнюю политику этих стран. При этом названная дипломатия вполне может осуществляться и на правительственном уровне.
С. А. Кондаков - Трубопроводная дипломатия России |
|
c. 128-138
|
Аннотация: В настоящей статье изложены результаты анализа основных стратегических целей задач и направлений трубопроводной политики России, ее приоритетов, оказывающих влияние на процесс формирования внешней политике государства. Выгодное географическое и геополитическое расположение России позволяет ей осуществлять фактически в любых необходимых количествах экспорт энергоресурсов и получать солидные дивиденды от выполнения транзитных функций. В целях получения еще более высоких результатов Россия стремится к реализации проектов, связанных с формированием прежде всего энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных странах Европы и Азии и создания недискриминационного режима транзита энергоресурсов.
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А. И. Петренко - Саркози & Олланд: сравнительный анализ психологических портретов современных политиков Франции |
|
c. 139-144
|
Аннотация: На президентских выборах во Франции впервые за прошедшие 17 лет победил кандидат от партии социалистов - Франсуа Жерар Жорж Олланд. Поскольку Франция традиционно является одним из лидеров европейской и мировой политики для многих стал актуальным вопрос о возможных принципиальных переменах во внутренней и внешней политике этой страны. Поскольку в умах многих людей существует миф о том, что политику делают избранные президенты, мы попробуем дать хотя бы краткие психолого-политические портреты теперь уже бывшего Президента Франции Николя Саркози и нынешнего Президента – Франсуа Олланда.
|
|