Исторический журнал: научные исследования - рубрика Интеллектуальная история
по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исторический журнал: научные исследования" > Рубрика "Интеллектуальная история"
Интеллектуальная история
Князев П.Ю., Макарова Е.А. - «Кентская петиция» 1701 г. и дискуссия о взаимоотношениях парламента и избирателей в английской публицистике начала XVIII в. c. 26-43

DOI:
10.7256/2454-0609.2022.2.38146

Аннотация: В статье рассмотрена дискуссия по вопросу взаимоотношений парламента и избирателей в английской публицистике начала XVIII в. Авторами рассмотрена одна из попыток английских избирателей воздействовать на политику уже избранного парламента – «Кентская петиция» 1701 г., авторы которой стремились добиться от английского парламента финансирования военных приготовлений. Петиция повлекла за собой масштабную дискуссию по вопросу о взаимоотношениях парламента и избирателей, самой способности последних влиять на деятельность представительного органа за пределами процедуры выборов. Аргументы участников этого спора находятся в центре внимания данной статьи.   На основании широкого круга источников делается вывод о том, что проблема взаимоотношений парламента и избирателей приобрела особую актуальность после «Славной революции» 1688-1689 гг., когда утвердилась практика регулярного созыва парламента. В статье показано, что дискуссия велась сторонниками ранних английских «партий» - группировок вигов и тори. Если виги отстаивали право избирателей воздействовать на политику парламентариев, то тори считали подобную практику рискованной и опасной. Авторы отмечают влияние на позиции сторон распространенных в то время концепций политической мысли: так, виги использовали идею «общественного договора», в то время как тори опирались в своих сочинениях на принцип «равновесия» между элементами английской политической системы.
Дибас О.А., Бойчук С.С. - Конфликт императивов создания империи и национальных традиций в английском обществе второй половины ХІХ-начала ХХ столетий c. 29-37

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.3.29851

Аннотация: Объектом представленного исследования является Британское общество второй половины ХІХ и начала ХХ столетий, предметом работы выступает противоречие между этическими императивами имперского проекта и традиционными консервативно-демократическими ценностями, которые в итоге стали основой для конфликта между идеей нации и империи. Цель статьи заключается в реконструкции и анализе особенностей восприятия английским обществом второй половины ХІХ и начала ХХ столетий имперского проекта как угрозы консервативно-демократическим традициям Великобритании. Исследование опирается на базовые научные принципы и методы культуральной истории, при этом отталкивается от фундаментальной парадигмы воображаемых сообществ и конструктивистской теории идентичности. Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть противоречие между имперской этикой и традиционной системой ценностей английского общества, с одной стороны, и элитами, представлявшими эти разные проекты, с другой. Показан конфликт между культурой управления и отношения к закону, утвердившихся на Британских островах к ХІХ столетию, и практикой «административной резни» колониальных чиновников, которые воспринимались в качестве угрозы англо-саксонской правовой модели. Отдельное внимание уделено особенностям формирования представителей колониальной администрации. Проанализированы особенности английского государственно-правового идеала, раскрыты причины трансформации государственных моделей в условиях управления колониями, показана роль британской элиты, «младших сыновей», в становлении имперского проекта Великобритании.
Романова Е.Н., Степанова Л.Б. - Дневник А.Н. Никифорова: жизнеописание как коммуникативное пространство c. 30-38

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.6.24879

Аннотация: Персональный контекст истории, индивидуальный мир переживаний, восприятие исторических событий, сегодня, главные темы современной исторической науки. В круг исследовательского пространства статьи вводится пласт источников личного происхождения (дневники, воспоминания, письма), которые проецируют национально-культурный опыт и научные стратегии первых интеллектуалов. Предметом исследования является жизнь и судьба представителя якутской национальной интеллигенции через призму автобиографических свидетельств (личный дневник) в контексте социальных коммуникаций и стратегий. Объект исследования – история академической подготовки и формирование якутской национальной интеллигенции в контексте деятельности российских интеллектуальных сообществ. В данной статье авторы предприняли попытку исторического осмысления «рассказа о себе» (self-narrative) в рамках биографического дискурса, где интерпретация автобиографии выступает как социальная практика. Проведенный биографический анализ дневниковых записей А. Н. Никифорова позволил раскрыть лишь фрагмент важного «рассказа о себе» как представителя определенного духовно-религиозного сообщества. Реконструкция «жизненного» мира первого интеллигента А. Н. Никифорова в контексте социальных коммуникаций и стратегий практики – одна из методологических новаций настоящего исследования. Анализ поведенческого кода первых интеллектуалов, характеризующегося беззаветным служением науке, глубоким чувством долга и ответственности за сохранение исчезающего быта северных народностей, дает возможность говорить о формировании особой интеллектуальной культуры в якутском обществе в этот период.
Вальц М.П. - Культурно-исторический метод К. Лампрехта в свете его научной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.1.12536

Аннотация: Предметом исследования является культурно-историческая концепция и метод К. Лампрехта в свете его биографии и то, какое место они занимали среди трудов историка по другим тематикам. Прослеживается не только связь, но и влияние жизненных событий К. Лампрехта, а также непосредственного социокультурного окружения на сферу его научных интересов и на его произведения. Данная работа находится в предметных полях источниковедения историографии, интеллектуальной истории, а также феноменологической концепции источниковедения. Применены источниковедческий, компаративный методы, а также метод нарративного разделения и метод диалога. Историографические источники анализируются как продукты эпохи, к которой они относятся, а автор понимается как Другой, как человек иной культуры. Научная новизна обусловлена самим подходом к творчеству К. Лампрехта, а также освещением самого культурно-исторического метода. Показано, что К. Лампрехт, известный как создатель культурно-исторического метода, долгое время изучал Рейнскую область, а также занимал определенные должности. Продвижения в карьере он использовал для плотной работы над интересующей его тематикой и разработки культурно-исторического метода, который стал известен благодаря стараниям самого автора, что проявлялось не только в написании работ и полемике по данной теме, но и в открытии института, где применялся данный метод.
Вальц М.П. - Культурно-исторический метод К. Лампрехта в свете его научной деятельности c. 93-100

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.1.67655

Аннотация: Предметом исследования является культурно-историческая концепция и метод К. Лампрехта в свете его биографии и то, какое место они занимали среди трудов историка по другим тематикам. Прослеживается не только связь, но и влияние жизненных событий К. Лампрехта, а также непосредственного социокультурного окружения на сферу его научных интересов и на его произведения. Данная работа находится в предметных полях источниковедения историографии, интеллектуальной истории, а также феноменологической концепции источниковедения. Применены источниковедческий, компаративный методы, а также метод нарративного разделения и метод диалога. Историографические источники анализируются как продукты эпохи, к которой они относятся, а автор понимается как Другой, как человек иной культуры. Научная новизна обусловлена самим подходом к творчеству К. Лампрехта, а также освещением самого культурно-исторического метода. Показано, что К. Лампрехт, известный как создатель культурно-исторического метода, долгое время изучал Рейнскую область, а также занимал определенные должности. Продвижения в карьере он использовал для плотной работы над интересующей его тематикой и разработки культурно-исторического метода, который стал известен благодаря стараниям самого автора, что проявлялось не только в написании работ и полемике по данной теме, но и в открытии института, где применялся данный метод.
Зайцева Н.В. - Понятие «l’honnêteté» (благородства) как категория нравственной и духовной жизни французского общества XVII века. c. 106-116

DOI:
10.7256/2454-0609.2021.4.36282

Аннотация: Предметом исследования является понятие благородства «l’honnêteté» как категория нравственной и духовной жизни французского общества XVII века. Благодаря идеям «l’honnêteté» происходило формирование новой культурно-интеллектуальной элиты, нового этоса, относительно надклассового и наднационального адаптированного к придворной и светской жизни. Главный вопрос дискуссии, которая разгорается в первой половине XVII века, заключался в том возможно ли стать благородным человеком, воспитав в себе определенные внутренние и внешние качества идеала или же благородство присуще человеку от рождения и определяется социальным положением в существующей иерархии. Ответу на этот важнейший вопрос эпохи предстояло окончательно разрушить остатки средневекового сознания. Философия «l’honnêteté» лигитимизировала проникновение в правящий класс людей третьего сословия, дворянство мантии и мелкого дворянства. Дискуссия о благородстве и новый идеал благородного человека выполняли функцию адаптации элит к изменяющимся социальным условиям - усилению абсолютизма. Споры о том что такое благородный человек не затихают весь XVII век. Ко второй половине XVII века ореол благородства уже потерял свою привлекательность, будучи полностью вытесненным галантным идеалом. Изучению «теории благородства» уделялось недостаточно внимания в отечественной исторической литературе, что и обусловило актуальность данного исследования. В центре внимания новый идеал, определяющий поведение, манеру общения, систему образования, который генерирует французское общество в первой половине XVII века. Идеал, который вместе с французским языком и галантной культурой распространяется по всей Европе и приходит в Россию.
Маркова Е.В. - Духовная жизнь общества сквозь призму деятельности библиотек Европы на пересечении Средневековья и Нового времени c. 168-184

DOI:
10.7256/2454-0609.2024.2.70040

EDN: NAMUNQ

Аннотация: Статья посвящена историческому влиянию библиотек Европы на духовную жизнь общества, в частности, на примере феномена охоты на ведьм. В соответствии с основными принципами исторической науки, на основе анализа ряда исторических источников и современных исследований выясняется вопрос о влиянии библиотек на феномен охоты на ведьм в Европе. Методы исследования включают как общенаучные, так и конкретно-исторические методы. Применяется сравнительно-исторический и описательный подход к цитируемым историческим источникам. Влияние библиотек на феномен охоты на ведьм в Европе показано на основе обзора исторических источников о библиотеках на феномен охоты на ведьм в Европе. На основе обзора исторических источников о библиотеках, посвященных феномену охоты на ведьм в Европе, предпринята первая попытка изучить непосредственное влияние библиотек на феномен охоты на ведьм в Европе. В данном исследовании применялись сравнительно-исторический и описательный подходы приведенных исторических источников. С помощью указанных методов обработки архивных документов, на основе доступных источников выявляется информация о влиянии европейских библиотек на феномен охоты на ведьм. Предлагается обзор некоторых исторических источников с целью выяснения влияния европейских библиотек на феномен охоты на ведьм в контексте определенных хронологических рамок и социально-политических условий. Объектом исследования являются литература и библиотеки Европы переходного периода. Для исследования влияния библиотек на феномен охоты на ведьм использовался проблемно-хронологический метод. Основа исследования состоит из главнейших принципов исторической науки. Историзм и научность исследования дают возможность предполагать основное влияние европейских библиотек на феномен охоты на ведьм по хронологии событий на фоне указанного исторического отрезка времени. При этом строго учитывается массив найденных и опубликованных в настоящее время исторических материалов. Общенаучные и специальные исторические методы составляют методологию представленного исследования.
Ягодкин А.А. - Человек 1898 года: Интеллектуальная биография Рамиро де Маэсту.

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.17617

Аннотация: Предметом исследования в представленной работе является биография и творческое наследние испанского интеллектуала писателя и философа Рамиро де Маэсту, а объектом исследования — эволюция его взглядов, которая заключалась в постепенном переходе от либеральных идей «Поколения 1898» к консервативным позициям. Автор последовательно рассматривает и анализирует этапы биографии и творческого пути Рамиро де Маэсту, уделяя особое внимание историческому контексту, влиянию интеллектуальной среды и социокультурным факторам, определившим идейную эволюцию писателя. Основным методом исследования является метод новой интеллектуальной биографии, автор опирается на методологические разработки центра интеллектуальной истории ИВИ РАН по "новой интеллектуальной истории", "персональной истории" и "биографическому исследованию". В результате исследования автор приходит к следующим выводам: эволюция взглядов Рамиро де Маэсту была обусловлена социокультурной и интеллектуальной средой, а также историческим контекстом эпохи. Отправной точкой для эволюции взглядов стали трагические события 1898 года, через переосмысление которых де Маэсту постепенно приходит к разработке концепции Испанидад. Новизна исследования определяется недостаточной известностью фигуры Рамиро де Маэсту в российском научном дискурсе, а также первым опытом исследования его жизни и творчества с позиций "новой интеллектуальной биографии".
Ягодкин А.А. - Человек 1898 года: Интеллектуальная биография Рамиро де Маэсту. c. 186-191

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.67681

Аннотация: Предметом исследования в представленной работе является биография и творческое наследние испанского интеллектуала писателя и философа Рамиро де Маэсту, а объектом исследования — эволюция его взглядов, которая заключалась в постепенном переходе от либеральных идей «Поколения 1898» к консервативным позициям. Автор последовательно рассматривает и анализирует этапы биографии и творческого пути Рамиро де Маэсту, уделяя особое внимание историческому контексту, влиянию интеллектуальной среды и социокультурным факторам, определившим идейную эволюцию писателя. Основным методом исследования является метод новой интеллектуальной биографии, автор опирается на методологические разработки центра интеллектуальной истории ИВИ РАН по "новой интеллектуальной истории", "персональной истории" и "биографическому исследованию". В результате исследования автор приходит к следующим выводам: эволюция взглядов Рамиро де Маэсту была обусловлена социокультурной и интеллектуальной средой, а также историческим контекстом эпохи. Отправной точкой для эволюции взглядов стали трагические события 1898 года, через переосмысление которых де Маэсту постепенно приходит к разработке концепции Испанидад. Новизна исследования определяется недостаточной известностью фигуры Рамиро де Маэсту в российском научном дискурсе, а также первым опытом исследования его жизни и творчества с позиций "новой интеллектуальной биографии".
Метельков А.С. - Новосибирский самиздат 1980-х – начала 1990-х гг.: Олег Волов и Товарищество «Блюмкин приют» c. 225-234

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69093

EDN: BUAHCY

Аннотация: Объектом исследования является новосибирский самиздат 1980-х – начала 1990-х гг., предметом – социокультурные связи, лежавшие в основе его создания и распространения. Цель работы – представить картину бытования новосибирского самиздата позднесоветского периода на примере локального художественного сообщества и его вовлеченности в культурный контекст региона. Особое внимание уделяется взаимосвязям между различными художественными, литературными и музыкальными кругами, действовавшими в общем поле неофициальной культуры позднесоветской эпохи и первых постсоветских лет. Исследование не ограничивается пределами Новосибирска, в нем также анализируется прецедент большого количества републикаций между независимыми изданиями Новосибирска и Костромы. В центре исследования находится фигура лидера культурного сообщества (культуртрегера), вокруг которого происходит объединение творческих сил. В исследовании применялись сравнительно-исторический, источниковедческий, текстологический методы, метод контент-анализа, а также общенаучные методы анализа и синтеза. В работе впервые вводится в научный оборот широкий круг источников, связанных с историей новосибирского самиздата и поля, в котором он распространялся, описываются взаимовлияния различных локальных сообществ Новосибирска (Товарищество "Блюмкин приют", сюрреалистический клуб "Действие-Сюр", Новосибирский рок-клуб), в основе деятельности которых лежали неформальные издательские практики. Подробно рассматривается самиздатский журнал "Зелень", появившийся на рубеже 1980-х – 1990-х гг. и являющийся примером позднесоветского самиздата, традиции которого сохранялись в региональной книжной культуре на протяжении 1990-х гг. Данные, приведенные в статье, в дальнейшем послужат для воссоздания реального культурного ландшафта Новосибирска позднесоветского и постсоветского времени с акцентом на неофициальный сектор книжной культуры.
Терехов О.Э. - «Консервативная революция» как феномен правого модерна в Веймарской республике

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.3.16545

Аннотация: В статье рассматривается проблема феномена идеологии «консервативной революции» в интеллектуальном пространстве Веймарской республики в Германии. Автор дает общую характеристику «консервативной революции» в контексте развития немецкого консерватизма в Веймарской республике и подчеркивает, что «консервативная революция» была попыткой создания нового немецкого консерватизма и национализма радикального характера. «Консервативных революционеров» не устраивала система ценностей и политических концепций традиционного немецкого консерватизма, поэтому автор особо выделяет проблему соотношения традиционалистских и модернистских черт в идейном наследии «консервативных революционеров». На примере идейно-политических концепций ведущих представителей «консервативной революции» О. Шпенглера, А. Мёллер ван ден Брука, К. Шмитта, Э. Юнгера, Э. Никиша анализируются проблема их отношения к модерну и персональный вклад в формирование общего модернистского тренда интеллектуального феномена «консервативной революции». Автор делает вывод о том, что «консервативные революционеры» встали на путь поиска современных форм и методов репрезентации своих взглядов, которые позиционировались ими как «новое мировоззрение» и «новая идеология». Для этого они обратились к категориям модерна, чтобы донести свои идеи до масс и выработать современные методы духовной борьбы со своими идейными противниками. Идеология «консервативной революции» стала одной из форм правого модерна.
Терехов О.Э. - «Консервативная революция» как феномен правого модерна в Веймарской республике c. 364-370

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.3.67021

Аннотация: В статье рассматривается проблема феномена идеологии «консервативной революции» в интеллектуальном пространстве Веймарской республики в Германии. Автор дает общую характеристику «консервативной революции» в контексте развития немецкого консерватизма в Веймарской республике и подчеркивает, что «консервативная революция» была попыткой создания нового немецкого консерватизма и национализма радикального характера. «Консервативных революционеров» не устраивала система ценностей и политических концепций традиционного немецкого консерватизма, поэтому автор особо выделяет проблему соотношения традиционалистских и модернистских черт в идейном наследии «консервативных революционеров». На примере идейно-политических концепций ведущих представителей «консервативной революции» О. Шпенглера, А. Мёллер ван ден Брука, К. Шмитта, Э. Юнгера, Э. Никиша анализируются проблема их отношения к модерну и персональный вклад в формирование общего модернистского тренда интеллектуального феномена «консервативной революции». Автор делает вывод о том, что «консервативные революционеры» встали на путь поиска современных форм и методов репрезентации своих взглядов, которые позиционировались ими как «новое мировоззрение» и «новая идеология». Для этого они обратились к категориям модерна, чтобы донести свои идеи до масс и выработать современные методы духовной борьбы со своими идейными противниками. Идеология «консервативной революции» стала одной из форм правого модерна.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.