Исторический журнал: научные исследования - рубрика Культура и культуры в историческом контексте
по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исторический журнал: научные исследования" > Рубрика "Культура и культуры в историческом контексте"
Культура и культуры в историческом контексте
Швидковский Д.О. - Аристотель Фьораванти и «прежнее греческое богоустановленное благочестие»
Аннотация: в статье история Аристотеля Фьораванти рассматривается как подтверждение того, что Москва привлекала мастеров ренессансной Италии и что уже в последней четверти XV в. сюда приезжали выдающиеся деятели италь¬янского строительного искусства того времени; анализируется тот тип ренессансной культуры, которую принес с собою Фьораванти, приводятся доказательства его знакомства с деятелями византийского гуманизма; в развитии архитек¬туры Московского Кремля прослеживается, как в течение последней четверти XV в. идеал «прежнего греческого благочестия» насыщался чертами рождающегося идеала Третьего Рима.
Кофман А.Ф. - Испанский конкистадор в потоке истории
Аннотация: в статье рассматриваются особенности исторического мышления испанских конкистадоров – людей, рожденных на перекрестье эпох, пространств и культур, и воплотивших в себе черты переломной эпохи от средних веков к Новому времени. Как наследники средневекового типа мышления и культуры они на словах исповедовали христианский фатализм с неотрывной от него верой в Божье покровительство и в чудо. На деле же они личным примером утверждали эффективность индивидуального усилия, целеполагания, открывавшую широкий простор для личной инициативы, и воплотили в деянии ту сумму антропоцентрических концепций и представлений, которыми питался дух Ренессанса. Они осознали ход исторического процесса, а себя самих – его движущей силой и стали яркими представителями ренессансного типа личности.
Швидковский Д.О. - Екатерина II и Павел I: политические отношения в архитектуре
Аннотация: в центре внимания автора статьи находится разрушение в конце XVIII в. двух грандиозных императорских дворцов (речь идет о Царицыне и о Пелле) вскоре после их возведения. Эти драматические «архитектурные происшествия» рассматриваются в контексте борьбы за власть в Российской империи в тот период. Анализируется развитие художественного языка данного типа сооружений, начиная с 1775 г., когда в зодчестве России стали появляться необычные черты
Швидковский Д.О. - Джон Уэбб и рождение экзотического универсализма в Англии XVII века
Аннотация: в статье даны основные вехи биографии профессионального архитектора и филолога-любителя Дж. Уэбба, показана особенность мира его мышления, которую можно определить как экзотический универсализм — поиск идеала культуры не только в классических источниках, но и в самых неожиданных сферах, а также способы решения одного из ключевых вопросов британской архитектурной культуры XVII в. — вопроса о первичности классического или национального идеала.
Розин В.М. - Три души знатного египтянина древнего мира ‒ «ба», «ка», «ах»

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.1.8637

Аннотация: В статье обсуждаются несколько пониманий (ипостасей) древнеегипетской души ‒ "ба", "ка", "ах", душа-имя, душа-тень. С одной стороны, все это душа, с другой ‒ каждая ипостась души задает собственные и разные значения и смыслы. Генезис ба показывает, что это понимание восходит к архаическому пониманию души. Напротив, генезис ка приводит нас к практике "отвержения уст и очей", позволяющей древнему египтянину создавать бессмертный дубликат своей души. Высказываются гипотезы и о роли души-имяни и души-тени. Роль имени достаточно понятна, оно позволяло посредством слова идентифицировать конкретного человека, что в древнем мире понималось как творение его по слову. Другая роль имени ‒ забвение (убийство) этого человека. В конце статьи решение древнеегипетскими жрецами проблемы бессмертия сравнивается с тенденциями, складывающимися в наше время. В связи с этим вводится понятие "виртуального субъекта"; представление о душе-ка трактуется как один из первых вариантов виртуального субъекта.
Д. О. Швидковский - Аристотель Фьораванти и «прежнее греческое богоустановленное благочестие» c. 0-0
Аннотация: в статье история Аристотеля Фьораванти рассматривается как подтверждение того, что Москва привлекала мастеров ренессансной Италии и что уже в последней четверти XV в. сюда приезжали выдающиеся деятели итальянского строительного искусства того времени; анализируется тот тип ренессансной культуры, которую принес с собою Фьораванти, приводятся доказательства его знакомства с деятелями византийского гуманизма; в развитии архитектуры Московского Кремля прослеживается, как в течение последней четверти XV в. идеал «прежнего греческого благочестия» насыщался чертами рождающегося идеала Третьего Рима.
Афанасьева И.А. - Поминовение умерших всякого рода смертями (по материалам древнейших Синодиков-помянников) c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.5.27290

Аннотация: Статья посвящена исследованию текстов Синодиков-помянников. Особо изучался состав синодичного предисловия и части текста с общей памятью. Фокус исследования сосредоточился на вставке с перечнем смертей. В работе рассматриваются древнейшие сохранившиеся списки. Соотношение частей текстов этих памятников позволило говорить о этапах складывания традиции составления формуляра Синодика-помянника и о практике внесения в него текстуальных вставок, указывающих на особенности бытования местной практики поминания в контексте единой традиции. Исследование данной темы предусматривает изучение отношения в древнерусском обществе к умершим неестественной смертью, как сложному социо-культурному явлению. В работе применяется метод сравнительного анализа - определяются истоки формирования и дальнейшего развития особенностей поминальной практики в русской духовной культуре с принятия христианства до начала XVI в. В результате изучения Любецкого Синодика и Новгородской I летописи, упоминающих скончавшихся внезапной смертью, подтвердилось мнение, о существовании общего поминания начиная, по крайней мере, с . XIII в. Исследование состава редакции синодичных предисловий позволило согласиться с т. з., что 1-ая редакция т. н. Трёхсловного предисловия была составлена ранее сер. XV в. Самыми древними Синодиками, содержащими перечень смертей, на данный момент являются Павло-Обнорского монастыря и прп. Нила Сорского, 1479 и 1492 гг. Начало складывания самой практики поминания внезапно скончавшихся покойников, стоит относить к 20-м гг. XIII в. Эти памятники - свидетельства существенных изменений в практике составления текстов с поминанием внезапно скончавшихся, а также - примеры постепенного складывающегося формуляра синодичного предисловия.
Новосильцева О.В. - Эмиграция в США в системе общественно-культурных и социальных процессов в российском зарубежье 1920 – 1940-х гг. c. 38-46

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.4.30113

Аннотация: Предметом исследования является процесс формирования сообщества российской послереволюционной эмиграции в США и роль данного миграционного потока в общественной жизни и структурной эволюции российского зарубежья 1920 – 1940-х гг. Автор уделяет основное внимание мотивации выезда на американский континент представителей российской эмиграции «первой волны», отношению к американской политике и культуре в различных общественно-политических и демографических группах зарубежной России, специфике процесса адаптации русских беженцев в США и степени их вовлеченности в мир международного сообщества российского зарубежья. Исследование выполнено на основе принципов научной объективности и системности с применением предметно-исторического, проблемно-хронологического, компаративного и других специальных методов исторического исследования. Новизна работы заключается в выявлении и обобщении информации, содержащейся в архивных источниках и редких периодических изданий о социально-ментальных и идейных мотивациях миграций из центров российского зарубежья в Европе, Китае и других регионах мира в США и особенностях адаптации российских эмигрантов в Америке. Проведенное исследование показало, что решение о переезде в США принимали социально активные эмигранты, стремившиеся начать новую жизнь за границей. Подобная позиция нередко воспринималась в сообществе российского зарубежья в Европе как отказ от исторической миссии эмиграции, от надежды на возвращение на родину. Эпистолярные и публицистические источники говорят о неприятии многими иммигрантами из России американской культуры и образа жизни. При этом в демократической эмигрантской печати активно продвигался образ США как великой свободной страны.
Н. А. Родионова - Проблемы воспитания детей в эмиграции: труды и дни Шуменской гимназии (1922–1934) c. 60-70
Аннотация: главную задачу воспитания детей в изгнании русские педагоги видели в предотвращении денационализации, чтобы сохранить молодое поколение для работы на благо родины по возвращении в Россию. Выполнение этой задачи главным образом возлагалось на русскую школу за рубежом. Опыт гимназии в городе Шумен (Болгария) уникален: здесь одновременно обучались подростки и взрослые, прошедшие сквозь ад братоубийственной войны. Высококвалифицированный педагогический состав гимназии сумел облегчить социализацию молодого поколения эмигрантов в инокультурной среде. Ставя цель сохранить «русскость», воспитывая чувство принадлежности к России, гимназия, с одной стороны, облегчала адаптацию, смягчала культурный шок, с другой — способствовала росту национального самосознания, обостряла чувство национальной идентичности и тем самым затрудняла вхождение в инокультурную среду.
А. Ф. Кофман - Испанский конкистадор в потоке истории c. 64-72
Аннотация: в статье рассматриваются особенности исторического мышления испанских конкистадоров — людей, рожденных на перекрестье эпох, пространств и культур и воплотивших в себе черты переломной эпохи от средних веков к Новому времени. Как наследники средневекового типа мышления и культуры они на словах исповедовали христианский фатализм с неотрывной от него верой в Божье покровительство и в чудо. На деле же личным примером утверждали эффективность индивидуального усилия, целеполагания, открывавшую широкий простор для личной инициативы, и воплотили в деянии ту сумму антропоцентрических концепций и представлений, которыми питался дух Ренессанса. Они осознали ход исторического процесса, а себя самих — его движущей силой и стали яркими представителями ренессансного типа личности.
Смирнова Э.С. - Об изучении творчества Андрея Рублева: некоторые уроки выставки 2010–2011 гг. и недавних исследований c. 77-83

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.6.28239

Аннотация: Статья посвящена проблемам изучения произведений выдающегося московского иконописца начала XV в. Андрея Рублева и мастеров его круга. В работе рассматриваются прежде всего икона Троицы письма Андрея Рублева, иконы Деисуса, известного под названием Звенигородского чина, а также росписи Успенского собора во Владимире и ансамбли иконостасов первой четверти XV в. Анализируются современные взгляды на атрибуцию этих памятников, отраженные в концепции выставки «Андрей Рублев. Подвиг иконописания» (Государственная Третьяковская галерея, 2010–2011) и в сопровождавшем ее каталоге. В статье производится критический разбор структуры и организации выставки, проводятся исторические параллели с фундаментальной выставкой 1960 г., положившей начало современному этапу изучения творчества Андрея Рублева. Исследование основано на результатах недавних исследований Звенигородского чина, иконы «Святая Троица» Андрея Рублева и других памятников, проведенных в Государственной Третьяковской галерее. Используются сведения средневековых письменных источников и методы формально-стилистического анализа произведений средневекового искусства. В статье обосновывается датировка иконы Святой Троицы временем около 1425 г., когда был исполнен иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, дается характеристика стиля памятника на фоне византийской живописи позднепалеологовского периода и московских произведений первой четверти XV в. Автор приходит к выводу о существенном отличии художественной манеры икон Звенигородского чина от рублевской «Троицы», однако высказывает предположение о возможности изменения почерка мастера с течением времени.
Д. О. Швидковский - Джон Уэбб и рождение экзотического универсализма в Англии XVII века c. 77-83
Аннотация: в статье даны основные вехи биографии профессионального архитектора и филолога-любителя Дж. Уэбба, показана особенность мира его мышления, которую можно определить как экзотический универсализм — поиск идеала культуры не только в классических источниках, но и в самых неожиданных сферах, а также способы решения одного из ключевых вопросов британской архитектурной культуры XVII в. — вопроса о первичности классического или национального идеала.
Нагорная О.С., Раева Т.В. - Советские писатели и американские симпатизанты СССР: инсценированная коммуникация в период Холодной войны c. 82-93

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.2.28717

Аннотация: На материалах (квази)приватной переписки американских и советских творческих деятелей, а также внутриведомственных документов советских органов культурной дипломатии в статье реконструируется специфика инсценированной международной коммуникации эпохи ранней Холодной войны. Вовлеченность в нее творческих деятелей подразумевала не только участие в международных мероприятиях и публичных массовых акциях, но и инсценируемую сверху заочную переписку с зарубежными коллегами (в том числе, лично незнакомыми). Зарубежные визави руководствовались собственными интересами для поддержания инициатив: советские коллеги выступали каналом популяризации их произведений, создания нужных представлений в рядах советского партийного руководства, решения конкретных вопросов о гонорарах или медицинских консультациях. Методологической основной исследования выступает междисциплинарный подход, находящийся на стыке транснациональной истории, культурной истории и межкультурной коммуникации Использование официальных каналов и опосредующих инстанций обуславливалось контролирующими функциями ССП, отсутствием знаний иностранных языков, но прежде всего габитусом самоцензуры творческих деятелей, воспитанных сталинской системой. Необходимый налет приватности и неформальности переписке придавали описание семейных и досуговых сюжетов. Роль неофициальных дипломатов, знакомство с работой советских организаций за рубежом, веяния оттепели инспирировали советских писателей на попытки внести свой вклад в улучшение международной коммуникации. При этом часть высказываний явно диссонировала с контекстом сталинской культурной политики. Однако, если критика советскими писателями недостатков системы во внутриведомственной переписке уже допускалась контролирующими органами, то ее выход в публичное пространство категорически пресекался и стал возможен только в эпоху перестройки.
Д. О. Швидковский - Екатерина II и Павел I: политические отношения в архитектуре c. 84-94
Аннотация: в центре внимания автора статьи находится разрушение в конце XVIII в. двух грандиозных императорских дворцов (речь идет о Царицыне и о Пелле) вскоре после их возведения. Эти драматические «архитектурные происшествия» рассматриваются в контексте борьбы за власть в Российской империи в тот период. Анализируется развитие художественного языка данного типа сооружений, начиная с 1775 г., когда в зодчестве России стали появляться необычные черты.
О. Е.Черкаева, И. В.Чувилова - Проблема утраченных и перемещенных культурных ценностей в отечественном музейном деле 1940–1950-х годов c. 85-103
Аннотация: статья посвящена теме культурных потерь СССР в период Второй мировой войны и связанной с нею проблеме перемещенных культурных ценностей. Показаны масштабы понесенных страной утрат; на основании архивных источников и материалов 1940-х гг. рассказано о деятельности НИИ краеведческой и музейной работы, связанной с оценкой музейных потерь СССР во время войны (разработка ценников и списков эквивалентов музейных ценностей), и о самоотверженной работе музейных специалистов ГМИИ им. А. С. Пушкина по хранению, реставрации и научной обработке перемещенных в качестве эквивалентов музейных ценностей из Германии; дана оценка процессам реституции.
Поткина И.В. - Архитектор и заказчик: к истории строительства здания «Компании Зингер» в Петербурге

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.1.15619

Аннотация: Предметом исследования являются некоторые аспекты истории сооружения в 1900–1904 гг. в столице Российской империи собственного офисного здания иностранного акционерного общества по производству и продаже швейных машин. В статье впервые вводятся в научный оборот неизвестные архивные материалы о строительстве дома в Петербурге для американской транснациональной корпорации «Компания Зингер». Новые документы позволили раскрыть взаимоотношения архитектора и заказчика, которые, как выяснилось, носили острый характер. Причиной послужило столкновение двух разных подходов к определению архитектурного облика возводимого здания в историческом центре столицы. Павлу Сюзору, выдающемуся архитектору и опытному общественному деятелю, приходилось преодолевать непонимание со стороны американских менеджеров особенностей градостроительных правил Петербурга и художественных вкусов жителей российской столицы. Период конфронтации длился примерно два года. В итоге возобладала точка зрения зодчего, который, с одной стороны, максимально учел требования заказчика, носившие деловой и функциональный характер. А с другой – сумел органично внедрить в классическую архитектурную среду дом, построенный в стиле модерн, но при этом не нарушить ансамблевости.
Поткина И.В. - Архитектор и заказчик: к истории строительства здания «Компании Зингер» в Петербурге c. 88-98

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.1.66607

Аннотация: Предметом исследования являются некоторые аспекты истории сооружения в 1900–1904 гг. в столице Российской империи собственного офисного здания иностранного акционерного общества по производству и продаже швейных машин. В статье впервые вводятся в научный оборот неизвестные архивные материалы о строительстве дома в Петербурге для американской транснациональной корпорации «Компания Зингер». Новые документы позволили раскрыть взаимоотношения архитектора и заказчика, которые, как выяснилось, носили острый характер. Причиной послужило столкновение двух разных подходов к определению архитектурного облика возводимого здания в историческом центре столицы. Павлу Сюзору, выдающемуся архитектору и опытному общественному деятелю, приходилось преодолевать непонимание со стороны американских менеджеров особенностей градостроительных правил Петербурга и художественных вкусов жителей российской столицы. Период конфронтации длился примерно два года. В итоге возобладала точка зрения зодчего, который, с одной стороны, максимально учел требования заказчика, носившие деловой и функциональный характер. А с другой – сумел органично внедрить в классическую архитектурную среду дом, построенный в стиле модерн, но при этом не нарушить ансамблевости.
Соколова М.В. - Трансформация представлений о национальном стиле в поздневикторианской архитектуре загородных домов c. 89-94

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.3.25625

Аннотация: Предметом исследования является архитектура английского загородного дома в поздневикторианскую эпоху. Рассматривается творчество таких крупнейших архитекторов этой эпохи, как Дж.Деви, У.Э.Несфилд, Р.Н.Шоу. Объектом исследования стала трансформация, которую претерпевает представление о национальном стиле в архитектуре этого времени. Прослеживается изменение понятий о том, какие памятники национальной старины становятся чаще всего эталоном для подражания. Анализируется метод интерпретации национального наследия в творчестве вышеназванных британских архитекторов. Проведен детальный искусствоведческий анализ наиболее значимых памятников британского загородного зодчества изучаемой эпохи, выявлены их стилистические особенности Основными выводами автора является констатация смены эстетических приоритетов в британской загородной архитектуре рассматриваемого времени. Продемонстрирована взаимосвязь этих процессов со сменой социальной ситуации: к изучаемому времени значительно поменялся состав заказчиков загородных домов. Все чаще ими становятся представители банковского и промышленного капитала, чья система ценностей существенно отличается от приоритетов старой земельной аристократии.
Тихонов А.А. - Музыкально-творческая жизнь в Тарском Прииртышье второй половины XX в.: этапы, сообщества, личности c. 107-116

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.2.40582

EDN: QWXUUU

Аннотация: В статье рассматривается динамика музыкально-творческой жизни в малом городе второй половины XX в. на примере города Тары (север Омской области, Тарское Прииртышье). Статья является первой работой, систематизирующей обширный материал об истории музыкально-творческого сообщества севера Омской области рассматриваемого периода. Также в статье даётся характеристика деятельности музыкально-творческих объединений и коллективов, выявляются ключевые личности, прослеживается их влияние на культурную жизнь региона. Сложившаяся в рассматриваемый период в малом городе на севере Омской области музыкально-творческая среда характеризуется преемственностью поколений, формированием семейных творческих династий, тесной связью с деятелями культуры других направлений, влиянием на культурную жизнь севера Омской области в целом.   На основе архивных документов, воспоминаний современников и иных материалов обозначаются два основных этапа развития музыкально-творческого сообщества города Тары: 1 этап - 1950-е – 1960-е гг. характеризуется появлением в Тарском Прииртышье базы для академической подготовки творческих и педагогических кадров, а также появлением самодеятельных музыкальных коллективов под руководством специалистов в сфере культуры 2 этап – 1970-е –1990-е. характеризуется приходом в учреждения культуры поколения профессионалов, ранее участвовавших в работе музыкальной самодеятельности. В этот период складываются творческие династии, усиливается взаимодействие с литературным и театральным сообществами, получают профессиональное признание творческие коллективы, прежде рассматриваемые в качестве любительских.
Тхамокова И.Х., Базиева Г.Д., Сабанчиева Л.Х. - Культурная политика в Кабардино-Балкарии в 1920-1930-е гг. c. 113-123

DOI:
10.7256/2454-0609.2019.5.30446

Аннотация: Предметом исследования авторов являются отличительные особенности культурной политики, проводившейся в Кабардино-Балкарии в 1920-1930-е гг. Это был период модернизации культуры народов Кабардино-Балкарии, как и всей страны, оказавший влияние на всю ее последующую историю. Цель статьи - выявить общие тенденции в развитии системы образования, национальных языков и художественной культуры. Большое внимание уделяется отношению советского государства к религии, предопределившему ход многих культурных процессов. Авторы анализируют нормативные акты советского государства, а также документы, характеризующие культурное строительство в Кабардино-Балкарии. Культурная политика изучается в динамике, что позволяет выделить основные периоды и переломные моменты в ее развитии. Первый из них (в середине 1920-х гг.) выразился в отказе властей от относительной терпимости к исламу. С этого времени трансформация культуры народов Кабардино-Балкарии сводилась, главным образом, к насаждению атеизма и модернизационным процессам. Второй поворот происходит в середине 1930-х гг. Он характеризуется, прежде всего, переводом письменности кабардинцев и балкарцев с латинизированной графической основы на кириллическую, а также усилением роли русского языка в образовании.
Лепешкина Л.Ю. - Общее и особенное в представлениях о жизненном цикле человека в культуре народов Среднего Поволжья XIX века c. 147-161

DOI:
10.7256/2454-0609.2020.1.32110

Аннотация: Предметом исследования являются представления народов Среднего Поволжья о жизненном цикле человека в XIX в. – процессах рождения, инициации, вступления в брак и смерти. Цель статьи – выявление общего (типического) и особенного (уникального) в данных представлениях как категорий, объединяющих и одновременно разделяющих жителей региона. Общее выражает универсальные черты, присущие всем этническим культурам Среднего Поволжья. Особенное характеризует локальные свойства, выступающие маркерами идентичности каждого этноса. Границы между общим и особенным в Среднем Поволжье имеют условное обозначение, поскольку в регионе на протяжении нескольких веков наблюдался сложный синтез взаимодействия западной, русской и восточной традиций. Методы исследования опираются на принцип историзма. В статье применяются структурно-типологический анализ для определения общего и особенного в представлениях волжан о жизненном цикле, а также сравнительно-исторический, логический и ретроспективный методы. Новизна исследования состоит в культурологическом осмыслении представлений о жизненном цикле человека в региональной культуре, сформированных под влиянием язычества, христианства и ислама. Важную роль в сохранении этноконфессиональных ценностей жителей Среднего Поволжья играла крестьянская община. Делается вывод, что распространение христианства и ислама в регионе под давлением государственной власти и в результате межкультурного взаимодействия позволило выработать универсальные требования к бытию человека. В этом случае особенное сохранялось на уровне отдельных обрядов. Материал статьи может быть полезным для историков, культурологов, преподавателей, студентов и специалистов, разрабатывающих программы в области сохранения культурного наследия региона.
Тихонов В.В. - Сталинская премия как инструмент конструирования общей истории народов СССР

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.17639

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли книг-лауреатов Сталинской премии (премии имени И.В. Сталина) в конструировании общей истории народов СССР. Показывается идеологический контекст поворота к идеологии «дружбы народов» и роли истории в ней. Автор рассматривает Сталинскую премию как «мягкую» форму идеологического контроля. Анализируются труды Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского, Я.Я. Зутиса, С.В. Киселева, Б.Б. Пиотровского, Л.П. Потапова, С.П. Толстова, удостоенные премии. Автор рассматривает Сталинскую премию как «мягкую» форму идеологического контроля. Подчеркивается, что именно исторический компонент играл одну из ведущих ролей в формировании советской национальной общности. Делается вывод, что для конструирования общего исторического прошлого предпочтительнее были древнейшие периоды истории народов СССР, поскольку их легче было осветить в нужном ключе. Приветствовалась демонстрация древности народов СССР, их большое влияние на мировую культуру. Особое внимание уделялось поиску примеров классовой солидарности. В прошлом была найдена и общая трагедия, объединявшая народы СССР, - нашествие монголо-татар.
Тихонов В.В. - Сталинская премия как инструмент конструирования общей истории народов СССР c. 177-185

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.2.67680

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению роли книг-лауреатов Сталинской премии (премии имени И.В. Сталина) в конструировании общей истории народов СССР. Показывается идеологический контекст поворота к идеологии «дружбы народов» и роли истории в ней. Автор рассматривает Сталинскую премию как «мягкую» форму идеологического контроля. Анализируются труды Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского, Я.Я. Зутиса, С.В. Киселева, Б.Б. Пиотровского, Л.П. Потапова, С.П. Толстова, удостоенные премии. Автор рассматривает Сталинскую премию как «мягкую» форму идеологического контроля. Подчеркивается, что именно исторический компонент играл одну из ведущих ролей в формировании советской национальной общности. Делается вывод, что для конструирования общего исторического прошлого предпочтительнее были древнейшие периоды истории народов СССР, поскольку их легче было осветить в нужном ключе. Приветствовалась демонстрация древности народов СССР, их большое влияние на мировую культуру. Особое внимание уделялось поиску примеров классовой солидарности. В прошлом была найдена и общая трагедия, объединявшая народы СССР, - нашествие монголо-татар.
С. В. Волков - Место и роль аристократии в традиционных обществах Дальнего Востока c. 188-193

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.2.62600

Аннотация: статья посвящена сравнительному изучению положения социальной группы наследственной аристократии в традиционных обществах Дальнего Востока. Анализируются состав и роль аристократии в китайских империях разных периодов и в соседних с Китаем странах, входивших в то или иное время в ареал распространения китайской политической культуры. Делается попытка оценить уровень монополизации аристократией высших государственных должностей в азиатских обществах различного типа.
Е. Б. Баринова - Китайский импорт в Парфии, Бактрии, Маргиане, Согдиане и Уструшане в домонгольский период c. 338-347

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.3.62991

Аннотация: в статье рассматривается влияние, которое оказала китайская цивилизация на процессы формирования и развития культур народов Парфии, Бактрии, Маргианы, Согдианы и Уструшаны в период с II в. до н. э. до начала XIII в. н. э. Во взаимоотношениях Китая с окружающими народами материальный и духовный аспекты культуры воспринимались параллельно, но материальная культура при контактах оказывалась более наглядной и привлекала внимание соседей в первую очередь. Это проявилось в процессах взаимообмена, подражания или заимствования различных составляющих культуры: искусства, ремесла, одежды, питания, жилища, транспортных средств и др.
Герасимова О.Г. - Кузница кинокадров — ВГИК. 1950–1960-е гг.

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.4.9174

Аннотация: В статье О.Г. Герасимовой «Кузница кинокадров — ВГИК. 1950–1960-е гг.» делается попытка рассмотреть жизнь студентов уникального советского учебного заведения в период «оттепели». Используя архивные документы (большая часть из которых вводится в научный оборот впервые), воспоминания, газетные и журнальные статьи, интервью, автор создаёт картину непростой, порой драматичной, ситуации во ВГИКе, когда за анекдоты и домашний «капустник» студентов арестовывали, исключали из института, а отснятые дипломные киноработы подвергались со стороны преподавателей жёсткой критике вплоть до отказа в защите. В стране, в целом, и кинематографе, в частности, сложилась уникальная ситуация, когда, с одной стороны, после марта 1953 г. и особенно после ХХ съезда появилась определённая свобода, а, с другой - оставался жёсткий контроль. Но, несмотря на идеологический диктат, в период 1950-1960-х гг. снимались фильмы, которые во многом определяли творческое направление своих творцов — студентов и выпускников ВГИКа, создавших впоследствии «золотой» фонд отечественного кинематографа.
О. Г. Герасимова - Кузница кинокадров — ВГИК. 1950–1960-е годы c. 440-456

DOI:
10.7256/2454-0609.2013.4.63006

Аннотация: в статье предпринята попытка рассмотреть жизнь студентов уникального советского учебного заведения в период «оттепели». Используя архивные документы (большая часть из которых вводится в научный оборот впервые), воспоминания, газетные и журнальные статьи, интервью, автор создаёт картину непростой, порой драматичной, ситуации во ВГИКе, когда за анекдоты и домашний «капустник» студентов арестовывали, исключали из института, а отснятые дипломные киноработы подвергались со стороны преподавателей жёсткой критике вплоть до отказа в защите. В стране, в целом, и кинематографе, в частности, сложилась уникальная ситуация, когда, с одной стороны, после марта 1953 г. и особенно после ХХ съезда КПСС появилась определённая свобода, с другой — оставался жёсткий контроль. Несмотря на идеологический диктат, в 1950-1960-е гг. снимались фильмы, которые во многом определяли творческое направление своих творцов — студентов и выпускников ВГИКа, создавших впоследствии «золотой» фонд отечественного кинематографа.
Тузова О.В. - Сталинградская модель музыкально-культурной системы в 1941–1945 гг.

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.5.19793

Аннотация: В статье исследуется музыкальная культура Сталинградского края в период Великой Отечественной войны как провинциальный вариант советской музыкально-культурной системы. К специфичным чертам модели следует отнести последовательную смену типов военного региона в диапазоне от тылового до фронтового. Среди выделяемых процессов – эвакуационно-реэвакуационные перемещения музыкальных учреждений, организация концертной, музыкально-театральной, образовательной, композиторской и музыковедческой деятельности, любительского музицирования, информационная и производственно-техническая составляющая, примеры общественных благотворительных инициатив. В методологический комплекс исследования входит системный и компаративный подходы, теоретическое моделирование на основе материалов центрального и местных архивов, периодической печати. Впервые предпринята попытка анализа структуры музыкально-культурной модели Сталинградского региона, выделены и описаны основные ее компоненты. Среди доминантных факторов динамики функционирования модели в 1941 1945 гг. определены внешнеполитический и административный. Обнаружено, что во фронтовом типе модели ключевым становится самодеятельное творчество; наибольший деструктивный эффект сказался в материальном аспекте развития музыкальной культуры.
Тузова О.В. - Сталинградская модель музыкально-культурной системы в 1941–1945 гг. c. 605-617

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.5.68347

Аннотация: В статье исследуется музыкальная культура Сталинградского края в период Великой Отечественной войны как провинциальный вариант советской музыкально-культурной системы. К специфичным чертам модели следует отнести последовательную смену типов военного региона в диапазоне от тылового до фронтового. Среди выделяемых процессов – эвакуационно-реэвакуационные перемещения музыкальных учреждений, организация концертной, музыкально-театральной, образовательной, композиторской и музыковедческой деятельности, любительского музицирования, информационная и производственно-техническая составляющая, примеры общественных благотворительных инициатив. В методологический комплекс исследования входит системный и компаративный подходы, теоретическое моделирование на основе материалов центрального и местных архивов, периодической печати. Впервые предпринята попытка анализа структуры музыкально-культурной модели Сталинградского региона, выделены и описаны основные ее компоненты. Среди доминантных факторов динамики функционирования модели в 1941 1945 гг. определены внешнеполитический и административный. Обнаружено, что во фронтовом типе модели ключевым становится самодеятельное творчество; наибольший деструктивный эффект сказался в материальном аспекте развития музыкальной культуры.
Волженина Е.В. - Русский символизм и массовая культура: «от Беато до плаката»

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.6.14899

Аннотация: Расцвет символизма совпал с периодом становления массовой культуры в России. В статье рассматривается ряд моментов взаимного влияния элитарного культурного направления и массовой культуры. Реакция символистов на массовый модернизм и внедрение рынка в литературу была резко негативной, так как для поэтов было очевидно, что их идеи подвергаются снижению, а публика в самом символизме интересуется лишь поверхностным слоем. К тому же один из периодов особо импульсивного развития массовой развлекательной культуры пришелся на время революции 1905–1907 гг. и последующей реакции. В неприятии символистами вторжения принципа «денежного варварства» (выражение Д. С. Мережковского) в область культуры проявилось, по мнению автора статьи, наследование символизмом идей Вл. С. Соловьева. Несмотря на умозрительное неприятие рынка и попытки символистов с помощью жизнетворчества преодолеть власть материальных факторов над человеческой жизнью, на практике символисты, во-первых, интересовались отдельными проявлениями массовой развлекательной культуры, во-вторых, работали с привлекательными для городской публики темами и завоевывали у нее популярность. Жизнетворчество русского символизма породило культурные продукты нового типа – модели творческого поведения, – успешность которых позволяет говорить о том, что символизм на практике испытал большое влияние индустрии культуры, с которой активно боролся в теории.
Волженина Е.В. - Русский символизм и массовая культура: «от Беато до плаката» c. 711-728

DOI:
10.7256/2454-0609.2014.6.66357

Аннотация: Расцвет символизма совпал с периодом становления массовой культуры в России. В статье рассматривается ряд моментов взаимного влияния элитарного культурного направления и массовой культуры. Реакция символистов на массовый модернизм и внедрение рынка в литературу была резко негативной, так как для поэтов было очевидно, что их идеи подвергаются снижению, а публика в самом символизме интересуется лишь поверхностным слоем. К тому же один из периодов особо импульсивного развития массовой развлекательной культуры пришелся на время революции 1905–1907 гг. и последующей реакции. В неприятии символистами вторжения принципа «денежного варварства» (выражение Д. С. Мережковского) в область культуры проявилось, по мнению автора статьи, наследование символизмом идей Вл. С. Соловьева. Несмотря на умозрительное неприятие рынка и попытки символистов с помощью жизнетворчества преодолеть власть материальных факторов над человеческой жизнью, на практике символисты, во-первых, интересовались отдельными проявлениями массовой развлекательной культуры, во-вторых, работали с привлекательными для городской публики темами и завоевывали у нее популярность. Жизнетворчество русского символизма породило культурные продукты нового типа – модели творческого поведения, – успешность которых позволяет говорить о том, что символизм на практике испытал большое влияние индустрии культуры, с которой активно боролся в теории.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.