Статья 'Политическое и управленческое сопровождение американской выставки 1959 г. в Москве' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Политическое и управленческое сопровождение американской выставки 1959 г. в Москве

Краснощеков Никита Алексеевич

аспирант, кафедра истории государственного и муниципального управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

119192, Россия, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27, оф. 4

Krasnoshchekov Nikita Alekseevich

Postgraduate student, the department of History of State and Municipal Administration, M. V. Lomonosov Moscow State University

119192, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 27, of. 4

nickrasoft@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Соловьев Константин Анатольевич

доктор исторических наук

профессор, кафедра Истории государственного и муниципального управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

119192, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27, корп. 4

Solov'ev Konstantin Anatol'evich

Doctor of History

Professor, the department of History of State and Municipal Administration, M. V. Lomonosov Moscow State University

119192, Russia, Moscow oblast', g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 27, korp. 4

solovka-05@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0609.2021.4.36156

Дата направления статьи в редакцию:

24-07-2021


Дата публикации:

02-08-2021


Аннотация: Принятие решений в сфере внешнеполитической пропаганды и контрпропаганды в СССР середины XX в. – тема, слабо изученная в отечественной историографии. Объектом статьи является процесс выработки управленческих решений политическими и административными органами в контексте смены направлений и освоения нового инструментария во внешней политике СССР. Предмет статьи – организация работы по контрпропаганде в процессе подготовки и проведения американской выставке 1959 г. в Москве. Целью исследования является выявление специфики управленческой деятельности в сфере пропаганды и контрпропаганды. Задачи: выявление организационно-управленческих форм идеологической работы по организации и сопровождению проведения выставки; определение алгоритма принятия управленческих решений в этой сфере; описание задач, решаемых органами управления на разных стадиях этого процесса в соотношении с применяемыми ими инструментарием. Методология исследования – документальный анализ (содержательный и текстологический), с опорой на материалы РГАНИ. Основным выводом статьи является выявление специфики принятия решений на разных стадиях проведения этой работы. Первая стадия – анализ действий американской стороны и прогноз возможной реакции советских граждан на полученную на выставке информацию. Итогом стала разработка предварительных предложений о принятии мер по снижению пропагандистского эффекта выставки. Вторая стадия – принятие политического решения о проведении мероприятий по контрпропаганде, разработка и утверждение на заседании МГК КПСС конкретного плана мероприятий. На этой стадии сформированы два блока мер: отвлечения советских граждан от выставки и меры по снижению пропагандистского эффекта (контрпропаганда). Третья стадия – проведение выставки, где выяснилось, что она воспринимается советскими гражданами позитивно, а это значит, что поставленные задачи были решены не полностью. Следовательно, требовалось принять дополнительные меры, которые бы помогли создать видимость критического отношения советских людей к выставке.


Ключевые слова:

история России, история СССР, история управления, внешнеполитическое взаимодействие, холодная война, мирное сосуществование, пропаганда и контрпропаганда, Н С Хрущев, А И Микоян, Р Никсон

Abstract: The topic of decision-making in the sphere of foreign policy propaganda and counter-propaganda in the USSR of the mid XX century is poorly studied within the Russian historiography. The object of this research is the administrative decision-making process by political and administrative authorities in the context of reversal of directions and development of the new techniques in the Soviet foreign policy. The subject of this research is the organization of work on counter-propaganda in the process of preparing and hosting the American Exhibition in Moscow in 1959. The goal consists in determination of specificity of administrative activity in the sphere of propaganda and counter-propaganda. The author set the following tasks: identification of the organizational-administrative forms of ideological activity on the organization of exhibition; determination of the algorithm for making administrative decisions in this sphere; description of the tasks solved by the administrative authorities at different stages of this process depending on the implemented techniques. Research methodology is based on the documentary analysis (informative and textological) using the materials from the Russian State Archive of Contemporary History. The main conclusion lies in revealing the specificity of decision-making at different stages conducting such activity. The first stage is the analysis of actions of the American side and the forecast of possible response of the Soviet citizens to the information acquired during exhibition. This resulted in the development of preliminary proposals on adopting the measures to reduce the propaganda effect of the exhibition. The second stage is the political decision-making on holding the counter-propaganda events, development and approval of the particular action plan at the session of the Municipal Committee of CPSU. This stages mars the establishment of the two blocks of measures were formed: distraction of the Soviet citizens from exhibition, and measures on reduction of the propaganda effect (counter-propaganda). The third stage indicates positive perception of the exhibition by the Soviet citizens, which did not fully resolved the set tasks, and thus, required additional measures that would give the appearance of the critical attitude of Soviet people towards the exhibition.


Keywords:

history of Russia, history of the USSR, management history, foreign policy cooperation, the Cold War, peaceful coexistence, propaganda and counter-propaganda, N S Khrushchev, A I Mikoyan, R Nixon

Отношения СССР и США в конце 1950-х гг. могут быть охарактеризованы как взаимообусловленная попытка отойти от уже сложившихся стереотипов холодной войны. Общий курс на «восстановление ленинских норм» в жизни страны во внешней политике СССР был реализован в концепции «мирного сосуществования», которая была выдвинута на XX съезде ЦК КПСС и, в теоретическом плане, опиралась на «ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем» [1, с. 13]. В этой концепции предполагалось мирное, т.е. «экономическое», противостояние капиталистической и социалистической моделей управления. А это, в свою очередь, требовало усиление конкурентных начал в противоположность прежнему курсу на уничтожение идеологического противника.

10 сентября 1958 г. между СССР и США было подписано соглашение об обмене национальными выставками [2, л. 131], что стало свидетельством смягчения напряженности в отношениях между странами – лидерами противостоящих блоков и важнейшим достижением, прежде всего, для культурной жизни двух сверхдержав. Масштаб этого события действительно был грандиозным, поскольку впервые Москва и Вашингтон готовы были соревноваться не в гонке вооружений, а на поле национальных достижений в науке, технике, культуре и быте. Впервые Советский Союз и Соединенные Штаты согласились представить широкой общественности идеологического противника свою модель общественного устройства и доказать ее превосходство. В вестнике Госдепартамента США отмечалось, что соглашение, заключенное между специальным помощником госсекретаря США У. Лейси и послом СССР в США Г.Н. Зарубиным, является реализацией договоренностей, достигнутых 27 января 1958 г. [3, p. 243]. В сообщении вестника подчеркивалось, что стороны пришли к согласию о том, что «выставки являются эффективным средством достижения совместного понимания между народами Соединенных Штатов и Советского Союза» [4, p. 577]. Здесь же объявлялось, что обмен выставками пройдет летом 1959 г., причем выставка СССР должна была пройти в Нью-Йоркском Колизее, а Американская выставка в Москве изначально планировалась в Парке Горького [4, p. 577]. Однако позднее было принято решение о проведении выставки в Сокольниках.

СССР и США активно готовились к проведению своих национальных выставок, о чем свидетельствует высокий представительский уровень с обеих сторон. В частности, на американскую выставку в Москве еще в начале 1959 г. президентом США Д. Эйзенхауэром был утвержден вице-президент Р. Никсон [5, p. 203], который позднее вспоминал в своих мемуарах, что идею его визита в качестве пиар-хода предложил заместитель директора ЮСИА (Информационное агентство США (USIA), сопровождавшее проведение Американской национальной выставки в Москве в 1959 г. - прим. авт.) Э. Вашберн [5, p. 255], занимавшийся в то время организацией выставки. Р. Никсон прибыл в Москву на открытие выставки с визитом с 23 июля по 2 августа 1959 г. [6, pp. 326–331]. С советской стороны в открытии американской выставки в Сокольниках принимали участие Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев, а также его Первый заместитель Ф.Р. Козлов, секретарь ЦК КПСС по оборонной промышленности Л.И. Брежнев и др. [7]

О значимости события говорит также и то, что открытие выставки США в Москве масштабно освещалась как в советской [8], так и в американской прессе [9, pp. 15–18]. В этом смысле выставка в Сокольниках стала ареной для борьбы советской и американской пропаганды. Американский журнал «National Republic» в статье «Как видит это контролируемая Советским Союзом пресса», посвященной открытию выставки, обвинял советские СМИ в том, что они необъективно освещают происходящее на ней: «Американская выставка в Москве была предметом многочисленных дискуссий как в нашей прессе, так и в эфире, но красные органы приветствовали ее как пропаганду, направленную на то, чтобы навязать русским наш образ жизни... Мы не можем не задаться вопросом о том, зачем, если Россия так далеко опередила нас под властью Советов, как утверждают ее лидеры, необходимы такие меры контрпропаганды на нашей выставке?» [10, p. 19].

В свою очередь, советская пресса, в первые же дни выставки, в статьях центральных газет «Известия» и «Правда» обрушилась, с критикой, на несоответствия представленного на ней образа жизни простого американца действительному положению дел – реальной оплате труда рабочих в США, высоким налогам и расходам на транспорт, коммунальные услуги, образование и медицину [11]. Кроме того, в опубликованной речи Н.С. Хрущева на открытии выставки отмечалось, что «отдельные органы американской печати заявляли даже, что американская выставка рассчитана на то, чтобы разрекламировать «преимущества частного предпринимательства» и таким путем подложить мину под социальные устои Советского государства, возбудить у советских людей желание вернуться к системе капиталистической» [7]. Таким образом, обмен выставками как, казалось бы, инструмент поиска дальнейшего взаимопонимания и установления более теплых отношений между СССР и США, в действительности обратился в соревнование пропаганды советского и американского образов жизни.

Необходимо сказать, что тематике обмена выставок между СССР и США уделялось достаточно много внимания в англоязычной литературе (М. Новак [12], Ф. Баргхорн [13], У. Хиксон [14], Й. Ричмонд [15], Р. Олдензиел и К. Закманн [16], М. Уиллиамс [17]). Однако в отечественной историографии до недавнего времени мы обнаруживаем практически полное отсутствие специализированных исследований по данному вопросу, если не принимать во внимание упоминания о выставке в Сокольниках вскользь в некоторых библиографических работах о Н.С. Хрущеве [18, с. 150],[19]. В последние годы тема американской выставки 1959 г. в Москве активно изучалась в фокусе исследования аспектов реакции посетителей выставки на представленные на ней экспонаты, в связи с интересом к опубликованным книгам отзывов посетителей выставки, которые отражают проблему восприятия советскими гражданами Соединенных Штатов и американского образа жизни. В этом направлении можно отметить статью британской исследовательницы С.Э. Рид [20], а также отечественные работы А.Е. Фоминых [21] и В.Н. Горлова [22]. Однако, стоит отметить, что в выделенных нами работах не затрагивается тема подготовки советской внешнеполитической пропаганды к американской выставке в Сокольниках и не рассматривается вопрос работы управленческого механизма советской вертикали власти по подготовке к выставке.

Настоящая же статья представляет анализ принятия управленческих решений советской властью в сфере внешнеполитической пропаганды и контрпропаганды в преддверии Американской национальной выставки в Москве и при ее проведении. В данном исследовании мы постараемся рассмотреть процесс организации американской выставки в Сокольниках с позиции информационно-пропагандистской работы органов государственного управления СССР с населением: подготовка освещения выставки в СМИ, политическая и идеологическая работа с инструкторами и лекторами, организационная работа по проведению ряда мероприятий в Москве в период функционирования выставки.

В задачи данной статьи входит: выявление организационно-управленческих форм идеологической работы по организации и сопровождению проведения американской выставки в Москве в 1959 г.; определение алгоритма принятия управленческих решений в этой сфере; описание задач, решаемых органами управления на разных стадиях этого процесса в соотношении с применяемым ими инструментарием. В качестве базового метода решения исследовательских задач избран документальный анализ (в его двух вариантах: содержательный и текстологический), с опорой на материалы Российского государственного архива новейшей истории.

Переходя к характеристике механизма принятия управленческого решения об организации пропагандистской работы в связи с проведением американской выставки, обратим внимание на то, что в современной управленческой науке утверждается, что государственные решения проходят через две фазы: политическое решение (первая фаза), которое затем трансформируется в административное решение (вторая фаза) [23]. Соответственно, мы видим, что политическое решение было принято ЦК КПСС 13 июня 1959 г. в виде постановления «О мероприятиях в связи с проведением советской выставки в Нью-Йорке и американской выставки в Москве». Современная оценка возможностей воздействия этой выставки на сознание советских людей выглядит так: «На фоне, в общем-то, небогатой жизни большинства советских людей того времени, разрыв в уровне благосостояния населения между СССР и США был не просто очевиден – он буквально ошеломлял. Все это превращало экспозицию в мощнейший инструмент идеологического и психологического воздействия, которое в наши дни принято именовать «мягкой мощью» (soft power)» [21, с. 111]. В постановлении же ЦК в качестве основной цели пропагандисткой работы ставилась необходимость снижения пропагандистского эффекта выставки «ЦК КПСС обязал МК и МГК КПСС при проведении разъяснительной работы среди населения по вопросам проведения американской выставки в Москве подчеркивать необходимость критического отношения к экспонатам на выставке, так как часть из них в искаженном виде отражает американскую действительность» [24, л. 19].

Трансформация политической цели в набор административных задач требует усилий по «сбору и анализу информации» [25, с. 31] по выявленной проблеме. Эта работа в настоящее время описана четырьмя базовыми критериями: точность, надежность, достоверность, полнота [26]. В рассматриваемом нами процессе принятия решения информационное обеспечение представлено:

а) справкой «о пропагандистской работе на выставке США в Москве», подготовленной в Министерстве внешней торговли и направленной на имя заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС Л.Ф. Ильичева, за подписью заместителя министра внешней торговли И.Г. Большакова (далее – «Справка») [27];

б) информацией о беседах с послом США в СССР Л. Томпсоном (состоявшейся 30 апреля 1959 г.) и советником посольства Бреди (21 мая), подготовленной для члена Политбюро ЦК А.И. Микояна (далее – «Информация») и подписанной председателем Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР Ю.А. Жуковым [28].

В «Справке» выделены четыре блока сведений. Первый блок – сведения об организации, которая занималась информационным сопровождением выставки с американской стороны. Это Информационное агентство США (ЮСИА) и его представитель на выставке – руководитель информационного отдела выставки Сидней Фейн. Указывается, что из 7 сотрудников информационного отдела выставки трое – граждане СССР (переводчик, корреспондент и фотограф). Начальник отдела, его помощники и две секретарши – граждане США. Особо оговаривается, что «Отдел получает указания от Информационного агентства США и в его функции входят рекламирование и популяризация выставки в Москве, а также систематическое информирование агентства о ходе подготовительных работ на выставке и мерах, предпринятых советскими организациями и ВТП, по оказанию содействия в выполнении этих подготовительных работ» [27, л. 5].

Второй блок сведений: мероприятия, планируемые информационным агентством. В них нельзя увидеть чего-либо специфически пропагандистского. Это типичный набор действий в рамках Public Relations: распространение «рекламы на щитах» во всех крупных городах, «расположенных в радиусе 500 миль от Москвы» (причем в Справке дается пояснение: «имеется в виду, что рекламы будут представлять собой афиши, с указанием наименования выставки, места и времени работы выставки»); распространение той же информации в газетах, на радио и «телевизионной сети»; «помещение в советской печати фотографий и статей, посвященных строительству выставки и ее работы после открытия» [27, л. 6].

Третий блок – наиболее существенный в данной теме. Он посвящен тому, как американская сторона планирует доносить информацию о жизни в США до посетителей выставки. Здесь обозначены виды печатной продукции («до 8000 экземпляров книг; 100 экземпляров газет «от каждого штата и Порто-Рико», которые должны «по возможности меняться ежедневно», и «различные журналы» от 500 американских издательств) организация визуального ряда (демонстрация телевизионных передач, документальных фильмов и хроники проведения выставки «на 16-ти телевизорах в течении всего дня», и отдельно на 7 экранах в павильонах); звуковое сопровождение («передача музыки через стереофоническую запись») [27, л. 6–7]. В этом же блоке отдельно выделены своеобразные аттракционы выставки, которые должны будут привлечь особое внимание публики: «аппарат Рамак на русском языке будет давать ответы на тысячи вопросов об американской жизни»; «машина «голосования» позволит посетителям выбирать наиболее понравившиеся им экспонаты». И, наконец, «будет экспонироваться современный 6-ти комнатный загородный дом, меблированный крупнейшим нью-йоркским универмагом «Майси», предметы бытового оборудования, автоматы, детская игровая площадка» [27, л. 7].

«Аппарат Рамак», упомянутый в справке – это первый в мире компьютер с жестким диском, созданный компанией IBM в 1956 г. и в 1958 г. представленный на EXPO в Брюсселе [29, p. 70]. Там он давал ответы на вопросы, вводимые оператором посредством клавиатуры, на десяти языках. Так что, если для большинства посетителей наиболее привлекательной частью выставки были образцы бытовых товаров торгового дома «Мэйсис» (то есть, метафорически – «настоящее время» США); то для интеллектуальной элиты – это была возможность увидеть «будущее время» – время компьютеров и технологий.

В «Справке» материалы третьего блока предварялись абзацем (в одно предложение), посвященному ключевой теме: «Несмотря на заявления американских властей о том, что выставка не будет носить пропагандистский характер, а будет лишь широким показом того, как живет, трудится и отдыхает американский народ, экспонированию большого количества американских книг, журналов и газет придается большое значение» [27, л. 6]. При этом, пропагандистский успех от демонстрации экспонатов в этом документе не обозначен совсем.

Четвертый блок сведений посвящен сувенирной продукции («пластмассовые стаканчики с эмблемой выставки», значки, «Пепси Кола», и «бублики, изготовляемые экспонируемым автоматом»); а также раздаче подарков (от брошюр до автомобилей) посетителям, которые стали «по счету сотым, тысячным и т.д.» [27, л. 7].

Характерные черты «Справки», как информационного документа: практически полное отсутствие выводов (исключение – одно рассуждение о пропагандистском эффекте печатной продукции, приведенное выше), нейтральный тон и сохранение элементов лексики источника, от которого получена информация (характерные примеры: указание на расстояние в милях и «калька» с английского «voting machine» – «машина голосования»).

Второй документ («Информация») содержит четыре пункта:

1. Церемония открытия американской выставки в Москве.

2. О приезде на американскую выставку в Москву видных деловых людей и представителей общественности.

3. О распространении на выставках журналов «Америка» и «СССР», а также пристендовой литературы.

4. О приезде Никсона [28, л. 8–9].

Для нашей темы важен третий пункт. Приведем его целиком: «Томпсон поставил вопрос о распространении на американской выставке в Москве нераспроданных экземпляров журнала «Америка», а также литературы, объясняющей содержание экспонатов выставки. Я отказался дать согласие на распространение на выставке журнала «Америка». Томпсон после этого не настаивал на своем предложении. Что же касается пристендовой литературы, то я предложил Томпсону, а затем и Бреди, дать нам на просмотр списки и образцы этой литературы. Думаю, что на этом условии следует настаивать, чтобы не допустить распространения на американской выставке в Москве вредной нам пропагандистской литературы» [28, л. 9].

Здесь следует обратить внимание на то, что если первый документ предоставлял только общую информацию, то во втором – она сопровождалась изложением предложений по дальнейшим действиям, что уже должно было стать подготовкой принимаемого решения. Адресат этого документа – А.И. Микоян – читал его «с карандашом в руках», подчеркивая важные места. Он оставил без пометок четвертый пункт. В первом пункте отметил «галочкой» предложение Жукова о церемонии открытия. Во втором пункте подчеркнул число, обозначающее количество «видных американцев», которые могут прибыть на выставку (50 человек) и фамилии наиболее значимых из них, а также информацию о том, что представители американской стороны предлагают ограничится посещением Москвы и Ленинграда, предлагая советской делегации для посещения Нью-Йорк и Вашингтон. В третьем пункте отмечено почти все содержание: в первых трех предложениях подчеркнуты смысловые узлы и ключевые фамилии, четвертое отмечено знаком на полях.

Структура и содержание рассмотренных документов (а также реакция на содержание одного из них А.И. Микояна) позволяют сделать вывод о том, что наибольшую опасность в сфере идеологии и авторы, и адресаты видели в распространении печатной продукции, то есть в наиболее очевидной форме пропаганды.

Чуть больше чем за месяц до открытия американской выставки в Москве, 20 июня 1959 г., состоялось заседание бюро Московского городского комитета КПСС, на котором обсуждались уже конкретные шаги в подготовке к ее проведению. Об этом свидетельствует уже упомянутая выше выписка из протокола № 90 заседания бюро МГК КПСС от 25 июня 1959 г. [24] – документ, детализирующий положения упомянутого постановления ЦК КПСС «О мероприятиях в связи с проведением советской выставки в Нью-Йорке и американской выставки в Москве».

«Выписка из протокола» представляет собой распорядительный документ, состоящий из вводной части, «преамбулы», и 13 пунктов во исполнение решения ЦК КПСС, принятых на заседании бюро МГК КПСС. Уже в «преамбуле» документа обозначена ключевая задача приготовлений советской стороны к проведению американской выставки в Москве – организация активной контрпропагандистской работы с населением: «ЦК КПСС указал на необходимость противодействия намерениям организаторов американской выставки в Москве использовать свою выставку в целях пропаганды среди советских людей буржуазной идеологии» [24, л. 19].

В вводной части документа также обозначены основные задачи, утвержденные ЦК КПСС в упомянутом постановлении об обмене выставками. Необходимо отметить, что все задачи касались исключительно темы организации пропагандистской работы на выставке: подготовка профильными советскими институтами Академии наук СССР и Центральным Статистическим управлением информации о «подлинном состоянии экономики США и положении американских трудящихся» для дальнейшего использования инструкторами и лекторами в пропагандистской работе с населением, усиление «наглядной агитации» в общественных местах (парках, скверах), улучшение пропаганды достижений Советского Союза в развитии науки, техники, в экономике и культуре, подготовка Минкультуры СССР ряда гастролей популярных артистов и художественных коллективов, организация Министерством внешней торговли СССР выставки Чехословацкого стекла и фарфора и Министерством торговли РСФСР – ярмарки товаров, пользующихся большим спросом среди населения [24, л. 20]. Данные мероприятия преследовали одну цель – отвлечение внимания советского гражданина от американской выставки в Москве, что подтверждает тезис о стремлении советского руководства минимизировать пропагандистский эффект от выставки.

Непосредственно сами пункты документа можно условно разделить на две категории: первая – технические задачи по организации строительных работ по возведению павильонов и подготовке парка «Сокольники» к американской выставке, и вторая – меры, направленные на борьбу с идеологической пропагандой США. Эти меры заключались в конкретизации поставленных ЦК КПСС задач, отмеченных в вводной части документа. Во-первых, предполагалось утвердить план мероприятий МГК КПСС по организации «массово-политической и культурно-просветительской работы» среди населения на период проведения американской выставки. К этой работе планировалось привлечь наиболее активных партийных работников, комсомольцев, ученых, деятелей литературы и искусства, передовиков и новаторов производства. Во-вторых, параллельно с американской выставкой планировалось открыть в том же парке «Сокольники» выставку «Для тебя, советский человек». К разработке плана мероприятий этой выставки предлагалось привлечь дирекцию ВДНХ СССР. В-третьих, на территории Центрального стадиона имени В.И. Ленина (совр. – Большая спортивная арена олимпийского комплекса «Лужники» – прим. авт.) было поручено организовать ярмарку товаров, пользующихся большим спросом среди советского населения. В-четвертых, Минкультуры СССР предлагалось рассмотреть вопрос о приглашении балетной группы из Ленинграда и оставлении в Москве балетной группы Большого театра. Кроме того, предлагалось организовать в одном из парков Москвы выступления цирка «Шапито», во всех парках – недели циркового искусства и бесплатный показ художественных фильмов на открытых площадках, а во Дворце Спорта организовать выступления советского балета на льду [24, л. 22]. Мосгорисполкому предписывалось обеспечить открытие в июле 1959 г., до начала американской выставки, Главного Ботанического сада АН СССР [24, л. 21–22].

Необходимо отметить, что к «выписке из протокола» прилагался более детальный план мероприятий МГК КПСС по организации т.н. «массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения на период действия государственной выставки США в Москве» [30]. План состоял из 6 пунктов, включающих агитационно-массовую работу с населением, культурно-просветительные мероприятия в Москве, мероприятия в парке «Сокольники», организацию выставок в столице, спортивно-массовую работу и работу с детьми.

До начала выставки, к концу июня 1959 г., исполкому и отделу пропаганды и агитации МГК КПСС давалось прямое указание разработать тематику лекций, докладов и бесед и организовать их среди населения с целью «разоблачать так называемый «американский образ жизни», освещать подлинное состояние экономии США и положение американских трудящихся» [30, л. 23]. Кроме того, предписывалось «на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и среди населения по месту жительства усилить пропаганду достижений советского народа в развитии экономики, науки, техники и культуры, дальнейшего повышения жизненного уровня населения и величественных перспектив развития СССР» [30, л. 23]. МГК КПСС постановил также усилить наглядную агитацию в парках садах, на предприятиях и стройках, и привлечь к активной агитационно-пропагандистской работе все возможные информационные каналы: Центральную студию телевидения, Главную редакцию радиовещания в Москве, а также редакции московских газет и журналов. Причем, «усиление агитации и пропаганды» касалось вовсе не предстоящей американской выставки, а демонстрации успехов именно советского народа в развитии экономики, культуры, науки и техники. Согласно «плану» МГК КПСС основной упор на той же выставке «Советский человек», которая была запланирована в парке «Сокольники», где проходила и американская выставка, делался на противопоставление достижений СССР «для всего общества» (в науке, космосе, строительстве, сельском хозяйстве и культуре) акценту США на «индивидуальном» – улучшении быта простых граждан. Можно сказать, что по задумке партийных руководителей, «высокие цели», которые ставил перед собой Советский Союз, в глазах наших соотечественников должны были превзойти «мещанские» интересы, продвигаемые рукой Вашингтона как некий идеал или стандарт образа жизни современного человека.

Отметим активную пропагандистскую работу КПСС с молодежью, в том числе с детьми. МГК ВЛКСМ поручалось организовать целый ряд мероприятий: проведение молодежных суббот на темы «Молодежь мира в борьбе за мир», «Праздник здоровых смелых и сильных», «Коммунизм – это молодость мира» и др.; организация встреч молодежи с Героями Советского Союза и Социалистического Труда, писателями, композиторами, учеными и пр.; киновечера по циклам «Новаторы промышленности и сельского хозяйства», «Будущее начинается сегодня», «Советская наука в борьбе за жизнь человека» [30, л. 28]; организация в парках Москвы работы аттракционов, массовиков-затейников, городка пионера и школьника, книжных базаров и проведения ряда спортивных мероприятий и встреч по интересам [30, л. 29]; наконец, проведение с 8 по 10 августа 1959 г. спартакиады и соревнований по волейболу, футболу, боксу, легкой атлетике и фигурному плаванию на территории стадиона имени В.И. Ленина и стадиона «Динамо» [30, л. 31]. Что касалось детей школьного возраста, то для них на летний период было запланировано открытие 749 загородных и 173 городских пионерских лагерей, 398 школьных туристических лагерей, 313 городских школьных площадок и 20 районных загородных спортивных лагерей [30, л. 32].

Такое усиление пропагандистской деятельности вкупе с внушительными планами по отвлечению внимания советских граждан от американской выставки, изложенных в остальных пунктах «плана» МГК КПСС (Организация выставки в Сокольниках «Для тебя, советский человек»; организация тематических вечеров «Прими наш рапорт, Партия», «Все мысли и дела – тебе, Родина», «По-ленински работать, учиться и жить», «Во славу Родины, во имя коммунизма», «Первый вклад москвичей в семилетку» и др.; проведение лекций, докладов и обзоров по миролюбивой внешней политики СССР; организация «вечеров дружбы» советских граждан с народами стран народной демократии; подготовка вечеров вопросов и ответов на естественно-научные темы, вечеров и выставок по изобразительному искусству; организация работы «Клуба любителей музыки», выступлений симфонических оркестров и различных творческих коллективов на эстрадах парков Москвы; организация на протяжении всего июля и августа 1959 г. выступлений ансамбля «Березка», эстрадной программы «Поезд Москва-Ленинград»; подготовка ряда выставок на ВДНХ с организацией ярмарки и проведением различных массовых праздников, гуляний, игр, викторин, танцев и т.д. К этой работе были подключены все отделы и подведомственные органы МГК КПСС, Мосгорисполком, а также Министерство внешней торговли СССР, Дирекция ВДНХ, ВГКС, Госконцерт, Дирекция Главного ботанического сада АН СССР. – прим. авт.), очевидно, было связано с серьезными опасениями партийного руководства в том, что проведение американской выставки может стать потенциальной угрозой подрыва существующего уклада жизни в СССР и вызвать у части населения сомнения в правильности политики, проводимой в Советском Союзе. Многие могли задаться вопросом, что достижения в военно-промышленном секторе, науке и космосе, это, конечно, «хорошо», но почему «мы», простые граждане, на бытовом уровне живем не так, как «они»? Заблаговременная подготовка советского руководства к американской выставке должна была нанести превентивный удар по попытке Соединенных Штатов с помощью «мягкой силы» проникнуть в общественное сознание СССР и вызвать симпатии советских граждан к американскому образу жизни.

Были и другие причины того, почему партийное руководство ЦК КПСС так активно готовилось к сопротивлению идеологического воздействия американского образа жизни на массы советских граждан. Подобная реакция была вызвана в том числе и тем, что со стороны США также велась серьезная подготовка к выставке: было запланировано участие 75 русскоговорящих гидов, подготовленных ЮСИА для информационно-пропагандисткой работы с посетителями выставки [31, p. 44], а по линии Комитета Палаты представителей Конгресса США по иностранным делам были выделены колоссальные материальные средства на обеспечение организации выставки – 3,2 млн. долл. США [32, p. 8]. Это стало одной из причин, почему в работу по подготовке к американской выставке в Сокольниках активно включались все партийные органы и органы исполнительной власти СССР.

Одним из важнейших документов по подготовке советской внешнеполитической пропаганды к освещению Американской национальной выставки в Москве в 1959 г. накануне ее открытия стало письмо заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС по союзным республикам Л.Ф. Ильичева от 27 июня 1959 г., направленное на согласование в ЦК КПСС [33].

Текст документа состоял из ряда указаний Агитпропа по пропагандистской и контрпропагандистской работе для всех средств массовой информации СССР – печатных СМИ (центральных и московских газет), информационного агентства ТАСС, радио и телевидения. Отдел агитации и пропаганды настоятельно рекомендовал всем печатным изданиям публиковать сообщения о выставке «в сдержанном тоне, без каких-бы то ни было проявлений повышенного интереса к выставке в целом» [33, л. 33]. Кроме того, всем центральным газетам предписывалось сосредоточить внимание читателей на «действительном положении дел в США» [33, л. 34]. Под этой фразой подразумевалось, что каждому печатному изданию в зависимости от его целевой аудитории и тематической направленности (прямые указания по освещению «изъянов» американской действительности газетам «Труд», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Советская культура», «Советский спорт», «Учительская газета», «Медицинский работник» «Промышленно-экономическая газета», «Сельское хозяйство» и «Строительная газета») следует в первую очередь обратить внимание на недостатки и изъяны соответствующей сферы жизни в США. Подобные указания можно расценить как прямую контрпропаганду в отношении Соединенных Штатов.

Главной целью, которую преследовал Отдел агитации и пропаганды, являлась минимизация пропагандистского эффекта от американской выставки в Сокольниках. А наиболее действенными средствами к достижению этой цели были выбраны: а) ослабление у населения СССР интереса к самому мероприятию и б) информационное сопровождение выставки, в котором каждый элемент американского образа жизни, демонстрируемого на выставке, подвергался бы критике. В то же время, Агитпроп рекомендовал советским СМИ сохранять мирную риторику в своих публикациях с отсылкой на идеи концепции «мирного сосуществования» в рамках освещения американской выставки: «Газеты, журналы, ТАСС, радиовещание и телевидение в материалах, касающихся выставки, должны подчеркивать важное значение этой формы культурного обмена для улучшения международной обстановки, смягчения напряженности, развития сотрудничества между государствами...» [33, л. 33].

Отправленные в ЦК КПСС предложения Агитпропа были приняты к действию с незначительными «оговорками». В конце документа «от руки» был написан отчет заместителя заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС В.И. Снастиным о том, что в центральных и московских газетах было опубликовано около 150 статей и корреспонденций об американской выставке в Сокольниках [33, л. 36]. Подобный процесс «доработки» и согласования документа, включая форму подачи предложений, а затем отчетности сотрудников Агитпропа перед вышестоящим руководством, говорит о функционировании в то время в СССР системы т.н. «итеративного планирования», при которой принятие решений становилось результатом сложного процесса «утряски» и бюрократических согласований, где «импульсы в пирамиде партийно-государственного управления идут не только сверху-вниз, но и снизу-вверх» [34, с. 30].

Этот же процесс иллюстрирует и направленный в ЦК КПСС совместный секретный документ Председателя Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР С.В. Кафтанова и Председателя Государственного комитета по культурным связям с заграницей при Совете Министров СССР Ю.А. Жукова с информацией от американского посла в Москве Л. Томпсона о намерении вице-президента США Р. Никсона, визит в Советский Союз которого был запланирован для открытия американской выставки [6, pp. 326–331], выступить по советскому радио и телевидению [35, л. 37]. Л. Томпсон ссылался на необходимость выступления Р. Никсона как некой ответной дружественной акции на выступление Первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Ф.Р. Козлова на американском телевидении и радио при открытии советской выставки в Нью-Йорке. В служебной записке авторами документа аккуратно сообщается о технической возможности передачи церемонии открытия американской выставки в Сокольниках, однако «при условии предварительной, за несколько дней, подготовки» [35, л. 37]. Таким образом, служебное письмо в ЦК КПСС выглядит как попытка согласования с руководством ЦК КПСС выступления вице-президента США по советскому радио и телевидению, причем согласования «закрытого», поскольку документ был направлен под грифом «секретно».

Что же касается внешнеполитической пропаганды СССР в период обмена выставками между Советским Союзом и Соединенными Штатами, то, в отличие от контрпропаганды, стремящейся максимально снизить пропагандистский эффект от американской выставки в Москве, она стремилась к всестороннему и широкому освещению в прессе, на радио и телевидении советской выставки в Нью-Йорке. Об этом свидетельствует записка в Отдел агитации и пропаганды редактора отдела американских стран газеты «Правда» Д.Ф. Краминова о том, что поездка Ф.Р. Козлова по США находится в центре внимания американцев: «Об этих событиях говорят крупные газетные заголовки; о них сообщает радио; на экранах телевизоров по всей стране время от времени появляются картины выставочных залов с группами людей перед стендами...» [36, л. 38].

Несмотря на столь тщательную подготовку советского государственного аппарата к освещению американской выставки в Москве, нужно сказать, что уже в первые дни выставки возникла необходимость усиления контрпропагандистских мер. Об этом свидетельствует письмо Л.Ф. Ильичеву в Агитпроп от Председателя Госкомитета по культурным связям с зарубежными странами Ю.А. Жукова [37]. В справке, приложенной к документу, представлены «некоторые наблюдения на американской выставке в Москве 18–21 июля 1959 г.» [37, л. 47]. Авторы справки отмечают, что представленные выставочные стенды «подтверждают намерение устроителей выставки – пустить пыль в глаза ее посетителям» [37, л. 48], аргументируя тем, что в них содержится недостоверная информация о том, что среднестатистическая американская работница может за полтора часа заработать «на покупку материала для летнего платья», а американскому рабочему за две с половиной недели удастся «заработать на покупку холодильника» [37, л. 48–49].

В связи с таким «недобросовестным» подходом американской стороны к выставке, Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами направил в Агитпроп вместе с письмом свои предложения по усилению мер контрпропропаганды. Причем, ряд пунктов говорил о некой растерянности советской власти, которая не знала, как реагировать на представленную на выставке информацию. В частности, первый пункт говорил о том, что необходимо провести совещание представителей центральных газет, чтобы «сориентировать наших корреспондентов, как освещать выставку. Надо решить, что следует на выставке похвалить и что критиковать и в каком плане» [37, л. 51]. Во втором пункте отмечалось, что необходимо направить «специальных людей из числа членов партии, комсомольцев и беспартийного актива для организации критических записей в книге отзывов посетителей, имея ввиду критику американского образа жизни, общественного и государственного строя США, а также различных язв американского капитализма, массовая безработица и т.п.» [37, л. 51].

Принятие этих мер в экстренном порядке стало попыткой ответа на заметный успех первых дней выставки среди советских граждан. Советским и партийным органам, отвечавшим за проведение выставки, необходимо было как-то реагировать, пресекать возможный рост популярности американского образа жизни. Об определенном смятении в партийном руководстве свидетельствовал и факт отсутствия решения о том, в каком порядке должны были публиковаться в советской прессе отзывы посетителей: «Американцы будут настаивать», – утверждается в записке. Имеется ввиду, что американская сторона, анализируя советскую прессу, не допустит, чтобы в ней были опубликованы какие-либо «выдуманные» отзывы, не из официальных книг отзывов о выставке, которые находились у американских организаторов выставки. В последних пунктах документа предлагается создать пресс-бюро, которое давало бы, в нужном для советской власти ключе, разъяснения относительно выставки, а также центральным газетам и отдельно подготовленным и проинструктированным людям, устроить некий спор, полемику, с организаторами выставки и американскими гидами-переводчиками. И в этих же пунктах предлагалось следующее: «Материал этой полемики следовало бы использовать в репортажах наших журналистов о выставке. Это сделает репортаж более объективным и убедительным» [37, л. 51]. Иными словами, в документе открыто предлагалось использовать «диверсии» советской стороны на американской выставке как «убедительные» и «объективные» аргументы в пользу того, что жизнь в СССР лучше, чем в США.

Итак, мы можем отметить, что котнтрпропагандисткая работа в период проведения американской выставки в Москве проходила в несколько стадий. Первой стадией стал анализ действий американской стороны и прогноз возможной реакции советских граждан на ту информацию, которую они могли получить на выставке. Итогом этой стадии стала разработка предварительных предложений о принятии мер по снижению пропагандистского эффекта выставки. Вторая стадия – это принятие политического решения о проведении мероприятий по контрпропаганде и разработка на этой основе конкретного плана таких мероприятий с утверждением их на заседании МГК КПСС. На этой стадии сформированы два блока таких мер, решающих разные, но взаимоувязанные задачи: а) отвлечение советских граждан от выставки и б) меры по снижению пропагандистского эффекта (контрпропаганда). Третья стадия – проведение выставки. На этой стадии выяснилось, что американская выставка воспринимается советскими гражданами позитивно, а это значит, что поставленные задачи по снижению ее пропагандистского эффекта либо не решены, либо решены не полностью. Таким образом, необходимо было принимать дополнительные экстренные меры, которые бы помогли создать видимость критического отношения советских людей к этой выставке.

Советская пропагандистская машина в ходе обмена выставками постаралась задействовать все возможные силы для достижения одной единственной цели – демонстрации превосходства советского образа жизни над американским. В этом отношении руководство СССР защищало свои жизненно важные интересы и не могло позволить показать своему народу отдельные недостатки советской экономической системы, о чем говорит анализ приведенных выше документов. Выставки США в Москве и СССР в Нью-Йорке стали крупнейшим имиджевым событием на международной арене для двух систем – коммунизма и капитализма, – и на таком уровне не принято демонстрировать свои слабые стороны. Что же касается отношения советских граждан к американской выставке, то здесь можно согласиться с точкой зрения британской исследовательницы С.Э. Рид, занимавшейся изучением книг отзывов посетителей об американской выставке, о том, что «Американская национальная выставка ни дискредитировала советский проект, ни способствовала началу массового разочарования и протестов потенциальных потребителей. Отношение к саморепрезентации Америки на выставке в Москве было более сложным и противоречивым» [20, с. 104]. Как подчеркивала С.Э. Рид, многие советские граждане отмечали в книге не разочарование, а, напротив, большую гордость за свою страну, что было связано с иной моделью потребления – коллективной, другими взглядами на социальное обеспечение и социальными приоритетами. В этом смысле, возможно, не последнюю роль в убеждении советских граждан о превосходстве советской системы над американской сыграла активная подготовительная работа пропагандистской машины СССР к американской выставке.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Современную эпоху многие исследователи - философы, социологи, историки - сравнивают с началом XX в., когда череда локальных конфликтов привела к Первой мировой войне, которая навсегда изменила цивилизацию. Но не менее уместны и параллели с периодом «холодной войны», ведь и сегодняшнее обострение международных отношений происходит в условиях трансформации монополярного мира в многополярный. В этой связи представляет интерес изучение различных аспектов советско-американских отношений второй половины XX в.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является американская национальная выставка 1959 г. в Москве. Автор ставит своими задачами рассмотреть процесс организации американской выставки в Сокольниках с позиции информационно-пропагандистской работы органов государственного управления СССР с населением, а также описать задачи, решаемые органами управления на разных стадиях этого процесса в соотношении с применяемым ими инструментарием.
Работа основана на принципах историзма, анализа и синтеза, достоверности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать политическое и управленческое сопровождение американской выставки 1959 г. в Москве. Научная новизна определяется также привлечением архивных материалов.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя свыше 35 различных источников и исследований. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежных материалов, в том числе на английском языке, что определяется самой постановкой темы. Из привлекаемых автором источников отметим как опубликованные материалы ( документы КПСС, государственного департамента США, материалы периодической печати), так и из фондов Российского государственного архива новейшей истории. Из используемых исследований укажем на труды С.Э. Рида и А.Е. Фоминых, в центре внимания которых различные аспекты истории американской национальной выставки 1959 г. в Москве. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований позволило автору должным образом раскрыть поставленную тему.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем кто интересуется как историей «холодной войны», в целом, так и советско-американскими отношениями в этот период, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает взаимное сближение СССР и США во второй половине XX в., когда обе страны после перерыва заново открывали друг друга. В работе показано, что что контрпропагандистская работа, при проведении американской выставки в Москве проходила в несколько стадий: «анализ действий американской стороны и прогноз возможной реакции советских граждан на ту информацию, которую они получат на выставке», «принятие политического решения о проведении мероприятий по контрпропаганде и разработка на этой основе конкретного плана таких мероприятий, с утверждением их на заседании МГК КПСС», третья стадия выявила позитивное восприятие советскими гражданами представленной выставки, что заставило перейти к экстренным мерам. И все же, автор отмечает, что «не последнюю роль в убеждении советских граждан о превосходстве советской системы над американской сыграла активная подготовительная работа пропагандистской машины СССР к американской выставке».
Главным выводом статьи является то, что «советская пропагандистская машина в ходе обмена выставками постаралась задействовать все возможные силы для достижения одной единственной цели – демонстрации превосходства советского образа жизни над американским».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В то же время к статье есть замечания, относящиеся к оформлению:
1) В названии статьи необходимо убрать кавычки.
2) Следует вычитать текст с точки зрения русского литературного языка, устранив отдельные опечатки. Так, у автора значится: «мы можем отметить, что котнтрпропагандисткая работа, при проведении американской выставки в Москве проходила в несколько стадий. Первой стадией стал анализ действий американской стороны и прогноз возможной реакции советских граждан на ту информацию, которую они получать на выставке».
3) Библиография должна быть приведена в соответствие с требованиями издательства: примечания следует вынести из списка литературы.
После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Исторический журнал: научные исследования».
Замечания главного редактора от 02.08.2021 : "Автор в полной мере учел замечания рецензентов и исправил статью. Доработанная статья рекомендуется к публикации"
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.