Статья 'Любительская фотография как объект микроисторического анализа' - журнал 'Исторический журнал: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Любительская фотография как объект микроисторического анализа

Чистякова Виктория Олеговна

кандидат философских наук

доцент, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

105066, Россия, г. Москва, ул. Старая Басманная, 21/4, оф. 416Б

Chistyakova Viktoriya Olegovna

PhD in Philosophy

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, School of Culturology, National Research University "Higher School of Economics"

Staraya Basmannaya ulitsa 21/4 – School of Culturology, Moscow 105066 Russia

v_chistyakova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0609.2014.6.14557

Дата направления статьи в редакцию:

09-04-2015


Дата публикации:

23-04-2015


Аннотация: В статье исследуется феномен любительской фотографии конца XIX – начала XX в. на примере деятельности Н. М. Щапова (1881–1960). Выдвигается тезис, что любительская фотография наиболее четко выявляет взаимосвязь между автором фотографий, сделанными им снимками и зрителями, для которых они предназначаются. Ситуация «близкого соседства» трех названных составляющих дает возможность проанализировать феномен фотолюбительства как особую практику, которая помогает структурировать и поддерживать социальные связи внутри и вне семейной группы, а также выстраивать «коллективное семейное воображение» относительно прошлого. Фотография показывает, как формируется «личная хронология» членов семьи, как складывается периодизация семейной истории. Рассмотренный в статье пример позволяет также показать детали трансформации любительской фотографии в фотографию, имеющую статус семейной. В качестве метода исследования используется микроисторический подход. С его помощью можно уменьшить масштаб исследования и рассмотреть конкретный уникальный случай, в котором нашли отражение более общие социальные процессы. Подходы микроистории подразумевают внимание к деталям и подробностям. Изучив их, можно сделать вывод о том, как тот или иной конкретный человек соотносит себя с более широкой общностью, как трактует свои связи с ней (в качестве такой общности выступает, в первую очередь, семейная группа). Новизна исследования заключается в том, что впервые на основании изучения любительской фотографической практики отдельного человека выявляются невидимые извне темпоральные представления и социальные структуры, определяющие взаимодействие человека и его среды. Проанализирован феномен «семейной истории» как личного опыта автора любительской семейно-генеалогической реконструкции.


Ключевые слова:

микроистория, любительская фотография, семейная фотография, социальная практика, ретроспективное воображение, память, идентичность, темпоральные представления, семейная история, архив

Abstract: The article examines the phenomenon of amateur photography at the end of the 19th century and early 20th century based on the example of N. M. Shchapov (1881–1960) and his work. The author puts forward the idea that amateur photography showcases very clearly the interrelations between the author of a photograph, the image made and the audience for which it was intended. The situation of “close vicinity” of the three named components provides grounds for the study of the phenomenon of amateur photography as a special practice that helped shape and support social connections within and outside a family group, and also constructed “collective family imagination” pertaining to the past. A photograph illustrates how the “personal chronology” of family members was formed and how the periodisation of family history was composed. The studied example of Shchapov’s work permits as well to demonstrate the details of how amateur photography transformed into photography with a familial status. As the study methodology the author applied the microhistorical approach. This approach allows to narrow the study scope and to examine a specific unique occurrence that reflects the more global social processes. Microhistorical studies assume minuteness and attention to details. Having analysed the details, the researcher can assess how one or another individual related himself to his wider community and how he interpreted his ties with it (the familial circle is the first of such communities). The novelty of this research consists in using for the first time the study of an individual’s amateur photography practice as the basis for the elucidation of temporal conceptions and social structures, unseen from the outside but which defined the relationship between the individual and his surroundings. The phenomenon of “family history” is analysed as the personal experience of the author of the amateur familial-genealogical reconstruction.


Keywords:

temporal ideas, identity, microhistory, amateur photography, family photograph, social practices, retrospective imagination, memory, family history, archive

Библиография
1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 368 с.
2. Бессмертный Ю.Л. Что за «Казус»?.. / Бессмертный Ю.Л. // Казус. 1996. М., 1997. — С. 7-24.
3. Кушнарев С. Фотолетопись инженера Щапова / С. Кушнарев // Московский журнал. 1992. № 5. — С. 43-51.
4. Олейников А. Микроистория и генеалогия исторического опыта // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории, 2006 / Под ред. М.А.Бойцова, И.Н.Данилевского. Вып. 8. — М., 2007. — С. 379-393.
5. Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального / Ж. Ревель // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. — С. 110-127.
6. Савельева И.М. История и время. В поисках утраченного / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 800 с.
7. Щапов Н.М. Вдоль Ярославской железной дороги. Путеводитель от Москвы до Хотькова со схемой маршрутов пешеходных экскурсий / Я.Н. Щапов. — М. изд. автора, 1925.
8. Щапов Н.М. Я верил в Россию: семейная история и воспоминания / Н.М. Щапов — М.: Мосгорархив, 1998. — 336 с., ил.
9. Bourdieu, P. (dir.). Un art moyen, Essai sur les usages sociaux de la photographie / P. Bourdieu. — Paris: Editions de Minuit, 1965. — 363 p.
10. Halbwachs M. Les cadres sociaux de la memoire / M. Halbwachs. — Paris: Editions Albin Michel, 1994. — 374 p.
11. Hirsch M. The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture After the Holocaust / M. Hirsch. — New York: Columbia University Press, 2012. — 320 p.
12. Hirsch M. Family Frames: Photography, Narrative and Postmemory / M. Hirsch. — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. — 304 p.
13. Hudgins N. A historical approach to family photography: class and individuality in Manchester and Lille, 1850-1914 / N. Hudgins // Journal of Social History, Vol. 43, Issue 3. 2010. — P. 559-586.
14. Levi G. On Microhistory / G. Levi // New Perspectives on Historical Writing. — Ed. by Peter Burke. — University Park (Pennsylvania), 1992. —P. 93-111.
15. Mead G.H. ‘The Nature of the Past’ / G.H. Mead // Essays in Honor of John Dewey. — Ed. By John Coss. — New York: Henry Holt & Co., 1929. — P. 235-42.
16. Seiberling G. Amateurs, Photography, and the Mid-Victorian Imagination / G. Seiberling. — Chicago: University of Chicago Press, 1986. — 206 p.
17. Бурлакова Н.С., Олешкевич Е.В. Травматический опыт Холокоста как часть исторической памяти и идентичности второго поколения // Психология и Психотехника.-2014.-9.-C. 922-931. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12781.
References
1. Assman Ya. Kul'turnaya pamyat'. Pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti / Ya. Assman. — M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. — 368 s.
2. Bessmertnyi Yu.L. Chto za «Kazus»?.. / Bessmertnyi Yu.L. // Kazus. 1996. M., 1997. — S. 7-24.
3. Kushnarev S. Fotoletopis' inzhenera Shchapova / S. Kushnarev // Moskovskii zhurnal. 1992. № 5. — S. 43-51.
4. Oleinikov A. Mikroistoriya i genealogiya istoricheskogo opyta // Kazus. Individual'noe i unikal'noe v istorii, 2006 / Pod red. M.A.Boitsova, I.N.Danilevskogo. Vyp. 8. — M., 2007. — S. 379-393.
5. Revel' Zh. Mikroistoricheskii analiz i konstruirovanie sotsial'nogo / Zh. Revel' // Odissei. Chelovek v istorii. 1996. M., 1996. — S. 110-127.
6. Savel'eva I.M. Istoriya i vremya. V poiskakh utrachennogo / I.M. Savel'eva, A.V. Poletaev. — M.: Yazyki russkoi kul'tury, 1997. — 800 s.
7. Shchapov N.M. Vdol' Yaroslavskoi zheleznoi dorogi. Putevoditel' ot Moskvy do Khot'kova so skhemoi marshrutov peshekhodnykh ekskursii / Ya.N. Shchapov. — M. izd. avtora, 1925.
8. Shchapov N.M. Ya veril v Rossiyu: semeinaya istoriya i vospominaniya / N.M. Shchapov — M.: Mosgorarkhiv, 1998. — 336 s., il.
9. Bourdieu, P. (dir.). Un art moyen, Essai sur les usages sociaux de la photographie / P. Bourdieu. — Paris: Editions de Minuit, 1965. — 363 p.
10. Halbwachs M. Les cadres sociaux de la memoire / M. Halbwachs. — Paris: Editions Albin Michel, 1994. — 374 p.
11. Hirsch M. The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture After the Holocaust / M. Hirsch. — New York: Columbia University Press, 2012. — 320 p.
12. Hirsch M. Family Frames: Photography, Narrative and Postmemory / M. Hirsch. — CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. — 304 p.
13. Hudgins N. A historical approach to family photography: class and individuality in Manchester and Lille, 1850-1914 / N. Hudgins // Journal of Social History, Vol. 43, Issue 3. 2010. — P. 559-586.
14. Levi G. On Microhistory / G. Levi // New Perspectives on Historical Writing. — Ed. by Peter Burke. — University Park (Pennsylvania), 1992. —P. 93-111.
15. Mead G.H. ‘The Nature of the Past’ / G.H. Mead // Essays in Honor of John Dewey. — Ed. By John Coss. — New York: Henry Holt & Co., 1929. — P. 235-42.
16. Seiberling G. Amateurs, Photography, and the Mid-Victorian Imagination / G. Seiberling. — Chicago: University of Chicago Press, 1986. — 206 p.
17. Burlakova N.S., Oleshkevich E.V. Travmaticheskii opyt Kholokosta kak chast' istoricheskoi pamyati i identichnosti vtorogo pokoleniya // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2014.-9.-C. 922-931. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12781.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.