|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Сысоева Е.К.
Подготовка реформы системы образования 1864 г.: власть и общество
// Исторический журнал: научные исследования.
2014. № 1.
С. 45-57.
DOI: 10.7256/2454-0609.2014.1.12181 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12181
Подготовка реформы системы образования 1864 г.: власть и общество
Сысоева Евгения Константиновна
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, исторический факультет
119992, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4, ауд. Е-412
Sysoeva Evgeniya Konstantinovna
PhD in History
SYSOEVA Evgeniya Konstantinovna – Candidate of Historical Sciences, Senior Research Associate, Laboratory of Culture History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University
Faculty of History – MSU, Lomonosovsky prospekt 27-4, Moscow 119991 Russia
|
eksysoeva@inbox.ru
|
|
|
Другие публикации этого автора |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0609.2014.1.12181
Дата направления статьи в редакцию:
11-06-2014
Дата публикации:
25-06-2014
Аннотация:
Статья посвящена подготовке в конце 1850-х — в начале 1860-х гг. реформы системы образования 1864 г. Обращение к этому сюжету позволяет выйти на более общую проблему взаимоотношения власти и общества. Создание новых узаконений по общеобразовательной школе проходило в обстановке общественного подъема. К работе по подготовке реформы привлекались видные отечественные педагоги, впервые в практике российского законотворчества некоторые проекты были опубликованы в открытой печати, и их обсуждение проходило гласно. Прослеживается изменение взглядов представителей власти на роль общественных сил в деле просвещения народа, их отношение к деятельности либеральной оппозиции. По мере того как правительство справлялось с волной общественного возбуждения, вызванной обнародованием Манифеста об освобождении крестьян 19 февраля 1861 г. , его лояльность к общественному мнению снижалась. Это отразилось на процессе выработки окончательного варианта Положения о начальных училищах и средних учебных заведениях, придало реформе компромиссный характер.
Ключевые слова:
культура пореформенного времени, система просвещения, образовательная политика правительства, общеобразовательная школа, реформа, общественно-педагогическая мысль, педагогическая общественность, либеральная оппозиция, власть и общество, история
Библиография
1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России. XIX век. СПб., 1912.
2. Барсуков Н. П. Жизнь и труды М.П. Погодина. В 22 кн. Кн. 12. СПб., 1898; Кн. 17. СПб., 1903.
3. Веселовский Б. Б. История земства за 40 лет. Т. I–III. М., 1909–1911.
4. Головнин А.В. Записки для немногих // Вопросы истории. 1997. № 3. С. 76–100.
5. Историческая записка о 50-летии 2-й Московской гимназии. 1836–1886. М., 1886.
6. «История России получила бы другой вид…». Записки и материалы А.В. Головнина. 1850–1880 гг. // Исторический архив. 2008. № 6.
7. Константинов Н. А, Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М., 1982.
8. Константинов Н. А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.
9. Кошман Л. В. Какое образование нужно народу? (Споры на страницах печати в конце 50-х гг. XIX в.) // Вестник Московского университета. Серия 8, «История». 2005. № 1.
10. Лебедев П. А. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. //Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987.
11. Медушевский А. Н. Формирование гражданского общества: Реформы и контрреформы в России // Реформы и реформаторы в истории России. Сб. ст. М., 1996.
12. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Изд. 4-е. Ч. II. СПб., 1905.
13. Миропольский С. И. Школа и государство. Обязательность обучения в России. СПб., 1910.
14. Никитенко А.В. Дневник. Т. 1. М., 1955.
15. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за 1862–1864 гг. СПб., 1865.
16. Отчет императорского Московского университета за 1899 г. М., 1900.
17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX в. М., 1976.
18. Проект Положения о начальных училищах. СПб., 1862.
19. Проект уставов низших и средних учебных заведений, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. 1860. № 3.
20. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902.
21. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. III. 1855–1864. СПб. 1865.
22. Стаферова Е. Л. А. В. Головнин и либеральные реформы в просвещении (первая половина 1860-х гг.). М., 2007;
23. Стаферова Е. Л. Либерализм как стиль: А. В. Головнин во главе министерства народного просвещения // П. А. Зайончковский. Сборник статей и воспоминаний. К столетию историка. М., 2008.
24. Фармаковский В. Начальная школа Министерства народного просвещения (по официальным источникам)// Русская школа. 1898. № 4.
25. Эймонтова Р. Г. Реформы и просвещение в России XIX века // Реформы и реформаторы в истории России. Сб. ст. М., 1996.
References
1. Aleshintsev I. A. Istoriya gimnazicheskogo obrazovaniya v Rossii. XIX vek. SPb., 1912.
2. Barsukov N. P. Zhizn' i trudy M.P. Pogodina. V 22 kn. Kn. 12. SPb., 1898; Kn. 17. SPb., 1903.
3. Veselovskii B. B. Istoriya zemstva za 40 let. T. I–III. M., 1909–1911.
4. Golovnin A.V. Zapiski dlya nemnogikh // Voprosy istorii. 1997. № 3. S. 76–100.
5. Istoricheskaya zapiska o 50-letii 2-i Moskovskoi gimnazii. 1836–1886. M., 1886.
6. «Istoriya Rossii poluchila by drugoi vid…». Zapiski i materialy A.V. Golovnina. 1850–1880 gg. // Istoricheskii arkhiv. 2008. № 6.
7. Konstantinov N. A, Medynskii E. N., Shabaeva M. F. Istoriya pedagogiki. M., 1982.
8. Konstantinov N. A., Struminskii V. Ya. Ocherki po istorii nachal'nogo obrazovaniya v Rossii. M., 1953.
9. Koshman L. V. Kakoe obrazovanie nuzhno narodu? (Spory na stranitsakh pechati v kontse 50-kh gg. XIX v.) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 8, «Istoriya». 2005. № 1.
10. Lebedev P. A. Shkola i pedagogicheskaya mysl' Rossii pervoi poloviny XIX v. //Antologiya pedagogicheskoi mysli Rossii pervoi poloviny XIX v. M., 1987.
11. Medushevskii A. N. Formirovanie grazhdanskogo obshchestva: Reformy i kontrreformy v Rossii // Reformy i reformatory v istorii Rossii. Sb. st. M., 1996.
12. Milyukov P. N. Ocherki po istorii russkoi kul'tury. Izd. 4-e. Ch. II. SPb., 1905.
13. Miropol'skii S. I. Shkola i gosudarstvo. Obyazatel'nost' obucheniya v Rossii. SPb., 1910.
14. Nikitenko A.V. Dnevnik. T. 1. M., 1955.
15. Obzor deyatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniya za 1862–1864 gg. SPb., 1865.
16. Otchet imperatorskogo Moskovskogo universiteta za 1899 g. M., 1900.
17. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoi mysli narodov SSSR vtoroi poloviny XIX v. M., 1976.
18. Proekt Polozheniya o nachal'nykh uchilishchakh. SPb., 1862.
19. Proekt ustavov nizshikh i srednikh uchebnykh zavedenii, sostoyashchikh v vedomstve Ministerstva narodnogo prosveshcheniya // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1860. № 3.
20. Rozhdestvenskii S. V. Istoricheskii obzor deyatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1802–1902. SPb., 1902.
21. Sbornik postanovlenii po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. T. III. 1855–1864. SPb. 1865.
22. Staferova E. L. A. V. Golovnin i liberal'nye reformy v prosveshchenii (pervaya polovina 1860-kh gg.). M., 2007;
23. Staferova E. L. Liberalizm kak stil': A. V. Golovnin vo glave ministerstva narodnogo prosveshcheniya // P. A. Zaionchkovskii. Sbornik statei i vospominanii. K stoletiyu istorika. M., 2008.
24. Farmakovskii V. Nachal'naya shkola Ministerstva narodnogo prosveshcheniya (po ofitsial'nym istochnikam)// Russkaya shkola. 1898. № 4.
25. Eimontova R. G. Reformy i prosveshchenie v Rossii XIX veka // Reformy i reformatory v istorii Rossii. Sb. st. M., 1996.
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|