Статья 'Конституция “развитого социализма” как инструмент политико-правового конструирования реальности' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:

Конституция “развитого социализма” как инструмент политико-правового конструирования реальности

Плетников Виктор Сергеевич

кандидат юридических наук

доцент, Уральский государственный юридический университет

620000, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, 6

Pletnikov Viktor Sergeevich

PhD in Law

Associate Professor, Department of Theory of State and Law, Ural State Law Academy

620000, Russia, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Krasnoflottsev str., 6, sq. 20

pvs80@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.10.36551

Дата направления статьи в редакцию:

30-09-2021


Дата публикации:

30-10-2021


Аннотация: В статье представлены рассуждения о качестве конституционно-правового регулирования и природе государства «развитого социализма», основанные на комплексном анализе текста Конституции СССР 1977 г. Предметом познания стали целевые ориентиры закрепленные в Основном законе страны и используемые для конструирования сущностных, институциональных, функционально-деятельностных, нормативно-регулятивных и результативных начал модели государства "развитого социализма". Организованный таким образом материал позволил в первую очередь классифицировать цели, представленные в Конституции СССР 1977 г., выявить полноту целеполагания законодателя в вопросах государственного строительства на новом этапе развития советского общества.   Используя модель государства в качестве инструмента познания государственно-правовой жизни, исходя из потребностей целеполагания для деятельности человека, сделаны выводы о том, что Конституция СССР 1977 г. не является качественным инструментом, обеспечивающим государственно-правовое развитие страны. Значительное число целей, заявленных в Основном законе страны 1977 г. дублируют аналогичные положения, закрепленные в Конституции СССР 1936 г., и не отражают потребностей государства "развитого социализма". В связи с перспективной целью, отраженной в преамбуле Основного закона 1977 г., она (Конституция) превратилась в инструмент политико-правового конструирования реальности.


Ключевые слова:

модель государства, государство развитого социализма, Конституция СССР, цель Советского государства, целеполагание, государственно-правовое строительство, общенародное государство, политико-правовое конструирование, развитое социалистическое общество, коммунизм

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00866 А: Советский конституционализм: доктринальное, юридическое и символическое измерения

Abstract: This article discusses the quality of constitutional-legal regulation and nature of the state of “developed socialism” based on comprehensive analysis of the text of the 1977 Constitution of the Soviet Union. The subject of this research is the target points enshrined in the Basic Law of the country and used for construction of the essential, institutional, functional-activity, normative-regulatory, and effective principles of the model of the state of "developed socialism". Such material allowed classifying the objectives specified in the 1977 Constitution of the Soviet Union, and determining the integrity of target-setting of the legislator in terms of state-building at the new stage of development of Soviet society. Using the model of the state as an instrument for cognizing state-legal life tailored to the needs of goal-setting of human activity, it is concluded that the 1977 Constitution of the Soviet Union is not qualitative instrument that ensures state-legal development of the country. A range of goals stated stipulated in the Basic Law of the country of 1977 duplicate similar provisions enshrined in the 1936 Constitution of the Soviet Union, and do not reflect the needs of the state of “developed socialism”. In view of the progressive goal reflected in the preamble of the 1977 Constitution, it has turned into the instrument of political-legal construction of reality.


Keywords:

model of the state, state of developed socialism, USSR Constitution, goal of the Soviet state, goal setting, state-legal construction, state of the whole people, political and legal construction, developed socialist society, communism

В современных условиях отечественные исследователи-юристы обращают внимание на проблемы «развитого социализма», его конституционное оформление, в основном в историко-правовых [1,2,3,4,5,6,7] исследованиях, раскрывая особенности формирования конституционных текстов, а также отдельные аспекты сущности конституции. Конечно, есть и исследования иного рода, например, имеющие сравнительный [8] характер, но фактически отсутствуют работы, в которых авторы обратили бы принципиальное внимание на вопросы целеполагания как основу конструирования будущей правовой жизни советского государства и отдельного гражданина. Необходимо, чтобы избежать ошибок в будущем, особенно в условиях смены парадигм, изменения природы общественных отношений, сформировать должное понимание природы цели в конституционно-правовом оформлении социально значимых явлений, процессов и состояний, чтобы в современных условиях не допустить тех проблем, с которыми российское государство уже сталкивалось в свой истории.

Советская государственно-правовая мысль, представители науки государственного права начиная с конца 70-х гг. ХХ в. массово обращают внимание на вопросы, связанные с построением «развитого социализма» Так, в процессе познания «развитого социализма» были подготовлены диссертационные исследования по проблемам: государственного строительства [9,10,11,12,13]; деятельности отдельных властвующих субъектов [14,15]. Теоретики государствоведения также уделили значительное внимание проблеме построения «развитого социализма». В своих работах они раскрыли проблемы культуры и законности [16,17,18,19]; вопросы правового строительства и роли человека [20,21,22,23] в условиях «развитого социализма».

Конституция СССР 1977 г. [24] одновременно как фиксирует факт построения в СССР «развитого социалистического общества», так и указывает на то обстоятельство, что оно есть «закономерный этап на пути к коммунизму». Фактически конституция выступает в качестве одного из основных инструментов, благодаря которому возможно достижение заявленной цели, построение коммунизма.

Анализ основных положений текста Конституции СССР 1977 г. с позиции закрепления элементов модели государства позволит определить ту базу, на основе которой советский народ приступает к построению коммунистического общества.

Итак, модель государства – это мысленно представляемый и/или материально реализованный образ системы, отражающий сущностную основу, организацию и/или процессы функционирования государства, связанный правом, построенный с учетом всей совокупности объективных условий и субъективных факторов, определяющих векторы его развития. Системно-структурная характеристика модели государства позволяет выделить четыре основных и два факультативных блока элементов, которые выступают качественной основой для конструирования любого государства: историко-методологический, сущностный, нормативный, институциональный, функциональный, результативный [25,26].

Работа с текстом конституционно-установленных положений, особенно в странах построенных и функционирующих на основе нормативистского правопонимания, на предмет отражения каждого из указанных элементов модели государства позволяет утверждать, что основной объем текста посвящен характеристикам:

- сущностных и функциональных начал, например, в гл. 2, 3, 4, 9, 10 Конституции СССР;

- институциональных начал, например, отраженных в гл. 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21.

В отношении остальных блоков модели государства «развитого социализма» необходимо отметить, что они представлены в незначительном количестве статей, расположенных по всем тексту закона, как правило, в начале главы. Историко-методологические начала модели государства представлены, например, в преамбуле, ст. 173, 174 Конституции СССР. Нормативно-регулятивные начала модели закреплены, например, в ст. 4, 6 Конституции СССР. Результативные начала содержатся, например, в ст. 1, 70 Конституции СССР.

Но проблема не в том, что в тексте Конституции СССР слабо представлены некоторые характеристики отдельных элементов модели государства «развитого социализма», а в том, что фактически отсутствуют целевые ориентиры, направления для дальнейшего развития, которые обеспечили бы динамичное развитие всей государственно-правовой системы данного общества и каждого отдельного элемента модели, в частности.

Как известно, цель позволяет лицу предвосхитить в процессе мышления результаты его деятельности, определить пути достижения результата с учетом использования тех либо иных (определенных) средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеческой деятельности [27]. Отсутствие цели в человеческой деятельности приводит к тому, что данная деятельность прекращается, поскольку у субъекта отсутствует необходимость преодоления несоответствия между наличной жизненной ситуацией и заявленной целью.

Анализ текста Конституции СССР показывает, что законодатель двенадцать раз использовал термин «цель» для формирования тех либо иных установлений, определяющих действия лица. Их распределение по группам позволяет вести речь о двух видах целей, представленных в законе.

Первая группа целей, наибольшая по количественным характеристикам, представлена в отдельных статьях Конституции СССР, отражает фактические устремления государства на данный период исторического развития, т.е. собственно цели социалистического общенародного государства в рамках, которых оно организовано.

Наиболее ярко, самобытно, в тексте Конституции СССР представлена цель, которая фактически олицетворяет результативные начала модели государства: «СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма» (ст. 70). Здесь воедино собраны определяющие начала как для сущностного «нации и народности», институционального «государственное единство советского народа», так и для функционально-деятельностного «совместное строительство коммунизма» блоков модели государства «развитого социализма».

Дальнейший анализ текста Конституции СССР 1977 г. заставляет задуматься: «А так ли все хорошо?».

В отношении функциональных начал модели государства «развитого социализма» в Конституции СССР 1977 г. находим лишь следующее упоминание о целях: народу (гражданам СССР) в соответствии с целями коммунистического строительства и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантируются свобода научного, технического и художественного творчества (ст. 47), а также свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50).

В отношении целей направленных на совершенствование институциональных начал модели государства «развитого социализма», Конституция СССР гласит, что в целях более полного удовлетворения потребностей советских людей происходит создание общественных фондов потребления (ст. 23), и в целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства – Вооруженных Сил СССР (ст. 31).

Более никаких положений, хотя бы декларировавших устремления (цели), «нового» государства в вопросах организации его субъектов и функционально-деятельностных начал в тексте закона нет. Хотя надо понимать, что отдельные достижения, в деле построения государства «развитого социализма», отражающие отличие институциональных и функционально-деятельностных характеристик государства по Конституции СССР 1977 г. (отличия от Конституции СССР 1936 г. [28]) представлены как данность.

Наибольший объем целей закреплен применительно к сущностным основам модели государства «развитого социализма». Так, например, сказано, что никто, включая государство, не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях (ст. 10). Также указывается, что высшей целью государства «развитого социализма» при организации общественного производства является наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей (ст.15), либо, что государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности (ст. 20). Но, даже при такой детальной регламентации целей, определяющих сущность государства «развитого социализма», видим, что в Конституции СССР 1977 г. имеет место дублирование целей представленных в Конституции СССР 1936 г. Так, например, «в целях защиты социалистических завоеваний … установлена всеобщая воинская обязанность» – сказано в ст. 31 Конституции СССР 1977 г., но аналогичная норма уже была закреплена ранее в ст. 132 Конституции СССР 1936 г. «Всеобщая воинская обязанность является законом». Либо другая цель, также отражающая ориентиры развития сущностных начал модели государства, «в соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов» (ст.51), но разве не об этом же идет речь в ст. 126 Конституции СССР 1936 г.?

Возникает закономерный вопрос: «А это цели государства «развитого социализма»?». Они реально способны обеспечить политико-правовое конструирование реальности, правовой жизни?

При этом, необходимо указать еще и на полное отсутствие целевых ориентиров для развития нормативно-регулятивных начал модели государства «развитого социализма», ни в одной статье не сказано о том, что должны в будущем представлять собой советские законы.

Для «правильного» ответа на данные вопросы следует уделить внимание второй, перспективной или, как писал Г. Еллинек объективно партикулярной [29], цели государства, которая фактически объединяет целевые ориентиры всего закона. Она представлена в тексте преамбулы Конституции СССР 1977 г.: «Высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление». Именно эта историческая миссия Советского государства, обусловленная всем ходом его исторического развития, «пагубно» повлияла на определение целевых ориентиров государства «развитого социализма». Фактически запрограммированный отказ от одного из основных социальных институтов – государства, послужил основанием для будущего отказа от качественного регулирования государственно-правовой жизни. Конституционному правовому воздействию в первую очередь подвергалось не государство, а политическая система данного общества. О чем, в том числе, свидетельствует структурная организация материала в Основном законе, который начинается с характеристики общественного строя и политики СССР, а первые положения, регламентирующие собственно государство появляются лишь в восьмой главе закона.

Таким образом, в результате анализа Основного закона советского государства 1977 г. на предмет целеполагания можно сделать вывод о том, что Конституция СССР 1977 г., вместо того чтобы являться основным инструментом для конструирования государственно-правовой жизни общества, превратилась в инструмент политико-правового конструирования реальности, т.е. она выполняла в большинстве своем политическую программную роль, и лишь во вторую очередь выступала в качестве нормативного правового регулятора деятельности государства. Формулировка цели в Основном законе (Конституции) страны должна способствовать созданию нормативных условий не только для существования (функционирования) современного государства, но и его динамичного развития в качестве самостоятельного социального института, поскольку более не один нормативный источник не формирует (в российских условиях) должного представления о государстве. Отказ от целеполагания в основном законе может привести к деградации основных государственных институтов, утрате самобытной государственности, что наглядно демонстрирует ситуация с «гибелью» общенародного государства.

Библиография
1. Кравец И.А. Сущность конституций и конституционный процесс (динамика социально-политического содержания российских конституций) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 2 (241). С. 43-57.
2. Чиркин В.Е. Россия, конституция, достойная жизнь: анализ взаимосвязей // Государство и право. 2006. № 5. С. 5-13.
3. Туманов Д.Ю. Система прав и свобод граждан по Конституции СССР 1977 г // Закон и право. 2012. № 1. С. 8-10
4. Медушевский А.Н. Конституция "развитого социализма": откуда взялся принцип руководящей роли партии? //Общественные науки и современность. 2014. № 3. С. 84-97.
5. Лаптева Л.Е. Трактовка прав граждан в советских конституциях // в сборнике: Пути России. Альтернативы общественного развития. 2.0. Сборник статей. под общ. ред. М.Г. Пугачевой и А.Ф. Филиппова. 2015. С. 123-137.
6. Плетников В.С. Проект конституции периода "оттепели": участие общественности в обсуждении // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 3 (17). С. 110-118.
7. Стрекалов И.Н., Фокин А.А. "Каждая строчка проекта новой конституции проникнута заботой о советском человеке": представления о справедливости и морали в обсуждении проекта Конституции 1977 г. // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 164-172.
8. Неживых А.А. Сравнительный анализ конституций российской федерации и конституций советского периода в части прав и обязанностей граждан // Юридическая мысль. 2009. № 5 (55). С. 16-21.
9. Прохоров В.Т. Советы народных депутатов и обеспечение социалистической законности в условиях развитого социализма : дисс. ... д.ю.н.: 12.00.02. - Свердловск, 1978. - 455 с.
10. Зайцева Е.В. Единство интернационального и национального в организации и деятельности Советов в условиях развитого социализма : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.02. - Алма-Ата, 1979. - 244 с.
11. Кабышев В.Т. Конституционные проблемы народовластия развитого социализма : дисс. ... д.ю.н.: 12.00.02. - Саратов, 1980. - 348 с.
12. Нагаев А.Н. Конституционные принципы взаимоотношений социалистического государства и личности в условиях развитого социализма : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.02. - Москва, 1983. - 217 с.
13. Яхьяева Г.Х. Государственно-правовые основы и формы взаимоотношений союзных республик в сфере развития экономики и культуры в период развитого социализма : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.02. - Ташкент, 1983. - 179 с.
14. Матвеенков А.С. Конституционные принципы выборов в Советы народных депутатов и их реализация в условиях развитого социализма : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.02. - Алма-Ата, 1979. - 236 с.
15. Полищук А.Д. Административно-правовой аспект управляемого взаимодействия милиции с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка в период развитого социализма : на материалах УССР : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.02. - Киев, 1979. - 175 с.
16. Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления на этапе развитого социализма : дисс. ... д.ю.н.: 12.00.01. - Москва, 1977. - 409 с.
17. Степанов В.М. Законность в условиях развитого социализма : некоторые теоретические вопросы : дисс. ... к.ю.н: 12.00.01. - Ленинград, 1978. - 165 с.
18. Рабинович П.М. Упрочение законности - закономерность развитого социализма : дисс. ... д.ю.н.: 12.00.01. - Москва, 1979. - 375 с.
19. Костенко В.И. Политическая культура развитого социализма : государственно-правовые аспекты : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.01. - Свердловск, 1983. - 209 с.
20. Казимирчук В.П. Социальное действие права в условиях развитого социализма : дисс. ... д.ю.н.: 12.00.01. - Москва, 1977. - 403 с.
21. Кецба В.В. Национальное равенство в условиях развитого социализма : юридические аспекты : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.01. - Москва, 1980. - 169 с.
22. Матюхин А.А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.01. - Москва, 1983. - 212 с.
23. Чинчиков А.А. Право и интересы личности в условиях развитого социализма : дисс. ... к.ю.н.: 12.00.01. - Москва, 1985. - 173 с.
24. Конституция СССР 1977 г. // Сборник документов по истории отечественного государства и права. Для студентов дневного и заочного отделения / сост. Баженова Т.М. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1997. – 300 с.
25. Плетников В.С. Понятие и виды моделей в современной отечественной юриспруденции: теоретико-правовое исследование // Научный ежегодник института философии и права УрО РАН. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 121-135.
26. Плетников В.С. Модель государства: понятие и признаки // Личность, право, государство. 2019. № 2. С. 86-105.
27. Философский энциклопедический словарь /редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильчев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 815 с. – С. 731.
28. Конституция СССР 1936 г. // Сборник документов по истории отечественного государства и права. Для студентов дневного и заочного отделения / сост. Баженова Т.М. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 1997. – 300 с.
29. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступительная статья докт. юрид. наук, проф. И.Ю. Козлихина. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 752 с. – С. 238.
References
1. Kravets I.A. Sushchnost' konstitutsii i konstitutsionnyi protsess (dinamika sotsial'no-politicheskogo soderzhaniya rossiiskikh konstitutsii) // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie. 2002. № 2 (241). S. 43-57.
2. Chirkin V.E. Rossiya, konstitutsiya, dostoinaya zhizn': analiz vzaimosvyazei // Gosudarstvo i pravo. 2006. № 5. S. 5-13.
3. Tumanov D.Yu. Sistema prav i svobod grazhdan po Konstitutsii SSSR 1977 g // Zakon i pravo. 2012. № 1. S. 8-10
4. Medushevskii A.N. Konstitutsiya "razvitogo sotsializma": otkuda vzyalsya printsip rukovodyashchei roli partii? //Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2014. № 3. S. 84-97.
5. Lapteva L.E. Traktovka prav grazhdan v sovetskikh konstitutsiyakh // v sbornike: Puti Rossii. Al'ternativy obshchestvennogo razvitiya. 2.0. Sbornik statei. pod obshch. red. M.G. Pugachevoi i A.F. Filippova. 2015. S. 123-137.
6. Pletnikov V.S. Proekt konstitutsii perioda "ottepeli": uchastie obshchestvennosti v obsuzhdenii // Sotsial'no-ekonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2020. № 3 (17). S. 110-118.
7. Strekalov I.N., Fokin A.A. "Kazhdaya strochka proekta novoi konstitutsii proniknuta zabotoi o sovetskom cheloveke": predstavleniya o spravedlivosti i morali v obsuzhdenii proekta Konstitutsii 1977 g. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 460. S. 164-172.
8. Nezhivykh A.A. Sravnitel'nyi analiz konstitutsii rossiiskoi federatsii i konstitutsii sovetskogo perioda v chasti prav i obyazannostei grazhdan // Yuridicheskaya mysl'. 2009. № 5 (55). S. 16-21.
9. Prokhorov V.T. Sovety narodnykh deputatov i obespechenie sotsialisticheskoi zakonnosti v usloviyakh razvitogo sotsializma : diss. ... d.yu.n.: 12.00.02. - Sverdlovsk, 1978. - 455 s.
10. Zaitseva E.V. Edinstvo internatsional'nogo i natsional'nogo v organizatsii i deyatel'nosti Sovetov v usloviyakh razvitogo sotsializma : diss. ... k.yu.n.: 12.00.02. - Alma-Ata, 1979. - 244 s.
11. Kabyshev V.T. Konstitutsionnye problemy narodovlastiya razvitogo sotsializma : diss. ... d.yu.n.: 12.00.02. - Saratov, 1980. - 348 s.
12. Nagaev A.N. Konstitutsionnye printsipy vzaimootnoshenii sotsialisticheskogo gosudarstva i lichnosti v usloviyakh razvitogo sotsializma : diss. ... k.yu.n.: 12.00.02. - Moskva, 1983. - 217 s.
13. Yakh'yaeva G.Kh. Gosudarstvenno-pravovye osnovy i formy vzaimootnoshenii soyuznykh respublik v sfere razvitiya ekonomiki i kul'tury v period razvitogo sotsializma : diss. ... k.yu.n.: 12.00.02. - Tashkent, 1983. - 179 s.
14. Matveenkov A.S. Konstitutsionnye printsipy vyborov v Sovety narodnykh deputatov i ikh realizatsiya v usloviyakh razvitogo sotsializma : diss. ... k.yu.n.: 12.00.02. - Alma-Ata, 1979. - 236 s.
15. Polishchuk A.D. Administrativno-pravovoi aspekt upravlyaemogo vzaimodeistviya militsii s dobrovol'nymi narodnymi druzhinami po okhrane obshchestvennogo poryadka v period razvitogo sotsializma : na materialakh USSR : diss. ... k.yu.n.: 12.00.02. - Kiev, 1979. - 175 s.
16. Atamanchuk G.V. Sushchnost' sovetskogo gosudarstvennogo upravleniya na etape razvitogo sotsializma : diss. ... d.yu.n.: 12.00.01. - Moskva, 1977. - 409 s.
17. Stepanov V.M. Zakonnost' v usloviyakh razvitogo sotsializma : nekotorye teoreticheskie voprosy : diss. ... k.yu.n: 12.00.01. - Leningrad, 1978. - 165 s.
18. Rabinovich P.M. Uprochenie zakonnosti - zakonomernost' razvitogo sotsializma : diss. ... d.yu.n.: 12.00.01. - Moskva, 1979. - 375 s.
19. Kostenko V.I. Politicheskaya kul'tura razvitogo sotsializma : gosudarstvenno-pravovye aspekty : diss. ... k.yu.n.: 12.00.01. - Sverdlovsk, 1983. - 209 s.
20. Kazimirchuk V.P. Sotsial'noe deistvie prava v usloviyakh razvitogo sotsializma : diss. ... d.yu.n.: 12.00.01. - Moskva, 1977. - 403 s.
21. Ketsba V.V. Natsional'noe ravenstvo v usloviyakh razvitogo sotsializma : yuridicheskie aspekty : diss. ... k.yu.n.: 12.00.01. - Moskva, 1980. - 169 s.
22. Matyukhin A.A. Normativnye usloviya osushchestvleniya prava razvitogo sotsializma : diss. ... k.yu.n.: 12.00.01. - Moskva, 1983. - 212 s.
23. Chinchikov A.A. Pravo i interesy lichnosti v usloviyakh razvitogo sotsializma : diss. ... k.yu.n.: 12.00.01. - Moskva, 1985. - 173 s.
24. Konstitutsiya SSSR 1977 g. // Sbornik dokumentov po istorii otechestvennogo gosudarstva i prava. Dlya studentov dnevnogo i zaochnogo otdeleniya / sost. Bazhenova T.M. – Ekaterinburg: Izd-vo Gumanitarnogo universiteta, 1997. – 300 s.
25. Pletnikov V.S. Ponyatie i vidy modelei v sovremennoi otechestvennoi yurisprudentsii: teoretiko-pravovoe issledovanie // Nauchnyi ezhegodnik instituta filosofii i prava UrO RAN. 2016. T. 16. Vyp. 2. S. 121-135.
26. Pletnikov V.S. Model' gosudarstva: ponyatie i priznaki // Lichnost', pravo, gosudarstvo. 2019. № 2. S. 86-105.
27. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' /redkol.: S.S. Averintsev, E.A. Arab-Ogly, L.F. Il'chev i dr. – 2-e izd. – M.: Sov. Entsiklopediya, 1989. – 815 s. – S. 731.
28. Konstitutsiya SSSR 1936 g. // Sbornik dokumentov po istorii otechestvennogo gosudarstva i prava. Dlya studentov dnevnogo i zaochnogo otdeleniya / sost. Bazhenova T.M. – Ekaterinburg: Izd-vo Gumanitarnogo universiteta, 1997. – 300 s.
29. Ellinek G. Obshchee uchenie o gosudarstve / Vstupitel'naya stat'ya dokt. yurid. nauk, prof. I.Yu. Kozlikhina. – SPb.: Izdatel'stvo «Yuridicheskii tsentr Press», 2004. – 752 s. – S. 238.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

на статью
Конституция “развитого социализма” как инструмент политико-правового конструирования реальности

Название отчасти соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет относительный научный интерес. Автор не разъяснил выбор темы исследования и не обосновал её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор избирательно опирался на источники и актуальные научные труды по теме исследования. В статье наблюдается острый дефицит ссылок на источники и научную литературу.
На взгляд рецензента, автор стремился грамотно использовать источники, выдержать научный стиль изложения, грамотно использовать методы научного познания, соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
Вместо вступления автор заявил, что Конституция СССР рассматривалась «в качестве одного из основных инструментов, благодаря которому» представлялось возможным «построение коммунизма» и т.д. Автор разъяснил читателю содержание термина «модель государства» и назвал «четыре основных и два факультативных блока элементов в рамках которых происходит построение любого государства», заключив, что «основной объем текста» Конституции «посвящен характеристикам сущностных и функциональных» и «институциональных начал».
В основной части статьи автор указал на то, что «в тексте Конституции СССР… фактически отсутствуют целевые ориентиры… в рамках которых должно происходить динамичное развитие всей государственно-правовой системы данного общества». Автор сообщил, что «анализ текста Конституции СССР» «позволяет вести речь о двух видах целей» и охарактеризовал их «первую группу», отражающую «фактические устремления государства на данный период исторического развития»: «цель, которая фактически олицетворяет результативные начала модели государства» т.д., цель, связанную с «функциональными началами модели государства», наконец, цели, направленные «на совершенствование институциональных начал модели государства «развитого социализма». Дополнительно автор разъяснил свою мысль о том, что «наибольший объем целей закреплен применительно к сущностным основам модели государства «развитого социализма».
Наконец, автор сформулировал вопрос о том, способны ли названные «цели государства «развитого социализма» «обеспечить политико-правовое конструирование реальности», указав в качестве ответа на цель второго вида: «перспективную», направленную на «построение бесклассового коммунистического общества».
В завершение основной части статьи автор заявил, что «фактически запрограммированный отказ от одного из основных социальных институтов – государства, послужил основанием для отказа от качественного регулирования государственно-правовой жизни».
В статье встречаются незначительные описки, как-то: «элементов в рамках которых», «развития в рамках которых», «послужил основание» т.д., неудачные выражения, как-то: «в рамках которой советский народ приступает к построению коммунистического общества» т.п.
Выводы, позволяющие оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования, в статье отсутствуют.
Автор резюмировал, что «Конституция СССР 1977 г., вместо того чтобы являться основным инструментом для конструирования государственно-правовой жизни общества, превратилась в инструмент политико-правового конструирования реальности».
Заключительные абзацы статьи не проясняют цель исследования.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования автором не достигнута.
Публикация в данном виде не может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует существенной доработки, прежде всего, в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Статья посвящена Конституции СССР 1977 г. как инструменту политико-правового конструирования реальности. В этом плане (из названия) необходимо отметить, что не вполне понятно о конструировании какой реальности идет речь? Нужно уточнение.
В статье использованы формально-юридический, сравнительно-правовой подходы, а также методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, герменевтический, прогностический методы.
Актуальность тематики усматривается в контексте необходимости углубленного анализа влияния актов конституционного значения (в том числе, Конституции СССР 1977 г.) на регулируемый круг общественных отношений. В равной мере интересны тезисы о применении результативности применения прогностического метода в отношении актов конституционного значения, зафиксированных отклонениях от предвидимых траекторий.
Новизна статьи прослеживается в ракурсе собственных авторских суждений, приведенных им оценок. Вместе с тем тематика исследования вполне исследована, поэтому сказать, что автор внес какие-то существенные дополнения в массив актуальных научных наработок – нельзя.
Структура статьи в целом соответствует требованиям системности, логичности изложения.
Стиль статьи соответствует требованиям, которые предъявляются к публикациям юридического профиля. Неконвенциональных выражений не выявлено.
В содержательном плане статья представляется в целом поверхностно проработанной.
Размытым представляется определение автором модели государства «– это мысленно представляемый и/или материально реализованный образ системы, отражающий сущностную основу, организацию и/или процессы функционирования государства, связанный правом, построенный с учетом всей совокупности объективных условий и субъективных факторов, определяющих векторы его развития».
Не следует противопоставлять политико-правовой и государственно-правовой аспекты реальности ввиду того, что данные феномены неизбежно пересекаются. Особое внимание в данном аспекте нужно уделить тому, что в обоих случаях упоминается о правовой составляющей в структуре указанных дефиниций. Это означает, что правовая составляющая имплементирована в государство и политику. В этой связи, антиномия в принципе неуместна ввиду внутренней противоречивости.
Библиографии достаточно.
Апелляционный блок не выявлен.
Выводы: непонятно, что хотел сказать автор нового своей статьей. Содержание работы отражает общеизвестные положения, хорошо изученные специалистами в области конституционного права, прежде всего, в области истории конституционного права. Неплохо было бы в финальной части работы указать на связки с действующей Конституцией, обозначить вероятностные сценарии (прогностический метод задействовать) развития (трансформации) актуальной реальности, оттенить связки действующей Конституции РФ и Конституции СССР 1977 г. В этом ракурсе более убедительными (в силу опредмеченности) были бы рассуждения автора о том, что «формулировка цели в Основном законе (Конституции) страны должна способствовать созданию нормативных условий не только для существования (функционирования) современного государства, но и его динамичного развития в качестве самостоятельного социального института, поскольку более не один нормативный источник не формирует (в российских условиях) должного представления о государстве. Отказ от целеполагания в основном законе может привести к деградации основных государственных институтов, утрате самобытной государственности, что наглядно демонстрирует ситуация с «гибелью» общенародного государства.
Работа поверхностна, но вполне допускаю, что на начальном этапе изучения истории конституционного права может быть полезна для изучения. С учетом изложенного, полагаю возможным рекомендовать указанную работу к публикации. Вместе с тем, считаю целесообразным учесть сделанные замечания.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.