Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue 10/2021
Contents of Issue 10/2021
Regions of the world in the global historical process
Stepanov I.N. - American opium smuggling trade and John Jacob Astor pp. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36620

Abstract: The subject of this research is the activity of John Jacob Astor and his role in the American opium smuggling trade. Description is given to the differences between the American and British opium models in China. An attempt is made to determine the peculiarities of Astor's activity in the opium business. The article employs the following sources: works of the German historian Alexander Emmerich from the University of Augsburg dedicated to the American Germans and their fate in the United States; work of the American historian John (Jake) Chen on the history of Chinese diaspora in the United States; work of Jeff Goldberg who specialized in the history of psychotropic substances; article by the member of the Massachusetts School of History  Fredrik Delano Grant, Jr. on the Roosevelt’ opium track’ text of the debate in the British Parliament of April 9, 1840. The novelty of this research lies in familiarization of the Russian-speaking audience with the problems of opium smuggling trade through the research works that have not been previously translated into the Russian language. The conducted analysis of the parliamentary debates in Great Britain determines the commonality of interests of the British and American opium traders with regards to China. The study confirmed the enormous fortune of John Jacob Astor in the American opium smuggling trade, although this type of commercial activity was not primary in his business. The article also describes his continued commercial activity (including opium) in the United States after leaving the Chinese market.
Mikhailov A.A., Fisheva A.A. - Aviation in the development and defense of the Arctic during the 1920s: military plans, science, propaganda, and fiction pp. 7-18

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36673

Abstract: This article examines the competition for the Arctic territories between the polar regions that unfolded in the 1920s, which required active development of these lands involving airplanes and airships. At that point, of primary import was the layout of trans-Arctic airways and deployment of flight support facilities in the Arctic territories, with the accompanying use of aviation for ice reconnaissance and rescue expeditions. Special attention is given to the study of the Soviet and international experience in elaboration and implementation of programs on the military and economic development of northern territories. The topic of consistent development of the Arctic involving aviation and aerostatics is reflected not only in scientific and economic programs, but also in state propaganda, publicistic writing and literary works. The novelty of this research consists in the comprehensive approach towards the problems of involving aviation in the Soviet Union during the 1920s for the development of the Arctic, and simultaneously, building the military capacity of the state, and collective perception of the ideas of the development of Arctic territories and aviation. The conclusion is made that the processes of development of polar aviation and division of Arctic territories were the so-called catalyst for each other, which by the early 1930s allowed the Soviet Union to consolidate its position of in the Arctic. The authors’ special contribution lies in examination of various genres of the press as a particular group of sources that had an ideological influence upon public consciousness.
History of law and state
Pletnikov V.S. - The Constitution of developed Socialism as an instrument of political-legal construction of reality pp. 19-27

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36551

Abstract: This article discusses the quality of constitutional-legal regulation and nature of the state of “developed socialism” based on comprehensive analysis of the text of the 1977 Constitution of the Soviet Union. The subject of this research is the target points enshrined in the Basic Law of the country and used for construction of the essential, institutional, functional-activity, normative-regulatory, and effective principles of the model of the state of "developed socialism". Such material allowed classifying the objectives specified in the 1977 Constitution of the Soviet Union, and determining the integrity of target-setting of the legislator in terms of state-building at the new stage of development of Soviet society. Using the model of the state as an instrument for cognizing state-legal life tailored to the needs of goal-setting of human activity, it is concluded that the 1977 Constitution of the Soviet Union is not qualitative instrument that ensures state-legal development of the country. A range of goals stated stipulated in the Basic Law of the country of 1977 duplicate similar provisions enshrined in the 1936 Constitution of the Soviet Union, and do not reflect the needs of the state of “developed socialism”. In view of the progressive goal reflected in the preamble of the 1977 Constitution, it has turned into the instrument of political-legal construction of reality.
History of political and legal doctrines
Kodan S.V. - Source studies within the structure of the history of political and legal doctrines: subject, goal, functions, and role pp. 28-43

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36375

Abstract: The subject of this research is determination of the place and role of source studies within the structure of the history of political and legal doctrines. The questions of source studies in the indicated legal science have not been previously studied, at best designated as such in works of the thinkers. Further research of the political-legal thought requires elaboration of the theoretical problems of source studies of the history of political and legal doctrines, first and foremost, determination of the initial parameters of the section of source studies of this legal science. The modern development of the theory of source studies in social sciences and humanities creates the prerequisite for its highlight and description. It is also necessary to consider the experience of studying the sources in the history of sociopolitical thought and the history of philosophy, in which the section of source studies of the specified sciences develop dynamically. This article is first within the works on history of political and legal doctrines explores the characteristics of the section of source studies of this science, i.e. its subject, goal, and functions. Emphasis is also placed on the importance of studying sources as the foundation for acquiring new knowledge on the history of political-legal thought, the need to work with the sources and lean on the achievements of other sciences of social-humanistic orientation.
History and Politics
Rabush T.V. - On the formation of the state borders of Afghanistan in the late XVIII XIX centuries pp. 44-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36613

Abstract: The subject of this research is the formation of state borders of Afghanistan throughout the period from the mid XVIII century to the late XIX century. A brief overview is given to this process during the existence of the Durrani Empire, while the main part of research is covers the events of the XIX century, since the reign of the Barakzai Dynasty. The article leans on the works of the experts in history of Afghanistan of the corresponding period, history foreign policy of Afghanistan and its individual aspects, as well as related documents. This topic has not previously become the subject of separate research, which defines the novelty of this publication. The main results are as follows: the author divides the history of formation of the borders of Afghanistan into two stages – since 1747 to the mid XIX century, characterizes by the dynamic policy of Afghan rulers aimed at the expansion of their territories, including through military conquests; the second half of the XIX century, which determines the new borders of Afghanistan primarily by the external political actors and their activity. It is worth noting that the period from the late XVIII century and the entire XIX century marks the formation of state border of Afghanistan that remain to this day.
Historical sources and artifacts
Akimova T.M. - Soviets of Workers', Peasants', and Soldiers' Deputies in memorandum of E. G. Gerasimov (Gerasin) of June 14, 1918 pp. 53-59

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36585

Abstract: This article discusses the a memorandum of the member of the Control and Audit Committee under the People's Commissariat of Internal Affairs – Efim Grigorievich Gerasimov (Gerasin). Having supported the socialist movement and subsequently the February and October Revolutions of 1917 since his youth years, the author of the document has analyzed the system of Soviets of Workers', Soldiers 'and Peasants' Deputies that established on the local level in late 1917 – early 1918 and gradually replaced the county self-government. The value of the source lies in the fact that the author of self-censorship revealed the flaws of the new local government, having expressed the concern that they may lead to a civil war in the country. E. G. Gerasimov (Gerasin) dedicated particular attention to the problem of dialogue between the Soviet deputies and central government, and proposed to institute the post of special emergency mediators for controlling the execution of all provisions and “encourage” the representatives of the Soviets. The conclusion is made that the elimination of the existing flaws required the so-called “democratic centralism” in Russia, which suggested the combination of electivity of local administration along with the governing and supervisory power of the central administration. In this regard, the content of the document allows taking a look at the Soviets of Workers', Peasants', and Soldiers’ Deputies through the prism of a person who worked in that system, without idealization or “touchup”.
Social history
Sevostyanova E., Ul'yanova O. - Do not deem the measures taken as violence...: public charity and governance in Transbaikal during the political regime of the ataman G. Semenov pp. 60-89

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.34223

Abstract: The object of this research is the regional charity and its transformation after February 1917, while the subject is the public charity in Transbaikal during the Civil War and political regime of the ataman G. Semenov. The research relies on the archival sources and periodical press materials. Using the systematic methodological principle, the topic is viewed in strong correlation with the events that unfolded in the society, taking into account structural, genetic, and functional relationships. The article is divided into parts, each of which reflects one of the facets of the articulated problem: disastrous fall in living standards of the population, household difficulties and psychological state peculiarities; crisis of the system of state care and collapse of the imperial system of organized public charity; public initiatives in the sphere of charity (forms, main recipients); “techniques” for encouraging charity used by the administration of the ataman G. Semenov. The conclusion is made that charitable activity overall during the political regime of the ataman G. Semenov retained. This was important, particularly in the conditions of declining living standards and growing number of destitute people, given that the circle of those eligible for receiving welfare has reduced, including for ideological reasons. The main recipients of public charity remained the orphans. Charity events for the own benefit, conducted by the educational institutions and ethnic diasporas, became a noticeable trend. The charity evenings for supporting the military, which in the early going appeared to be unregulated by Semenov’s administration, were prohibited. The authorities, interested in retaining public charity, often resorted to coercive measures fort its stimulation, including threats to habitual activity of the residents. The population was actively forced to donate for the army. The article reveals the methods of psychological pressure and coercion applied to population for participating in charity activities.
Vorobeva S. - Wiedergeburt Society of Russian Germans in the Republic of Khakassia in the 1990s2010s pp. 90-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36511

Abstract: This article examines the “Wiedergeburt” Society of Russian Germans in the Republic of Khakassia over the period from 1990s to 2010s relying on the archival sources. The object of this research is the “Wiedergeburt” Society of Russian Germans in the 1990s–2010s. The subject is the “Rebirth” Society of Russian Germans in the Republic of Khakassia. The goal of the publication consists in analysis of the history of establishment and development of “Wiedergeburt” Society in the Republic of Khakassia. The author aims to trace the history of creation of “Wiedergeburt” Society in the Russian Federation, namely in the Republic of Khakassia; as well as analyze the role of “Rebirth” Society in Germany-Russia relations. The article employs historical-comparative, chronological, and retrospective methods. The scientific novelty lies in the comparative analysis of the processes of creation and development of “Wiedergeburt” Society on the national level and on the level of the Republic of Khakassia; summary and systematization of  the related material using the historical-comparative and system-functional method for examination of the tasks faced by “Rebirth” Society in the Republic of Khakassia; examination of the regional branch of “Wiedergeburt” Society in Abakan within the system of nonprofit organization of Russian Germans; use of archival sources. The conclusion is made that “Wiedergeburt” Society in the Republic of Khakassia is part of the system of nonprofit organization of Russian Germans, and the regional branch of “Rebirth” Society in Abakan slightly differed from the central All-Union Society of Russian Germans “Wiedergeburt”. In pursuit of its goals, the organization was focused on the cultural-educational activity, preservation of culture and traditions, and development of the German language.
Historical memory
Bozhok N.S. - Commemorations of cultural-historical reconstruction in the context of network society pp. 100-117

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36390

Abstract: The relevance of this article is substantiated by the need for scientific comprehension of the versatile experience of commemorative activity of the communities united within the framework of the All-Russian Public Movement “Clubs of Historical Reconstruction of Russia”. The object of this research is the collective commemorations that accumulate various forms of culture-making memorial initiatives of the indicated movement. The subject is the transformation processes of commemorative practices of the reenactment movement in the context of network society. The goal is to determine the key vectors of transformation of commemorations of the cultural-historical reconstruction, which reflects fundamental changes in the modern memorial space in the context of network society. The author advances the opinion that major changes in the commemorative practices of reenactors are substantiated by the transition towards the project-network form of interaction with a wide circle of social actors, the cooperation with which is based on the mutually beneficial exchange of deficit resources. The novelty of this work lies in explication and empirical testing of the concept of “memorial management” ( terminology of Aleida Assmann) for articulation of the specificity of the current stage of transformation of commemorations of cultural-historical reconstructions in the context of project-network society. The new material on the public memorial initiatives in the network projects of reenactors is introduces into the scientific discourse, which allows concluding that the transformation of commemorations of cultural-historical reconstruction is a complex multi-vector process that reveals a range of multidirectional trends characteristic to the Russian memorial space. The fundamental changes in commemorative practices of reconstruction manifest in the expansion of their scientific, educational, and inclusive components.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 10, 2021
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 30-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2021
Регионы мира в мировом историческом процессе
Степанов И.Н. - Американская опиумная торговля и Джон Джейкоб Астор c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36620

Аннотация: Предметом исследования является деятельность Джона Джейкоба Астора и его роль в американской опиумной торговле. Предлагается описание отличий американской и британской опиумных моделей в Китае. В исследовании предпринимается попытка определить особенности работы Астора в опиумном бизнесе.При написании статьи были использованы следующие источники: труды немецкого историка Александра Эммериха из Аугсбургского Университета, который посвятил свои исследования американским немцам и их судьбе в США, американского историка Джона (Джейка) Чена, посвятившего свою исследовательскую деятельность истории китайской диаспоры в США, работа Джефа Голдберга, который специализировался на истории психотропных веществ, статья Фредрика Делано Гранта-младшего, члена Массачусетской исторической школы, об опиумном следе Рузвельтов, текст дебатов в парламенте Великобритании 9 апреля 1840 года. Новизна статьи заключается в ознакомлении русскоязычных читателей с проблематикой опиумной торговли через исследовательские труды, которые не были переведены на русский язык. Подтверждается общность интересов как британских, так и американских опиумных торговцев в отношении Китая посредством анализа парламентских дебатов в Великобритании.В ходе исследования была подтверждена роль Астора в американской опиумной торговле при формировании его баснословного состояния, хотя указанный вид коммерческой деятельности не был основным в его бизнесе. Также описывается продолжение его коммерческой деятельности (в том числе с опиумом) в США после ухода с китайского рынка.
Михайлов А.А., Фишева А.А. - Авиация в освоении и обороне Арктики в 1920-е годы: военные планы, наука, пропаганда, фантастика c. 7-18

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36673

Аннотация: В статье авторы подробно рассматривают развернувшееся между полярными странами в 1920-е гг. соперничество за территории Арктики, которое потребовало активного освоения этих земель, проводившегося с помощью самолетов и дирижаблей. В то время важнейшим направлением считались прокладка трансарктических воздушных трасс и размещение на арктических территориях объектов обеспечения полетов, с сопутствующим использованием авиации для ледовой разведки и спасательных экспедиции. Особое внимание авторы уделяют изучению советского и международного опыта разработки и реализации программ по военно-экономическому освоению северных территорий. Тема планомерного освоения Арктики с помощью авиации и воздухоплавания нашла свое отражение не только в научных и экономических программах, но и в государственной пропаганде, публицистике и художественных произведениях, что наглядно продемонстрировано в настоящей статье. Новизна исследования определена комплексным подходом к проблемам применения авиации в СССР в 1920-е годы для изучения Арктики и, одновременно, для наращивания военного потенциала государства, а также к отражению идей освоения арктических территорий и развития авиации в общественном сознании. Основной вывод исследования заключается в том, что процессы развития полярной авиации и раздела арктических территорий служили друг для друга своего рода катализатором, что позволило СССР к началу 1930-х годов прочно закрепить позиции своих арктических границ. Основной вклад авторов состоит в изучении разнообразия жанров прессы как особой группы источников, с помощью которой оказывалось идеологическое воздействие на общественное сознание.
История права и государства
Плетников В.С. - Конституция “развитого социализма” как инструмент политико-правового конструирования реальности c. 19-27

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36551

Аннотация: В статье представлены рассуждения о качестве конституционно-правового регулирования и природе государства «развитого социализма», основанные на комплексном анализе текста Конституции СССР 1977 г. Предметом познания стали целевые ориентиры закрепленные в Основном законе страны и используемые для конструирования сущностных, институциональных, функционально-деятельностных, нормативно-регулятивных и результативных начал модели государства "развитого социализма".Организованный таким образом материал позволил в первую очередь классифицировать цели, представленные в Конституции СССР 1977 г., выявить полноту целеполагания законодателя в вопросах государственного строительства на новом этапе развития советского общества.   Используя модель государства в качестве инструмента познания государственно-правовой жизни, исходя из потребностей целеполагания для деятельности человека, сделаны выводы о том, что Конституция СССР 1977 г. не является качественным инструментом, обеспечивающим государственно-правовое развитие страны. Значительное число целей, заявленных в Основном законе страны 1977 г. дублируют аналогичные положения, закрепленные в Конституции СССР 1936 г., и не отражают потребностей государства "развитого социализма". В связи с перспективной целью, отраженной в преамбуле Основного закона 1977 г., она (Конституция) превратилась в инструмент политико-правового конструирования реальности.
История политических и правовых учений
Кодан С.В. - Источниковедение в структуре истории политических и правовых учений: предмет, целевая направленность, функции, значение c. 28-43

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36375

Аннотация: Предметом исследования статьи является определение места и роли источниковедческого раздела в структуре истории политических и правовых учений. Вопросы источниковедения в указанной юридической науке не рассматривались и, в лучшем случае, лишь обозначались в качестве таковых произведения мыслителей. Между тем дальнейшее развитие изучение политико-правовой мысли настоятельно требует проработки теоретических проблем источниковедения истории политических и правовых учений и, прежде всего, определения исходных параметров источниковедческого раздела данной юридической науки. Предпосылки для его выделения и описания создает современное развитие теории источниковедения в социально-гуманитарных науках. Одновременно необходимо учитывать и опыт исследования источников в истории общественно-политической мысли и истории философии, в которых источниковедческие разделы указанных наук активно развиваются. Автором статьи впервые в исследованиях по истории политических и правовых учений определяется и рассматривается проблематика, связанная с определением основных характеристик источниковедческого раздела данной науки - определяются его предмет, целевая направленность и функции. Одновременно акцентируется внимание на значении изучения источников как основы получения новых знаний в исследовательских практиках освоения истории политико-правовой мысли, подчеркивается необходимость в работе с источниками опираться на наработки других наук социально-гуманитарной направленности.
История и политика
Рабуш Т.В. - О формировании государственных границ Афганистана во второй половине XVIII в. – ХIХ в. c. 44-52

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36613

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является процесс формирования государственных границ Афганистана на протяжении полутораста лет: с середины XVIII в. и до самого конца ХIХ в. Автор довольно кратко рассматривает этот процесс в период существования государства Дуррани, основная же часть статьи посвящена изучению вышеназванного процесса в ХIХ в. (с 1834 г., от начала правления династии Баракзаев). Основным методом при написании статьи послужил сравнительно-исторический. Автор использует работы специалистов по истории Афганистана соответствующего периода, истории внешней политики Афганистана и отдельным ее аспектам, а также привлекает некоторые документы. Предлагаемая тема ранее не становилась предметом отдельного исследовательского анализа (в этом и состоит новизна статьи). Основные выводы таковы: во-первых, историю формирования границ афганского государства в изучаемый период представляется возможным разделить на два выраженных этапа – первый этап длится с 1747 г. до примерно середины ХIХ в. и характеризуется активной политикой афганских правителей по расширению своих территорий, что реализуется в том числе и посредством военных завоеваний; второй этап занял вторую половину ХIХ в., и новые границы Афганистана в этот период определяются прежде всего внешними политическими акторами и их деятельностью. Во-вторых, что существенно, на протяжении второй половины XVIII в. и всего ХIХ в. сложились государственные границы Афганистана, сохраняющиеся до настоящего времени.
Исторические источники и артефакты
Акимова Т.М. - Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов в докладной записке Е.Г. Герасимова (Герасина) 14 июня 1918 г. c. 53-59

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36585

Аннотация: В настоящей публикации представлена докладная записка члена контрольно-ревизионной комиссии при Народном комиссариате внутренних дел Ефима Григорьевича Герасимова (Герасина). С юности поддерживая социалистическое движение, а впоследствии Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г., автор документа проанализировал сложившуюся на местах в конце 1917–первой половине 1918 г. систему Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, постепенно заменившую собой земское самоуправление. Источник ценен тем, что автор без самоцензуры показал слабые стороны новой местной власти, выразив опасение, что они могут даже привести к гражданской войне в государстве. Особое внимание Е.Г. Герасимов (Герасин) уделил проблеме связи Совдепов с центральными органами управления, для чего предложил учредить должность специальных чрезвычайных посредников, которые должны были контролировать исполнение всех постановлений и «одухотворять» представителей Советов. Автор сделал вывод, что для искоренения имевшихся недостатков, Россия нуждалась в так называемом «демократическом централизме», предполагавшем сочетание выборности органов местной власти и руководящие и контролирующие полномочия центральной. Таким образом, содержание документа позволяет взглянуть на Советы рабочих, крестьянских, солдатских депутатов глазами человека, работавшего в той системе, но без идеализации и ретуши.
Социальная история
Севостьянова Е.В., Ульянова О.В. - «Не сочтите принимаемые меры за насилие…»: общественная благотворительность и власть в Забайкалье в период политического режима атамана Семенова c. 60-89

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.34223

Аннотация: Объектом исследования является региональная благотворительность и ее трансформация после Февраля 1917 г., предмет исследования - общественная благотворительность в Забайкалье в период Гражданской войны и политического режима атамана Г.Семенова. Исследование выполнено на архивных источниках и материалах периодической печати. На основе системного методологического принципа, заявленная проблематика рассматривается в тесной взаимосвязи с событиями, происходившими в обществе, с учетом структурных, генетических, функциональных взаимосвязей. Содержание статьи разделено на части, каждая из которых отражает одну из граней заявленной проблемы: катастрофическое снижение уровня жизни населения, трудности быта и особенности психологического состояния; кризис системы государственного призрения и развал имперской системы организованной общественной благотворительности; инициативы общественности в сфере благотворительности (формы, основные реципиенты); «технологии» стимулирования благотворительности, которые использовала администрация атамана Г.Семенова. Сделан вывод о том, что в целом благотворительная деятельность в период политического режима атамана Г.Семенова сохранилась. Это было важно, особенно в условиях снижения уровня жизни и расширения круга нуждающихся, с учетом того, что круг призреваемых и получавших государственные пособия сужался, в том числе, по идеологическим причинам. Основными реципиентами общественных благотворительных практик оставались дети-сироты. Заметной тенденцией стало проведение благотворительных мероприятий в собственную пользу. Такие мероприятия проводили учебные заведения, национальные диаспоры. Не регулируемая поначалу семеновской администрацией практика благотворительных вечеров в пользу военнослужащих привела к их полному запрету. Власть, заинтересованная в сохранении общественной благотворительности, нередко прибегала к принудительным мерам ее стимулирования, вплоть до угроз привычной жизнедеятельности обывателя. Особенно активно население принуждали к сбору пожертвований для армии. Выявлены приемы психологического давления и методы принуждения к благотворительной деятельности широких кругов населения.
Воробьева С.И. - Общество российских немцев «Видергебурт» в Республике Хакасия в 1990 – 2010-е гг. c. 90-99

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36511

Аннотация: В данной статье исследуется общество российских немцев «Видергебурт» в Республике Хакасия в 1990 – 2010-е гг., привлекаются архивные источники. Объектом исследования в данной статье является общество российских немцев «Видергебурт» в 1990 – 2010-е гг. Предмет исследования – общество российских немцев «Возрождение» в Республике Хакасия. Цель публикации – проанализировать историю создания и развития общества «Видергебурт» в Республике Хакасия. Задачи исследования: 1. Рассмотреть историю создания общества «Видергебурт» в Российской Федерации и в частности в Республике Хакасия. 2. Проанализировать роль общества «Возрождения» в российско-германских отношениях. В работе нашли применение такие методы исследования как: историко-сравнительный, хронологический, ретроспективный.   Новизна исследования заключается:1) в сравнительном анализе процессов создания и развития общества «Видергебурт» как на уровне страны, так и на уровне Республики Хакасия;2) в обобщении и систематизации материала по рассматриваемой проблематике с использованием историко-сравнительного, системно-функционального метода, который использовался при рассмотрении задач, стоящих перед обществом «Возрождение» в республике Хакасия, а также исследование регионального отделения общества «Видергебурт» г. Абакана в системе общественных организаций российских немцев; 3.) в привлечении архивных источников. Основными выводами проведенного исследования являются: общество «Видергебурт» в Республике Хакасия входит в систему общественных организаций российских немцев, также региональное отделение общества «Возрождение» в г. Абакане имело несколько иной характер, чем центральное ВОСН «Видергебурт». Рассматриваемая организация в своих целях придерживалась культурно-просветительского направления и стремилась сохранить культуру и традиции, а также развивать немецкий язык.
Историческая память
Божок Н.С. - Коммеморации культурно-исторической реконструкции в контексте сетевого социума c. 100-117

DOI:
10.25136/2409-868X.2021.10.36390

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления многогранного опыта коммеморативной деятельности сообществ, объединенных в рамках Общероссийского общественного движения «Клубы исторической реконструкции России». В объект интереса автора статьи включены коммеморации коллективного формата, аккумулирующие различные формы культуротворческих мемориальных инициатив изучаемого движения. Предметом исследования являются процессы трансформации коммеморативных практик реконструкторского движения в условиях сетевых отношений. Цель исследования – выявить ключевые векторы трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции, отражающей качественные изменения современного мемориального пространства в контексте сетевого социума. Выдвигается и обосновывается авторская точка зрения, что наиболее существенные изменения в коммеморативных практиках реконструкторов обусловлены переходом к проектно-сетевой форме взаимодействия с широким кругом социальных акторов, сотрудничество с которыми основываются на взаимовыгодном обмене дефицитными ресурсами. Новизной исследования является экспликация и эмпирическое тестирование понятия «мемориальный менеджмент» (терминология А. Ассман), для артикуляции специфики современного этапа трансформации коммемораций культурно-исторической реконструкции в условиях проектно-сетевого социума. Вводится в научный оборот новый материал об общественных мемориальных инициативах и сетевых проектах реконструкторов, позволяющий сделать обобщения и выводы о том что, трансформация коммемораций культурно-исторической реконструкции – это сложный многовекторный процесс, демонстрирующий ряд разнонаправленных тенденций, присущих российскому мемориальному пространству. Позитивные качественные изменения в коммеморативных практиках реконструкции выражаются в расширении их научно-просветительской и инклюзивной составляющих.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"