Электронный журнал Философская мысль - №4 за 2020 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 21-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Муки коммуникации
Яшина А.В. - Платформенные решения и общественные пространства как фабрики распределенного производства знания. c. 1-13

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32483

Аннотация: Статья посвящена исследованию подходов к производству знания в условиях развития цифровых методов коммуникации. Развитие технологий и концепции Интернета Web 3.0 формируют запрос на коллективный, междисциплинарный и «гражданский» характер исследовательской деятельности, появление новых практик работы со знанием, сосредоточенных на слиянии виртуального и реального пространства, изменении сущности и роли «информации» в условиях построения «общества знания». Современное научное знание представляет собой синтез различных аспектов науки и общественной жизни. Автор статьи в рамках пилотного исследования проанализировал кейс, в котором происходит слияние цифровой и реальной деятельности при производстве знаний: общественные «пространства коллективной работы “Точки кипения” и цифровая платформа Leader-ID. В статье приводятся разышления над гипотезой о том, что современное научное знание представляет собой синтез социальных, культурологических, технологических аспектов науки и общественной жизни. Распространение получает “распределенное знание”, формирующееся в результате взаимодействия ученых и различных сообществ посредством формирования “роевого” и краудсорсингового формата производства знания. В основе подобного социального взаимодействия лежит сетевая платформенная модель и появляются новые зоны обмена и производства знания: на базе онлайн-платформ (форумы, краудсорсинг, научные сетевые платформы типа ResearchGate, симуляторы и т.д.) или оффлайн (общественные пространства), где происходит обсуждение и проектирование как запросов ученых и сообществ друг к другу, так и формулирование гипотез, апробация исследований.
Человек и человечество
Козлова Т.А. - Влияние тенденций постмодерна на развитие философской антропологии и философии образования c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32437

Аннотация: Предметом исследования является проблема развития философской антропологии и философии образования в условиях эпохи постмодерна. Современная культура постмодерна, размывая идеалы, нормы, ценности, актуализируя развитие современной философской антропологии и современной философии образования. Трансформируется мышление, воображение и потребности человека. С одной стороны, философская антропология должна отвечать меняющемуся контексту. С другой стороны, философская антропология по-прежнему должна бросать взгляд на сущность человека, по-прежнему видеть перспективы человека, по-прежнему выявлять закономерности динамики природы человека. Методология исследования состоит из ретроспективного, герменевтического, сравнительного методов. Ретроспективный метод позволил проанализировать эволюцию философско-антропологического знания. Герменевтический метод стал основой для понимания мыслей философов, исследователей философской антропологии и философии образования. Сравнительный метод позволил сформулировать общие проблемы философской антропологии и философии образования. Философская антропология в тандеме с философией образования призвана смягчить негативные последствия глобализации, технологического бума, перманентной ситуации выбора, научить адекватно интерпретировать собственное бытие и обрести гармонию в быстроменяющемся мире. Взаимодействие философской антропологии и философии образования взаимообогащает оба направления, рождает диалог отраслевых философий.
Философия познания
Медведев В.И., Назиров А.Э. - Язык как объект рационального конструирования: от классической философии к современной науке c. 24-35

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32509

Аннотация: В статье дается философский анализ идеи и попыток рационального конструирования языка науки и философии. Эта идея была особенно популярной в философии Нового времени. Выявляется связь этой идеи с существенными чертами новоевропейской философии. Показывается, что инструментальный подход к языку был в ней не случаен: он вытекал из представления о суверенитете разума. В ХХ в. эта идея была реанимирована в логическом позитивизме. Начиная с научной революции XVII в. она также воплощалась в практике современной науки. Авторы сравнивают рассуждения представителей классической новоевропейской философии, а также представителей логического позитивизма с практикой современной науки. Выявляются парадоксы понятия идеального языка. С одной стороны, его построение должно быть предварительным средством расчистить дорогу познанию, с другой, чтобы его построить, мир уже нужно познать. Кроме того, введение идеального языка возможно только на основе естественного. Получается, что недостатки естественного нужно устранить с его же помощью. Зависимость рационально сконструированного языка от естественных сохраняется в языке современной науки. Любая его формализация и терминологизация является частичной. Система значений обыденного языка остается базой и фоном интерпретации любых научных теорий. Естественные языки обеспечивают нашу принадлежность к некоторой социально-культурной общности с характерными для нее способами интерпретации значений, в рамках которой приобретает смысл и ценность научное познание.
История идей и учений
Эзри Г.К. - Психологическая интенция в европейском теизме XIX века c. 36-46

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32455

Аннотация: Предметом исследования является психологическая интенция в европейском теизме XIX века в контексте антропологического поворота. Рассматриваются такие направления европейского теизма XIX века как немецкий постгегелевский теизм, французский и итальянский спиритуализм, российский духовно-академический теизм. Показывается, что для европейского теизма XIX века как философии периода антропологического поворота характерен психологизм как переход к индивидуально-субстанциальному (психологическому) Я с диалогической интенцией и построение философии на психологической основе.Отдельное внимание уделяется сущности антропологического поворота и психологизма в его контексте. Антропологический поворот интерпретируется как переход метафизики в антропологию в духе философии Хайдеггера. Данный переход означает, что философия строится на базе естественных наук и психологии, человеческое Я и его рефлексия теряют онтологический характер, оно становится индивидуально-субстанциальным и приобретает диалогическую интенцию. Философия европейского теизма XIX века исследуется в данном контексте, однако особое внимание уделяется построению философии на базе психологии, переходу к индивидуально-субстанциальному Я и проблеме его рефлексии. Новизна заключается в том, что исследуется психологическая интенция европейского теизма XIX века в контексте антропологического поворота и обосновывается наличие психологически ориентированного направления в рамках данной философии. К представителям психологически ориентированного направления европейского теизма XIX века можно отнести французских спиритуалистов Мен де Бирана, Кузена, Жуффруа, Равессона, в чьих трудах обоснован психологический метод, близкого им по взглядам итальянского спиритуалиста Галупппи, французского неоспиритуалиста Бергсона, немецкого постгегелевского теиста Фехнера, в учении которого философия строилась на психофизическом фундаменте.
Социальная философия
Равочкин Н.Н. - Взаимосвязи между политикой и правом: социально-философский анализ c. 47-60

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32498

Аннотация: В настоящей статье автор проводит социально-философский анализ взаимодействия между феноменами политики и права. Цель работы заключается в разборе имеющихся между политикой и правом взаимосвязей. Предмет исследования составляют взаимосвязи между политикой и правом. Для достижения поставленной цели рассматривается история вопроса. Автором приводятся интегральные и дифференциальные характеристики двух заявленных категорий. Во второй части работы дефинируется понятие "политико-правовой институт" и приводится их современная классификация по различным основания. Методологию исследованию исследования составляют общефилософские методы, а также собственная синтетическая методология, разрабатываемая автором для философского изучения социальных процессов. Новизна настоящего исследования обоснована практически полным отсутствием философских работ по разбору взаимосвязей между политикой и правом. Выводы, сформулированные автором, обладают не только теоретической, но и практической значимостью: наглядно представлены характеристики политики и права, подтверждается оправданность их институционального воплощения, подчеркивается двойственность природы политико-правовых институтов, предлагается классификация политико-правовых институтов для более четкого понимания векторов институциональных трансформаций и появления неоформ в контексте современного мирового развития.
Религии и религиозное возрождение
Ранджбари Хейдарбаги А. - Критика Ахмадом Эфенди Хайати предсказаний времени прихода Махди c. 61-76

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32578

Аннотация: Предметом исследования является анализ критического подхода османского ученого Ахмада Эфенди Хайати (1752–1814) к попыткам определить точное время прихода мессии (Махди) на материале его небольшого трактата под названием «Ошибки определителей времени [прихода Махди]». Объектом исследования является понятие «определение времени», обычно употребляемое в исламской философско-богословской литературе для локализации во времени прихода мессии. Автор показывает, что актуальность данной проблемы в значительной мере связана с тем, что она продолжает оставаться очень значимой в доктринах суннизма и шиизма. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как вопрос о времени появления признаков прихода Махди и втором пришествия Иисуса, наступления Судного дня, источники, на которые в исламской традиции принято опираться при определении времени появления признаков второго пришествия. В статье автором использованы традиционные для историко-философского исследования методы: концептуального анализа и историко-научной и историко-философской реконструкции. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Исламские религиозные ученые, обращавшиеся к теме предсказания времени прихода мессии, определяли время наступления этого события, исходя из доктринальных позиций суннизма и шиизма. Хайати полагал, что время появления признаков Судного дня и прихода мессии невозможно предсказать с помощью гадания, астрологии и гороскопа и что отсутствие в мусульманском предании сведений о точном времени наступления этого события является еще одним доказательством несостоятельности попыток определения времени второго пришествия. Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые проанализированы взгляды Хайати на проблему определения времени пришествия мессии.
Философия и искусство
Маркина Н.А. - Искусство как объект экспертной деятельности c. 77-88

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32487

Аннотация: В статье актуализируется проблема беспристрастного и объективного оценивания творений искусства экспертным обществом, разбора приоритетных критериев такого оценивания и каналов восприятия творений профессионального искусства представителями экспертных групп. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы по обозначенной проблеме, обобщение, принципы диалектики, аксиологический подход к анализу материалов данного исследования. Автор исходит из того, что экспертное общество в сфере искусства допустимо определить как категорию профессионалов, владеющих широкими познаниями и большой эрудицией в сфере культуры и художества, привлекаемых для проведения экспертизы современных художественных произведений и культурного наследия минувших веков. Обозначается, что проблемным аспектом экспертных обществ в сфере искусства считается существенное несоответствие эмоционального, наглядно-образного восприятия, отличительного для оценивания творений искусства с позиции эстетического восприятия, и надобности действий по правилам, схемам и методам. Подчеркивается, что экспертное общество в собственной практической деятельности должно руководствоваться осознанием сущности правил, законов, формул, видеть зоны их внедрения.
Философия науки и образования
Звонова Е.Е. - Переживание учащимся критической ситуации, связанной с учебной деятельностью: философско-психологический анализ c. 89-99

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.4.32132

Аннотация: Объектом исследования является критическая ситуация, возникшая и развивающаяся в связи с учебной деятельностью, предметом – её переживание учащимся. В работе представлен сопряжённый с романтизацией познания и предполагающий самотрансценденцию вариант установления смыслового соответствия между сознанием и бытием учащегося в означенной критической ситуации с целью повышения осмысленности жизни. За счёт его реализации может быть достигнут синтез интеллекта и аффекта в образовании, единство обучения и воспитания (поскольку обучение автоматически становится воспитанием, обретая нравственный смысл). Методология статьи базируется преимущественно на достижениях логотерапии (в частности, автор исходит из принципа индетерминизма человеческого существования), а также гуманистической психологии. Научную новизну работы составляет рассмотрение в качестве критических ситуаций, связанных с учебной деятельностью, которые, насколько нам известно, вплоть до настоящего момента не рассматривались последовательно с экзистенциальной точки зрения, в связи с тематикой экзистенциального кризиса. Также в статье предложен оригинальный способ преодоления, переживания обозначенных ситуаций за счёт романтизации познавательной деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.