ГЛАВНАЯ
> Журнал "Филология: научные исследования"
> Рубрика "Коммутация"
Гончарук Е.Ю. - Молчание и его влияние на эффективность коммуникации в русском бытовом общении |
|
c. 58-63
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2017.1.21464
Аннотация: Предметом исследования является феномен молчания в речевой коммуникации. Объект исследования – речевая коммуникация носителей русского языка в ситуации бытового общения. Основное внимание в работе уделяется описанию влияния феномена молчания на эффективность коммуникации в русском бытовом общении. Материалом для анализа послужили записи живой разговорной речи и диалоги из современных художественных фильмов. Впервые приводится описание феномена молчания с точки зрения его влияния на эффективность коммуникации в бытовом общении. Исследование проводилось с использованием метода комплексного (коммуникативно-прагматического и лингвистического) анализа языкового материала и описательного метода. Основным результатом проведенного исследования является выявление основных форм молчания в бытовом общении: нежелание сообщать информацию, игнорирование партнера по коммуникации, отсутствие предусмотренной этикетом реакции на слова собеседника. Молчание отрицательно воздействует на эффективность коммуникации, снижая степень эффективности, поскольку вызывает отрицательные эмоции, тем самым негативно воздействуя на эмоциональный фон коммуникации.
Коновалова М.В. - Эвокативная репрезентация и воздействие в медиадискурсе (на примере заголовков) |
|
c. 98-106
|
DOI: 10.7256/2454-0749.2017.3.23308
Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является анализ эвокативной репрезентации и воздействия с когнитивных позиций. Раскрывается понятие информационного концепта с точки зрения медиадискурса, медийной коммуникации и медийной информации. Эвокативное воздействие рассматривалось автором в качестве подтипа речевого воздействия, особое внимание уделяется репрезентации концептуальных признаков в заголовке медиатекстов. В статье приводятся определения эвокативной репрезентации и воздействия, информационного концепта. Рассматриваются различные типы информационных концептов. Материалом исследования послужили медиатексты на различных языках. Исследование основано на следующих научных методах: 1) наблюдение как метод сбора эмпирической информации; 2) когнитивно-матричный анализ заголовков медиатекстов. Представлены результаты когнитивно-матричного анализа заголовков прессы США, Великобритании и Германии, в ходе которого рассмотрены несколько типов информационных концептов. Новизна исследования видится в том, что признаки информационных концептов в заголовках медиатекстов впервые рассматриваются с позиции эвокативной репрезентации и воздействия на реципиента. Доказано, что вербализация концепта в заголовке медиатекста осуществляется с целью оказания эвокативного воздействия.
|