Филология: научные исследования - рубрика Архетип
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Архетип"
Архетип
Ляшенко Т.М. - Классификация женских архетипических образов в художественном тексте c. 54-65

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.2.37489

Аннотация: В статье даётся краткий обзор существующих классификаций женских архетипических образов. Автор предлагает собственную классификацию, основанную на разработках Тома Четуинда, которые, в свою очередь, опираются на труды К.Г. Юнга и широко применяются в отечественном и зарубежном психоанализе. Терминология близкородственных связей, используемая в классификации, отражает унаследованное от эпохи родоплеменного строя понимание человеческих связей: все члены племени рассматривались как родные, объединённые теми или иными узами, стоящие в том или ином отношении друг к другу. Отмечается, что архетипические образы могут выступать в художественном тексте как с позитивной, так и с негативной (теневой) стороны. Основным выводом, к которому приходит автор статьи, является следующий: предлагаемая классификация представляется наиболее соответствующей целям литературоведческого анализа, поскольку описывает архетипические образы не как набор статических черт, а как динамические отношения внутри сюжета. Новизна авторского подхода обусловлена также введением понятия "точка координатора" (термин И.Н. Калинаускаса), что делает разработанную автором модель применимой преимущественно для анализа особенностей сосуществования «мужского» и «женского» в художественном тексте. Такой подход предполагает, что мужское и женское комплементарны, находятся одновременно в оппозиции и взаимодействии и являются условием существования друг друга: мужское проявляется на фоне женского и наоборот.
В.В. Ушаков - Русская философская «Гофманиана» c. 79-88
Аннотация: объект исследования — роль и значение эстетики позднего романтизма Э.Т.А. Гофмана для развития русского философского языка. Предмет исследования — труды русских философов: В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева и других. Цель работы — продемонстрировать плодотворное использование метафор и образов «гофманианы» в русских философских текстах XIX-XX вв. Методом исследования является литературно-критический и историко-философский анализ. Результатом работы стало выявление достаточно многочисленных отсылок к наследию Э.Т.А. Гофмана в русской философии. Это позволяет уточнить представления о связи литературы и философии в русской культуре и указать на особенности художественного стиля выражения в русской философии.
Ляшенко Т.М. - Языковые средства создания архетипического образа матери в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» c. 100-112

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.19415

Аннотация: Статья посвящена исследованию языковых средств, служащих для создания архетипических образов в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Этот роман однозначно признаётся произведением большой психологической глубины, однако его психологическое содержание изучено далеко не исчерпывающе. В статье поднимается вопрос о роли архетипических образов, содержащихся в произведении; в частности, подробно рассматривается образ матери, Арины Петровны Головлёвой. Анализ этого образа с точки зрения мифопоэтического подхода позволяет углубить понимание идейного содержания романа. Теоретико-методологическую основу статьи составляют идеи Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, С.З. Агранович по изучению мифопоэтических основ в произведениях различных авторов. Автор опирается также на теорию архетипов К.Г. Юнга, развитую в трудах Э. Нойманна. Научная новизна работы заключается в том, что впервые образ Арины Петровны Головлёвой рассматривается с точки зрения функционирования в нём мифопоэтических составляющих. Автор приходит к выводу, что Салтыкову-Щедрину с помощью лексических средств, создающих архетипический образ, удалось психологически безупречно обосновать сложившиеся в семье Головлёвых отношения: мать в изображении писателя не просто человек со своими заурядными достоинствами и недостатками, но фигура исключительного влияния, «программирующая» судьбы детей.
Архангельская И.Б. - Канон «плантаторской» традиции в романе Д.П. Кеннеди «Суоллоу Барн» c. 124-136

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24423

Аннотация: Цель исследования заключаются в том, чтобы выявить отличительные черты и основные этапы развития литературы «плантаторской» традиции, проанализировать знаковое для литературы довоенного Юга произведение – роман Д. П. Кеннеди «Суоллоу Барн, или отпуск в Старом доминионе» (1932), который стал образцом для подражания для многих «южных» литераторов. Предметом исследования является корпус "южных" романов XIX в., первой половины ХХ в., особое внимание уделено роману Д. П. Кеннеди «Суоллоу Барн». Применяя биографический, историко-функциональный и текстуальный методы исследования, автор рассматривает формирование «плантаторской» традиции в литературе американского Юга первой половины XIX в., жанровые особенности, систему образов, трактовку «южных» конфликтов в романе Кеннеди. Впервые «Суоллоу Барн» определен как «архитекст», сформировавший канон «плантаторской» традиции, «южное» самосознание, сыгравший важную роль в борьбе идей между Югом и Севером США. В «вымышленном мире» Д.П. Кеннеди можно найти все необходимые ингредиенты «южного» мифа, который продолжили пиcатели-«южане» XIX и ХХ вв.: от Д. И. Кука до М. Митчелл, У. Фолкнера и К. Маккалерс.
Ляшенко Т.М. - Архетипическая многофункциональность образа Бекки Хильдебрандт в романе Дж. Франзена «Перекрестки» c. 152-159

DOI:
10.7256/2454-0749.2024.4.70281

EDN: QDNKPQ

Аннотация: Объектом исследования является роман американского писателя Джонатана Франзена "Перекрёстки", получивший широкую известность за пределами США и переведённый на русский язык в 2022 году. В качестве объекта исследования выступает один из женских образов этого романа - образ Бекки Хильдебрандт, совмещающий в себе ряд архетипических функций: дочь по отношению к родителям Мэрион и Рассу, сестра для братьев Клема и Перри, невеста для молодого музыканта Таннера Эванса. В последних главах романа Бекки становится матерью, проходя таким образом через все женские семейные архетипические роли. Творческий метод Франзена, тяготеющего к психологическому реализму, сконцентрирован на специфике внутреннего мира персонажей, и можно утверждать, что глубокий психологизм его произведений основан на последовательном и системном осмыслении архетипических ролей. Исследование образа героини осуществляется с позиций архетипического подхода, восходящего к трудам К.Г. Юнга. Архетипический подход раскрывает перед исследователем возможность глубже проникнуть в психологическую суть художественного текста. Женские образы, рассматриваемые с точки зрения отражения в них архетипических черт, предстают во взаимосвязи с другими персонажами, и поло-ролевая специфика их функционирования становится более зримой. В современном мире, где отчётливо ощущается кризис традиционных ценностей, лучшее понимание значимости и комплементарности гендерных ролей позволяет формировать нравственные опоры, ведущие и человека, и общество в направлении психического благополучия. Архетипический анализ позволяет выявить одну из базовых установок писателя: современная женщина вынуждена играть несколько ролей сразу; смешение этих ролей, их неустойчивость неизбежно ведут к возникновению проблемных ситуаций в жизни не только самой женщины, но и всей её семьи.
Ляшенко Т.М. - Трагедия шута: языковые средства создания образа трикстера в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы" c. 306-316

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.3.27311

Аннотация: Статья посвящена анализу лексических средств, участвующих в формировании образа Степана Головлёва в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы". Этот персонаж уверенно можно назвать наиболее детально разработанным трикстером в русской литературе ХIХ века, его влияние на дальнейший литературный процесс не вызывает сомнений. Архетипический образ трикстера представляет собой одну из древнейших мифологем. Анализ образа Степана Головлёва с точки зрения мифопоэтического подхода позволяет углубить понимание идейного и психологического содержания романа. Методологическую основу исследования составляют идеи М.Ю. Лотмана, Е.М. Мелетинского, С.З. Агранович, а также теория архетипов К.Г. Юнга. Научная новизна работы заключается в том, что образ Степана Головлёва впервые в научной литературе анализируется с опорой на мифопоэтический подход. Автор приходит к выводу, что с помощью языковых средств, создающих образ трикстера, Салтыков-Щедрин выводит повествование на уровень широчайших философских обобщений, создавая на страницах своего романа эсхатологическую картину противостояния жизни и смерти.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.