Филология: научные исследования - рубрика Массовая литература
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Массовая литература"
Массовая литература
Гавриш А.Д., Гуляева Е.В., Компанеева Л.Г. - Характеристики современного научно-популярного дискурса c. 37-49

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.10.44163

EDN: FBAMML

Аннотация: Статья посвящена изучению современной научно-популярной литературы с целью выявления некоторых лексических и стилистических особенностей, а также специфики методологии подачи научно-популярной информации в наши дни. Авторы делают особый акцент на исследовании недекларируемых неявных дискурсозначимых элементов научно-популярных текстов. В качестве материала исследования выступают печатные версии книг общим объемом 196,6 усл.печ.л. Анализ фактического материала показал, что авторы научно-популярных книг стремятся повысить степень доверия к себе со стороны аудитории самыми разнообразными способами, в том числе, интимизируя процесс общения с читателем, демонстрируя близость к официально признанным академическим кругам и позиционируя спродуцированный текст как научно-значимый.   Одно из наиболее характерных явлений, отмеченных в научно-популярных текстах ‒ наделение некоторых лексических единиц (в том числе и терминов) гиперсубъектностью по отношению к контексту и использование их в дальнейшем в самых разнообразных ситуациях с созданием неявного идеологического давления, а также настойчивая демонстрация универсальности этих лексических единиц. Во всех проанализированных текстах выявлена неочевидная дискурсообразующая телеология, которая является инструментом мягкого продвижения смыслообразующих и отчасти идеологически обусловленных способов осмысления разнообразной фактологии. Характерным для проанализированной научно-популярной литературы является наличие редуцированной аргументации с неоправданным привлечением сторонней аксиоматики и распространением аргументационной базы на междисциплинарный стык. Отмечается привлечение примитивизированной аргументации, рассчитанной на дилетантский обывательский уровень. Нередким является и умолчание имеющихся научно-значимых связей и закономерностей, или такая их интерпретация, которая не конфликтует со спродуцированной в тексте информационной определенностью. Также можно отметить отвлекающую информационную избыточность, которую авторы статьи рассматривают в качестве одного из умышленно созданных адресантом способов членения текста.
Константинова Н.В. - «Путешествие Эраста Крутолобова в Москву и Петербург в 30-х годах XIX столетия» В. Новодворского как пародия на сентиментальную повествовательную модель травелога c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0749.2023.10.68844

EDN: FBOLWI

Аннотация: Предметом исследования является малоизвестный широкому кругу читателей пародийный текст известного филолога, автора фундаментальной монографии о «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина, В. В. Сиповского (псевдоним – В. Новодворский) «Путешествие Эраста Крутолобова в Москву и Петербург в 30-х годах XIX столетия» как пародия на повествовательную модель травелога. Цель исследования – определить специфику описания сентиментальной повествовательной модели травелога в произведении В. Новодворского (В. В. Сиповского), охарактеризовать авторскую рефлексию о способе организации повествования в пародийном тексте о путешествии. Теоретической базой исследования послужили работы Ю. Н. Тынянова, А. Шенле, В. М. Гуминского, О. В. Кублицкой, Ю. В. Шатина, И. В. Банах, посвященные теории пародии и анализу повествовательной структуры пародийных травелогов. Для осмысления специфики пародии В.В. Сиповского на сентиментальную повествовательную модель травелога используются следующие методы исследования: биографический, структурно-типологический, историко-литературный. Научная новизна исследования заключается в особом материале, который выражает точку зрения автора-филолога, исследователя «карамзинского канона» в жанре травелога, что позволяет обнаружить «общие места» сентиментальной традиции, существенно модифицированные в 30-е годы XIX века под влиянием новых литературных тенденций. Анализ способов самовыражения писателя-литературоведа в процессе создания пародии выявляет исследовательскую рефлексию не только на уровне литературной игры, но и через моделирование повествовательной структуры текста, в которой не только пародируются этапы путешествия главного героя, Эраста Крутолобова, «событие путешествия», но и выражается амбивалентность представлений о «событии рассказывания» о путешествии, противопоставляются сентиментальная повествовательная модель и реалистическая.
Васильев Е.В. - «Свое» и «чужое» пространство в романе С. Лайонса «Мертвецы идут» c. 79-86

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.2.33345

Аннотация: Предметом исследования являются особенности организации пространства в романе С. Лайонса "Мертвецы идут" с точки зрения оппозиции "свой-чужой". Методами исследования являются культурно-исторический метод и метод компративистики. В статье подробно рассматриваются особенности восприятия пространства в романе. Основной конфликт здесь связан со вторжением инопланетной цивилизации на планету людей. Делается акцент на том, что война стирает границы "своего" и "чужого", у каждой из сторон конфликта есть основания считать планету "своей". Помимо этого, персонажи романа разделяются на "живых" и "мертвых", что дополнительно усложняет конфликт и организацию пространства.   Пространство в художественном тексте является предметом многих научных статей. Однако в современном литературоведении не существует работ, посвященных рассмотрению пространства в романе С. Лайонса, что обуславливает научную новизну данной работы. В результате проведенного анализа делается вывод, что и для человечества, и для инопланетной цивилизации пространство одновременно является «своим» и «чужим», так как иная цивилизация находилась на планете изначально и обитала здесь задолго до прихода людей. Помимо этого, организация пространства усложняется приходом войск человечества с другой планеты, для которых вообще не существует понятия «своего» пространства, что влияет на ход войны и определяет судьбы героев романа. Такой подход позволил показать, что понятие «свой» и «чужой» в романе оказывается во многом размыто, так как невозможно однозначно отнести показанную в романе планету ни к «своему», ни к «чужому» пространству.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.