Филология: научные исследования - рубрика Лирика и лирический герой
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Лирика и лирический герой"
Лирика и лирический герой
Рахматова А.М. - Образы телесной объективации в неклассической лирике c. 22-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.6.38022

Аннотация: Объектом исследования в нашей статье являются телесные образы в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности (в терминологии С. Н. Бройтмана). Предметом исследования в данной статье является специфический способ изображения лирического субъекта и/или лирического персонажа, при котором его тело переживается (осмысливается, оценивается) им самим как нечто отдельное, самостоятельно существующее (или же тело лирического персонажа осмысливается лирическим субъектом как нечто самостоятельное по отношению к его внутреннему миру, "душе"). В статье на материале ряда лирических произведений ХХ в. рассматриваются различные способы телесной объективации в неклассической лирике. Научная новизна исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью художественной специфики телесных образов в лирике как роде литературы вообще, во-вторых, непроясненностью художественной специфики телесных образов в лирике неклассического этапа поэтики художественной модальности, в-третьих, неизученностью явления телесной объективации как в классической, так и в современной лирике. В результате проведённого исследования был сделан ряд выводов. 1. Общим признаком телесной объективации в лирике (при всём многообразии её изображения в конкретных текстах) является следующее: восприятие лирическим субъектом своего тела/тела лирического персонажа как другого (относящегося к внешнему миру) при сохранении с ним фактической связи. 2. В произведениях неклассической лирики выделяются два основных варианта изображения телесной объективации: а) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я»; б) в образе лирического субъекта/персонажа тело противопоставляется «я», а также в определённой степени объективированному внутреннему началу - «душе».
В.П. Перевалов - «И месяц с правой стороны» (Ушаковский альбом, весна) c. 60-70
Аннотация: реконструкция динамики заполнения Пушкиным Ушаковского альбома позволяет предположить, что составление им осенью Дон-Жуанских списков — продолжение его весенних разговоров с сёстрами о любовных увлечениях Поэта. Скорее всего, они связаны со 2 переизданием первой главы «Евгения Онегина» и выходом в свет поэмы «Полтавы» в конце марта 1829 г. Графическим свидетельством этого в альбоме являются автопортрет Пушкина в виде романтического Поэта и женская Троица, помещённая на соседних листах. Следовательно, ларцом, хранящим тайну любви Пушкина, является роман в стихах, особенно его первые главы, созданные в Одессе. В отличие от «Бахчисарайского фонтана» «Евгений Онегин» как целое не рассматривался в пушкинистике как ключевое произведение в решении проблемы «утаённой любви» А.С. Пушкина.
Симуш П.И. - Филология Б.Л. Пастернака: какими категориями будущего мыслит?

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10838

Аннотация: Автор пытается дать развернутый анализ творчества великого поэта Б.Л. Пастернака. Он обращается не только к поэзии, но и рассмотрению романа «Доктор Живаго». Замысел статьи состоит в том, что раскрыть особенности поэтической речи Б.Л. Пастернака, показать поразительную тонкость в выборе лексических средств. И вместе с тем через феноменологию слова автор статьи стремится выявить философский, метафизический смысл наследия Пастернака. Божественный и философский голоса дают филологии возможность рассматривать реальность в ее многомерности, в имманентном и трансцендентном измерении. В анализе творчества Л.Б. Пастернака автор обратился к историческому методу, который позволил воссоздать характерные приметы времени, когда творил поэт. Использован также феноменологический метод, дающий возможность показать, какими категориями мыслит пророческий дар поэта. Новизна подхода состоит в том, чтобы показать связь поэзии Б.Л. Пастернака с культурой, ее запросами и интеллектуальными ресурсами. Показана автономность и независимость позиции поэта, который не считал, что поэт обязан обслуживать указания власти и косность общественного мнения. В эпоху, которая творила кумиров, поэт написал бессмертные строчки: «Быть знаменитым некрасиво».
Симуш П.И. - Филология Б.Л. Пастернака: какими категориями будущего мыслит? c. 97-106

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63993

Аннотация: Автор пытается дать развернутый анализ творчества великого поэта Б.Л. Пастернака. Он обращается не только к поэзии, но и рассмотрению романа «Доктор Живаго». Замысел статьи состоит в том, что раскрыть особенности поэтической речи Б.Л. Пастернака, показать поразительную тонкость в выборе лексических средств. И вместе с тем через феноменологию слова автор статьи стремится выявить философский, метафизический смысл наследия Пастернака. Божественный и философский голоса дают филологии возможность рассматривать реальность в ее многомерности, в имманентном и трансцендентном измерении. В анализе творчества Л.Б. Пастернака автор обратился к историческому методу, который позволил воссоздать характерные приметы времени, когда творил поэт. Использован также феноменологический метод, дающий возможность показать, какими категориями мыслит пророческий дар поэта. Новизна подхода состоит в том, чтобы показать связь поэзии Б.Л. Пастернака с культурой, ее запросами и интеллектуальными ресурсами. Показана автономность и независимость позиции поэта, который не считал, что поэт обязан обслуживать указания власти и косность общественного мнения. В эпоху, которая творила кумиров, поэт написал бессмертные строчки: «Быть знаменитым некрасиво».
Визгин В.П. - Жуковский как философ: заметки благосклонного читателя

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.11999

Аннотация: Статья посвящена малоизученному в истории философии В.А. Жуковскому (1783-1952). Его творческое наследие как поэта, переводчика, критика давно исследуется и в настоящее время достаточно основательно изучено, но на его философские взгляды исследователи мысли редко обращают внимание. Поэтому обращение к этой фигуре как предтечи традиции русской религиозной философии представляет собой большой интерес для понимания ее генезиса. Жуковский не просто один из поэтов-мыслителей, каких в русской культуре было не так уж и мало. Он может рассматриваться как основатель самого типа лирического философа. В статье, опирающейся на эпистолярное наследие Жуковского, на его дневники и разрозненные заметки, делается попытка очертить характер философски значимой мысли поэта, локализировать те области и формы, в которых она наиболее плодотворно раскрывается. Автор показывает культурную атмосферу, в которой развивалась философская мысль Жуковского. Сентиментализм и романтизм выступают при этом не только категориями литературной теории и истории, но и культурными формами, определяющими специфику философствования, развертывающегося в зоне их притяжения. Действительно, автор считает, что Жуковский может рассматриваться как один из основателей самого типа лирического философствования, во многом определяющего специфику русской философской мысли как явления духовной культуры. Автор показывает, что развитие философской мысли Жуковского определялось, прежде всего, во-первых, его религиозным мировоззрением и, во-вторых, педагогической деятельностью, к которой у него было подлинное призвание.
Визгин В.П. - Жуковский как философ: заметки благосклонного читателя c. 168-180

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.65038

Аннотация: Статья посвящена малоизученному в истории философии В.А. Жуковскому (1783-1952). Его творческое наследие как поэта, переводчика, критика давно исследуется и в настоящее время достаточно основательно изучено, но на его философские взгляды исследователи мысли редко обращают внимание. Поэтому обращение к этой фигуре как предтечи традиции русской религиозной философии представляет собой большой интерес для понимания ее генезиса. Жуковский не просто один из поэтов-мыслителей, каких в русской культуре было не так уж и мало. Он может рассматриваться как основатель самого типа лирического философа. В статье, опирающейся на эпистолярное наследие Жуковского, на его дневники и разрозненные заметки, делается попытка очертить характер философски значимой мысли поэта, локализировать те области и формы, в которых она наиболее плодотворно раскрывается. Автор показывает культурную атмосферу, в которой развивалась философская мысль Жуковского. Сентиментализм и романтизм выступают при этом не только категориями литературной теории и истории, но и культурными формами, определяющими специфику философствования, развертывающегося в зоне их притяжения. Действительно, автор считает, что Жуковский может рассматриваться как один из основателей самого типа лирического философствования, во многом определяющего специфику русской философской мысли как явления духовной культуры. Автор показывает, что развитие философской мысли Жуковского определялось, прежде всего, во-первых, его религиозным мировоззрением и, во-вторых, педагогической деятельностью, к которой у него было подлинное призвание.
Власова В.Б. - Три лика российской «женской» поэзии: Ахматова – Цветаева – Ахмадулина. Взгляд философа

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.9730

Аннотация: В представленном вниманию читателя эссе на материале сравнительного анализа литературного творчества Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной рассматривается философско-эстетическая проблема связи в российской «женской» поэзии трех «осевых» граней художественного видения мира и человека, природы и истории, индивидуальной и народной судьбы, осознанных как триединство Истины, Добра и Красоты. А именно, прослеживаются гражданские творческие судьбы этих мастеров поэтического слова в их взаимной связи и различиях. При этом художественные особенности их литературного наследия анализируются, с одной стороны, на фоне общефилософской постановки вопроса о соотношении с нем этического, эстетического и рационального аспектов, а с другой стороны, в рамках конкретно-исторического развития и России в целом, и ее культуротворчества в частности. Основу анализируемого материала составляют соответственно поэтические произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой и Б. Ахмадулиной, а также привлекаются воспоминания самих поэтесс, литературоведческие работы их самих и других авторов, биографические сведения из литературных источников различного характера.
Власова В.Б. - Три лика российской «женской» поэзии: Ахматова – Цветаева – Ахмадулина. Взгляд философа c. 230-241

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.3.63569

Аннотация: В представленном вниманию читателя эссе на материале сравнительного анализа литературного творчества Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной рассматривается философско-эстетическая проблема связи в российской «женской» поэзии трех «осевых» граней художественного видения мира и человека, природы и истории, индивидуальной и народной судьбы, осознанных как триединство Истины, Добра и Красоты. А именно, прослеживаются гражданские творческие судьбы этих мастеров поэтического слова в их взаимной связи и различиях. При этом художественные особенности их литературного наследия анализируются, с одной стороны, на фоне общефилософской постановки вопроса о соотношении с нем этического, эстетического и рационального аспектов, а с другой стороны, в рамках конкретно-исторического развития и России в целом, и ее культуротворчества в частности. Основу анализируемого материала составляют соответственно поэтические произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой и Б. Ахмадулиной, а также привлекаются воспоминания самих поэтесс, литературоведческие работы их самих и других авторов, биографические сведения из литературных источников различного характера.
Коржова И.Н. - Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня» в контексте цикла «С тобой и без тебя»

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.19034

Аннотация: Целью статьи является анализ стихотворения К.М. Симонова «Жди меня» с учетом системы внутренних связей, обусловленных принадлежностью текста к циклу «С тобой и без тебя». Автор подробно рассматривает место произведения в «романном сюжете» (термин И. Фоменко) цикла. «Жди меня» является его ложной кульминацией и посвящено временной и обманчивой гармонизации отношений лирического героя и героини. Предметом рассмотрения также стали ключевые слова, мотивы и приемы, объединяющие стихотворение с общим целым. Работа опирается на системный подход в исследовании лирического цикла и сочетает имманентный и сопоставительный методы анализа. В результате исследования были выявлены «скрепы», связывающие стихотворение с циклом: мотивы любви, ожидания, чуда, чудесного свидания, преодоления времени и прием последующей наррации. «Жди меня» прочитано как произведение о воплощенном чуде любви, о победе человека над враждебной силой времени и пространства. Установлено, что стихотворение представляет идеальную модель мира, на которую скрыто ориентированы другие произведения цикла.
Коржова И.Н. - Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня» в контексте цикла «С тобой и без тебя» c. 277-283

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.68246

Аннотация: Целью статьи является анализ стихотворения К.М. Симонова «Жди меня» с учетом системы внутренних связей, обусловленных принадлежностью текста к циклу «С тобой и без тебя». Автор подробно рассматривает место произведения в «романном сюжете» (термин И. Фоменко) цикла. «Жди меня» является его ложной кульминацией и посвящено временной и обманчивой гармонизации отношений лирического героя и героини. Предметом рассмотрения также стали ключевые слова, мотивы и приемы, объединяющие стихотворение с общим целым. Работа опирается на системный подход в исследовании лирического цикла и сочетает имманентный и сопоставительный методы анализа. В результате исследования были выявлены «скрепы», связывающие стихотворение с циклом: мотивы любви, ожидания, чуда, чудесного свидания, преодоления времени и прием последующей наррации. «Жди меня» прочитано как произведение о воплощенном чуде любви, о победе человека над враждебной силой времени и пространства. Установлено, что стихотворение представляет идеальную модель мира, на которую скрыто ориентированы другие произведения цикла.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.