Филология: научные исследования - рубрика Литературный герой
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Литературный герой"
Литературный герой
Доброхотов А.Л. - Эвфорион, или Стадии духовного роста в «Фаусте» Гете
Аннотация: Один из самых загадочных образов трагедии Гете «Фауст» – Эвфорион – становится прозрачнее, если разместить его в контекcте главного события произведения – рождения совершенного человека. Эвфорион в этом случае оказывается не только символом поэзии, но и образом духа, оторвавшегося от земной стихии и женственной природы: своего рода антиподом Гомункула и одним из негативных двойников самого Фауста.
Консон Г.Р. - Божественное и бесовское в психологии личности с раздвоенным сознанием (по материалам избранных литературных произведений)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.10643

Аннотация: Предметом исследования в статье являются нравственная природа человека и принципы её разрушения в кризисные периоды жизни. Подобная деструкция духовно-личностной константы сопровождается активизированной реакцией страха человека на деформированную картину мира. Итогом здесь нередко являются различные галлюцинаторные явления, содержанием которых становятся всевозможные потусторонние видения, где центральные образы — черти, демоны, бесы, дьяволы — почерпнуты из сказочно-фольклорной и литературной фантастики. Вместе с тем в настоящей работе показано, что бесовское начало в человеке фактически есть порождение его собственного сознания. Для исследования применён комплексный подход, основанный на совокупном использовании исторического, философского, психологического, литературного и музыковедческого анализа. Статья представляет собой исследование феномена своеобразного конкубината божественного и дьявольского в человеке. В связи с этим в работе рассматриваются совестные черты личности, служащие в ней проводником божественного, и дьяволические, уводящие от совестных. В итоге обзора различных трактовок лика дьявола автор приходит к заключению, что все они являются отражением сущности человека, а отсюда и все его «специфические» качества: архизлодейство и враждебные действия против Бога, провокаторская и карательная деятельность, таинственность и лживость, критичность и лукавство, оказывающие пагубные действия на человека. А потому в характеристике дьявола необходимо сознавать уровень невротичности героя, к которому является чёрт, иначе — степень проблематизации феномена безумия, всю диалектику имплицитно-эксплицитных смыслов бытия главного героя, взаимодействующих в его собственном сознании.
А.Л. Доброхотов - Эвфорион, или стадии духовного роста в «Фаусте» Гёте c. 22-28
Аннотация: один из самых загадочных образов трагедии Гёте «Фауст» — Эвфорион — становится прозрачнее, если разместить его в контексте главного события произведения — рождения совершенного человека. Эвфорион в этом случае оказывается не только символом поэзии, но и образом духа, оторвавшегося от земной стихии и женственной природы: своего рода антиподом Гомункула и одним из негативных двойников самого Фауста.
Консон Г.Р. - Божественное и бесовское в психологии личности с раздвоенным сознанием (по материалам избранных литературных произведений) c. 22-31

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.1.63986

Аннотация: Предметом исследования в статье являются нравственная природа человека и принципы её разрушения в кризисные периоды жизни. Подобная деструкция духовно-личностной константы сопровождается активизированной реакцией страха человека на деформированную картину мира. Итогом здесь нередко являются различные галлюцинаторные явления, содержанием которых становятся всевозможные потусторонние видения, где центральные образы — черти, демоны, бесы, дьяволы — почерпнуты из сказочно-фольклорной и литературной фантастики. Вместе с тем в настоящей работе показано, что бесовское начало в человеке фактически есть порождение его собственного сознания. Для исследования применён комплексный подход, основанный на совокупном использовании исторического, философского, психологического, литературного и музыковедческого анализа. Статья представляет собой исследование феномена своеобразного конкубината божественного и дьявольского в человеке. В связи с этим в работе рассматриваются совестные черты личности, служащие в ней проводником божественного, и дьяволические, уводящие от совестных. В итоге обзора различных трактовок лика дьявола автор приходит к заключению, что все они являются отражением сущности человека, а отсюда и все его «специфические» качества: архизлодейство и враждебные действия против Бога, провокаторская и карательная деятельность, таинственность и лживость, критичность и лукавство, оказывающие пагубные действия на человека. А потому в характеристике дьявола необходимо сознавать уровень невротичности героя, к которому является чёрт, иначе — степень проблематизации феномена безумия, всю диалектику имплицитно-эксплицитных смыслов бытия главного героя, взаимодействующих в его собственном сознании.
Опарина К.С. - Метафора остановленного времени в романе Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» c. 34-40

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.12.34500

Аннотация: Целью статьи является определение основной метафоры в романе Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» и раскрытие ее взаимосвязи с символикой образа главного героя произведения Оскара Мацерата. В качестве предмета исследования выступает метафора остановленного времени. Время прекращает свой ход для Оскара в плане как физического, так и духовного развития. Особое внимание уделяется тому, что протагонист романа, рожденный уже с интеллектом взрослого человека, сознательно останавливает свой рост в возрасте трех лет. С помощью рассматриваемой метафоры автор «Жестяного барабана» формирует основные аспекты образа основного действующего лица: вечное дитя, художник-демиург, трикстер.   Новизна исследования и особый вклад автора заключаются в выявлении прямых корреляций между перечисленными составляющими образа главного героя романа и основополагающими проблемами человеческого бытия. Ребенок, отказавшийся расти, символизирует инфантилизм и отрицание общепринятых социально-этических норм. При этом Г. Грасс описывает распад окружающего мира и вину конкретной нации в преступлениях перед человечеством, наделяя Оскара Мацерата чертами трикстера и демиурга. Полученные результаты могут быть применены в учебно-методических пособиях по истории зарубежной литературы, культурологии, а также для написания курсовых и выпускных квалификационных работ студентами гуманитарных направлений обучения.
Кулагина-Ярцева В.С. - Сьюзен Зонтаг. Антрополог как герой (перевод)

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.12135

Аннотация: В своей статье Сьюзен Зонтаг дает обзор работ Клода Леви-Стросса, подчеркивая его отношение к профессии антрополога как к занятию, связанному "с духовным обязательством, наподобие обязательства художника-творца" или психоаналитика. Самую высокую оценку Сьюзен Зонтаг дает работе "Печальные тропики", называя ее "одной из великих книг нашего столетия". Леви-Стросс, родившийся в 1908 г., принадлежал кругу Сартра, Бовуар, Мерло-Понти. Разочаровавшись в философии, он стал заниматься антропологией и в 1935 поехал в Сан-Паулу в качестве профессора антропологии. "Печальные тропики", по мнению Сьюзен Зонтаг, -- это "интеллектуальная биография, образец личной истории" Антрополог профессионально делит мир на "внутри" и "вовне", домашнее и экзотическое, академический городской мир и тропики. Антрополог сознательно использует собственное интеллектуальное отчуждение. Антропология, по Леви-Строссу, это метод политической неангажированности, профессия антрополога требует глубокой беспристрастности. Антрополог, прежде всего, очевидец, поэтому считать, что его можно обучить чисто теоретически, было бы иллюзией. Леви-Стросс предписывает (в "Структурной антропологии") такую технику анализа и записи мифов, которая позволяет компьютерную обработку. Он применяет строгий формализм к традиционным темам-- системе кровного родства, тотемизму, соотношению мифа и ритуала и так далее.
С. Зонтаг - Антрополог как герой (перевод В.С. Кулагиной-Ярцевой) c. 131-138

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.2.65034

Аннотация: В своей статье Сьюзен Зонтаг дает обзор работ Клода Леви-Стросса, подчеркивая его отношение к профессии антрополога как к занятию, связанному "с духовным обязательством, наподобие обязательства художника-творца" или психоаналитика. Самую высокую оценку Сьюзен Зонтаг дает работе "Печальные тропики", называя ее "одной из великих книг нашего столетия". Леви-Стросс, родившийся в 1908 г., принадлежал кругу Сартра, Бовуар, Мерло-Понти. Разочаровавшись в философии, он стал заниматься антропологией и в 1935 поехал в Сан-Паулу в качестве профессора антропологии. "Печальные тропики", по мнению Сьюзен Зонтаг, -- это "интеллектуальная биография, образец личной истории" Антрополог профессионально делит мир на "внутри" и "вовне", домашнее и экзотическое, академический городской мир и тропики. Антрополог сознательно использует собственное интеллектуальное отчуждение. Антропология, по Леви-Строссу, это метод политической неангажированности, профессия антрополога требует глубокой беспристрастности. Антрополог, прежде всего, очевидец, поэтому считать, что его можно обучить чисто теоретически, было бы иллюзией. Леви-Стросс предписывает (в "Структурной антропологии") такую технику анализа и записи мифов, которая позволяет компьютерную обработку. Он применяет строгий формализм к традиционным темам - системе кровного родства, тотемизму, соотношению мифа и ритуала и так далее.
Криницын А.Б. - О своеобразии типа героя-идеолога у Достоевского

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.18424

Аннотация: Целью работы является проследить механизм формирования типа героя-идеолога в послекаторжном творчестве Достоевского, начиная с «Записок из подполья», восстанавливая пропущенные смысловые звенья в отдельных конкретных произведениях за счет наличия общих типических черт и идейных блоков в сознании героев, благодаря чему становится возможным рассматривать творчество 1865-1880х годов как единый гипертекст. Питательной почвой для рождения будущих идей является «подпольная психология», отъединяющая героя от живого общения, и «мечтательство», предопределяющее «фантастическое» и «созерцательное» происхождение идеи. У подобной идеи возможно всего два вектора: богочеловечество и человекобожество. Если идея богочеловечества предполагает восстановление на Земле царства Христова – миллениума, то человекобожество ставит целью «устроиться человечеству на Земле одному без Бога». Переход от романтического индивидуализма к религиозной сверхзадаче (спасению и «преображению» человечества) становится возможен благодаря эстетической составляющей идеи, которая оказывается своего рода идеалом красоты, промежуточным звеном между религиозным и романтическим сознанием. Идея человекобожества становится философской подосновой преступления, которое может задумываться как убийство, политическое убийство, самоубийство, «богоубийство», отцеубийство, которое призвано утвердить его идею и поэтому приобретает в ее контексте сакральный смысл. Мы предлагаем называть это действие сверхпоступком, поскольку он призван решающим образом изменить бытие героя и весь мир вокруг него. Сверхпоступок оказывается единственным действием, на которое способен герой-идеолог – сюжетной кульминацией, единственной в его жизни и судьбе. В конечном итоге герои-идеологи Достоевского – герои одного поступка, но не интриги. Антитезой сверхпоступку становится переживание рая, доступное приверженцам обеих идей В работе используются герменевтический, историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования, с сочетании с данными теологии и культурологии. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о единстве типа героя-идеолога в "пятикнижии" Достоевского, несмотря на внешнюю кардинальное различие их характеров, новое рассмотрение специфики идей героев. Впервые идеология героев Достоевского рассматривается в неразрывной связи с ее психологической подосновой и сюжетной функцией. Результаты работы могут быть использованы при исследовании творчества Достоевского в ВУЗовских общих и специализированных курсах а также при прохождении творчества Достоевского в средней школе.
Криницын А.Б. - О своеобразии типа героя-идеолога у Достоевского c. 144-152

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.2.68041

Аннотация: Целью работы является проследить механизм формирования типа героя-идеолога в послекаторжном творчестве Достоевского, начиная с «Записок из подполья», восстанавливая пропущенные смысловые звенья в отдельных конкретных произведениях за счет наличия общих типических черт и идейных блоков в сознании героев, благодаря чему становится возможным рассматривать творчество 1865-1880х годов как единый гипертекст. Питательной почвой для рождения будущих идей является «подпольная психология», отъединяющая героя от живого общения, и «мечтательство», предопределяющее «фантастическое» и «созерцательное» происхождение идеи. У подобной идеи возможно всего два вектора: богочеловечество и человекобожество. Если идея богочеловечества предполагает восстановление на Земле царства Христова – миллениума, то человекобожество ставит целью «устроиться человечеству на Земле одному без Бога». Переход от романтического индивидуализма к религиозной сверхзадаче (спасению и «преображению» человечества) становится возможен благодаря эстетической составляющей идеи, которая оказывается своего рода идеалом красоты, промежуточным звеном между религиозным и романтическим сознанием. Идея человекобожества становится философской подосновой преступления, которое может задумываться как убийство, политическое убийство, самоубийство, «богоубийство», отцеубийство, которое призвано утвердить его идею и поэтому приобретает в ее контексте сакральный смысл. Мы предлагаем называть это действие сверхпоступком, поскольку он призван решающим образом изменить бытие героя и весь мир вокруг него. Сверхпоступок оказывается единственным действием, на которое способен герой-идеолог – сюжетной кульминацией, единственной в его жизни и судьбе. В конечном итоге герои-идеологи Достоевского – герои одного поступка, но не интриги. Антитезой сверхпоступку становится переживание рая, доступное приверженцам обеих идей В работе используются герменевтический, историко-литературный и сравнительно-типологический методы исследования, с сочетании с данными теологии и культурологии. Особым вкладом автора в исследование темы является вывод о единстве типа героя-идеолога в "пятикнижии" Достоевского, несмотря на внешнюю кардинальное различие их характеров, новое рассмотрение специфики идей героев. Впервые идеология героев Достоевского рассматривается в неразрывной связи с ее психологической подосновой и сюжетной функцией. Результаты работы могут быть использованы при исследовании творчества Достоевского в ВУЗовских общих и специализированных курсах а также при прохождении творчества Достоевского в средней школе.
Консон Г.Р. - Лорд Генри Уоттон — скрытый дьявол в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.12975

Аннотация: В статье рассматривается идея воплощения скрытого дьявола в образе Генри Уоттона в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и условия такого воплощения, каким оказывается культ дендизма, эпатажным выразителем которого был сам Уайльд. Обозревая научно-критическую литературу об истоках этого произведения, автор статьи показывает, как эстетская позиция Уайльда сформировалась в конгломерате многообразных философско-художественных традиций, где индивидуализирующую роль играла матрица сказки. В своём исследовании автор выявляет сначала косвенную характеристику лорда Генри, в которой содержится некая двойственность: при внешнем лоске и остроумии — избыток аморальных качеств, в результате чего окружающие сравнивают его с демоном. Но, главное, этот светский лев стремится развенчать устоявшиеся моральные ценности, вследствие чего он является источником катастрофизма для социума. В действительности Уоттон также ниспровергает общечеловеческие устои. Он не признаёт нравственные нормы, внедряет в Дориана идею жизни вне морали, поскольку, согласно лорду Генри, человека тяготят созданные им самим законы морали. В методе исследования комбинируются типы исторического, этико-философского, эстетического, литературного и сравнительного анализов, что в целом даёт возможность рассмотреть явление демонологии. Научная новизна статьи заключается в обосновании авторской трактовки эстетизма лорда Уоттона, который в концепции исследователя является катастрофически опасным для общества, поскольку в нравственном отношении он носит ариманический характер. Поэтому в выводах автор работы приходит к заключению, что лорд Уоттон, хотя и не лишён положительных качеств, является человеком с дьявольским нутром жестокого циника и нигилиста, небрежным типом преступника, искушающим, а в конечном счёте растлевающим молодёжь, в частности юного Дориана. В этом растлении, которое для юноши оказывается катастрофическим, он находит не только смысл своей праздной жизни, но и получает преданную душу зомбированной им и исковерканной личности.
Консон Г.Р. - Лорд Генри Уоттон — скрытый дьявол в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» c. 227-237

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.65665

Аннотация: В статье рассматривается идея воплощения скрытого дьявола в образе Генри Уоттона в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» и условия такого воплощения, каким оказывается культ дендизма, эпатажным выразителем которого был сам Уайльд. Обозревая научно-критическую литературу об истоках этого произведения, автор статьи показывает, как эстетская позиция Уайльда сформировалась в конгломерате многообразных философско-художественных традиций, где индивидуализирующую роль играла матрица сказки. В своём исследовании автор выявляет сначала косвенную характеристику лорда Генри, в которой содержится некая двойственность: при внешнем лоске и остроумии — избыток аморальных качеств, в результате чего окружающие сравнивают его с демоном. Но, главное, этот светский лев стремится развенчать устоявшиеся моральные ценности, вследствие чего он является источником катастрофизма для социума. В действительности Уоттон также ниспровергает общечеловеческие устои. Он не признаёт нравственные нормы, внедряет в Дориана идею жизни вне морали, поскольку, согласно лорду Генри, человека тяготят созданные им самим законы морали. В методе исследования комбинируются типы исторического, этико-философского, эстетического, литературного и сравнительного анализов, что в целом даёт возможность рассмотреть явление демонологии. Научная новизна статьи заключается в обосновании авторской трактовки эстетизма лорда Уоттона, который в концепции исследователя является катастрофически опасным для общества, поскольку в нравственном отношении он носит ариманический характер. Поэтому в выводах автор работы приходит к заключению, что лорд Уоттон, хотя и не лишён положительных качеств, является человеком с дьявольским нутром жестокого циника и нигилиста, небрежным типом преступника, искушающим, а в конечном счёте растлевающим молодёжь, в частности юного Дориана. В этом растлении, которое для юноши оказывается катастрофическим, он находит не только смысл своей праздной жизни, но и получает преданную душу зомбированной им и исковерканной личности.
Консон Г.Р. - Жанрово-психологические традиции введения образа чёрта в жизнь литературного героя

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.12970

Аннотация: В статье анализируются источники романного жанра, среди которых особое место уделяется мениппее, характеризующейся сочетанием несовместимых мыслей, профанацией общепринятых ценностей, особым карнавальным ощущением. В конгломерате таких качеств автор исследования видит одну из самых острых и динамичных характеристик дьявола — его цинизм. Специфическим же в исследуемой романной драматургии является показ героя в состоянии деперсонализации (раздвоения сознания), благодаря чему заостряется внимание на условиях для введения мотива двойничества как определённой сферы демонического. Метод исследования выработан на основе синтеза исторического, этико-философского, психологического, литературного и компаративного типов анализа, а также выявления демонологического феномена. Научная новизна статьи проявилась в этической концепции, объясняющей появление дьявола как следствие нарушения личностью моральных устоев общества, в результате чего образы пришельцев из подземного мира возникают в сознании героев в качестве их нравственного возмездия. В итоге появление в художественных произведениях образа чёрта автор статьи осмысливает не как реальное существо из Преисподней, а временное расщепление сознания героя, у которого когнитивное наблюдающее «я» оказывается сильнее эмоционально переживающего «я».
Консон Г.Р. - Жанрово-психологические традиции введения образа чёрта в жизнь литературного героя c. 322-330

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.4.65772

Аннотация: В статье анализируются источники романного жанра, среди которых особое место уделяется мениппее, характеризующейся сочетанием несовместимых мыслей, профанацией общепринятых ценностей, особым карнавальным ощущением. В конгломерате таких качеств автор исследования видит одну из самых острых и динамичных характеристик дьявола — его цинизм. Специфическим же в исследуемой романной драматургии является показ героя в состоянии деперсонализации (раздвоения сознания), благодаря чему заостряется внимание на условиях для введения мотива двойничества как определённой сферы демонического. Метод исследования выработан на основе синтеза исторического, этико-философского, психологического, литературного и компаративного типов анализа, а также выявления демонологического феномена. Научная новизна статьи проявилась в этической концепции, объясняющей появление дьявола как следствие нарушения личностью моральных устоев общества, в результате чего образы пришельцев из подземного мира возникают в сознании героев в качестве их нравственного возмездия. В итоге появление в художественных произведениях образа чёрта автор статьи осмысливает не как реальное существо из Преисподней, а временное расщепление сознания героя, у которого когнитивное наблюдающее «я» оказывается сильнее эмоционально переживающего «я».
Фетисова Е.Э. - Структура и генезис неоакмеизма: эволюция индивидуального авторского пути и типология культурных «кодов»

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.20338

Аннотация: Статья посвящена неоакмеизму как малоизученной культурной парадигме, феномену «русского Ренессанса» ХХ века, его истории, основанию, структуре и генезису, концепции «семантической поэтики» как его традиционного онтологического «ядра». Статья исследует мифопоэтику неоакмеизма в русле его философско-художественной платформы. Мифология рассматривается как онтологическое ядро «семантической поэтики». Представленная статья является попыткой построения философско-культурной парадигмы неоакмеизма, а также некоторой универсальной методологии герменевтического анализа поэзии в русле синергетического сосуществования философии и филологии (литературоведения) в пространстве единого онтологического дискурса. Самостоятельный статус методологии подразумевает то, что она включает в себя моделирующую мир онтологию. Этот фактор особенно важен для анализа поэтического текста, так как творчество акмеистов априори онтологично и создает авторскую миромоделирующую реальность. Методология имеет своей целью обеспечение научного (в том числе и гуманитарного познания) через использование специально выверенной нормативной системы апробированного анализа научного объекта - в данном случае, поэтического текста. Поэтому в данной статье на методологию возлагается задача изучить и классифицировать творчество всех неоакмеистов и через образцы, нормы, правила анализа поэтического текста привести неоакмеизм как масштабную философско-культурную парадигму к некоторому «общему знаменателю». При этом необходимо учитывать, что именно философия располагает методологическим инструментарием, служащим образцом (моделью) решения исследовательских задач литературоведения, и в данном случае успешно применяется к анализу поэтического текста. В методологическом аппарате философии, филологии и культурологии необходимо описывать литературу как единый текст, если угодно, - единый метатекст. Делается закономерный вывод о том, что индивидуальная авторская мифология и типология культурных «кодов» адептов акмеизма (Н. Гумилева и А. Ахматовой) создает мощное ассоциативное поле, позволяющее рассматривать попадающие в ее орбиту произведения неоакмеизма и мировой литературы в целом как части единого смыслопорождающего механизма философии культуры и ее грандиозного онтологического феномена - «Проекта “Акмеизм”». Обосновывается важнейший тезис о том, что в «семантической поэтике» единого акмеистического текста имеются некие устойчивые онтологические константы (антропоцентризм, субъективизм, возрождение культурных архетипов, память «ненапрасного прошлого»), иными словами, внутренний ментальный код русской культуры, учитывающий индивидуальность каждого отдельного поэта-творца, но одновременно позволяющий системе (философско-культурной парадигме неоакмеизма) не только не распадаться, но и объединять в своей орбите порою содержательно и формально совсем непохожих художников, обеспечивая парадигме устойчивость и жизнеспособность на протяжении ХХ-ХХI веков. Этот «код» становится аксиологической константой русской культуры и делает ее уникальной. Исследовательская стратегия позволяет реконструировать данный ментальный код в новом историческом контексте. Автор также классифицирует «ахматовский миф», приходит к выводу, что «синхронно-реминисцентный хронотоп» создает «монолог на полифонической основе» и специфическую мифологию, которая формирует, в свою очередь, поэтическую модель мира.
Фетисова Е.Э. - Структура и генезис неоакмеизма: эволюция индивидуального авторского пути и типология культурных «кодов» c. 325-333

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.4.68542

Аннотация: Статья посвящена неоакмеизму как малоизученной культурной парадигме, феномену «русского Ренессанса» ХХ века, его истории, основанию, структуре и генезису, концепции «семантической поэтики» как его традиционного онтологического «ядра». Статья исследует мифопоэтику неоакмеизма в русле его философско-художественной платформы. Мифология рассматривается как онтологическое ядро «семантической поэтики». Представленная статья является попыткой построения философско-культурной парадигмы неоакмеизма, а также некоторой универсальной методологии герменевтического анализа поэзии в русле синергетического сосуществования философии и филологии (литературоведения) в пространстве единого онтологического дискурса. Самостоятельный статус методологии подразумевает то, что она включает в себя моделирующую мир онтологию. Этот фактор особенно важен для анализа поэтического текста, так как творчество акмеистов априори онтологично и создает авторскую миромоделирующую реальность. Методология имеет своей целью обеспечение научного (в том числе и гуманитарного познания) через использование специально выверенной нормативной системы апробированного анализа научного объекта - в данном случае, поэтического текста. Поэтому в данной статье на методологию возлагается задача изучить и классифицировать творчество всех неоакмеистов и через образцы, нормы, правила анализа поэтического текста привести неоакмеизм как масштабную философско-культурную парадигму к некоторому «общему знаменателю». При этом необходимо учитывать, что именно философия располагает методологическим инструментарием, служащим образцом (моделью) решения исследовательских задач литературоведения, и в данном случае успешно применяется к анализу поэтического текста. В методологическом аппарате философии, филологии и культурологии необходимо описывать литературу как единый текст, если угодно, - единый метатекст. Делается закономерный вывод о том, что индивидуальная авторская мифология и типология культурных «кодов» адептов акмеизма (Н. Гумилева и А. Ахматовой) создает мощное ассоциативное поле, позволяющее рассматривать попадающие в ее орбиту произведения неоакмеизма и мировой литературы в целом как части единого смыслопорождающего механизма философии культуры и ее грандиозного онтологического феномена - «Проекта “Акмеизм”». Обосновывается важнейший тезис о том, что в «семантической поэтике» единого акмеистического текста имеются некие устойчивые онтологические константы (антропоцентризм, субъективизм, возрождение культурных архетипов, память «ненапрасного прошлого»), иными словами, внутренний ментальный код русской культуры, учитывающий индивидуальность каждого отдельного поэта-творца, но одновременно позволяющий системе (философско-культурной парадигме неоакмеизма) не только не распадаться, но и объединять в своей орбите порою содержательно и формально совсем непохожих художников, обеспечивая парадигме устойчивость и жизнеспособность на протяжении ХХ-ХХI веков. Этот «код» становится аксиологической константой русской культуры и делает ее уникальной. Исследовательская стратегия позволяет реконструировать данный ментальный код в новом историческом контексте. Автор также классифицирует «ахматовский миф», приходит к выводу, что «синхронно-реминисцентный хронотоп» создает «монолог на полифонической основе» и специфическую мифологию, которая формирует, в свою очередь, поэтическую модель мира.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.