Филология: научные исследования - рубрика Герменевтика
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Герменевтика"
Герменевтика
Разин А.А. - Учиться на положительных примерах и чужих ошибках
Аннотация: Выдающиеся люди наряду с плодотворной деятельностью нередко совершают непростительные ошибки, которые приводят к трагическому концу. Известные личности нередко страдают от дефицита любви или оказываются жертвой погони за славой Автор размышляет по поводу взаимообусловленности социокультурной среды и качеств личности, отмечает изъяны цивилизации, акцентирует внимание читателя на проблеме сохранения этнокультуры и нелинейного мышления.
Е.А. Попов - Алогизм ы в газетном тексте: проблема исследования c. 25-30
Аннотация: статья посвящается проблемам исследования алогизма в газетном тексте. Как известно, с развитием печатных средств массовой коммуникации возрастает количество языковых нарушений, связанных с продуцированием в них различных логических ошибок. С одной стороны, это существенно затрудняет понимание такого текста, заставляет адресата многократно интерпретировать полученную информацию, с другой же стороны, нередки случаи намеренного использования алогизмов в газетном тексте. Это повышает их стилистическую окрашенность, экспрессивную оценочность. Проблемам выделения именно этих уровней продуцирования алогизмов уделяется особое внимание в настоящей статье.
Подчасов А.С. - Понятие Слава в русской духовной культуре и светском дискурсе c. 36-44

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.8.31778

Аннотация: Статья посвящена концептуализации понятия Слава в русской духовной культуре и в светском дискурсе.В текстах Священного Писания Слава этимологически тесно связана с древнееврейским корнем kbd (быть тяжелым, важным, печень), что придает этому понятию дополнительные смыслы, не зафиксированные словарями. В частности, древние евреи понимали под Славой истинную ценность предметов материального и нематериального мира, которая могла быть измерена, «взвешена».Использование слова Слава в народном фольклоре, в частности, в подблюдных песнях, в качестве императива-заклинания может свидетельствовать о вере в магические свойства этого имени, а также о соединении в сознании людей языческого действа с религиозным обрядом. В результате сравнительно-сопоставительного и герменевтического анализа автор приходит к выводу о том, что в религиозном контексте Слава сохранила в себе представление о взаимосвязности и взаимообусловленности слуха и речи, присущие индоевропейскому корню kleu-, от которого берет свое начало. В результате многовекового процесса де-онтологизации, Слава утратила свою внутреннюю форму, ценностные элементы своей семантической структуры, что привело к искажению этого христианского понятия в сознании носителей русского языка. В светском, профанном дискурсе главным значением Славы стало известность. Тем не менее, в сознании носителей русского языка слово Слава было и остается важным источником культурно-лингвистической информации, которое невозможно понять без обращения к истории, традициям и религии народа.
Безруков А.Н. - Метакритика художественной манеры письма: Венедикт Ерофеев о Владимире Маяковском c. 65-74

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.10.32003

Аннотация: Венедикт Ерофеев является знаковой и сложной фигурой русской литературы второй половины ХХ века. Ерофеев один из первых, кто смог иначе, по-новому выразить свое отношение к реалиям жизни, предложить новый тип оценки бытия. Объектом исследования данной работы является вступительное сочинение Венедикта Ерофеева, которое было написано в 1961 году при поступлении во Владимирский государственный педагогический институт. Основной предмет анализа – объективация метакритической оценки Венедиктом Ерофеевым поэмы Владимира Маяковского «Хорошо!». Методология исследования находится на грани концептуальной оценки текста, герменевтического толкования сочинения, структурного и компаративного подходов. Объединяет намеченный круг методов базис рецептивной критики, которая, на наш взгляд, взята Венедиктом Ерофеевым как принцип дешифровки поэмного конструкта Маяковского. Новизна и актуальность работы заключается в том, что вступительное сочинение Вен. Ерофеева еще не было детально изучено и прокомментировано в критической массе научных источников. Письменная работа Вен. Ерофеева имеет явно гуманитарный, особо филологический оттенок. Автор создает текст по достаточно неординарной исследовательской схеме: от эмоционально чувственной фиксации переживаний Владимира Маяковского до верификации положений синтеза личного и общественного порядка в поэме «Хорошо!». Метакритика стиля, художественной манеры Маяковского в сочинении Венедикта Ерофеева дается не только с позиций точечной оценки текста поэта-футуриста, но и с воззрений интенсивного редуцирования потенциально заложенного смысла.
Воробей И.А. - "Бедный" бог "Часослова" Р.М. Рильке

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.4.17522

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является языковая реализация и интерпретация поэтического концепта "Бог" в цикле "Часослов" австрийского поэта 20 века Райнера Мария Рильке. Автор предлагает определение поэтического концепта, актуальное для исследований в рамках лингвистической поэтики. Особое значение уделяется понятию "смысл". Поэтические смыслы образуют отличный смысл концепта на базе общепринятого значения. Проанализированы лексическая и смысловая структуры концепта "Бог". Основое содержание статьи посвящено интерпретации исследуемого концепта.Установлены взаимосвязи с другими концептами цикла. Для исследования поэтического концепта автор предлагает герменевтико-лингвистический метод, основанный на сочетании метода текстового анализа Р. Барта, метода предикатных гнёзд и метода герменевтического круга. Внимание исследователей поэзии Р.М. Рильке в основном обращено в сторону периода позднего творчества, цикл "Часослов", относящийся к раннему периоду, оставался за рамками исследований. Данная работа восполняет этот пробел. Новизна исследования заключается также в новой методике анализа поэтического текста, сочетающей в себе лингвистические и герменевтические методы.
Воробей И.А. - "Бедный" бог "Часослова" Р.М. Рильке c. 340-344

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.4.67372

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является языковая реализация и интерпретация поэтического концепта "Бог" в цикле "Часослов" австрийского поэта 20 века Райнера Мария Рильке. Автор предлагает определение поэтического концепта, актуальное для исследований в рамках лингвистической поэтики. Особое значение уделяется понятию "смысл". Поэтические смыслы образуют отличный смысл концепта на базе общепринятого значения. Проанализированы лексическая и смысловая структуры концепта "Бог". Основое содержание статьи посвящено интерпретации исследуемого концепта.Установлены взаимосвязи с другими концептами цикла. Для исследования поэтического концепта автор предлагает герменевтико-лингвистический метод, основанный на сочетании метода текстового анализа Р. Барта, метода предикатных гнёзд и метода герменевтического круга. Внимание исследователей поэзии Р.М. Рильке в основном обращено в сторону периода позднего творчества, цикл "Часослов", относящийся к раннему периоду, оставался за рамками исследований. Данная работа восполняет этот пробел. Новизна исследования заключается также в новой методике анализа поэтического текста, сочетающей в себе лингвистические и герменевтические методы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.