Филология: научные исследования - рубрика Риторика
по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Рубрика "Риторика"
Риторика
Анненкова И.В. - Риторический ренессанс ХХ века: основные направления в зарубежной и отечественной гуманитарной науке (Вариант: Место риторики в зарубежной и отечественной филологии)
Аннотация: Статья посвящена путям возрождения риторики, или так называемому «риторическому ренессансу» ХХ века. Зарубежные и отечественные филологи и философы обратили свои взоры к этой забытой науке, некогда породившей многие дисциплины: стилистику, прагматику, когнитивистику и др. Оказалось, что риторика может синтезировать в себе достижения своих «дочек» и предложить не только общественную рефлексию по окультуриванию общества (точнее – общественной коммуникации), но и рефлексию научную, с осмыслением ментально-дискурсивных процессов в различных национальных культурах.
И.В. Анненкова - Место риторики в зарубежной и отечественной филологии c. 5-24
Аннотация: статья посвящена путям возрождения риторики, или так называемому «риторическому ренессансу» ХХ века. Зарубежные и отечественные филологи и философы обратили свои взоры к этой забытой науке, некогда породившей многие дисциплины: стилистику, прагматику, когнитивистику и др. Оказалось, что риторика может синтезировать в себе достижения своих «дочек» и предложить не только общественную рефлексию по окультуриванию общества (точнее — общественной коммуникации), но и рефлексию научную, с осмыслением ментально-дискурсивных процессов в различных национальных культурах.
Руднева О.В. - Аналогия как риторический прием и лингвокогнитивный феномен в публичной лекции c. 10-20

DOI:
10.7256/2454-0749.2022.5.37804

Аннотация: В статье анализируются особенности функционирования аналогии в общественно-научных текстах на материале публичных лекций по истории. Аналогия рассматривается как лингвокогнитивный феномен и риторический прием. Целью статьи является изучение функций аналогии в структуре публичной лекции, особенностей ее использования при описании исторических событий. Методология исследования основывается на общенаучных методах описания, интерпретации, сравнения и классификации, также используются узкоспециальные методы компонентного и стилистического анализа в рамках коммуникативно-прагматического, функционально-семантического и лингвокогнитивном подходов. Объектом исследования стали репрезентации аналогии как способа обработки объективной информации, как средства взаимодействия с аудиторией и как компонента языковой картины мира личности лектора. Предметом исследования стали механизмы реализации аналогии, ее структурно-стилистическая специфика и функциональная характеристика. Новизна исследования состоит в применении сопоставительного аспекта в изучении общих особенностей использования аналогии на материале исторических материалов. Делается вывод, что использование аналогии зависит от сферы применения в большей степени, чем от особенностей языковой личности лектора. На примере анализа корпуса публичных лекций можно сделать вывод о стандартизированности использования приемов в публичной лекции, а приемы логического построения научного изложения, являющиеся одной из особенностей научного стиля, в данном жанре сочетается с экспрессивностью и наглядностью. Варьирование стилистических средств зависит не только целей коммуникации, особенностей адресации, но и от конкретной языковой личности и характера содержания лекции. Расширяется спектр способов привлечения внимания и активизации интереса к выдвигаемой проблеме, что ведет за собой использование выразительных средств, не характерных для собственно научного стиля, реализующих коммуникативные цели автора.
Машкович О.А. - Аксиологические доминанты риторического идеала современного студенчества в текстах президентских выступлений c. 34-44

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.6.35884

Аннотация: Объектом исследования является риторический идеал современного студенчества. Предметом исследования выступают средства вербализации аксиологических доминант риторического идеала современного студенчества. Цель исследования заключается в выявлении системы средств экспликации ценностно-речевых доминант риторического идеала российского студенчества в текстах публичных выступлений Президента РФ В. Путина, признанного молодежью в качестве успешного оратора. Методами исследования выступили анкетирование и лингвоаксиологическая интерпретация. Особое внимание уделяется описанию выявленных в ходе анкетирования студентов российских вузов коммуникативно-речевых ценностей современного студенчества, сформированных в условиях информатизации и глобализации общества, появления новых коммуникативных пространств и условий коммуникации. Анализ текстов Президента позволил обозначить систему средств вербализации аксиологических доминант современного студенчества. Было установлено, что демонстрация уважения к собеседнику эксплицируется посредством речевого акта приветствия, этикетными формулами, определенным репертуаром тем. Аксиологическая доминанта естественности эксплицируется на лексическом уровне элементами разговорной речи, прецедентными высказываниями, образной лексикой. Синтаксическими средствами выражения естественности выступает инверсия. Истинность вербализуется посредством аргументации. В качестве средств убеждения и усиления аргументации в текстах В. Путина используется модально-оценочная лексика, тактика акцентирования смысловых частей речи. Ведущими средствами диалогичности являются средства адресации и авторизации, вопросно-ответные формы и риторические вопросы, приемы генерализации и конкретизации, этикетные формулы приветствия и поздравления, комплиментарные речевые акты. Результаты исследования демонстрируют, что статус В. Путина как эффективного оратора в коммуникативном сознании молодого поколения определяется использованием в текстах средств, вербализующих актуальные для современного студенчества аксиологические доминанты.
Ежкова В.А. - Категория модальности в риторике c. 38-47

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.3.33413

Аннотация: В статье на материале исследований специалистов по теории аргументации (С. Тулмин, Х. Перельман, Л. Ольбрехт-Тытека) и ученых-риторов (Ю. В. Рождественский, А. А. Волков) рассматривается категория модальности и ее роль в структуре убеждающего текста. В теории аргументации обозреваются две концепции модальности: согласной одной из них модальность является составляющей частью аргумента, согласно другой – способом выражения мысли с точки зрения цели высказывания. Взгляды исследователей сравниваются с собственным определением модальности, применительно к которому модальность может указывать на статус предложения относительно реальности/ирреальности (семантическая модальность) или выражать иллокутивную функцию высказывания (прагматическая модальность). Дается представление о модальности не только в рамках теории аргументации, но и риторики в целом. Прослеживаются пересечения между взглядами специалистов по теории аргументации и ученых-риторов. Выдвигается положение о том, что в ораторской прозе модальность наравне с другими модусными категориями способствует выражению двух риторических целей: убедить адресата в своих взглядах (оценка) и убедить адресата действовать необходимым образом (предписание). Делается заключение о том, что риторика помогает расширить понимание модальности в науке и дает инструменты для анализа роли и места модальности в убеждающем тексте.
Лагутина А.В., Лалова Т.И. - Лексические и стилистические средства текстов предвыборных дебатов как один из способов коммуникативного воздействия на электорат c. 42-51

DOI:
10.7256/2454-0749.2020.6.32977

Аннотация: Представленная статья посвящена описанию результатов, полученных в ходе проведения лексико–семантического анализа текстов предвыборных теледебатов. Материалом приведенного исследования послужили выступления кандидатов на пост главы Пятой Республики в ходе президентских кампаний 2012 и 2017 годов. Задачей указанного анализа является изучение способов оказания воздействия на потенциальных избирателей при помощи лингвистических средств. В настоящей работе был проведен лексико-семантико-стилистический анализ исследовательского материала, а также была изучена содержательная структура отобранных текстов. Авторами был проанализирован смысл реплик предвыборных теледебатов, представленных совокупностью переданной в них эксплицитной и имплицитной информацией. Также в данную статью была включена сводная таблица, демонстрирующая ядерные лексемы противопоставленных семантических комплексов текстов. Результаты, полученные в ходе лексико-семантико-стилистического анализа, подтверждают предположение авторов о наличии в текстах выступлений предвыборных теледебатов смысловых противопоставлений, являющихся одним из способов влияния на электорат.
Авакова О.В. - Интенсивное обучение студентов технического вуза профессиональной терминологии c. 51-60

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.2.33058

Аннотация: Автор поднимает проблему интенсификации обучения студентов технического вуза профессиональной терминологии. В данном исследовании приводится краткий обзор методов, применяемых при профессионально-профилированном обучении и их анализ. В статье определена роль профессиональной терминологии в процессе обучения языку для специальных целей и подтверждается мысль о том, что правильная организация методического обеспечения способствует повышению уровня общеучебных и профессиональных компетенций студентов технических специальностей на практических занятиях по английскому языку, а также помогает студентам приобрести навыки корректного восприятия и использования терминологического массива своей профессиональной отрасли. Автор подчеркивает тот факт, что становление и развитие средств выражения понятий той или иной науки проходит в тесном взаимодействии с процессом становления самой науки и полностью отражает этапы ее развития.    Новизна исследования определяется выбором поставленных задач и самого объекта исследования. Предлагаемая в статье технология представляет алгоритм действий преподавателя иностранного языка для организации интенсивной работы студентов в процессе обучения профессиональной технической терминологии и чтению как специальных учебно-научных текстов, так и текстов, относящихся к другим стилям речи, с учётом коммуникативных задач профессионального модуля на занятиях. Автором сделан вывод, что усвоение профессиональной технической терминологии может быть эффективным, если разработана структура методической работы, обеспечивающей последовательность усложнения заданий по овладению и закреплению профессиональной терминологии.
Андреева Е.В., Архипова М.П. - Речевое манипулирование как метод воздействия на общественное мнение в период пандемии COVID-19 c. 52-61

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.6.35922

Аннотация: Предмет исследования - эффективные приемы речевой манипуляции и коммуникации, позволившие контролировать ситуацию во избежание общественной паники и дестабилизации ситуации в Республике Саха (Якутия) во время пандемии. Авторами изучены такие феномены, как речевое воздействие и речевая манипуляция, проанализированы существующие в российской и зарубежной практике научные и практические подходы к использованию речевой манипуляции в социально-политическом дискурсе. На примере речей Главы Республики Саха (Якутия) А. С. Николаева авторами проанализированы языковые средства и речевые приемы, которые использовались в ходе развития эпидемиологической ситуации с целью воздействия на общественное мнение в Республике Саха (Якутия), определены причины и частота употребления выявленных приемов, степень речевого воздействия главы Якутии на общественное мнение в зависимости от использованных каналов коммуникации. Для анализа использовался контент сайтов правительства Республики Саха (Якутия), региональные новостные сайты, тексты обращений в социальных сетях. Основными результатами проведенного исследования являются выводы о том, что наиболее эффективными приемами речевой манипуляции являются приемы внушения, побуждения и убеждения, воздействующие на эмоции и чувства людей и апеллирующие к основной повестке в обществе – безопасности населения во время пандемии; эффективными каналами коммуникации являются социальные сети, что обусловлено такими географическими и социально-политическими особенностями региона, как большая территория, сохранение элементов традиционной политической культуры (власть авторитета, лидера, прямое общение с властью и чувство защищенности ею); речевое манипулирование позволило влиять на общественное мнение, избежать массовых волнений, обеспечить среди населения чувство безопасности и защищенности со стороны государства.
Люлина А.В. - Предисловие к предвыборному манифесту как особый тип манипулятивного текста c. 53-58

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.1.25283

Аннотация: Предвыборный агитационный дискурс содержит большое количество текстотипов с доминирующей манипулятивной интенцией. Одним из самостоятельных текстотипов предвыборного агитационного дискурса мы предлагаем считать предисловие к предвыборному манифесту, имеющее особые структурно-интенциональные характеристики. В предлагаемом исследовании на материале предвыборных манифестов трех ведущих политических партий Великобритании впервые выявляются особенности текстотипа "предисловие к предвыборному манифесту", который выступает в качестве объекта исследования. При этом предметом исследования становятся структурно-интенциональные особенности данного текстотипа. В предлагаемом исследовании используется авторский реципиентоцентрический подход с интенциональным анализом в качестве основного научного метода. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выделяется, описывается и анализируется такой особый тип манипулятивного текста, как "предисловие к предвыборному манифесту политической партии". Основными результатами исследования можно считать следующие: изучаемый текстотип имеет особое интенциональное содержание (манипулятивная интенция, аттрактивная интенция, декларативная интенция), характеризуется обращенностью к массовому реципиенту от первого лица, имеет подпись лидера партии и определенный объем сообщения. Кроме того, для него характерны частая актуализация социально-эволюционной мишени манипуляции массовым реципиентом "бинаризм мышления и оценки", частая актуализация мишени манипуляции массовым реципиентом "базовые эмоции", частое использование абдуктивных речевых актов, частое использование реитеративных речевых актов.
Клецкая С.И. - Смысловой синкретизм в «Диких животных сказках» Л. С. Петрушевской c. 65-74

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.3.23715

Аннотация: Предметом исследования являются языковые и лингво-поэтические аспекты смыслового синкретизма «Диких животных сказок» Л. С. Петрушевской, который рассматривается в связи со специфической моделью сказочного двоемирия, характерного для цикла. В статье анализируются проявления смыслового синкретизма в узком контексте и контексте цикла в целом, выявляются роль метафорических механизмов в конструировании мира «Диких животных сказок», а также конфликтность, взаимное исключение явно или имплицитно присутствующих смыслов, их литературные, культурные, языковые и внеязыковые источники Результаты исследования базируются на наблюдении за закономерностями смысловой организации цикла и анализе взаимосвязей компонентов, которые участвуют в формировании смыслового синкретизма «Дикие животные сказки» впервые рассматриваются через призму категории «синкретизм», которая предоставляет надежную основу для осмысления важных аспектов смысловой и формальной организации цикла, определяющих его специфику и уникальность. Смысловой синкретизм «Диких животных сказок» возникает из специфической концепции двоемирия, основанной на взаимном отображении человеческого и животного миров, и осложняется за счет вовлечения языковых коннотаций, культурных стереотипов, актуальных реалий культуры и быта, результатов метафорического осмысления явлений действительности. Смысловой синкретизм в «Диких животных сказках» либо выражается через обыгрывание семантики конкретной языковой единицы в контексте, либо сосредотачивается вокруг других языковых единиц, репрезентирующих важные компоненты художественного мира цикла (прежде всего, имен персонажей).
Грехнева Л.В., Кривов С.В., Старкин С.В. - Проблемы формулировки анкетных вопросов: социолого-лингвистический анализ c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.1.34711

Аннотация: Наиболее важной частью подготовки к проведению массового опроса является правильная постановка вопросов, позволяющая выявить и измерить предпочтения, опыт и мотивы поведения респондентов. Несмотря на важность осуществления адекватной выборки опрашиваемых и использования эффективных методик обработки полученной информации, результаты самого исследования будут неточны без корректно сформулированных и понятных респондентам вопросов. Выбор слов и построение фраз имеют решающее значение для понимания вопроса и его интерпретации респондентом, поскольку даже небольшие различия в формулировках могут существенно повлиять на результаты. В настоящей работе делается попытка осуществления социолого-лингвистического анализа проблем, связанных с формулировкой вопросов в анкетах для массовых опросов по актуальным политическим вопросам.     Таким образом, анализ анкетных вопросов, используемых при проведении опросов общественного мнения, выявил ряд значимых факторов, влияющих на достоверность и точность результатов исследования. Выявленные проблемы многогранны и отражают различные аспекты формулировки вопросов анкет. Анализ структурного аспекта показал значимость верного выбора типа вопроса – открытого или закрытого. Уместность того или иного вида определяется прежде всего содержанием самого вопроса, целями и задачами исследования, характеристикой респондентов. Исследование речевой формы вопросов (лингвистический аспект) показало значимость отбора языковых единиц при создании доступных для восприятия смысла формулировок. Важнейшую роль при этом играют лексические и синтаксические единицы языка. Весьма значимым представляются также результаты содержательного анализа формулировок анкетных вопросов. Основные проблемы в рамках данного аспекта связаны с навязыванием определенных ответов с помощью несбалансированных или наводящих вопросов, а также с помощью различных негативных эффектов, появляющихся в результате определенного размещения вопросов в анкете или создания нужного контекста. Все указанные проблемы существенно влияют на качество проводимых опросов.
Ткаченко О.Ю. - «Бунт» Ивана Карамазова как образец риторической аргументации c. 75-81

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.5.30795

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются значимые риторические особенности фрагмента романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы", известного как "бунт" Ивана, которые позволяют рассмотреть один из центральных монологов романа как аргументирующий текст. В статье последовательно рассматриваются структура тезиса, специфика аргументов и целевая установка речи персонажа, позволяющие вскрыть механизмы ее воздействия как на другого персонажа, так и на читателя романа. Анализ этих компонентов аргументирующего высказывания показывает, что сила речь Ивана имеет риторическую природу, а сама речь – манипулирующий характер: герой использует многочисленные уловки, обеспечивающие видимость неопровержимости его идей при слабой логической структуре аргументации. В статье используется методология, принятая в риторической поэтике, предполагающая изучение художественного текста как воздействующего и исследование художественного потенциала встречающихся в тексте традиционных риторических форм. Новизна исследования заключается в том, что речь Ивана рассматривается в нем как самостоятельное риторическое событие, исследуется в первую очередь в контексте диалога героя с братом. Такой анализ микроуровня риторической структуры текста представляется особенно актуальным для исследования полифонического романа и изучения феномена самостоятельности голосов и идей героев Ф. М. Достоевского.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.