по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 07, 2021
Выходные данные сетевого издания "Филология: научные исследования"
Номер подписан в печать: 20-07-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
ISSN: 2454-0749
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2021
Языкознание
Кулешова В.О. - Когнитивный анализ терминосистемы как основа методологии проектирования словаря для специальных целей c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.35939

Аннотация: Создавая словари специальной лексики, ученые сталкиваются со множеством проблем, начиная с определения границ терминологии и заканчивая решением вопроса о включении предложных словосочетаний в словарь. Целью данного исследования является показать возможность использования методов когнитивного анализа семантики термина для создания инструмента проектирования словаря терминов. В статье представлен обзор концептуального и тематического анализов терминологии фотонных кристаллов, которые были положены в основу трех способов систематизации терминологической лексики в словаре. Кроме того, проведен анализ авторских установок специальных словарей со сходной тематикой и выявлены проблемы, решение которых учитывалось при разработке способов систематизации терминологической лексики в словаре.    Проведённые анализы позволили выделить следующие способы систематизации терминов в словаре: по наукам-донорам, по этапам исследования и по тематическим группам. Любой из представленных способов и все в совокупности обозначают границы терминосистемы, определяют место термина в этой терминосистеме, систематизируют знания по предмету и позволяют легче усваивать новые термины. Более того, такой подход к проектированию специальных словарей позволяет адаптировать словари под нужды исследователей, обнаружить ранее неисследованные феномены и облегчить попадание новых терминов в словарь. Актуальность данного исследования заключается в создании системного подхода к проектированию словарей специальной лексики.
Литературоведение
Гущина А.И. - Метафорические репрезентации «немецкого экономического чуда» в прозе Бернхарда Шлинка c. 14-21

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.35953

Аннотация: В статье исследуется отображение в произведениях Б. Шлинка сложных послевоенных лет Германии, оценивается влияние экономических обстоятельств на формирование немецкого общественного сознания. Объектом исследования в статье являются романы Б. Шлинка «Правосудие Зельба», «Обман Зельба», «Прощание Зельба», предметом исследования – художественные особенности репрезентации «немецкого экономического чуда» в прозе Б. Шлинка. Шлинк довольно критично относится к идеализированию результатов стремительного экономического развития Германии. Мифологизация положительных результатов экономического развития представляется ему лишь одной стороной медали. Более глубокое рассмотрение названных произведений Б. Шлинка, посвященных, помимо прочего, и теме послевоенного восстановления своей страны, позволяет лучше понять и точнее определить роль писателя в литературном процессе Германии в период конца ХХ – начала XXI в., что и определяет актуальность данной статьи. Цель публикуемой статьи состоит в исследовании значимости мифологических представлений в сознании немецкой нации, связанных со стремительным восстановлением и экономическим развитием Германии, и их отображения в творчестве Б. Шлинка. В исследуемых романах Б. Шлинк не только упоминает о возвращении бывших нацистов на общественные и гражданские посты, но и рисует картины благополучного послевоенного существования немецких промышленников, чьи предприятия работали раньше на нужды рейха. Писатель, показывая конфликт между героями, разрушает один их благообразных элементов мифа о «немецком экономическом чуде». Герой Б. Шлинка, детектив Зельб, задумывается о вопросах нравственности, связанных с экономическим развитием. Судьбоносная перемена в национальной истории, позволившая Германии вновь занять достойное место среди европейских наций, связывается автором и с целым рядом негативных последствий, например, с развитием психологии «потребительства» в обществе, умалчиванием немецкого национального прошлого, выявлением значительных экологических проблем, усилением радикальных настроений в среде немецкой молодёжи.
Лингвистика
Гузова А.В. - Использование эвфемизмов в публичных выступлениях американских политиков c. 22-28

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.36007

Аннотация: Предмет исследования – роль эвфемизмов в политической коммуникации. Цель статьи – установить функциональную роль эвфемизмов в публичных выступлениях американских политиков на материале речей 2020–2021г. Методика работы основана на положениях лингвориторики, в частности, на функциональной роли лексики в рамках того или иного жанра речи, среди методов были использованы: общенаучный, систематизации и обобщения, контент-анализа, дискурсивный анализ, метод сплошной выборки, лингвостилистический анализ.В статье установлено, что использование эвфемизмов в речах американских политиков за 2020–2021 гг. служит реализации следующих функций: манипулятивная, вуалирование действительности, самопозиционирование.     В публичных выступлениях вежливость и деликатность являются важными факторами для поддержания и продвижения общения. Автор указывает, что политика - это область, в которой используется множество эвфемизмов. Механизмы эвфемизации основаны на неточности речи, двусмысленности, обобщенной номинации объекта. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на курсах по риторике, а также при подготовке публичных выступлений. Научная новизна состоит в том, что на определенной выборке из материала, представленного публичными выступлениями американских политиков за 2021 год, устанавливается функциональная роль эвфемистических номинаций.
Келер А.И. - Жанр молитвы: критерии классификации c. 29-38

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.36072

Аннотация: Сегодня религиозный функциональный стиль активно исследуется не только в богословии, но и в филологии. Данный факт обусловлен, с одной стороны, изменением общественно-политической ситуации в России, с другой, как следствие, — необходимостью научного осмысления и описания опыта религиозного общения, реализующегося в конкретных жанрах. Молитва — один из жанров религиозного функционального стиля, называемых в ряду основных, или репрезентативных. Как в литературоведении, так и в лингвистике молитва изучается с точки зрения разных подходов, в результате чего авторы исследований предлагают различные основания для классификации жанра молитвы. Предметом настоящего исследования также выступает молитва как жанр религиозного стиля.   Автор статьи анализирует существующие классификации молитвы на материале христианских молитв и обобщает их с целью выведения общей классификации и её дальнейшего приложения к корпусу молитвенных текстов, созданных в рамках новоапостольского вероучения. В качестве результата исследования приводится сводная таблица, в которой представлены семь критериев для классификации молитвы, а именно: позиция адресанта (тип и количество адресантов); тип адресата; способ или форма воплощения молитвы; формально-содержательная жесткость текста; ведущая интенция / содержание / основная функция молитвы и их количество; место создания текста; время создания текста. Кроме того, приводится пример приложения сводных теоретических данных на конкретный материал —корпус из 220 молитв, созданных новоапостольскими прихожанами, и сведений о молитвенной жизни христиан из катехизиса Новоапостольской церкви.
Литературоведение
Султанмурадов А.М., Исаева К.Б. - Художественное осмысление жизненного и творческого пути Абусуфьяна Акаева в произведениях кумыкских писателей (на основе анализа поэмы «Пламя» Бадрутдина Магомедова) c. 39-49

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.35990

Аннотация: Предметом исследования является художественное осмысление жизни и творчества А. Акаева в произведениях кумыкских писателей. Объектом исследования является поэма «Пламя» известного кумыкского поэта Б. Магомедова. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как место и роль А. Акаева в истории духовной культуры кумыков, других дагестанских народов, развитие традиций художественного осмысления жизни и творчества известных кумыкских писателей (в том числе Абусуфьяна) в истории кумыкской литературы, пагубное отражение последствий сталинских репрессий в духовной жизни народа последующих лет и т.д. Особое внимание уделяется анализу проблематики и художественных особенностей поэмы. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) в истории кумыкской литературы есть такие имена, жизнь и творчество которых стали объектом не только литературоведческих изысканий, но также объектом их художественного осмысления; 2) художественному осмыслению жизни и творчества А. Акаева посвящены произведения более десятка кумыкских авторов, среди которых особое место принадлежит поэме «Пламя» Бадрутдина. Особым вкладом авторов в исследование темы является то, что они вводят в научный оборот одно из лучших в идейно-художественном плане произведений кумыкской литературы постсоветского периода. Новизна исследования заключается в том, что данная проблема до настоящего времени не становилась предметом специального исследования.
Языкознание
Куличева Е.В. - Синтагматические партнёры как средство репрезентации смыслового объёма агентивов учитель /учительница в прозе Ф. А. Вигдоровой 50-х–60-х гг. ХХ века c. 50-60

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.36100

Аннотация: Предметом исследования являются единицы предикатной лексики при словах учитель / учительница в текстах 50-х–60-х годов XX века Ф. А. Вигдоровой. Цель – выявить роль синтагматических партнёров агентивов учитель /учительница в прозе Ф.А. Вигдоровой 50-х–60-х гг. ХХ века. В статье рассмотрены лексикографические данные в отношении исследуемых слов; семантика имён прилагательных, причастий и глаголов при словах учитель / учительница в текстах 50-х–60-х гг. ХХ века Ф.А. Вигдоровой; проанализированы имена прилагательные, причастия, глаголы как средства характеризации в прозе 50-х–60-х гг. ХХ века писательницы. При проведении исследования применены методы лингвистического наблюдения, описания, статистического подсчёта, элементы компонентного анализа. Установлено, что важную роль в художественном пространстве писательница отводит именам прилагательным (реже – причастиям) и глаголам, которые выражают авторскую интенцию, проявляющуюся в прагматическом потенциале слов учитель / учительница. Имена прилагательные, причастия в качестве средства предикации рисуют обобщённый «портрет» учителя, имплицитно транслируя мысль Ф. А. Вигдоровой о профессионализме, долге учителя, его ответственности перед детьми, народом, страной. Глаголы представляют многоаспектную деятельность учителя, его вовлечённость во все сферы жизни, стремление к созиданию. Имена прилагательные, причастия, глаголы как средства характеризации агентивов учитель / учительница раскрывают авторский взгляд на проблемы образования и воспитания, подчёркивают мысль об особой роли учителя в жизни человека, его становлении. Актуальность темы статьи обусловлена впервые выполненным анализом синтагматических партнёров агентивов учитель / учительница в прозе Ф.А. Вигдоровой 50-х–60-х гг. ХХ века. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических занятий по лингвистической семантике, лингвокультурологии, языку художественной литературы в высших учебных заведениях.
Актуальный вопрос
Шальнова Е.П. - Схема художественного произведения (на основе «формулы» художественного произведения С. И. Сухих) c. 61-72

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.36078

Аннотация: Предметом исследования является структура художественного произведения. Цель работы — развитие положений о соотношении между частями художественного произведения, высказанных в исследовании С. И. Сухих «Теоретическая поэтика А. А. Потебни». Автор подробно рассматривает такие аспекты теории художественного произведения А. А. Потебни, как соотношение между внешней формой художественного произведения, внутренней формой, или художественным образом, и содержанием произведения и формирует представление о структуре художественного произведения. В статье описаны части художественного произведения (внешняя форма, внутренняя форма, или художественный образ, содержание). Предложена к рассмотрению схема художественного произведения с представлением частей художественного произведения и их соотношений. В результате исследования сформулированы понятия внешней формы, внутренней формы, или художественного образа, содержания произведения, определены свойства и отличительные признаки каждой части художественного произведения. Выявление свойств и отличительных признаков внешней и внутренней формы, содержания произведения привело к формированию представления о художественном произведении как о структуре, каждая из частей которой выражает собственное значение и служит средством создания значения для другой части произведения на основе собственного значения. Результатом исследования также является создание схемы художественного произведения, выражающей представление о структуре художественного произведения. Материалы исследования могут быть использованы при изучении общих понятий теории литературы: формы художественного произведения, содержания художественного произведения, художественного образа, понятия художественности. Также предлагаемая к рассмотрению схема художественного произведения может применяться к анализу художественного произведения. Научная новизна исследования заключается в формировании представления о художественном произведении как о структуре, каждая часть которой способна выражать собственное значение и служить средством создания значения для другой части произведения на основе собственного значения, а также в создании схемы, выражающей это представление.
Литературоведение
Любимов Н.И. - Мифопоэтический образ серебра в философской лирике Зои Дудиной c. 73-83

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.36066

Аннотация: В статье в рамках изучения поэтики современной марийской философской поэзии рассмотрен мифопоэтический образ серебра в лирике Зои Дудиной. На материале стихотворений, вошедших в сборник «Куанышым, куэм ӧндал…» (Обрадовалась, обняв берёзу…) (2012), выявлены семантика и художественные функции данного образа, репрезентирующего философское мировосприятие и мироощущение автора и определенным образом характеризующего лирическую героиню. В данном аспекте лирика Зои Дудиной исследуется впервые. Методологию исследования определяет структурно-семантический анализ произведений, который позволил выявить и подробно описать структурно-смысловые уровни образа серебра, открывающие авторскую концепцию мира и человека и характер лирической героини. В статье доказано, что марийский поэт Зоя Дудина в своей лирике многогранно представляет образ серебра. Серебро / серебряный для поэта – это, конечно, не драгоценный металл, который привлекает многих людей как ювелирное изделие, это мифопоэтический образ, его семантика глубоко связана с традиционной (языческой) культурой народа мари; этот образ почти всегда представлен в структуре природной картины и выражает мирооощущение и миропредставление лирического героя; он олицетворяет природную чистоту, благородство, верную любовь, крепкую дружбу, добрые намерения, единство человека с природным миром и традициями народа. Кроме того, автором статьи доказано, что в мифологическом контексте для лирической героини серебряным может быть даже настроение.
Киримов Т.Н. - Историография жизни и творчества подвижника крымскотатарской литературы и просвещения Я.Н. Байбуртлы c. 84-90

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.36067

Аннотация: Статья посвящена краткому обзору жизни и творческого наследия деятеля крымскотатарской литературы и просвещения в начале XX века Яхъйи-Наджи Байбуртлы (1876–1943). В научный оборот вводятся доселе малоизученные биографические и библиографические архивные материалы. Большую часть из них составляют довоенные литературные и историографические тексты, транслитерированные нами с арабской письменности на латинскую графику. В работе также используются мемуарные воспоминания родных и современников Я.Н. Байбуртлы, которые были опубликованы ими в современной национальной печати. Например, газетная статья дочери писателя – Нияры Байбуртлы, автобиографические произведения видного крымскотатарского писателя-публициста Шамиля Алядинова помогают более подробно ознакомиться с судьбой и творческим окружением Байбуртлы. В качестве методологической основы исследования темы, автором статьи применялись биографический, сравнительно-типологический и метакритический анализ. Теоретическую базу исследования составляют труды Арслана Кричинского, Джемиля Керменчикли, Исмаила Керимова, Дмитрия Урсу, Натальи Яблоновской, Мухиддина Хайруддинова, Энисе Абибуллаевой. Таким образом, обзор жизни и литературно-просветительской деятельности Я.Н. Байбуртлы помог более отчетливо описать его творческую личность, определить перспективы аспектного изучения биографии деятеля как писателя и драматурга, литературного переводчика, общественного деятеля и просветителя обозначенного выше периода. По мнению автора, изучение многогранного писательского и педагогического наследия Байбуртлы может существенно обогатить научное представление о традициях, условиях развития и формирования крымскотатарской писательской элиты довоенного периода в Крыму.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.